Склонение порядковых числительных. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Склонение порядковых числительных.

2017-06-03 547
Склонение порядковых числительных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Числительные первый, четвёртый, пятый и т. д. (с окончанием -ый) склоняются, как прилагательные смелый, храбрый. Числительные второй, шестой, седьмой и т. д. (с окончанием -ой) склоняются, как прилагательное молодой.

Таблица склонения числительных первый, первая, первое.

Единственное число Множественное число
падежи Мужской род Средний род Женский род Для всех родов
И.Р.Д.В.Т.П. первый первого первому как И. или Р. первым (о) первом первое первого первому первое первым (о) первом первая первой первой первую первой (о) первой первые первых первым как И. или Р. первыми (о) первых

Таблица склонения числительных второй, вторая, второе.

Единственное число Множественное число
падежи Мужской род Средний род Женский род Для всех родов
И.Р.Д.В.Т.П. второй второго второму как И. или Р. вторым (о) втором второе второго второму второе вторым (о) втором вторая второй второй вторую второй (о) второй вторые вторых вторым как И. или Р. вторыми (о) вторых

Таблица склонения числительных третий, третья, третье.

 

Единственное число Множественное число
падежи Мужской род Средний род Женский род Для всех родов
И.Р.Д.В.Т.П. третий третьего третьему как И. или Р. третьим (о) третьем третье третьего третьему третье третьим о третьем третья третьей третьей третью третьей (о) третьей третьи третьих третьим как И. или Р. третьими (о) третьих

Упражнение 236 (273). Просклоняйте слова:

первый класс, третья смена, десятое число, седьмой подъезд, второе звено, восьмой день, четвёртый год, шестая неделя, девятый километр.

Упражнение 237 (274). К числительным четыре, шесть, восемь, девять подберите из данных ниже слов все слова с тем же корнем.

Четырнадцать, восемьдесят, четыреста, восьмёрка, девятнадцать, шестьдесят, восемьсот, девятка, четвёртый, девяносто, четверть, шестёрка, девятый, шестьсот, четвёрка, восьмерик, шестнадцать, восемнадцать, шестой.

Упражнение 238 (275). Спишите примеры; подчеркните числительные порядковые прямой чертой, а числительные количественные — волнистой чертой.

1. Пионерский лагерь находится в тридцати километрах от города. 2. Начался первый урок. 3. Со дня отъезда матери прошло одиннадцать дней. 4. Миша перешёл в четвёртый класс. 5. От Ярославля до Астрахани мы ехали на пароходе девять суток. 6. На третий день после отъезда из Москвы мы были уже дома.

Имя числительное входит в состав главных или второстепенных членов предложения и отвечает на вопросы сколько? и который? (по счёту). В нашем классе (сколько)? двадцать семь учеников. Я учусь (который?) четвёртый год.

Упражнение 239 (276). Укажите, какие слова в данных предложениях связаны между собой по смыслу. Поставьте вопросы к числительным.

1. В ночь выпал первый снег. 2. Насте исполнилось двенадцать лет. 3. Восемь гребцов дружно взмахнули вёслами. 4. На вершину Эльбруса поднялось семь человек. 5. Костя Грачёв перешёл в пятый класс 6. В Сибири морозы достигают пятидесяти градусов. 7. Две ласточки строили гнездо под крышей избы. 8. Поезд отправляется со станции в девять часов вечера.

Вопросы для повторения.

1. Какая часть речи называется числительным?
2. Какие бывают числительные? Как они изменяются?
3. На какие вопросы отвечают числительные в предложении?

Местоимение.

— „А видел ли слона? Каков собой на взгляд?
Я чай, подумал ты, что гору встретил?
— "Да разве там он?" — „Там," — "Ну, братец, виноват.
Слона-то я и не приметил".

И. А. Крылов.

Какие слова здесь выделены? Как они называются? Какие части речи заменяют собой?

Местоимения не называют самих предметов или признаков, а только указывают на них.

Объясните, что обозначают местоимения я (мы), ты (вы), он (она, оно, она). Как называются эти местоимения?

Упражнение 240 (277). Прочитайте примеры и укажите в них личные местоимения.

1. В августе, около „Малых Вежей",
С старым Мазаем я бил дупелей—
2. Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных.
3. Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
„Что ты таскаешь горшок с угольками?"
— Больно, родимый, я зябок руками.
4. Мы за деревней в реке очутились.

Н. А. Некрасов.

Упражнение 241 (278). Составьте и запишите по одному предложению с личными местоимениями я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, подчеркните их.

Склонение личных местоимений.

Личные местоимения изменяются по падежам.

Таблица склонения личных местоимений.

Единственное число Множественное число
И.Р.Д.В.Т.П. я меня мне меня мной(-ою) (обо) мне ты тебя тебе тебя тобой(-ою) (о) тебе он, оно его ему его им (о) нём она её ей её ею, ей (о) ней мы нас нам нас нами (о) нас вы вас вам вас вами (о) вас они их им их ими (о) них
               

Упражнение 242 (279). Спишите примеры; личные местоимения подчеркните.

1. Мы любим Родину; она нам дорога и мила. 2. Я зайду к тебе завтра. 3. Мои товарищи уже ушли. Я хотел догнать их, но не мог. 4. Я куплю себе косу новую, отобью её, наточу её. 5. Я был у тебя, но не застал дома. 6. Люди берёзку любят; её разводят около жилищ, о ней поют песни. 7. Дорожка вывела нас к из липовой рощи. 8. Рассказчик замолчал, и мы не стали больше расспрашивать его. 9. Птички в стаи собираются: они готовятся к отлёту.

Упражнение 243 (280). Прочитайте; определите, в каком падеже поставлено каждое местоимение. Замените 1-е лицо на 2-е и (спишите предложения.

Я лежу на меже во ржи. Никто меня не видит. Хорошо мне! Лёгкий ветерок меня освежает. Колосья шелестят надо мной, словно ведут обо мне разговор.

В местоимениях единственного числа я, ты, он в безударных случаях (меня, тебя, ему) пишется е. Тебя без скуки, слушать можно. Не оставь меня, кум милый! Тебе поём мы песню, вечерняя заря. Местоимения, как и существительные, могут употребляться с предлогами. Предлог пишется от местоимений отдельно. Зайду к тебе. Приходико мне. Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например: Ты был у них? Я пришёл к нему и вручил ему книгу. Глядь, опять перед ним землянка.

Упражнение 244 (281). Спишите текст; местоимения с предлогами подчеркните.

Я подъехал к большому озеру. На берегу его сидели рыболовы. В руках у них были удочки. Ко мне подошёл мальчик и предложил купить у него рыбу. Я взял у него рыбу и дал ему денег. Потом я поднялся в гору. Подъём на неё был очень труден.

Упражнение 245 (282). Спишите примеры и подчеркните местоимения с предлогами.

1. Я был в Москве. 2. Брат уехал в Арктику, но я переписываюсь с ним. 3. Сестра уехала, и я долго грустил о ней. 4. Таня дома, к ней пришли подруги. 5. Лес кончился; несколько всадников выехало из него на поляну. 6. Ваня нашёл в саду ужа и наклонился над ним, чтобы лучше его рассмотреть. 7. Тихо плывут облака надо мною. 8. В окне показался пожарный, куртка на нём дымилась.

Упражнение 246 (283). Спишите примеры, изменяя местоимения, данные в скобках, как надо по смыслу.

1. Я приду к (ты) сегодня вечером, а ты завтра придёшь и принесёшь (я) книгу. 2. Сестра учит уроки вместе со (я). 3. К (мы) приехал новый учитель. 4. В воскресенье приедет сестра, с (она) мы пойдём в кино. 5. Я дам (ты) интересную книгу.

Упражнение 247 (284). Такое же задание, как и в упражнении 246 (283).

1. Дали белке орехов, когда у (она) зубов не стало. 2. Реки не было видно: над (она) был густой туман. 3. Вдали блестело озеро; к (оно) вела шоссейная дорога. 4. Мои товарищи живут и рабочем посёлке; я часто бываю у (она). 5. Охотнику нужна собака, потому что без (она) он не всегда найдёт свою добычу. 6. Я добрался до рощи. Всё в (она) дышало свежестью. 7. Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись и имеете трое все в (он) впряглись.

Упражнение 248 (285). Составьте 6 предложений, в которых били бы местоимения с предлогами.

Местоимение в предложении.

В предложении местоимение в именительном падеже бывает подлежащим, а в остальных падежах — второстепенным членом. Ярано пришёл на каток. На коньках начнём кататься мы на скользком льду. Ты заходи за мной. Брат прислал мне письмо.

Упражнение 249 (286). Разберите предложения; укажите в них местоимения-подлежащие и местоимения — второстепенные члены.

1. В школе мы получаем много полезных знаний. 2. Передо мной расстилалась степь. 3. Ласточка с весною в сени к нам летит. 4. Я пришёл к тебе с приветом. 5. Отец купил мне ноные коньки. 6. Я вам расскажу про Мазая. 7. Мы вчера долго ожидали тебя. 8. Что ты рано, травушка, пожелтела?

Вопросы для повторения.

1. Что называется местоимением?
2. Как изменяются личные местоимения?
3. Просклоняйте местоимение он.
4. Просклоняйте местоимение она.
5.Составьте предложения с местоимением она в винительном, творительном и предложном падежах.
6. Как пишутся местоимения с предлогами?
7. Какая буква прибавляется к местоимениям он, она, оно, они при употреблении их с предлогами? Приведите примеры.

Глагол.

(Повторение.)

Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Укажите в этом стихотворении глаголы. Что обозначают глаголы?
На какие вопросы отвечают? Каким членом предложения бывает глагол?

Упражнение 250 (287). Прочитайте внимательно рассказ. Знаете ли вы того мальчика, о котором говорится в рассказе? Назовите все его действия.

Зрелище било страшное. В мальчика стреляли, а он дразнил стрелков. На каждый выстрел он отвечал куплетами. В него целились непрерывно и никак не могли попасть. Национальные гвардейцы смеялись, когда стреляли в него. Он ложился, вскакивал, прятался в подворотне, исчезал, появлялся снова, спасался бегством, прибегал назад, грозил кулаком картечи, опустошал патронташи и наполнял свою корзинку.

Упражнение 251 (289). Составьте описание летнего утра, используя данные слова; добавьте и свои слова; правильно ставьте знаки препинания между предложениями.

ЛЕТНЕЕ УТРО.

Всходит, играет на рожке, сверкает на траве и цветах, кричат в роще, звенят в поле, щебечут в саду, скачут по дорожкам, шумит под горой, идут на сенокос, раздаются на улице, несёт с колодца, сидит на крылечке, роются в песке.

Глагол в предложении.

Глагол бывает в предложении сказуемым: Воды струятся, дышит земля. В листья оделись сирень, тополя.

Упражнение 252 (354). Разберите, каким членом предложения является каждое слово в данных предложениях и какая это часть речи.

1. Звонкий смех раздаётся на улице.
2. Над деревней нависла грозовая туча.
3. Костя ушёл за водой на ключ.
4. С гибкой удочкой в руке пробираюсь я к реке.
5. Ветки качались в тенистых садах.
6. Птицы собираются в далёкий путь.

41. Глаголы на -ся.

Мать одевает ребёнка. Мать одевается.
Мать умывает ребёнка. Мать умывается.
Сестра причёсывает Зину. Сестра причёсывается.

Укажите разницу в значениях глаголов в левом и правом столбиках.

Глаголы, имеющие на конце частицу -ся, обозначают действие предмета, обращенное на себя.

Упражнение 253 (292). Сравните значения парных глаголов (с -ся и без -ся):

учить — учиться мыть — мыться
купать — купаться застёгивать — застёгиваться
собирать — собираться хвалить — хвалиться
защищать — защищаться обтирать — обтираться

При всех изменениях глагола частица -ся не изменяется, только после гласных сокращается в -сь (умываюсь, боюсь).

Упражнение 254 (293). Скажите, чем отличаются по значению глаголы в следующих примерах:

Мать моет ребят. Мать моется.
Настя наряжает куклу. Настя наряжается.
Митя учит уроки. Митя учится.
Мать готовит обед. Варя готовится к уроку.
Мальчик бросает мяч. Пловец бросается в воду.

Отрицание не от глаголов пишите отдельно. не печалься не хочу не ходил не спорь не ссорься не могу не встречал не бери

Не трудиться — так ничего не добиться.
С огнём не шути, а воде не верь.

Запомните.С глаголами нездоровиться, ненавидетьне пишется слитно. Эти глаголы без не не употребляются.

Упражнение 255 (294). Перепишите призывы и подчеркните глаголы с частицей не.

Не губите бесцельно никаких деревьев, не ломайте их, не портите кору, не делайте на стволах надрезов, не срывайте листьев с ветвей.
Когда нужно срезать ветку, не уничтожайте для этого целого дерева.
Не разводите в лесу костров.
Не губите растений в садах, парках и на бульварах — охраняйте общественные насаждения.
Боритесь с вредителями древесных насаждений, старайтесь охранять насаждения от всякой порчи.

Приставки в глаголах.

Объясните разницу в значениях этих глаголов.

Глаголы часто бывают с приставками.Каждая приставка видоизменяет значение глагола: бежать (куда-нибудь, за кем-нибудь) убежать (откуда, куда) выбежать (куда, откуда) добежать (до кого-нибудь, до чего-нибудь) забежать (за кем-нибудь, за что-нибудь) перебежать (через что-нибудь) сбежать (с чего, откуда) подбежать (к кому, к чему, куда)

Упражнение 256 (295). Образуйте новые глаголы с приставками в-, с-, на-, за-, под-, от-, пере- (какие подойдут):

ставить чернильницу, дать книгу, писать примеры, нести цветы, двинуть стул, пилить дерево.

Лица глагола.

1) Как изменяется глагол в предложении? Приведите примеры.
2) Какие личные окончания имеет глагол? Проспрягайте следующие глаголы и покажите в них личные окончания: брать, говорить, нести, лежать.

Лицо глагола указывает на отношение к говорящему. 1-е лицо. Каждый, кто говорит, называет себя я: Я читаю и пишу. Ео множественном числе говорящие называют себя мы: Мы идём, мы поём. С глаголами 1-го лица употребляются местоимения я, мы. 2 - е л и ц о. Того, к кому обращаются с речью, называют ты. Ты что делаешь, Петя? Когда таких лиц несколько, то говорят вы: Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте? С глаголами 2-го лица употребляются местоимения ты, вы. 3-е лицо. Того, о ком идёт речь, называют он (она, оно), а во множественном числе говорят они: Он идёт в школу. Она живёт в городе. Они, работают в колхозе. С глаголами 3-го лица употребляются местоимения 3-го лица (он, она, оно, они), а также имена существительные (Ученик идёт в школу.) Часто, в особенности при глаголах 1-го и 2-го лица, личные местоимения опускаются; тогда лицо глагола узнаётся по окончанию: Сижу дома и читаю. Коля, пойдёшь в кино?

Упражнение 257 (296). Выделите из стихотворения глаголы 1-го лица.

Я — сын трудового народа— Клянусь, что я буду достоин
Под красное знамя встаю, Высокого званья бойца!
Винтовку беру боевую Клянусь, что за землю родную
И Родине клятву даю! Я буду стоять до конца!

Упражнение 258 (297). Напишите данную ниже статью: 1) от 1-го лица множественного числа; 2) от 3-го лица единственного числа; 3) от 2-го лица единственного числа.

Я часто хожу в лес. Сижу под берёзкой и слушаю, как поёт малиновка. Ищу глазами эту птичку. Спрячусь и наблюдаю, что она делает.

Времена глагола.

Упражнение 259 (298). Прочитайте данные стихи и определите времена глаголов.

1. Зима ещё хлопочет 2. Пришла, рассыпалась; клоками
И на весну ворчит, Повисл а на суках дубов;
Та ей в глаза хохочетЛегла волнистыми коврамии
И пуще лишь шумит. Среди полей, вокруг холмов..

3. Полетит самолёт, застрочит пулемёт,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдёт,
И помчатся лихие тачанки.

Какого времени глагол, если он обозначает действие в момент речи? до момента речи? после момента речи?

Упражнение 260 (299). Спишите и обозначьте буквами (н„ п., б.) времена глаголов.

1.Лес обнажился, поля опустели. 2. Задумаю—реки большие надолго упрячу под гнёт, построю мосты ледяные, каких не построит народ.3. Лес зазвенел, застонал, затрещал; заяц послушал и вон побежал. 4. Мы будем упорно учиться. 5. Лист сухой валится, ночыаветер злится да стучит в окно. 6. Иней сверкает, вьюга шумит. 7. Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли и вырастем мы — капитаны, в моря поведём корабли. 8. Мы в море уходим, и с нами в поход летит наша песня морская.

Упражнение 261 (300). По данному плану напишите сочинение на тему „Весна". Глаголы в предложениях ставьте в настоящем времени.

Что делается на речке?
Что происходит с растениями (с деревьями, с травой, с цветами)?
Что делают птицы (грачи, скворцы, жаворонки)?
Что происходит в колхозе?

Упражнение 262 (301). Прочитайте статью и укажите глаголы будущего времени.

КЕМ Я БУДУ.

Когда я вырасту, то стану капитаном. Я буду по морю водить корабли. Пусть море вздымает волны. Пусть ветер дует мне в лицо. Не собьёт меня ветер, не испугают волны. Я твёрдой рукой поведу корабль вперёд!

Будущее время у одних глаголов состоит из двух слов: буду писать, буду читать. У других глаголов будущее время состоит из одного слова: напишу, прочитаю.

Упражнение 263 (302). Прочитайте стихотворение. Подумайте, как восстанавливается наша страна после войны. Укажите в стихотворении глаголы будущего времени.

По всем краям родной страны, Засеем заново поля,
Где шли враги лавиной, Построим снова хаты.
Мы раны тяжкие войны Поднимем к небу города
Залечим до единой. Из пепла и развалин,
Мы воздадим тебе, земля, Чтоб не осталось и следа
За все твои утраты. От скорби и печали.

М. Исаковский.

Упражнение 264 (303). Перепишите статью, поставив глаголы с приставками за- и по- в будущем времени.

Небо неожиданно потемнело, загрохотал гром, засверкала молния, запряталось в норы мелкое лесное зверьё, замолкли птицы. Всё затихло, и вдруг полил дождь... Но недолги летние ливни. Снова засверкало ослепительной синевой небо, засияло солнце, запели птицы, забегали лесные зверьки.

Упражнение 265 (304). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы обозначали будущее время.

Прошли тучи, выглянуло солнышко, обсушило, обогрело землю — и весело стало кругом. Выбежали дети на улицу и закричали: „Солнышко ясное! Как с тобой хорошо и весело!"

Упражнение 266 (305). Передайте устно содержание данной статьи, изменяя настоящее время глаголов на прошедшее.

Мы с бабушкой уходим всё дальше в лес. А в лесу скрипят клесты, звенят синицы, заливаются малиновки, свистит иволга.
Лягушата прыгают под ногами. Между корней лежат ужи и подстерегают их. Щёлкает белка, и в ветвях сосны мелькает её пушистый хвост.

Упражнение 267 (306). Спишите статью, поставив глаголы в том времени, которое наиболее подходит по смыслу.

По снежной равнине (бежать) пара лошадок. (Скрипеть) сани, (фыркать) лошади. Уже совершенно (стемнеть). Навстречу (дуть) резкий ветер. Твёрдые снежинки (бить) в щёки и (колоть) их, как острые иголки, У Степана (начинать) мёрзнуть ноги. Он (стараться) шевелить ими в валенках—ничто не (действовать). Он (спрыгнуть) с саней и (побежать) рядом с ними.

Упражнение 268 (Зб7). Составьте рассказ по данному началу; при составлении рассказа употребляйте глаголы прошедшего времени.

Стемнело, а Петя всё не возвращался с рыбной ловли. Сели ужинать...

Упражнение 269 (311). Рассмотрите картинку и ответьте на следующие вопросы:

1. Как очутились зверобои на оторванной льдине?
2. Как разыскали их в открытом море?

Упражнение 270 (309). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы были в настоящем времени, и запишите её.

Весеннее солнышко станет светить и греть на славу. Зазеленеют луга, поля и леса. Запахнут весенние цветы. Птички запоют на сотни ладов. Подует с юга тёплый ветерок. Пойдут по небу лёгкие, пушистые облачка. Прольётся первый благодатный дождь, и прогремит первый гром.

Упражнение 271 (310). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы были поставлены в будущем времени, и напишите её.

Сегодня последний день занятий в школе. Картины, карты и плакаты мы сняли со стен и убрали в шкаф. Цветы высадили из яшиков в клумбу. Привели в порядок школьный садик. Проверили по списку книги в библиотеке и пересмотрели учебники.

Два спряжения глагола.

Изменение глагола по лицам, временам и числам называется спряжением. По личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.

Таблица спряжений.

(Для справок.)

Первое спряжение Второе спряжение
Единственное число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо я несу ты несёшь он несёт кую куёшь куёт -у,-ю -ешь -ет кричу кричишь кричит стою стоишь стоит -у,-ю -ишь -ит
Множественное число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо мы несём вы несёте они несут куём куёте куют -ем -ете -ут, -ют кричим кричите кричат стоим стоите стоят -им -ите -ат, -ят

Упражнение 272 (314). Проспрягайте письменно глаголы иду, пою, спешу, говорю в единственном и множественном числе, а затем напишите в виде таблички.

Упражнение 273 (315). Определите по окончаниям 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа, к какому спряжению относится каждый глагол.

Пилить, хвалить, стучать, велеть, нести, варить, спешить, грустить, писать, читать, смотреть, готовить, строить, сидеть, слышать, дышать, возить, гнать, просить.

Упражнение 274 (316). Прочитайте стихотворение и объясните, какого спряжения каждый глагол.

ДВА ДРУГА.

Ночь. Мороз. Бушует вьюга. Оба дряхлы, еле дышат,
Буря с крыш солому рвёт. Еле ходят, чуть живут,
На печи лежат два друга: Плохо видят, плохо слышат,
Старый дед и старый кот. И один к другому льнут.

Упражнение 275 (318). Напишите содержание статьи так, чтобы подлежащие и сказуемые стояли в единственном числе.

ВЕСНОЙ.

Снега тают дружно и ручьями сбегают в реки. Ветры приносят тепло. Чернеют поля, зеленеют леса. В полях уж поют жаворонки. Колхозы готовят семена и машины для сева.

46. ь в окончаниях глаголов.

Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени всегда пишется ь. 1.Ветер, ветер, ты могуч, 2.В тёплом краю Ты гоняешь стаи туч, Гнёздышко вьёшь ты, Ты волнуешь сине море, Там и поёшь ты Всюду веешь на просторе. Песню свою.

Упражнение 276 (319). Прочитайте и укажите глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Ты, волна моя, волна! Ты морские камни точишь,
Ты гульлива и вольна! Топишь берег ты земли,
Плещешь ты, куда захочешь, Подымаешь корабли.

Мягкий знак (ь) сохраняется и перед частицей -ся: С кем поведёшься, от того инаберешься. Завтра, как проснёшься и откроешь глазки, Снова встретишь солнце, и любовь, и ласки.

Упражнение 277 (320). Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа (-ешь, -ишь).

Хорошо в лесу осенью! Сид... на полянке и любу...ся разноцветными листьями на деревьях. Воздух вдыха... полной грудью и наслажда...ся тишиной леса. Домой возврата...ся бодрым и отдохнувшим. Охотно потом чита... и пиш....

Упражнение 278 (321). Допишите рассказ так, чтобы в нём встречались глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Люблю я заниматься спортом. Приходишь из школы и идёшь на спортивную площадку. Там...

Упражнение 279 (322). Спишите глаголы, образуйте от них 1-е и 2-е лицо единственного числа настоящего времени.

Ходить — хожу — ходишь. Беречь. Лежать. Знать. Лить. Видеть. Ковать. Смотреть. Спать. Мазать. Лгать. Тратить. Искать. Любить. Учиться. Петь. Пить. Стучаться. Стыдиться.

Упражнение 280 (323). Спишите статью и подчеркните окончания глаголов 2-го лица настоящего времени.

ЗИМОЙ НА КАТКЕ.

Прибежишь из школы домой, положишь книжки, разденешься, вымоешь руки, пообедаешь, оденешься потеплее, наденешь рукавички, возьмёшь коньки и бежишь на каток. На катке наденешь коньки и мчишься на лёд. На льду катаешься, кружишься, стараешься обогнать товарищей, иногда упадёшь, снова поднимешься, снова бежишь и коньками звучно режешь лёд.

Упражнение 281 (324). Измените данную статью так, чтобы выделенные глаголы были во 2-м лице единственного числа настоящего времени.

Летом, бывало, целый день брожу с ружьём и собакой по окрестным болотцам, ловлю у берега раков, тяну с рыбаками невод и варю с ними поздней ночью уху. А то сяду с удочкой и слежу за поплавком. Дёрну поплавок раньше времени и спугну рыбу. Досадую сам на себя.

Упражнение 282.(325). При списывании измените статью так, чтобы глаголы стояли в 3-м лице множественного числа; подлежащее мы замените другим.

Мы строим плотины, роем каналы и соединяем ими реки. Мы орошаем пустыни. Мы строим дороги в неприступных горах и в сыпучих песках. На месте болот мы создаём плодородные земли. Мы заставляем работать на себя воду, ветер и солнце. Мы до неузнаваемости меняем лицо нашей огромной страны.

Упражнение 283 (326). Спишите статью и подчеркните окончания глаголов 2-го спряжения.

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ.

Хорошо летом в деревне. Не сидится в душной избе. Каждый день встаёшь часов в шесть утра и бежишь купаться. Дорога к речке идёт по полю узкой тропинкой. На синем небе плывут белые облачка. В ближней роще слышатся песни птиц. Вот уже видна широкая лента реки. Быстро раздеваешься на берегу и бросаешься в воду. После купанья идёшь в лес за ягодами. Зелень деревьев блестит под лучами яркого солнца. Длинные ветки берёз качаются от ветерка.

Упражнение 284 (327). Измените рассказ так, чтобы выделенные глаголы были поставлены во 2-м лице единственного числа.

Эх, одолела нас, зайцев, трусость негодная! Чуть заслышим шорох, сейчас же вскочим, выпрыгнем из куста да и угодим на охотника. Плохо нам, серым зайцам! Хитрим, лукавим, по кустам прячемся, за кочками хоронимся, следы путаем, а рано или поздно беды не минуем.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.