Тема №1. Социология как наука. Основные этапы ее развития — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема №1. Социология как наука. Основные этапы ее развития

2017-06-04 226
Тема №1. Социология как наука. Основные этапы ее развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание рабочей программы по темам курса.

Тема №1. Социология как наука. Основные этапы ее развития

Социология как наука. Определение социологии: объект и предмет. Социология в системе гуманитарных наук. Структура социологии. Методы социологии. Функции социологической науки: познавательная, прогностическая, социального прогнозирования, социально-техническая, управленческая, идеологическая. Структура и уровни социологического знания: общесоциологические теории и общетеоретическая социология; специальные или частные социологические теории; эмпирические или конкретные социологические исследования. Социология как плюралистическая, мультипарадигмальная наука.

Тема №2. Возникновение и развитие социологии

Становление и развитие социологии, основные направления. Классики социологии (П. Сорокин, Н. Кареев, Л. Петражицкий и др.). Возникновение теоретической социологии.

Сущность метода О. Конта и его позитивистская социология. Эволюционистская социология Г. Спенсера. Социологическая концепция М. Вебера о необходимости выделять элементарные частицы поведения индивида в обществе.

К. Маркса о становлении «многомерного» человека и производстве самого человека.

Э. Дюркгейм об отклонениях от принятых норм поведения: наркомания, проституция, сексуальные девиации, самоубийства, алкоголизм. Девиантное поведение и социальный контроль.

Тема №3. Общество как социокультурная система

Понятие и признаки общества. Общество как система социальных связей, отношений, взаимодействий. Общие признаки социальных систем. Типология социальных систем. Концепция эволюционного, революционного и циклического изменения общества.

Культура в общественной системе. Ценностно-нормативное содержание культуры.

Основные компоненты культуры и их роль в жизнедеятельности общества и человека. Функции культурных ценностей. Формы и разновидности культуры. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Формирование мировой системы. Процесс глобализации в современном мире. Социальный эффект глобализации.

 

Тема №4. Социология личности

Особенности социологического изменения человека. Личность как деятельный субъект. Биологическое и социальное в личности. Социальное действие и поведение. Социальные статусы и роли. Идентификация с ролью и статусом. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности.
Социализация личности. Основные этапы социализации. Агенты и виды социализации. Первичная и вторичная социализации.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Типы социального взаимодействия. Социальный контроль и ее разновидность. Социальные нормы и санкции.

Тема №5. Социальная структура

Понятия “социальная структура”, “социальная стратификация”. Система социальной стратификации в истории общества. Теория классовой стратификации (К. Маркс, М. Вебер).

Социальная стратификация современного западного общества. Социальные организации. Динамика социальной структуры современного общества. Социальная мобильность и ее виды.

Тема №6. Социальные общности, группы и организации

Понятие социальной общности. Виды социальных общностей: территориальные, этнические, демографические, культурные и иные. Социальная группа как основная разновидность социальных общностей. Виды общностей. Понятие социальные группы и ее основные признаки. Классификация социальных групп. Малая группа, ее разновидности и структура. Малые группы и коллективы.

Социальные организации как вид социальных групп, ориентированных на выполнение определенных целей и задач. Формы и виды социальных организаций. Управление организациями.

Тема №7. Социальные отношения

Социальные отношения, как категория социологии. Деловые взаимоотношения с партнером. Деловые взаимоотношения подчиненного с руководителями. Деловые взаимоотношения руководителя с подчиненными.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов 2 курса дневной формы обучения

направление подготовки «Юриспруденция»

Темы Всего часов Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа
Введение в социологию. Теория познания социума        
Тема 1. Социология как наука. Основные этапы ее развития        
Тема 2. Возникновение и развитие социологии        
Тема 3. Общество как социокультурная система        
Тема 4. Социология личности        
Тема 5. Социальная структура        
Тема 6. Социальные общности, группы и организации        
Проблемы взаимодействия между личностью и обществом        
Тема 7.Социальные отношения        
Тема 8. Методы и техника сбора социологической информации        
Тема 9. Социология конфликта        
Тема 10. Прикладная социология.        
Тема 11. Современное общество и глобализация     -  
Всего часов        

Методические рекомендации по

подготовке к семинарским занятиям

 

Семинар - форма группового обучения, применяемая для коллективной проработки тем учебной дисциплины, при которой студенты, курсанты, слушатели обсуждают сообщения, доклады и рефераты.

Для достижения эффективности семинарских занятий по учебной дисциплине «Социология» необходимо проводить их с элементами дискуссии. На семинаре теоретические знания, которые получают курсанты, студенты, слушатели в ходе лекций и самостоятельной подготовки к занятиям, расширяются и систематизируются.

Необходимым методическим условием успешного проведения семинарских занятий является умение объединить выступления курсантов, студентов, слушателей по их желанию с выступлениями по предложению преподавателя. На семинаре важно обговаривать не только те вопросы, которые обозначены планом, но и те которые являются наиболее важными и сложными. Также необходимо использовать такие активные элементы и интерактивные технологии, как ответы на проблемные вопросы, метод «мозгового штурма», дебаты, ролевые игры.

Семинар решает следующие задачи:

во-первых, помогает студентам, курсантам, слушателям овладеть научной терминологией и свободно оперировать ею;

во-вторых, в результате самостоятельной работы с литературой и другими источниками, семинар способствует более глубокому пониманию, закреплению и полному усвоению материала, полученного на лекции;

в-третьих, учит студента, курсанта, слушателя использовать полученные на лекциях знания и материалы научных исследователей;

в-четвертых, формирует научное мировоззрение и твердые личные убеждения, развивает общую культуру и речь, умение аргументировано отстаивать и доказывать свою точку зрения;

в-пятых, контролирует содержание, глубину и систематичность самостоятельной работы студента, курсанта, слушателя и дает возможность оценить сильные и слабые стороны в подготовке.

С целью подготовки к семинарскому занятию студенты должны:

- познакомиться с рекомендованной литературой;

- рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

- выделить проблемные вопросы;

- сформулировать собственную точку зрения;

- предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

Самостоятельная работа с литературой при подготовке к семинарскому занятию предполагает ведение записей, которые раскрывают содержание вопросов плана занятия:

развернутый план – каждый из пунктов плана раскрывает одну из сторон выбранной темы, а все пункты в комплексе охватывают тему в целом;

заметки – эта форма используется во время прочтения книг, брошюр, журналов. Суть данной работы состоит в том, чтобы на основании прочитанного выделить и выписать наиболее существенное.

выписки – это сжатое изложение текста в форме утверждений или отрицаний. Выписки готовят после предварительного ознакомления с текстом, при повторном его прочтении. Тезисы, как правила являются близкими к тексту, однако не повторяют его. Вместе с выводами и обобщениями в них могут быть также доказательства, иллюстрации, пояснения. В тезисах могут быть представлены и пояснения автора и логика авторской мысли.

конспект – это одна из общеизвестных, широко распространенных среди студентов форма записей. Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основного лекционного материала;

- передача основных мыслей «своими словами»;

- смешанный вариант.

В конспекте сосуществуют и дополняют друг друга две стороны:

1) Документальность, приближенность к словам лектора, к тексту источника, который изучается;

2) Запись собственных мыслей, творческие выводы, обобщения. Конспект может быть текстуальным или тематическим.

Разница между двумя формами конспекта состоит в том, что текстуальный конспект состоит из отдельных авторских цитат, посвящен конкретной лекции и используется для работы с первоисточником.

Суть тематического конспекта состоит в необходимости освещения какого-либо определенного вопроса из нескольких источников. Данная форма конспекта помогает анализировать и всесторонне обдумывать заданную тему и анализировать разные точки зрения на один и тот же вопрос.

Требования к оцениванию

Каждый курсант, студент, слушатель на семинарском занятии оценивается по 5-ти бальной шкале, а именно:

- оценка 5 «отлично» выставляется в случае, если курсант, студент, слушатель знает и понимает программный материал, грамотно и в полном объеме раскрывает содержание теоретического вопроса и успешно выполняет практическое задание – тест;

- оценка 4 «хорошо» выставляется в случае, если курсант, студент, слушатель владеет программным материалом, полностью и правильно раскрыто теоретический вопрос, а при выполнении практического задании была допущена неточность;

- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется в случае, если курсант, студент, слушатель усвоил только часть программного материала. Ответы на теоретические вопросы были не полными с существенными ошибками. Практическое задание выполнено.

- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется в случае, если курсантом, студентом, слушателем программный материал не был усвоен. Отсутствует понимание основной терминологии. Теоретический материал подается неграмотно. Практическое задание не выполнено.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Содержание рабочей программы по темам курса.

Тема №1. Социология как наука. Основные этапы ее развития

Социология как наука. Определение социологии: объект и предмет. Социология в системе гуманитарных наук. Структура социологии. Методы социологии. Функции социологической науки: познавательная, прогностическая, социального прогнозирования, социально-техническая, управленческая, идеологическая. Структура и уровни социологического знания: общесоциологические теории и общетеоретическая социология; специальные или частные социологические теории; эмпирические или конкретные социологические исследования. Социология как плюралистическая, мультипарадигмальная наука.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.