Глава 14. Развитие речи у детей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 14. Развитие речи у детей

2017-06-04 247
Глава 14. Развитие речи у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всем родителям очень хочется, чтобы их дети успешно развивались. Аразвитие речи — один из важнейших показателей развития ребенка. В это главе мы поговорим о том, как развивается речь у маленьких детей.

Речь — это форма взаимодействия. Она не развивается сама по себе, а только в процессе взаимодействия.


|«льно смотрят на взрослого, тянутся к нему, когда хотят, чтобы их взя-ми на руки, имитируют выражение лица взрослого, стараются повто­рять звуки, произносимые им, отворачиваются, когда устали и хотят окончить общение.

Эти первые попытки коммуникации невероятно важны для развития речи в будущем. Если попытки малыша вступить в коммуникацию оста­ются незамеченными со стороны взрослых, то постепенно таких попы-юк становится все меньше и меньше.


 


Этапы развития речи

Появление слов — это лишь определенный этап в развитии речи, а не ее начало, как ошибочно полагают многие. Мы неоднократно в этой книге говорили о важности взаимодействия между малышом и его близ­кими людьми. Это взаимодействие начинается еще до рождения ребен- ка. Находясь в утробе матери, младенец слышит звуки, в особенности го, что говорит его мама.

Сразу же после рождения малыш активно вступает в диалог co взрослыми — это и есть начало развития речи. Вначале малыш вступает с родителями в диалог, используя невербальные средства коммуника- ции — взгляд, мимику, звуки, движения всего тела. Ребенок также вы- ражает свои потребности при помощи крика, который постепенно ста- новится средством коммуникации.

Гуление представляет собой певучее произнесение цепочек глас- ных звуков, близких к звуку «а» («у», «ы»), часто в сочетании с соглас­ными звуками («г», «м»). Гуление появляется у детей примерно к воз­расту 1,5—2 месяцев. Вершины развития гуление достигает к возрасту около 4 месяцев, когда малыш помногу и с большим удовольствием об­щается со своими близкими, издавая при этом звуки.

На смену гулению постепенно приходит лепет, который представ­ляет собой многократное повторение различных слогов («ма», «ба», «па», «да», «на»). Ребенок прислушивается к своему лепету и стремит­ся повторить сочетания звуков, произносимых им самим («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», «ла-ла-ла»).

Дети начинают лепетать после 5—6 месяцев. При этом продолжают развиваться и невербальные средства коммуникации — малыши внима-


Чтобы говорить, нужен собеседник!

Чтобы поддерживать интерес малыша к диалогу и способствовать развитию речи, очень важно отвечать на его попытки общения. Мы уже упоминали, как важен темп, в котором взрослый общается с малышом. Важно также, чтобы у ребенка была возможность ответить взрослому. Повторяйте звуки, которые произносит ребенок, это будет стимулиро­вать его повторять их чаще.

Если говорит только взрослый или только младенец издает звуки — это нельзя назвать диалогом. В диалоге должна быть взаимность и че­редование активности обоих собеседников. Не забывайте делать паузы и ждать ответа от ребенка. Это очень важно!

Простые игры, стихи и потешки («Коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам», «Сорока-ворона» и т. д.) не только доставляют ре­бенку массу удовольствия, но и развивают совместное внимание, учат ребенка ждать и предвосхищать знакомые события, помогают имити­ровать действия взрослого и мотивируют к общению в дальнейшем.

Появление совместного внимания (способности интересоваться тем же предметом или событием, что и собеседник) является очень важ­ным этапом когнитивного и речевого развития ребенка. Ребенок учит­ся смотреть на указываемое взрослым и привлекает внимание взросло­го к тому, что его самого интересует. Указательный жест (указывание на интересующий предмет рукой или пальцем) появляется примерно к возрасту 9 месяцев. Без совместного внимания обучение ребенка бы­ло бы довольно проблематичным, так как очень сложно чему-либо на­учить человека, которого трудно привлечь или заинтересовать.



Глава 14. Развитие речи у детей Появление первых слов. Что можно считать словами?



 


 


Простые жесты (просить, протягивая руку, махать «Пока-пока» и т. д.) также являются очень важной частью коммуникации. Раньше считалось, что использование жестов может замедлить развитие ре­чи, и родителям даже советовали не реагировать, если ребенок просит чего-то не словом, а жестом. На сегодняшний день есть убедительные доказательства, полученные в серьезных исследованиях, что исполь­зование жестов способствует речевому развитию детей в первые годы жизни. В данном случае мы не говорим о специальной жестовой речи, которой, например, пользуются люди с нарушениями слуха. Речь идет о простых бытовых жестах, которые все люди используют в общении. Применение жестов взрослым человеком (параллельно с использо­ванием речи) помогает привлечь внимание ребенка, а малышу, не име­ющему пока достаточного словарного запаса, жесты помогают само­выражаться.

Не бойтесь использовать жесты в общении с ребенком и поощряйте малыша, когда он что-то показывает вам или просит при помощи жестов.

Появление первых слов.

Что можно считать словами?

Обычно первые слова появляются у детей в возрасте после одного
года. Некоторые дети начинают использовать слова чуть раньше, неко­-
торые — несколько позже.

Многие родители бывают очень взволнованы тем, что их малыш, ко­торому уже больше 1 — 1,5 лет, вообще ничего не говорит. Но если спро­сить родителей, как малыш называет кошку (собаку, машину и т. д.), как требует есть или пить, оказывается, что он регулярно использу­ет определенные звукосочетания («би-би» — машина, «мяу» — кошка, «ав-ав» — собака, «пи» — пить ака» — что-то нехорошее). Это и есть его первые слова, просто пока малыш произносит их так, как ему про­ще и удобнее (по-детски).

Некоторые педагоги старой закалки считают, что нужно отучать ре­бенка от таких слов и требовать, чтобы он произносил слова правильно. Однако если придерживаться современных представлений о том, что речь — это в первую очередь общение и взаимодействие, данная точка зрения выглядит не очень убедительно.


Очень важно реагировать на любые коммуникативные попытки ма­лыша, при этом не имеет значения, насколько правильно ребенок про­износит слова. Если ребенок, которому уже больше 1,5—2 лет, все еще пользуется звукосочетаниями типа «би-би» или «ав-ав», нужно пока­зать ему, что вы его поняли, и одновременно дать правильный речевой образец. Например: «Ты хочешь машинку» или «Да, это собака». Ес­ли же игнорировать лепетные слова, которыми пользуется малыш, то он может нарочно (из вредности) использовать их как можно больше и дольше либо чаще станет просто кричать и сердиться, чтобы выразить свои желания.

? Сколько слов должен говорить ребенок в возрасте одного года?

Родители часто задают нам вопрос: «Должен ли ребенок в возрасте одного года говорить десять слов?» Откуда этот вопрос взялся?

Александр Николаевич Гвоздев, известный исследователь разви­тия детской речи, внимательно наблюдал и описывал, как развива­ется речь у его единственного сына Жени. Гвоздев посвятил этому одну из своих книг — «Вопросы изучения детской речи» (Гвоздев, 2007). Похоже, мальчик рос очень разговорчивым, и к одному году его словарный запас составлял 10 слов. Позднее другие специали­сты, не проводя больших, статистически грамотно построенных, ис­следований, взяли за основу описание, которое Александр Никола­евич сделал, наблюдая за своим сыном. Так из книги в книгу стала эта переписываться «норма», и многие специалисты и родители ста­ли считать, что к возрасту одного года ребенок обязательно должен говорить 8—10 слов.

Однако нормы развития, построенные на одном случае, нельзя счи­тать статистически достоверными. Известно, что некоторые дети начи­нают самостоятельно ходить в девять, и даже в восемь месяцев! Но при этом начало самостоятельной ходьбы в таком возрасте нельзя считать границей возрастной нормы. Нормы развития составляются из данных оценки большого числа детей.

На сегодняшний день и российскими, и зарубежными исследовате­лями доказано, что к возрасту одного года большинство детей четко произносят лишь 1—2 слова (не обязательно похожих на «взрослые» слова) и используют несколько простых жестов, означающих «пока-пока», «дай», «нет», «пить» и т. д. Это не является отставанием в разви­тии речи и не требует никакого вмешательства.



Глава 14. Развитие речи у детей I Когда и кому нужен логопед?



 


 


? Как связаны речь и еда: нужна ли


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.