Развития Российской Федерации» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Развития Российской Федерации»

2017-06-04 423
Развития Российской Федерации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Министерства здравоохранения и социального

Развития Российской Федерации»

А.Ю. АБРАМОВ, А.В. ЗАМЫШЛЯЕВ, И.Е.НИКИТИНА

ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ

Ярославль – 2009

УДК 616-083

ББК 53.5

А 16

 

Абрамов А.Ю., Замышляев А.В., Никитина И.Е. Основы ухода за больными. –Ярославль. –2009. –75 с.

Авторы: Абрамов Андрей Юрьевич, доцент кафедры общей хирургии Ярославской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, доцент; Замышляев Андрей Владимирович, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней Ярославской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук; Никитина Ирина Евгеньевна, доцент кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля с физиотерапией Ярославской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая отделом производственной практики и содействия трудоустройству.

Редакторы: Ларичев Андрей Борисович, заведующий кафедрой общей хирургии Ярославской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор; Шилкина Наталья Петровна, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней Ярославской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор.

 

Рецензенты: Коршунов Николай Иванович, заведующий кафедрой терапии факультета последипломного образования Ярославской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор; Чумаков Александр Алексеевич, заведующий кафедрой факультетской хирургии Ярославской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор.

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации №1154 от 25.03.2003 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и «Положением о порядке проведения летней производственной практики студентов лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов» ГОУ ВПО ЯГМА от 10.09.2008.

В нем содержатся инструктивные материалы по организации и проведению летней производственной практики на младших курсах, рассматриваются основные вопросы ухода за больными, освещается техника выполнения основных манипуляций и процедур, излагаются перечень контрольных вопросов и необходимых практических умений, а также формы отчетности студента за летнюю производственную практику.

Данное издание предназначено для студентов 2 и 3 курса лечебного факультета, проходящих летнюю производственную практику в лечебно-профилактических учреждениях в качестве помощника постовой и процедурной медицинской сестры и в качестве медицинской сестры с элементами оказания скорой и неотложной медицинской помощи.

 

Рекомендовано к изданию цикловой методической комиссией по хирургическим дисциплинам, цикловой методической комиссией по терапевтическим дисциплинам, методической комиссией по научной организации учебного процесса (НОУП) и контролю качества Ярославской государственной медицинской академии.

 

Разрешено к печати Центральным координационно-методическим советом (протокол №14 от 09 апреля 2009 года) и Редакционно-издательским советом ЯГМА.

© Абрамов А.Ю., Замышляев А.В., Никитина И.Е. 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Общие положения по производственной практике студен­тов 2 и 3 курсов……………………………………………………........................  
Производственная практика студентов 2 курса……………………...  
Перечень контрольных вопросов для теоретической и практической подготовки для студентов 2 курса…………………….  
Производственная практика студентов 3 курса……………………...  
Работа в отделениях лечебно-профилактического учреждения…….  
Учебно-исследовательская работа студентов………………………..  
Санитарно-просветительная работа студентов………………………  
Перечень контрольных вопросов для теоретической и практической подготовки для студентов 3 курса……………………  
Отчетность студента за производственную практику………………  
Санитарно-гигиенический режим лечебно-профилактического учреждения……………………………………………………………  
Устройство приемно-диагностического отделения…………………  
Транспортировка больных, переноска и перекладывание тяжелобольных………………………………………………………….  
Режим работы лечебного отделения…………………………………  
Функциональные обязанности младшей меди­цинской сестры……  
Функциональные обязанности постовой и палатной меди­цинской сестры……………………………………………………………………  
Организация работы поста медицинской сестры. Основные виды медицинской документации. Прием и сдача дежурств.......................  
Санитарная обработка и личная гигиена больного в отделении…….  
Постель больного. Пользование функциональной кроватью. Смена нательного и постельного белья……………………………………….  
Контроль за посещениями больного и передачами…………………  
Основные элементы медицинского наблюдения и ухода за больными. Термометрия. Типы лихорадок…………………………  
Способы деконтаминации рук медицинского персонала……………  
Техника выполнения лечебных процедур……………………………  
Клизмы…………………………………………………………………..  
Применение газоотводной трубки……………………………………  
Промывание желудка…………………………………………………  
Катетеризация мочевого пузыря………………………………………  
Техника введения дуоденального зонда………………………………  
Оксигенотерапия………………………………………………………..  
Измерение периферического венозного давления по Вальдману…..  
Пути и методы введения лекарственных средств…………………….  
Методики забора биологического материала………………………  
Подготовка больных к рентгенологическим, эндоскопическим и ультразвуковым исследованиям……………………………………….  
Первая и доврачебная медицинская помощь при терминальных состояниях………………………………………………………………C:\Users\katkova.YMA\AppData\Local\Temp\7zOB60D.tmp\PRAKTICA.HTM - НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА, М#НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА, М  
Образец дневника производственной практики ……………………  
Рекомендуемая литература…………………………………………….  

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 2 И 3 КУРСА

Производственная практика студентов 2 и 3 курса ле­чебного факультета является важным этапом обучения, так как для будущего врача детальное знание всех особенностей работы младшего и среднего медицинского персонала - не­обходимый залог успешной врачебной деятельности. Произ­водственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и проводится в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации №1154 от 25 марта 2003 года «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и «Положением о порядке проведения летней производственной практики студентов лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов» ГОУ ВПО ЯГМА от 10 сентября 2008 года.

Производственная практика проводится в установленные сроки с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом. Продолжительность производственной практики определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и составляет 4 недели в четвертом семестре – в качестве помощника палатной, постовой и процедурной медицинской сестры, 4 недели в шестом семестре – в качестве медицинской сестры с элементами оказания скорой и неотложной медицинской помощи.

Общее руководство производственной практикой осуществляет проректор по учебной работе. Организацию производственной практикой обеспечивает заведующий отделом производственной практики, который несет ответственность за заключение договоров с лечебно-профилактическими учреждениями, подготовку и обеспечение делопроизводства, распределение студентов по базам практики, а также деканат лечебного факультета, контролирующий своевременность прохождения студентами производственной практики, сдачи зачетов и ликвидации задолженностей.

Непосредственное проведение и учебно-методическое руководство производственной практикой студентов 2 и 3 курса осуществляют кафедра общей хирургии и кафедра пропедевтики внутренних болезней, заведующие которыми несут ответственность за качество ее проведения. Отчеты ответственных за проведение производственной практики и кураторов лечебных баз ежегодно заслушиваются на кафедральных совещаниях.

С целью подготовки студентов к производственной практике на данных кафедрах в соответствии с Государственным образовательным стандартом и требованиями Программы итоговой Государственной аттестации выпускников формируются перечни практических навыков и умений с указанием уровня их освоения, а также определяются те требования, которые будут предъявлены к студенту на итоговом занятии для получения зачета. Перечень практических навыков и умений утверждается проректором по учебной работе.

Производственная практика проводится в лечебно-профилактических учреждениях г. Ярославля и Ярославской области, г. Костромы и Костромской области, г. Вологды и Вологодской области, Врачебно-санитарной службы Северной железной дороги, с которыми академией заключены договоры. Студенты, принятые в академию по целевому набору, проходят производственную практику в направившем их лечебно-профилактическом учреждении. Иногородним студентам разрешается прохождение производственной практики в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства при наличии официального письменного согласия руководителя данного учреждения, при этом должны быть выполнены все требования программы практики.

В лечебных учреждениях (базах практики) на основании договора между академией и лечебно-профилактическим учреждением назначаются руководители базы производственной практики (главный врач или его заместитель по лечебной работе, главная или старшая медицинская сестра), которые несут ответственность за организацию и проведение производственной практики на данной клинической базе. Непосредственное проведение производственной практики осуществляют базовые руководители (заведующие отделениями, старшие медицинские сестры отделений), отвечающие за качество проведения производственной практики в лечебно-профилактическом учреждении по соответствующим клиническим направлениям.

От прохождения летней производственной практики осво­бождаются студенты, имеющие среднее медицинское образо­вание и стаж работы по специальности не менее двух лет. Запрещается направление студентов за счет времени производственной практики на другие мероприятия (трудовые, оздоровительные, спортивные лагеря и т.д.). Перенос срока прохождения производственной практики может быть разрешен отдельным студентам в исключительных случаях (болезнь, беременность), а также студентам 2 и 3 курса, работающих в отряде «Студбыт» и штабе «Абитуриент», по согласованию с деканом факультета.

Производственная практика после 2 и 3 курса проводится в терапевтическом и хирургическом стационарах. С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в лечебно-профилактическом учреждении.

Каждый студент работает в тесном контакте с персоналом отделения под руководством старшей медицинской сестры и представителя академии. Студент должен строго соблюдать медицинскую этику и деонтологию, быть доброжелатель­ным, ровным в общении с больными, со старшими коллегами, со своими товарищами, быть максимально аккуратным в одежде, строго соблюдать санитарно-гигиенический и противо­эпидемический режим лечебно-профилактического учреждения.

В первый день практики проводится общее организационное собрание на лечебной базе, на котором студенты знакомятся с требованиями программы, целями и задачами производст­венной практики, а также с базовыми руководителями и ру­ководителями в лице старших медицинских сестер отделений, в которых они будут проходить практику. При прохождении производственной практики каждый студент должен иметь свой медицинский халат, шапочку, маску, сменную одежду и сменную обувь. В первый день про­изводственной практики базовый руководитель и старшая медицинская сестра знакомят студентов с правилами рабо­ты, распорядком дня, персоналом отделения, составляют ин­дивидуальный график работы студентов. В ряде клинических учреждений инструктаж в первый день практики проводит главная медицинская сестра больницы. При составлении графика работы исходят из шестичасового рабочего дня и шестидневной рабо­чей недели с выходным днем в воскресенье. По плану про­ведения производственной практики предусматриваются ночные дежурства. По­сле ночного дежурства студент имеет право на дополнитель­ный выходной день, а перед ночным дежурством отрабатывает шесть часов в утреннюю смену.

Во время производственной практики студент ведет единый днев­ник установленного образца, отражающий основные виды работы по всем клиническим направлениям производственной практики и являющийся ведущим отчетным документом. В дневнике студент ежедневно должен фиксировать под соответствующей датой все виды выполненных работ, а также количество освоенных практических навыков за данный день. Важно, чтобы дневник правильно и объективно отражал выполненную студентом работу, в связи с этим его следует заполнять в конце рабочего дня перед уходом домой, а не на следующий день по памяти. Ежедневные записи в дневнике визируются базовым руководителем производственной практики и старшей медицинской сестрой.

Студент за день до завершения практики (накануне зачетного занятия) подсчитывает и фиксирует в дневнике суммарное количество процедур и манипуляций, выполненных им в течение всей производственной практики. Руководитель практики от академии в специальной графе перечня манипуляций определяет итоговый уровень практической подготовки студента по оцениваемым навыкам и умениям.

После выполнения учебно-исследовательской и санитарно-просветительной работы дневник практики должен содержать отчеты по данным разделам практики.

К зачетному занятию студент должен иметь две заполненные путевки по санитарно-просветительной работе с указанием вида проделанной работы (санитарный бюллетень или беседа), темы, даты и места проведения, характеристики и численности аудитории, а также данные студента, заполнившего путевку. Путевка подписывается старшей медицинской сестрой и заверяется печатью лечебно-профилактического учреждения.

Ассистент-руководитель практики в дневнике дает письменную характеристику данного студента, которая заверяется подписью представителя администрации лечебного учреждения (главным врачом или его заместителем) и гербовой печатью. Характеристика составляется с учетом мнения постовых и старших медицинских сестер о студенте, проходящем производственную практику под их непосредственном руководством.

В заключительный день производственной практики проводится зачетное занятие базовым руководителем практики совместно со старшей медицинской сестрой (или главной медицинской сестрой) и представителем администрации базового лечебно-профилактического учреждения. Кроме устного ответа по специальным вопросам учитывается отношение студента к своим функциональным обязанностям, медицинскому персоналу, его дисциплинированность, прилежность. Также оценивается уровень усвоения студентами конкретных практических навыков и умений, т.е. техника выполнения ими различных процедур и манипуляций. Студент получает зачет по производственной практике при условии сдачи его не ниже оценки «хорошо». В зачетную книжку студента и в дневник производственной практики ставится «зачет» и подпись базового руководителя. Дневник производственной практики после сдачи зачета остается у студента и хранится до государственных выпускных экзаменов.

Студенты, проходившие производственную практику по месту жительства, в начале нового учебного года (сентябрь-октябрь) сдают зачет по расписанию, подготовленному отделом производственной практики совместно с деканатом факультета. Зачет принимают курсовой и базовые руководители. Студенты должны представить на зачет правильно оформленный дневник производственной практики.

Студент, не выполнивший программу производственной практики в установленные сроки и (или) получивший отрицательный отзыв о работе, а также пропустивший практику по болезни или другой уважительной причине, представляет в деканат объяснительную записку с указанием причины задолженности. Вопрос о прохождении производственной практики данным лицом решается индивидуально на совместном совещании проректора по учебной работе, декана лечебного факультета, заведующих кафедр, ответственных за проведение практики, и заведующего отделом производственной практики. Студент, выполнивший программу практики, но получивший отрицательную оценку на зачете, обращается в деканат за разрешением о повторной сдаче зачета.

При наличии задолженности по летней производственной практике студенту по представлению деканата приказом ректора академии может быть объявлено административное взыскание. В случае, если задолженность по производственной практике не будет ликвидирована до конца семестра, следующего за ее проведением, студент по представлению деканата отчисляется из академии. Студенты, имеющие академическую задолженность по производственной практике, направляются для ее прохождения на клинические базы соответствующих кафедр и проходят ее в вечернее время или в период зимних студенческих каникул.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

Летняя производственная практика студентов 2 курса ле­чебного факультета проводится в качестве помощника палатной, посто­вой и процедурной медицинской сестры (младшей медицин­ской сестры) после окончания летней экзаменационной сес­сии в июле месяце (24 рабочих дня) в терапевтических или хирургических отделениях стационаров.

Цель летней производственной практик и — проверка и за­крепление знаний, полученных студентами при изучении кур­са ухода за терапевтическими и хирургическими больными, дальнейшее усовершенствование и углубление практических навыков, приобретенных в академии, знакомство с организа­цией лечебного дела и условиями работы младшего медицин­ского персонала, с основами организации практического здра­воохранения, закрепление практических навыков по санитар­но-просветительной работе.

Студент должен знать основные принципы организации и работы лечебно-профилактических учреждений; санитарный и лечебно-охранительный режим в лечебных учреждениях; основные вопросы общего и специального ухода за больными и его значение в лечебном процессе; основы медицинской этики и деонтологии; функциональные обязанности помощника палатной, постовой и процедурной медицинской сестры; виды транспортировки больных; правила асептики и антисептики; теоретические основы выполнения некоторых сестринских манипуляций.

Студент должен уметь осуществлять санитарную обработку помещений, мебели, медицинского оборудования лечебного отделения, перевязочной, процедурного кабинета; выполнять комплекс мероприятий по уходу за больными в приемно-диагностическом отделении, регистрировать поступающих пациентов, оформлять медицинскую документацию; оказывать посильную помощь среднему медицинскому персоналу в проведении сестринских манипуляций и процедур; выполнять простейшие диагностические процедуры и лечебные мероприятия, относящиеся к компетенции среднего медицинского работника; проводить санитарно-просветительную работу.

Студенты рабо­тают под контролем базового (вузовского) руководителя прак­тики и квалифицированных медицинских сестер отделений, на базе которых студенты проходят производственную прак­тику. Контролирующую функцию также осуществляют главные и старшие сестры лечебных учреждений. Студенты рабо­тают в приемно-диагностическом отделении, процедурном кабинете, а также в терапевтическом и хирургическом отде­лениях лечебно-профилактических учреждений. Ассистентом-руководителем составляется график работы студентов в отделениях. Прак­тическая работа студентов слагается из шестичасового рабоче­го дня, при шестидневной рабочей неделе. Кроме этого, каждый студент должен иметь одно ночное дежурство в стационаре.

В приемно-диагностическом отделении студент должен быть ознакомлен с должностными обязанностями медицинской сестры. Под контролем медицинской сестры студент проводит прием и регистрацию больного, заполняет паспортную часть истории болезни, знакомит больного с режимом и распорядком дня дан­ного лечебного учреждения. Проводит санитарную обработку пациента, осуществляет антропометрию, измерение температуры тела, осмотр кожи, волосяного покрова, участвует в приготовлении и проведении гигиенической ванны или душа, выполняет транспортиров­ку пациентов.

В процедурном кабинете студент оказывает помощь процедурной меди­цинской сестре в подготовке рабочего места для проведения инъекций, в стерилизации шприцев, игл, зондов, в проведении забора крови из вены; участвует в оказании первой помощи при возникновении аллергического шока, осложнений при инъекциях; знакомится с правилами учета и хранения медика­ментов.

В лечебном отделении студент работает в качестве помощника палатной и пос­товой медицинской сестры. Студенты проводят уборку и про­ветривание в палатах, осуществляют смену постельного и на­тельного белья, уход за кожей и профилактику пролежней; проводят переноску, припод­нимание и перекладывание больных; осуществляют уход за глазами, ушами, носом, полостью рта; помогают медицинской сестре в подготовке медикаментов к раздаче, в наблюдении за больными; оказывают неотложную медицинскую помощь тяжелобольным; участвуют в организации раздачи пищи и кормлении ослабленных и находящихся на постельном режи­ме больных; осваивают навыки техники измерения темпера­туры и правила ведения температурных листов; осуществляют уход за лихорадящими больными, исследуют пульс, измеряют артериальное давление. Студенты знакомятся с правилами за­полнения и ведения истории болезни, листов назначений, ос­ваивают порядок их хранения; составляют сводку о суточном движении больных по отделению, заполняют журнал учета расходования медикаментов, журнал передачи сестринских дежурств; осуществляют уход за агонирующими больными, знакомятся с правилами обращения с трупом.

По окончании производственной практики студент пред­ставляет отчет о проделанной работе в виде дневника произ­водственной практики и характеристику профессиональных качеств студента, которая ему дается руководителем практики или старшей медицинской сестрой отделения. Отчет и харак­теристика заверяются подписью представителя администра­ции лечебного учреждения (главным врачом или его замести­телем) и печатью данного лечебного учреждения. Отметка о зачете практики вносится ассистентом-руководителем в за­четную книжку студента.

Студенты, проходившие производственную практику по месту жительства, в начале нового учебного года сдают зачет курсовому руководителю практики, при этом они должны иметь отчет о проделанной работе в виде дневника производ­ственной практики, заполненного по всей форме, и характери­стику профессиональных качеств, заверенную руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором студент проходил произ­водственную практику.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

 

Летняя производственная практика студентов 3 курса лечебного факультета проводится в качестве палатной, постовой и про­цедурной медицинской сестры с элементами оказания скорой и неотложной медицинской помощи после окончания лет­ней экзаменационной сессии в июле месяце (24 рабочих дня) в терапевтических или хирургических отделениях стациона­ров.

Производственная практика является ответственным эта­пом подготовки студентов к будущей самостоятельной работе, помогает закрепить знания и навыки, полученные студентами в ходе учебного процесса при изучении клинических и теоре­тических дисциплин, дает возможность студентам на началь­ном этапе клинического обучения познакомиться с условиями их будущей профессиональной деятельности.

Цель летней производственной практики - ознакомление с работой лечебно-профилактического учреждения, приобре­тение практических навыков по оказанию первой медицинской и неотложной помо­щи, овладение техникой выполнения медицинских проце­дур и манипуляций, отработка техники и методов ухода за больными при различных заболеваниях, совершенствование знаний деонтологии и этики медицинского работника, приоб­ретение навыков учебно-исследовательской и санитарно-просветительной работы.

Студент должен знать основные принципы организации и работы лечебно-профилактических учреждений; санитарный и лечебно-охранительный режим в лечебных учреждениях; основы медицинской этики и деонтологии; функциональные обязанности палатной, постовой и процедурной медицинской сестры; общие принципы оказания первой и неотложной медицинской помощи; правила асептики и антисептики; теоретические основы выполнения основных сестринских манипуляций.

Студент должен уметь правильно оформлять всю необходимую медицинскую документацию; владеть техникой выполнения сестринских манипуляций и практических навыков; владеть навыками базовой сердечно-легочной реанимации и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; проводить санитарно-просветительную работу.

Особенностью производственной практики студентов 3 курса является то, что студенты лечебного факультета при­ступают к работе в качестве медицинской сестры после про­хождения на 2 курсе дисциплин «уход за хирургическими больными», «уход за терапевтическими больными» и производственной практики в качестве помощника палатной, посто­вой и процедурной медицинской сестры (младшей медицин­ской сестры). Кроме теоретической подготовки, полученной при изучении ухода за больными на кафедрах общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней, а также владея основными навыками ухода за больными, студенты могут выполнять ряд лечебных процедур и манипуляций.

Помимо овладения техникой различных медицинских ма­нипуляций студенты должны понять их сущ­ность, цель и значение, а также клинически обоснованные по­казания и противопоказания к их проведению. Студентам вменяется в обязанности закрепить полученные знания по фармакологическому действию применяемых лекарственных веществ.

В первый день производственной практики ассистент - базовый руководитель и главная (старшая) медицинская сес­тра знакомят студентов с работой лечебного учреждения, распорядком дня, персоналом отделений, составляют график работы студентов на период практики.

Как правило, работа студентов проводится в одну смену - утреннюю, но в связи с производственной необходимостью возможно прохождение практики в две смены, согласно расписанию работы палатных и постовых медицинских сестер. Рабочий день равен шести часам при шестидневной рабочей неде­ле. По программе производственной практики предусматри­ваются два ночных дежурства. С целью повышения качества и закрепления знаний по оказанию первой и неотложной медицинской помощи дежурства проводятся на базах приемно-диагностических отделений многопрофильных лечебно-профилактических учреждений. После ночного дежурства студенты имеют дополнительный выходной день, а перед ночным дежурством отрабатывают шесть часов в утреннюю смену. Ночное дежурство составляет 12 часов, с 20.00 до 8.00. От ночных дежурств освобождаются студенты, имеющие медицинские противопоказания по работе в ночное время.

В каждом отделении имеется график работы студентов, в котором отражены рабочее место (медицинский пост, проце­дурный кабинет, приемно-диагностическое отделение, перевязочная, операцион­ная), часы работы, дни дежурств и семинаров. Это имеет очень важное воспитательное значение, дисциплинирует студента, повышает его ответственность.

Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике практики, который подписывается в конце рабочего дня медицинской сестрой и контролируется базовым руково­дителем практики.

По окончании производственной практики студент сдает руководителю практики свой дневник, в котором представлен сводный отчет о проделанной работе. Старшие сестры отде­ления вместе с ассистентом - базовым руководителем прак­тики в дневнике дают краткую характеристику работы сту­дента, после чего дневник заверяется руководителем лечебно­го учреждения.

 

 

РАБОТА В ОТДЕЛЕНИЯХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

1. При работе в терапевтическом отделении студенту необходимо:

- ознакомиться с режимом работы лечебного учрежде­ния, графиком работы, порядком приема и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств, поряд­ком проведения часа отдыха, посещений и приема передач, правилами хранения ядовитых и сильнодействующих лекарств и медицинского инструментария, санитарно-гигиеническим режимом палат, пищеблока, коридоров и других помещений;

- освоить правила ухода за больными: уметь измерять ар­териальное давление, подсчитать пульс и число дыханий, про­водить антропометрические измерения, измерять температуру тела, строить температурную кривую, раздавать лекарственные препараты, осуществлять смену нательного и постельного белья, проводить санитарно-гигиенические мероприятия у тяжелых больных;

- овладеть техникой подкожных, внутрикожных, внутри­мышечных, внутривенных инъекций;

- самостоятельно выполнять врачебные назначения по подготовке больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям, уметь выполнять желудочное и дуоденальное зондирование, ставить горчичники, банки, пиявки, компрессы, все виды клизм (очистительные, сифонные, питательные, ле­карственные), производить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

- участвовать во врачебных манипуляциях (плевральной и стернальной пункции, пункции живота при асците), при оказании первой и неотложной медицинской помощи (при кровотечении, присту­пе стенокардии, неукротимой рвоте, отравлении, астматиче­ском и коматозном состоянии, коллапсе, желчной и почечной колике и т. д.);

- участвовать в проведении совместно с врачом в процес­се переливания крови, определении группы крови и резус-фак­тора, проб на индивидуальную совместимость;

- владеть методикой взятия на анализ выделений;

- ознакомиться с правилами выписки и хранения медика­ментов (рецептурные прописи, порядок выписки и хранения наркотических, сердечных, сильнодействующих лекарствен­ных веществ, стерильных растворов);

- ознакомиться с диетотерапией;

- ознакомиться с приемно-диагностическим отделением стационара (по­рядок приема больных, оформление медицинской документа­ции, санитарно-противоэпидемические мероприятия и т. д.), клинической лабораторией;

- во время ночного дежурства принимать активное участие в работе дежурного персонала.

 

II. При работе в хирургическом отделении каждый сту­дент, кроме вышеперечисленного, должен овладеть следую­щими навыками:

- освоить наблюдение и уход за хирургическими боль­ными в пред- и послеоперационном периоде, фиксируя вни­мание на общем состоянии больного, его внешнем виде, цве­те кожного покрова, состоянии повязки, характере и частоте пульса, температуре тела, мочеотделении, особенно в первые сутки после операции, методах транспортировки больных, перекла­дывании с носилок, каталок на постель, поворачивании в постели, смене белья и кормлении;

- изучить процесс подготовки больного к различным хи­рургическим вмешательствам;

- изучить стерилизацию материалов, инструментария, масок, перчаток, обработку рук перед операцией;

- научиться правильному надеванию стерильного халата, маски и перчаток;

- научиться правильно подготовить операционный стол, набор инструментов, наркозный столик, кислородную установ­ку и другую аппаратуру, ознакомиться с работой медицинской сестры-анестезиста;

- выполнять под наблюдением врача простейшие пере­вязки, уметь наложить и снять гипсовые повязки и шины;

- осуществлять базовую сердечно-легочную реанимацию и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

- уметь ввести противостолбнячную сыворотку и нало­жить кровоостанавливающий жгут;

- изучить комплекс первой медицинской и доврачебной помощи при ранениях артерий и вен в типичных местах;

- научиться оказывать первую помощь при ожогах и дру­гих несчастных случаях.

 

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Форма учебно-исследовательской работы студентов во время производственной практики и ее тематика определяется базовым руководителем от академии с учетом проблематики профилирующих кафедр, пожеланий практического здравоохранения и индивидуальных интересов студента.

Целью учебно-исследовательской работы студентов во время производственной практики является более глубокое освоение навыков по методам ухода за больными и оказанию первой и доврачебной медицинской помощи.

Студенты должны научиться самостоятельно про­водить учебно-исследовательскую работу, методическую помощь им оказывает базовый руководитель от академии. Студент по заданной теме должен подобрать и изучить современную научную литературу, подготовить теоретический реферат, по возможности иллюстрировать его. Так же студент знакомится с опытом применения данного метода диагностики или способа лечения в отделении и критически анализирует его. На основе анализа с учетом данных современной литературы под руководством ассистента и старшей медицинской сестры студент вырабатывает конкретные реко­мендации по совершенствованию работы в отделении. После этого результаты проведенного исследования и выработанные рекомендации доводятся до сведения медицинского персона­ла на одной из конференций отделения студентом, проводив­шим исследование. Возможно выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ. Результаты учебно-исследовательской работы студентов заносятся в дневник производственной практики, могут быть оформлены в виде реферата или стендового доклада. Лучшие рефераты могут быть пред


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.