Социальный комплекс города и его структура. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социальный комплекс города и его структура.

2017-06-04 1454
Социальный комплекс города и его структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из важнейших составляющих любого муниципального образования, оказывающая непосредственное влияние на уровень и качество жизни проживающего в нем населения, является социальная сфера.

В широком смысле, под социальной сферой понимается – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К данной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

В узком понимании, социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования – его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых «бюджетников», то есть работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

В мировой практике сформировалось несколько моделей социальной политики, учитывающей специфику разных стран: католическая, консервативная, либеральная, социал-демократическая и др. Однако Комиссия Европейского сообщества (ЕС), к задачам которой относится разработка унифицированной модификации социальной политики для «общеевропейского дома», выделяет две модели, охватывающие все вышеперечисленные: « бисмарковская » модель (по имени ее автора – канцлера Германии Отто фон Бисмарка), устанавливающая жесткую связь между уровнем социальной защиты человека и успешностью (длительностью) его профессиональной деятельности, и « бевериджская », исходящая из того, что любой человек, независимо от принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В странах, выбравших эту модель, действуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от уровня отчислений от заработной платы.

Государства, придерживающиеся «бисмарковской» модели, принято считать либеральными, а использующие «бевериджскую »социальными. В обобщенном виде различия между социальным и либеральным государством сводятся к сочетанию трех принципов со­циальной поддержки гражданина со стороны государства и общества:

- что ты имеешь;

- что ты сделал;

- кто ты есть.

В социальных государствах система социальной защиты основана, прежде всего, на принципе «кто ты есть» (к какой возрастной или социальной группе принадлежишь) и частично на принципе «что ты сделал» (трудовой стаж, средний заработок и т. д.). В этих государствах действуют мощные перераспределительные механизмы, позволяющие с помощью налогов забирать излишки у богатых в бюджет государства и отдавать их в качестве социальной поддержки бедным. Следствием высокого уровня налогообложения в социальных государствах являются относительно низкие темпы экономического роста.

Либеральное государство отдает приоритет темпам роста экономики и снижению налогового бремени. В социальной сфере оно действует главным образом на основе принципа «что ты имеешь» и частично «что ты сделал» и стремится ограничить социальную политику помощью лишь тем, кто не имеет других достаточных доходов (так называемой «адресной» помощью). Социальные права человека обусловлены отчислениями, которые выплачиваются им на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Общественные и муниципальные органы помогают отдельному человеку или семье, когда возможности последних оказываются исчерпанными. В соответствии с идеологией либерального государства это сохраняет стремление индивида к самостоятельности и самореализации и предотвращает перенесение ответственности на общество.

В настоящее время формируется также новая общеевропейская модель социальной политики, где основой является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

Далее представлена классификация моделей социальной политики.

В зависимости от типа базового процесса:

- социальная помощь – безвозмездная и благотворительнаяподдержка малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных граждан. В России в последние десятилетия реализовывался именно такой подход, что привело к резкому снижению эффективности реализуемой социальной политики, свертыванию социальных функций государства;

- социальное попечительство – компенсация негативных социальных факторов, возникших вследствие неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы хозяйствования. Целью модели является уменьшение дифференциации в уровне жизни населения на заявительной основе;

- социальное страхование – финансирование социальных выплат и услуг за счет страховых взносов работников и работодателей. Идеей модели является формирование многочисленного среднего класса, повышение ответственности населения за свое будущее;

- социальное развитие – повышение уровня социальных индикаторовкачества жизни: занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр. Основным направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения, сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.

В зависимости от субъекта ответственности:

- либеральная модель – личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;

- корпоративная модель – ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;

- общественная модель – ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;

- патерналистская модель – предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

В зависимости от степени участия государства:

- благотворительная модель – средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;

- административная модель – прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;

- стимулирующая модель – косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

Примерная структура социального комплекса города представлена на рис.

Рис. Комплекс социальной сферы города

 

10. Общественное благо: понятие и виды;

Комплексное развитие городов и городского хозяйства предполагает разработку и реализацию всесторонней, сбалансированной социально-экономической политики, направленной на создание наиболее благоприятных условий для проживания населения на территории города, а также эффективного удовлетворения всех своих потребностей.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества невозможно без производства товаров общественного пользования, то есть таких благ, доступ к которым свободен для всех индивидов без дополнительных затрат, другими словами общественных благ.

Общественным благом, можно назвать любое благо, которое, будучи предоставленное кому-то одному, обязательно предоставляется и всем остальным и не допускать кого-нибудь к пользованию которым либо невозможно, либо практически нецелесообразно. Третье условие, часто добавляемое к этому определению, сводится к тому, что «пользование одного индивида данным благом не должно наносить ущерб пользованию этим благом любого другого индивида» (Пол Самуэльсон, 1954г). Скульптурные памятники, являющиеся общественным достоянием, служат почти идеальным примером общественного блага. В числе других типичных примеров можно назвать национальную оборону, национальные парки, чистый воздух. Многие блага носят как общественный, так и частный характер. Рынок сам не предоставляет общественных благ, поскольку практичные эгоистичные граждане будут стремиться воспользоваться всем бесплатно. Ни одни силы национальной обороны не обеспечивались полностью за счет добровольных пожертвований (тогда как некоторые общественные памятники поставлены на средства граждан). При этом надо иметь в виду, что понятие общественного блага отнюдь не подразумевает, что оно предоставляется или должно предоставляться государственной или муниципальной властью. Некоторые общественные блага предоставляются частным образом, а большинство муниципальных ведомств предоставляют как частные, так и общественные блага.

Также примером общественных благ, производимых муниципальными организациями и учреждениями могут служить социальная (бесплатная) медицина, охрана общественного правопорядка и прочее. Рынок не заинтересован в производстве благ такого рода, так как это социально- ориентированное производство не предполагает извлечение прибыли. Поэтому та или иная степень участия государства в удовлетворении социальных нужд и потребностей людей объективно необходима. Более того, и само государство, а именно его институты, включая и муниципалитеты, создает помимо прочего свою систему целей и интересов, что может как увеличить социальную роль государства, так и уменьшить ее.

Самым общим критерием определения компетенции государственных институтов, включая и муниципалитеты, является – дифференциация продуктов общественного производства на частные и общественные блага (рис.).

Рис. Классификация общественных благ

Отличие общественного блага заключается в том, что общественное благо обладает некоторыми основными признаки, отличающими его от частного блага, к их числу относятся:

- неконкурентность в потреблении;

- неделимость;

- неисключаемость.

Неконкурентность в потреблении означает, что потребление данного блага одним человеком, совершенно не уменьшает возможностей потребления его другим.

Неделимость общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно, например, уличное освещение, нельзя «потреблять услуги» одного уличного фонаря, при этом не «потреблять услуги» другого, если идете по ночному городу, то пользуетесь всеми работающими фонарями. Или дорожное освящение. После того как система дорожного освящения создана и начинает работать, любой водитель, проезжающий по этой дороге, может им пользоваться и это не вызывает дополнительных затрат. Данное общественное благо невозможно разделить на единицы потребления. Так свет дорожного освещения доступен всем проезжающим по данной дороге автомобилям и появление нового пользователя не уменьшает это благо для других и не делает его качество хуже.

Неисключаемость общественных благ означает, что люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются за него платить. Например, пользование городским парком, скверами, памятниками, или обыкновенный магазин, нельзя запретить посетителю ходить по нему, даже если у него нет денег.

Именно данные свойства общественного блага делают предпочтительным активное вмешательство государства, муниципалитетов в их производство, поскольку частные организации не всегда хотят этим заниматься. Например, если в небольшом городке нет магазина, который безусловно необходим местным жителям, но частный предприниматель не заинтересован открывать магазин в данном городе, так как не ожидает большой прибыли, органы местного самоуправления, используя экономические рычаги, должны создать для такого предпринимателя все необходимые условия, например, предоставить помещение на льготных условиях, или субсидировать оплату жилищно-коммунальных услуг, с целью обеспечит население данного города всеми необходимыми благами для его нормальной жизнедеятельности.

В общем случае безусловной прерогативой государственных и муниципальных органов власти должно быть производство (или полное финансирование за счет бюджета) чистых общественных благ.

Чистые общественные блага при их производстве создают положительные внешние эффекты. Если такое общественное благо создано хотя бы для небольшого количества потребителей, им могут пользоваться все остальные. Например, если жильцы дома добились закрытия близлежащего экологически грязного предприятия, то пользоваться благом в виде чистого воздуха будут не только они, но и все горожане.

Смешанные общественные блага могут производиться как муниципальными, так и частными предприятиями. Общим правилом является производство муниципальными предприятиями (организациями) тех смешанных общественных благ, которые предоставляются малоимущим и социально незащищенным слоям населения в пределах установленного государством социального стандарта (при наличии достаточных финансовых ресурсов в местном, бюджете).

Сами по себе общественные блага не исключают использование механизмов рыночного регулирования. Если бы дело обстояло таким образом, то муниципальная экономика в условиях рынка мало чем отличалась бы от системы командно-административного хозяйствования. В производстве, распределении, обмене и потреблении общественных благ (смешанного типа) необходимо использовать разумное сочетание директивных и рыночных регуляторов, одним из современных взглядов на регулирование производства данного вида благ является следующее: «рынок по возможности, директивное вмешательство по необходимости».

В условиях рынка, общество неоднородно по своему имущественному положению, следовательно, существует неодинаковая возможность для приобретения благ различными индивидами. Общественное благо в силу его неисключаемости не может быть предоставлено одному члену общества в меньшем количестве, чем другому. Свободный доступ к благу, которым пользуется индивид предполагает, что производство этого блага, так или иначе, финансируется сообществом в целом. Однако психология человечества такова, заинтересованность в общественных благах зачастую совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ. Так как потребители имеют возможность пользоваться общественным благом независимо от того, участвуют ли они в оплате его или нет. Каждый из потребителей надеется на то, что общественное благо будет оплачено другими. Эта ситуация называется проблема «зайца» или безбилетника. Она характерна для больших групп, в которых трудно учесть всех потребителей общественных благ. Если общественное благо финансируется добровольными взносами, то количество безбилетников возрастает. Поэтому государство производит общественные блага за счет обязательных платежей или налогов, независимо от получателей индивидуальной пользы.

В отдельных случаях может быть применен механизм дифференциации платы за общественные блага. Для этого важно, чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества, и они могли согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада. Выполнить это в сравнительно не большой группе гораздо легче, чем в сообществах национального или регионального масштаба.

 

11. Понятие урбанизации и ее современные особенности;

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город) – в широком смысле данного понятия, это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества. Данное действие представляет собой сложный многосторонний демографический, политический, социально-экономический и географический процесс, затрагивающий практически все сферы человеческого сообщества. В более узком смысле, статистико-демографическом понимании, урбанизация – это рост городов, повышение численности городского населения в стране, регионе, мире в целом.

Процесс урбанизации в основном базируется на четырех главных факторах:

· преобразования сельских населённых пунктов в городские;

· естественного прироста городского населения;

· формирования широких пригородных зон;

· миграции населения из сел и деревень в города.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.