Aldous Huxley «The Art of Seeing» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Aldous Huxley «The Art of Seeing»

2017-06-04 211
Aldous Huxley «The Art of Seeing» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Олдос ХАКСЛИ

Как исправить зрение

Aldous Huxley «The Art of Seeing»

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Игорь Сиренко

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: МЕДИЦИНА И НАРУШЕННОЕ ЗРЕНИЕ

Обычное лечение нарушенного зрения

Исцеление или смягчение симптомов?

МЕТОД ЗРИТЕЛЬНОГО ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

Причины ортодоксального неприятия

Сущность зрения

Принцип, лежащий в основе постижения любого умения

Ощущение + выбор + восприятие = зрение

Пример

Восприятие, обусловленное памятью

Непостоянство физических и психических функций

Глаза с нарушениями способны иметь проблески нормального зрения

Изменчивые глаза — постоянные очки

Причины зрительных дисфункций: болезни и эмоциональные нарушения

Причины зрительной недостаточности: скука

Причины зрительных дисфункций: болезни и эмоциональные нарушения

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: РЕЛАКСАЦИЯ

Пассивная релаксация: пальминг

МИГАНИЕ И ДЫХАНИЕ

Нормальные и ненормальные мигательные привычки

Нормальные и ненормальные дыхательные привычки

ГЛАЗ, ОРГАН СВЕТА

Распространенный страх перед светом

Причины светобоязни

Изгнание страха

Практические методы

Безвредность соляризации

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГЛАЗ И РАЗУМА

Покачивания

Другие вспомогательные средства для подвижности

БЫСТРЫЕ ВЗГЛЯДЫ

Бессознательное зрение

Техника быстрых взглядов

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Упражнение с календарем

УМСТВЕННАЯ СТОРОНА ЗРЕНИЯ

ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Память в помощь зрению

Улучшение запоминания букв

БЛИЗОРУКОСТЬ

Ее причины

Переобучение близоруких

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, АСТИГМАТИЗМ, КОСОГЛАЗИЕ

Астигматизм и косоглазие

Заболевания глаз

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНЫЕ ДЛЯ ЗРЕНИЯ СИТУАЦИИ

Чтение

Рассматривание незнакомых объектов

Фильмы

УСЛОВИЯ ОСВЕЩЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

СОВЕРШЕННОЕ ЗРЕНИЕ БЕЗ ОЧКОВ 13 сентября 1941 года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Перед вами, читатель, весьма необычная книга. Ее написал человек, который в юности практически ослеп, и, когда казалось, что никакой надежды не то что на улучшение, но даже и на замедление ухудшения уже нет, ему повезло: он познакомился с оригинальной методикой доктора Бейтса, которая спасла его.

Речь идет о знаменитом писателе Олдосе Хаксли, авторе романа-антиутопии "О дивный новый мир". Он родился в 1894 году в Англии, его отец Леонард Хаксли был редактором журнала "Корнхилл", брат Джулиан — известным биологом и философом, а дед Томас Генри Хаксли (в русской транскрипции — Гексли) — знаменитым биологом. Другой его выдающийся предок — английский критик и эссеист Мэтью Арнольд.

Семейные традиции, конечно, повлияли на судьбу юного Хаксли. Несмотря на серьезное заболевание глаз, приведшее его к 16-ти годам почти полной потере зрения, он успешно закончил колледж в Итоне и получил степень бакалавра с отличием первого класса по английскому языку в одном из самых почетных заведений Оксфорда — Бэллиол-колледже.

В 1916 году вышла первая книга его стихов, за ней последовали еще две. В 1920 году был опубликован сборник рассказов "Лимбо". Через год печатается роман "Желтый Кром", и Хаксли добивается признания. Продуктивность его поразительна. Он публикует стихи, романы, рассказы, путевые очерки, исторические биографии, критические эссе о литературе, живописи, музыке.

Большую часть 20-х годов XX в. Хаксли прожил в Италии, но в 30-е переехал под Тулон, где написал роман "О дивный новый мир". В 1937 году перебирается он в Калифорнию полагая, что тамошний климат будет более благотворен для его больных глаз. Многие романы Олдоса Хаксли переведены на русский язык: "Желтый Кром" (1921), "Шутовской хоровод" (1923), "О дивный новый мир" (1932), "Обезьяна и сущность" (1948) и др. Однако некоторые произведения Хаксли до сих пор малоизвестны в России, и одно из них — «The Art of Seeing» ("Как исправить зрение") (1943). В этой книге Хаксли рассказывает о способах борьбы с различными пороками зрения. Все это испытывал он на себе — и в результате, можно без большого преувеличения сказать, прозрел.

Это не чудо и не мистика. В каждом человеке есть огромный запас сил и энергии для того, чтобы поддерживать и восстанавливать свое здоровье, надо лишь уметь мобилизовать этот внутренний запас. Совершенствуя методику д-ра Бейтса, Хаксли показывает, как без посторонней помощи можно восстановить утраченное зрение. Попутно же заставляет читателя задуматься о свойствах человеческой природы вообще.

Рекомендации Хаксли понятны и просты, и хотя эта его книга была впервые издана 60 лет назад, ее практическая ценность не уменьшилась и ее продолжают переиздавать во многих странах мира. Надеюсь, что знакомство с ней и следование ее рекомендациям принесет нуждающимся улучшение, облегчение, а в конечном итоге — и полное восстановление зрения. Могу свидетельствовать, что лично мне, страдающему уже лет 20 близорукостью, эта книга помогла. Впервые я смотрел телевизор без очков. Поначалу было довольно неприятное ощущение (где-то минут пять), но потом я начал видеть намного лучше, картинка стала ясной. То же самое произошло, когда я затем вышел без очков на улицу. Сперва был тот же дискомфорт, но минут через 5-7 зрение заметно улучшилось. Визит к офтальмологу несколько лет спустя показал, что произошло улучшение зрения на несколько единиц.

Конечно, кого-то может спасти только хирургическое вмешательство. Но и тогда методика Хаксли не будет лишней. Известны случаи, когда только она после хирургических операций помогла снять напряжение, что необходимо для выздоровления.

Поэтому не спешите надевать контактные линзы или очки, попробуйте сперва собственные силы. Быть может, это принесет Вам больше пользы.

Игорь Сиренко

ПРЕДИСЛОВИЕ

В шестнадцать лет у меня случился острый приступ Keratitis punctata[1], и через восемнадцать месяцев, в течение которых я пребывал в состоянии, близком к слепоте (пришлось осваивать Брайля[2], а на прогулках послушно следовать за поводырем), один мой глаз был способен разглядеть только двухсотфутовую букву в таблице Снеллена[3], и то с расстояния лишь в десять футов, другой же едва отличал день от ночи.

Бедственность моего положения обуславливалась в основном помутнением роговицы; но были еще и гиперметропия[4], и астигматизм... [5]

Первые несколько лет врачи рекомендовали мне использовать для чтения сильное увеличительное стекло. Затем на смену пришли очки. С их помощью удавалось разбирать семидесятифутовую строку (опять-таки с расстояния всего в десять футов!) и довольно сносно читать — при условии, что зрачки расширены атропином до такой степени, что на роговице вокруг помутненного центра образовывались своего рода чистые "окна". Разумеется, ценой этого было непомерное напряжение, и порой я чувствовал себя буквально выпотрошенным.

Но хоть и так, а я мог читать, и радовался.

Все это продолжалось до 1939 года, когда я вдруг обнаружил, что и с мощнейшими очками читать все сложнее и утомительнее.

Сомнений не было: моя и без того ущербная способность видеть стремительно падает. И как раз, когда я с тревогой задумывался о том, какая жизнь меня ждет, если чтение станет недоступным, кто-то заговорил о зрительном переобучении. Выглядело оно довольно безобидно, внушало надежды, и я, которому нечего было терять, решился попробовать.

Через пару месяцев я уже читал без очков и, что еще удивительней, без напряжения и усталости. Более того, появились очевидные признаки, что помутнение роговицы, сопутствующее мне более двадцати пяти лет, начало проясняться. Сейчас мое зрение, пусть и далекое от нормального, практически в два раза острее, чем было тогда, когда я носил очки и еще ничего не знал о методиках исправления зрения; роговица очистилась настолько, что глаз, который с трудом различал, где свет, а где тьма, распознает десятифутовую строку с расстояния в один фут.

Это-то и подтолкнуло меня сесть за книгу; ее написанием я хочу вернуть долг и выразить признательность пионеру зрительного переобучения покойному доктору У. Г. Бейтсу и его последовательнице госпоже Маргарет Д. Корбетт, педагогическому таланту которой я обязан своим зрением.

Существуют и другие работы на тему зрительного переобучения; среди них прежде всего упомяну следующие: "Совершенное зрение без очков" д-ра Бейтса (Нью-Йорк, 1920), "Как улучшить ваши глаза" госпожи Корбетт (Лос-Анджелес, 1938) и "Улучшение зрения естественными методами" К. С. Прайса (Лондон, 1934). Каждая из них по-своему ценна; но ни в одной (по крайней мере, из прочитанных) я не встретил попытки соотнести методы зрительного переобучения с новейшими достижениями психологии и философии. Этот пробел я и собираюсь восполнить; моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать: эти методы есть ни что иное как практическое применение определенных теоретических принципов, полагаемых за истинные.

Могут спросить: а почему традиционные офтальмологи не применили на практике эти общепризнанные принципы? Ответ прост. С того момента, как офтальмология стала наукой, врачи обращали внимание лишь на физиологическую сторону сложного зрительного процесса. Они занимались глазами и забывали о разуме, использующем глаза, чтобы смотреть и видеть. Меня лечили люди, занимающие высочайшее положение в своей профессии; но ни один из них даже не обмолвился, что у зрения может быть и умственная сторона, или же, что существуют неправильные способы использования глаз и разума, — так же, как существуют и правильные. После проверки моих больных глаз, — надо признать, с мастерством и виртуозностью, они прописывали мне искусственные линзы и отпускали. Использовал ли я свой разум и глаза в очках хорошо или плохо, было для них совсем несущественным. Для д-ра Бейтса же, напротив, такие вопросы и ответы на них отнюдь были небезразличны, и он за долгие годы экспериментов и клинической практики разработал свою собственную методику зрительном переобучения. То, что эта методика правильна, доказано ее действенностью.

Пример со мною ни в коей мере не уникален; тысячи других таких же страдальцев извлекли пользу, следуя простым правилам улучшения зрения, которым мы обязаны д-ру Бейтсу и его последователям. Сделать эти правила и способы широко известными — конечная цель данной книги.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
МЕДИЦИНА И НАРУШЕННОЕ ЗРЕНИЕ

Medicus curat, natura sanat — врач лечит, природа излечивает... Этот старый афоризм прекрасно определяет возможности медицины и ее задачу: обеспечить страдающему организму такие условия, чтобы раскрылись его собственные саморегулирующие и восстанавливающие силы. Не будь vis medicatrix naturae, природных исцеляющих сил, медицина была бы беспомощной, и любое, даже небольшое расстройство, сразу же убивало или приводило к хроническому заболеванию.

Когда условия благоприятны, страдающий организм стремится избавиться от недуга при помощи присущих ему сил самоисцеления. Если избавления не происходит, это означает, что либо случай безнадежный, либо неблагоприятны условия, т. е., иными словами, применяемое медициной лечение не достигает той цели, которую призвано достичь адекватное лечение.

Сущность зрения

Каждая психо-физическая способность, включая способность видеть, существует по своим собственным законам. Эти законы эмпирически познаются людьми, которые решили приобрести определенные умения, — такие, как игра на фортепиано, пение или хождение по канату, и которые, на основе длительных упражнений, открыли лучшие и наиболее экономичные методы для достижения поставленной цели. У таких людей могут быть самые фантастические представления о физиологии; но это не будет иметь ровно никакого значения, пока их теория и практика соответствуют цели. Если бы психо-физические способности зависели в своем развитии от знания физиологии, никто бы не мог научиться какому бы то ни было искусству. Вряд ли, например, Бах размышлял о физиологии мышечной активности; если же и размышлял, то наверняка неверно. Тем не менее, это не мешало ему использовать свои мышцы, играя на органе с божественным вдохновением. Любое искусство, повторяю, существует исключительно по своим законам; законы эти есть законы эффективного психо-физического функционирования, приложенные к конкретной деятельности, относящейся к данному виду искусства. Способность видеть занимает достойнейшее место в ряду таких фундаментальных психо-физических способностей, как умение говорить, ходить и действовать руками; они обычно закладываются в младенчестве и закрепляются в процессе бессознательного самообучения. Формирование нормальных зрительных привычек занимает несколько лет, и они — совершенно также, как привычки использования горла, языка, губ и неба для речи или ног для ходьбы — становятся автоматическими. Но если для нарушения автоматизма речи или ходьбы требуется очень серьезное психическое или физическое потрясение, привычки правильного использования зрительных органов могут быть утрачены в результате сравнительно незначительного нарушения. Взамен привычек правильного использования появляются привычки неправильного использования; зрение страдает; в некоторых случаях возникают болезни и даже органические нарушения глаз. Порой природа осуществляет спонтанное лечение, и старые привычки зрения восстанавливаются, но большинство вынуждено уже сознательно вновь осваивать умение, которое они, будучи детьми, могли постигать бессознательно. Техника этого повторного обучения и была разработана д-ром Бейтсом.

Пример

Здесь, в качестве примера, я приведу отчет об одном опыте, который я приобрел, когда выходил из-под воздействия анестезирующего препарата в кресле у зубного врача. Возвращение сознания началось с чисто зрительных ощущений, полностью лишенных смысла. Это, насколько я помню, не были объекты, существующие "снаружи" в знакомом трехмерном мире повседневного опыта. Это были лишь цветовые пятна, существующие в себе, сами по себе и для себя, не связанные не только с ближайшим окружением и со всем миром, но и со мной, так как самосознание до сих пор полностью отсутствовало, и эти бессмысленные и непривязанные впечатления ощущений были не моими; они просто были. Так продолжалось минуту или две; затем действие анестетика еще немного снизилось, и произошли заметные изменения. Цветовые пятна более не воспринимались лишь как цветовые пятна, но стали ассоциироваться с определенными объектами "снаружи", во внешнем трехмерном мире, — весьма специфично выглядели фасады домов в окне напротив кресла, в котором я полулежал. Внимание скользило по зрительному полю, отбирая последовательно одну за другой его части и воспринимая эти отобранные части как физические объекты. От смутности и бессмысленности, sensa развилось в проявление определенных вещей, принадлежащих к знакомым категориям и расположенных в знакомом мире твердых объектов. Узнанные и квалифицированные, эти восприятия (я не называю их моими восприятиями, так как "Я" еще не появилось на сцене) немедленно стали четче, тогда как детали и подробности, не замечавшиеся пока sensa не хватало смысла, теперь воспринимались и оценивались. То, что постигалось теперь, больше не было набором цветовых пятен, а стало мозаикой известного, вспомнившегося мира. Известного и вспомнившегося... Кому? Поначалу не было никакого указания на ответ. Но через некоторое время, незаметно, исподволь, возникла моя самость, субъект опыта. С ее появлением, насколько я помню, пришло и дальнейшее прояснение зрения. Что было поначалу сырой sensa и стало затем, путем интерпретации, совокупностью знакомых и разнообразных объектов, чуть позже трансформировалось в объекты, связанные с моей личностью системой воспоминаний, привычек и желаний. Благодаря этой связанности, воспринимаемые объекты стали еще зримее, так как личность, с которой они вошли в связь, была заинтересована во все большем и большем разнообразии внешней реальности, нежели когда она была просто психологическим бытием, ощущающим цветовые пятна; и более развитое, но все еще "в себе", сознательное бытие воспринимало эти sensa как проявления знакомых объектов, но — там, в знакомом мире. "Я" теперь вернулось; и так как "Я" заинтересовалось архитектурными деталями и их историей, объекты, видимые в окно, сразу же стали восприниматься в новых категориях: не просто дома, а дома того или иного стиля, времени, с характерными особенностями, заметными даже таким слабовидящим глазам, какие у меня были в ту пору. Эти особенности воспринимались не потому, что мое зрение неожиданно улучшилось, а просто потому, что разум был вновь в состоянии искать и запечатлевать их значение...

Этот опыт не является чем-то исключительным, но иллюстрирует определенные факты, которые каждый обучающийся искусству зрительной способности должен, постоянно иметь в виду.

Эти факты можно сформулировать следующим образом:

• ощущения не являются тем же самым, что и восприятие;

• глаза и нервная система ощущают, разум воспринимает;

• восприятие связано с накопленным индивидуумом опытом, — другими словами, с памятью;

• четкое зрение — результат точного ощущения и правильного восприятия;

• любое возрастание силы восприятия имеет тенденцию вести за собой и улучшение силы ощущения и того суммарного результата ощущения и восприятия, который является зрением.

МИГАНИЕ И ДЫХАНИЕ

Трудно сказать однозначно, является ли расслабление, достигаемое через упражнения, предлагаемые ниже, преимущественно пассивной или преимущественно динамической релаксацией. К счастью, не имеет практического значения, как мы ответим на этот вопрос. Важно то, что все они предназначены для снятия напряжения и утомления, все они должны выполняться регулярно и все они могут и должны быть включены в непосредственный процесс зрения.

Начну с краткого объяснения, что такое мигание, и о его значении в искусстве видения.

ГЛАЗ, ОРГАН СВЕТА

У всех — у насекомых, рыб, птиц, животных, у человека глаза служат одной единственной цели: восприятию световых волн; свет для них жизненная необходимость. Если же их лишить света — либо полностью, либо частично, — глаза утрачивают свою силу, а порой и заболевают. Это не означает, конечно, что глаза должны постоянно подвергаться действию света. Как сон необходим разуму, так темнота необходима сенсорному аппарату. Глаза выполняют свою работу наиболее легко и продуктивно, когда им предоставляется возможность чередовать сплошную темноту и яркое освещение.

Причины светобоязни

Тут, похоже, имеются две причины. Первая связана с глупой модой защищаться от света, о чем было сказано выше. Паникеры от медицины, а также торговцы и рекламодатели, эксплуатирующие этих ученых мужей ради собственной выгоды, убедили широкую общественность, что свет вреден для глаз. Это неправда; но если вы верите, что это правда и поступаете соответственно, то причиняете своим глазам такой вред, как будто бы это заблуждение на самом деле было правдой. Если вера горами движет, то испортить зрение ей куда легче.

Понаблюдайте за людьми, мающимися светобоязнью, которых неожиданно вытолкнули на солнечный свет. Они ЗНАЮТ, что свет вреден для них. В результате — какие гримасы! Какие нахмуренные брови! Какие явные симптомы переутомления и напряжения! Порожденный ложным убеждением, чисто умственный страх перед светом выражает себя физически в виде напряженного и совершенно ненормального состояния сенсорного аппарата. В таком состоянии глаза не могут должным образом реагировать на окружающее. Вместо того, чтобы воспринимать солнечный свет с легкостью и блаженством, они мучаются от дискомфорта и развивающегося, благодаря привитому страху, воспаления тканей. Отсюда еще большие страдания, еще больший страх, еще более крепкая вера, что свет вреден.

Существует и другая причина, объясняющая все те неудобства, что испытывают люди, подвергаясь воздействию света. Эти мученики могут не иметь априорно страха перед светом, но их постоянно напряженные и нарушенные привычками неправильного использования органы зрения просто уже не способны нормально реагировать на внешние раздражители. Яркий свет болезнен для утомленных глаз, а раз так, в человеке зарождается страх перед светом, а он, в свою очередь, становится причиной дальнейшего напряжения и дискомфорта.

Изгнание страха

Страх света, как и всякий другой страх, может быть изжит, изгнан из разума, а дискомфорт из-за действия света предотвращен подходящими упражнениями. Когда это будет проделано, необходимость затемнять глаза отпадет сама собой. Но восстановление нормальной реакции на свет является лишь одним из моментов в процессе восстановления зрительной способности, и обучаясь ей заново, зрительные органы с нарушениями могут приобрести много полезных навыков. Подходящее упражнение с солнечным светом вызовет пассивную релаксацию; приобретенное умение легко, без усилий, реагировать на яркий свет станет элементом динамической релаксации. Без всего этого не может быть безупречного зрения.

Во всех случаях, когда свет вызывает дискомфорт, первое, что нужно сделать, это развить в себе чувство уверенности. Мы должны постоянно помнить, что свет не вреден, — по крайней мере, той интенсивности, с какой мы можем когда-либо встретиться, — и если он все же вызывает дискомфорт, то в этом наша вина: мы или боимся его, или, как обычно, неправильно используем глаза.

Практические методы

Уверенность в неопасности света должна быть реализована путем постепенного привыкания к нему. Но если, при попадании солнечного света в открытые глаза, вы сразу же зажмуриваетесь, привыкайте к солнечному свету с закрытыми глазами. Сядьте поудобнее, откиньтесь назад, расслабьтесь, закройте глаза и подставьте лицо солнцу.

Для того, чтобы избежать внутреннего вглядывания и слишком долгого воздействия света на какую-либо одну часть сетчатки, плавно, но довольно быстро двигайте головой из стороны в сторону (амплитуда в несколько дюймов для таких покачиваний будет вполне достаточна) до тех пор, пока продолжаются солнечные ванны.

(У некоторых людей дискомфорт ощущается даже тогда, когда веки закрыты. В этом случае следует начать с обращения глаз не прямо на солнце, а к небу. Когда свет станет переносим, можно ненадолго повернуться к солнцу, но если снова ощутите дискомфорт, сразу же отворачивайтесь и закрывайте глаза ладонями. В течение дня эту процедуру необходимо повторять неоднократно — с короткими перерывами для пальминга, если вы сами чувствуете в нем нужду.)

Выполняя эти и другие несложные рекомендации, очень скоро многие обнаружат, что они безболезненно могут воспринимать солнечный свет даже с открытыми глазами.

Вот наиболее эффективное упражнение. Прикройте один глаз ладонью и, не забывая покачивать головой из стороны в сторону, три-четыре раза подряд "проведите" другой глаз через солнце, усиленно при этом мигая. Затем прикройте его ладонью и потренируйте точно так же первый глаз; чередуйте их, пока длится все упражнение (минута или чуть более), затем выполните пальминг. Когда пропадут остаточные изображения, вновь откройте глаза. Тут, как правило, обнаруживается, что зрение заметно улучшилось, а глаза чувствуют себя расслабленными и наполненными теплым ощущением здоровья.

Когда открытые глаза по очереди выставляются на солнце, свет воспринимается гораздо менее ослепительным, чем когда оба выставлены на солнце одновременно. Поскольку в этом случае освещение кажется более интенсивным, одновременное освещение солнцем обоих глаз (соляризация) может вызывать непроизвольное зажмуривание, которое потом преодолевается усилием воли, что, в свою очередь, ведет к состоянию напряжения.

Это состояние может отсрочить достижение полного расслабления, которое обычно следует за процессом соляризации. Тем не менее, те, кто хочет принимать солнечный свет на оба глаза одновременно, могут делать это, но умеренно, хотя в любом случае вреда от этого не будет. Надо предупредить, что упражнение, особенно вначале, сопровождается обильными слезами и более яркими и продолжительными остаточными образами, чем те, которые сопутствовали соляризации каждого глаза в отдельности. Но слезы освежают, а остаточные образы вскоре исчезнут благодаря пальмингу. В целом же, предпочтительнее соляризировать глаза попеременно.

Безвредность соляризации

Противники метода д-ра Бейтса любят рассказывать истории о том, к чему приводит подобная соляризация. Послушаешь — и волосы встают дыбом. Тех же, кто вопреки их советам продолжает тренировки, серьезно предупреждают, что они ослепнут — или сразу, или, поскольку обещанное не сбывается, через какое-то время. Однако, исходя из своего личного опыта и зная результаты опросов тех, кто практиковал это упражнение, я убежден, что эти истории сплошная выдумка.

Когда глаза освещаются солнцем так, как рекомендовано, вредного эффекта никогда не следует. Напротив, глаза приятно расслабляются, кровообращение усиливается, зрение улучшается. Более того, когда глаза подвергаются солнечному облучению, многие формы воспалений (век, самого глаза) замедляются или вовсе сходят на нет.

В этих фактах нет ничего удивительного или нового. Как известно, солнечная радиация обладает сильным бактерицидным действием и давно используется как ценное терапевтическое средство применительно к человеческому телу. Нет причины, почему бы она не могла столь же целебно воздействовать на глаза, как на другие внешние органы.

Солнце вредит глазам лишь в том случае, когда на него смотрят долго и пристально. Например, люди, проводившие наблюдения за фазами солнечного затмения, часто жалуются на временное ухудшение зрения, доходящее иногда до частичной или полной слепоты; обычно это состояние скоро проходит, не оставляя никаких последствий. Среди тысяч тех, кто использовал методы, разработанные д-ром Бейтсом, лишь весьма немногие испытывали сходные ощущения.

Пренебрегая советом постоянно покачивать головой из стороны в сторону, они пристально смотрели на солнце. Так что если результаты и плохи, то пусть винят только себя.

Последнее еще раз подтверждает истину: всякое излишество вредно. Если люди настолько глупы, что съедают по десять фунтов клубники за один присест, или выглатывают кварту касторового масла, или принимают сто таблеток аспирина, то они и должны расплачиваться за свое безрассудство. Но мир, слава Богу, создан не для одних дураков, вот почему клубника, касторовое масло и аспирин продаются свободно и в любых количествах.

То же и с солнечным светом. Каждое лето громадные толпы людей с энтузиазмом принимают солнечные ванны — вплоть до страшных ожогов, высокой температуры и даже увеличения селезенки. Тем не менее, пляжи открыты, а солнечные ванны разрешены и поощряются, поскольку они приятны и благодетельны для тех, кто принимает их умеренно.

И если какому-то недоумку, несмотря на все советы, втемяшится в голову в упор уставиться па солнце, то это не повод, чтобы отговаривать от соляризации тех, кто начнет с умом выполнять это упражнение и в конце концов получит несомненную пользу. А те, что уже научились принимать солнце с открытыми и закрытыми глазами, отметят прогрессирующее уменьшение чувствительности к чересчур яркому свету. Исчезнут светобоязнь и дискомфорт, вызывавшийся светом, а вместе с ними исчезнут и темные очки, и хмуро сдвинутые брови, и всевозможные гримасы, но самое главное, исчезнет напряжение, которое всегда связано со страхом и дискомфортом.

Для поддержания нормальной реакции на свет необходимо ввести в свой актив несколько упрощенную версию техники соляризации. Если, выходя на улицу, свет покажется вам неприятно ярким, закройте на миг глаза, расслабьтесь, а затем вновь откройте, но так нежно и так мягко, как только сумеете. После этого — несколько секунд соляризации, сначала с закрытыми глазами, потом с открытыми; не забывайте при этом постоянно покачивать головой. Когда вы вновь взглянете на мир, его яркость уже не ослепит вас и не вызовет никаких неприятных ощущений. Это упражнение, если вы идете по улице в солнечный день, необходимо повторять как можно чаще — оно поможет поддерживать глаза в состоянии динамического расслабления и улучшит зрение.

В домашних условиях солнце может заменить подходящий источник искусственного освещения. А те, кому его яркость покажется недостаточной, вольны воспользоваться выпуклым зеркалом для бритья, направляя отраженный им свет себе в глаза. В фокусе зеркала теплота и освещение будут немного слабее, чем от самого солнца, когда смотришь на него в летний погожий день.

Методика остается прежней. Как и достигнутые результаты: расслабление, усиленное кровообращение, улучшенное зрение.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ

Более полувека назад психологи провозгласили, что адекватное познание окружающего мира зависит от движения. Это утверждение в полной мере относится и к зрению. Тем не менее по каким-то неведомым причинам традиционные офтальмологи никогда не обращали на него ни малейшего внимания; они довольствовались и довольствуются предписанием костылей для механического смягчения симптомов. Первым, кто осуществил на практике серьезные разработки этой важной проблемы, был д-р Бейтс, за что и удостоился у коллег ледяного приема и репутации то ли чудака, то ли шарлатана,

В этой и двух последующих главах я расскажу об упражнениях, разработанных им для стимуляции подвижности в органах зрения с нарушениями. Но прежде познакомимся с теми причинами, которые делают такие упражнения необходимыми. Как уже говорилось, внимание естественно и непрерывно переходит с одной части постигаемого физического объекта на другую, от одного аспекта рассматриваемой мысли к другому. Ну, а если касаться зрения, такое постоянное перемещение внимания сопровождается постоянным перемещением сенсорного аппарата. Объяснение этому следует искать в физиологии глаза, который наиболее четкие образы фокусирует в центральной части сетчатки, в так называемом желтом пятне, с точкой максимальной ясности — центральной ямкой.

Здесь, однако, имеется важное исключение. Ночью, когда освещение минимально, мы лучше и яснее всего ощущаем объект боковыми частями сетчатки. Этот факт еще столетие назад подметили астрономы; они обнаружили, что если смотреть прямо на созвездие, то видны только самые яркие звезды, а вот если в сторону, как бы боком — можно различить звезды гораздо меньшей величины.

Говоря словами известного французского физика Франсуа Араго: "Чтобы увидеть очень слабо освещенный объект, необходимо не смотреть на него". Поэтому, если вам требуется отыскать в темноте дорогу, лучше не смотреть прямо перед собой, а смотреть несколько в сторону, тогда "уголками" ваших глаз вы уловите немало объектов, недоступных "впередсмотрящему" взгляду.

Днем все происходит наоборот: лучше и четче видится только та часть зрительного поля, которая попадает на желтое пятно и в центральную ямку; образы же, воспринимаемые периферией сетчатки, смутны в очертаниях и менее точны по цвету.

С расстояния, удобного для чтения (скажем, 14 дюймов), можно легко видеть целую страницу книги. Но площадь, различимая с превосходной четкостью, будет ограничена кругом диаметром всего в половину дюйма, при этом максимальная степень четкости придется на одну единственную букву в самой середине круга. Буква эта, представляющая собой центр зрительного поля, в данный момент фокусируется на центральную ямку, круг в половину дюйма — на желтое пятно; остальная часть страницы попадает на боковые части сетчатки и потому ощущается не столь четко.

Мы знаем, что подвижность внимания непременно влечет за собой и соответствующую подвижность глаз; глаза вслед за вниманием двигаются автоматически и бессознательно, но таким образом, чтобы часть объекта, которой в настоящий момент уделяется внимание, воспринималась наиболее ясно, — или, если излагать процесс в физиологических терминах, так, чтобы световые лучи, отраженные от той части, к которой проявляется интерес, падали непосредственно на желтое пятно и в центральную ямку. Когда такое происходит, это называется "ощущать центральной фиксацией".

Для того, чтобы ощутить каждую часть объекта центральной фиксацией, т. е. с максимальной четкостью, глаза должны совершить бесчисленное множество мгновенных перемещений с точки на точку. Если подобное по какой-то причине не удается, мы лишаемся возможности видеть объект и все его части с максимальной четкостью.

Подвижность, таким образом, является нормальным и естественным состоянием отбирающего и воспринимающего разума, и — вследствие необходимости в центральной фиксации — столь же нормальным и естественным состоянием ощущающего глаза.

В детстве большинство людей бессознательно научаются поддерживать глаза и разум в состоянии подвижности и осуществлять восприятие центральной фиксацией, но, к сожалению, по разным обстоятельствам, привычки правильного использования могут быть утрачены, и сознательное "Я" сталкивается с естественным и нормальным функционированием. В результате внимание направля-

стся фиксированно, соответственно перестают перемещаться и глаза, развивается пристальное вглядывание. Дисфункция вызывает психическое и физическое напряжение, а они, в свою очередь, обусловливают еще большую функциональную недостаточность. Сенсорный аппарат приобретает аномалии рефракции, зрение ухудшается, и со временем, по мере того, как вредные привычки укореняются, глаза все больше и больше теряют способность к саморегуляции и сопротивляемости болезням.

То, что пристальное вглядывание сопровождается напряжением и ухудшением зрения, ни в малой степени не удивляет. Вглядываясь, люди хотят достичь невозможного: они хотят видеть как можно больше и лучше в максимально короткое время. Однако структура глаз такова, что они не могут ощущать всю площадь с тою же четкостью, с какою ощущают ту небольшую часть, которая рассматривается центральной фиксацией, или, другими словами, ту часть, чей сфокусированный образ приходится на желтое пятно и центральную ямку. Но ведь и разум не может выполнять должным образом свою работу по восприятию, если его внимание постоянно не перемещается с точки на точку рассматриваемого объекта... Пристально вглядываться — значит, игнорировать эти фундаментальные условия нормального ощущения и нормального восприятия. В своем жадном желании объять необъятное, человек равнодушно проходит мимо тех данных природой возможностей, при помощи которых только и можно достичь желаемого эффекта. Результаты известны: напряжения, аномалии рефракции, слабое зрение...

Редко, но встречаются люди, у которых нет и не было привычки центральной фиксации, — это обычно связано с болезнями глаз в младенчестве, — однако у большинства она образуется в раннем возрасте наряду с другими привычками нормального зрения, и только утрачивается уже позже — благодаря, в основном, вмешательству сознательного "Я", чьи страхи и беспокойства, стремления и амбиции всегда вмешиваются в нормальное функционирование различных органов, нервной системы и психики. Когда привычка центральной фиксации утрачена, желтое пятно теряет часть своей чувствительности — из-за неиспользования. В то же самое время привычка пытаться ощущать объект с одинаковой четкостью всеми частями сетчатки ведет к повышению чувствительности ее эксцентрических областей.

Иногда этот процесс заходит настолько далеко, что человек создает


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.