Понятие «вакуума» и его разновидности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие «вакуума» и его разновидности

2017-06-04 253
Понятие «вакуума» и его разновидности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор вводит понятие «вакуум» для характеристики ситуации отсутствия или недостаточности в комплексном понятии «атмосферы» одного из слагаемых, что в практике имеет достаточно широкое распространение.

Вакуум гуманности

Данный вид вакуума мы ставим на первое место, поскольку недостаточность в психологической атмосфере такого слагаемого, как гуманность, как правило, воспринималась людьми наиболее болезненно. В этом случае всегда имел место дефицит психологической поддержки. Как в родной, привычной среде чувствует себя в подобных условиях только «человек-одиночка» (классификация автора, 1993), мотивированный «отрицательно» (через злобу и ненависть к сопернику), воспитанный практически в 100 % случаев тренером-диктатором и черпающий в такой атмосфере пищу для своей мотивации.
Представители же других типов в подобной атмосфере чувствуют себя дискомфортно. Раньше всех других способен сломаться «хрупкий тип», органически не выносящий волевого давления лидера, грубости и хамства и т.п. Как правило, скисают в такой атмосфере представители «артистического» типа, которых обычно вдохновляет и усиливает психологическая поддержка извне, от других людей и в первую очередь - от лидера. Достаточно стойко выдерживают все нюансы «вакуума гуманности» представители двух типов - «спортсмен-философ», всегда готовый ко всему, и «человек долга», способный на свои лучшие проявления даже вопреки окружающей его атмосфере. Как показывает наш опыт исследования данной проблемы, «гуманность» наиболее склонна к регрессу, наименее прочна, наименее сопротивляема. Основными причинами регресса гуманности являются:
- неудачи в основной деятельности (поражения в спорте);
- непреодоление таких кризисных ситуаций, как предстартовая, ситуация застоя в совершенствовании профессионального мастерства, ситуация прекращения карьеры;
- нарушение межличностных отношений в группе психологической поддержки, чаще всего в системе «тренер-спортсмен».

К сожалению, в связи со все большей коммерциализацией современного спорта абсолютной ценностью в жизни спортивного коллектива становится результат, победа, ради которой легко жертвуется всем тем, что облегчает и украшает нелегкую жизнь спортсмена, в частности - гуманностью психологической атмосферы. По нашим наблюдениям «вакуум гуманности» в современном профессиональном спорте стал скорее правилом, чем исключением.

Вакуум честности


Также по причине отношения к победе как к абсолютной ценности весьма нередко в спортивных командах живет полноценной жизнью «вакуум честности». На последней итоговой конференции Федерации футбола России главные тренеры открытым текстом говорили, что «все покупается и продается» («Спорт-Экспресс», декабрь, 2000).

Среди причин, питающих данный вакуум, наиболее типичны:
- невыполнение руководством обещаний;
- личный негативный пример, диктаторский стиль управления людьми, жестокость);
- наличие группировок в коллективе;
- нездоровая конкуренция;
- безучастие, равнодушие к людям.
После неожиданного провала команды Камеруна на чемпионате мира по футболу 1994 года (а 4 года назад эта команда произвела фурор на таком же чемпионате) ее ведущий игрок Роже Милла так объяснил причину неудачи: «Я наверняка забил бы больше, не преследуй нас та же гнетущая атмосфера (как основную футболист выделил «эмоциональную составляющую» атмосферы. - Р. 3.): опять пекущиеся только о себе чиновники, опять обман и проволочка с выплатой денег» («Футбол», декабрь, 1994).
Как показывают наши наблюдения, вакуум «честности» наиболее трудно и длительно поддается воздействиям, направленным на улучшение морального климата в коллективе.

Вакуум профессионализма


Наиболее распространенный вид вакуума, особенно в коллективных видах, где, как показывает практика, при подборе очередного лидера (тренера) руководство ориентируется чаще не на профессиональные качества претендента, а на его имя, личную преданность и т.п.
Необходимо также отметить следующую тенденцию, характерную для отечественного спорта. В случае замены тренера-профессионала на тренера-любителя (по «духу») коллектив мгновенно и радостно (?) теряет черты профессиональной атмосферы, и выясняется, что членов данной группы устраивает менее требовательный лидер, нестрогая в деталях дисциплина и прочее, хотя все в то же время знают, что расплата за эти радостные эмоции, за доминирование «эмоциональной составляющей» неизбежна. Вероятно, это и есть то, что отличает менталитет человека, воспитанного в России.

Другой тенденцией, отличающей психологическую атмосферу, является то, что в случае, если командой руководит высокопрофессиональный лидер, то всегда, даже в случае победных результатов, происходит противостояние воли коллектива воле лидера. Это выражается не в открытом неподчинении распоряжениям тренера, не в несогласии, в том числе и на подсознательном уровне, с его установками и мнением, а в самих переживаниях спортсмена, связанных с фактом обязательного подчинения чужой воле, что свободолюбивой личностью нерядового спортсмена всегда переживается тяжело. В связи с этим «эмоциональная составляющая» атмосферы в той команде, которой руководит тренер-диктатор, всегда характеризуется напряженностью, даже если дела команды идут хорошо.
Также, анализируя свой опыт жизнедеятельности «рядом с тренером», хотелось бы отметить, что достаточно часто тренер, вполне профессиональный по знаниям предмета и по интеллекту, не мог создать в коллективе профессиональную атмосферу. Ему для решения этой важнейшей практической задачи не хватало воли (!). И он первым не выдерживал противостояния воли коллектива, не выдерживал напряжения психологической атмосферы, и первым нарушал неписаные профессиональные законы управления, к примеру - шел на послабление дисциплины, не штрафовал виновных и т.д.
В связи с этим правомерно волю рассматривать как одно из личностных качеств профессиональной личности, а волю лидера - как один из основных факторов, способствующих профессионализации психологической атмосферы.
Вакуум профессионализма в атмосфере коллектива всегда болезненно переживают истинные профессионалы, поскольку такая атмосфера не адекватна их профессиональной и жизненной концепциям.

 

Вакуум интеллекта

Специфической особенностью данного вида вакуума является то, что необходимый (для деятельности и успеха в ней) уровень интеллекта нельзя обеспечить в срочном порядке. Он всегда зависит от интеллектуального уровня каждого отдельного человека. Интеллектуальный лидер (а он несомненно есть условие № 1 для создания интеллектуальной атмосферы), как правило, подбирает таких же интеллектуальных помощников, и в результате сам стиль управления группой является интеллектуальным и прямым образом отражается на содержании («химии») ее атмосферы.
В тех же группах, руководят которой неинтеллектуальный лидер вместе с такими же неинтеллектуальными помощниками, процветает все неинтеллектуальное: грубость, хамство, клички и прозвища, ненормативная лексика, карты и другие азартные игры.
Мы на основании собственного опыта считаем своим долгом говорить об одной уникальной опасности интеллектуального вакуума, суть которой предлагаем в виде формулы:

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ МИНУС ИНТЕЛЛЕКТ = ФАНАТИЗМ

«А фанатики и губят людей», - заявил однажды один из великих спортсменов XX века Виктор Санеев (1986, с. 66). Не сосчитать, сколько загубили тренеры-фанатики своих учеников, оказавшихся неспособными противопоставить их воле свою. Елена Мухина, чемпионка мира по гимнастике, так и осталась парализованной на всю жизнь по вине своего тренера, заставившего ее в состоянии сильного утомления сделать еще одну попытку сложного упражнения. Кстати, если бы психолог в этот момент находился в зале, то этой трагедии могло и не произойти. В биографии автора было немало случаев, когда удавалось убедить тренера не доказывать своему ученику превосходство своей воли.
В условиях вакуума интеллекта более, чем другие, неуютно чувствуют себя «спортсмены-философы», всегда ищущие выхода своей потребности в интеллектуальном общении.

В порядке заключения


Включением в работу данного раздела мы хотели подчеркнуть то важнейшее практическое значение, которое имеет тот или иной вакуум в психологической атмосфере в целом. Наш опыт наблюдений показал, что психологическая атмосфера начинает ухудшаться сразу, как появляются самые ранние признаки того или иного вакуума.

Необходимо помнить, что образующийся вакуум мгновенно заполняется противоположным, негативным содержимым (той самой «химией»), и в дальнейшем вдвойне сложной проблемой становится сначала избавление от просочившихся в здоровое поле атмосферы зловредных «химических элементов» - озлобления, подозрительности, разочарования и многих других, а затем - восстановление образовавшегося дефицита тех или иных стержневых качеств и позитивной атмосферы в целом. Вот почему внимание всех ключевых людей, ответственных за психологическую атмосферу, должно быть постоянно сконцентрировано на первичных (ранних) признаках нарушения атмосферы в форме зарождающегося вакуума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Попытка построения концепции по проблеме феномена психологической атмосферы на примере спортивной деятельности показала, что наиболее сложным этапом на этом пути оказался поиск ключа к понятийному аппарату, к вычленению тех признаков атмосферы, которые можно определить как основные и исходить из их содержательных характеристик в процессе формирования типов психологической атмосферы. Вероятно, сложность данных задач и лежит в основе практически абсолютной неразработанности теории обсуждаемого вопроса.
При попытке классификации типов психологической атмосферы мы, как уже подчеркивалось, избрали путь деятельност-ного подхода, исходя из позиции оценки качества деятельности по такой ее составляющей, как уровень профессионализма. Такой подход оказался наиболее продуктивен.
Все другие пути приводили к усложнению поиска истины. Оценивать качество атмосферы в зависимости от результатов деятельности (побед или поражений) чревато тем, что вполне возможно прийти к выводу, что сама психологическая атмосфера не имеет никакой объективной ценности, поскольку сплошь и рядом побеждают в спорте не те, кто воспитан в условиях позитивной, гуманной атмосферы, у тех тренеров, чей личностный уровень отвечает самым высоким требованиям деятельности. То есть победа сама по себе далеко недостаточно характеризует психологическую атмосферу.
Целиком ориентироваться на такой, часто доминирующий признак, как «эмоциональная составляющая», что на первый взгляд выглядит вполне логичным, тоже нельзя, хотя бы по той причине, что она («эмоциональная составляющая») как признак атмосферы наименее стабильна и может меняться под влиянием любого значимого для данной группы или отдельного человека фактора. Например, такой достаточно распространенный в практике спорта случай, как задержка самолета, следующего на решающий матч, способен в корне изменить характер «эмоциональной составляющей» и вызвать взрыв отрицательных эмоций, спад жизненного настроения, всплеск агрессивности в поведении. Но фатально психологическая атмосфера в профессиональной команде в большинстве случаев не изменяется, а со временем, за оставшиеся часы до начала матча коллектив приходит в нужное, боевое состояние. «Эмоциональная составляющая» бесспорно чрезвычайно значимая характеристика психологической атмосферы, но она поддается регуляции, то есть управляема.

Считаем необходимым вернуться к принципиальному вопросу о реальности создания в современном профессиональном спорте идеальной психологической атмосферы. Невозможность создать такую атмосферу объясняется, по мнению специалистов, обостряющейся от года к году конкуренцией между спортсменами за место в основном составе команды и между командами за место в турнирных таблицах чемпионатов своих стран, еще более - в чемпионатах европейского и мирового масштаба. Кстати, превалирует мнение, что чем острее конкуренция, тем интереснее спорт для зрителя и для бизнеса, и, кроме того, конкуренция стимулирует работу самого спортсмена по совершенствованию своего профессионального мастерства.
Один из самых известных тренеров США по баскетболу Джон Вуден на своей прощальной пресс-конференции заявил по этому поводу: «В каждом клубе 5 из 15 игроков во всем поддерживают тренера. 5 настроены против него, а еще 5 находятся где-то посередине. И если ты хочешь создать нужную для дела атмосферу, ты должен расположить к себе именно эту «нейтральную» пятерку» («Спорт-Экспресс», 6.12.2000). Опытнейший тренер видит главную опасность в той пятерке игроков, которые конкурируют с ведущей пятеркой и в тренере, как правило, видят виновника своих бед. Да, так называемая «пятая колонна» всегда формируется практически в каждом коллективе, и объединяет этих людей неудовлетворенность своей жизнью, статусом, зарплатой и т.п. «Пятая колонна» нередко во многом определяет характер психологической атмосферы в любом коллективе и не только в спорте. «Пятая колонна» не мешает,, как бы теряя право голоса, в том случае, если основная деятельность коллектива протекает успешно, но в случае неудач, когда всегда и везде идет поиск виновных, и атмосфера неизбежно ухудшается, «пятая колонна» демонстрирует большую активность в проявлении своего недовольства, в отстаивании своих позиций.

Есть немало и других факторов, влияющих на содержание атмосферы. Предвидеть их, быть готовым к встрече с ними, обеспечить необходимое противодействие и в итоге не допустить нарушения всегда с великим трудом созданной оптимальной и даже эталонной (идеальной) психологической атмосферы - и есть то, что входит в понятие «психологическое мастерство тренера». А психологическое мастерство спортсмена в данном случае состоит в том, чтобы максимально способствовать созданию в коллективе эталонной атмосферы, а в случае, если она по каким-либо причинам оказалась нарушенной, сделать все, чтобы это не отразилось на его способности проявить в предстоящем испытании свои лучшие качества. И, сознательно повторяюсь, эталонная психологическая атмосфера - понятие реальное, и автору посчастливилось, и не раз, работать и жить в командах с такой атмосферой.

Следует отметить, что, как правило, ухудшение атмосферы в коллективе никогда не проходит бесследно, и восстановление атмосферы до прежнего уровня чаще всего оказывается практически невозможным. Вот почему среди психологических задач любой группы в качестве первостепенных должны быть обозначены как создание эталонной психологической атмосферы, так и ее сохранение, поддержание, защита. Беречь атмосферу -важнейшая задача всех нас - создателей и, к сожалению, разрушителей атмосферы, в которой каждодневно, ежечасно и ежесекундно мы работаем и живем (!).
Побеждать в том же спорте можно и вопреки той атмосфере, которая достаточно часто окружает спортсмена, но удается это ему всегда за счет сверхусилий и жертв, тем же здоровьем.

Бесспорным представляется положение о том, что создать оптимальную и даже эталонную атмосферу в любой группе (в спорте, в производственном коллективе, в семье - везде) способны только профессионально подготовленные личности.
Работа же в этом направлении только на интуитивном уровне способна создать благоприятную атмосферу лишь на время.
Проблема психологической атмосферы любой группы людей всегда исключительно актуальна, и автор надеется, что, избрав в качестве модели спорт высших достижений, ему удалось на данной проблеме заострить внимание специалистов. Исследование данной проблемы должно быть продолжено.

Главное - «держать стресс»

Опубликовано в журнале «Class-Elite», International horse magazin

- Рудольф Максимович, что самое главное для спортсмена -талант или что-то еще?
- Талант - это главное лишь на первом этапе. А дальше -побеждают те, кто выдерживает стресс борьбы, стресс самого соревнования.

- То есть это работа, труд и наличие собственных нервно-психологических запасов?
- Резервы, да. Это очень важно. Об этом мы очень мало говорим. Впервые мы можем сказать, что суть отбора - это прочность человека на стресс. Я пишу в своей новой книге «Ради чего?» о том, что был один волейболист, чемпион Олимпийских игр, работал вторым тренером. Он постоянно кричал девчонкам: «Держать стресс, держать стресс!» Я думал, ну что там держать? А сейчас я прошу у него прощения. Он выразил саму суть того, как продержаться в большом спорте. Можно один раз выиграть, тысячи людей один раз что-то выигрывали. Удержаться на вершине - это самое сложное. Как и в жизни. То есть спорт - это лучшая модель мира. Лучше не бывает. Есть хорoшее выражение: «Не спорт - модель жизни, а жизнь - модель спорта». Очень хорошее выражение. Потому что люди страдают намного меньше, чем спортсмен за свою жизнь.

- Наверное, потому, что жизнь спортсмена очень сконцентрирована. Ему некогда расслабиться?
- Тут другое. Только за последние 4 года погиб одиннадцатый футболист. Прямо лег на футбольное поле и умер в расцвете сил. Ему было 28 лет. Сразу после завершения Tour de France погиб эстонский велосипедист. Только и сообщили: его увезли хоронить на Родину. Все! Отношение к этому уже стало неэмоциональным. Просто фиксируется факт. Это же кошмар, когда люди погибают совсем молодыми, погибают в спорте. Спорт -это так красиво, это такой жизненный шанс.

- Но это такие физические и эмоциональные нагрузки!
- Это сверхнагрузки. И самое главное, никакого медицинского контроля в спорте не существует. Все это чистый блеф, формальность, показуха. Спортсмены выходят на старт в патологическом состоянии. Об этом пора говорить.
Я уходил из спорта, когда случилась трагедия. Погибли спортсмены, которых я опекал. Были сильнейшие, тяжелейшие переживания. Я ушел в медицину и создал при правительственном санатории отделение психологической реабилитации. Работал там 7 лет, и это мне очень многое дало как профессионалу. Ко мне приезжали многие спортсмены, например Сергей Бубка, которого я опекал 16 лет до конца его карьеры. Я вернулся в спорт и сейчас опекаю десяток людей, которые готовятся к Олимпийским играм в разных видах спорта. Игры XXVIII Олимпиады 2004 года в Афинах были моим 120-м крупнейшим турниром мирового уровня. Я - мастер спорта по боксу, был тренером, ко мне тянулись люди, пять лет работал со сборной России по боксу. Никогда не думал, что пойду в другой вид спорта.
Когда меня пригласили в шахматы, это было нерядовое событие. Я работал с гроссмейстером Кориным, который тогда один боролся против всей шахматной школы, против Карпова. «Наш Толя» (Анатолий Карпов) был членом ЦК ВЛКСМ, он был главной надеждой, он должен был стать чемпионом мира. Корчному боялись помогать, я взялся за это. Работал до конца матча, и Ботвинник Михаил Моисеевич, величайший шахматист всех времен и народов, сказал, что это была лучшая игра Корчного. У него шахматных помощников практически не было. Три месяца страшного напряжения. Я тогда уже подумал, что это просто издевательство над здоровьем людей. Корчной, человек абсолютно здоровый, мне говорил, что ему снятся маразмы по ночам. Я не измерял его давление, но я видел его лицо.
Когда турнир начинается, люди совершенно перестают спать. Если отложенные партии, сразу же ночной анализ. Не дай Бог что-то прозевать, а завтра - следующая партия. И вот это страшное напряжение, оно держится, не утихая, три месяца.
А потом меня стали приглашать в другие виды спорта. Теперь их уже 42. Стал работать в конном спорте - выездка - Московский клуб «Прадар».

- Относительно конного спорта. Что входит в Вашу работу со спортсменами-всадниками? «Прадар» - конный клуб по выездке. Значит, задача спортсменов - гармония с лошадьми, единый тандем. Какие там проблемы у спортсменов?
- Что касается конного спорта. Я всегда говорю тем, с кем работал и работаю, - искать в себе. Не в лошади, а в себе. Мне говорила Регина Куприянова: «Откуда я знаю, с какой ноги она встала». Ты должен знать. Придя в манеж, надо сразу идти к лошади. Наверное, настоящие конники так и делают. Придут на конюшню, идут не причесываться, не в зеркало смотреться, а идут здороваться. Лошадь - это друг, это партнер.

- А Вы сами сидели на лошади?
- Нет.

- Наверное, это не проблема. Было бы желание.
- Времени нет.

Проблемы у спортсменов те же. Прежде всего основа всегда одна и та же - личность спортсмена должна правильно развиваться. Сначала нужно обеспечить его уверенность, правильное развитие его личности. Иногда спрашивают, как правильно развивать личность спортсмена: исправлять слабые его стороны или развивать сильные? А оказывается (это я понял, еще работая в шахматах, где очень многое почерпнул), если правильно развивается личность, то слабые стороны исправляются сами. Это был очень серьезный вывод. Анатолий Карпов мне помог. Это требовалось сформулировать. Я его спросил про Ананда - индийского шахматиста. Карпов сказал, что он никогда не будет чемпионом мира. Я его спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что есть слабые места, которые не исправляются». Я спросил: «Он не знает, как над ними работать?» - «Дело не в работе, слабые места должны уходить сами». Я потом в этом убеждался много раз.
Надо правильно направить жизнь спортсмена. Тот, кто со мной работает, обязательно ведет дневник. Он оценивает каждый прошедший день. Как он работает и как живет. Проработав буквально полгода в команде «Прадар», я услышал от ее руководства, что люди изменились, люди стали другими.

- Есть отличия в работе с шахматистами, футболистами, боксерами, конниками?
- Никаких. Я знаю спорт. Я работал с сотнями, а может быть,
с тысячами тренеров. Хотя великих - единицы, я у всех учусь.
Как и у великих спортсменов. Мне очень многое дало общение с этими людьми. Я их всех считаю своими учителями. Весь опыт я сконцентрировал и обобщил в своих 10 книгах, некоторые из них выходили тиражом в 100 тыс. экземпляров. За рубежом это немыслимые тиражи для книг по психологии спорта.
А сейчас я работаю по одной системе с каждым. Личность спортсмена всегда одинакова. Он выигрывает, он проигрывает, он страдает, он переживает, он настраивается на очередной бой. У этих людей, чемпионов - у них очень сложная личная жизнь. Им очень трудно найти гармонию в своей жизни, у них проблема найти друзей, поскольку они не верят в искренность отношений. Как, например, Леша Ягудин говорит, что он хотел бы жениться на незнакомой девушке, которая не знает, какие деньги зарабатывают фигуристы. И еще кое-что я открыл недавно. Этих сильнейших людей, небожителей, как я их называю, психологически поддержать простой человек не может. Ну вот мы, простые люди. Он гигант по сравнению с нами. Ну как мы можем его поддержать? То есть эти люди живут без психологической поддержки. Находят ее в себе!

- Но ведь у них есть родные. Спортсмены знают, что их любят, ждут.
- Родные есть. Тамара Быкова, чемпионка мира и рекордсменка по прыжкам в высоту, мне говорила: «Какая мама... Я дома запрещаю разговаривать о спорте». Психологическая поддержка бывает реальная и деятельная, когда ее может оказать сильная личность. Я и себя отношу к таким, извините за нескромность. А что может мама, муж, жена, дети? Они могут только ослабить. Дома - это хорошо после боя. Почему спартанцы убивали своих женщин перед боем? Чтобы их никто не ждал. Видите, какой величайший смысл.
Я работал с хоккеистами в Солт-Лейк-Сити. Мы как-то ночью беседовали. Спать никто не мог. Я спросил: «Как вы думаете, почему спартанцы убивали своих женщин?». Паша Буре сказал: «Они шли завоевывать новых женщин». Такие интересные размышления перед стартом.
Что касается семьи. Интересные данные. В «Формуле-1», когда спортсмен женится и у него рождается ребенок, он преодолевает круг на 1,5 секунды медленнее. Он бережет себя. Очень интересный факт. Вот еще пример. Лена Водорезова, которую я возвращал в строй. Она 3 года болела и обратилась ко мне, когда уже все отказались ей помочь, в том числе знаменитый хирург из Кургана Илизаров. У нее был ревматоидный полиартрит, лижущая боль, от которой она просыпалась по ночам. 4 года мы работали. Она вернулась в спорт. Стала призером чемпионатов мира и Европы, решила личные проблемы. Семья у нее прекрасная сейчас. У меня есть ряд спортсменов, которым я помог на уровне Судьбы, я так это называю. Горжусь этим больше, чем золотыми Олимпийскими медалями. Теперь мы с ними друзья на всю жизнь.
Когда я у Лены спросил: «Завтра начинается чемпионат мира. Ты готова умереть, но выиграть?» Она, не раздумывая, сказала: «Да».
А другая девочка была в команде, у которой в жизни все было в порядке. Я ей задал тот же вопрос: «Ты готова, Мариночка, умереть, но выиграть?» Она сказала: «Не совсем». Поэтому Лена все выиграла, а та ничего не выиграла. 10 лет пробыла на льду. Ничего не добилась, и никто ее не помнит.
Человек должен идти в бой, не боясь умереть. Это железный, жестокий закон и спорта в том числе. Это трагедия спорта. Надо быть готовым умереть. Когда ты все готов отдать для победы,
тогда ты можешь победить. Если у тебя хотя бы часть мозга или инстинкт самосохранения работает, победы и полной отдачи может не быть. Умирать, конечно, не надо, но быть готовым умереть - надо.

- Вы хотите сказать, что для крупных побед спортсмен должен быть одинок?
- Его нужно выдержать, это одиночество. Он должен уметьбыть один.

- Но ведь многие великие спортсмены счастливы?
- Дай им Бог здоровья, как говорится. Счастье, вы говорите. Надо быть осторожнее в словах. Очень много других примеров. Мы затронули очень важную тему. Спортсмены уникальны в том, что они обладают, как я называю, психологической самоподдержкой. Меня очень интересуют люди, которые выдержали 10 лет одиночных камер. Натан Щаранский, министр Израиля, кандидат в мастера спорта по шахматам. Мне недавно сказали,что моя книга «Поражение» по психологии шахмат стоит у него на любимой полке. Я мечтаю с ним встретиться. Он сидел 9 лет в одиночной камере. Как он выдержал? Какая сила духа! Что помогает человеку не сойти с ума? Вот она, способность к само поддержке. Богатое воображение, богатый интеллект. Вот настоящий Чемпион!
Я как-то иду по коридору в Олимпийской деревне, и Олег Твердовский, наш защитник, очень красивый молодой человек, прекрасно сложен, умница, интеллигент, читает книгу. Я спрашиваю: «Олег, о чем книга?». Он внимательно на меня посмотрел и говорит: «О том, чего у меня нет - о любви». И Леша Ягу-дин, вернувшись из кинотеатра, слово в слово повторил это. «Леша, о чем фильм?». - «О том, чего у меня нет. О любви». То есть людям, которые полностью ушли в большой спорт, трудно найти человека в жизни. Бог их охраняет, чтобы завоевать высшие награды, а остальным помогает почему-то не всегда.

- Но, согласитесь, и в обычной жизни людям трудно найтисвою половину.
- Да, они находят и меняют по десять раз. О чем вы говорите? Если простой человек, который живет без проблем, не может найти себе человека, значит, он и не заслужил этого.

- Вы работаете только со спортсменами? Или к Вам может обратиться любой человек?
- У меня есть немало друзей, которые, к сожалению, во мне видят больше психолога, а не друга. И я об этом жалею. Как-то в гостинице состоялась встреча с друзьями. Они на ответственных должностях. Рассказали мне о том, что у них происходит в жизни. Они ждут от меня психологической поддержки. Я должен быть для них всегда эталоном и личным примером. А я как-то начал жаловаться на то, что происходит в нашей стране. Помню, они были в растерянности, даже разочарованы, так как привыкли набираться от меня уверенности. Я понял, что не могу быть просто человеком. Я выступал с лекциями на первом симпозиуме по экзистенциальной психологии. У психотерапевтов есть такое положение, что он работает, но в жизни оставляет за собой право быть человеком. Я категорически против этого выступил. То есть они не хотят избавляться от своих слабостей, не способны быть личным примером. Я объявил этому войну. В докладе я говорил: «Если мы работаем со спортсменами, мы должны быть для них личным примером, мы должны не уступать им по многим вещам. Я не должен иметь лишнего веса, не должен иметь вредных привычек. Я далее никогда не хожу падень рождения к своим спортсменам. Это атмосфера, где людистановятся другими, атмосфера упрощения. При них я никогда не пью ничего, они видят, что я бегаю кроссы по утрам. Я очень требователен к себе, только тогда я имею право требовать от них.Это не просто работа, этому надо посвятить свою жизнь. Иначе ты им не нужен. Если Паша Буре не спит, я не сплю вместе с ним, я его укладываю спать. Это одна из основных моих функций. Я требую святого отношения к делу. Я все делаю для спортсмена, я имею право ему сказать: «Хочешь, чтобы мы продолжали работать? Выполняй мои требования».
Однажды, когда за пять месяцев до Олимпийских игр такое было с Лешей Ягудиным, я также терпел его попытки не прислушиваться к моим советам и указаниям своего тренера, но потом я сказал: «Стоп! Еще раз я это услышу, сразу же берете мне билет, я улетаю». Я могу так сказать. Тренер же - фигура навязанная, целиком зависимая от спортсмена. Спортсмен зарабатывает деньги и спокойно найдет завтра другого тренера.
Сейчас спорт изменился. Это одна, может быть, из его отрицательных сторон. Тренер стал зависимой фигурой.

- Спортсмен зарабатывает, потому что тренер дал ему знания, умение, помогает достичь результата. Есть много тренеров, но ведь он выбрал именно этого тренера.
- Вы рассуждаете так, как будто сейчас на дворе советский спорт. Спортсмену надо помочь стать настоящим профессионалом. Со всеми, с кем я начинал работать, я видел, что это не всегда получается. Есть настоящий профессионал, а есть жалкий любитель как совершенная противоположность. И есть основная масса полупрофессионалов, особенно в командных видах. Я сейчас опекаю одну теннисистку, которая все выигрыва ла по юношескому разряду, но, перейдя уже во взрослый разряд, она начала все проигрывать. К психологу поэтому и обращаются. Чаще я работаю, как скорая помощь. Я всегда требую, и это мое условие - пиши дневник. Пиши про все, что с тобой проиходит. Какое твое настроение, как ты оцениваешь свою работу
сегодня, завтра, послезавтра? Как ты спишь? Все, абсолютно все мне интересно. Раз в месяц мне спортсмены дают дневник.
Я его читаю и вписываю свои коррекционные заметки. Когда я прочел дневник моей последней спортсменки, с которой начал работать, то увидел, что у нее абсолютно непрофессиональное мышление. Она делает 100 ошибок в день в своем поведении, она абсолютно не воспитана серьезно. И когда я познакомился с ее тренером, я понял, что тренер научила ее только ударам
справа и слева и на большее она не способна. От тренера зави сит очень много.
Леша Ягудин у меня 19-й олимпийский чемпион. Я упоминал Анатолия Карпова, Гарри Каспарова. Всю их жизнь я знаю. Что общего в их жизни? Они все идут кратчайшим путем к первой большой победе. Таких Бог поддерживает. Эта поддержка выражается в том, что им везет с первым тренером. У них у всех был замечательный первый тренер, который по сути заменял многим отца. Большой спорт - сплошная безотцовщина. Все -без отцов. И Каспаров, который в 5 лет остался без отца, и Буб-ка, у которого в 5 лет развелись родители, и он остался один. Невероятные вещи делает с людьми свобода. Одни падают на самое дно, когда остаются без отца, без поддержки моральной и материальной. Есть и другие, которые берут реванш у жизни, как мы называем. Вот эти все большие чемпионы. Например, Лэнс Армстронг, которым нельзя не восхищаться. Человек, который заболел раком мозга. Это было 9 лет назад. Его бросила невеста, он полностью облысел, ему сказали, что осталось полгода. Это человек, который лечил себя волей. Наука не знает, что такое воля. Воля может падать до нуля и подниматься, я в этом убеждался много раз. И Армстронг говорил: «Посадите меня в седло». И он тренировался, теряя сознание, падая с велосипеда. И когда у него снова обследовали мозг, выяснилось, что все раковые клетки были мертвы. Он их волей умертвил. Представляете? Он женился на медсестре, которая его опекала, делала ему уколы. Он живет на юге Франции, победил себя, победил болезнь и выиграл уже в 7-й раз Тоur de Franceе. Общий любимец, абсолютный авторитет. Вера в себя, в свою волю, умение не сдаваться - вот главное. Он был готов умереть, когда он побеждал эту болезнь. К сожалению, должна быть готовность умереть.
Евгений Загорулько, один из лучших тренеров в мире по прыжкам в высоту, тренер Тамары Быковой, тоже говорил о готовности умереть. Тамара говорила: «Он учит идти па штурм планки, как на амбразуру». Спорт - это фантастически страшная деятельность, где человек рискует жизнью. Тебя просят: «Давай, ты молодой, красивый, способный». Вот эти прыжки в фигурном катании в четыре оборота, я уверен, разрушают головной мозг. У фигуристов всегда устает голова после тренировок. Представьте себе, он делает эти прыжки по 10 раз на тренировках. Как человек может в воздухе 4 раза повернуться на 360 градусов на скорости! Их несколько человек в мире, которые так прыгают, и чем это для них кончится, никто не знает. также, как люди в горах, где человеку не хватает воздуха, они несутся вниз с горы с огромной скоростью. Спорт сегодня превратился в испытательный полигон по выживаемости человека. Мы наблюдаем по телевизору, кто победит, а па самом деле - кто выживет. Спортсмены - это герои, я просто преклоняюсь перед ними. Я по-прежнему работаю в спорте на самом высоком уровне, уже 36-й год. Это очень интересно, быть участником этого процесса, быть их помощником. Эти люди заслуживают огромного уважения.
Конечно, когда детей отдают в спорт, родители ослеплены этими деньгами, о которых пишут. А когда родители бьют детей после поражения - это катастрофа. И это на каждом шагу. Мне об этом рассказывают тренеры, спрашивают, что делать с сумасшедшими родителями, прочитавшими, как Кафельии-ков столько-то миллионов зарабатывает, Агасси - столько-то. Они на грани помешательства.
Я занимаюсь еще и лечением. Я спрашиваю Павла Буре: «Паша, болит что-нибудь?» Он говорит: «Рудольф Максимович, лучше спросите: что не болит?» Колени прооперированы многократно. Виктор Санеев, величайший спортсмен XX века, трехкратный олимпийский чемпион (на четвертой Олимпиаде он был вторым) говорил: «Дело закончится инвалидной коляской».

- Спортсменов не пугают эти многократные травмы, может быть, когда-то стоит остановиться, уже и так много проблем со здоровьем?
- Как остановиться? Леша Ягудин сказал: «Это все, что у меня есть - фигурное катание». Мы об этом не говорим. Как остановиться? Он прекрасно делает свое дело. Его любят миллионы людей.

- А физические страдания?
- Он готов страдать.

- До последнего вздоха?
- Зато это настоящая жизнь.
Спорт - это вид человеческой деятельности номер один. В XXI век он ворвался именно под этим номером. В каком смысле? Это шоу, правильно? Если из пяти миллиардов четыре смотрят финал чемпионата мира по футболу, о чем еще говорить? Что может сравниться? Олимпийские игры - 3 миллиарда смотрят открытие и закрытие. Дальше, только в спорт может прийти мальчик голодный, без отца и без матери, и своим собственным трудом исправить свою жизнь, свою судьбу. Причем честным трудом. Больше нигде.

- И все-таки должны быть какие-то психологические предпосылки и таланты в этом ребенке. Не все могут утром встать, бежать на тренировку.
- Конечно, это их судьба. Леша сразу полюбил спорт, глядя его по телевидению. Он понял, что другой жизни для него не существует. Он вставал в 5 утра, ехал через весь Ленинград на лед. Для фигуристов самое плохое время дают. Хорошее время хоккей занимает. С Леной Водорезовой мама в полшестого уже садилась в метро, и они ехали. Леша Ягудин тоже с четырех лет вырос на льду. Семнадцать лет он шел к этому.

- С Мишиным?
- Нет, Мишин - его последний тренер, далеко не первый. Я его не считаю великим, даже хорошим тренером не считаю. Он получает материал со всего Советского Союза. И у него прорваться смогли только несколько спортсменов. Урманов, который стал олимпийским чемпионом, нельзя сказать, что случайно. Но все упали, а он взял и упростил программу и откатал без ошиб


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.