Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-04 | 368 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Общие положения:
1. Чувства рассматривали в связи с этическими проблемами.
2. Чувства – помеха в жизни, главное – достижение спокойного состояния.
3. Характерна рационалистическая (интеллектуалистическая) трактовка чувств – освободиться от нежелательных чувств можно с помощью разума.
Демокрит
Цель жизни – хорошее расположение духа, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не возмущаемая никакими страхами, боязнью или страстями. Это состояние приходит от умеренности во всём.
Эпикур
Цель жизни – удовольствие, которое понимается как «свобода от телесных страданий и душевных тревог».
Позиции Демокрита и Эпикура по проблеме чувств совпадают.
Стоики
Рационалисты, т.е. считали, что чувства не должны управлять поведением человека, его главная ценность – умение руководствоваться разумом.
Проблема чувств рассматривалась как проблема аффекта.
Аффекты – это чрезмерные, противоразкмные, противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах.
Пример:
Желание – неразумное возбуждение
Скорбь – неразумное душевное сжатие и т.п.
Описали 26 аффектов, разделили их на 4 группы:
1. Удовольствие (радость, наслаждение, весёлость);
2. Неудовольствие, страдание (горе, обида, печаль, уныние);
3. Желание (любовь, гнев, злоба);
4. Страх (боязнь, нерешительность, испуг, беспокойство).
Каждый аффект понимался как процесс. Стадии:
1 – стадия телесных изменений (физиологические изменения в организме)
2 – стадия непроизвольной реакции (непроизвольно наступающее мнение о том, что произошло, о том, как себя вести)
3 – стадия включения разума. Возможны два варианта:
Первый – разум не даёт влечению превратиться в аффект, он оценивает присходящее с точки зрения блага, зла, безразличия, т.е. относит происходящее к какой-либо из этих ценностей.
|
Второй – если разум слаб или отягащён предрассудками, даёт неправильную оценку, то возникает аффект.
Т.о., согласно Стоикам аффект – это ошибка разума.
Поставлена проблема единства аффекта и интеллекта: разум определяет возникновение аффекта. Там, где нет разума, нет и аффекта. В разуме стоики отказывали детям, животным, слабоумным. Их влечения нельзя назвать аффектами, т.к. нет их осознания и оценки.
У стоиков прслеживается отрицательное отношение к аффектам. Но, в жизни каждого они встречаются. Стоики разрабатали руководство по борьбе с аффектами. Если аффект всё-таки натупил:
1) Не дать аффекту принять внешнее проявление, т.к. оно аффект усиливает;
2) Не преувеличивать аффект воображением;
3) Оттянуть последний этап нарастания аффективного состояния (например, сосчитать до 10-ти);
4) Отвлечься на воспоминания другого рода (при страхе вспомнить примеры мужества);
5) Подумать о последствиях, к которым может привести аффект.
Итак, разум – единственное орудие борьбы с аффектами.
Учение стоиков об аффектах имеет большое значение и занимает важное место в истории психологии, а также воспитательное значение.
Проблема воли и характера в учении
Античных философов – материалистов
Демокрит
Утерждает, что причиной всего является движение атомов, в том числе и причиной движения души. «Ничто не присходит случайно, но есть некоторая определённая причина для всего, о чём мы говорим, что оно призошло спонтанно, случайно». Т.о., случайность полностью исключена. Учение Демокрита, в основе которого жёсткий детерминизм, не может объяснить проблему свободы воли, выбора и т.п.
Эпикур
Отход от демокритовского жёсткого детерминизма. Ввёл положение о том, что атомы могут самопроизвольно отклоняться, в связи с этим человек обладает свободой воли, выбора.
|
Стоики
Всё в природе подчиняется законам необходимости, существуют неизбежные обстоятельства (рок, судьба), а свобода воли каждого человека заключается в том, чтобы принимать разумом те обстоятельства, которые складываются. Т.о., свобода воли состоит в добровольном следовании необходимости. Нужно осознать высшие законы и согласовать с ними своё поведение.
Стоики верили в силу души перед судьбой. Отсюда – их уважение к сильному характеру.
Характер – это некоторая определённость, своеобразие, то, что отличает поступки одного человека от поступков другого, он выражает специфическое отношение человека к миру, к себе, к другим людям.
Сильный характер - характер, который способен выносить удары судьбы. Мужество, самообладание, справедливость – основные черты.
Человек может выработать в себе лучшие черты характера. Например, можно упражняться в совершении хороших поступков или наблюдать за поступками других людей и размышлять.
Провозглашалась вера в возможности человека: «Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но, если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе».
Итак, в материалистической античной психологии мы видим зарождение всех проблем, которые актуальны и сегодня: предмет психологии, проблемы эмоций и чувств, познание, его уровни и механизмы, активность личности, характер и т.д.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!