Специальность 060502 Медицинский массаж — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Специальность 060502 Медицинский массаж

2017-06-02 439
Специальность 060502 Медицинский массаж 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальность 060502 Медицинский массаж

(для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

 

Для самоподготовки студентов

 

 

 

Рассмотрено «Утверждено»

заседании ЦМК зам. директора по

«Сестринское дело» учебной работе

Протокол № _______________

от__________________ О.Н. Барабанова

Председатель ЦМК

__________

 

 

Автор: Трунов И.А., преподаватель хирургии ГБОУ ВПО СибГМУ Министерства здравоохранения РФ, медико-фармацевтического колледжа.

 

 

Рецензент:

1. Баранова Т. В., преподаватель хирургии ГБОУ ВПО СибГМУ Министерства здравоохранения РФ, медико-фармацевтического колледжа.

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На методическое пособие «Лекции по основам хирургии с травматологией. Часть I.»по дисциплине «Основы хирургии с травматологией» для специальности 060502 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), составленное преподавателем медико-фармацевтический колледжа Труновым И. А.

Пособие составлено с учётом специфики подготовки слепых и слабовидящих массажистов: наиболее важные вопросы повторяются в тексте, дидактический материал, контрольные вопросы, тестовый контроль скомпонованы по темам, ситуационные задачи по темам пособия даны с эталонами ответов. Пособие включает семестровый лекционный курс по дисциплине «Основы хирургии с травматологией».

Пособие предусматривает обучение умениям ухода, применения методов массажа в лечении и реабилитации пациентов хирургического профиля, предоставляет возможность студентам изучить основы санэпидрежима в лечебном учреждении, профилактику внутрибольничной инфекции, защиту медперсонала от инфекции.

Пособие предназначено для получения объёма знаний, необходимых студентам при выполнении профессиональных задач массажистов по лечению пациентов с хирургической патологией, способствует развитию гуманности, милосердия и сострадания к пациентам.

Методическое пособие составлено в соответствии с государственными требованиями по новому образовательному стандарту для дисциплины «Основы хирургии с травматологией».

Данное методическое пособие может быть рекомендовано для учебного процесса в ГБОУ ВПО СибГМУ Министерства здравоохранения РФ, медико-фармацевтического колледжа, по дисциплине «Основы хирургии с травматологией», для специальности 060502 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

 

 

Преподаватель хирургии медико-фармацевтического колледжа

________________Т.В. Баранова

 

Дата________________

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка.    
2. Лекции дисциплины «Сестринское дело в хирургии»: 2.1. Введение. 2.2. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции. 2.3. Кровотечения и гемостаз. 2.4. Местная и общая анестезия. 2.5. Инфузии и основы трансфузиологии. 2.6. Периоперативный период. 2.7. Синдром повреждения. 2.8. Синдром воспаления. 2.9. Синдром нарушения кровообращения. Омертвения. 2.10. Синдром нарушения мочеотделения. 2.11. Синдром новообразования.    
3. Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Приложение №1.  
4. Профессиональные ситуационные задачи для контроля умений планирования сестринской помощи. Приложение №2.    
5. Словарь медицинских терминов. Приложение №3.    

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методическое пособие «Лекции по основам хирургии с травматологией. Часть I» составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по новому государственному образовательному стандарту по специальности 060502 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Пособие составлено с учётом специфики подготовки слепых и слабовидящих массажистов: наиболее важные вопросы повторяются в тексте, что облегчает подготовку студентов – массажистов, дидактический материал, контрольные вопросы, тестовый контроль скомпонованы по темам, ситуационные задачи по темам пособия даны с эталонами ответов. Пособие включает лекционный курс по дисциплине «Основы хирургии с травматологией». Пособие имеет звуковой вариант – записано на аудиокассету, поэтому слепые и слабовидящие студенты имеют возможность заранее ознакомиться с текстом лекции, что значительно повышает эффективность использования лекционного времени, усвоение материала студентами, оптимизирует труд лектора.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Пособие составлено с целью обеспечить и облегчить студентам изучение и усвоение дисциплины «Основы хирургии с травматологией».

После изучения данного пособия студент ДОЛЖЕН:

- знать и осуществлять профилактику хирургических инфекций;

- знать проблемы и проявления основной острой хирургической патологии;

- знать течение периоперативного периода и уметь осуществлять этапы сестринского процесса при основных синдромах хирургической патологии;

- знать основы современных методов общей и местной анестезии;

- знать методы субъективного, объективного обследования и оценки состояния пациента медицинской сестрой;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь при хирургической патологии.

 

Пособие включает следующие разделы:

- основные этапы развития и становления хирургии;

- профилактика хирургической внутрибольничной инфекции в сестринской практике;

- кровотечения и гемостаз;

- понятие об обезболивании;

- инфузия и основы трансфузиологии;

- сестринский процесс в периоперативном периоде;

- сестринский процесс в хирургии при синдромах: повреждения, воспаления, новообразования, нарушения мочеотделения, нарушения кровообращения.

Посиндромное изучение основных разделов клинической хирургии позволяет развивать у студентов логическое мышление, вырабатывать алгоритм сестринского вмешательства в стандартных и критических ситуациях. Подобный подход приближается к международному уровню среднего медицинского образования.

Для активизации познавательной деятельности студентов, наряду с традиционным опросом, используются программированное обучение (тестовый контроль, обучение по модулям); проблемное обучение (разбор конкретных ситуаций, решение проблемных задач); применяются технические средства обучения и контроля (тренажеры, видеофильмы, аудиокассеты, электронные учебники).

Знания и умения, полученные студентами после изучения пособия, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности массажиста при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Лекция.

План лекции:

1. Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Виды операций.

2. История хирургии.

3. Организация хирургической помощи в России.

 

1. Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Виды операций.

Термин «хирургия» означает рукодействие, ремесло, мастерство и он соответствовал истине в те времена, когда хирурги занимались «рукодействием» т. е. вправляли вывихи, репонировали переломы, обрабатывали раны, пускали кровь.

В настоящее время хирургия - это раздел медицинской науки, занимающийся изучением заболеваний, для лечения которых применяют в основном методы механического и физического воздействия на ткани, нередко с рассечением тканей: операция.

Хирургические заболевания разделяют на следующие группы:

а) пороки развития и уродства (врождённые пороки сердца, атрезия заднего прохода, «волчья пасть»,кривошея, косолапость и т. д.;

б) повреждения или травмы (раны, ушибы, вывихи, переломы, ожоги, отморожения и др.);

в) хирургическая инфекция (абсцессы, остеомиелит, аппендицит, туберкулёз и пр.);

г) опухоли доброкачественные и злокачественные;

д) омертвения (язвы, некрозы, свищи, пролежни, гангрены.);

е) смежные заболевания в зависимости от стадии и вида лечат и терапевты, и хирурги - язвенная болезнь, холецистит, туберкулёз лёгких, артриты и т.д.

В последние десятилетия стали возможны пересадки тканей и органов и в ближайшие годы возможна подсадка искусственно выращенных тканей и органов.

Активно развивается эндоскопическая, агрессивная хирургия.

В зависимости от срочности проведения хирургические операции делятся:

1) плановые проводятся через несколько дней, через несколько недель после полного обследования и подготовки пациента (грыжи, опухоли, артрозы и др.);

2) экстренные должны быть выполнены в течение 2 часов с момента поступления пациента в стационар (ранения, аппендицит, перитонит и пр.);

3) неотложные проводятся сразу после поступления (ранения сердца, крупных сосудов).

По цели операции различают:

1) радикальные - направлены на полное излечение пациента или ликвидацию очага: экстирпация желудка, матки с окружающими лимфатическими узлами при раке, аппендэктомия и др.;

2) паллиативные - направлены на устранение какого-то симптома, на продление жизни пациента, например, гастростома, эпицистостома при раке и т.д.;

3) корригирующие - исправляют строение и восстанавливают функцию: например, удлинение конечности, лечение косолапости и т.д.;

4) косметические - исправление косметического дефекта.

История хирургии.

История хирургии есть часть истории человечества: ещё первобытные люди накладывали повязки на раны, лечили травмы и заболевания. При раскопках были обнаружены черепа людей каменного века с искусственными трепанационными отверстиями, следами леченых переломов костей. Древние индусы применяли хирургические иглы, разработали технику сшивания тканей, принципы оперативного лечения ЛОР - органов, которые применяются и в современной хирургии. В Египте умели ампутировать конечности, проводили кастрацию, трепанацию, пытались переливать кровь, применяли мягкие и твёрдые повязки.

В V веке до н. э. греческий врач Гиппократ заложил основы научной медицины и хирургии. Гиппократ разработал методику лечения гнойных ран, остановку кровотечения, применял шины, вытяжения, массаж, гимнастику.

В I веке врач Древнего Рима Цельс написал большое количество сочинений энциклопедического характера по медицине, в том числе описал операции трепанации черепа, удаления камней из мочевого пузыря, катаракты и др.

Во II веке жил врач Гален. Его труды по физиологии, анатомии, хирургии, фармакологии господствовали в Европе в течение 13 столетий.

Большой вклад в развитие хирургии сделал врач из Бухары Абу-Али-Ибн-Сина (в Европе Авиценна, 980-1037),оставивший более 100 трудов по всем направлениям медицины. Во всём мире известен его фундаментальный труд «Канон врачебного искусства».

В средние века в Европе хирургия была в руках цирюльников, ремесленников. Вскрытие трупов было под запретом, поэтому врачи не могли учиться оперировать и разрабатывать оперативные методы лечения.

В большей степени развивалась военная хирургия, так как войны шли постоянно. Знаменитый французский королевский хирург Амбруаз Паре (1517-1590) создал учение об огнестрельных ранах, усовершенствовал технику ампутации, вновь (метод был забыт) предложил останавливать кровотечение путём перевязки сосудов (лигатура), а не заливать кипящим маслом.

Анатомические исследования Везалия (1514-1564), открытие законов кровообращения В. Гарвеем (1578-1657), изобретение микроскопа Левенгуком (1632-1723) создали предпосылки для быстрого развития медицины и хирургии. В 1731 в Париже была учреждена Хирургическая Академия, т. е. хирургия была признана наукой.

Фундаментальное значение для развития хирургии имеют следующие открытия: американские учёные: химик Джексон и врач У. Мортон в 1846 году применили и опубликовали следующее открытие - эфир для обезболивания на операции; француз Луи Пастер (1822-1895) при работе с микробами винного брожения доказал их гибель при высокой температуре и от некоторых химических веществ. Взяв за основу эти наблюдения, англичанин Листер (1827-1912) пришёл к выводу, что причиной нагноения ран является наличие в них микробов. Он первый разработал метод антисептики Позднее другие учёные - Бергман, Шиммельбуш, Пирогов разработали методы асептики.

Более ста лет назад Ф. Эсмарх предложил использовать жгут для временной остановки кровотечения. Н. И. Пирогов создал атласы топографии сосудов и нервов, им же были разработаны методики окончательной остановки кровотечения путём перевязки сосудов на протяжении.

В 1895 году В. К. Рентген открыл Х- лучи (рентгеновские), что позволило расширить диагностические возможности хирургов.

В 1901 году Л. Ландштейнер открыл I, II, III группы крови, а в 1907 году Я. Янским была открыта IV группу крови. Эти 2 открытия в последующем позволили использовать переливание крови, как на операциях, так и в послеоперационном периоде.

В России хирургическая помощь оказывалась знахарями, затем цирюльниками, а позднее врачами – иностранцами. Началом организованной подготовки первых хирургов является указ царя Алексея Михайловича об открытии Костоправных школ в 1654 году.

По указу Петра Великого в 1704 году в Санкт-Петербурге открылся первый в мире завод хирургических инструментов. В 1706 году открывается первый в России госпиталь в Москве и первая медико - хирургическая школа при нём.

В развитие отечественной хирургии огромный вклад внесли учёные - педагоги и хирурги, такие как П. Д. Погорельский, К. И. Щепин, П. А. Загорский, И. Ф. Буш, И. В. Буяльский. Гениальный учёный и организатор Н. И. Пирогов является основоположником русской хирургии. Заслуги Н. И. Пирогова в области анатомии, хирургии, военной медицине огромные. Им создана новая наука – топографическая анатомия, он разработал основные принципы военно-полевой хирургии: сортировка, эвакуация, оказание помощи на этапах. Н. И. Пирогов впервые во время осады Севастополя привлёк к оказанию помощи сестёр милосердия. Им была разработана техника ряда операций; он был блестящим хирургом, выполнявшим ампутацию голени за 9 минут. Н. И. Пирогов уделял большое внимание вопросам образования, одним из первых в мире широко применял эфир для наркоза, в том числе через трахеостому.

Внутрибольничной инфекции.

Лекция.

План лекции:

1. Понятие и классификация хирургической инфекции.

2. Внедрение и распространение инфекции в организме.

3. Асептика.

4. Антисептика.

 

Асептика -

система мероприятий, обеспечивающая предупреждение попадания микробов в операционную рану – всё, что соприкасается с раной, слизистыми и вводится парентерально – должно быть стерильно.

Мероприятия асептики:

1. обработка операционного поля;

2. обработка рук хирурга, медсестры;

3. стерилизация инструментов, белья, игл, шовного материала, лекарственных препаратов и др.

4. режим и устройство операционного блока;

 

Антисептика -

система мероприятий, направленных на уничтожение или уменьшение количества микробов в ране, в патологическом образовании или организме в целом.

Методы антисептики:

1. химическая антисептика – применение антисептиков (дезинфектантов);

2. физическая антисептика – УФО и лазерное облучение раны и крови, дренажи и тампоны, активная аспирация, гипертонические растворы, обработка раны ультразвуком;

3. механическая антисептика – туалет раны, ПХО раны;

4. биологическая антисептика – введение иммунной плазмы, гамма-глобулина, витамины, сыворотка.

 

Антисептические средства:

1. галоидсодержащие – хлорамин 1 – 5%, йод и его препараты (йодонат, йодоформ, йодпирон, йодовидон, повидон - йод);

2. окислители – перекись водорода 3 – 6%, перманганат калия 0,1 – 0,5% раствор дезинфицирует, а 2 – 5% раствор оказывает дубящее действие, борная кислота 2% раствор;

3. соли тяжёлых металлов – нитрат серебра, протаргол 1 – 3%, колларгол 0,2% раствор;

4. спирты – этиловый 70% и 96% раствор;

5. красители – риванол, бриллиантовый зелёный, метиленовый синий;

6. производные нитрофурана – фурациллин, фурагин, фуразолидон, фурадонин;

7. сульфаниламиды и антибиотики.

В настоящее время могут использоваться многие другие антисептики, например: маранон-Х, аналит, каталит, клоросепт, пресепт, дезоксон-4, дезоксон-1, веркон, дюльбак, гибитан, бионол, биолан, пюржавель, сайдекс, глутарал, гигасепт-ФФ и т. д. и т. п.

При пользовании ими необходимо руководствоваться инструкциями и приказами, утверждёнными МЗ РФ: приказы 720, 408, МУ 287 - 113.

По данным исследований, проводимых в последние годы, основной путь передачи внутрибольничной инфекции, в т. ч. от персонала к пациенту и обратно – контактный. Поэтому массажист должен тщательно следить за чистотой своих рук, чистотой кожи пациента. Массажист должен уметь мыть руки с мылом, так как даже при таком мытье удаляется до 90% микробов (рассказать о правильном мытье рук). В своей работе массажист руководствуется приказами № 720, № 408, МУ – 287 113.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое инфекция?

2. Что такое хирургическая инфекция, её классификация?

3. Пути внедрения инфекции в организм и распространения по организму.

4. Что такое асептика и антисептика?

5. Что такое дезинфекция, стерилизация, предстерилизационная очистка?

6. Перечислите основные антисептические средства.

 

 

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. С. Муратов стр. 12 - 22.

2. В. Кузнецова стр. 27 - 80.

3. Конспект и аудиограмма лекций, учебника.

4. Составить ситуационную задачу, написать доклад, реферат.

Тестовые задания для обучения и контроля знаний.

 

Определение.

Кровотечение – это выхождение крови из кровеносного русла (сердце, сосуды) в полости и ткани.

Причинами кровотечения могут быть:

а) нарушение целостности сосуда в результате травмы, гнойного расплавления, некроза;

б) нарушение проницаемости сосудистой стенки;

в) нарушение свертывающей системы крови.

 

Классификация кровотечений.

В зависимости от вида поврежденного сосуда кровотечения различают:

- артериальное;

- венозное;

- капиллярное;

- паренхиматозное (печень, селезенка и др.).

По времени развития различают кровотечения:

первичное - наступает сразу после повреждения сосуда;

вторичное соскальзывание лигатуры, гнойное расплавление, некроз сосуда и тромба.

Кровотечение бывает:

а ) наружное в окружающую атмосферу;

б) внутреннее – в полости (плевральную, брюшную, полость сустава и др.).

Кровотечение может быть:

- явным;

- скрытым (кишечное, желудочное);

- острым;

- хроническим.

 

3. Клиника острой кровопотери.

Клиника кровопотери зависит от величины и темпа кровопотери. В литературе описан случай, когда кровопотеря около 500 мл у взрослого человека при повреждении сонной артерии привела к гибели пострадавшего.

При кровопотери отмечается бледность кожных покровов и слизистых оболочек, лицо пациента становится осунувшимся, глаза западают, снижается АД и центральное венозное давление, появляется тахикардия, нитевидный пульс, одышка, головокружение, потемнение в глазах, тошнота.

При значительной острой кровопотере развивается геморрагический шок. Существует несколько классификаций по степени тяжести. Наиболее распространенной является классификация, включающая четыре степени тяжести.

а) лёгкая степень – потеря крови 10-20% от ОЦК (до 1 литра); при остановленном кровотечении организм может справиться, но лучше перелить плазмозаменители: полиглюкин, глюкозу, физиологический раствор и др.;

б) средняя степень – потеря до 20-30% от ОЦК (до 1,5 литров); требуется переливание плазмозаменителей 2 – 3 объема кровопотери и лучше перелить до 500 – 1000 мл крови;

в) тяжёлая степень – потеря до 40% от ОЦК; требуется переливание как крови, превышающее объем кровопотери, так и плазмозаменителей в 3 - 4 раза больше объёма кровопотери;

г) массивная кровопотеря – более 40% от ОЦК; требуется переливание крови в размере 2 – 3 объемов кровопотери, также плазмозаменителей, в несколько раз превышающее объём кровопотери.

Кровопотеря 40% от ОЦК при неоказании квалифицированной помощи или её задержке часто ведёт к летальному исходу.

Кровопотерю свыше 50% называют сверхмассивной, и она считается смертельной, хотя в практике таких пациентов удаётся спасать, если вовремя и правильно проводить лечение.

 

Лечение.

Консервативное:

- как при всяком кровотечении.

Оперативное:

- ушивание раны;

- резекция лёгкого.

 

в) носовое кровотечение.

Причины:

а) травма;

б) высокое АД;

в) нарушения свёртываемости крови;

г) аномалии сосудов носа.

Клиника:

выделение крови из носовых ходов, клиника кровопотери.

Первая медицинская помощь (независимые действия медсестры):

а) усадить пациента, откинувшись назад, но согнув голову кпереди;

б) лёд на переносицу;

в) провести переднюю тампонаду с 3% раствором перекиси водорода;

г) вызвать бригаду скорой помощи или транспортировать пациента в стационар;

д) гемостатические препараты – по назначению врача.

Лечение:

- передняя и задняя тампонада носа;

- лечение основного заболевания.

г) луночковое кровотечение.

После удаления зуба.

Помощь: тугая тампонада шариком с 3% раствором перекиси водорода. При отсутствии эффекта проводят ушивание раны в стоматологическом стационаре.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение и классификацию кровотечений.

2. Перечислите основные клинические проявления геморрагического шока.

3. Назовите 7 способов временной остановки кровотечения.

4. Назовите 4 метода окончательной остановки кровотечения.

5. Как остановить кровотечение: носовое, луночковое, легочное, желудочное, кишечное?

 

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:

5. С. Муратов стр. 93 - 99.

6. В. Кузнецова стр. 80 - 94.

7. Конспект и аудиограмма лекций, учебника.

8. Составить ситуационную задачу, написать доклад, реферат.

 

 

Тестовые задания для обучения и контроля знаний.

Кровотечения и гемостаз.

Выберите один правильный ответ.

 

1. Причина острой кровопотери

а) длительно кровоточащяя язва желудка

б) подкожная гематома

в) разрыв селезенки

г) трещина заднего прохода

 

2. Гематома- это скопление крови в

а) полости сустава

б) мягких тканях

в) плевральной полости

г) околосердечной сумке

 

3. Первая помощь больному с носовым кровотечением начинается с

а) придания нужного положения

б) пращевидной повязки

в) переливания крови

г) введения викасола

 

4. Способ окончательной остановки паренхиматозного кровотечения

а) переливание крови

б) антикоагулянты

в) холод на живот

г) операция

 

5. Алая кровь в стуле наблюдается при кровотечении из

а) пищевода

б) желудка

в) печени

г) прямой кишки

 

Выберите несколько правильных ответов

 

6. симптомы желудочного кровотечения

а) дегтеобразный стул

б) стул с алой кровью

в) рвота цвета кофейной гущи

г) рвота желчью

д) рвота с пенистой кровью

 

7. Механические методы остановки кровотечения- это

а) наложение жгута

б) лигирование сосуда в ране

в) электрокоагуляция

г) пальцевое прижатие

в) пузырь со льдом

 

8. Физические методы остановки кровотечения - это

а) пальцевое прижатие сосуда

б) лазерный луч

в) максимальное сгибание

г) пузырь со льдом

д) гемостатическая губка

 

9. Препараты, повышающие свертываемость крови

а) адреналин

б) викасол

в) питуитрин

г) хлористый кальций

д) фибринолизин

 

10. Величина кровопотери определяется по

а) по анализу крови

б) пульсу

в) артериальному давлению

г) самочувствию больного

д) цвету кожных покровов.

 

Ответы к тестам

1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-г, 6-а, в, 7-а, б, г, 8-б, г, 9-б, г, 10-а, б, в.

 

 

Лекция № 1.

Местная анестезия.

 

План лекции:

1. Понятие о боли.

2. Краткая история обезболивания.

3. Виды обезболивания.

4. Местная анестезия.

 

Возможность безболезненно провести операцию является величайшим достижением хирургии, позволившим значительно уменьшить число осложнений при хирургических операциях и расширить их диапазон.

Доказано, что под влиянием болевых раздражений изменяются и перестраиваются все физиологические процессы в организме.

Понятие о боли.

Болевое раздражение, первично воспринимаемое рецепторами, передаётся в таламус, гипоталамус и ретикулярную формацию. Здесь формируется первичная болевая реакция, и первично мобилизуются средства защиты организма от вредных воздействий. Через подкорко-корковые связи болевые импульсы поступают в кору головного мозга, где формируются болевые ощущения и более совершенные механизмы защитных реакций. Активизируется симпато-адреналовая система, выделяются в кровь в большом количестве (в 30 – 100 раз больше нормы, по данным различных авторов) гистамин, ацетилхолин, адреналин. На боль реагируют железы внутренней секреции: надпочечники, гипофиз, щитовидная железа, поджелудочная железа и др., усиливая или уменьшая секрецию гормонов.

Клинически болевые реакции проявляются нарушениями гемодинамики, обмена веществ, дыхания и т. д, особенно резко выраженными у тяжелобольных, ослабленных, пожилых пациентов и при операциях на жизненно важных органах и шокогенных зонах: сердце, лёгкие, прямая кишка.

Современные способы обезболивания предусматривают не только устранение боли, но и управление основными функциями организма во время операции и в ближайшее время после неё. В связи с этим проблема обезболивания выделилась в самостоятельную область медицинской науки – АНЕСТЕЗИОЛОГИЮ.

Виды обезболивания.

Общее обезболивание:

Ингаляционный метод

1. Масочный наркоз;

2. Эндотрахеальный (интубационный) наркоз

(через интубационную трубку, через рот, через нос, через трахеостому).

II. Неингаляционный наркоз

1. внутривенный

2. внутримышечный

3. подкожный

4. внутрикостный

5. ректальный

6. пероральный

7. внутривенная многокомпонентная анестезия

Лекция № 2.

Общая анестезия.

 

План лекции:

1. Основные анестезиологические понятия и термины.

2. Теории наркоза.

3. Ингаляционный наркоз:

а) массочный наркоз;

б) эндотрахеальный наркоз и лекарственные препараты для их проведения.

4. Неингаляционные виды наркоза и лекарственные препараты для их проведения.

5. Многокомпонентная внутривенная анестезия (тотальная внутривенная анестезия).

1. Основные анестезиологические понятия и термины.

Анестезиологоия – раздел медицинской науки, предметом которого является изучение и применение методов защиты организма от некоторых видов чрезвычайных воздействий и в первую очередь от операционной травмы.

Француз Рене Лериш: «Операция спасает больного путями, которые могут его убить».

Аналгезия – отсутствие боли – это устранение болевой чувствительности и подавление болевых реакций.

Миорелаксация – расслабление поперечно-полосатой мускулатуры и устранение двигательных реакций, в т. ч. дыхания при помощи мышечных релаксантов (в наркозе, продлённой ИВЛ).

Премедикация – медикаментозная подготовка пациента к операции и наркозу.

Обязательные компоненты премедикации:

1) седативные;

2) снотворные;

3) антигистаминные препараты.

Гормоны, аналгетики, сердечные и т. п. вводятся по показаниям.

В России перед любым наркозом в премедикацию обязательно включается атропин – для снятия вагусных рефлексов, защиты от рефлекторной остановки сердца и для уменьшения саливации и бронхорреи.

Общая анестезия – общее обезболивание.

Наркоз – это искусственно вызванное обратимое состояние организма, при котором выключено сознание и уменьшена или отсутствует реакция на боль.

Ингаляционный наркоз – это наркоз, при котором газо – или парообразные наркотические вещества вводят через дыхательные пути.

Неингаляционный наркоз – это наркоз, при котором растворы наркотических веществ в организм вводятся, минуя дыхательные пути – внутривенно, внутримышечно, подкожно, ректально, перорально, внутриплеврально.

Вводный наркоз – это кратковременный наркоз перед дачей основного (перед интубацией трахеи), который быстро и без возбуждения погружает пациента в сон, затем подключают основной анестетик.

Мононаркоз – наркоз, при котором используется одно наркотическое вещество.

Комбинированный наркоз – это наркоз, при котором используют два и более наркотических веществ, часто одновременно с миорелаксантами и ИВЛ.

Комбинированное обезболивание – сочетание местной и общей анестезии, например: эфирный наркоз и эпидуральная анестезия.

 

Теории наркоза.

Механизм действия анестетических веществ окончательно не выяснен, нет общепринятой теории наркоза. Возникновение наркоза объясняли химическими и физическими свойствами анестетических средств. В результате чего и были предложены различные теории наркоза: лизисная (растворимость жиров) теория, абсорбционная теория, теория нарушения проницаемости клеток, теория нарушения окислительных процессов – это теория удушения и др.

В России больше принята теория разлитого торможения коры головного мозга и частично подкорковых образований, в т. ч. ретикулярной формации, которое наступает непосредственно под действием анестетических средств (Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. Е. Введенский, В. С. Галкин и др.).

Ингаляционный наркоз.

Этот наркоз вызывается путём введения наркотических средств через дыхательные пути:

а) через наркозную лицевую или ларингеальную маску;

б) через интубационную трубку – через рот, через нос – в трахею или в бронхи;

в) через трахеостому – в трахею или бронхи.

Для ингаляционного наркоза применяют жидкости: эфир, фторотан (флюотан), наркотан, пентран; газообразные вещества: закись азота, ксенон, этилен и др. Существующие особенности действия фармакологических веществ и клиническое течение наркоза объясняют различия в технике проведения наркоза. В большей степени применялся эфирный наркоз; поэтому силу наркотических препаратов, клинику, осложнения и опасности сравнивают с этим видом наркоза.

Эфирный наркоз является эталоном, по которому сверяют проведение других видов наркоза.

Многие анестезиологи и сейчас считают эфир надёжным и безотказным препаратом для проведения наркоза, особенно при отсутствии условий для проведения современных видов обезболивания: наличие препаратов, аппаратуры, обученного персонала.

Клиническое течение эфирного наркоза.

Различают 4 основные клинические стадии эфирного наркоза:

Лекция.

 

План лекции:

1. Краткая история переливания крови.

2. Понятие о группе крови и Rh – факторе.

3. Источники и виды переливания крови и её препаратов.

4. Показания, противопоказания, реакции и осложнения при переливании крови и её препаратов.

5. Инфузионная терапия, парентеральное питание:

- определение и задачи инфузионной терапии;

- классификация инфузионных сред;

- реакции и осложнения инфузионной терапии.

 

Rh – принадлежность крови.

Rh - принадлежность крови обусловлена наличием природных антигенов (агглютиногенов) системы резус.

В практике определяют и учитывают фактор Rho, который определяют как резус-положительный (Rh + фактор) и фактор Hr – определяют как резус-отрицательный (Rh - фактор).

Природных антител (агглютининов) в системе резус не существует, они могут образовываться только при переливании пациенту инорезусной крови.

Для определения Rh - принадлежности крови исследуемую кровь смешивают с сывороткой, содержащей антитела анти - Rh: при наличии агглютинации исследуемая кровь имеет Rh- положительный фактор, при отсутствии агглютинации – Rh- отрицательный фактор.

 

Идеальным было бы создание искусственной крови, способной переносить кислород. Такая кровь уже создана на основе фтор - углеродистых соединений, но окончательно не решена проблема удаления этой крови из кровеносного русла после завершения данной задачи, т. к. искусственные эритроциты или гемоглобин, продолжая циркулировать по сосудам, повреждают их. Первое переливание искусственной крови в Томске было проведено в НИИ онкологии.

В настоящее время основное правило в трансфузиологии – переливать кровь или её препараты только в тех случаях, когда без них невозможно вылечить пациента. Абсолютные показания переливания крови: - острая кровопотеря; - травматический шок.

По относительным показаниям переливают препараты крови, например:

- при анемии – эритромассу;

- при нарушении свертывающей системы – замороженную плазму, фибриноген, криопреципитат;

- при гемофилии – антигемофильную плазму, криопреципитат, кровь.

 

Противопоказания для переливания крови:

- наличие строгих показаний к переливанию крови и её препаратов свидетельствуют об отсутствии противопоказаний при абсолютных показаниях;

- при относительных показаниях противопоказаниями трансфузии являются:

а) инфаркт миокарда;

б) высокое АД;

в) сердечная недостаточность;

г) почечная недостаточность;

д) печеночная недостаточность.

 

Реакции и осложнения при трансфузиях:

- гемотрансфузионный шок – несовместимость по системам АВО и Rh-фактора;

- анафилактический шок – результат введения чужеродных белков;

- цитратный шок – результат введения большого количества консерванта;

- синдром гомологичной крови – несовместимость крови доноров между собой и также с кровью реципиента – при переливании крови от нескольких доноров;

- острое расширение сердца;

- воздушная эмболия, тромбоэмболия;

- пирогенные, аллергические реакции.

 

5. Инфузионная терапия, парентеральное питание:

Лекция.

 

План лекции:

1. Предоперационный период:

а) задачи предоперационного периода;

б) подготовка пациента к плановой операции;

в) подготовка пациента к экстренной операции.

2. Послеоперационный период:

а) методы контроля пациента;

б) ранние осложнения;

в) поздние осложнения.

 

Предоперационный период

- это время с момента поступления пациента в


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.314 с.