III. Общеправовые категории и понятия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

III. Общеправовые категории и понятия



 

Акт применения норм права – официальное решение компетентного государственного или негосударственного органа, должностного лица, выносимое ими по юридическому делу, состоящее в выработке и принятии на основе правовых норм и фактических обстоятельств индивидуального поднормативного правового веления, направленного на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений, выраженное в установленной законодательством форме.

Акт референдума – документ, принятый в результате всенародного голосования по важнейшему вопросу государственной жизни, в котором принимают участие граждане, имеющие избирательное право.

Акты органов государственного управления – властные волеизъявления государственных органов и других субъектов государственного управления, устанавливающие, применяющие, изменяющие, отменяющие правовые нормы и изменяющие сферу их действия, которые совершаются в установленном порядке на основе и во исполнение законов в процессе осуществления функций государственного управления и действуют в форме устных велений или документов, содержащих соответствующие веления (предписания).

Амнистия– полное и частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена назначенного наказания более мягким, а также снятие судимости с лиц, уже отбывших наказание.

Аналогия закона – способ восполнения пробелов в законодательстве при применении правовых норм, заключающийся в решении юридического дела на основе нормы, относящейся к той же или другой отрасли права, и регулирующей сходные с разрешаемой правовые ситуации.

Аналогия права – способ восполнения пробелов в законодательстве при применении норм права, заключающийся в разрешении юридического дела на основе правовых принципов, общего смысла и «духа» права в связи с отсутствием, как конкретной нормы, регулирующей данную правовую ситуацию, так и сходных правовых норм.

Ведомственный нормативно-правовой акт – подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства.

Вменяемость – психическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально-психологического развития и социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактическую сторону и общественную опасность деяния) и руководить им во время совершения правонарушения и нести в связи с этим за него ответственность (уголовную, административную).



Вина – психическое состояние лица, совершившего противоправное общественно опасное (вредоносное) деяние, характеризующее его отношение к самому этому деянию, а также к его возможным либо фактическим последствиям.

Всеобщая кодификация – вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

Гарантии юридические – установленные действующим законодательством условия и средства обеспечения реализации и охраны (защиты) субъективных юридических прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, законности, дисциплины и правопорядка.

Гипотеза правовой нормы – часть нормы права, содержащая описания фактов, условий, критериев, требований, признаков и иных обстоятельств, при наличии или отсутствии которых данная правовая норма оказывает воздействие на определенный круг (либо сторону) общественных отношений.

Государственная дисциплина – установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность индивида (организации) лично или через своего законного представителя приобретать и осуществлять субъективные юридические права и обязанности.

Действие права – обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотивированное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности и поступков, достижение цивилизованными средствами фактических результатов и на этой основе способствовать утверждению реального господства права в общественных отношениях.



Деликтоспособность – предусмотренная нормами права
способность индивидов (организаций) нести юридическую ответственность за совершенное виновно противоправное деяние.

Демократизм права – один из ведущих принципов организации и деятельности всей правовой системы общества, находящий свое конкретное проявление в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности аппарата государства, общественных организаций, правовое положение личности, взаимоотношение ее с государством и обществом и заключающийся в юридическом закреплении и реальном гарантировании свободы, равенства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, регулируемых правом.

Динамизм права – способность права изменяться в связи с развитием общественной жизни, реагировать на появление новых или отпадение отживших общественных отношений.

Диспозиция правовой нормы – часть нормы права, содержащая описание правила поведения субъектов права в ситуациях, предусмотренных гипотезой нормы.

Дисциплина – предъявляемое к субъектом права общеобразовательное и обеспечиваемое мерами принуждения, в том числе государственного, требование точного и неукоснительного соблюдения (исполнения) ими установлений и предписаний различных социальных норм, прежде всего правовых актов подзаконного и локального характера, определяющих порядок поведения или деятельности в различных сферах жизнедеятельности людей, что обеспечивает согласованность и целенаправленность действий внутри коллектива и в целом в обществе.

Естественное право – совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым независимых от конкретных социальных условий и государства.

Закон – акт нормотворчества, издаваемый высшим законодательным органом государства в особом процедурно-процессуальном порядке, регулирующий наиболее существенные стороны общественной жизни, обладающий высшей юридической силой.

Законность– социально-правовое явление, характеризующее наличие в государстве правового законодательства, полное осуществление Конституции и других законов должностными лицами государственных органов и общественных организаций, а также эффективную защиту действия Конституции и законов.

Законодатель – орган государства, полномочный разрабатывать (или принимать к рассмотрению предложенные законопроекты) и утверждать законодательные акты.

Законодательная инициатива – стадия внесения (и одновременно предложение по внесению) проекта закона на обсуждение законодательного органа, уполномоченными Конституцией на то органами и лицами.

Законодательная новелла – принципиально новое правовое предписание (положение), получившее нормативное закрепление и неизвестное ранее действующему законодательству.

Законодательная стилистика – система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.

Законодательство – формально-юридическое выражение содержания нормативно-правовых установлений и предписаний в виде совокупности законов, подзаконных актов и иных актов правотворчества.

Законотворческий процесс – закрепленный в нормах права порядок деятельности высшего органа государственной власти по изданию законов.

Злоупотребление правом – неправомерное поведение, выражающееся в осуществлении управомоченным своего субъективного права с помощью таких форм, способов, средств реализации, которые выходят за пределы объема данного права.

Индивидуально-правовое регулирование – предназначенное для конкретных жизненных ситуаций поднормативное юридическое воздействие на участников регулируемых (опосредуемых) правом общественных отношений с целью побудить их (оказать содействие, обязать к исполнению, устранить помехи) совершить предусмотренные законом или не противоречащие ему социально значимые действия для достижения фактического результата.

Инкорпорация – способ систематизации нормативно-правового материала, заключающийся в объединении действующих нормативных актов в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, тематическом), при котором форма и содержание этих актов не меняется.

Институт права – совокупность юридических норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенный вид (сторону) общественных отношений способом, отличающимся своей спецификой от основного отраслевого метода регулирования.

Интерпретационный акт (акт толкования норм права) – правовой акт компетентного государственного органа, содержащий в себе результаты официального толкования {в форме разъяснения) смысла и содержания правовых норм, подлежащий применению органами и лицами, а также порядка их применения, обязательные для правильного разрешения юридических дел определенного типа и категорий.

Исполнение права – форма реализации права, которая заключается в осуществлении субъектами права обязывающего юридические предписания.

Использование права – форма реализации права, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. Это правомерная деятельность самой управомоченной личности, заключающаяся в определенной последовательности конкретных действий.

Источник права в материальном смысле – общественные, прежде всего экономические отношения в их разнообразных видах, которые при данном способе производства требуют правового регулирования.

Источник права в идеологическом смысле – правовое сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, чувств, эмоций о праве, правовой деятельности).

Источники (форма) права в юридическом смысле – способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения.

Казус (случай) – факт социально-правовой действительности, возникающий помимо воли и желания лица и имеющий юридическое значение.

Кодекс – законодательный акт прямого действия, объединяющий нормы определенной отрасли права, обладающих относительной самостоятельностью и расположенных в строгой логической последовательности, отражающей содержание и внутреннюю структуру данной отрасли.

Кодификация– способ систематизации нормативно-правовых актов, при котором осуществляется содержательная переработка нормативного материала, в результате чего издается логически цельный новый нормативный акт (кодексы, положения и т. П.).

Коллизия норм права – различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одно и то же фактическое отношение.

Компетенция – совокупность государственно-властных полномочий, которыми обладает государственный орган (должностное лицо) в целях надлежащего выполнения ими определенного круга задач и осуществления соответствующих функций государственного управления и руководства социальными процессами,

Консолидация – разновидность официальной инкорпорации, выражающаяся в объединении нескольких нормативных актов в один акт, в целях обеспечения эффективного единого регулирования общественных отношений определенного рода (вида).

Конституция – основной закон государства и общества в целом, обладающий абсолютной юридической силой, непререкаемостью, принимаемый в строго определенной процедурно-процессуальной форме высшими органами государственной власти, путем проведения общенародного референдума, учредительным собранием либо каким-нибудь иным способом.

Контрольная деятельность – правовая форма деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, общественных организаций, выражающаяся в совершении значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подконтрольными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений при помощи соответствующих организационно-правовых средств.

Легальность – характеристика состояния, процесса, поведения в сфере государственно-правовой действительности, выражающая соответствие закону.

 

Легитимация – признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия субъектов официальными органами государства.

Лицо юридическое – организация (учреждение), обладающая обособленным имуществом, могущая от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, отвечать своим имуществом по обязательствам, выступать истцом и ответчиком в народном, арбитражном и третейском судах.

Локальный нормативно-правовой акт – нормативно-правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации, учреждения, предприятия, направленный на урегулирование внутриколлективных отношений, действующий только в пределах данной организации.

Метафоры в праве – слова или выражения, употребляемые в языке юридической науки и практики, а также в правовых текстах в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношение правового явления с каким-нибудь неправовым.

Механизм действия права – сложно организованная система социально-правовых средств (институтов, принципов, предписаний, действий или мер социального и юридического свойства), рассматриваемая в единстве и во взаимосвязи с социальной деятельностью людей, их интересами и потребностями и связанная с обеспечением (направлением, подчинением, поощрением) результативного достижения целей этой деятельности в определенных общественных условиях конструктивными (правовыми) способами.

Механизм правового регулирования – взятая в единстве система юридических средств (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты применения и др.), при помощи которых осуществляется регулятивное воздействие права на общественные отношения.

Механизм правоохраны – понятие, используемое для отражения: а) системы институционально-правовых средств (норм, правоотношений, индивидуальных актов и т. Д.), на основе и в рамках которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка в обществе; б) части государственного аппарата, занятой постоянным, повседневно подзаконным принудительным и связанным с ними контрольно-надзорным и профилактическим регулированием общественных отношений (правоохранительные органы); в) правоохранительной деятельности, как фактической реализации указанных институциональных средств и функционирования правоохранительных органов по достижению стоящих перед ними целей.

Механизм реализации права – средства и институты, которые обеспечивают достижение фактических целей права в практической правомерной деятельности социальных субъектов.

Механизм социального действия права – система социальных факторов и методов социально-правового воздействия, обусловливающих перевод правовых предписаний в правомерное и социально активное поведение на всех уровнях: общества, коллектива, личности.

Мораль – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей на основе и с помощью норм, воспроизводимых повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Небрежность противоправная – вид неосторожной вины, при которой лицо, совершающее противоправное деяние, не предвидит возможности наступления вредных (опасных) общественных отношений последствий, однако, по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.

Невменяемость – обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения общественно опасного деяния (в уголовном и административно-охранительном праве).

Неосторожность – одна из форм вины, при которой лицо, совершившее противоправное деяние, предвидело возможность наступления вредных (опасных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло предотвратить (небрежность).

Норма– общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которыми они должны руководствоваться.

Норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное веление государства в виде установления либо правила поведения, фиксирующего меру должного, возможного, поощряемого, рекомендуемого либо запрещаемого варианта поведения (деятельности) субъектов социальной действительности путем предоставления им субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей.

Нормативный правовой акт – акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа (или уполномоченной им общественной организации) и содержащий правовые нормы.

Нормативный правовой договор – совместный акт-документ, выражающий в своем содержании взаимное изъявление воли субъектов юридических отношений, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей.

Нормативность– ведущее сущностное свойство права, как социального регулятора, выражающее собой концентрированно общеобязательность, территориальную всеобщность и непрерывность действия во времени (до отмены в установленном процедурно-процессуальном порядке) правовых установлений и предписаний.

Нормативный юридический акт – официальный акт-документ правотворческого органа государства, содержащий юридические нормы.

Обратная сила нормативного акта – распространение действия нового нормативного акта на факты и порожденные ими юридические последствия, которые возникли до принятия и введения в юридическую силу данного нормативного акта.

Общественный порядок– реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок общественных отношений, основанный, как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций).

Обычай – правило поведения общего характера, сложившееся вследствие фактического его применения в обществе (общности) в течение длительного времени и вошедшее в привычку.

Обычай правовой – санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой исторически сложившееся, вошедшее в привычку в силу многократного и длительного применения правило поведения.

Обычное право – совокупность правовых обычаев, регулирующих общественные отношения.

Объективно-противоправное деяние – деяние, сходное по объективным признакам с правонарушением, но совершенное невиновно, то есть субъективно направленное на достижение правомерных целей.

Объективной истины принцип правоприменения – выраженное в законодательстве требование, согласно которому решение правоприменительного органа должно полно и точно соответствовать объективной действительности.

Обязанность юридическая – обеспеченная государством всей системой правовых средств мера должного поведения субъектов права.

Осуществление права – стадия действия права, характеризующаяся воплощением его принципов и предписаний в правомерном поведении субъекта и охватывающая непосредственных адресатов права – граждан и их организаций и индивидуально-правовую (правоприменительную, распорядительную, правоохранительную) деятельность специальных субъектов – органов государства и их должностных лиц.

Отклоняющееся поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Отраслевой (правовой) режим – целостная система отраслевого правового регулирования, характеризующаяся: а) особым порядком возникновения, формирования и реализации субъективных прав и юридических обязанностей; б) спецификой содержания и способов осуществления санкций охранительных норм; в) действием единых для всей отрасли права принципов, общих положений и норм.

Отрасль права – самостоятельный элемент системы права, регулирующий с помощью специфического, юридического механизма и самостоятельного метода качественно однородные общественные отношения.

«Переживание» нормативно-правового акта– явление, противоположное обратной силе нормативно-правового акта, выражающееся в продолжающем действии отмененного нормативного акта наряду с вновь принятым.

Подзаконный акт – нормативно-правовой акт компетентного органа (лица), издаваемый на основе закона и ему не противоречащий,

Позитивное право – понятие, отражающее собой тесную взаимосвязь права и государства в плане обеспечения внешней формы бытия права в виде исходящих от государства и им гарантируемых общеобязательных и формально-определенных установлений и предписаний, подтверждающих и поддерживающих положительную социальную роль и мощь государства.

Полномочие – предоставление государственному служащему в соответствии с занимаемой должностью субъективного права и возложенной юридической обязанности.

Право – сложная многоуровневая система мировоззренческих представлений, социально ценностных ориентаций и установок, нормативных установлений и предписаний, волевых отношений индивидов, социальных групп, обеспечивающая социальное регулирование в особой юридической форме, специфическими средствами и способами, в том числе при помощи возможностей государственного принуждения.

Правовая аксиома – положение правовой теории, которое берется в качестве исходного, не требующего доказательств.

Правовая деятельность – совокупность действий, охватываемых единым замыслом (целью) и обеспечивающих достижение определенного фактического результата, содержанием которого являются целесообразные изменения и преобразования социально-правовой действительности.

Правовая идеология – 1) систематизированное теоретическое самосознание социальной группы, большой общности, общества в целом, выражающее их отношение к праву, его содержанию, ценности, роли в социальном управлении; 2) составная часть содержания правосознания, охватывающая его рационально-идеологические компоненты – правовые знания, убеждения, юридические мировоззрение, правовые идеи, теории и т. Д.

Правовая информация – вид социальной информации, отражающий специфическую группу общественных отношений и представляющий собой совокупность сведений о праве, а также других данных, непосредственно связанных с механизмом его социального действия, эффективностью правотворчества и правореализации.

Правовая политика – принципы, направления и задачи правового регулирования общественных отношений, а также стратегия и тактика его осуществления субъектами политической и правовой системы.

Правовая презумпция – закрепленное в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических факторов, основанное на связи между ними и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Правовая система общества – сложная система институциональных, нормативно-организационных, идеологических и функциональных элементов и характеристик социальной действительности, посредством которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на общественные отношения в соответствии с целями, принципами, ценностями и нормами права.

Правовая (юридическая) форма – специфическая организационная форма деятельности органов государства, должностных лиц, иных управляющих субъектов, выражающая необходимость действования на основе строгого и точного соблюдения требований закона и подзаконных актов, неисполнение которых влечет юридические последствия или связано с их наступлением.

Правовое воздействие – специально-юридическое и общеидеологическое (информационное и ценностно-ориентационное) влияние на людей, на все области их жизнедеятельности, на их сознание и волю в целях обеспечения их правомерного поведения, формирования соответствующего правового сознания, правовой культуры.

Правовое общественное отношение (правоотношение) – форма социального взаимодействия субъектов права с целью реализации законных интересов и достижения того, что предусмотрено законом или иным источником действующего права.

Правовое опосредование – целеполагающая деятельность государства по формированию правового режима и правового статуса субъектов, а также осуществлению с помощью правовых средств информационных и непосредственных властно-организационных форм воздействия права на общественные отношения (и поведения субъектов) в целях их упорядочения, совершенствования и развития.

Правовое регулирование – действие права, отражающее процесс целенаправленного специально-юридического (специальный аспект) воздействия на человеческую личность, коллективы людей с целью вызвать у них соответствующие общественно необходимые или желательные действия.

Правовой акт – акт волеизъявления компетентного органа (лица), издаваемый либо осуществляемый в определенных юридическими нормами порядке и форме (документ, действия и др.), направленный на нормативное либо индивидуальное урегулирование общественных отношений и вызывающий юридические последствия.

Правовой (юридический) поступок – действие, с которым право (законодательство) связывает наступление определенных юридических последствий независимо от того, были ли специально направлены эти действия на достижение юридического результата или нет, т. Е. сознавал или не сознавал субъект их правовые значение таких последствий, желал или не желал их наступления.

Правовой прецедент – судебное или административное решение по юридическому делу, которому придано общеобязательное значение, выступающее в силу этого в качестве образца для принятия в будущем решений по сходным (аналогичным) юридическим делам.

Правовые аномалии – негативные юридические факты, влекущие правоохранительную реакцию независимо от того, что является их причиной возникновения.

Правовые действия – специфическая форма волевой активности или локализованные в пространстве и во времени дискретные проявления активности, соответствующие правовому предписанию либо не противоречащие природе права, его принципам.

Правовые (юридические) средства – институционные установления и формы, использование которых приводит в действие силу (энергию) права и благодаря этому может способствовать наступлению реального, фактического результата, дает нужный эффект в социальной жизни.

Правомочие – предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношения.

Правоохранительная деятельность – разновидность правовой деятельности, главной целью которой является обеспечение при помощи всех имеющихся в распоряжении органов государства средств строгого соблюдения режима законности и правопорядка.

Правоохранительная система – совокупность специфических юридических средств принудительного характера и связанных с ними методов контрольно-надзорного и профилактического регулирования, используемых в деятельности специальных (правоохранительных) органов государства для обеспечения реализации фактических целей права, установления и поддержания цивилизованного порядка в обществе, создания благоприятных условий для конструктивной активности граждан и их организаций.

Правоохранительные органы – элемент государственного механизма, который соответственно характеру разделения властей в правовом государстве специально создается для защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений от произвола и других неправомерных притязаний, поддержания в обществе демократического правопорядка и законности, используя в этих целях предусмотренные законом специфические средства, в т.ч. принудительного и связанного с ним контрольно-надзорного и профилактического регулирования.

Правоположение – сформулированное в процессе вынесения решений по однородным делам правило (образец, пример) наиболее правильного, целесообразного и эффективного применения права.

Правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений регулируемых юридическими нормами, выражающее собой практическую реализацию индивидами и организациями принципов и норм права, требований законности и дисциплины, а также необходимость охраны субъективных прав и юридических обязанностей участников юридических отношений.

Правоприменительный процесс – специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению и разрешению самых различных индивидуальных дел, имеющих юридическое значение.

Правоспособность – признанная государством способность лица иметь юридические права и обязанности.

Правосубъективность – признанная государством способность лица (организации) в рамках данной политико-правовой системы общества выступать в качестве участника правовых отношений.

Правосудие – форма государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции юридических дел (об уголовных правонарушениях, о гражданских спорах и др.) в установленном законом процессуальном порядке.

Правотворчество – особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмены правовых норм.

Правотворческий процесс – специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций и должностных лиц, состоящая из системы действий по подготовке, утверждению и официальному соглашению нормативно-правовых актов.

Преамбула – краткое введение к особо важным нормативно-правовым актам, содержащее социально-политические соображения об их необходимости, целесообразности.

Преемственность в праве – заимствование действующим национальным правом положений прошлых либо существующих иных правовых систем.

Презумпция невиновности – закрепленное в праве положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Преюдиция правовая – свойство вступившего в законную силу юридического решения (приговора суда, решения суда по гражданскому делу), состоящее в обязательности выводов этого решения относительно каких-либо юридических фактов или правовых отношений по одному делу для суда, разрешающего другое дело, связанного с первым.

Применение правовых норм – особая форма (способ) реализации правовых норм, выражающаяся в виде государственно-властной, организующей, осуществляемой в установленных законодательством процедурно-процессуальных формах и имеющей творческий характер деятельности компетентных государственных и негосударственных органов, должностных лиц, заключающейся в выработке и принятии ими на основе норм права и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права.

Принципы права – руководящие идеи, исходные начала, лежащие в основании права, всей правовой системы, в концентрированном виде выражающие сущность, социальное назначение и ценность права, его смысл, «дух».

Притязание– обеспеченная государством возможность управомоченного обратиться к соответствующим органам за защитой (юридических) своих прав.

Пробелы в праве – отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм либо неполнота этих норм.

Психологический механизм действия права – обусловленная личностными особенностями субъекта совокупность психологических факторов, которые в своем единстве определяют отношение к правовому предписанию (праву в целом) и его осуществлению в практические действиях.

Процессуальная норма права – установленное или санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведения процедурного характера, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в сфере учредительной, правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных на то органов государства, общественных организаций и должностных лиц.

Процессуальная юридическая форма – характеристика такой конструкции правовой (юридической) формы, которая отражает необходимость обеспечения оптимальности совершения процессуальных действий участников юридического процесса в целях эффективного разрешения юридического дела.

Публичное право – область правового регулирования, объектом которого выступают отношения власти и подчинения (сфера государственных отношений – государственное право, административное право, уголовное право и др.).

Реализация права – претворение правовых установлений и предписаний в деятельности и поведении индивидов и организаций в форме соблюдения ими запретов, исполнения активных юридических обязанностей и использование субъективных прав, а также в процессе их применения.

Регламентация – способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их участников субъективными юридическими правами и обязанностями.

Реквизиты– обязательные сведения, которые должны содержаться в юридическом документе для признания его действительным.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. Е. разновидность сверхъестественного.

Референдум – выражение непосредственной воли населения относительно важнейших сторон общественной и государственной жизни, осуществляемое в особом политико-правовом процедурно-процессуальном порядке и непосредственно состоящее: а) в решении вопросов законодательства народом; б) во всенародном голосовании по главным вопросам жиз






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.026 с.