Тема 1. Комплексное представление о внешнеэкономической сфере страны — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1. Комплексное представление о внешнеэкономической сфере страны

2017-06-02 440
Тема 1. Комплексное представление о внешнеэкономической сфере страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Степень интернационализации

слияния и поглощения

создание зарубежного филиала 100%

открытие дочерней фирмы за рубежом более 50%

открытие ассоциированной компании менее 50%

создание совместного предприятия

акционерное участие за рубежом

Франчайзинг

Экспорт лицензий

Экспорт товаров и услуг

Потребность в капитале


Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение первой формы интернационализации — товарного экспорта — новыми формами международной предпринимательской деятельности.

Экспорт лицензииозначает продажу за рубеж изобретений, зарегистрированных промышленных образцов, авторских прав, технических ноу-хау, ноу-хау менеджмента и маркетинга.

Передача лицензии на использование товарной марки в международной практике получила название «франчайзинг», когда франчайзи ведет свою предпринимательскую деятельность, используя имя, товарные знаки, систему организации бизнеса франчайзера.

Акционерное участие за рубежом — приобретение акций и других ценных бумаг зарубежных предприятий.

Совместные предприятияхарактеризуются тем, что уставный капитал, предпринимательский риск и прибыль распределяются между партнерами из разных стран в соответствии с уставом.

В ассоциируемой (зависимой) компании инвестор владеет менее 50% капитала, в дочерней фирме за рубежом — более 50%, а в зарубежном филиале — 100% капитала.

При этом в круг задач ассоциированной компании может входить организация сбыта продукции инвестора, дочерней компании — обеспечение головной компании иностранным сырьем и материалами, производство и сбыт продукции.

Филиал же осуществляет все или большую часть функций иностранного инвестора, в том числе и представительские.

Слияния и поглощениякак форма международного предпринимательства — альтернатива созданию зарубежных фирм инвестора. Преимущества покупки иностранной фирмы состоят в том, что, во-первых, заимствуются уже существующие структуры и сети поставок, производства и сбыта, во-вторых, усиливается конкурентная позиция покупателя на мировом рынке.

На разных этапах интернационализации фирмы можно использовать различные комбинации действий, каждая из которых связана с различными затратами, риском и эффектом. Поэтому последовательность проникновения на зарубежные рынки российских предприятий должна быть обоснована сопоставлением затрат при вхождении на рынок и привлекательностью инвестирования

 

Затраты при вхождении

Франчайзинг   Сборочное производство   Полностью собственное предприятие за границей  
Контракты по продаже лицензий, ноу-хау   Промышленная кооперация (подрядное производство)   Совместное предприятие на паритетных началах  
Экспорт через агентов   Управление по контракту   Экспортная продажа через собственное представительство

на рынок

 

Высокие

Средние

Низкие

Низкая средняя высокая


В зависимости от характера взаимоотношений между производителем-экспортером и посредником, а также от функций выполняемых посредниками Торгово-посреднические операции можно разделить на четыре вида: операции по перепродаже, комиссионные, агентские, брокерские.

Операции по перепродаже осуществляются торговыми посредниками от своего имени и за свой счет. Здесь торговый посредник выступает стороной договора, как с экспортером, так и с покупателем. Различают два вида операций по перепродаже.

  1. Операции, когда торговый посредник выступает по отношению к экспортеру как покупатель. Он становится собственником товара и может реализовать его кому угодно и по любой цене. Отношения между ними прекращаются после выполнения сторонами своих обязательств по договору купли продажи.
  2. Ко второму виду относятся операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику, именуемому по договору торговцем, право продажи своих товаров на определенной территории и в течение согласова нного срока на основе договора о предоставлении права на продажу, в котором устанавливаются только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации на определенной территории. В процессе реализации этого договора стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливает количество и качество поставляемого товара, цену и базисные условия поставки и другие основные условия контракта купли-продажи товара.

Комиссионные операции – это совершение одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению другой стороны, именуемой комитентом, сделок от своего имени, но за счет комитента. Взаимоотношения регулируются договором комиссии. Комитент остается до конца собственником товара, а комиссионер не покупает товар, он остается в руках экспортера. Но для третьей стороны (покупателя) стороной договора вообще является комиссионер, а комитента он может и не знать. КОМИССИОНЕР ВЫСТУПАЕТ ПОСРЕДНИКОМ ТОЛЬКО ДЛЯ КОМИТЕНТА, ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ ОН СТОРОНА ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ. СОБСТВЕННИКОМ ВЫСТУПАЕТ КОМИТЕНТ ВСЕ РИСКИ ЛЕЖАТ НА НЕМ КАК НА СОБСТВЕННИКЕ.

Важная часть договора комиссии - изложение полномочий комиссионера по техническим и коммерческим условиям контракта. Обычно оговариваются:

· Минимальные цены реализации при экспорте товара и максимальные при его импорте

· Минимальные сроки поставок оговоренный партий товара

· Пределы ответственности комитентов перед комиссионерами и наоборот

· Размеры (обычно до 10% от суммы контракта) и порядок выполнения комиссионных вознаграждений)

· Условия делькредере (ручательство комиссионера за исполнение сделки с 3 лицом означает, что в случае нереализации товара третьим лицам комиссионер покупает товары (полностью или частично) у комитента.

Если заказ идет от импортера комиссионеру на покупку в стране экспортера товаров, то он называется индентом. Он может быть закрытым, если импортер точно указывает в заказе, где и что купить, и открытым, если индент предоставляет право выбора покупателя.

Разновидностью комиссионных сделок являются консигнационные сделки. Они состоят в поручении одной стороной КОНСИГНАНТУ (СОБСТВЕННИК) другой стороной КОНСИГНАТОРУ продажи товара с консигнационного склада ОТ ИМЕНИ И ЗА СЧЕТ КОНСИГНАНТА (СОБСТВЕННИКА). Эта форма торговли используется при слабом освоении рынка или при поставках новых товаров, или товаров массового производства, в устойчивом сбыте которых экспортер не уверен.

Агентские операции – в международной торговле состоят в поручении одной стороной, которая называется принципалом, другой независимой от него стороне, именуемой агентом, совершения фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории, от имени и за счет принципала (а комиссионер действует от своего имени). Независимость агента проявляется в том, что он не состоит в трудовых отношениях с принципалом и осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе агентского соглашения за определенное вознаграждение. В большинстве случаев агент является юридическим лицом, не участвует в сделке купли-продажи в качестве стороны контракта и не покупает за свой счет товары. Он действует лишь как представитель принципала в рамках ответственности возложено на него агентским соглашением. В ЭТОМ ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТИ ОТ КОМИССИОНЕРА. Агент всего лишь способствует сделке, но сам стороной не выступает, т.е. контракт о покупке не заключает. Их называют в Англии и США - агент и принципал; в Германии и Японии - представитель, в Латинской Америке - поверенный и доверитель.

Брокерские операции – в международной торговле состоят в установление через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем на товарной валютной или фондовой биржах. Независимо от конкретных действий брокера, а также от того, кого он представляет, брокер всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле. Брокер НИКОГДА не является стороной в договоре, а выступает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИШЬ С ЦЕЛЬЮ СВЕДЕНИЯ СТОРОН, КОТОРЫЕ БЕРУТ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СДЕЛКЕ, ЗАКЛЮЧЕННОЙ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ БРОКЕРА. В отличие от агента, БРОКЕР НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ, не состоит в договорных отношениях со сторонами, а действует на основе отдельных поручений. В ЧАСТНОСТИ БРОКЕР ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ УКАЗАНИЯ СВОЕГО КЛИЕНТА О КОЛИЧЕСТВЕ, КАЧЕСТВ ЦЕНЕ ТОВАРА.

Брокер осуществляет:

  1. Контроль над исполнением контракта и предъявлением рекламаций.
  2. подбор партии товара определенного ассортимента.
  3. ПОДБОР информации о состоянии рынка.

Брокер получает вознаграждение, которое называется брокердж, провизион, куртаж. Его размер колеблется от 0,25 до 3%.

Союзы предпринимателей.

Союзы предпринимателей существуют в форме ассоциаций, федераций, союзов, советов и пр. В развитых странах насчитывается много тысяч различных союзов предпринимателей (только в США их более 14 тыс.). Практически каждая фирма входит в соответствующий ее профилю союз предпринимателей. По функциям и составу участников различают местные, национальные и международные союзы. Отраслевые союзы предпринимателей оказывают оперативное организационное содействие частным предпринимателям в их экспортно-импортной деятельности. В их функции входит: разработка типовых контрактов, правил торговли; оказание помощи экспортерам в осуществлении рекламы; предоставление внешнеторговой информации, технических консультаций; организация курсов по обучению специалистов; разработка унифицированной сопроводительной документации;

Большое влияние в международной торговле имеют крупнейшие английские ассоциации: Лондонская ассоциация по торговле зерновыми, Британская федерация лесной торговли, Ассоциация по торговле шерстью, кофе, какао и т. д.

Кредитно-справочные фирмы.

Кредитно-справочные фирмы (конторы) специализируются на выдаче справок о фирмах по запросам своих клиентов. Предоставляемая ими информация касается как оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, так и ее платежеспособности. Эта информация носит конфиденциальный характер — она не может быть опубликована или передана третьим лицам.

Внешнеторговые клубы.

Внешнеторговые клубы существуют пока только в развитых капиталистических странах и представляют собой объединения преимущественно директоров экспортных отделов компаний. Основной целью создания таких клубов является обмен информацией и опытом между их членами. Часто эти организации называются расчетными палатами по информации. Взаимный обмен информацией, конечно, не выходит за пределы, поставленные требованиями сохранения коммерческой тайны. Большая часть таких клубов имеет местный характер.

Процесс поиска будущего партнера для экспортера имеет свою специфику, которая заключается в том, что экспортер должен найти контрагента, во-первых, заинтересованного в покупке предлагаемого им товара или услуги, и, во-вторых, способного выполнить встречные обязательства, т. е. заплатить за этот товар или услугу. Таким образом, в отличие от импортера, основной целью поиска для которого является товар, а критериями для отбора его характеристики — цена, качество, условия поставки, экспортер в процессе поиска ищет именно фирму, которая хочет и может купить его товар на предлагаемых им условиях. Процесс поиска потенциальных контрагентов фирмой-экспортером представляет собой как бы два параллельно происходящих процесса: это представление своего товара и своей фирмы, с одной стороны, и поиск фирм, которые могли бы стать потребителями этого товара, — с другой. Возможны следующие способы, которыми фирма-экспортер может это осуществить:

1.обращение к различным посредническим и другим организациям, которые могут оказать содействие в поисках зарубежного партнера;

2. прямое письменное обращение к потенциальному конграпчггу;

3. поиск потеннпального партнера погредстком личного общения на разного рода встречах деловых людей;.

4. участие в торгах,

Прежде чем перейти к описанию этих способов, хотелось бы отметить, что, так же как в случае с импортером, в стадию поиска должно обязателыю входйть получение принципиального согласия от потенциального потребителя на дальнейшее сотрудничество. Также должен иметь место и некоторый анализ, который связан с предварительным отбором потребителей исходя из производственных возможностей фирмы-экспортера (или объема имеющегося у него товара) и особенностей ее сбытовой стратегии, которые могут быть связаны с предпочтением крупных или, наоборот, мелких заказов, предпочтением тех или иных стран и т. п.

Способ прямого письменного обращения к потенциальному контрагенту при экспортной сделке состоит из следующих стадий:

  • предварительный отбор — представляет собой составление предварительного списка фирм, которые, возможно, будут заинтересованы в сотрудничестве, на основе анализа имеющейся информации, которая может быть получена из периодической печати, фирменных справочников и других источников, а также посредством обращения в соответствующие организации;
  • направление прямого письменного обращения к каждому потенциальному контрагенту, входящему в предварительный список, в форме предложения или оферты.

Под офертой в коммерческой практике обычно понимается письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю, о продаже партии товара на определенных продавцом условиях. Фирма или лицо, пославшее оферту, называется оферентом. Оферта должна содержать все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цена, условия и сроки поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи и др.

Оферта, в которой обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их установления, считается определенной. В ней обязательно должно выражаться намерение оферента считать себя связанным условиями оферты в случае ее акцепта покупателем.

Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, в коммерческой практике рассматривается не как оферта, а как предложение делать оферты.

В международной торговой практике различают два вида оферты:

твердая оферта и свободная оферта.

Твердая оферта — это письменное предложение экспортера на продажу определенной партии товара, посланное оферентом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого экспортер является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю. Неполучение ответа от импортера в течение указанного в оферте срока равносильно отказу последнего от заключения сделки и освобождает экспортера от сделанного им предложения.

Свободная оферта — делается на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям. Она не устанавливает срока для ответа и поэтому не связывает оферента своим предложением. Согласие покупателя с условиями, изложенными в свободной оферте, подтверждается его твердой контрофертой.

Таким образом, можно сделать вывод, что делать фирме, которая хочет видеть своим будущим поставщиком или покупателем зарубежную компанию, где она может найти необходимую ей информацию, в какие организации обратиться за помощью и какими вообще способами реально найти будущего партнера.

При этом следует понимать, что результаты различных способов поиска, которые были рассмотрены в данном разделе, далеко не равнозначны. Так, например, выставки охватывают все этапы совершения экспортно-импортной сделки, так как их результатом является заключение контракта. Однако это скорее исключение из общего правила, потому что во всех остальных случаях результатом стадии поиска партнера является обладание определенным объемом информации, которая включает в себя сведения о целом ряде фирм, которые либо предлагают отвечающие запросам товары или услуги (в случае если поиск осуществляет организация-импортер), либо, наоборот, хотят приобрести товары или услуги, предлагаемые фирмой-экспортером и, самое главное, которые заинтересованы в сотрудничестве с фирмой, осуществляющей этот поиск.

Однако для окончательного выбора будущего поставщика или покупателя необходимо проведение серьезной аналитической работы с имеющейся информацией.

Специфика поиска импортером информации о потенциальном контрагенте заключается в том, что в первую очередь его как покупателя интересует товар, т. е. его цена, качество, условия поставки и платежа, дополнительные услуги по послепродажному обслуживанию и т. п. Информация же о продавце как таковом, т. е. его финансовое положение, опыт работы в подобного рода сделках, надежность в выполнении взятых на себя обязательств и пр., интересует не всех импортеров. Например, в случае одноразовой закупки с оплатой после получения импортера практически не интересует финансовое положение его контрагента, однако при поставках сложной продукции (например, комплектного оборудования), при поставках на большую сумму, особенно с полной или частичной предварительной формой оплаты, а также при намерениях долгосрочного сотрудничества импортер, не менее чем экспортер, заинтересован в том, чтобы как можно более серьезно подойти к проблеме поиска потенциального партнера и обладать о нем как можно более полной информацией.

Что касается самого процесса поиска будущего контрагента, то его можно разбить на следующие стадии:

· сбор информации;

· анализ информации;

· первый контакт.

При этом, с точки зрения импортера, эти стадии можно охарактеризовать следующим образом.

1. Стадия сбора информации представляет собой поиск как таковой и сводится непосредственно к сбору конкурентных материалов и другой информации о потенциальных поставщиках интересующего товара, необходимой для дальнейшего анализа.

Способы, которыми импортер может осуществлять такой поиск, могут быть определены следующим образом:

  • обращение к различным посредническим и другим организациям, которые могут оказать содействие в поиске зарубежного партнера;
  • прямое письменное обращение к потенциальному контрагенту;
  • поиск потенциального партнера посредством личного общения на разного рода встречах деловых людей;
  • объявление торгов.

2. Стадия анализа информации представляет собой оценку и отбор наиболее подходящих контрагентов путем составления предварительного списка потенциальных партнеров. Отбор в этот список осуществляется исходя из того, попадают ли характеристики товара, предлагаемого данным поставщиком, а также его цена и условия поставки в тот диапазон, который определила для себя фирма-импортер.

3. Первоначальный контакт, вообще говоря, не обязательно может представлять собой отдельную стадию, так как чаще всего осуществляется уже в процессе сбора информаций. Однако выделение его в отдельный пункт имеет смысл с той точки зрения, что первоначальный контакт кроме цели сбора информации прежде всего имеет цель получить принципиальное согласие потенциального поставщика (или убедиться в отказе) на дальнейшее сотрудничество.

Способ прямого письменного обращения к потенциальному контрагенту при импортной сделке можно разделить на следующие стадии:

  • предварительный отбор — он представляет собой составление предварительного списка фирм, которые, возможно, будут заинтересованы в сотрудничестве на основе анализа имеющейся информации, которая может быть получена из периодической печати, фирменных справочников и других источников, а также посредством обращения в соответствующие организации; направление прямого письменного обращения в форме запроса к каждому потенциальному контрагенту, входящему в предварительный список. Запрос представляет собой документ, выдаваемый стороной, заинтересованной в покупке указанных в нем товаров, уточняющий некоторые желательные условия и адресованный будущему поставщику.

Одной из главных целей запроса является получение от фирм-экспортеров конкурентных предложений, из которых в результате анализа выбирается наилучшее, для этого запросы обычно посылаются не одной, а нескольким известным в данной отрасли фирмам разных стран, конкурирующим между собой.

Запрос создает первое впечатление о фирме, поэтому прежде всего следует дать некоторое представление о самом предприятии — сфера деятельности, размеры, опыт на рынке, реквизиты. В запросе также указывается точное наименование товара, его качество, сорт, количество. При запросе на машины и оборудование указываются необходимые сведения для их изготовления или ориентировочные технико-экономические параметры. Цена, по которой импортер готов купить данный товар, в запросе обычно не указывается (чтобы покупатель имел свободу действий при последующих переговорах), а обусловливается лишь способ фиксации и валюта цены, желательные покупателю.

В запросе также может быть указано, до какой даты покупатель будет ждать оферту, при этом срок не должен быть больше времени, не-обходимого для ее составления и присылки. Это важно, во-первых, потому что в случае непоступления оферты в срок импортер не будет на нее рассчитывать. Во-вторых, если фирма-экспортер заинтересована в поставке запрашиваемого товара, но по каким-либо причинам не можёт прислать оферту к назначенной дате, она попросит отсрочку. Это будет свидетельствовать о заинтересованности экспортера в предлагаемой сделке, что может быть использовано при последующих переговорах.

В ряде случаев импортер запрашивает, какие дополнительные услуги будут оказаны ему экспортером, и указывает также наиболее приемлемые для него условия платежа.

Обычно запросы делаются на количество товара, меньше, чем подлежит закупке. Это делается для того, чтобы при уторговывании цен получить дополнительную скидку с цены на увеличение объема заказа.

В запросах нежелательно употреблять такие формулировки, как «просим срочно дать предложение» или «срочная поставка», так как они ведут к завышению цены и неуступчивости контрагента на дальнейших переговорах.

При рассылке запросов также следует придерживаться ряда правил. Большое количество запросов нежелательно, особенно если их направляют фирмам одной страны, которые могут быть связаны между собой различными соглашениями. Кроме того, рассылка значительного количества запросов требует большой и не всегда оправданной работы по контролю за поступлением запрошенных оферт и их анализу. Также следует иметь в виду, что чем больше запрашивается предложений, тем больше окажется фирм, которые не получат заказов, а это не всегда желательно для покупателя, так как в будущем ему, возможно, придется обратиться к этим же фирмам.

Таким образом, в результате проведения описанной выше работы импортер будет располагать набором конкурентных предложений от фирм, которые в принципе согласны на дальнейшее сотрудничество, и иметь информацию для дальнейшего анализа, которая может быть дополнена посредством дальнейшей переписки или телефонных переговоров.

Возможностей личного общения с будущим деловым партнером не так уж много, но все-таки потенциально они есть. К ним можно отнести разного рода встречи деловых людей — конференции, семинары, выставки, деловые визиты за рубеж.

Тема 1. Комплексное представление о внешнеэкономической сфере страны

 

Развитие внешнеэкономической сферы любой страны связано с активизацией мирохозяйственного взаимодействия в рамках мировой экономики с одной стороны и развитием ВЭД фирм и ВЭС регионов национальных экономик с другой.

Поэтому для описания внешнеэкономической сферы страны как комплексной системы экономических категорий необходимо выделение 4 уровней исследования экономики:

1. микроэкономики – уровня хозяйствующих субъектов;

2. мезоэкономики – уровня регионов, являющихся субъектами ВЭД;

3. макроэкономики – уровня национальной экономики;

4. мегаэкономики – уровня мировой экономики.

На микроуровне определяющими внешнеэкономическую среду категориями являются «ВЭД», «внешнеэкономическая операция», «внешнеэкономическая сделка», «внешнеэкономический потенциал».

ВЭД предприятия (фирмы) – это сфера его хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом на внешний рынок.

Внешнеэкономическая операция - комплекс экономических, валютно-финансовых, организационно-правовых и технический действий по подготовке, заключению и исполнению внешнеэкономических сделок в целом.

Внешнеэкономическая сделка – договор (соглашение) между двумя и более фирмами, находящимися в разных странах по поставке установленного количества товаров и/или услуг в соответствии с согласованными условиями.

Внешнеэкономический потенциал предприятия – совокупность его собственных и привлеченных ресурсов (трудовых, финансовых, технологических, информационных и др.) позволяющая производить конкурентоспособные товары и услуги для внешних рынков.

На мезоуровне категориями внешнеэкономической сферы являются «внешнеэкономические связи», «внешнеэкономический потенциал региона», «внешнеэкономический комплекс региона».

Внешнеэкономические связи регионов России - это составная часть внешнеэкономических отношений РФ, которые осуществляются субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ и соглашениями о разделе полномочий.

Внешнеэкономические связи регионов России, с одной стороны объединяют ВЭД предприятий и организаций региона в различных формах, а с другой стороны – отражают усилия местных властей по созданию законодательной базы и благоприятного внешнеэкономического климата в регионе.

Внешнеэкономический потенциал региона – совокупность ресурсов местного и иностранного происхождения (природных, трудовых, финансовых, технологических, информационных), способных участвовать в производстве материальных благ и услуг, обладающих межстрановой мобильностью.

Внешнеэкономический комплекс региона – представляет собой совокупность предприятий различных отраслей и подотраслей региональной экономики, осуществляющих ВЭД в различных формах; органы государственной федеральной и регионально власти, координирующие и регулирующие ВЭД; общественные объединения и организации, содействующие её развитию.

На макроэкономическом уровне для описания внешнеэкономической сферы страны целесообразно использовать категории: «внешнеэкономические отношения», «внешнеэкономический потенциал страны», «внешнеэкономический комплекс страны».

Внешнеэкономические отношения – это система экономических отношений одной страны с другими, включающая внешнюю торговлю, внешние кредитование и заимствование, привлечение внешних инвестиций и направление инвестиций за рубеж, участие в международной кооперации производства, подрядном сотрудничестве, реализации совместных научно-исследовательских программ.

Внешнеэкономический потенциал страны – это совокупность находящихся в её распоряжении ресурсов национального и иностранного происхождения, обеспечивающих её внешнеэкономические отношения.

Внешнеэкономический комплекс страны - совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, осуществляющих ВЭД в различных формах; органы государственной федеральной и региональной власти, координирующие и регулирующие ВЭД; общественные объединения и организации, содействующие её развитию.

На мегауровне категории внешнеэкономической сферы отдельных стран трансформируются в такие категории мирового хозяйства, как «МЭО», «ресурсы мировой экономики», «международное разделение труда».

МЭО – это система экономических отношений между национальными хозяйствами отдельных стран в рамках мировой экономики в форме международной торговли товарами и услугами, валютно-финансовых и кредитных отношений, трудовой миграции, производственного и научно-технического сотрудничества.

Ресурсы мировой экономики – это совокупность природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, научных ресурсов всех стран мира.

Международное разделение труда – это способ организации мирового хозяйства, при котором предприятия различных стран специализируются на производстве определенных товаров и услуг, а затем обмениваются ими.

ВЭД представляет собой совокупность видов деятельности юридических и физических лиц, связанных с выходом за национальные таможенные границы.

ВЭД охватывает такие сферы, как:

- внешнеторговая;

- кредитная,

- валютная;

- оказание услуг;

- научно-технические связи и т.д.

Как и любая предпринимательская деятельность, ВЭД имеет свою степень риска и ставит своей целью систематическое получение прибыли.

В отличие от обычной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в границах одного экономического и правового пространства, ВЭД реализуется как минимум в двух экономических и правовых полях – национальном и иностранном. Следовательно, государственное регулирование ВЭД сильнее и во многом определяется общим состоянием межгосударственных связей. Именно поэтому при осуществлении ВЭД необходимо знание нормативно-правовой базы не только своей страны, но и государств, в которых находятся фирмы – партнеры по ВЭД.

Как элемент общей экономической деятельности, ВЭД характеризуется системой отношений субъектов хозяйствования, складывающихся в экономических связях с нерезидентами страны, другими государствами. Она нацелена на использование фактора внешних связей для эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, привлечения необходимых недостающих ресурсов, наиболее рационального применения собственного потенциала, извлечение выгод совместного труда и достижений мировой науки.

ВЭД предприятий, государства проявляется в основных формах экономических связей с другими странами и предприятиями из этих стран и предполагает определенный организационно – экономический и правовой механизм осуществления этих связей.

В силу прогресса МРТ, развития интеграции, интернационализации хозяйственных связей и процессов глобализации, ВЭД становится одним из приоритетных направлений социально – экономического развития страны.

Для структурного раскрытия содержания ВЭД применяются две основные классификации: по направлениям ВЭС и по функциям.

В первом случае к ВЭД относятся:

- внешняя торговля (несвязанная и встречная);

- производственное и научно – техническое сотрудничество;

-производственное кооперирование (совместное предпринимательство);

- межстрановое движение капитала;

-международная миграция рабочей силы

Функциональные формы регулирования ВЭД зависят от организационно – правовых форм предприятий и механизма осуществления и регулирования их ВЭД. К ним относятся:

- договоры и коммерческие сделки;

- таможенное регулирование, тарифные и нетарифные методы;

-кредитно – расчетное и валютное обслуживание и регулирование ВЭД.

Получили широкое развитие также особые формы ВЭД: Свободные (особые) экономические зоны, совместный бизнес, международная инвестиционная деятельность. Сформировались международные менеджмент и маркетинг.

В рыночной экономике отношения ВЭД проявляются на мировых рынках товаров, капиталов, других факторов производства. На рынках ценных бумаг, кредитных и валютных рынках. Следовательно, основными категориями ВЭД являются:

- категории экономических отношений мировой экономики – внешняя торговля, мировой рынок, интеграция, глобализация, международные инвестиции и т.д.;

- специфические категории механизма осуществления ВЭД: конкурентоспособность, международные договоры, международные сделки, контракты, таможенное регулирование, тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД, формы международных расчетов, курсы валют и др.

Термин «ВЭД» впервые был закреплен в Конституции СССР 1977 г., где указывалось, что внешняя торговля и иные виды ВЭД осуществляются на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто. Содержание этого понятия было расшифровано позднее в Федеральном законе «Об экспортном контроле»1999 г. В соответствии с ним,

ВЭД – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Виды и формы ВЭД.

В мировой практике известно более 20 основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности

Каждый вид ВЭД проявляется в различных формах, т.е. осуществляется через определенные способы связей с иностранными партнерами. В экономической литературе формы ВЭД рассматриваются как традиционные – экспорт, импорт, международные перевозки и прогрессивные: совместные научно-технические разработки, международные фин. лизинг, передача технологий на основе международные лицензионных соглашений. Виды ВЭД связаны со сферой экономических интересов предприятий.


 

Таблица - Виды и формы ВЭД

Виды ВЭД Формы ВЭД
Внешняя торговля
  • экспорт
  • импорт
  • бартерные сделки
  • компенсационные операции
2. Международное инвестиционное сотрудничество
  • прямые зарубежные (иностранные) инвестиции
  • портфельные инвестиции
  • кредитные соглашения, международный финансовый лизинг совместное производство в рамках совместного предприятия
3. Международное производственно-техническое сотрудничество
  • международная производственная кооперация
  • совместное сооружение промышленных объектов
  • совместные производственные программы
  • подрядное сотрудничество
4. Международное научно-техническое сотрудничество
  • купля-продажа патентов и лицензий совместные научные исследования оказание технической помощи обучение персонала
  • франчайзинг
  • оказание консультационных инжиниринговых услуг
5. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
  • предоставление кредитов и займов осуществление платежно-расчетных и страховых операций
  • купля-продажа валюты
  • купля-продажа ценных бумаг

 

Рассмотрев основные виды и формы ВЭД, её можно представить как совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и других бизнес-структур, связанных с проведением внешнеторговых сделок, участием в международном инвестиционном, производственном, научном, техническом сотрудничестве, международных валютно-финансовых отношениях.

 

Выделим ряд характерных особенностей ВЭД:

1. Она является составной частью всей экономической деятельности, осуществляемой в стране <


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.