Международная сертификационная программа — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Международная сертификационная программа

2017-06-04 589
Международная сертификационная программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ПРОГРАММА


Семейное и детское психологическое консультирование и профессиональный коучинг

ФИО участника__________________

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Существует несколько принятых схем периодизации развития человека в онтогенезе. При этом критерием деления жизненного цикла на отдельные периоды является, по Аршавскому, способ взаимодействия организма с условиями среды.

Под периодом понимается отрезок времени онтогенеза, в течение которого физиологические функции имеют более или менее стабильный характер. Период может быть разделен на отдельные фазы, различающиеся по каким-либо характерным признакам. Переход от одного периода к другому рассматривается как переломный этап онтогенеза, или критический период, в течение которого происходят преобразования каких- либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и психофизиологическому переформированию организма.

Наиболее приняты следующие схемы возрастной онтогенетической периодизации (Табл. 1). Наиболее важные (ключевые) моменты периода новорожденности для последующего психологического развития ребенка – это возможности импринтинга (Пиаже, Аршавский) и коммуникативные интонационные реакции, начиная с первого крика (Аршавский, Тонкова-Ямпольская). Возникновение импринтинга у новорожденных говорит и о возможности образования у них натуральных условных рефлексов, в то время как искусственные условные рефлексы возникают гораздо позднее (Касаткин).

Возраст около 1 года, будучи критическим в отношении реализации позы стояния, является переломным этапом для ребенка и способствует прогрессированию его интеллектуального развития (Пиаже). Этот возраст (до 2-х лет), по Пиаже, характеризуется как период сенсомоторного интеллекта.

2,5-3 года – это переломный этап при переходе в качественно новый возрастной период – период дошкольного возраста, длящийся до 7 лет. Это период (по Красногорскому, начиная с 2-х летнего возраста) бурного речевого развития: в 2-х-летнем возрасте – это 200- 400 слов, усвоенных ребенком и фонематически воспроизводимых; в 3 года словарный запас существенно расширяется, особенно в связи с возникновением вопроса “Что такое” (Красногорский) и с развитием познавательной деятельности. Активизируется двигательное поведение, также способствующее становлению речевой деятельности (Кольцова), в это время ребенок овладевает правильным построением речи, осваивая падежи, лица, глагольные формы. При этом в качестве фактора, влияющего на становление речи и на интеллектуальное развитие ребенка, выступает двигательная активность. Речь ребенка начинает формироваться в годовалом возрасте путем подражания взрослым (после того как завершается структурное созревание корковых центров речи). В случае же изоляции ребенка от взрослых в этом возрасте речь не развивается и не реализуется даже после прекращения изоляции, если изоляция была достаточно долгой (до 16 лет - “случай Каспар Хаузера”)

7-летний возраст также является критическим после чего следует новый период, длящийся до 12-13 лет, это младший школьный возраст. В этот период активизируются и совершенствуются движения, что приводит (в комплексе с обучением) к формированию и развитию психофизиологических функций. Пиаже считает, что в период от 7 до 11 лет у ребенка строится понятийная система.

С 12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста, в течение которого происходит половое созревание – это пубертатный период, начало которого у 6 девочек приходится на 12-13, а у мальчиков на 16-17 лет. Этот период характеризуется эмоциональным напряжением, особенно у девочек.

Таблица 1. Схема возрастной периодизации онтогенеза человека (принятая на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, АПН СССР, Москва)

Возраст Период Новорожденный 1-10 дней

Грудной возраст 10 дней – 1 год

Раннее детство 1-3 года

Первое детство 4-7 лет

Второе детство 8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст 13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)

Юношеский возраст 17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)

Зрелый возраст I период II период 22-35 лет (мужчины) 21-35 лет (женщины) 36-60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст 61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)

Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины)

Долгожители 90 лет и выше

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Базовые (фундаментальные) потребности, которые определяют архетипическую модель поведения.

  Основные ПОТРЕБНОСТИ Что точно НЕЛЬЗЯ
М Свобода (отсутствие контроля). Уважение. Подчинять себе дело, природу, женщину. Секс – сексуальное удовлетворение. Управлять и быть первым. Необходимость спокойного отношения к их занятости на работе и к их «играм». Восхищение. Уют, порядок в доме. Для мужчин важныпросьбы от женщины о помощи и поддержке, «слов» о том, что женщина желает близости с ними. Контролировать.   Давать советы.   Манипулировать.   Упрекать, насмехаться, уничижать.   Опекать: напоминать «мать» или «отца» в худшем понимании.   Прерывать в разговоре.
Ж Безопасность. Общение. Взаимная связь. Преданность семье и детям. Единственность. Желание следовать и подчиняться. Финансовое обеспечение.   Для женщин важно, когда мужчины: говорят, что они красивы, уделяют им внимание, внимательно выслушивают, готовы поговорить, приласкать, обнимают, делают массаж, дают почувствовать их единственность, демонстрируют компетентность и силу. Упрекать в физических недостатках.   Оставлять в трудной ситуации одну.   Не сообщать о планах и задержках.   Сравнивать ее с другими, восхищаться достоинствами других женщин.

ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ

Время

Это ваш подарок любимому человеку. Вы будто говорите: «Ты нужен (нужна) мне, мне нравится быть с тобой». Проводить время вместе – значит отдать человеку свое внимание сполна. Формы совместного проведения времени в каждой семье разные: беседа за семейным ужином, выслушивание человека, настольная игра, поездка с человеком по его делам, совместное хобби, совместный труд на даче.

Самое важное – это качественное внимание, которое вы уделяете человеку. Например, если один смотрин телевизор, а другой в этой же комнате читает газету, то это не качественное внимание. А если вы полностью находитесь «в человеке», выслушиваете его, то вы дарите ему качественное внимание. Как бы вы заняты не были, уделейте любимым хотя бы 30 минут в день качественного внимания.

Подарок

Это символ любви. Не пытайтесь поразить любимлых людей ценой, размером и количеством подарков. Главное – это искренность и неожиданность. Не забывайте, если вы хотите отблагодарить за услугу – это плата, если пытаетесь подкупить человека – это взятка. Настоящий подарок не в обмен на что-то, а просто так.

Помощь

Ежедневно близкие обращаются к вам с различными вопросами, просьбами. Наша задача услышать их и ответить на них. Помогать близким – не значит полностью обслуживать их. Помощь должна быть от сердца и не во вред.

 

Определить свой язык любви можно тремя способами:

1.​ Что причиняет вам боль?

2.​ О чем вы чаще всего просите супруга? Возможно, в этом для вас выражается любовь.

3.​ Как вам самим выражать любовь наиболее комфортно и легко?

Если вам кажется, что вы одинаково свободно говорите на двух языках, возможно, они оба для вас родные.

 

Изоляция, одиночество.

Человек, знающий, как построить границы, но мало способный к сближению, полностью владеет своей жизнью и умеет говорить «нет».

У такого типа людей нет близких взаимоотношений. Они часто встречаются среди работоголиков (не трудоголиков – есть различие в этих понятиях) и среди добровольных отшельников. Несмотря на сильную нужду в общении, такие люди предпочитают держаться подальше от людей, в том плане чтобы никого не впускать в свою душу. Они никогда не сделают первого шага к тому, кто может им помочь. Они в отчаянии ожидают что кто-то первым приложит усилия к построению близости. Однако, глядя на этого человека, у окружающих создается впечатление, что ему не нужны никакие отношения, и не делают первого шага, даже если для них это не составляет труда. Поскольку нужда «отшельника» в близости остается неудовлетворенной – это вызывает гнев. Поэтому одинокие люди как бы «кусаются», когда ты пытаешься приблизиться к ним.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Руководитель.

· Может принимать решения в трудных ситуациях.

· Руководствуется разумными нормами.

· Заботиться о дисциплине и порядке.

· Действует не авторитарно.

· Гибок, не упирается в тупик.

· Открыт для других мнений.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Преследователь.

· Чаще отклоняет новое, нетерпимо реагирует властными проявлениями и агрессией.

· Требует приспособительного климата, интриг и боится риска.

· Неэффективный.

· Мало определенный.

· Призывает к манипуляциям.

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Воспитатель.

· Очень понимающий и принимающий.

· Создает климат уважения и уверенности.

· Требует отзывчивости и взаимной поддержки.

· Позволяет и поощряет действовать другим.

· Может хорошо передавать права и обязанности подопечным.

· Предоставляет пространство для развития.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Спасатель.

· Препятствует самостоятельности, делая других зависимыми от себя.

· Чрезмерной заботливостью ставит их в положение маленьких.

· Избегает необходимой конфронтации.

· Показывает мало понимания и мало хвалит.

· Очень ссылается на себя.

· Оставляет других в беде.

Эго-состояние Взрослый

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Стратег.

· Ищет корень проблемы.

· Применяет наработанные и скопированные у других эффективные стратегии взаимодействия.

· Заключает и поддерживает соглашения.

· Разрешает конфликты с помощью сотрудничества.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Дигитал.

· Показывает мало эмоций, «сухарь».

· Контролирует и ничего не делает для отношений.

· Не учится на опыте.

· Большое количество стереотипов и предрассудков.

· Отсутствие метакоммуникации.

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Творец.

· Полон фантазий, легкомысленный, очаровательный.

· Побуждает к творчеству и призывает к мужеству.

· Требует климата энергии и предпринимательства.

· Любит игру и исполнение желаний.

· Остается в контакте с реальностью. Спонтанен.

· Действует спокойно

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Преступник.

· Импульсивный и несдержанный.

· Требует климата хаоса, бесцеремонности.

· Менталитет несвободы и захвата инициативы любым путем.

· Почти не показывает эмоции.

· Скрытный и неживой.

· Требует климата скуки и отсутствия способности испытывать удовольствия.

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Дипломат.

· Может идти на компромиссы.

· Придерживается норм и основных правил.

· Заботится о чувствах других людей, этик.

· Придерживается своего мнения.

· Почти неподкупен.

· Не направлен на других.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Солдатик.

· Чрезмерно приспосабливается.

· Быстро отстраняется, боится критики.

· Боится что-то сделать неправильно.

· Быстро сдается, рано разочаровывается.

· Недипломатичен, невежлив, мало способен к компромиссам.

· С трудом включается в процесс и не придерживается правил.

ПРЕИМУЩЕСТВА

· Социальная роль: Деятель.

· Идет своим путем.

· Защищает себя от подавления и обесценивания.

· Открывает противоречия и инициирует изменения.

· Способен к уважению и соблюдению иерархии.

· Идет на компромиссы.

НЕДОСТАТКИ

· Социальная роль: Разрушитель.

· Почти не способен к компромиссам.

· В конфликте нападает или занимает жесткую оборонительную позицию.

· Потребляет непродуктивную энергию.

· Не имеет позитивной альтернативы.

· Сметает все на своем пути, негибок в отношениях.

· Быстро сдается и быстро отстраняется.

ТИПЫ ЛИДЕРСТВА

Тип «рулевой»

Требователен, решителен и независим. Стремится быть хозяином положения. Предпочитает вещи, которые подчеркивают его значимость. Например, в кабинете такого клиента может стоять больших размеров стол c массивным креслом. «Рулевой» любит носить дорогие аксессуары и статусную одежду, будет стремиться ездить на больших автомобилях известных марок. В карьере хочет занимать руководящую должность.

Особенности ведения переговоров:

1) Руководствуется принципом «мне это нужно было уже вчера».

2) Решения принимает быстро.

3) Во время переговоров следует четко обозначить следующие эти параметры:

· порядок работ;

· сроки;

· гарантии;

· результат.

 

Тип «экспрессивный»

Это веселые и яркие люди. Они креативны и полны энтузиазма. Одеваются в яркую одежду, носят модную прическу. Часто ездят на быстрой машине, выделяющейся из ряда других. В бизнесе хотят быть самыми крупными и лучшими, в личных контактах – центром внимания.

Многие действия этого типа спонтанны, имеют признаки импульсивности. Был случай, когда один из бизнесменов предложил партнерам продать компанию и поехать путешествовать, чтобы за это время разработать идеи, куда вложить деньги от бизнеса.

Предпочитают работать в сфере продаж, индустрии развлечений.

Особенности ведения переговоров:

1) Быстро переходит к сути вопроса, оперативно принимает решения.

2) Ответственность легко берет на себя.

3) При этом не всегда способен оценить глубину и степень риска.

Тип «дружелюбный»

Они приятны в общении, внимательны. Умеют слушать, хорошо понимают эмоции другой стороны. Одеваются обычно, ничем не привлекая внимание. В выборе автомобиля предпочитают комфорт. Для них очень важно общение. Такие люди ориентированы на взаимодействие в команде. Они любят групповое соглашение, при котором решения принимаются совместно. Отлично себя чувствуют, работая в сфере обслуживания клиентов.

Особенности ведения переговоров:

1) Главная ценность для людей этого типа – отношения. Если вам удастся наладить доверительное, дружеское общение, интересное этому типу – клиент ваш.

2) Его интересует низкая степень риска и долговременное сотрудничество.

Тип «аналитик»

Такие люди разговаривают негромко. Они неторопливы в движениях. Постоянно думают о делах на работе. Предпочитают оптимальное соотношение цены и качества. Носят функциональную одежду, выбирают автомобиль по такому же принципу.

Это хорошие администраторы, этот тип часто встречается среди бухгалтеров и финансовых директоров, представителей инженерно-архитектурных профессий.

Особенности ведения переговоров:

1) Нежелание расстаться с деньгами часто перевешивает желание получить выгоду. Их важно «зажечь», развернуто демонстрировать ценности или выгоды.

2) Скептичны и требуют демонстрации доказательств, задают большое количество вопросов.

Тест

Группа 1.

· Я представляю себе картину в целом быстрее, чем окружающие. ______

· Я люблю, чтобы события происходили быстро. ______

· Я не очень внимателен к деталям. _____

· Я часто нарушаю статус-кво (личное границы человека). _____

· При необходимости я беру дела под контроль. _____

· Иногда для меня тяжело работать в команде. _____

· Некоторые люди говорят, что я не очень хороший слушатель. _____

· Мне становится скучно, когда работа приобретает рутинный характер. _____

· Мне досадно, когда другие не принимают мои идеи. _____

· Я приветствую трудности и изменения. _____

Группа 2.

· Я являюсь источником энтузиазма для окружающих. _____

· Лучше всего я работаю при отсутствии контроля. _____

· Люди для меня чаще всего превыше программ. _____

· Планирование времени для меня трудная задача. _____

· Люди любят находиться рядом со мной. _____

· Я склонен принимать несогласие как личную обиду. _____

· Я не очень хорошо работаю с фактами и деталями. _____

· Я легко выражаю мысли и чувства. _____

· Лучше всего я работаю, чувствуя симпатии окружающих. _____

· Я способен к эффективной мотивации других на коллективную работу. _____

 

Группа 3.

· Люди говорят, что я терпеливый и понимающий. _____

· Говорят, со мной легко общаться. _____

· Я хороший слушатель. _____

· Люди для меня настолько же важны, насколько и работа. _____

· Лучше всего я работаю в атмосфере гармоничного коллектива. _____

· Моя эффективность наиболее высока в атмосфере стабильности. _____

· Я достигаю наилучших результатов, чувствуя признательность со стороны людей. _____

· Крупные изменения пугают меня. _____

· Мое начальство может быть уверено во мне. _____

· Я делаю все возможное для того, чтобы со мной было легко работать. _____

 

Группа 4.

  • На меня можно рассчитывать при выполнении заданий. _____
  • Одной из моих сильных сторон является внимательность к деталям. _____
  • Если уж делать работу, то делать хорошо. _____
  • Мне нужно точно знать, что от меня ожидают. _____
  • Я не люблю принимать решения, не располагая всеми фактами. _____
  • Мне трудно выражать свои чувства. _____
  • Я осторожный человек, с трудом идущий на риск. _____
  • Я люблю работать с четкими инструкциями. _____
  • Я требователен, когда моя работа не соответствует стандартам. _____
  • Для окружающих часто является загадкой, что у меня на уме. _____

 

Да – 1; Нет – 0.

Группа 1. Рулевой

Зажигается трудностями и вызовом претворения в жизнь изменений, направленных на более эффективную работу служения.

Желательны ситуации, дающие

- Свободу, полномочия, разнообразие, трудные задания, возможность продвижения и поощряющие индивидуальность.

Желательны ситуации, дающие

- Престиж, дружеские отношения, свободу от контроля и скрупулезности, возможность мотивации и помощи другим, свободное выражение идей.

Желательны ситуации, дающие

- Индивидуальную специализацию, коллективную работу, устоявшиеся стили работы, безопасность, ясные цели и должностные инструкции.

Желательны ситуации, дающие

- Специализацию и точность, планирование, безопасность, стабильность, малый риск ошибки.

Основные компетенции коуча

Это основные навыки, необходимые коучу для успешного проведения коуч-сессий. Они описывают подходы, используемые в современном коучинге. Эти навыки будут оцениваться в процессе сертификации.

1. Ясное различение консультирования, коучинга, консалтинга и психотерапии. Коучу необходимо уметь внятно рассказать клиенту, что такое коучинг, при каких запросах он применим, при каких необходимо обратиться к другим специалистам.

2. Умение формировать и соблюдать контракт: временной, по цели коучинга, по теме коуч-сессии, по правилам.

3. Сохранение коуч-позиции.

4. Умение устанавливать и сохранять раппорт – контакт с определенной мерой доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей.

5. Умение активно, сконцентрировано слушать клиента, давать эмпатические ответы.

6. Сохранение во время сессий баланса фрустрации и поддержки.

7. Владение всеми речевыми инструментами, всеми видами вопросов.

8. Знание всех макро- и микромоделей коучинга и умение их применять.

9. Умение пользоваться метафорами, аналогиями, историями и притчами.

10. Умение активно стимулировать осознанность клиента.

11. Умение трансформировать состояние клиента.

12. Навык получать обратную связь от клиента, как вербальную, так и невербальную и пользоваться ею для совершенствования своей работы.

 

Коуч-позиция

Основное в коуч-позиции – умение быть достаточно независимым от результатов клиента и эмоционально отстраненным при полной концентрации внутреннего внимания на процессах и заинтересованности в раскрытии потенциала клиента. Ответственность за все принятые решения несет клиент.

· Коуч поддерживает клиента в формировании планов действий, которые продвинут его вперёд к поставленным целям, создает контекст для изменений и результатов клиента.

· Коуч отслеживает, как происходит движение, спрашивая у клиента о тех действиях, за которые он взял на себя обязательство на предыдущих сессиях. Узнает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий.

· С помощью вопросов и поддержки коуч не даёт клиенту сбиться с пути между сессиями. Фокусируется на плане коучинга, но остаётся открытым для корректировки поведения и действий.

· Коуч активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определенным временным форматом.

· Коуч развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте).

· Коуч позитивно бросает клиенту вызов, обращая внимание на факт, когда тот не предпринял оговоренных действий.

При этом коуч демонстрирует умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставлять ответственность клиенту совершать действия.

Калибровка

Все люди находятся обычно в течение взаимодействия в различных состояниях. Калибровка – умение понимать, в каком состоянии сейчас находится человек, и замечать изменения состояний. Это умение, которое есть у всех, которое мы используем ежедневно. Это умение стоит того, чтобы его развивать.

Вы замечаете тонкие различия в проявлениях того, как другие люди переживают разные воспоминания и состояния. Например, если клиент вспоминает пугающий опыт, его губы могут стать тоньше, кожа побледнеть, а дыхание стать более поверхностным, тогда как, вспоминая приятное событие, он может измениться по-другому: губы станут полнее, лицо порозовеет, и на нем расслабятся мускулы, дыхание станет более глубоким.

Порой наши способности к калибровке оказываются настолько слабыми, что мы замечаем, что другой человек расстроен, лишь тогда, когда тот начинает кричать. Мы слишком полагаемся на то, что люди говорят нам о своем самочувствии, вместо того, чтобы использовать собственные глаза и уши. Едва ли полезно дожидаться удара кулаком по носу, чтобы узнать, что человек зол, или, увидев сдвинутые брови, предполагать самое страшное.

Вот небольшое упражнение.

Попросите вашего партнера подумать о человеке, который ему очень нравится. В то время как он будет делать это, обратите внимание на позицию его глаз и наклон головы. Отметьте также, является ли дыхание глубоким или поверхностным, частым или редким, высоким или низким. Отметьте изменения в тонусе мускулатуры лица, цвете кожи, размере губ и тоне голоса. Обратите внимание на эти тонкие признаки, которые обычно не замечаются. Они являются внешним выражением внутренних мыслей.

Теперь попросите партнера подумать о человеке, который ему не особенно нравится. Отметьте изменения в этих знаках. Попросите его думать попеременно то об одном, то о другом до тех пор, пока вы не убедитесь, что обнаружили определенные различия. Вы сейчас калибровали эти два состояния. Вы знаете теперь, как они выглядят. Попросите своего партнера подумать об одном из этих людей, не говоря вам заранее, о каком именно он подумает. А теперь прочтите по физическим индикаторам, о ком он подумал, и скажите ему. Это выглядит как чтение мыслей... Вы можете оттачивать свое умение. Чаще всего мы калибруем бессознательно.

Чем больше вы будете практиковаться в калибровке, тем лучше это будет у вас получаться. Некоторые различия между состояниями будут незначительными, другие будут бесспорными. По мере тренировки все легче будут замечаться тонкие изменения.

Изменения, какими бы малыми они ни были, всегда существуют. Как только ваши чувства станут более утонченными, вы будете обнаруживать их.

Контракт в коучинге

Начало контракта. Чаще всего, во время первой встречи или звонка клиенту рассказывают о том, что такое коучинг, какие запросы возможно обсуждать с коучем, стоимость одной часовой сессии.

Продолжение контракта. Если условия удовлетворяют клиента, то при следующей встрече необходимо проговорить условия работы:

1. Контракт на время. Сколько вы за один раз проведете часовых сессий, будут ли перерывы, если сессий несколько, за сколько минут до завершения работы вы предупредите клиента.

2. Контракт на темы. Определяется общая цель сессий, если их несколько, и тема первой сессии.

3. Контракт на зоны ответственности коуча и клиента.

4. Контракт на правила взаимодействия. Вводятся основные правила, обычно это «правило конфиденциальности», «не опаздывать», «завершать во время», «отключить мобильный телефон» и пр.

5. Обсуждаются также логистика, форма оплаты занятий, расписание, подключение третьих лиц, если это целесообразно и приемлемо, и др.

Утверждение.

Может быть в разнообразных формах, например, как похвала/ «поглаживание»:

· «Вы хорошо в этом разбираетесь!»

· «Здорово, что у Вас такой решительный настрой».

Или другие утверждения коуча:

· «Мне кажется, нам стоит сейчас…»

· «У меня есть ощущение, что у нас недостаточно контакта».

4. Вызовы. Применяются как элемент фрустрации, когда клиенту предстоит сделать что-то, что является для него выходом из зоны комфорта. Добавляет клиенту решимости или становится для коуча индикатором решимости клиента.

· «Мне кажется, Вы не сможете».

· «Мне кажется, Вы и дальше будете продолжать так делать» (в отношении неэффективной стратегии поведения).

· «Мне кажется, Вы не будете этого делать» (в отношении нового плана действий).

5. Идеи. В некотором смысле, это выход из коуч-позиции. Это не совет, но информация о том, как можно поступить в этом случае. Например: «У меня есть знакомые, которые в такой ситуации поступили так-то». Применяется, когда очевидно, что у клиента просто не хватает информации, а у коуча такая информация есть. В этом случае коуч может подать идею, чтобы сэкономить время и усилия клиента на поиск этой информации в других источниках.

Важно подать идею клиенту так, чтобы у него была возможность принять ее или отказаться.

Макромодели

Модель GROW

 

GOALS (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ)

1. Чего Вы хотите достичь?

2. Почему для Вас это важно?

3. Каких результатов Вы ожидаете?

4. Если бы Вы знали, что можете достичь всего, чего пожелаете, как тогда звучала бы ваша цель?

5. Какие промежуточные задачи должны быть выполнены/достигнуты?

6. За какие сроки Вы хотите достичь цель?

7. Как Вы узнаете, что достигли результата?

Когда цель определена, переходим к изучению окружающей действительности.

Модель LIGHT

Вариант без транформационных техник

Longing Что есть

Вопросы:

· Что тебе мешает радоваться жизни?

· Что работало, но перестало?

· Где болит?

· Что тебя не устраивает в твоей жизни?

· Что тормозит твое развитие?

· Что мешает полноценной жизни?

· Что тебя ограничивает?

Inspiration

Что вдохновляет. Ради чего стоит менять. Соединение с мечтами, внутренней силой и желаниями.

Вопросы:

· В чем твоя сила?

· О чем ты мечтаешь? Какие детские мечты?

· Чего ты на самом деле хочешь?

· Чего бы ты хотел если бы мог позволить себе мечтать?

· Чем ты отличаешься?

· Что ты делаешь лучше всех

· От чего ты получаешь максимальное удовольствие?

· Что тебя вдохновляет?

Goal

Цели. Что хочу в первую очередь изменить, что приблизит меня к мечте максимально, что уберет мои ограничения, избавит от боли. Может быть несколько.

Вопросы:

· Какова цель, достижение которой принесло бы мне наибольшее развитие и счастье в мою жизнь сейчас?

Дальше SMART или ХСР. На этом этапе можно стратегическую сессию провести.

Healing

Ресурсы / Препятствия

Вопросы по SWOT

- Какие твои знания, умения, навыки, свойство личности помогут тебе на пути к цели

- В чем слабые стороны, которые могут помешать?

- Какие возможности есть вокруг, если оглянуться?

- Что есть вокруг, что может помешать?

Transformation

Трансформация

Трансформируем результаты swot:

- Силу укрепляем и применяем;

- Слабости компенсируем, преобразуем;

- Возможности – подстраиваем под цели;

- Опасности преобразуем, подстраиваемся

Используем рефрейминг, прочие речевые инструменты

Вариант с трансформационными техниками

Longing Что есть

Вопросы:

· Что тебе мешает радоваться жизни?

· Что работало, но перестало?

· Где болит?

· Что тебя не устраивает в твоей жизни?

· Что тормозит твое развитие?

· Что мешает полноценной жизни?

· Что тебя ограничивает?

Inspiration

Что вдохновляет. Ради чего стоит менять. Соединение с мечтами, внутренней силой и желаниями.

Вопросы:

· В чем твоя сила?

· О чем ты мечтаешь? Какие детские мечты?

· Чего ты на самом деле хочешь?

· Чего бы ты хотел если бы мог позволить себе мечтать?

· Чем ты отличаешься?

· Что ты делаешь лучше всех

· От чего ты получаешь максимальное удовольствие?

· Что тебя вдохновляет?

Goal

Цели. Что хочу в первую очередь изменить, что приблизит меня к мечте максимально, что уберет мои ограничения, избавит от боли. Может быть несколько.

Вопросы:

· Какова цель, достижение которой принесло бы мне наибольшее развитие и счастье в мою жизнь сейчас?

Дальше SMART или ХСР. На этом этапе можно стратегическую сессию провести.

Healing

Внутренние, глубинные ограничивающие переживания, воспоминания.

Вопросы:

· Какие переживания не позволяли вам перейти к счастливой жизни?

· Какие обиды, грусть, расстройство, гнев не позволяли вам наслаждаться жизнью?

· Где, что чувствуете в своем теле?

· Каковы те важные моменты в вашей жизни, которые вы из раза в раз переживали?

· Как и с чем связаны эти переживания?

Transformation

Трансформация

Используем:

· Изменение убеждений (можно музей)

· Работа с речевыми инструментами (Дилтс, Милтон-модель)

· Шестишаговый рефрейминг

Вопросы:

· Как теперь вы видите ситуацию?

· Понимаете ли вы, что у вас есть выбор, как воспринимать происходящее?

· Как теперь вы отнесетесь к похожей ситуации в будущем?

· Как изменится ваша жизнь с новыми чувствами и эмоциями?

Модель ABC

Модель SCORE

Модель SCORE – это модель эффективного сбора информации о проблеме или решаемой задаче. Эта модель помогает сфокусировать внимание на определенных точках в рассматриваемой ситуации и указывает наиболее оптимальный путь работы, позволяющий за наименьшее количество времени и шагов продвигаться к поставленной цели или совершать изменения.

Данная модель была разработана Робертом Дилтсом, и является прекрасным инструментом для сбора информации не только в рамках психотерапии, но и в любой области, где вам необходимо в каждый момент времени понимать, куда вы движетесь, где находитесь сейчас (и почему), и что может помочь вам перейти из нынешнего состояния в желаемое.

Аббревиатура SCORE соединяет в себе следующие слова: Symptom (актуальное состояние), Cause (причина), Outcome (желаемое состояние), Resource (ресурс) и Effect (эффект).

Актуальное состояние – это ответ на вопрос, что происходит сейчас в обсуждаемом контексте. Каково в данный момент Ваше состояние (состояние клиента), мысли, чувства, поведенческие проявления? Какими сенсорными признаками можно описать это состояние? Что происходит вокруг? Кто еще задействован в ситуации? Важно понимать, что актуальное состояние само по себе не является проблемой. Нынешняя ситуация становится проблемой в тот момент, когда кто-то хочет осуществить изменение, поменять текущее положение дел или свое состояние на что-то другое.

Результат – цель или желаемое состояние, на которые направлены устремления человека. И при выяснении информации в этой точке SCORE мы пользуемся пунктами спецификации цели.

Ресурсы – средства, которые могут быть задействованы для перехода от актуального состояния к достижению желаемого результата. Это могут быть воспоминания, состояния, мысли, стратегии, чувства, а также люди, места, время, информация или события. При поиске ресурсов ключевым словом часто является аналогия, когда вы обращаетесь к своему или чужому опыту разрешения проблемы в аналогичной ситуации. А кого-то больше вдохновляют те ресурсы, которые еще не были им использованы.

Эффекты – это «результат результата», то есть те изменения, которые произойдут в жизни человека, если он добьется желаемого состояния. Эффекты могут быть как позитивными, дающими дополнительную мотивацию, так и негативными, неэкологичными для Вас (или клиента) или окружения сейчас или в будущем.

Причина – то, что породило симптом (привело к нынешнему состоянию). Это могут быть конкретные события в отдаленном или недавнем прошлом, чьи-то слова, ограничивающие убеждения, приобретенные с негативным опытом и т.д.

 

Вопросы, которые задаются в рамках модели SCORE:

C – ПРИЧИНЫ

1. Почему у тебя нет того, что ты хочешь?

2. Что послужило причиной сегодняшнего положения дел?

3. Что не дает тебе?

4. Что произойдет, если … получишь ЖС?

5. Что произойдет, если …не получишь ЖС?

6. Вторичные выгоды: Что ты получаешь от того, что это не происходит?

7. Что ты потеряешь, если это произойдет?

R – РЕСУРСЫ

1. Что вам нужно для достижения цели?

2. Что могло бы вам помочь перейти к быстрым изменениям?

3. Чего вам не хватало для получения результата?

E – ЭФФЕКТЫ

1. Что произойдет после достижения цели / получения ЖС?

2. Что тебе это даст?

3. Как полученные изменения отразятся на твоей жизни и на жизни твоих близких?

4. Какие более далекие последствия ты можешь предположить?

Микромодели коучинга

1) Микромодель SMART

Это первый шаг в модели GROW. Мод


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.285 с.