Понятие обучения, учения и научения. Виды научения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие обучения, учения и научения. Виды научения

2017-06-04 316
Понятие обучения, учения и научения. Виды научения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой. Научение включает в себя приобретение опыта во всех идах деятельности, в независимости от его характера.

Учение – научение человека в результате целенаправленного сознательного присвоения им передаваемого социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение рассматривается как разновидность научения. Обучение – целенаправленная последовательная передачу социокультурного опыта человеку в специально созданных условиях. Понятия «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличии от учения. Виды научения. У человека имеется пять видов научения (научение по механизму импринтинга; условно-рефлекторное научение; оперантное научение; векарное научение; вербальное научение), три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой ЦНС.Слово «импринтинг» с англ. языка означает запечатление. Как у человека, так и у животных этот механизм ведущий в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения, т.е. безусловных рефлексов. У человека механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не стали формироваться другие виды научения. Условно-рефлекторное научение - жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается методом проб и ошибок. Векарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, т.к. ребенок не владеет символической функцией речи и приобретает опыт путем подражания. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки.

 

Проблема соотношения психического развития и обучения. Понятие «зона ближайшего развития».

Зона ближайшего развития – понятие, конкретизирующее разработанное Л. С. Выготским пре­дставление о связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития (ЗБР) определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Область того, что ребенок может сделать под руководством и в сотрудничестве со взрослым всегда шире области того, что он может сделать самостоятельно, поэтому ЗБР иногда определяется как разница этих двух областей. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, затем становится его собственным достоянием (уровень актуального развития). Вместе с этим происходит и расширение прежней ЗБР: в нее попадают те задачи, которые прежде ребенок не мог осуществлять даже с помощью взрослого. Теоретическое значение по­нятия ЗБР заключается в том, что оно позволяет проникнуть в причинные связи обучения и развития. Обучение обнаруживает свой развивающий эффект и ведет за собой развитие только в том случае, когда оно опирается на ЗБР, т.е. на те психические процессы, которые находятся в стадии становления, которые доступны ребенку в совместной со взрослым деятельности (так называемые интерпсихические процессы). В этом случае обучение является правильно организованным, развивающим, т.к. ведет за собой развитие. Практическое значение понятия ЗБР выражается в возможностях, которые оно открывает для определения содержания обучения, ориентированного на «завтрашний день» детского развития. Это важно при создании научно обоснованных современных программ обучения и воспитания. Кроме того на основе понятия ЗБР строятся многие современные диагностические методики: изучение степени обучаемости ребенка позволяет на деле учитывать индивидуальные особенности, что особенно важно при работе с детьми, имеющими аномалии развития.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.