Опыт трансформации российского общества — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опыт трансформации российского общества

2017-06-03 316
Опыт трансформации российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модели развития общественных отношений в современных условиях разнообразны в виду всемирно признанной концепции многополярности мира. Тем не менее, рыночные отношения, основанные на свободе предпринимательства и частной собственности, пока признаны непревзойденными по активизации творческой энергии человека и темпам внедрения современных достижений научно-технического прогресса непосредственно в производство.

Необходимость внедрения рыночных механизмов хозяйствования в подавляющем большинстве стран мира, в том числе в Российской Федерации, объективно предопределена их экономическими и социальными преимуществами. Новые производственные технологии в сочетании с непрерывно растущим творческим потенциалом работников, а также возможности их реализации в условиях рыночных отношений позволили экономически развитым странам мира резко повысить производительность общественного труда и обеспечить высокое качество жизни большинства населения.

Как показал международный опыт одним из основных условий успешного перехода к рынку во всем мире считается приватизация собственности, поэтому первым шагом трансформации российского общества стал процесс разгосударствления, который привел к ряду достижений в жизни населения страны, одновременно сформировались ряд трудно разрешимых проблем.

Проведенный первый бесплатный этап приватизации государственной собственности способствовал зарождению в России частных и акционерных коммерческих компаний, в результате деятельности которых удалось до неузнаваемости изменить рынок розничной и оптовой торговли, устранить для населения дефицит, прежде всего, продовольственных товаров, одежды и обуви.

Отмена монополии государства на внешнеэкономические связи открыла широкие возможности для интеграции России в международное разделение труда и расширение доступа населения к качественных зарубежным товарам повседневного спроса. Одновременно открытость экономики и конкурентная среда вынудила российские предприятия повысить внимание к разнообразию и качеству отечественных товаров.

Заметный прогресс произошел в сфере общественного питания, транспортного обслуживания, предоставлению населению услуг мобильной связи, образовательных и медицинских услуг на коммерческой основе, процветает, наверное даже слишком, развлекательный и шоу бизнес.

Выкупленные трудовыми коллективами малые и средние предприятия, прежде всего, в сфере торговли и бытового обслуживания населения стали применять маркетинговые технологии учета нужд, потребностей и запросов различных слоев населения, а гибкость их поведения обусловила насыщение торговых прилавков товарами, устранить острый товарный дефицит и осуществить переход страны от рынка продавца к рынку покупателя.

Несколько менее удачными следует признать результаты второго этапа уже платной приватизации на основе залоговых аукционов, так как вместо привычной на Западе продажи в частные руки убыточных производств, были в первую очередь проданы за бесценок крупные предприятия в самых прибыльных добывающих, сырьевых и перерабатывающих отраслях.

Таким образом, переход к рыночным отношениям на практике в нашей стране оказался объективно необходимым, но весьма непростым (Табл. 3.1), так как связан с необходимостью коренных изменений как в системе управления, так и в сознании людей.

Во-первых, признание равноправия всех форм собственности фактически означает отказ от необоснованных претензий государства на строительство «счастливой жизни для всех людей» за счет сплошного обобществления (огосударствления) собственности и централизованного административного управления экономическими и социальными процессами в обществе.

Низкая производительность общественного труда при административной системе управления, отсутствие экономической заинтересованности работников в творческом труде и внедрении инновационных технологий стали основной причиной признания необходимости ускоренного перехода страны к различным формам собственности.

Таблица 3.1.

Результаты рыночных преобразований в России

Сущность изменений Цель преобразований Полученные результаты
1. Поспешная приватизация собственности. 2. Залоговые аукционы.   3. Обновление законодательства.   4. Создание но-вых собственников имущества. 5. Отказ от патернализма.   6. Внедрение рыночных услуг в социальной сфере. 7. Создание гражданского общества. Ускоренный переход к различным формам собственности. Разгосударствление собственности.   Упрощение сбора налогов.   Приватизация жилого фонда.   Подавление иждивен-ческих настроений.   Оказание социальных услуг высокого качест-ва. Медленные темпы роста среднего класса.   Обнищание большинства населения, повышенная нагрузка на систему социальной защиты. Социальное расслоение населения, соз-дание олигархических структур, лоббиро-вание интересов крупного бизнеса. Плоская шкала налогообложения, дальнейшее обогащение узкого круга лиц и обнищание населения. Накопление ветхого жилья, строитель-ство замков, уход от уплаты налогов на элитную недвижимость. Замена нереальных социальных льгот на ограниченные денежные выплаты мало-обеспеченным слоям населения. Сочетание бесплатных и платных социальных услуг обеспеченным слоям населения. Отсутствие действенного контроля за действиями коррумпированной государ-ственной и муниципальной власти.

 

Однако признание права на частную собственность пока не привело к должной трудовой активности многих людей, которые по-прежнему ориентируются на государственную помощь. Более того, проведенное разгосударствление собственности в результате поспешной приватизации привело к обнищанию российского общества. После приватизации более половины населения по международным нормам оказалось за чертой бедности и до настоящего времени нуждается в социальной поддержке.

Во-вторых, не без помощи безвольной и коррумпированной власти узкий круг лиц, допущенных к закрытой коммерческой информации, в процессе залоговых аукционов получил за бесценок самые выгодные сырьевые и промышленные объекты страны.

В результате сформировались олигархические структуры, оказывающие постоянное лоббирование интересов крупного бизнеса и давление на законодательную и исполнительную ветви власти в целях продолжения выгодной для них сырьевой направленности развития российской экономики.

В-третьих, нерациональные положения российского рыночного законодательства, в частности плоская шкала налогообложения, ведет к дальнейшему обогащению узкого круга лиц и не способствует выравниванию уровня жизни населения, что оказывает определенное влияние на экономическую пассивность людей и общественную нестабильность, так как многие рядовые граждане пока не ощущают реальных результатов рыночных преобразований.

Достаточно привести пример условий для реализации скандинавской модели экономики [44, с. 235], при которой уровень налогов для физических лиц достигает 40-50% и выше, что способствует повышению национального богатства и выравниванию качества жизни населения. В современной России плоская шкала налога на физических лиц в 13%, независимо от уровня доходов, длительное время оправдывается неспособностью органов власти качественно собирать налоги при внедрении дифференцированной шкалы налогообложения, что противоречит здравому смыслу существования самого государства.

В-четвертых, социальное неравенство особенно остро проявляется в жилищной сфере, в которой около 70% частного и коммунального жилья признано относить к ветхому. Часть жилого фонда, построенного в середине ХХ века, находится в аварийном состоянии и требует срочного расселения жителей.

В то же время весьма ограниченный круг обеспеченного населения строит дворцы, а затягивание ввода в действие налогов на имущество граждан фактически позволяет уходить от уплаты налога на элитную недвижимость, отчего государственный и местные бюджеты теряют существенную налогооблагаемую базу.

В-пятых, переход к рыночным отношениям фактически оказался отказом от патерналистской парадигмы социального устройства российского общества. Многочисленные декларированные государством, но нереальные социальные льготы в новых социально-экономических условиях стали практически невыполнимыми и от них пришлось отказаться.

Однако при современном состоянии развития российского общества замена социальных льгот на весьма ограниченные денежные выплаты только в большей мере обнажила нерешенные проблемы бедности населения, для решения которых необходимы новые подходы.

В-шестых, одновременно с дальнейшим расслоением российского общества растет требуемый объем социальной помощи и поддержки малоимущих граждан, с которым бюджет страны при нынешнем уровне производительности общественного труда фактически справиться не в состоянии. В новых условиях наравне с бесплатными социальными услугами населению объективно часть социальных услуг высокого качества стали оказывать за плату, особенно для обеспеченных слоев населения.

Качественные платные социальные услуги позволяют улучшать качество социального обслуживания населения и снижать очереди желающих получить бесплатные услуги. Вместе с тем как показывает практический опыт далеко не всегда удается бюджетным организациям выполнять платные услуги без ущерба для основной деятельности, так как особенно в медицинских учреждениях создается искусственный дефицит лекарственных препаратов, которые больные вынуждены покупать в платных медицинских центрах, где работает тот же врачебный персонал по совместительству.

В-седьмых, длительное время не удается создать зрелое гражданское общество и устойчивый средний класс как основу стабильности общественных отношений. Поэтому органы законодательной и исполнительной власти до сих пор не ощущают непрерывного и действенного общественного контроля, а небывалый уровень коррупции властных структур приводит к расхищению около половины выделяемых бюджетных средств на социальные нужды, особенно в сфере строительства и при оказании населению транспортных услуг.

Некоторая стабилизация политической и экономической жизни в стране в конце первого десятилетия наступившего века смягчила, но пока не устранила остроты социального напряжения в российском обществе. Они по-прежнему выражаются в сложной и нестабильной демографической ситуации в стране, неоправданном социальном расслоении общества, низком качестве жизни большинства населения страны, медленных темпах формирования гражданского общества, бесконтрольности действий органов власти.

Приведенное состояние имеет место в стране с богатейшими природными ресурсами и мощным интеллектуальным потенциалом, невольно вспоминается образное выражение известного специалиста в области социального управления Петера Друкера, что «в современном мире нет бедных и богатых стран, а есть страны плохо и хорошо управляемые».

В соответствии с накопленным опытом в экономически развитых странах мира органы власти создают систему социального управления в условиях рынка в целях достижения высокого качества жизни большинства населения, а ее содержание основывается на сочетании трех основных принципов:

самоорганизация свободного труда путем предоставления рыночных свобод и побуждения частного интереса к трудовой активности для эффективной реализации достижений научно-технического прогресса и внедрения новейших производственных технологий в целях достижения высокого качества жизни населения;

формирование государством развитой и эффективной социальной сферы, создание системы социального обеспечения всего населения, включая трудоспособную и нетрудоспособную его часть, за счет бережного накопления и рационального использования национального богатства;

создание гибкой системы социальной защиты отдельных людей, групп лиц и категорий населения, временно или постоянно попавших в трудную жизненную ситуацию.

В то же время социальное управление должно представлять собой социальный инструмент, смягчающий негативные последствия рыночного индивидуализма и социального неравенства через систему органов власти, обеспечивающих перераспределение доходов для достижения социальной справедливости и социального партнерства основных социальных слоев населения.

Результаты трансформация российского общества привели к формированию в стране смешанной экономики, в составе которой функционируют как бюджетные организации, так и коммерческие компании, что побуждает различные научные взгляды, а также создает определенные трудности в теории и практике управления социально-экономическими процессами.

В дальнейшем планируются последующие этапы приватизации собственности, как правило, на платной основе. При этом важно учесть как допущенные ранее ошибки и просчеты на предыдущих этапах приватизации, опыт аналогичных процедур разгосударствления собственности в странах ближнего зарубежья, а также уровень платежеспособности населения страны, чтобы крупные предприятия, площади пахотной земли и лесные угодья не стали объектами неоднократной рыночной перепродажи в спекулятивных целях.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.