Кумыс и его лечебные свойства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кумыс и его лечебные свойства

2017-06-04 450
Кумыс и его лечебные свойства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

«Еда – есть лекарство, а лекарство – еда»

Гиппократ

Сегодня любой медик, будь он участковый врач или академик, знает о незаменимом профилактическом средстве, о живительном напитке- кумысе.

Выбор темы «Кумысолечение в Республике Казахстан и курорты» связан с большой актуальностью данного вопроса в настоящее время. Немалые успехи антибактериальной терапии туберкулеза и достижения легочной хирургии не снизили интереса к кумысолечению. Популярность кумыса и кумысолечения растет. Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования и увеличение числа кумысолечебных санаториев.

В работе предпринята попытка раскрыть содержание некоторых моментов, касающихся современного состояния и развития кумысолечебного направления в медицине.

Цель курсовой работы: проблемы и перспективы развития кумысолечебниц на примере Республики Казахстан.

Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы показать, насколько полезно и необходимо развитие кумысолечения в PK, также насколько важно совершенствование деятельности по производству кумыса и связанного с этим процессом вопрос кумысного коневодства и производства кумыса.

Объектом исследования является современное состояние одного из направления медицины– кумысолечения.

Предмет исследования – кумыс и его лечебные свойства.

Методы исследования: анализ имеющейся литературы по кумысолечению и санаториям Республики Казахстан, сравнение, описание.

Практическая значимость глубокого исследования динамики кумысолечения заключается в практическом применении результатов исследования специалистов в области лечебно-оздоровительного туризма для своевременного обнаружения и устранения проблем в данной сфере.

При написании работы были исследованы различные методики приема кумыса, а также потенциалы развития кумысолечения, для чего были рассмотрены курорты, специализирующиеся на использовании в лечебных целях живительного – кумыса. Сделан ряд выводов, касающихся вопроса деятельности этих здравниц и в частности качества и безопасности кумыса, применяемого для лечения.

В данной курсовой работе использована как учебная, так и научная литература, а также журнальные и газетные статьи. При написании данного материала также использованы ресурсы Интернет, в частности официальные сайты кумысолечебных санаториев.

 

Кумыс и его лечебные свойства

Возникновение кумысолечения

«Как нет возраста лучше сорока лет, так нет лучше пищи, чем кумыс»

Казахская пословица

Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей. Напиток пенистый, беловатого цвета, вкус - приятный, освежающий, кисловато-сладкий. Кумыс признан полезным общеукрепляющим средством.

Первыми готовить кумыс научились кочевые народы казахских монгольских степей в энеолите (5500 лет назад). Технологию приготовления- кумыса кочевники веками хранили в тайне. Как рассказывают старые казахские мастера, всего видов кумыса более двадцати пяти. Самый ценный майский – уызкымыз, его готовят из молозива. Июньский – сарыкымыз, имеет приятный желтоватый оттенок, а июльский кунаркымыз ценитсякалорийностью. Первое упоминание о кумыс можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484-424 гг. до н.э.), который, описывая быт скифов, рассказывал, что любимым напитком этого народа был особый напиток, приготовленный путем сбивания кобыльего молока в глубоких кадках. Описание кумыса можно встретить и в древнерусской летописи – «Ипатьевском списке». Подробное описание кумыса оставил французский монах и миссионер XIII века Вильгельм Рубрикиус. Рассказывая о своем путешествии «Татарию» в 1253 году, он впервые подробно описывает приготовление вкус и действие кумыса.

В зависимости от времени года кумыс бывает летним, осенним и зимним. Существуют и другие разновидности, всего же их более тридцати видов. Кумыс -молозиво (уыз-сут). Его получали из забродившего кобыльего молока, в котором держится вкус молозива. По старинному обычаю, старики и молодёжь аула приходили помешать такой кумыс, а хозяин, в свою очередь, угощал их.

После своего появления в глубокой древности и до наших дней кумыс является одним из любимых напитков многих народов, в том числе и ближайших соседей наших предков. Так, татары и монголы пили кумыс задолго до нашествия на Русь. С древних времен кумыс был известен и таким кочевымнародам, как монголы, киргизы, башкиры, он стал их национальным напитком.

Кстати со временем кочевники начали делать кумыс и из молока других животных, в частности, верблюдов и коров. Раньше всего к этому перешли калмыки. Что касается, например, башкир, то они признавали кумыс только из кобыльего молока, а казахи и туркмены из молока – верблюдиц.

Определенную роль в ''манкировании» славянами кумыса сыграло и то, что они вели оседлый образ жизни, который позволял им готовить и хранить многие молочные продукты. Кумыс же для кочевников был, практически вынужденным продуктом, так как только в таком виде они могли сохранять молоко и именно кобылье. Лошадь для кочевников была и средством передвижения, и источником основных продуктов питания: молока и мяса.

Историки отмечают и такой момент, который способствовал увеличению производства кумыса: это принятие кочевыми народами мусульманства. Ислам, как известно, запрещает мусульманам употреблять опьяняющие алкогольные напитки, вино. Кумыс же Кораном не запрещен.

Интересно, что в первой половине XIX века кумыс опять был передан опять забвению и только в 1858 году,благодаря врачу H. В. Постникову, о кумысе заговорили вновь. Hестор Васильевич Постников был первым, кто учредил в России первое кумысолечебное заведение (в 1858 году) поставил лечение кумысом на научную основу. Он опубликовал много статей по этой теме, а затем издал в Самаре книгу «О кумысе, его свойствах и действий на человеческий организм». Через 10 лет, в 1868 году, по желанию императрицы, московский купец В. С. Марецкий устроил первое подмосковное кумысолечебное заведение (в нынешних Сокольниках). Кумыс для этой лечебницы готовился в Останкине.

Кумыс разделяют на три вида: слабый, средний и старый (крепкий). Слабым считается тот, который разливается в бутылки ранее суток после заквашивания; средним называют суточный кумыс, старым тот, который со дня его приготовления остается на льду неделю или более в деревянных липовых или дубовых кадках. В сосудах из другого дерева кумыс быстро прокисает.

Сары (желтый) кумыс. Самый сладкий и полезный кумыс середины лета, когда травы полностью созрели и набрали силу. Во время частых переездов кумыс хорошо перемешивался, в результате чего комочки жира исчезали, а горьковатый привкус терялся, цвет становился желтоватым. Запах свежевыделанной сабы, соки разнотравья придавали кумысу неповторимый особенный вкус. Употребление такого кумыса поднимало настроение, а если выпить много, клонило в сон. Желтый кумыс полностью усваивается организмом, имеет особые целебные свойства.

Тунемел кумыс. Кумыс, созревавший в течение двух суток. В специальном торсыке с остатком старого кумыса (кора). Его пили, закусывая куртом, иримшиком и маслом. Схожа с ним и другая разновидность кораба кумыс, когда в ранее сброженный остаток кумыса наливали свежее кобылье молоко.

Кунан кумыс (кумыс трехдневка). Настаивался трое суток. Его давали людям не употреблявшим саумал. Обычно готовили к праздникам или поминкам. Кумыс настаивавшийся четверо суток, называли донен кумыс, пять суток – бестии кумыс, а кумыс превосходящий их по силе брожения, называли асау (буйным). Кысырдын кумыс (кумыс яловой кобылы). Готовили зимой из молока оставшейся летом яловой, но с сосущим жеребенком кобылы. Такой кумыс считается весьма полезным при туберкулезе, его дают тяжелобольным детям и взрослым. Бывало, что зимой кумыс готовили и из замороженного молока.

Медовый кумыс. Для придания особого вкуса в кумыс добавляли мед, сахар, кишмиш, сушеными урюк. Любимый напиток детей и подростков. В некоторые разновидности для аромата добавляли также пахучие травы. Кумыс – сборы (последний кумыс). Кумыс осеннего периода. По традиции пить такой кумыс приглашали гостей и родню из соседних аулов.

В зависимости от закваски, длительности и условии кумыс получается разным. Бывает кумыс весьма крепкий, с повышенным содержанием спирта, который может опьянять, приводя человека в возбуждённо – хмельное состояние. Бывает кумыс, наоборот, успокаивающий, приводящий человека в сонное состояние.

До 1917 года сведения о том «Куда ехать на кумыс» или «Подробное описание условий жизни», «Сведения гигиенического и санитарного характера, ценные для малокровных и многих больных» можно было найти в любом иллюстрированном журнале. Брошюры «кумыс как лечебный напиток», «Очерки кумысолечебных заведений Уфимской губернии», «Очерки кумысолечебных заведений Самарской и Оренбургской губернии С иллюстрациями» с указателем кумысолечебниц Уфимской, Самарской, Оренбургской губерний продавались во всех книжных магазинах и аптеках. В аптеках продавали и целебный напиток- кумыс. В Воронежской области В Бутурлиновском районе на окраине Кумысного Яра, где были пастбища знаменитого Хреновского конного завода графа А. Орлова, находят интересные бутылки. Формой и объемом они похожи на бутылки из-под шампанского. стенки толстые, дно вогнутое. На разноцветных бутылках прямо на стекле выдавлены слова: «Хреновская кумысолечебная санатория». Кумысолечебница (противотуберкулезный санаторий «Хреновое») была основана в 1897 году доктором Габриловичем.

Методики приема кумыса

Для приготовления кумыса нужно чтобы кобылица была степной, молодой и здоровой. Приготовление кумыса сводится к следующему: сначала приготовляют закваску, смешивают ее с кобыльим молоком и дают время постоять. Для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко, а следующей закваской служит крепкий кумыс. Доказано в недавнее время, что микроорганизмы напитка также, как и кефира, образуют зёрна которые можно промывать, высушивать и сохранять: лучше всего приготовлять кумыс при помощи этих зерен. Когда закваска готова, приступают к приготовлению самого кумыса. Берут 1 часть закваски и смешивают с 5-ю частями свежего парного молока, взбалтывают смесь в течение нескольких минут и оставляют на 3-4 часа бродить: уже часа через 4 появляются первые признаки брожения: поверхность смеси покрывается слоем маленьких пузырьков: в это время приливают еще 4-5 частей свежего молока, взбалтывают и оставляют стоять часов 7-8, затем снова приливают 4-5 частей молока и сильно взбалтывают: часа через 3-4 после второго прилития слабый кумыс с кисловатым, приятным вкусом готов. Часа через 3-4 вкус напиток делается уже алкогольным запахом, это крепкий кумыс: для приготовления же среднего напитка прибегают к подмолаживанию крепкого кумыса, разбавляя его свежим молоком: иногда, смотря по температуре, такое подмолаживание делается раза 2-3 в день и кумыс можно считать готовым к употреблению.

Методика приема кумыса зависит от заболевания больного, при котором назначено кумысолечение, от активности процесса, возраста больного.Питьевой режим кумыса аналогичен питьевому режиму минеральных вод и зависит от секреторно-моторной, эвакуаторной функции системы пищеварения. Особенные свойства кумыса состоят в том, что он никогда не переполняет желудка, его можно пить сколько угодно и в любое время, не чувствуя отягощения. Кумыс приносит особенную пользу во всех тех болезнях, где тело требует сытного и легкого питания, без отягощения пищеварительного тракта. Доказано, что кумыс обладает антибактериальными свойствами, которые усиливаются благодаря содержащимся в нем дрожжам, тормозящим развитие туберкулезных бактерий. Он увеличивает запасы глюкогенав печени, чтоговорит о благоприятном влиянии на углеводный обмен. Хорошо изучено влияние кумыса на красную кровь, поэтому он издавна рекомендовался для лечения больных различными формами анемии (малокровие). Общеизвестно также благоприятное влияние кумыса на нервную систему. Хороший кумыс вызывает своеобразное состояние: наступает некое утомление,затем крепкий, здоровый сон, исчезает повышенная раздражительность.

Кумыс влияет и на эндокринные железы, в особенности на половые: отмечались случаи устранения импотенции у молодых мужчин за первый месяц кумысолечения. Возможно, эти явления обусловлены благоприятным действием кумыса на нервную систему.

Впервые в истории кумысолечения профессор С.В. Михайловский с успехом использовал кумыс влечении уха, горла, носа в виде закапываний в санатории «Юматово».

В настоящее время кумыс широко применяется и при лечении других болезней, например при гастрите, малокровии, и упадке аппетита, хроническом бронхите, язвенной болезни желудка, ожирении и многих других. Не всякое лекарство столь вкусно и просто в применении.

Методика кумысолечения предусматривает применение кумыса дробными дозами 500-750-1000 мл/сутки. Время приема кумыса преимущественно зависит от состояния секреторной функции желудка.

Лицам с нормальной и повышенной секреторной функцией желудка на фоне нормальной моторно-эвакуаторной функции кишечника рекомендуется кумыс средней крепости с постоянной кислотностью 81-1000 по Тернеру: соответственно по 200-250 мл за 20-30 минут до еды или непосредственно перед приемом пищи и дробными дозами 150-200 мл в течение 1-1.5 часа в суточной дозе 500-750 мл.

Лицам со сниженной секреторной функцией желудка рекомендуется средний и крепкий кумыс (101-1200 по Тернеру) по 250-300 мл за 40-60 минут до еды, 750-1000 мл /сутки. Продолжительность курса кумысолечения должна быть не менее 20-25 дней.

При язвенной болезни, хроническом гастрите с повышенной и нормальной секреторной функцией назначается старый кумыс за 1-1.5 часа до приема пищи 125-250 мл 3 раза в день в теплом виде (18*-20*) Пить большими глотками, удалять избыток пены.

При язвенной болезни, хроническом гастрите с пониженной секреторной функцией назначают кумыс слабого и среднего сорта за 20-30 минут до еды 125-50 Мл 3 раза в день. Пить мелкими глотками. В начале курса лечения рекомендуется доза 100-150 мл, с постепенным увеличением до 250 мл. При назначении кумыса больным в ранний послеоперационный период (2-3 недели после операции) оперированным по поводу язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, методика применения зависит от исходного состояния секреторной и моторно-эвакуаторной функции желудка.

Больным с повышенной секреторной функцией рекомендуется кумыс слабого типа за 1-1.5 часа до приема пищи в дозе 50-100-200 мл 3-4 раза в день с расчетом на его тормозящее действие (дуоденальный эффект). Больным с сохраненной секрециейкумыс рекомендуется принимать как при повышенной секреторной функции желудка.Больным с пониженной секреторной функцией рекомендуется принимать кумыс слабого и среднего сорта за 20-30 минут до приема пищи в 3-4 раза в день. На курс лечения рекомендуется 16-18-20 литров кумыса, продолжительность курса лечения- 20-24 дня.

Под влиянием кумысолечения, особенно при санаторных условиях, улучшаются аппетит, секреция желудочного сока и всасывание пищи, повышается усвояемость белков и жиров пищи, нарастает вес. Слабый кумыс действует на кишечник послабляюще, средний и крепки задерживает перистальтику.

Дозируют кумыс строго индивидуально, начиная с 6 приемов по 100 мл (слабым больным по 50 мл), в дальнейшем доводя дозу до 250 мл в день. Назначают кумысолечение при некоторых формах туберкулёза лёгких (без выраженной наклонности к прогрессированию), а также при туберкулезе лимфатических узлов, в первую очередь – больным с сопутствующим хроническим гастритом (особенно пониженной кислотностью недостаточностью моторной и секреторной деятельности). С большим эффектом кумысолечение используют для промывания свищей, инстиляций мочевого пузыря, спринцеванийи влагалищных тампонов (на курорте (Шафраново). Применение получил коровий кумыс, который готовят из обезжиренного молока (обрат) с добавлением 25% воды и сахара.

Многочисленные исследования действия кумыса на больныхтуберкулезом и его физико- химических свойств позволили признать кумыс как эффективное лечебное средство. Вместе стем, до настоящего времени идет поиск новых кумысных продуктов с применением современных технологий. Так, к примеру, кумыс «Новый»,полученныйв санатории «Аксаково», является продуктом алкогольного и молочно-кислого брожения кобыльего и коровьегомолока под влиянием особой закваски с применением новой технологии приготовления. Качественные и органолептические свойства такого напитка значительно превосходят свойства кумыса приготовленного только из коровьего молока

В настоящее время общеизвестно значение кумысолечебниц в степных зонах. Результаты лечения в этих здравницах складывались из совокупного действия кумыса и степного климата. Особенности степного климата оказывают сильное воздействие на организм человека – зной и резкая сухость степного климата вызывают обильное потоотделение и сильную жажду, удовлетворяемую обильным питьем кумыса. Все это способствует вымыванию из организма шлаков и усиливает обмен веществ. Обилие солнечного света, высокая температура воздуха и постоянное движение его благотворно действуют на сердечно-сосудистую и нервную системы, кроветворную функцию обмен веществ.Резкие суточные колебания темп, и переходы от сухих знойных дней к холодным приучают вазомоторы тела быстро приспосабливаться к колебаниям внешней температуры и способствуют закаливанию организма.

Таким образом, под степным кумысолечением следует понимать не только питье кумыса, но совокупное воздействие степного климата и специальногорежима, связанного с усиленным питанием, усиленным движением, длительнымпребыванием на воздухе и на солнце. Это метод лечения, предъявляющий значительные требования к запасным силам организма и приводящий укреплению и тренировке. Если в вопросе о значении степного кумысолечения в настоящее время разногласий уже не существует, то до сих пор остается спорным вопрос о значении питья кумыса вне степной обстановки – не степное кумысолечение. Наряду с авторами, видящими в кумысе как в таковом могучее лечебное и питательное средство, есть авторы, относящие эффект степного кумысолечения главным образом на счет климатических условий, усиленного питания и режима. Новейшие лабораторно -клинические наблюдения над фармакодинамическими свойствами кумыса, а также успешное применениекумысолечения в не степных местностях Бурят- Монгольской республики и Сибири подтверждают целесообразность применения кумысолечения вне степной обстановки.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что, во-первых, методика приема кумыса зависит от заболевания больного, от активности процесса, от возраста больного и, во-вторых, кумысолечение проходит более эффективно в сочетании с климатотерапией. Это метод лечения, предъявляющий значительные требования к запасным силам организма и приводящий к его укреплению и тренировке.


 

Рекомендации по развитию кумысолечения

Изучив лечебно-оздоровительные санатории Казахстана, есть ряд рекомендации по развитию и перспективе кумысолечения:

1. Добавить в спектр процедур лечебно-оздоровительного назначения санаториев Казахстана кумысолечение. Такое изменение даст определенный рост интереса к санаториям Казахстана.

Например, лечебно-реабилитационный комплекс «Сарыагаш» расположен на высоте 450 м над уровнем моря - на одноименном курорте в 130 км от г. Шымкента и в 18 км от г. Ташкента.

Основное средство лечения – минеральная вода, которая снимает воспалительные процессы в желудке, кишечнике, способствует рубцеванию язв желудка, кишечника, снижает уровень холестерина в крови, улучшает обмен веществ, нормализует уровень сахара в крови, обладает сильным, мочегонным, желчегонным свойствами, регулирующим кислотность желудочного действия. Оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние нервной системы и желез внутренней секреции, способствуют восстановлению иммунитета, улучшает обмен веществ.

Санаторий «Сосновый бор» - это климатобальнеологическое многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение с развитой инфраструктурой и природным лечебным фактором. Воздух, солнце и вода - могучие источники здоровья. Расположен в северном регионе Республики Казахстан - живописной курортной зоне лесничества «Аракарагай» Костанайской области в 45 км. от города Костанай. Природа щедро одарила окрестности санатория ценнейшим богатством: озером с минеральной водой и хвойным лесом, богатым грибами и ягодами.

Сосна чудесный природный доктор, особенно в мае, в сезон цветения почек. Пыльца, богатая фитонцидами, очень полезна при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также людям, предрасположенным к простудным заболеваниям. Климат умеренный.

Основные виды заболеваний, по которым проводится лечение в санатории:

- опорно-двигательный аппарат: заболевания суставов- артриты, полиартриты, роме туберкулезной этнологии;

- сопутствующие заболевания: желудочно-кишечные; органов дыхания (без признаков декомпенсации); сахарный диабет легкой, средней степени тяжести;

- болезни органов пищеварения: хронические гастриты с повышенной, недостаточной, сохраненной секреторной функцией вне фазы обострения;

- болезни обмена веществ и эндокринной системы: сахарный диабет, нарушение минерального обмена;

- болезни нервной системы:

Добавив в данные санатории лечебную процедуру – кумысолечение, можно добиться лишь положительных результатов, повысить заинтересованность и посещаемость данных и других санаториев.

2. Обратить внимание администрации областей Республики Казахстан и областных управлений развития туризма на проблемы и перспективы развития кумысолечения в регионе.

3. Наличие обширных пастбищ, благоприятных природно-климатических условий (типчаково-ковыльных сухих степей, жаркого лета), нахождение вблизи районных центров и городов создают возможности для санаториев находящихся в Щучинско-Боровской, Сарыагашской и Катон-Карагайской курортной зоне заниматься кумысолечением.

4. Реклама данного продукта повысит интерес покупателей, увеличит продажу данного продукта, использование его в качестве лечебно-оздоровительной услуги в санаториях повысит иммунитет и снизит заболеваемость людей.

Для Казахстана развитие молочного коневодства является выгодным вложением, как в материальный, так и в человеческий капитал. Успех этого проекта существенно повысит привлекательность Казахстанских курортов и для других инвесторов, покажет достойный пример.

Помимо этого, производство лечебного продукта – кумыса - укрепит уже имеющийся имидж наших курортов в качестве здравницы Республики Казахстан, откроет дополнительные перспективы для привлечения туристов. В условиях постоянно ухудшающейся экологической обстановки, кумыс станет доступным источником здоровья для казахстанцев. Также будет возможность трудоустраивать на ферму местное население, что поможет решить проблему занятости во многих районах Республики.

Заключение

В качестве основных выводов и предложении хотелось бы выделить несколько основных моментов.

Во-первых, на основе изучения возникновения кумысолечения сделан вывод о том, что целебные свойства кумыса были известны людям еще задолго до начала нашей эры и впоследствии свойства этого напитка не потеряли своей известности. Многие народы на протяжении веков употребляли кумыс в своей повседневной жизни и знали о его целебных свойствах. Положительная оценка кумысолечения учеными, врачами и больными содействует развитию кумысолечения во многих странах мира.

Во-вторых, оценивая лечебное действие кумыса на организм человека, следует сделать вывод о том, что спектр действия этого живительного напитка достаточно широкий. Многостороннее благотворное действие кумыса объясняется его свойствами биостимулятора. Именно поэтому кумыс высокоэффективен при лечении широкого спектра заболеваний. Действие кумыса на организм человека настолько многообразно, что нельзя поставить с ним в ряд ни одно фармацевтическое средство. Кумыс по справедливости можно назвать «живым напитком».

В-третьих, были выявлены методики применения кумысолечения, из чего следует, что кумысолечение проходит более эффективно в сочетании с климатотерапией. Этот метод лечения предъявляет значительные требования к запасным силам организма и приводит к его укреплению и тренировке.

Кроме того, методика приема кумыса зависит от заболеваний и возраста больного, а также от активности процесса. Питьевой режим кумыса аналогичен питьевому режиму минеральных вод и зависит от секреторно-моторной, эвакуаторной функции системы пищеварения.

В-четвертых, рассматривая возможные потенциалы развития кумысолечения в Республики Казахстан был выявлен ряд моментов.

Кумысолечение неразрывно связано с климатотерапией, лечебныепрофили разнообразны и позволяют принимать на лечение людей с самыми различными заболеваниями. Однако кумысопроизводство до сих пор находится в руках кумысоделов-практиков, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. А ведь вкус, аромат и лечебные свойства кумыса во многом зависят от технологии приготовления. Досих пор не существует научно обоснованной технологии кумысоделия в виде апробированных технологических инструкций, наставлении и рекомендаций.

Таким образом, самым важным моментом в совершенствовании деятельности по производству кумыса и связанного с ним процесса кумысолечения является координация вопросов кумысного коневодства и производства кумыса.

Исходя из изучения кумысолечения и кумысолечебного санатория, можно сделать вывод, что кумыс в медицинской практике занимает значительное место. В связи с этим необходимо повсеместно и всемерно увеличивать производство кумыса, что возможно при увеличении поголовья дойных кобылиц в Казахстане. Рациональное кумысоделие возможно лишь при правильной организации кумысного хозяйства.


 

Список использованной литературы

 

1. Кумысолечение: лечебные свойства кумыса, кумысолечебные санатории www.sankurtur.ru /, 2013-2015.

2. Басов B.A. Кумысолечение. – М.: Госмедиздат, 2009-29 с.

3. Кумысолечение. www.medical-enc.ru /, 2010-2017.

4. Ветитнев А.М. Курортное дело. – М.: КноРус, 2006. - С. 64-65.

5. Варлов К.Н. Антибиотическая активность кумыса. – СПб.: Лань, 2009. – 59 с.

6. Большая медицинская энциклопедия www.bigmeden.ru /, 2014-2017.

7. Штенцев H. Кумыс - визитная карточка республики / Сельские узоры-республиканский научно -производственный аграрный журнал. - №5. -2010.

8. Методика приема кумыса www.nettkilo.ru /, 2013-2017.

9. Брудная Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев. M: Респекс, 2005. - 30 с.

10. Малая медицинская энциклопедия. – М., 1992.– С.477-478.

11. Газизов Ф.Г. Санаторий им. С.Т Аксакова. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1998. – 98 с.

12. Мейдунович, O.K. Биохимический состав молочнокислых продуктов. – М.: Феникс, 2007. - 157 с.

13. Богданов С. Некоторые тенденции развития санаторно-курортного комплекса/ Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2008. – С.48-50.

14. Официальный сайт санаторий «Юматово»www.yyumatovo.ru 2017.

15. Санаторий «Юматово»www.kurortperm.ru / 2013-2017.

16. Центр развития туризма РК www.tour102.ru / 2010-2017.

17. Озёра Восточно-Казахстанской области www.ceb-uk.kz/ 2017.

18. Горный Алтай www.kumysfarm.kz/, 2012-2017.

19. Кумысолечение в Казахстане www.spinet.ru/, 2017.

20. Красивейшая Природа Казахстана www.tr-kazakhstan.kz /, 2011-2017.

Введение

«Еда – есть лекарство, а лекарство – еда»

Гиппократ

Сегодня любой медик, будь он участковый врач или академик, знает о незаменимом профилактическом средстве, о живительном напитке- кумысе.

Выбор темы «Кумысолечение в Республике Казахстан и курорты» связан с большой актуальностью данного вопроса в настоящее время. Немалые успехи антибактериальной терапии туберкулеза и достижения легочной хирургии не снизили интереса к кумысолечению. Популярность кумыса и кумысолечения растет. Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования и увеличение числа кумысолечебных санаториев.

В работе предпринята попытка раскрыть содержание некоторых моментов, касающихся современного состояния и развития кумысолечебного направления в медицине.

Цель курсовой работы: проблемы и перспективы развития кумысолечебниц на примере Республики Казахстан.

Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы показать, насколько полезно и необходимо развитие кумысолечения в PK, также насколько важно совершенствование деятельности по производству кумыса и связанного с этим процессом вопрос кумысного коневодства и производства кумыса.

Объектом исследования является современное состояние одного из направления медицины– кумысолечения.

Предмет исследования – кумыс и его лечебные свойства.

Методы исследования: анализ имеющейся литературы по кумысолечению и санаториям Республики Казахстан, сравнение, описание.

Практическая значимость глубокого исследования динамики кумысолечения заключается в практическом применении результатов исследования специалистов в области лечебно-оздоровительного туризма для своевременного обнаружения и устранения проблем в данной сфере.

При написании работы были исследованы различные методики приема кумыса, а также потенциалы развития кумысолечения, для чего были рассмотрены курорты, специализирующиеся на использовании в лечебных целях живительного – кумыса. Сделан ряд выводов, касающихся вопроса деятельности этих здравниц и в частности качества и безопасности кумыса, применяемого для лечения.

В данной курсовой работе использована как учебная, так и научная литература, а также журнальные и газетные статьи. При написании данного материала также использованы ресурсы Интернет, в частности официальные сайты кумысолечебных санаториев.

 

Кумыс и его лечебные свойства

Возникновение кумысолечения

«Как нет возраста лучше сорока лет, так нет лучше пищи, чем кумыс»

Казахская пословица

Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей. Напиток пенистый, беловатого цвета, вкус - приятный, освежающий, кисловато-сладкий. Кумыс признан полезным общеукрепляющим средством.

Первыми готовить кумыс научились кочевые народы казахских монгольских степей в энеолите (5500 лет назад). Технологию приготовления- кумыса кочевники веками хранили в тайне. Как рассказывают старые казахские мастера, всего видов кумыса более двадцати пяти. Самый ценный майский – уызкымыз, его готовят из молозива. Июньский – сарыкымыз, имеет приятный желтоватый оттенок, а июльский кунаркымыз ценитсякалорийностью. Первое упоминание о кумыс можно найти в трудах древнегреческого историка Геродота (484-424 гг. до н.э.), который, описывая быт скифов, рассказывал, что любимым напитком этого народа был особый напиток, приготовленный путем сбивания кобыльего молока в глубоких кадках. Описание кумыса можно встретить и в древнерусской летописи – «Ипатьевском списке». Подробное описание кумыса оставил французский монах и миссионер XIII века Вильгельм Рубрикиус. Рассказывая о своем путешествии «Татарию» в 1253 году, он впервые подробно описывает приготовление вкус и действие кумыса.

В зависимости от времени года кумыс бывает летним, осенним и зимним. Существуют и другие разновидности, всего же их более тридцати видов. Кумыс -молозиво (уыз-сут). Его получали из забродившего кобыльего молока, в котором держится вкус молозива. По старинному обычаю, старики и молодёжь аула приходили помешать такой кумыс, а хозяин, в свою очередь, угощал их.

После своего появления в глубокой древности и до наших дней кумыс является одним из любимых напитков многих народов, в том числе и ближайших соседей наших предков. Так, татары и монголы пили кумыс задолго до нашествия на Русь. С древних времен кумыс был известен и таким кочевымнародам, как монголы, киргизы, башкиры, он стал их национальным напитком.

Кстати со временем кочевники начали делать кумыс и из молока других животных, в частности, верблюдов и коров. Раньше всего к этому перешли калмыки. Что касается, например, башкир, то они признавали кумыс только из кобыльего молока, а казахи и туркмены из молока – верблюдиц.

Определенную роль в ''манкировании» славянами кумыса сыграло и то, что они вели оседлый образ жизни, который позволял им готовить и хранить многие молочные продукты. Кумыс же для кочевников был, практически вынужденным продуктом, так как только в таком виде они могли сохранять молоко и именно кобылье. Лошадь для кочевников была и средством передвижения, и источником основных продуктов питания: молока и мяса.

Историки отмечают и такой момент, который способствовал увеличению производства кумыса: это принятие кочевыми народами мусульманства. Ислам, как известно, запрещает мусульманам употреблять опьяняющие алкогольные напитки, вино. Кумыс же Кораном не запрещен.

Интересно, что в первой половине XIX века кумыс опять был передан опять забвению и только в 1858 году,благодаря врачу H. В. Постникову, о кумысе заговорили вновь. Hестор Васильевич Постников был первым, кто учредил в России первое кумысолечебное заведение (в 1858 году) поставил лечение кумысом на научную основу. Он опубликовал много статей по этой теме, а затем издал в Самаре книгу «О кумысе, его свойствах и действий на человеческий организм». Через 10 лет, в 1868 году, по желанию императрицы, московский купец В. С. Марецкий устроил первое подмосковное кумысолечебное заведение (в нынешних Сокольниках). Кумыс для этой лечебницы готовился в Останкине.

Кумыс разделяют на три вида: слабый, средний и старый (крепкий). Слабым считается тот, который разливается в бутылки ранее суток после заквашивания; средним называют суточный кумыс, старым тот, который со дня его приготовления остается на льду неделю или более в деревянных липовых или дубовых кадках. В сосудах из другого дерева кумыс быстро прокисает.

Сары (желтый) кумыс. Самый сладкий и полезный кумыс середины лета, когда травы полностью созрели и набрали силу. Во время частых переездов кумыс хорошо перемешивался, в результате чего комочки жира исчезали, а горьковатый привкус терялся, цвет становился желтоватым. Запах свежевыделанной сабы, соки разнотравья придавали кумысу неповторимый особенный вкус. Употребление такого кумыса поднимало настроение, а если выпить много, клонило в сон. Желтый кумыс полностью усваивается организмом, имеет особые целебные свойства.

Тунемел кумыс. Кумыс, созревавший в течение двух суток. В специальном торсыке с остатком старого кумыса (кора). Его пили, закусывая куртом, иримшиком и маслом. Схожа с ним и другая разновидность кораба кумыс, когда в ранее сброженный остаток кумыса наливали свежее кобылье молоко.

Кунан кумыс (кумыс трехдневка). Настаивался трое суток. Его давали людям не употреблявшим саумал. Обычно готовили к праздникам или поминкам. Кумыс настаивавшийся четверо суток, называли донен кумыс, пять суток – бестии кумыс, а кумыс превосходящий их по силе брожения, называли асау (буйным). Кысырдын кумыс (кумыс яловой кобылы). Готовили зимой из молока оставшейся летом яловой, но с сосущим жеребенком кобылы. Такой кумыс считается весьма полезным при туберкулезе, его дают тяжелобольным детям и взрослым. Бывало, что зимой кумыс готовили и из замороженного молока.

Медовый кумыс. Для придания особого вкуса в кумыс добавляли мед, сахар, кишмиш, сушеными урюк. Любимый напиток детей и подростков. В некоторые разновидности для аромата добавляли такж


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.