Господь Капила начинает излагать науку самоосознания — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Господь Капила начинает излагать науку самоосознания

2017-06-04 260
Господь Капила начинает излагать науку самоосознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕКСТ 12

маитрейа увача

ити сва-матур ниравадйам ипситам

нишамйа пумсам апаварга-вардханам

дхийабхинандйатмаватам сатам гатир

бабхаша ишат-смита-шобхитананах

 

ПЕРЕВОД

Майтрея сказал: Услышав о чистом желании Своей матери осознать трансцендентную природу души, Господь мысленно поблагодарил ее за вопросы и с улыбкой на лице стал рассказывать о пути, которым идут трансценденталисты, стремящиеся к самоосознанию.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Девахути призналась сыну, что находится в плену материального существования, и поведала ему о своем желании освободиться из этого плена. Ее вопросы, обращенные к Господу Капиле, представляют огромный интерес для всех, кто действительно стремится к освобождению из материального плена и духовному совершенству. Если у человека отсутствует желание понять природу духовного бытия и свое истинное положение и если его не тяготит материальное существование, то его жизнь в человеческом теле можно считать загубленной. Только глупцы не заботятся о своих духовных потребностях и, подобно животным, всю жизнь только и делают, что едят, спят, обороняются и совокупляются. Господь Капила был очень доволен вопросами Своей матери, так как ответы на подобные вопросы усиливают в человеке стремление освободиться из плена обусловленной материальной жизни. Такие вопросы называются апаварга-вардханам. Тех, кто искренне стремится к духовному совершенству, называют сат, или преданными. Сатам прасангат (Бхаг., 3.25.25). Сат значит "вечный", а асат - "преходящий". Того, кто не достиг духовного уровня, нельзя назвать сат, он принадлежит к категории асат. Люди этой категории опираются на то, что обречено на разрушение, но тот, кто поднялся на духовный уровень, обретает вечную жизнь. Духовные по природе, все мы существуем вечно, но душа- асат нашла пристанище в материальном мире и потому не знает покоя. Причиной того, что душа становится асат, является асад-грахан, желание наслаждаться материей. На самом деле вечная душа имеет природу сат. Тот, кто понимает это и принимает сознание Кришны, становится сат. Сатам гатих, путь, ведущий к вечности, влечет к себе тех, кто стремится к освобождению, поэтому Господь Капила начал рассказывать Девахути об этом пути.

 

Итак, сат - это трансценденталисты, достигшие высокой ступени духовного развития. Таких трансценденталистов очень радуют вопросы о духовной жизни. Их не интересует мирская болтовня, она не вызывает у них ничего, кроме отвращения. Поэтому они избегают общения с теми, кто ведет пустые разговоры. Шри Чайтанья Махапрабху советовал Своим ученикам: грамйа-катха на шунибе. Слово грамйа относится к тому, что происходит в нашем селении или в округе. Люди готовы день и ночь обсуждать грамья-катху. Доказательство тому - газеты. Газеты не публикуют ничего, кроме грамья-катхи. Духовные вопросы в газетах обычно не обсуждаются, тем не менее в одной только Америке издается не одна, не две - сотни газет. Представьте себе, сколько нужно срубить деревьев, чтобы напечатать одну только "Нью-Йорк Таймс"! И они еще жалуются, что им не хватает бумаги. Зачем же губить такое количество деревьев только ради того, чтобы печатать бессмысленную грамья-катху? Но людям нравится читать грамья-катху, и потому газетный бизнес приносит огромные прибыли.

 

Существует, однако, другая катха - кришна-катха. Книги, которые сейчас издаются в мире, могут быть написаны очень хорошим языком, но, если в них не прославляется Верховный Господь, они не представляют никакой ценности.

 

 

на йад вачаш читра-падам харер йашо

джагат-павитрам прагрнита кархичит

тад вайасам тиртхам ушанти манаса

на йатра хамса нирамантй ушик-кшайах

 

"Слова, не прославляющие Господа, который один способен освятить целую вселенную, по мнению святых людей, подобны месту паломничества ворон. Совершенные личности не находят в них никакого удовольствия, ибо всегда пребывают в трансцендентном царстве" (Бхаг., 1.5.10).

 

Мирская литература подобна тем местам, куда обычно слетаются вороны. В мире птиц есть вороны и лебеди. Ворон интересуют свалки и помойки, а лебеди живут на берегах чистых озер и прудов, заросших лотосами. Среди людей тоже есть свои вороны и лебеди. "Свой свояка видит издалека", - гласит поговорка. Вороны прибиваются к воронам, а лебеди - к лебедям. Преданные подобны лебедям (хамсам), поэтому тех из них, кто достиг духовного совершенства, называют парамахамсами. Парамахамсы равнодушны к тому, что привлекает ворон. Но человек, которого интересует наука духовного самоосознания, кришна-катха, своими вопросами доставляет парамахамсам большую радость. Поэтому Капиладева был рад услышать, что Его мать горит желанием узнать о том, как освободиться от материального рабства:

 

атха ме дева саммохам

апакраштум твам архаси

йо 'ваграхо 'хам маметитй

этасмин йоджитас твайа

 

"О мой Господь, милостиво рассей все мои иллюзии. Попав под влияние ложного эго, я оказалась во власти Твоей майи и стала отождествлять себя с телом и считать своим все, что с ним связано" (Бхаг., 3.25.10).

 

Чайтанья Махапрабху наказывал Своим ученикам не есть изысканных блюд и избегать грамья-катхи, разговоров на мирские темы. Светские романы, стихи и газеты тоже относятся к категории грамья-катхи. Вы, наверное, удивитесь: "Возможно ли, чтобы в наш век молодые европейцы и американцы совсем не читали газет?" Газеты очень популярны на Западе. Люди на Западе не мыслят себе жизни без газет. Каждый день выходят сотни газет и все они распродаются. Однако юноши и девушки, которые присоединились к обществу сознания Кришны, перестали читать газеты. Их больше не интересует, что происходит в мире, да это и не важно. Вместо того чтобы терять время на чтение газет, они тратят его на чтение "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гиты".

 

Капиладева был очень доволен тем, что у Его матери не осталось других желаний, кроме желания достичь духовного совершенства. Майтрея объясняет в этом стихе причину Его радости: пумсам апаварга-вардханам - "У любого, кто услышит Мои ответы на ее вопросы, появится сильное желание обрести освобождение". Апаварга значит "освобождение". Материальный мир на санскрите называют паваргой. Па-варга - это ряд звуков санскрита, который начинается с па (па, пха, ба, бха и ма). Па-варга дает исчерпывающее описание материальной жизни. Па значит паришрама, изнурительный труд. Пха - это пхена, пена, которая появляется на губах уставших лошадей. Ба - это бйартхата, бессмысленность. В Нью-Йорке я видел богатых, преуспевающих бизнесменов, у которых нет времени даже для того, чтобы как следует поесть. Они день и ночь работают до полного изнеможения, до пены у рта, а на обед у них сухарик и чашка чая. Бха - это бхайа, страх. И завершает этот ряд ма - марана, мртйу, смерть. Паварга, материальная жизнь, начинается с паришрамы, изнурительного труда, и кончается мритью, смертью. А апаварга - это противоположность паварги, то есть освобождение из плена материальной жизни.

 

Сейчас люди стали такими глупыми, что даже не понимают, что такое освобождение и зачем оно им. Они во всем уподобились животным. Если мы расскажем животному об освобождении, разве оно поймет нас? Современные люди мало чем отличаются от животных. Они не имеют ни малейшего понятия об апаварге, освобождении. Однако в былые времена люди знали, что целью человеческой жизни является апаварга. Девахути задавала вопросы, а Капиладева отвечал ей. В этом смысл апаварга-вардханам, и все наставления Вед, по сути дела, сводятся к тому, чтобы пробудить в человеке желание апаварги, освобождения. Что же до удовлетворения материальных потребностей, то шастры никогда не заостряют на этом внимания. Они говорят, что человеку не нужно заботиться об удовлетворении своих материальных потребностей. Бог дает пищу зверям, птицам и рыбам. Неужели Он не позаботится о тех, кто стремится к апаварге? К сожалению, в наше время люди не верят в Бога и слова священных писаний, вот почему необходимо предоставить им возможность общаться с преданными.

 

Не следует позволять воронам отнимать у нас драгоценное время, лучше проводить его в обществе лебедей. Вороны и собаки собираются на помойке, когда туда выбрасывают очередную партию отбросов, и копаются в ней в надежде полакомиться объедками, но нормальному человеку никогда не придет в голову присоединиться к ним. Тот, кто ищет удовольствий в материальном мире, подобен воронам и собакам, жующим уже пережеванное. Пунах пунаш чарвита-чарвананам (Бхаг., 7.5.30). Это все равно что жевать изжеванный кем-то стебель сахарного тростника. В стебле уже не осталось сока, и, сколько ни жуй, он не появится вновь. Однако некоторым животным доставляет удовольствие жевать жвачку, и мирские люди мало чем отличаются от них. Отец помогает сыну получить образование, устроиться на работу, жениться и обзавестись домом, хотя знает, что ему самому все это не принесло счастья. Зачем же он побуждает сына делать то же самое? Настоящий отец не должен позволять сыну жевать пережеванное. Пита на са сйадж джанани на са сйат на мочайед йах самупета-мртйум - "Тому, кто не может спасти своих детей от неминуемой смерти, не следует становиться отцом или матерью" (Бхаг., 5.5.18). Долг родителей - спасти своих детей от смерти. Но как исполнить его? Для этого отец и мать должны воспитывать своего ребенка в сознании Кришны. Они обязаны воспитывать его так, чтобы он смог освободиться из плена паварги и избавиться от паришрамы, пхены, бьяртхаты, бхаи и мараны. Люди, которые не стремятся к освобождению, ведут жизнь, которая мало чем отличается от жизни кошек и собак. Еда, сон, совокупление, оборона, страх и смерть - это удел животных, но человек рождается не для этого.

 

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих

йат тиртха-буддхих салиле на кархичидж

джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах

 

"Тот, кто отождествляет себя с телом, созданным из трех элементов, кто считает побочные продукты тела своими родственниками, кто поклоняется земле своих предков и посещает святые места не для того, чтобы встретить там людей, обладающих трансцендентным знанием, а только для того, чтобы совершить омовение, в сущности, мало чем отличается от осла или коровы" (Бхаг., 10.84.13). Предназначение человека - задавать вопросы тому, кто постиг суть трансцендентного знания. Животные: коровы, ослы, кошки, собаки - не способны на это. Мы должны воспользоваться имеющейся у нас возможностью и найти ответы на насущные вопросы жизни. Ответы на все эти вопросы содержатся в ведических писаниях.

 

В Ведах можно найти информацию из любых областей знания. Поэтому их называют калпа-тару, древом желаний. Но, как и на любом дереве, на древе желаний ведической литературы есть зеленые и уже созревшие плоды. "Шримад-Бхагаватам" - это зрелый плод ведического древа желаний: нигама-калпа-тарор галитам пхалам. Плод манго, к которому прикоснулся клювом попугай, становится еще слаще. "Попугай" на санскрите - шука. "Шримад-Бхагаватам", изошедший из уст Шукадевы Госвами, приобрел особый, ни с чем не сравнимый вкус.

 

нигама-калпа-тарор галитам пхалам

шука-мукхад амрта-драва-самйутам

пибата бхагаватам расам алайам

мухур ахо расика бхуви бхавуках

 

"О сведущие и вдумчивые люди, вкусите └Шримад-Бхагаватам╨, зрелый плод ведического древа желаний. Изошедший из уст Шукадевы Госвами, он стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, в том числе и освобожденным душам" (Бхаг., 1.1.3).

 

Печально, что в Индии, которая является родиной Вед, люди утратили интерес к ведической литературе. Это несчастная страна, потому что ее жителей сегодня больше интересует марксизм, чем "Шримад-Бхагаватам". И тем не менее родиться в Индии - большая удача, потому что у любого индийца есть возможность прочесть "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гиту". Такого человека следует считать очень удачливым, так как эти книги - апаварга-вардханам, они пробуждают в том, кто их читает, желание освобождения.

 

Ученик, жадно внимающий трансцендентным повествованиям, доставляет духовному учителю огромную радость. Поэтому Капиладева был счастлив видеть, как горячо стремится к духовному знанию Его мать, и поблагодарил Девахути за ее вопросы.

 

Обычно людей привлекает то, что приносит им сиюминутное удовольствие. Увидев что-то вкусное, мы тут же отправляем это в рот, нисколько не задумываясь о последствиях. С такой же готовностью свиньи пожирают отбросы и испражнения. Им очень нравится вкус свежих испражнений. Люди современной цивилизации мало чем отличаются от свиней. Они готовы есть все что угодно, без разбора, потому что забыли о тапасье, аскезе. Однако человек, стремящийся к духовному самоосознанию, должен пройти через тапасью. Чайтанья Махапрабху значительно облегчил нам эту задачу: чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам, парам виджайате шри-кршна-санкиртанам. Все, что от нас требуется, - это уделить немного времени повторению мантры Харе Кришна, но мы не готовы даже к такой жертве. Кришна больше заинтересован в нашем освобождении, чем мы сами, поэтому Он дал нам очень простой метод: харер нама, харер нама, харер намаива кевалам. Единственное, что нам нужно - это повторять Харе Кришна. При этом не требуется соблюдать какие-либо строгие или трудновыполнимые правила. Просто повторяя святые имена, можно достичь совершенства. Однако, оскверненные влиянием века Кали, мы, на свою беду, не чувствуем влечения к святым именам Господа: этадрши тава крпа бхагаван мамапи дурдаивам идршам ихаджани нанурагах. Поэтому, встретив человека, который проявляет хотя бы небольшой интерес к духовной науке, Капиладева или Его представитель радуется этому и выражает ему Свою признательность. Обнаружив такой интерес у Своей матери, Капиладева мысленно поблагодарил ее.

 

Обрадованный и воодушевленный, Он начал Свой рассказ. Капиладева, воплощение Верховной Личности Бога, в то время был еще очень молод и отличался исключительной красотой. А когда Он улыбнулся, довольный вопросами Своей матери, Его лицо сделалось еще прекраснее. Кришна также неповторимо прекрасен. Но когда преданный служит Ему, когда преданный приходит к Нему, Он становится еще прекраснее. Кришна всегда с улыбкой встречает преданного, который всем сердцем служит Господу. А тот, кто хоть раз удостоился улыбки Кришны, может считать себя достигшим цели жизни.

 

Так, с улыбкой на устах, Капиладева начал посвящать Свою мать в науку преданного служения.

 

ТЕКСТ 13

 

шри-бхагаван увача

йога адхйатмиках пумсам

мато нихшрейасайа ме

атйантопаратир йатра

духкхасйа ча сукхасйа ча

 

ПЕРЕВОД

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Йога, которая связывает индивидуальную душу с Господом, которая приносит живому существу высшее благо и помогает ему отрешиться от всех печалей и радостей материального мира, является высшей системой йоги.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

В материальном мире каждый стремится к счастью, но материальным радостям всегда сопутствуют материальные страдания. В этом мире невозможно обрести настоящее счастье. Какие бы удовольствия ни испытывал человек, к ним всегда примешана горечь страдания. Например, тому, кто хочет пить молоко, приходится брать на себя хлопоты по содержанию коровы и заботиться о ней так, чтобы она давала молоко. Пить молоко очень приятно, это тоже удовольствие, но ради того, чтобы иметь эту возможность, человеку приходится тяжело трудиться. Цель йоги, как утверждает Господь, - раз и навсегда покончить со всеми материальными радостями и невзгодами. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что высшей йогой является бхакти-йога. Там же сказано, что нужно терпеливо сносить все, что посылает нам судьба, и оставаться невозмутимыми и в счастье, и в горе. Нам, безусловно, могут возразить, что материальное счастье не причиняет человеку беспокойств, но люди не знают, что вслед за так называемым материальным счастьем всегда приходят материальные страдания. Таков закон материального мира. Господь Капила говорит, что йога - это наука о духе. Йогой занимаются для того, чтобы достичь совершенства и подняться на духовный уровень. Тот, кто достигает совершенства в йоге, поднимается над материальными радостями и страданиями. Это трансцендентный уровень. В последующих стихах Господь Капила объяснит, почему йогу называют трансцендентной; здесь же Он только знакомит нас с этим понятием.

 

Попытки живого существа получить в материальном мире максимум удовольствий и свести к минимуму свои страдания называют борьбой за существование. Обычно люди занимаются йогой ради какой-то материальной выгоды. Существует восемь видов мистических способностей (сиддх): анима, лагхима, прапти, ишитва, вашитва, махима, пракамья и камавасайита. Настоящий йог способен делаться меньше мельчайшего, легче легчайшего и больше величайшего. У него в руках может материализоваться все, что он пожелает. В его силах даже создать целую планету. Но, по словам Господа Капилы, высшая система йоги предназначена не для того, чтобы принести человеку материальное счастье или избавить его от материальных страданий. В материальном мире каждый старается избежать неприятностей и получить как можно больше удовольствий. Однако и счастье, и несчастье, которые мы испытываем в материальном мире, относительны. То, что счастье для одного, - несчастье для другого. Таков материальный мир. Здесь счастье и несчастье - это две стороны одной медали. На самом деле материальное счастье так же иллюзорно, как и материальное горе. Летом вода приносит нам радость, а зимой та же самая вода вызывает неприятные ощущения. Одна и та же вода в одном случае радует нас, а в другом заставляет страдать. Когда ребенок рождается, он дарит родителям счастье, а когда умирает, то приносит горе.

 

Материальный мир - это мир двойственности. Здесь нельзя испытать счастья, не познав горя, и наоборот. Поэтому материальный мир называют царством относительности. Однако духовное счастье выше двойственности материального мира, и испытать его может только тот, кто достиг совершенства в йоге. Йога адхйатмиках. Адхйатма или атма значит "душа". Йога приносит счастье душе, но индивидуальная душа может быть счастлива только в союзе со Сверхдушой, Высшей Душой. Нитйо нитйанам четанаш четананам. Кришна - это Высшая Душа, верховное живое существо, а мы - индивидуальные души, индивидуальные живые существа. Нас много, а Кришна один. Он огонь, а мы - искры этого огня. Находясь в пламени огня, искры горят ярко, но, удаляясь от него, тут же гаснут. Подобно этому, мы можем быть по-настоящему счастливы, только наслаждаясь вместе с Верховным Существом. Счастье - это возможность общаться со Всевышним. Кришна никогда не бывает один, Его всегда окружают друзья - гопи и мальчики-пастушки, Его мать и отец. Кришна ни на минуту не остается в одиночестве, Он всегда наслаждается обществом Радхарани или Своих преданных. Он подобен королю или президенту, которого повсюду сопровождает многочисленная свита: секретари, министры и приближенные.

 

Йога означает "связь", а слово атма может переводиться как "душа", "ум" или "тело". Тело верховного живого существа, Кришны, не материально, ибо Он абсолютно духовен, Его никогда не покрывает материальная оболочка. Тот, кто считает Кришну покрытым материальными элементами, сам покрыт майей. Кришна нигде не говорит, что приходит в материальный мир как обыкновенное живое существо. Его явление имеет трансцендентную природу. Джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах (Б.-г., 4.9). Поэтому так важно понять, каким образом Кришна появляется в материальном мире. Его рождение не имеет ничего общего с рождением обыкновенного человека. Иначе зачем бы мы праздновали Джанмаштами? Его рождение является дивйам, божественным. Все, что связано с Кришной, имеет божественную природу, а тот, кто считает Кришну обыкновенным человеком, исторической личностью, - мудха, последний глупец. В "Бхагавад-гите" (9.11) по этому поводу сказано:

 

аваджананти мам мудха

манушим танум ашритам

парам бхавам аджананто

мама бхута-махешварам

 

"Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в этот мир в человеческом облике. Им не дано понять Моей трансцендентной природы и того, что Я - владыка всего сущего".

 

Кришна - это Верховное Существо, изначальная душа, а мы - мельчайшие частицы Кришны. Когда мы вместе с Кришной, мы излучаем то же сияние, что и Он, но, отдаляясь от Него, мы тускнеем и лишаемся духовной силы. Йога - это соединение, или связь, с изначальным источником всего сущего. На санскрите слово йога значит "соединение, союз", а вийога - "разъединение".

 

Капиладева назван здесь Бхагаваном, Верховной Личностью Бога. Бхагаван никогда не ошибается. Нарайанах паро 'вйактат: даже Шанкарачарья говорил, что Бхагаван, Нараяна, не принадлежит к материальному миру. В шастрах слово Бхагаван употребляется по отношению к тому, кто находится за пределами материальной сферы. Парах значит "трансцендентный". В данном стихе мы читаем: шри-бхагаван увача. Здесь не сказано: капиладева увача. Точно так же и в "Бхагавад-гите" Вьясадева говорит: шри-бхагаван увача. "Бхагавад-гита" рассказана Кришной, но повсюду в тексте "Бхагавад-гиты" Вьясадева называет Его Бхагаваном. Бхагаван - это тот, кто выше несовершенств этого мира. Он не имеет четырех недостатков, присущих обыкновенным живым существам. Будучи несовершенными, живые существа находятся во власти иллюзии, они склонны ошибаться и обманывать других. Когда невежда берет на себя роль учителя или проповедника, он, по сути дела, обманывает людей. Никто из людей не обладает совершенным знанием, поэтому мы стараемся учить только тому, что говорит Бхагаван. Мы не выдумываем собственной философии. Так называемые ученые и философы, особенно на Западе, где разного рода спекулятивные рассуждения и интеллектуальные упражнения очень популярны, создают всевозможные теории, в которых излагают собственное мнение. Но на самом деле никто из людей не способен создать совершенную философскую систему. Наше мировоззрение должно быть основано на том, что говорит Бхагаван, только в этом случае наша философия будет совершенной. Мы читаем "Бхагавад-гиту", потому что она совершенна. В ней нет ни ошибок, ни иллюзии, ни обмана. Она не является творением человека, наделенного несовершенными чувствами. В "Бхагавад-гите" (7.26) Сам Кришна говорит:

 

ведахам саматитани

вартаманани чарджуна

бхавишйани ча бхутани

мам ту веда на кашчана

 

"О Арджуна, будучи Верховной Личностью Бога, Я знаю прошлое, настоящее и будущее. Я знаю всех живых существ, Меня же не знает никто".

 

Бог знает всех, но мы не знаем Бога. Таково наше положение. Ишварах сарва-бхутанам хрд-деше 'рджуна тиштхати (Б.-г., 18.61). Ишвара - Бог, Кришна - пребывает в сердце каждого живого существа. Сарвасйа чахам хрди саннивиштах - "Я вошел в сердце каждого" (Б.-г., 15.15). Верховный Господь имеет в виду не только людей, но также животных и всех остальных живых существ.

 

андантара-стха-параману-чайантара-стхам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Б.-с., 5.35

 

Верховный Господь в образе Параматмы находится в каждом атоме. Он вездесущ и потому всеведущ. И поскольку Господь обладает полным, совершенным знанием, мы должны учиться у Него. Признав совершенным все, что говорит Бхагаван, мы тоже обретем совершенное знание. Получить такое знание можно только по цепи ученической преемственности, парампаре, которая описана в "Бхагавад-гите" (4.2):

 

эвам парампара-праптам

имам раджаршайо видух

 

"Это высшее знание передавалось по цепи ученической преемственности, и так получали его все святые цари". Философия сознания Кришны очень проста. Мы не выдвигаем никаких новых идей. Мы всего лишь повторяем то, что говорит Кришна, Верховная Личность Бога, Его воплощение или Его представитель. Представитель Кришны никогда не будет говорить того, чего не говорил Сам Кришна. Быть представителем Кришны очень просто. Но тот, кто пытается толковать слова Кришны на свой лад, не имеет права называться представителем Бога. Кришна говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа (Б.-г., 7.7) - "Нет истины превыше Меня", - и если мы говорим людям: "Нет истины превыше Кришны", то становимся гуру. Духовным учителем, гуру, может стать только тот, кто ничего не меняет. Об этом говорил Чайтанья Махапрабху: амара аджнайа гуру хана тара' эи деша (Ч.-ч., Мадхья, 7.128). Он призывал каждого стать гуру. Кто-то может недоумевать: "Я совсем неграмотный и необразованный. Я не могу похвастаться знатным происхождением. Как же я стану гуру? " Но Чайтанья Махапрабху говорит, что это совсем не сложно. Йаре декха, таре каха `кршна'-упадеша - "Просто повторяй то, что говорит Кришна, и ты станешь гуру ". Тот же, кто противоречит Кришне, - мошенник, а не гуру. Гуру говорит только то, чему учит Кришна. Таково определение гуру.

 

шат-карма-нипуно випро

мантра-тантра-вишарадах

аваишнаво гурур на сйад

ваишнавах шва-пачо гурух

 

"Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не может быть духовным учителем, если он не является вайшнавом. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, имеет право стать духовным учителем" (Падма-пурана).

 

Духовным учителем становятся не для того, чтобы заставить людей служить себе, а для того, чтобы дать им знание. Люди прозябают во тьме невежества, они нуждаются в знании. После множества жизней мы, покинув животный мир, получили тело человека и вместе с ним возможность разорвать порочный круг рождений и смертей. Задача Международного общества сознания Кришны - пробудить в людях их изначальное сознание. Джив джаго, джив джаго, гаурачандра боле кота нидра джао майа-пишачира коле. Гаурачандра - это одно из имен Чайтаньи Махапрабху, который взывает ко всем: "Проснитесь! Вставайте! Сколько можно спать?" В этом стихе говорится то же самое: йога адхйатмиках пумсам. Первейшим долгом человека является восстановление своих взаимоотношений с Высшей Душой. Цель йоги - пробудить людей к сознанию Кришны и помочь им восстановить связь с Кришной. Это называется адхйатмика-йога. Йога не сводится к демонстрации мистических способностей. В "Бхагавад-гите" (6.47) Сам Шри Кришна говорит о том, кого следует считать совершенным йогом:

 

йогинам апи сарвешам

мад-гатенантар-атмана

шраддхаван бхаджате йо мам

са ме йуктатамо матах

 

"Из всех йогов тот, кто с непоколебимой верой всегда следует Моим указаниям и поклоняется Мне, занимаясь трансцендентным любовным служением, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства".

 

Есть много разных йогов и систем йоги, все они описаны в "Бхагавад-гите" (хатха-йога, карма-йога, гьяна-йога и раджа-йога). Однако истинной целью йоги является восстановление связи живого существа с Кришной. В данном стихе сказано: йога адхйатмиках пумсам. Адхйатмиках - это мы, живые существа, души. На самом деле наша связь с Кришной не прервалась, мы просто забыли Его. Разорвать вечную связь индивидуальной души с Богом невозможно, но индивидуальная душа может оказаться покрытой Его энергией. В "Бхагавад-гите" (7.25) Кришна говорит:

 

нахам пракашах сарвасйа

йога-майа-самавртах

мудхо 'йам набхиджанати

локо мам аджам авйайам

 

"Скрытый покровом Моей вечной созидательной энергии [ йогамайи ], Я остаюсь невидимым для недалеких людей и глупцов. Поэтому введенный в заблуждение мир не знает Меня, нерожденного и непогрешимого".

 

Различают йогу и йогамайю. Йогамайя - это забвение. Обусловленная душа, покрытая йогамайей, забывает о своих взаимоотношениях с Кришной. Чтобы восстановить эти взаимоотношения, прежде всего необходимо понять природу души. Однако современные люди настолько невежественны, что не способны даже на это. Поэтому "Бхагавад-гита" начинается с объяснения природы души:

 

дехино 'смин йатха дехе

каумарам йауванам джара

татха дехантара-праптир

дхирас татра на мухйати

 

"Подобно тому как воплощенная душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем старика, после смерти одного тела она переселяется в другое. Все эти перемены не могут смутить мудреца, осознавшего себя" (Б.-г., 2.13). Дехи значит "владелец тела". Мы отождествляем себя с телом, но на самом деле мы не есть тело, мы - владельцы тела. Не станем же мы утверждать: "Я - палец, я - рука". Нет, мы говорим: "Это мой палец, это моя голова, нога и т.д.". То же самое можно сказать и о теле в целом: "Это мое тело". Значит, я являюсь владельцем тела. Я получил его от майи, материальной энергии:

 

пракртех крийаманани

гунаих кармани сарвашах

аханкара-вимудхатма

картахам ити манйате

 

"Под влиянием трех гун материальной природы душа, введенная в заблуждение, считает, что сама совершает действия, которые на самом деле выполняет природа" (Б.-г., 3.27).

 

Вид тела, которое получает живое существо, определяется его кармой. Одно живое существо рождается в теле кошки, другое - в теле собаки и т.д. В чем причина этого разнообразия тел? Почему все живые существа не рождаются одинаковыми? Ответ на этот вопрос также дается в "Бхагавад-гите" (13.22):

 

каранам гуна-санго 'сйа

сад-асад-йони-джанмасу

 

"Живое существо, находящееся под влиянием материальных гун, воплощается в телах различных видов, получая свою долю радости и страданий". Воплощенная душа взаимодействует с тремя гунами материальной природы (благостью, страстью и невежеством) и в результате получает тела различных видов. Бесполезно гадать, какое тело мы получим в следующей жизни. Ясно одно: это тело будет отличаться от предыдущего. Кришна не сообщает нам, какой вид тела мы получим в следующей жизни. Это зависит от качеств, которые мы в себе разовьем. Человек, находящийся под влиянием гуны благости, после смерти поднимется на высшие планеты; тот, кто находится под влиянием гуны страсти, останется на Земле, а тот, кто обусловлен гуной невежества, или тьмы, воплотится в низших формах жизни - среди животных, деревьев или растений. Об этом тоже сказано в "Бхагавад-гите" (14.18):

 

урдхвам гаччханти саттва-стха

мадхйе тиштханти раджасах

джагханйа-гуна-вртти-стха

адхо гаччханти тамасах

 

"Те, кто находится под влиянием гуны добродетели, поднимаются на высшие планеты, те, кто находится под влиянием гуны страсти, остаются на планетах типа Земли, а те, на кого оказывает влияние гуна невежества, попадают в адские миры".

 

Итак, все 8 400 000 форм жизни возникают в результате взаимодействия живого существа с различными гунами материальной природы (каранам гуна-санго 'сйа), и, в зависимости от полученного им тела, живое существо определенным образом наслаждается и страдает. Удовольствия, которые получает собака, не идут ни в какое сравнение с теми, которые может себе позволить царь или богатый человек. Но наслаждается живое существо или страдает, источником его счастья и страданий в любом случае является материальное тело. Занятия йогой дают живому существу возможность возвыситься над страданиями и радостями материального тела. Когда посредством высшей йоги мы восстанавливаем связь с Кришной, мы избавляемся от всех радостей и страданий, связанных с телом. Процесс восстановления отношений живого существа с Кришной называется бхакти-йогой, и Кришна нисходит в материальный мир, чтобы научить нас этой трансцендентной науке. Он говорит: "Опомнитесь, люди, придите в себя! Отбросьте все придуманные вами системы йоги и религии и просто предайтесь Мне". Такова воля Кришны, и Его представители, воплощения Господа и духовные учители, повторяют то же самое. Хотя Капиладева является воплощением Кришны, Он выступает в роли Его представителя, гуру, поэтому Он просто повторяет то, что сказано в "Бхагавад-гите": "Отбрось все и предайся Кришне, только тогда ты сможешь возвыситься над так называемым материальным счастьем". Нас не должны прельщать земные радости и удручать житейские невзгоды. Материальное счастье и горе заковывают живое существо в кандалы материального рабства. Материальное счастье не является истинным счастьем, потому что за него всегда нужно расплачиваться страданиями. Например, мы надеемся, что станем счастливыми, когда разбогатеем, но деньги легко не даются, и, чтобы заработать их, нам приходится много страдать. Тем не менее в надежде на призрачное счастье мы готовы вынести любые муки. Но, очистив чувства, мы поднимемся на духовный уровень и, используя свои чувства в служении Кришне, обретем настоящее счастье. Процесс одухотворения чувств называется адхьятмика-йогой или бхакти-йогой. Принципы этой системы йоги и излагает здесь Господь Капиладева.


ГЛАВА ВОСЬМАЯ


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.