Учение античных философов-материалистов о чувствах — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Учение античных философов-материалистов о чувствах

2017-06-04 368
Учение античных философов-материалистов о чувствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения:

1. Чувства рассматривали в связи с этическими проблемами.

2. Чувства – помеха в жизни, главное – достижение спокойного состояния.

3. Характерна рационалистическая (интеллектуалистическая) трактовка чувств – освободиться от нежелательных чувств можно с помощью разума.

Демокрит

Цель жизни – хорошее расположение духа, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не возмущаемая никакими страхами, боязнью или страстями. Это состояние приходит от умеренности во всём.

Эпикур

Цель жизни – удовольствие, которое понимается как «свобода от телесных страданий и душевных тревог».

Позиции Демокрита и Эпикура по проблеме чувств совпадают.

Стоики

Рационалисты, т.е. считали, что чувства не должны управлять поведением человека, его главная ценность – умение руководствоваться разумом.

Проблема чувств рассматривалась как проблема аффекта.

Аффекты – это чрезмерные, противоразкмные, противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах.

Пример:

Желание – неразумное возбуждение

Скорбь – неразумное душевное сжатие и т.п.

Описали 26 аффектов, разделили их на 4 группы:

1. Удовольствие (радость, наслаждение, весёлость);

2. Неудовольствие, страдание (горе, обида, печаль, уныние);

3. Желание (любовь, гнев, злоба);

4. Страх (боязнь, нерешительность, испуг, беспокойство).

Каждый аффект понимался как процесс. Стадии:

1 – стадия телесных изменений (физиологические изменения в организме)

2 – стадия непроизвольной реакции (непроизвольно наступающее мнение о том, что произошло, о том, как себя вести)

3 – стадия включения разума. Возможны два варианта:

Первый – разум не даёт влечению превратиться в аффект, он оценивает присходящее с точки зрения блага, зла, безразличия, т.е. относит происходящее к какой-либо из этих ценностей.

Второй – если разум слаб или отягащён предрассудками, даёт неправильную оценку, то возникает аффект.

Т.о., согласно Стоикам аффект – это ошибка разума.

Поставлена проблема единства аффекта и интеллекта: разум определяет возникновение аффекта. Там, где нет разума, нет и аффекта. В разуме стоики отказывали детям, животным, слабоумным. Их влечения нельзя назвать аффектами, т.к. нет их осознания и оценки.

У стоиков прслеживается отрицательное отношение к аффектам. Но, в жизни каждого они встречаются. Стоики разрабатали руководство по борьбе с аффектами. Если аффект всё-таки натупил:

1) Не дать аффекту принять внешнее проявление, т.к. оно аффект усиливает;

2) Не преувеличивать аффект воображением;

3) Оттянуть последний этап нарастания аффективного состояния (например, сосчитать до 10-ти);

4) Отвлечься на воспоминания другого рода (при страхе вспомнить примеры мужества);

5) Подумать о последствиях, к которым может привести аффект.

Итак, разум – единственное орудие борьбы с аффектами.

Учение стоиков об аффектах имеет большое значение и занимает важное место в истории психологии, а также воспитательное значение.

 

Проблема воли и характера в учении

Античных философов – материалистов

Демокрит

Утерждает, что причиной всего является движение атомов, в том числе и причиной движения души. «Ничто не присходит случайно, но есть некоторая определённая причина для всего, о чём мы говорим, что оно призошло спонтанно, случайно». Т.о., случайность полностью исключена. Учение Демокрита, в основе которого жёсткий детерминизм, не может объяснить проблему свободы воли, выбора и т.п.

Эпикур

Отход от демокритовского жёсткого детерминизма. Ввёл положение о том, что атомы могут самопроизвольно отклоняться, в связи с этим человек обладает свободой воли, выбора.

Стоики

Всё в природе подчиняется законам необходимости, существуют неизбежные обстоятельства (рок, судьба), а свобода воли каждого человека заключается в том, чтобы принимать разумом те обстоятельства, которые складываются. Т.о., свобода воли состоит в добровольном следовании необходимости. Нужно осознать высшие законы и согласовать с ними своё поведение.

Стоики верили в силу души перед судьбой. Отсюда – их уважение к сильному характеру.

Характер – это некоторая определённость, своеобразие, то, что отличает поступки одного человека от поступков другого, он выражает специфическое отношение человека к миру, к себе, к другим людям.

Сильный характер - характер, который способен выносить удары судьбы. Мужество, самообладание, справедливость – основные черты.

Человек может выработать в себе лучшие черты характера. Например, можно упражняться в совершении хороших поступков или наблюдать за поступками других людей и размышлять.

Провозглашалась вера в возможности человека: «Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но, если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе».

 

Итак, в материалистической античной психологии мы видим зарождение всех проблем, которые актуальны и сегодня: предмет психологии, проблемы эмоций и чувств, познание, его уровни и механизмы, активность личности, характер и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.