Глава 1. Основные положения этики Плотина — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Основные положения этики Плотина

2017-06-04 203
Глава 1. Основные положения этики Плотина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зародившись на закате греческой цивилизации, неоплатонизм вобрал в себя достижения всех ее предыдущих философских течений, но в отличие от платоников, стоиков, перипатетиков, скептиков, пифагорейцев задача неоплатоников была не философская, а религиозная и этическая

Неоплатонизм появился в начале нашей эры и основателем этого течения был Плотин. Своими сочинениями и образом жизни он сформировал влиятельную школу, оказавшую воздействие на многие религиозные и философские течения, гностические секты.

Представители ранней патристики нередко оказывались учениками того или иного неоплатоника, в том числе Аврелий Августин был учеником римского философа-неоплатоника Гай Мария Викторина.

Мироздание

Философ Плотин один из первых философов, который попытался, собрав воедино разрозненные греческие философские течения, связать в логическую цепочку основы и принципы мироздания, и основные вопросы этики, касающиеся смысла бытия, свободы воли, отношения человека и Бога и т.д.

Основные принципы мироздания

Понятия добра и зла в философии Плотина являются мерой хорошего и плохого, разумного и неразумного, полезного и вредного, порядка и хаоса, покоя и движения. Эти понятия связаны друг с другом: разумное решение всегда приводит к пользе, полезное есть нечто уверенное, спокойное, что всегда приводит к порядку. Кроме того, разумное решение – это решение справедливое, то есть ведущее к добру и т. д.

Эти принципы наполняют мироздание: их отсутствие является злокачественностью, а присутствие доброкачественностью. Глядя на предмет телесного мира или любой другой объект, мы всегда воспринимаем его как нечто единое, или целостное, неазрозненное, но соединенное. Это качество, присущее всякому в мире объекту, говорит о наличии в нем Добра. Из этого Плотин делает вывод о существовании некой энергии, являющейся выражением этой качественности[1].

Иерархия эманаций Единого

Если бы существовала такая энергия, которая бы отражала в себе все сущее в виде определенных качеств или принципов, то она была бы необходимым и единственным условием существования мироздания. Будучи первоисточником качеств в целом, она не могла бы сама обладать каким- то из них, но была бы противоположна их отсутствию. Мы не можем представить или охарактеризовать эту энергию, так как любое описание привело бы к ограничению, но она не является и чем-то безграничным. Она есть Абсолютное Благо, Добро, Высшее, или, как чаще всего пишет Плотин Единое.

«Единое – это то, от чего зависит все сущее, в чем нуждается и к чему стремится, как к своему началу и основанию, в то время как само Единое ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится и довлеет самому себе; оно есть мера и предел всего, оно произвело из себя и Дух, и бытие и Душу, и жизнь и мышление».[2]

Избыток энергии, образует кольцо вокруг, которое, если представить Единое как точечный источник света, плавно меркнет, по удалению от последнего. Под светом понимается нечто, что придает форму сущему, внося в него принципы, идеи. Этот «свет», формирует умопостигаемое, наделяя качествами сущее - вещество идеального мира. Поэтому он также и Первопричина ноуменального, или как его называет Плотин – «Нус».

«Он содержит все, и он есть все, однако, будучи слит со всем, он остается самим собой и содержит все, не содержа. Он не есть нечто иное по отношению к тому, что он содержит: и все, что в нем есть, не существует по отдельности, ибо каждая его часть есть в то же время и целое, и все содержится во всем. Части эти и не смешаны, все они различны, поскольку каждая вещь, причастная Духу, участвует в нем настолько, насколько она сама на это способна».[3]

По мнению Плотина, чувства являются следствием идей, поэтому ноуменальный мир неизбежно бы породил мир чувственный, удаляясь от Единого. Чувственный мир образует кольцо вокруг Духа, которое, Плотин называет Вселенской душой, а его отдельные части – душами. Вот как Плотин пишет о них: «…существует Вселенская и Воплощенная души, которые относятся, как сумма компромиссов и подлинный человек, где первая излучает вторую».[4]

Отдельные души чувственного мира, в отличие от идей ноуменального мира, не являются неким Аболютом. В пример, Плотин приводит существование прекрасных и уродливых душ в массе людей, тогда как при тождественности душ и идей, о душах нельзя было бы сказать, что какие-то из них уродливы.

Наиболее удаленно от Единого, расположены растительные и животные души, а также формообразующие эйдосы, которые придают форму всем вещам телесного мира и уже не являются объектами чувственного мира, но содержат Принцип Разума.

Материя

Все в телесном мире состоит из формы и Материи. Материя же есть нечто абсолютно безкачественное, абсолютно лишенное Единого и в своей безкачественности порочное и ужасное. Материя есть необходимость, воплощение абсолютного зла. Оно не имеет ни порядка, ни размера. Постигнуть ее, мы не можем, как и не можем постигнуть Единое.

Вещи бы не были тяжелыми или легкими, если бы Материя таковой не являлась, но Материя безкачественна и в силу этого, она также «призрак массы», то есть имеет к ней предрасположенность, а форма уже вносит в Материю количественную характеристику.

Кроме телесного мира, Материя также образует мир ноуменальный, но в отличие от Материи нашего мира она не является небытием. Материя идеального мира, называется Плотином сущим, видоизменяясь от близости к Единому, она вечна, и вносит разнородность в этот мир[5].

Душа

Под Всемирной душой понимается Душа в целом и едином ее понимании. Воплощенные же души – это души людей, т.е. души, спустившиеся на землю. При этом Воплощенные души (или, просто души), не отделены от Вселенской души, они ее части, и каждой из них заключена вся душа в целом. Всемирная Душа и ее части, что наука и ее законы – в каждом законе – вся наука.

Ни одна душа не похожа на другую, но в этом неравенстве нет хаоса, ибо вселенская душа всегда едина. Вселенская душа является градацией душ от душ божеств и демонов к душам праведников и философов, далее людей, которые живут чувствами и эмоциями. Последние души людей это души тех, кто живут растительными потребностями (то есть материальными).[6]

Человек


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.