Глобально-экологического мышления — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глобально-экологического мышления

2017-06-04 325
Глобально-экологического мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История философии как процесс есть развитие философии, которое носит закономерный характер. В ней одновременно существует множест­во принципиально различающихся и даже несовместимых теорий. Про­грессирующая дивергенция учений, их поляризация и конфронтация имеют место в истории всех наук. Но в естествознании научное сообщест­во в конце концов выходит к более или менее удовлетворительной тео­рии, которая позволяет максимально полно объяснить исследуемый фе­номен и предсказать его поведение в будущем. Со временем лидирующая теория может быть подвергнута модернизации или замене на более ем­кую и фундаментальную, которая, кстати, может быть разработана и в лоне конкурирующего научного сообщества. В случае с философией изу­чение всех, а не только конфронтирующих (материализм и идеализм, диа­лектика и антидиалектика) [73, с. 10] учений дает не просто более богатое представление о развитии содержания науки, а позволяет найти возмож­ное «золотое сечение» в имеющихся точках зрения, которое в случае со­пряжения с практикой даст эффективное решение или выход к нему, в том числе и при изучении глобальных проблем современности.

Проблемы современной глобалистики в определенном смысле были также проблемами предшествующей философии, хотя не формулирова­лись в том виде, как это имеет место во второй половине XX века. Из­вестно суждение Ф.Энгельса о том, что в многообразных формах грече­ской философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. Многие из основных про­блем современной философии возникли уже на ранних этапах цивилиза-


19 ции, там же имеют место и основные варианты их решений, в том числе те, которые по разным причинам не получили признания и реализации в последующие времена, несмотря на то, что содержали явно «рациональные зерна». Историко-философское исследование позволяет отыскать эти «рациональные зерна».

Историю философии интересует эпоха, условия, в которых творил философ, обстоятельства его личной жизни, сведения об общении с дру­гими философами и учеными, о его отношении к теориям своего времени - критическом или позитивном, - о том, как создавались крупнейшие произведения философа, как они были восприняты современниками. При этом надо руководствоваться «исторической шкалой ценностей», соот­ветствующей эпохе и ее последующими изменениями [154, с.8].

Данное исследование в целом посвящено развитию философской мысли России в сопряжении с научной, литературно-художественной и культурологической по глобально-экологической проблематике. Задача данной главы - акцентировать некоторые теоретико-методологические аспекты исследования. Возникновение, развитие, гносеологическая и со­циальная обусловленность учений, самосознание и критическое осмысле­ние учеными - важные составные части историко-философского изучения современной глобалистики.

Главная задача истории философии заключается в том, чтобы это учение понять, критически осмыслить, выявить его связь с другими фило­софскими учениями, обусловленную общественно-историческим процес­сом [73, с.10-11]. Задача истории философии состоит в открытии в фило­софском наследии имплицитных выдающихся идей, гениальных прозре­ний, предвосхищений будущих знаний, которые самими создателями не были высказаны эксплицитно.

Историко-философская наука путем теоретического исследования фактов воспроизводит сложный и противоречивый процесс становления научно-философского знания[343, с. 195]. Это восстановление действи-


тельного пути, пройденного философией, является необходимым услови­ем ее дальнейшего творческого развития. Многовековая философская традиция, поднимаясь над обыденным сознанием и тем самым над лично­стными субъективными человеческими оценками, мнениями, рассматри­вает все существующие точки зрения вечности с позиций всеобщего чело­веческого разума, который возвышается над антропологической ограни­ченностью отдельных человеческих индивидов[295, с. 142]. Философия есть «внутренняя жизнь человечества»[394, с. 45].

Философское мировоззрение никогда не является суммированием, простым обобщением данных естествознания; оно представляет собой своеобразную интегральную интерпретацию этих данных с определенных философских позиций. Мировоззренческие выводы из естественнонауч­ных открытий нередко делаются и самими естествоиспытателями [73, с. 12]. Научно-философское мировоззрение, теоретически подытоживая историю познания и его перспективы, предотвращает тем самым абсолю­тизацию тех выводов, к которым приходят науки на каждом данном ис­торически ограниченном этапе своего развития. Для любой науки необ­ходимо сознание исторических горизонтов, перспектив, методологиче­ских предпосылок ее будущих состояний. Таким образом, систему миро­воззрения совместными усилиями создают философы и ученые. Мировоз­зрение не создается одними философами чисто умозрительным путем; равно и ученые без глубокого обдумывания философской стороны науч­ных проблем не в силах создать фундаментальные теоретические по­строения.

История философии критически анализирует многообразные фило­софские концепции, находящиеся в движении, развитии (по предмету, ме­тодам, функциям, выводам). Речь идет об аналитическом выявлении са­мой логики развития философской мысли, ибо освещение исторического прошлого философии способствует решению современных проблем, либо уточняет, корректирует проблему, содействуя ее творческому разреше-


21 нию в будущем. «Мудрость существует, ибо существуют великие, жиз­ненно важные для человечества (и для каждого отдельного человека) во­просы; эти вопросы осознаются, формулируются и не могут оставаться без ответа. Пусть эти ответы и не являются окончательными решениями, они все же (если это мудрые ответы) способствуют более правильному пониманию проблем, а тем самым и решению, которое рано или поздно станет возможным» [295, с.43].

Если на определенный вопрос имеется множество ответов и ни один из них не может считаться абсолютно правильным, то решение не может быть сведено к выбору наиболее правильного из ответов, и целесообразно исследовать все это множество, соотнося его с еще более многообразной реальностью. Но в данном множестве есть и некоторое число несовмес­тимых друг с другом ответов, следовательно, они не могут содержать аб­солютной истины и потому вызывают непрекращающиеся возражения в свой адрес. Такое отрицание учениями и учеными друг друга в пределах одного исторического отрезка времени сопровождается другим процес­сом по постоянному возрождению и развитию на новом уровне и мате­риале прошлых философских решений. Иными словами, «друг другу про­тивостоят не только философские учения данной исторической эпохи, но все когда-либо существовавшие философии» [295, с.50]. Появляющийся ответ постоянно обогащается и насыщается содержанием, то есть обсуж­даемый вопрос сохраняет свое значение длительное время и имеет глубо­кие корни в истории. Это и есть ее «вечные проблемы».

Философия как наиболее общая система из всех форм теоретическо­го знания близка науке, которая возвышается до теоретических обобще­ний и интенций о будущем [155, с.86]. Наука, как и философия, способна к свободному движению теоретического познания, а в случае с анализом движения глобально-экологического мышления проблематика филосо­фии и науки смыкается необычайным образом.


С середины XIX века начинается философско-научное становление и развитие проблематики глобально-экологической направленности. Это был процесс поступательного движения, в котором постоянно происхо­дит возвращение к исходным теоретическим позициям, но вместе с тем и продвижение вперед, формирующее предпосылки для вызревания про­блематики в изменяющихся социально-экономических условиях, с накоп­лением исторического опыта и развития наук как о природе, так и о об обществе.

Становление - процесс синкретичный, содержащий переход от од­ного состояния к другому, трансформацию качества, при которой осуще­ствляется (соприсутствуют) как возникновение, так и уничтожение, как отрицание, так и преемственность. Становление - этап, на котором еще возможен возврат к прошлому, обратимость, но с определенного момен­та движение характеризуется необратимостью, вызреванием иного каче­ственно определенного бытия. Становление органически включено в процесс поступательного развития проблематики. Завоеванное не отбра­сывается, а ассимилируется, осваивает «смежные территории», совершен­ствует методы исследования, учитывает достижения наук, в том числе и смежных, углубляется в предмет, в трактовку его сущности.

Любое теоретическое познание включает элемент умозрительности. В любом научном представлении содержатся интуитивные убеждения, постулирования, имеется элемент воображения. Интуиции в философии проявлялись на разнородной базе: на основе чувственного созерцания действительности в форме убеждения; в форме императивного мистиче­ского утверждения, «озарения»; как принятие на веру «самоочевидных истин»; как непосредственное усмотрение истины; как «ускоренное умо­заключение», ведущее к ошибке. Таковы полюса интуиции. Плодотвор­ная интуиция - посередине.

В историко-философском исследовании огромное место занимает интерпретация. Она может осуществляться в форме анализа фактов,


23 оценки фактов, выявления отношений фактов, определения значения

фактов, наконец, применения имеющихся знаний. Интерпретация исполь­зуется для анализа данных наблюдения, пояснения к математическим данным, расшифровки знаковых систем, наконец, истолкования впервые открытых фактов. Так, в истории науки нередки случаи, когда философы делали великие открытия в науке. В условиях незавершенной дифферен­циации науки и философии многие философы прошлого имели энцикло­педическую подготовленность во многих отраслях современного им зна­ния, и потому, обращаясь к общетеоретическим вопросам, нередко пред­восхищали или формулировали в спекулятивной форме выводы и интен­ции, становившиеся впоследствии выдающимися естественнонаучными открытиями [394, с.66]. Нынешняя философия перестала делать открытия, но присущая ей методика интерпретации имеет большое значение как для самой философии, так и для естествознания.

Понимание - более глубокое постижение явлений - предполагает эйдетическое, сущностное их видение. Понимание коррелирует с бытием уже в самых начальных формах, а в формах философской рефлексии или научного теоретизирования представляет «бытийное понимание».

Философия синтезирует, критически анализирует, интерпретирует многообразные типы человеческого знания и опыта. Это - способ не только постановки философских проблем, но и их решения, характери­зующийся синтетичностью.

Сложившаяся в течение тысячелетий дивергенция философских уче­ний, систем, течений и концепций закономерно приводит к плюрализму в основных понятиях философии, изменению смысла, проблематики ее во­просов, но основное содержание константно. Действительная сущность многогранна: она может предстать и как тождество, и как различие, и как противоречие.

Гегель, например, считал, что развитие философии представляет гармонический процесс поступательного движения знания, синтезирова-


24 ние предшествующих философских учений [79, с.70]. Между тем, действи­тельное отношение любого философского учения к предшествующим не­сравненно сложнее: преемственность, прогресс, развитие философии пу­тем критического освоения предыдущих достижений не исключает про­тивоположности, несовместимости некоторых из философских учений. «Философия стремится познать бесконечное, всеобщее, непреходящее, познать сущность сущности, в силу чего совершенно неизбежно для опре­деленных этапов ее развития наличие взаимоисключающих концепций, учений, конвергенция философских учений принципиально невозможна[295, с. 136].

К числу проблем, вызревших исподволь в недрах многих наук и са­мой философии, относятся, в частности, в полный голос заявившее о себе к концу XX века глобально-экологическое мышление.

Глобально-экологическое мышление - стиль философско-научного теоретизирования, образованный путем коллективных и последователь­ных усилий многих мыслителей и ученых, дополняющих, исправляющих, поддерживающих друг друга в движении и наполнении идеи. При этом отдельные фрагменты и составные элементы этого стиля мышления не нуждаются в субординации, они лишь координируются друг с другом.

Глобально-экологическое мышление затрагивает содержание всех наук. Его философские грани в своей первоначальной форме возникли в донаучную историческую эпоху и могут квалифицироваться как научные догадки, гипотетические предвосхищения, своего рода интуитивные «пробы», которые обнаруживают свою безошибочность лишь теперь. Так, принцип единства мира никогда не станет завершенным, он будет лишь дополняться новым содержанием. Рискнем утверждать, что экспли­цированные глобальные проблемы современности стали и останутся «вечной» проблемой философии и всегда будут значимы для человека, человечества, истории познания и практики. В каждый исторический пе­риод рассмотрение глобальных проблем современности философией и


25 частными науками будет не простым продолжением традиции, но новым

уровнем понимания их существа и практического разрешения, выявления перспектив. Нет неизменных в своем содержании проблем, как нет и про­блем неразрешимых. «Непреходящие проблемы получают свое решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний и характе­ром социальных преобразований» [295, с. 172].

Философия - сфера осмысливающей себя человеческой субъектив­ности, в том числе посредством постановки, интерпретации и разрешения глобально-экологических проблем современности. Последние выступают весьма специфическим объектом исследования. Вычленение объектов как предметов определенной науки сопровождается обязательным определе­нием их качественного отличия, учетом диалектико-системно-синергетического характера. Но всякая формулировка объекта и предме­та науки не окончательна, приблизительна, ориентировочна. Следова­тельно, глобальные проблемы современности - философская интерпрета­ция комплекса реальных специфически противоречивых отношений в системе «природа - человек - общество».

Немаловажное значение в истории философии придается роли мыс­лителя. «Индивидуальность философа как социального субъекта, теоре­тически разрабатывающего определенную систему воззрений, является следствием развития, и притом не только индивидуального, но и соци­ального» [295, с.222]. «Именно то, что данный философствующий инди­вид в несравненно больше мере, чем кто-либо другой, выразил известную \/ социальную потребность, и свидетельствует о его самобытности, то есть способности высказать нечто большее, чем просто относящееся к его еди­ничному существованию» [295, с.222]. Философ, остающийся в летописях науки, преклоняясь перед авторитетом предшественников, превосходит их. Он может осмыслять социальные потребности глубже других. Это может быть вариант развития смутно осознаваемых другими идей; но при


26 этом все его мысли характеризуются необыкновенной энергией, страстью

и смелостью, мужеством и решительностью.

Специальное историко-биографическое исследование помогает по­нять формирование взглядов, особенности учения и формы его изложе­ния, что не исключает методолого-теоретического, логико-исторического анализа и понимания того или иного наследия и его автора. Философия всегда есть интеллектуальное самовыражение выдающейся индивидуаль­ности. Согласно Гегелю, философия представляет собой субстанциальное содержание исторической эпохи и одновременно интеллектуальное вы­ражение коренных изменений общественной жизни. Фейербах настаивал на том, что философия коренится не в мышлении, а в чувстве, и философ как человек, которому ничто человеческое не чуждо, мыслит лишь пото­му, что он чувствует, переживает вместе с такими же, как и он сам, людь­ми определенной исторической эпохи [158, с. 15].

«Историко-философское исследование призвано прежде всего по­нять философию как эпохальное сознание, вскрыть ее социальную на­правленность, ее специфическую проблематику, которая в ходе после­дующего развития общества наследуется новыми философскими учения­ми, отделяется от породивших ее исторических условий, становится эле­ментом философской традиции и тем самым получает новое истолкова­ние, независимо от эпохи, которая его породила» [295, с.231].

По Марксу, философы не вырастают как грибы из земли, они -продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и не­видимые соки которого концентрируются в философских идеях. Маркс считал, что тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов. Философские системы каждой эпохи заключают в себе непреходящие устремления, по­могающие не просто пережить свое время, но и заглянуть в будущее, пре­достеречь или настроить потомков. Тем самым всякое философское уче­ние прошлого помогает решать современные проблемы.


27 Чем значительнее философское учение, тем глубже оно отражает

коренные интересы социального прогресса, подытоживает развитие не только философии, но и науки, техники, морали, всех форм культуры. «Каждый этап всемирной истории получает свое кульминационное вы­ражение в истории определенных народов и стран, где и формируется но­вое эпохальное сознание» [295, с.236]. Таким «эпохальным мировоззрени­ем» стала духовная культура России, где с середины XIX столетия начали формироваться важнейшие элементы глобально-экологического стиля мышления, необходимого всему человечеству в конце XX - начале XXI столетий. Соответственно, изучение исторических условий, «осознание своего единства со всем более чем тысячелетним древом отечественной культуры» [104, с.265], познавательного содержания, смысла и значения философских и научных учений насущно необходимо.

Одно из важнейших методологических требований состоит в иссле­довании глобально-экологического мышления как целостной системы взглядов, разрабатывавшихся тем не менее отдельными мыслителями, учеными и писателями, изучение наследия коих требует индивидуального подхода. Именно такой комплексный подход позволяет понять, что за счет разработки важных элементов будущего глобально-экологического мышления «материк русской мысли» (С.Л.Франк) перемещался от пери­ферии к центру мирового философского развития, несмотря на явную «молодость» философских исследований в России.

Почему в России столь основательны истоки глобально-экологического мышления, каковы они, что они дают мировому научно­му сообществу и человечеству в целом?

Интуитивный онтологизм, присущий отечественной философской мысли [242, с.468], а также ее «МЫ-ориентация» при решении всех про­блем, - «несущие» характеристики своеобразия отечественной мысли, способствовавшие постановке и решению многих вопросов, вошедших позднее в структуру глобально-экологического мышления. В этом ряду


28 детерминант можно отметить и всю русскую культуру с присущими ей

морально-эстетическими космическими критериями [242, с.473]. «Личность несущая русское классическое мироотношение», «идентифицирующая себя с национальной общностью, с великой культу­рой и историей» [9, с. 138] обеспечивает высшие, духовные потоки мен­тальности, одухотворяет и саму повседневность. Отечественный философ, будучи одновременно государственным деятелем, писателем или ученым, как раз и проводил своим творчеством подобное одухотворение [390, с.З].

Методология в самом широком значении этого слова есть наука об оптимальном построении человеческой деятельности. Наиболее развитой ее областью является методология познавательной деятельности и науки. До тех пор, пока методология работает с типичными задачами науки и практики, она не проявляет своей значимости. Но как только обнаружи­вается недостаточная эффективность или узость устоявшихся систем ме­тодов, приемов и средств деятельности, во главу угла встают вопросы о трансформации, сдвиге, смене регулятивов деятельности, выносимые на обсуждение научным сообществом или социумом.

Научное исследование развивается благодаря формированию и функционированию таких методологических форм интеграционного ка­чества как парадигма (когнитивное ядро науки), познавательные модели (исследовательские программы и стратегии), методы, приемы и средства научного поиска, который осуществляет определенное научное сообще­ство в пределах некоего проблемного поля.

XX век наполнен практически постоянным, перманентно проте­кающим в различных науках сдвигом методологии. При этом осуществ­ляется переход от методологического монополизма к методологическому плюрализму. Несмотря на то, что еще недавно в науках господствовал материализм (естествознание, техника) или идеализм (социально-гуманитарное знание), это не давало представления о целостности мира, о действительном месте человека в мире; зачастую человек, даже продекла-


29 рированный в качестве высшего предмета или цели познания, выпадал из

поля зрения исследователей и практиков, в особенности его уникальный жизненый опыт. А за счет превратно понятого активизма человека он ли­бо помещался в эпицентр мира и Вселенной, либо растворялся в социум-ных образованиях, за которыми виделось грандиозное будущее. Маркси­стский социоцентризм стал своеобразной формой историософского тита­низма.

Уже во второй половине XIX века критически оценивалась и диа­лектика, несмотря на стоящий за ней гигантский авторитет Гегеля. Теоре­тико-методологические возможности диалектики из-за детерминистски линеарного истолкования исторической логики и нарочитого прогрес-сизма оборачивались в иных моделях общества финализмом. А выдвиже-ние закона единства борьбы противоположностей в качестве непременно- у го ядра диалектики (В.И.Ленин) императивно требовало видеть мир пре­жде всего через доминирование в нем отношений борьбы, их тотально­сти, что зачастую провоцировало эскалацию в обществе именно такого рода отношений - насилия, ломки, «перевоспитания».

Конечно, отказ от одномерно понятых принципов и универсалий диалектики повлек распространение индетерминизма, феноменологизма и субъективного идеализма, эвристическая ценность которых также оспа­ривается. Однако в целом усиление методологических поисков уже в пер­вой половине XX века привело к развитию личностного, ментального, системного и виртуалистического подходов, которые во второй половине XX века не только не укрепились в науках, но и были дополнены закона­ми и положениями синергетики и теорией самоорганизации. Благодаря данным теоретико-методологическим обретениям стали возможны иссле­дования суперсложных и супер динамичных систем, ситуаций кризиса и катастроф, конвергентных процессов, диалога и полилога культур и на­родов. Так, в ткань современной истории, философии истории, истории философии и социальной философии вплетаются представления об исто-


30 рическом процессе, охватывающем все человеческое общество в плане­тарных (глобальных) масштабах (В.С.Барулин). При этом начинает скла­дываться иная историческая логика, когда общность проблем, интенсив­ные и многоканальные взаимодействия стран и народов являются более значимыми, нежели различия и иерархия между ними. Общая историче­ская форма бытия мирового человеческого сообщества есть не что иное, как гиперсистемное образование, которое может быть более адекватно описано лишь синергетикой с ее концептуально-понятийным компендиу­мом.

Восхождение к «наддиалектическому инструментарию» сопровож­дается усилением споров об онтологическом материале науки. Вопрос, что именно претерпевает изменение в ходе истории, решался объективи­стски или материалистически. Ответ был однозначен: развитие осуществ­ляется в государствах, общественных институтах, в экономике, в крупных социальных субъектах исторического действия (классах, партиях, наро­дах). А где же личность, в глубине натуры которой «шевелится хаос» (Ф.М.Достоевский); где личность, остолбеневшая от ужаса вдруг обна­руженного «космического одиночества» (Б.Рассел); где та «песчинка ис­тории» (Б.Пастернак), создавшая величие проекции «осевого времени» (К.Ясперс); где «пассионарии-личности» и «пассионарии-этносы» (Л.Н.Гумилев)? Каждый человек есть не только продукт (следствие), но и вектор (причина) истории, именно в нем выкристаллизовалась и сконцен­трировалась «духовность эпохи» (Гегель). Конечно, не все люди вносят в сокровищницу человечества вклад эпохального или общемирового зна­чения. Но каждый, буквально каждый, вкладывает в историю свою лепту, свой уникальный жизненный опыт. В связи с этим хотелось бы заметить, что традиции исследования объективированной истории очевидны, тогда как традиции исследования субъективированной истории еще только на­рабатываются. Тем заметнее накапливаемый опыт, например, в истории отечественной философии.


31 История делается внутриличностно, глубинно, интимно, а, следова­тельно, и уникально. Индивидуальность исторического значения возни­кает именно в том случае, когда индивид «преодолевает свою атомар­ность», свою одинаковость с другими людьми. Опыт показывает, что преодолеть свою «заброшенность в мир» (М.Хайдеггер) бывает возмож­но лишь в «пограничной ситуации» (Ж.-П.Сартр); в том случае, когда че­ловек «ведом по жизни благим идеалом» (Н.А.Бердяев); наконец, в случае отчаянного бунта против обыденности, «абсурдности жизни» (А.Камю), когда человек взламывает «бастионы отчуждения» (Г.Марсель). Подоб­ные уроки можно извлечь из судьбы большинства исторических лично­стей. В еще большей мере мы извлекаем их из судьбы отечественных мыс­лителей, подлинных «пассионариев». Весьма популярная ныне экзистен­циальная методология эвристична и не позволяет «методологическому маятнику» вновь качнуться в сторону марксистского социоцентризма, в сущности, лишившего человека субъективности и даже субъектности (К.Н.Любутин, Д.В.Пивоваров). Но тем не менее, и она вряд ли может быть признана «истиной в последней инстанции», так как за вниманием к субъекту теряетаинтерес к глобальным проблемам взаимодействия чело­вечества с природой, космосом, техникой. Именно личность как «симфонический человек» (К.Н.Леонтьев), как «драгоценность мира» (Ж.Лакруа) есть не просто средоточие мировых процессов, в ней и имен­но в ней, вызревает идеал, цель, непосредственная гармония жизни и ми­ра. Исследователю важно научиться воссоздавать условия, совокупность которых некогда инспирировала истоки какой-либо идеи, поступка, дос­тижения, ее предыстории и непосредственной среды [137, с. 12-13]. В этом лишь случае выявляется адеквация, совпадение универсума жизни с уни­кумом личности. Сам же исследователь субъективно, человечески вос­принимает такое открытие истины (исторической правды) с изумлением, восторгом, как некое чудо открытия.


32 Любое явление - как об этом писал Гегель [79, с. 75], - имеет свою

внутреннюю историю (развитие содержания идеи, характер народа и его интеллектуалов, их судьбы [363, с. 11]) и внешнюю историю (развертывание форм своей организации, связь с другими явлениями це­лостной общественной жизни [79, с.75]). Мы слишком долго писали внешнюю историю. Может ли она стать учителем для людей? В какой-то мере может, но скорее всего урок такого «учителя» будет слабо, поверх­ностно, нетвердо усвоен. История не просто «складирует» и «хранит» со­бытия, имена, идеи и достижения, то есть время. Лишь будучи формой реконструкции внутренней - людской - истории явлений мира, она, без­условно, будет содействовать самопознающему и самопроектирующему уму как более верное средство самозащиты перед лицом искушений со­временности, опасность которых еще не явлена в полной мере. Лишь ис­тория внутренняя обладает «эффектом коррегирующего устройства» для чувства, разума и воли современников и потомков и как способ концен­трации подлинного духовного опыта позволит им ответить на новые «вызовы времени».

Резюмируя размышления о содержании и движении методологии и науки в XX веке, следует отметить, что методология обогащается, и рас­ширение ее эвристически значимых программ немыслимо без широкого использования историко-научных методов. «И может быть, одним из са­мых значительных результатов философского творчества многих поколе­ний русских мыслителей стал столь характерный для национальной куль­турной традиции духовный реализм, соединивший способность к глубо­чайшему постижению всей трагичности человеческого бытия в мире и в истории с верой в высшее значение личности, народа, общества» [360, с. 142]. Этот исконный реализм помогает современной отечественной фи­лософии отвественно и глубоко исследовать глобально-экологические реалии на новом рубеже веков и тысячелетий и сохранить «традицию ве­ры» [79, с.71] в способность человека разрешить их в перспективе.


ГЛАВА ВТОРАЯ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.