Формирование подсистемы профессионально важных качеств — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формирование подсистемы профессионально важных качеств

2017-06-04 785
Формирование подсистемы профессионально важных качеств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важным преимуществом системогенетического подхода является его опора на принцип детерминизма, сформулированный С. Л. Рубинштейном, согласно которому всякое внешнее воздействие опосредуется совокупностью внешних условий. Изучение развития профессионально важных качеств в деятельности позволило автору концепции найти конкретный путь реализации принципа единства сознания и деятельности, который проявляется как формирование черт оперативности у профессиональных способностей. В деятельности профессиональные способности приобретают новую качественную характеристику: чем в большем числе деятельностей участвует человек, тем больше черт оперативности приобретают его психические качества, т. е. они становятся полифункциональными.

Профессионально важными качествами (ПВК) являются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения». По мнению В. Д. Шадрикова, вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем профессионально важных качеств «является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности, …исследование процессов развития профессиональных способностей приближает нас к пониманию онтологии явлений, обобщенных принципом единства сознания и деятельности» [2].

Таким образом, в процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности.

В процессе формирования психологической системы деятельности индивидуальные качества субъекта деятельности переходят в деятельностно важные качества или подструктуру профессионально важных качеств, влияющих на эффективность деятельности.

В процессе профессионализации меняется структура ПВК как общего характера, так и частного, специфичного для конкретной деятельности (см. рис. 9).

В качестве общих закономерностей изменения в структуре ПВК психологической деятельности выявлены следующие:

– наличие взаимосвязей между отдельными качествами в структуре ПВК на разных этапах профессионального становления личности;

– увеличение общего числа значимых связей в структуре ПВК;

– снижение числа связей отдельных качеств с успешностью деятельности (по мере профессионализации успешность деятельности в большей мере определяется всей структурой ПВК);

– на разных этапах профессионализации существуют различные по компонентному составу и взаимоотношению компонентов психологические системы ПВК, каждая из которых может обеспечить эффективность деятельности.

 

ПВК субъекта деятельности
Свойства субъекта (операциональные)
Перестройка операциональных свойств в оперативные
Критерии и механизмы перехода операциональных свойств в оперативные
Формирование подсистем оперативных качеств
Индивидуальный стиль деятельности
Реализация в деятельности


Рис. 9. Блок формирования профессионально важных качеств
субъекта деятельности


Формирование блока принятия решений

Осваивая нормативно одобренный способ деятельности, исходя из объективных и субъективных условий деятельности, субъект решает, как ему реализовать в своих действиях нормативную основу деятельности.

Осваивая профессию, человек постоянно решает творческую задачу, как наиболее эффективно достичь цели профессиональной деятельности (см. рис. 10).

Существует специфика процессов принятия решения в зависимости от их места в структуре деятельности:

– для каждого блока деятельности различаются детерминанты процессов принятия решения;

– содержание решаемых задач, вид неопределенности, преодолеваемый путем процессов решения, в каждом блоке деятельности неодинаковы;

– решения могут быть волевыми (конфликтующие тенденции), интеллектуальными (в ситуации скрытых, неясных альтернатив), эмоциональными (предпочтения);

– различное содержание задач, решаемых в разных блоках системы деятельности, предъявляет различные требования к структуре индивидуально-психологических качеств.

«Наиболее сложным является акт принятия решения… об установлении личностного смысла профессиональной деятельности. Здесь большую роль играют установки, эмоциональные отношения… Процессы целеобразования выступают как специфическая форма принятия решений» [2].


Принятие решений
Решение профессиональных задач
Детерминированные
Вероятностные
Критерии
Критерии решения
Достижения цели
Предпочтительности
Выработка решающего правила и критериев
Индивидуальный способ подготовки и принятия решений
Выработка правил принятия решения

 

Рис. 10. Формирование блока принятия решений


Формирование представления о программе деятельности

Освоение программы профессиональной деятельности предполагает формирование представлений о компонентном составе деятельности, о способах выполнения отдельных действий. Программа определяет, что и как должен делать субъект для достижения цели деятельности.

При психологическом анализе деятельность выступает в форме психологической системы, а ее составляющие – действия – реализуются психологическими подсистемами. Каждый компонент деятельности может быть описан с системных позиций (для каждого действия должны быть описаны цель, результат, критерии достижения цели, информационная основа действий, алгоритмы принятия решений).

Формирование представлений о программе деятельности определяется мерой квантования деятельности (молекулярные и молярные единицы поведения). Реальное поведение организуется на нескольких уровнях одновременно и адекватно может быть описано иерархически построенной программой.

«Как в процессе формирования цели, так и в представлении о программе большую роль играют процессы антиципации, которые, отражая структуру деятельности, протекают на различных уровнях» [2].

При формировании представления о способе выполнения деятельности она предстает в динамике (развернута во времени и зафиксирована в виде определенной схемы действия).

При сопоставлении представлений о компонентном составе деятельности с представлениями о способах выполнения действий можно понять, что в первом случае человек больше ориентируется на результат и информационная основа включает результативные признаки, во втором – основное внимание обращается на процесс.

Формирование представлений о программе деятельности предполагает, что отдельные действия объединены общей целью деятельности. Действия организованы в пространстве и во времени. Функцию координатора выполняет программа деятельности, которая отражает структуру деятельности и определяет, что должен делать субъект.

Индивидуальная программа деятельности изменяется в процессе профессионализации (см. рис. 11).


Программа деятельности
Представление о компонентах деятельности
Критерии правильности достижения цели
Представление о программе деятельности
Индивидуальная программа деятельности
Представление о способах деятельности
  Сопоставление
Ориентация на результат
Ориентация на процесс
Схема действий (алгоритм)
Констатирующая структура
Сетевая структура
Критерии оценки эффективности

 

Рис. 11. Блок формирования программы деятельности


Формирование информационной основы деятельности (ИОД)

Это совокупность информации, характеризующая предметные и субъективные условия деятельности и позволяющая организовать деятельность в соответствии с вектором «цель – результат». Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой ИОД.

Первоначально в ИОД включаются признаки, доступные восприятию, усвоению и реализации в исполнительных действиях, т. е. те информационные признаки, учет которых не приводит к дезадаптации. Признаки ИОД могут быть процессуальными (ИП) и результативными (РП).

Усвоенные результативные признаки действий начинают выступать в роли процессуальных признаков при регуляции деятельности.

Существуют цель-образ и цель-задание, при задании цели в форме образа резко повышается значение результативных критериев, при цели-задании ведущая роль принадлежит процессуальным признакам. Далее по мере усвоения профессиональной деятельности формируются системы ИП, что способствует постепенному переходу на новый уровень ориентировки ИОД.

Важным моментом формирования ИОД является придание ей характера оперативности (приспособленности для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач, планов, начинаний). Оперативный образ прагматичен, адекватен задаче действия, специфичен, лаконичен.

Оперативную ИОД можно определить «как психический информационный комплекс, в котором сосредоточена и организована адекватно целям и условиям вся информация об объективных и субъективных условиях деятельности. В оперативной ИОД информация связана смысловыми связями, ИОД – это «функционально-смысловой информационный комплекс» [2].

Свойство функциональности тесно связано со свойством динамичности, т. е. развернутости этого информационного комплекса во времени в соответствии со структурой деятельности (см. рис. 12).

 


Информационная основа деятельности
Формирование системы признаков
Результат
Процесс
Оперативный признак
Субъективно-значимый информационный комплекс
Формирование оперативной основы деятельности
Нормативно одобряемый способ деятельности

Рис. 12. Блок формирования информационной основы деятельности

Формирование психологической системы деятельности

Освоение отдельных компонентов деятельности происходит гетерохронно, неравномерно.

Различный уровень соответствия способностей субъекта требованиям к выполнению отдельных действий обусловливает их освоение с разной скоростью, т. е. освоение отдельных действий будет происходить неравномерно.

Субъект будет осваивать отдельные действия в той мере, в какой это позволяет достичь цели деятельности (в качественном, количественном аспекте), т. е. при освоении отдельных компонентов в структуре деятельности субъект придерживается принципа достаточности (минимального обеспечения функциональной системы).

Таким образом, в рамках системогенетического подхода В. Д. Шадриков исследовал закономерности формирования отдельных компонентов психологической системы деятельности: раскрыта динамика и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности; уточнено понятие цели профессиональной деятельности; описан процесс формирования информационной основы деятельности, показана ее специфика на разных уровнях профессионализации; исследован процесс принятия решений, которые пронизывают всю деятельность, включены во все блоки психологической системы деятельности.

 

Литература

1. Корчагина, Г. И. Профессиональное самоутверждение: системогенетический подход [Текст] / Г. И. Корчагина, Ю. П. Поваренков. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. − 130 с.

2. Шадриков, В. Д.Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков; репр. воспр. текста издания 1982 г. − М.: Логос, 2007. − 192 с.

3. Шадриков, В. Д. Психология профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 347 с.

 


Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Реконструируйте систему профессиональной деятельности руководителя отдела и его подчиненного. Выявите причины несовпадения требований руководителя с выполнением своих обязанностей подчиненным.

Разработайте инструкцию для деятельности подчиненного таким образом, чтобы в ней были представлены все компоненты профессиональной деятельности (пример инструкции В).

Кейс 1 (Дмитриева З. М. Школа менеджмента. Книга практикующего психолога и бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2008. С. 106–109).

Инструкция А

1. Начальник отдела сбыта отправляет в командировку ведущего менеджера по продажам Катю Семенову. Прочитайте задание, которое он дал сотруднице.

 

«На следующей неделе тебе нужно будет выехать в командировку в Казань. Билеты купит курьер. Если он возьмет билет на поезд, то готовься выехать в понедельник с утра. Если самолетом, то вылететь можно будет во вторник. Но планируй так, чтобы в среду, крайний срок – в четверг была там. В поездку возьми с собой со склада ящик вин из новой коллекции с контролируемых территорий Молдавии. Но можешь прихватить и немного образцов водки. Если тебе не удастся «протолкнуть» в регион вина, то хотя бы заключишь договоры на водку. В Казани тебе нужно будет встретиться с несколькими потенциальными клиентами, с которыми договорился о твоем приезде наш новый продавец Петров. Ему одному в командировки еще ездить рано. Кстати, если хочешь, можешь взять его с собой, подучится у тебя вести переговоры, да и грузчик тебе не помешает в дороге. Ценовую политику ты нашу знаешь, так что ниже 10% не соглашайся. Да, кстати, в пятницу в офисе шеф собирает всех сотрудников на экстренное совещание. Я точно не знаю, но Маша сказала, что явка должна быть 100%. Ну, давай. Дерзай» [1, с. 106].

Инструкция Б

Прочитайте описание результатов подготовки и поездки в командировку Кати Семеновой.

 

Получив задание, Катя Семенова вернулась на свое рабочее место. В командировку нужно было ехать только на той неделе, а насколько она поняла со слов начальника, крайний срок появления в Казани – четверг, так что время терпит. Во вторник она подошла к Петрову с вопросом, не хочет ли он с ней поехать в командировку. На что Петров ответил, что в среду у него двое переговоров, отменить которые он не может. После этого разговора она пошла на склад готовой продукции и, хмуро поглядев на ящик вина и свои «бицепсы», решила, что обойдется пятью бутылками вина и двумя сортами водки.

Курьер с билетами к ней все еще не подходил. Сначала она подумала, что командировка отменяется, но потом на всякий случай нашла курьера и спросила, что насчет билетов в Казань. Курьер сказал, что кассир заболела, секретарь Маша ей звонила домой, она обещала приехать сегодня после обеда. Наконец ей купили билет на поезд, который из Москвы выезжал в среду. В суматохе она забыла взять с собой рекламные проспекты.

В Казани она была в четверг вечером. Когда она приехала в офис к потенциальному клиенту – директору большой сети супермаркетов, было уже семь часов вечера. Рабочий день заканчивался. И ей для оживления разговора пришлось достать из сумки вина из лучшей на тот момент коллекции «L.O.V.Е». Увидев такое название на бутылках, предприниматель начал шутить на тему, какая девушка чудесная из Москвы к ним пожаловала. И, слово за слово, они опорожнили одну бутылку. Другую еще в начале разговора она подарила ему в знак будущего сотрудничества. Усталая и голодная после поезда, менеджер опьянела уже от одной рюмки, а когда начала доставать договор о сотрудничестве, думая, что все идет хорошо, предприниматель сказал, что его магазины переполнены винами, а эти вина слишком дорогие, особенно для молдавских. И предложил проводить девушку в гостиницу. Обозлившись на стажера Петрова, из-за которого она приехала в такую даль на негарантированную сделку, менеджер решила, что завтра она обязательно заключит договоры с тремя другими потенциальными клиентами.

Только третий, самый последний в тот день клиент оказался для нее перспективным, однако к тому моменту, когда она добралась до него, у нее не осталось ни одной демонстрационной бутылки. Это был конец рабочего дня в пятницу. Клиент дотошно расспрашивал, как выглядят эти вина, какая емкость бутылки, какая форма, какой дизайн этикетки, и был немного недоволен тем, что менеджер приехала из Москвы к нему с пустыми руками.
В московском офисе на телефонах никто не отвечал, и в конце концов они договорились о том, что она вернется в Москву и тут же перешлет ему по e-mail отсканированные рекламные проспекты. Они заключили устное соглашение о сотрудничестве, договорились о региональной скидке и, довольные, расстались [1, с. 107].

 

Инструкция В

На следующей неделе у тебя запланирована командировка в Казань.

Цель командировки – заключить договоры с несколькими клиентами. Мы должны зайти в этот регион с винами, поэтому основная задача – продать вина на условиях, соответствующих нашему ценообразованию. Сделай для этого все возможное.

Но если клиент проявит интерес к другой продукции, заключай договор на то, что он будет запрашивать: попробуем зайти в региональные сети с другого конца.

Предварительные переговоры с этими клиентами провел Петров. Он работает недавно. Поэтому список клиентов с контактами запроси у него прямо сейчас и предварительно сама созвонись с клиентами: уточни интересный им ценовой сегмент и согласуй время встречи.

Уточни у Петрова его планы на следующую неделю. Если у него нет важных встреч с клиентами, бери его с собой – с целью обучения ведению переговоров.

Помимо прайсов и бланков договоров (все условия заключения сделки там прописаны), возьми с собой необходимое количество представительской продукции, познакомишь их с полным ассортиментом.

Определи по списку клиентов нужное количество подарочных наборов с вином из последней коллекции – подаришь в процессе презентации продукции. Дополнительно возьми на презенты пару бутылок водки, подаришь дополнительно к вину, если сочтешь нужным. Ориентируйся по ситуации.

Не забудь о региональных скидках. Хоть это и последний аргумент, но он у тебя есть.

Теперь по срокам: в пятницу утром ты должна выйти на работу, чтобы присутствовать на обязательном общем собрании.

Добираться можно либо поездом, либо самолетом: ограничений по стоимости билетов нет. Учти, что поезд до Казани идет примерно сутки. Поэтому выезд, скорее всего, придется на понедельник или вторник.

Покупку билетов поручи курьеру. Не забудь, что если едешь с Петровым, то билетов нужно два.

Если по причине отсутствия билетов ты не будешь успевать к пятнице, командировка переносится на следующую неделю.

 

 

Тема 4.2. Проектирование системы
успешной профессиональной деятельности

В основе темы содержание статьи: Баркова, Ю. В., Корчагина, Г. И. Психологические механизмы регуляции успешной профессиональной деятельности личности. Вестник ВятГГУ. № 3(1) 2013. С. 159–166.

 

В современных условиях осуществления профессиональной деятельности, характеризующихся высоким уровнем неопределенности, опережающим развитием технологий, постоянно расширяющимися информационными потоками и коммуникативным пространством, эффективность и производительность профессионала, являющиеся критериями оценки успешности его профессиональной деятельности со стороны профессионального сообщества, напрямую детерминированы уровнем развития саморегуляции личности.

Понимание закономерностей осуществления процессов саморегуляции успешными профессионалами представляет особый интерес как best practice, как ключ к практической реализации успешных стратегий профессиональной деятельности в условиях ограниченных ресурсов. Решение данной проблемы позволило бы вывести моделирование эффективной деятельности на новый уровень − уровень технологического знания, что раскрывает широкие возможности не только для улучшения показателей эффективности и производительности сотрудников, но и дает мощный инструмент для их саморазвития.

Однако, несмотря на высокую актуальность и практическую востребованность, проблема психологических механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности слабо разработана в теоретическом и в прикладном аспектах. Нет эксплицированного определения успешной профессиональной деятельности, единой точки зрения на принципы и основания для выделения механизмов психологической саморегуляции в контексте успешной профессиональной деятельности, нет ответа на вопрос о том, как эти механизмы соотносятся между собой.

Поэтому первым этапом исследования стал теоретический анализ и поиск методологических подходов к изучению предмета и объекта исследования, которыми являются психологические механизмы саморегуляции и успешная профессиональная деятельность.

В результате анализа методологических подходов к предмету исследования были изучены теории саморегуляции как родового понятия.

Изучение проблемы психологической саморегуляции ведется с 20-х гг. прошлого века. Результаты исследований отражены в трудах Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, Д. А. Ошанина, Б. Ф. Ломова, Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккер, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского, А. В. Ярмоленко, В. А. Бодрова, Н. Д. Заваловой, В. А. Пономаренко, Е. Н. Суркова, В. Н. Носуленко, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, К. А. Абульхановой, Е. А. Сергиенко, В. А. Петровского, В. В. Знакова, Д. А. Леонтьева, Л. Г. Дикой, О. А. Прохорова, В. А. Иванникова, А. С. Шарова, А. В. Карпова, В. Е. Клочко, Н. Винера, Н. Бингелоу, Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, Ч. Карвера, М. Шайера, У. Пауэрса, Б. Циммермана, Ж. Нюттена, Ю. Куля и многих других ученых.

Несмотря на большое количество современных теорий саморегуляции, суть данного явления понимается различными авторами сходным образом: саморегуляция – это системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых личностью целей. Данное определение принадлежит О. А. Конопкину [1].

Его концептуальная модель саморегуляции деятельности была определена в качестве методологической базы исследования по критерию универсальности, который дает возможность ее применения в различных научных контекстах, в т. ч. – в контексте успешной профессиональной деятельности.

При рассмотрении проблемы саморегуляции в соответствии с определением О. А. Конопкина, т. е. в рамках системного подхода, базовым понятием является понятие психологических механизмов, посредством которых осуществляется саморегуляция.

Первые исследования психологических механизмов (на примере речи) связаны с именем Н. И. Жинкина. Развивая его идеи, А. А. Леонтьев сформулировал основные признаки «механизмов»: в них отражается опосредствованный характер человеческой психики; они характеризуют идею психической деятельности; их модели одних и тех же явлений могут различаться; деятельность может обеспечиваться принципиально различными механизмами; они отражают сознательный и бессознательный выбор и имеют сложную иерархию – от элементарных до специфических.

Дальнейшие исследования психологических механизмов в различных контекстах велись Л. М. Аболиным, В. С. Агеевым, Л. Н. Антилоговой, А. В. Карповым, О. А. Конопкиным, Ю. Н. Кулюткиным, О. М. Краснорядцевым, Г. С. Никифоровым, А. С. Шаровым, М. В. Зотовым и др.

Большинством авторов психологические механизмы рассматриваются в контексте различных аспектов жизнедеятельности и определяются как постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, обеспечивающих выполнение тех или иных регулятивных функций. Концептуальной основой их систематизации является структура регуляции [2].

В исследовании механизмов саморегуляции в рамках концептуальной модели О. А. Конопкина данное определение психологических механизмов целесообразно конкретизировать в контексте структурно-функционального подхода, который понимает психологические механизмы как результат взаимодействия и взаимосодействия компонентов психологической системы.

Таким образом, первой теоретической предпосылкой исследования механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности стала концепция О. А. Конопкина, в которой саморегуляция представлена как целенаправленная функциональная система.

Компонентами системы выступают: цель деятельности; субъективная модель значимых условий как источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование в соответствии с учетом внутренних и внешних условий активности, а также информации об их динамике; программа исполнительских действий как определение характера, последовательности, способов и других характеристик действий, направленных на достижение цели; система субъективных критериев как конкретизация и уточнение исходной формы и содержания цели для определения информационной неопределенности и ее минимизации; контроль и оценка реальных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха с целью выявления степени соответствия или рассогласования между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами; решение о коррекции системы саморегулирования.

Данные компоненты отражают состав и характер регулятивных функций системы. В специфике межфункциональных связей (связей между компонентами) проявляются механизмы саморегуляции. Регуляторно-информационные процессы определяют уровни саморегуляции.

Второй предпосылкой теоретического исследования была определена системогенетическая концепция профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова. В данной концепции описана инвариантная структура профессиональной деятельности, компонентами которой являются: цель профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решения, подсистемы профессионально-важных качеств [3].

Важной характеристикой данной системы является ее интегративный потенциал, т. е. возможность взаимодействовать с другими конструктами, в частности – с системой саморегуляции деятельности.

Третья предпосылка исследования проблемы – определение профессионального успеха как состояния оптимального баланса между профессиональной самоценностью и профессиональной надежностью, к которому стремится субъект, выбирая целесообразные условия и пути его достижения. Данное определение сформулировано на базе существующих имплицитных описаний С. А. Дружилова, А. Ю. Согомонова в рамках исследовательских работ, проведенных на кафедре практической психологии ВятГГУ в 2010−2012 гг. под руководством Г. И. Корчагиной [4].

В контексте успешной профессиональной деятельности достижение состояния профессионального успеха является целью профессиональной деятельности, что конкретизирует содержание компонентов структуры системы профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, наполняя ее новым содержанием.

Для наглядности компоненты системы успешной профессиональной деятельности описаны в таблице (см. табл. 3).


Таблица 3.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.