Развитие двигательных качеств детей 5-7 лет как важнейший фактор укрепления здоровья. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Развитие двигательных качеств детей 5-7 лет как важнейший фактор укрепления здоровья.

2017-06-02 288
Развитие двигательных качеств детей 5-7 лет как важнейший фактор укрепления здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Физическое воспитание дошкольника - это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребенка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и развитие движений детей.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок [1, c. 79].

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность, позволяет дошкольнику:

- активно участвовать в занятиях;

- чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;

- активно познавать окружающий мир;

- реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.

Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.

А.В. Запорожец писал, что особое значение для развития психики ребенка имеет овладение движениями рук - от самых примитивных и до наиболее сложных, так как именно руки реализуют намерения человека. Трудясь или просто манипулируя, он приобретает, проверяет и уточняет свои знания о мире. Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность, и сами по себе являются для него, по свидетельству многих специалистов, непрерывным источником радости, особенно на ранних ступенях онтогенеза, причем развитие кисти руки в этом процессе чрезвычайно важно для нормальной его психической деятельности. Появление комплекса оживления является первым ясным свидетельством общения ребенка со взрослым. На этой основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук, речь и эмоциональные реакции. Настоящая реакция хватания впервые проявляется лишь в 4-5 месяцев. Многие авторы, исследующие эту проблему, характеризуют хватание как сенсомоторную, а не предметную реакцию [2, c. 42].

Развитие движений рук чрезвычайно важно для общего психического развития ребенка, так как позволяет ему перейти от чисто созерцательного, зрительного восприятия мира к активному, действенному и потому неизмеримо более полному и точному его познанию. Движение пальцев рук, кистей имеют развивающее воздействие.

Известно, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который впоследствии позволит выполнять движения сознательно. Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Это не только прогулки за пределами дошкольного учреждения, но и соревнования. «Кто быстрей?», «Кто сильней?», «Кто больше?», «Кто точней?». Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир. Задача родителей и, конечно, воспитателей - исподволь прививать любовь к активности, всячески ее поощрять, добиваться высокой культуры движений, т. е. координации, скорости, силы, выносливости.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это-то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.

Интенсивность и продолжительность нагрузок должна быть такой, чтобы у ребенка не возникали признаки утомления, чтобы он не терял интерес к этому виду деятельности, все движения выполнял с желанием.

Основное содержание физического воспитания в дошкольном учреждении составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, простейшие формы: туризм, дальние прогулки за пределы дошкольного учреждения. Дети должны не только овладеть ими на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понимание их пользы для здоровья. У каждого ребенка непременно должны быть свои любимые игры или упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям рассматривается как фактор риска в развитии ребенка.

Физические упражнения в детском саду по своему содержанию и направлению значительно шире, чем только средство формирования двигательных умений. Они ориентированы на развитие навыков общения, на получение и закрепление информации об окружающем мире и о самом себе, на развитие трудовых действий, осознание себя как частицы природы, общества, как личности [3, c. 76].

Сохранение и укрепление здоровья детей относится к числу наиболее насущных проблем современности. Для развития и совер­шенствования двигательных качеств детей 5-7 лет необходим оптимальный объем двигательной деятельности. Сложившаяся система взглядов на ведущее место медицины в сохранении здоровья требует кардинального изменения. Материалы исследований свидетельствуют, что здоровье в значительной степени определяется уров­нем физической подготовленности, следовательно, средствами и метода­ми физического воспитания можно влиять на состояние организма. Прак­тика физического воспитания традиционно сложилась таким образом, что показатели физической подготовленности сводятся в основном к опреде­ленным показателям развития мышечной силы, быстроты и выносливос­ти. Такой подход не в полной мере отражает проблему гар­моничного развития человека.

Даже высокие показатели физических качеств не обеспечивают ре­шения всестороннего развития человека. Это связано с тем, что без фор­мирования двигательных качеств: ловкости, точности, под­вижности, равновесия, ритмичности и других - невозможно в полной мере реализовать двигательный потенциал, развить разнообразных средств физического воспитания, стрем­ление к постоянному самосовершенствованию. Для этого требуются новые направлений в организации жизнедеятельности. Одним из важных компонентов здоровья является достижение не­обходимого уровня двигательных качеств, показатели которых могут быть важным ориентиром при оценке физического состоя­ния детей 5-7 лет.

В настоящее время без принципиально нового подхода к всесторон­нему рассмотрению содержания и структуры двигательной деятельности на основе формирования устойчивых стимулов трудно найти эффектив­ные направления их кардинального улучшения.

Формирование двигательных качеств, у детей начи­ная с раннего возраста важное условие обеспечения оптимального объема двигательной деятельности.

Одним из направлений решения данной проблемы является расшире­ние задач физического воспитания детей 5-7 лет, ориентирован­ной на комплексное развитие и совершенствование физических и двигательных качеств. Это позволит значительно расширить применение средств и методов физического воспитания, даст возможность использовать дополнительные формы организации занятий, повысить роль родителей в процессе физического воспитания детей.

Двигательная активность как специфическая форма взаимоотноше­ний человека с окружающей средой обеспечивается системой двигательных качеств, находящихся в определенной взаимосвязи.

Недооценка развития хотя бы одной структурной единицы (быстро­ты, гибкости, равновесия и т.д.) приводит к недостаточному уровню фун­кционирования и рассогласованию действующей системы. В результате качество деятельности значительно снижается или сохраняется, но ценой гораздо большего напряжения. Такой подход к анализу двигательных качеств более полно изучить конкретные признаки изучае­мых качеств и выявить механизм их взаимодействия и взаимообусловлен­ности. Например, быстрая утомляемость, ухудшение работоспособности - свидетельство снижения нескольких качественных параметров двига­тельных качеств [4, c. 122].

Каждое из двигательных качеств имеет собственную структуру. Отражая различные стороны двигательных качеств детей 5-7 лет благодаря структурной упорядоченности, они представляют собой целост­ную систему и при определенной специфике обладают общими признака­ми. Так, подвижность обеспечивает максимальную амплитуду при враща­тельных движениях, поворотах, круговых движениях, гибкость - максималь­ную амплитуду наклонов и взмахов. Без точности невозможно соответствие движения его форме и содержанию. Ритмичность позволяет рационально распределить усилия во времени и пространстве. Специфика прыгучести - в максимальном проявлении взрывной силы в нужный момент. Задача метко­сти - поражение заданной цели. Благодаря равновесию достигается устой­чивое состояние тела. Пластичность, отражая уровень высокой технической подготовленности и близости к совершенному выполнению двигательных действий, формирует индивидуальный стиль и красоту движений.

В совокупности все они обеспечивают высокое качества выполнения двигательного действия. Недостаточный уровень проявления хотя бы од­ного качества не позволяет решать двигательную задачу в полном объеме. Процесс обучения детей 5-7 лет двигательным действиям длителен. Он требует опреде­ленной системы в формировании двигательных качеств. Важный вопрос при этом - выявление основных этапов в развитии качественных сторон двигательной деятельности, так как нельзя добиваться их значи­тельного прироста одновременно.

Одна из основополагающих проблем спортивной физиологии, а также теории и методики физического воспитания детей 5-7 лет - определение начального пе­риода развития этих качеств, установление ра­циональной последовательности и оптимальной длительности их совершен­ствования. Сложность решения данной задачи обусловлена тем, что все ка­чественные стороны двигательной деятельности тесно взаимосвязаны [5, c. 45].

1.2 Методы планирования работы и программы по формированию двигательных качеств детей 5-7 лет.

 

Содержание различных видов контроля предусматривает тестирова­ние их исходной величины и динамики прироста показателей изучаемых двигательных качеств детей 5-7 лет. Тесты подбираются в соответствии с разно­видностями и проявлениями двигательных координаций. Соответствие используемых тестов имеет большое значение для объективности оценки прироста показателей.

Для совершенствования разных сторон двигательных качеств детей 5-7 лет необходимо подбирать соответствующие системы специальных упражнений, отражающих специфику двигательных качеств. При этом важно определить последовательность формирования двигательных качеств на данном возрастном этапе с учетом их взаимодействия и экстраполяции. Известно, что на одном занятии нецелесообраз­но развивать силу и гибкость, силу и быстроту, равновесие и прыгучесть и т. д. Немаловажное значение имеет использование системы упражнений в течение одного занятия. Так, если гибкость лучше совершенствуется на фоне утомления работающих мышц, то ее целесообразнее развивать в конце основной части урока или тренировки. Ловкость, точность, меткость свя­заны с проявлением более тонких координации, и лучшие показатели достигаются в первой половине занятия.

При подборе физических упражнений необходимо учитывать исход­ный уровень развития данного качества в соответствии с его проявления­ми, поскольку в зависимости от их разновидностей должно меняться со­держание используемых двигательных заданий. Подбор упражнений за­висит также от физического и психоэмоционального состояния на дан­ный момент, определяющего работоспособность; от объема занятий и ха­рактера предыдущей деятельности, а также от других факторов.

При планировании работы по формированию двигательных качеств детей 5-7 лет необходимо учитывать различные ситуации и обстоя­тельства и своевременно вносить коррективы. Например, неожиданное похолодание может быть компенсировано повышением интенсивности занятий или изменением последовательности развития двигательных ко­ординации (вместо запланированной гибкости на данном уроке разви­вать пластичность, ритмичность, прыгучесть и т.д.). Повышение показателей прироста двигательных качеств детей 5-7 лет достигается также использованием разнообразных вариантов физических упражнений, на­правленных на развитие того или иного качества, что позволяет поддер­живать необходимый уровень работоспособности [6, c. 71].

На протяжении многих лет совершенствовались структура, и содержание раздела «Физическое воспитание».

Первый проект программы детского сада, разработанный дошкольным сектором научно-исследовательского института и специальной комиссией Наркомпроса, был издан в 1932 году. Он состоял из двух частей:

I - по видам деятельности детей, II - по “организующим моментам”.

Одним из разделов первой части было «Физическое воспитание», здесь уделялось внимание формированию ходьбы и бега, культурно-гигиенических навыков дошкольников. Однако в содержании были и недостатки: не учитывались возрастные и специфические особенности детей, недооценивалась игра, объем преподаваемых умений и навыков был невелик. Это объяснялось тем, что содержание проекта программы не было апробировано.

В 1934 году был опубликован документ «Программы и внутренний распорядок детского сада», который по форме расположения материала стал гораздо проще и удобнее. В содержании программ учитывались возрастные особенности детей, и уделялось большое внимание игре.

В1938 году было выпущено «Руководство для воспитателя детского сада». В главе «физическое воспитание» были выделены два подраздела. В первом из них обращалось внимание на индивидуальный подход к детям, а во втором раскрывались формы физического воспитания дошкольников: подвижная игра, занятие, утренняя гимнастика. В разделе «Игра» было представлено руководство подвижными играми с правилами.

Несмотря на тяжелое военное время, в 1945 году было выпущено «Руководство для воспитателей», по форме расположения материала и структуре «Руководство для воспитателей» стало более удобным, чем предыдущие изделия. Для каждого возрастного периода (младший, средний и старший возраст) были определены анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики детей, режим дня и особенности физического воспитания детей. В разделе «Физическое воспитание» были выделены подразделы: личная гигиена и воспитание культурно-гигиенических навыков; физические упражнения; подвижные игры с правилами; утренняя гимнастика; занятия физическими упражнениями; закаливание.

В1948 году «Руководство для воспитателя детского сада» переиздавалось без изменений. В структуре раздела «Физическое воспитание», в руководстве 1953 года, появился новый подраздел - «Методические указания», в котором подробно излагалась методика проведения разных форм физического воспитания.

В 1962 году была утверждена «Программа воспитания в детском саду», в которой программные требования были отделены от методических указаний. Отдельно издаются: «Краткие методические указания к программе воспитания в детском саду» (материалы работы от 3 до 7 лет), «Методические указания по воспитанию детей раннего возраста» и др. Впервые в программе было описано содержание работы с детьми 1-3 года жизни. В разделе «Физическое воспитание» были подробно раскрыты подразделы: «Организация жизни группы и воспитание ребенка», «Игры», «Занятия». В приложении к программе указывались примерные режимы дня для каждой возрастной группы. С 1962 года по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.

В 1984 году была Издана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. Была усилена оздоровительная направленность программы. Уделялось внимание осуществлению мер по охране нервной системы детей, предупреждению утомления и травматизма. В разделе «Забота о здоровье и физическом развитии» описывались оздоровительно-закаливающие процедуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия и особенности формирования навыков личной гигиены. На основе содержания этой Программы в 1985 году была разработана для РСФСР и опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

По решению Министерства просвещения СССР, комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в 1984 году, была издана «Типовая программа по физической культуре в детском саду». В1995 году такую же программу разработала Лаборатория физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В программе были определены формы работы по физическому воспитанию, примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей для всех возрастных групп. В программе были представлены специальные упражнения для развития двигательных качеств, формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия. Содержание двигательного режима подлежало коррекции в соответствии с особенностями климатических условий разных регионов страны [7, c. 58].

Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. При создании новых программ авторы стремятся привнести новые идеи, разработать содержание и методы, позволяющие наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Вместе с тем, неизбежной была опора на теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей. Признавалась возможность сохранения отдельных элементов традиционных технологий, которые при умелом использовании обеспечивают оптимальное развитие ребенка.

Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшало достоинств новых программ, а указывало на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Внедрение разнообразных образовательных программ весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. Однако анализ ситуации полипрограммности позволяет обнаружить как позитивные, так и негативные стороны этой проблемы. Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам родителей.

Положительным является то, что коллектив дошкольного учреждения может выбирать программу, соответствующую его педагогическим установкам. Вместе с этим является больше возможностей для повышения профессионального мастерства. Стимулируется инициатива и творчество. Методическое обеспечение пробами имеет разную степень развернутости. Поэтому нередко педагогу необходимо «перевести программу на язык реального педагогического процесса» и творчески подойти к вопросам подбора методики занятий, организации развивающей среды. Это сложная, но увлекательная работа для ищущих педагогов.

У родителей тоже появляется выбор. Информация о «новаторстве» и «застое» в детских садах распространяется достаточно быстро, что выдерживает здоровую конкуренцию в системе образования.

Полипрограммность позволяет учитывать потребности многонационального населения нашей страны, строить педагогический процесс с учетом социально-экономических, национально-культурных, климатических и иных условий региона.

Трудности в работе вызваны тем, что не всегда разработанные программы снабжены методическими материалами. Перспективные идеи могут быть реализованы, если педагогам известен ключ новой технологии. В противном случае они работают, как умеют, а не получив положительного результата, на который они рассчитывали, быстро теряют интерес к новой программе.

Некоторые программы написаны наукообразно, язык труден и не воспринимается практическими работниками дошкольных учреждений.

Педагогическим коллективам сложно перестраиваться, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и форм организации детской деятельности. Отсутствует преемственность со школой в содержании и методах работы. Ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии [8, c. 179].

Недостаточен цивилизованный контроль над реализацией базовых компонентов в программах. Соответствие образовательных программ требованиям государственного стандарта дошкольного образования в какой-то мере защищает детей от некомпетентного педагогического воздействия. Работа по программе требует дополнительного финансирования на приобретение специального оборудования, игрушек, пособий, наглядных материалов. Работать по некоторым программам без этого невозможно. Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. Наблюдаются различные и не всегда адекватные подходы, указывающие на затруднения практиков в решении данной проблемы. Например, педагогический коллектив увлекается одним приоритетным направлением работы в ущерб другим, что может привести к перегрузке детей и недостатку в воспитании других, не менее важных сторон детской личности.

Выбор программы целесообразно начинать с изучения информации о ней. Первый шаг - поиск наиболее доступного источника, которым чаще всего становятся статьи в специальных периодических журналах. Кроме этого существенную помощь могут оказать информационные сборники и справочники, выпускаемые районными и городскими управлениями дошкольного образования, а также презентации и научно-практические конференции, на которых авторы популяризируют концепцию программы и методические подходы к ее реализации. Следующий шаг - более пристальный, аналитический взгляд: посещение мастер-класса, тематического семинара, круглого стола, реального дошкольного учреждения, где имеется возможность увить предметно-развивающую среду, открытое занятие, задать вопрос, поговорить с педагогами, которые имеют опыт работы по той или иной программе. Дальнейший шаг - знакомство с программно-методическим сопровождением программы, анализ предлагаемого программно-методического пакета. Его важнейшую часть доставляют философско-концептуальные основы программы, где излагается взгляд авторов на ребенка, его развитие, на создание условий, Способствующих становлению личности, сохранению самобытности и раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника. Центральной составляющей комплекта является собственно программа, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены необходимыми комментариями и ссылками. Методические материалы (рекомендации) помогают раскрыть суть педагогической технологии. Их использование позволяет реализовать идеи авторов и кратчайшим путем достигнуть высоких педагогических результатов. Методические пособия ориентированы на практических работников: воспитателей, психологов, специалистов по изобразительной деятельности, по физической культуре, логопедов, преподавателей иностранного языка, медицинских работников, старших воспитателей и других педагогов.

Авторы программ и методической литературы сами избирают форму преподнесения материала, раскрывающего основы педагогических технологий. В настоящее время нет обязательных требований к развернутости методических материалов и детализации содержащейся в них информации. Поэтому практикам в рамках разных программ предлагаются различные варианты пособий: общие методические рекомендации, где раскрываются принципы работы, или более подробные комментарии, в которых рассматриваются особенности методики и подходы к организации детской деятельности. По усмотрению авторов может предлагаться перспективное или календарное планирование, излагаться не только методы, но и содержание познавательного материала, используемые игры или организация игровой деятельности в целом: примерные планы или подробные конспекты занятий, сценарии бесед, проблемных ситуаций, праздников, досугов и других мероприятий.

Учебно-методические пособия, входящие в комплект программно-методической документации, адресованы дошкольникам. В них содержатся альбомы, картины, иллюстрации, наборы наглядных пособий, игры, тетради на печатной основе для индивидуальной работы детей.

Важным является также гриф программы и методических пособий к ней, который присваивается Министерством образования, муниципальными или региональными экспертными советами при департаментах образования. Информация о Федеральном перечне программно-методических материалов ежегодно публикуется для широкого использования (в справочнике Министерства образования, журнале «Дошкольное воспитание»).

Наличие или отсутствие полного пакета программно-методических материалов не означает высокого или низкого качества самой программы. Комплектность указывает лишь на степень разработанности программы и предполагает перспективу дальнейшего совершенствования программно-методического пакета.

Не все программы, используемые в современном дошкольном образовании, на сегодняшний день снабжены полными комплектами методических материалов. В связи с этим педагогам приходится определять, какая программа и сопровождение к ней удовлетворяют интересам и квалификации данного педагогического коллектива. В отдельных случаях воспитатели проводят работу по выбору средств и методов, по конкретизации технологии.

На основании предпринятых шагов и изучения методического сопровождения программы руководители дошкольного учреждения прогнозируют работу конкретного педагогического коллектива, реально оценивают трудности. При этом важно осознание, что процесс внедрения программы не может быть стремительным и сразу стопроцентно успешным. Конечно, могут возникать затруднения, методические, психологические и организационные проблемы. Эффективность педагогической работы дошкольного учреждения в связи с переходом на новую для него программу определяется готовностью коллектива к инновационной деятельности. Пересмотр собственных педагогических установок, формирование нового мышления, самовоспитание - процесс сложный и длительный. Его темп значительно отстает от темпа распространения информации о новых программах и их внедрения в практику работы. Образование дошкольников в области физической культуры складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного образовательного учреждения и проводится в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования, которую реализует МДОУ. По разделу «Физическое развитие детей» дошкольное образовательное учреждение имеет право реализовывать комплексную общеобразовательную программу, которая содержит раздел «Физическое развитие детей» или парциальную программу по физической культуре.

К комплексным программам, прошедшим экспертизу «Допущено Министерством образования Республики Казахстан» относятся: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Преемственность», «Из детства в отрочество», «Программа обучения и воспитания в детском саду», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста». Одним из разделов данных комплексных программ, включающих все основные направления формирования личности ребёнка, является раздел, посвящённый физической культуре:

1. Программа «Радуга». Программа акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребёнка, в основу которого положена забота о физическом и психическом благополучии ребёнка. В программе уделяется внимание особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для успешного физического воспитания предлагается составлять на каждого ребёнка «карту прогноз» с характеристикой «сегодняшнего» состояния ребёнка, его физического развития и двигательной активности, что требует тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов, а также родителей. Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет. В программе не указан перечень подвижных игр, не указаны показатели физической подготовленности.

2. Программа «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.И.Гурович) направлена на многогранное развитие и воспитание личности ребёнка, её гуманистической направленности в разных видах деятельности. Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность программой не регламентируется. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из обще дидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня их развития. Реализуется программа в основном путём интеграции в повседневную жизнь ребёнка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Педагогический процесс требует от педагога способности строить его по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком взаимодействия на основе педагогической диагностики. Для каждого возраста предложены минимальные результаты (единые как для девочек, так и мальчиков) в беге, прыжках, метании. В программу включены сложные упражнения (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения, и достаточной квалификации педагога). Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет.

3. Программа «Истоки» (авторы Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.). В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. В программе обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряжённого с ним развития двигательных качеств и способностей. Они соотнесены с определёнными возрастными этапами, сенситивными периодами, а также ведущими видами деятельности. Программа включает два блока - базис и вариант его реализации. Педагог по своему усмотрению, с учётом его профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педагогические технологии, что обеспечивает открытость Программы. Также представлены средние показатели физического развития (рост и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких) и показатели физической подготовленности отдельно для мальчиков и для девочек (основные и дополнительные). В программе отражены современные представления о здоровье ребёнка и даётся характеристика режима дня, организации сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические навыки, перечисляются правила организации жизни детей в дошкольном учреждении и семье, перечень правил поведения, с которыми следует познакомить детей. В помощь практическим работникам выпущены методические пособия Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, М. А. Руновой, где представлено описание специализированных площадок для спортивных игр, даны примеры занятий с тренажёрами.Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

4. Программа «Преемственность» (авторы В.Г. Большенков, В.К. Бальсевич) направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Главными принципами программы являются: адекватность содержания физической подготовки (её условий) индивидуальному состоянию ребёнка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребёнка. Формировать двигательный опыт детей предлагается путём освоения многообразных двигательных координаций. В связи с этим выделяются подразделы:

- «Общеразвивающие упражнения»;

- «Гимнастика»;

- «Лёгкая атлетика»;

- «Спортивные игры»;

- «Планируемые результаты».

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

5. Программа «Из детства в отрочество» (авторы Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.) нацелена на укрепление здоровья и развитие детей, а также на подготовку их к школе. В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям «Здоровье» и «Развитие». Работа по физической культуре направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств в условиях дошкольного учреждения и семьи. Для реализации программы создан комплект методических материалов для педагогов и родителей, обеспечивающих целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребёнком: пособие «Физическая культура в дошкольном детстве» Н.В.Полтавцевой, Н.А.Гордовой; пособие «Растём здоровыми» В.А.Доскина, Л.Г.Голубевой. Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет.

6. «Программа обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

В программе выделен раздел «Физическое воспитание», в котором определены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Предусматриваются охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно - волевых качеств.

В «Программе обучения и воспитания в детском саду» не представлены показатели физической подготовленности детей. В программе выделен подраздел «Что дети могут к концу года».

Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

7. «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (руководитель Л.А. Парамонова) направлена на разностороннее и полное развитие детей, на сохранение их физического и психического развития. Программа состоит из трёх основных вза


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.