Филиал в г. Набережные Челны — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Филиал в г. Набережные Челны

2017-06-03 282
Филиал в г. Набережные Челны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Филиал в г. Набережные Челны

Кафедра уголовного права, уголовного процесса

И криминалистики

Правоохранительные органы

Методические рекомендации

По организации и выполнению

самостоятельной работы

 

Направление подготовки:

030900 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

Форма обучения:

очная, заочная (с/о, впо)

 

 

Набережные Челны

2011 г.

 

 

УДК 342.9 (076)

ББК 67.7 я 73

А 23

Печатается по решению

кафедры уголовного права, уголовного процесса

и криминалистики

 

Составители: ст. преподаватель кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Аглямова Г.М., ст. преподаватель кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Акрамов У.К.

Рецензенты: к.ю.н., доцент И.А. Кондрашина,

к.ю.н., ст. преподаватель Ю.Г. Следь.

А 23 Аглямова Г.М., Акрамов У.К. Правоохранительные органы. Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы Направление подготовки 030900 «Юриспруденция». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Форма обучения: очная, заочная (с/о, впо) / Г.М. Аглямова, У.К. Акрамов – Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета. – Набережные Челны, 2011 – 17 с.

 

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по «Правоохранительным органам» для студентов юридического факультета по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Форма обучения: очная, заочная (с/о, впо)

УДК 342.9 (076)

ББК 67.7 я 73

© филиал К(П)ФУ в г. Набережные Челны, 2011

© Аглямова Г.М., Акрамов У.К., 2011

Содержание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………..4

 

ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………...8

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………32

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дисциплина «Правоохранительные органы» изучается в виде самостоятельной дисциплины в течение одного семестра. Содержание и объем курса определены программой дисциплины, т.е. количество часов для самостоятельной работы определена Программой дисциплины для очной и заочной формы обучения. (см. Программу дисциплины для очной и заочной формы обучения).

Структура дисциплины «Правоохранительные органы» предусматривает не только изучение действующего законодательства, но и формирование у студентов навыков творческого использования изученного материала. При преподавании учебной дисциплины необходимо ориентировать студентов на закрепление теоретических знаний путем решения вопросов для самоконтроля и практических заданий. Следует совершенствовать у студентов навыки работы с действующим законодательством, используя преимущественно правовые базы справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант плюс». Необходимо учитывать все изменения, происходящие в науке, законодательстве, а также обращать на это внимание студентов.

Большая роль в освоении курса отводится организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – это форма учебной деятельности студента.

Основой самостоятельной работы является правильная работа с основной и дополнительной литературой. Развитие умения грамотно использовать каталоги, картотеки, списки основной и дополнительной литературы, справочно-информационные материалы помогают рационализировать познавательную деятельность.

Целью самостоятельной работы является развитие и совершенствование знаний и творчества студента, его кругозора. Можно выделить три направления самостоятельной работы студента:

- повтор пройденного материала;

- самостоятельное изучение студентом тем курса, не рассматриваемых на лекциях и практических занятиях;

- формирование творческого мышления.

От преподавателя во многом зависит правильный подбор и разработка методического комплекса для реализации самостоятельной работы студента. Следует учитывать, что необходима взаимосвязь преподавателей, ведущих занятия на всех курсах, начиная с первого и заканчивая выпускным.

Самостоятельная работа становится управляемой и контролируемой тогда, когда ее организация включает в себя по крайней мере четыре необходимых, взаимосвязанных между собой звена.

Первое звено – в начале изучения дисциплины необходимо проведение преподавателем в начале первой лекции с целью формирования у студентов устойчивого предрасположения, установки на серьезный и качественный труд, так как активизация человеческого фактора непосредственно зависит от такой установки.

Второе звено – обеспечение студентов учебно-методическими материалами, ознакомление их с системой и графиком самостоятельной работы. Необходимо, чтобы в графике самостоятельной работы были указаны обязательные источники нормативной, специальной и иной литературы, а также материалы судебной практики; перечислены конкретные задания репродуктивного и творческого характера (задания на сравнения различных точек зрения по литературе, на установление междисциплинарных связей, задания исследовательского характера и т.д.).

Третье звено – оперативная помощь студентам в их самостоятельной работе: консультации, советы, инструктажи, предложения после проверки работы по повышению их качества. Для этого можно использовать часть текущих практических занятий.

Консультации проводятся в часы консультаций преподавателя, согласно еженедельному графику консультаций, для поддержания активности и выработки привычки к напряженной и систематической самостоятельной работе. При этом важно иметь в виду достижение единства содержания, форм и методов занятий, учета задач изучения курса «Правоохранительные органы».

Основными видами самостоятельной работы являются:

- конспектирование отдельных тем изучаемого курса – это самый простой вид самостоятельной работы студента, который представляет собой конспектирование одной или нескольких источников специальной литературы по одной определенной теме с указанием использованных источников;

- подготовка научных докладов (доклад представляет собой запись устного сообщения по определенной научной теме);

- составление библиографии по отдельным темам;

- изготовление по заданию преподавателя схем, таблиц;

- выполнение тестовых заданий;

- решение практических заданий;

- участие в конкурсе научных работ;

- выступление с научным сообщением на научной конференции и др.

Каждая из этих форм представляет собой результат самостоятельного исследования определенной проблемы. В процессе подготовки письменных работ осваиваются навыки последовательного и обоснованного изложения выводов проведенного исследования, логичного структурирования материала, соответствующего использования понятийно-категориального аппарата и оформления ссылок на научные и справочные издания. Полученные таким образом практические приемы и навыки используются в дальнейшем при подготовке выпускной квалифицированной работы.

Непосредственно перед решением практических заданий следует ознакомиться с содержанием основных нормативных актов, регулирующих сферу работы правоохранительных органов, имеющимися последними изменениями этого законодательства. В соответствующих случаях перед решением практических заданий необходимо ответить на поставленные в ней теоретические вопросы. Такой ответ поможет найти верное решение.

При решении практических заданий необходимо:

1) внимательно изучить ее условие;

3) определить круг применяемых нормативных актов и установить конкретные правовые нормы, необходимые для правильного решения практического задания, а также внимательно изучить их;

4) применить выбранные правовые предписания к условиям практического задания и сделать соответствующий вывод.

Решая практическое задание, следует не только правильно выбрать правовую норму, но и привести необходимое обоснование ее использования. Правильное и полное решение практического задания зависит также и от используемой студентом аргументации, включающей соответствие такой аргументации законам логики и действующим нормативно-правовым актам.

Четвертое звено – контроль над результатами самостоятельной работы: получение ответов студентов с последующим анализом, выяснение рассогласования между поставленными задачами и полученными результатами, учет этого в дальнейшей работе, в завершение – объективная оценка результатов деятельности каждого студента.

Выполнение самостоятельной работы по «Правоохранительным органам» является важным способом контроля над изучением студентами данной дисциплины, степенью освоения ими соответствующего материала.

Самостоятельная работа выполняется студентом в письменной форме в рабочей тетради путем последовательного выполнения заданий по соответствующим темам.

При выполнении самостоятельной работы студент должен использовать рекомендуемые нормативные акты, основную и дополнительную литературу. Решение задач должно быть полным, последовательным, со ссылками на соответствующие статьи законов, на основную и дополнительную литературу с анализом всех приведенных в практическом задании обстоятельств.

 

 

ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задача 1

Проанализируйте законодательство о прокуратуре и на практических примерах обоснуйте полномочия прокурора.

 

Задача 2

Подозреваемый «З» интересы которого защищал адвокат «Г» поставил его в известность о том, что он «З» в силу экономического кризиса не может продолжать ежемесячно платить ту сумму о которой он с адвокатом договорился, но по прежнему он нуждается в его услугах, т.к., уголовное дело в отношении него пока не прекращено.

Имеет ли право адвокат оказывать юридическую помощь своему клиенту в силу того, что у того закончились деньги?

Задача 1

Предварительное следствие по делу об убийстве проводил следователь Краснодарского края Давыдов. Защитник обви­няемого заявил следователю отвод, мотивировав его тем, что Давыдов является гражданином Украины.

Подлежит удовлетворению заявленный отвод?

Кто может быть назначен на должность следователя?

Задача 2

Генеральный директор товарищества с ограниченной ответст­венностью "Стрела" Щербаков, имеющий среднее юридическое обра­зование, обратился к мэру г. Краснодара с просьбой о разрешении от­крыть при обществе нотариальную контору, в которой он намеревался заниматься частной нотариальной практикой.

Оцените действия Щербакова с точки зрения законодатель­ства о нотариате.

 

Задача 1

Укажите, в каких случаях следователь проводит перечисленные процессуальные действия самостоятельно, а в каких требуется решение суда. Возможно ли их проведения без решения суда? Ответ обоснуйте ссылками на статьи Конституции РФ и уголовного процессуального законодательства.

-личный обыск;

-выемка почтово-телеграфной корреспонденции;

-прослушивание телефонных переговоров;

-задержание;

-обыск в помещении;

-приостановление уголовного дела;

-привод обвиняемого;

-освидетельствование;

-применение заключения под стражу в качестве меры пресечения;

-отстранение обвиняемого от должности;

-прекращение уголовного преследования и прекращение уголовного дела;

-направление дела в суд с обвинительным заключением.

Задача 2

Органами предварительного следствия Зайцев и 17-тилетний Васильев обвинялись в разбойном нападении. Данные лица были задержаны в лесном массиве заповедника, куда они скрылись после совершения преступления. В связи с этим они были доставлены к следователю только через 6 часов с момента их фактического задержания. Сразу после их доставления к следователю, следователем была избрана мера пресечения, подписка о не выезде. При избрании данной меры пресечения Васильев ходатайствовал по предоставлении адвоката. На что следователь указал, что адвокат ему пока не положен, и адвокат будет ему предоставлен с момента начала производства следственных действий в отношении него, которые начнутся на следующий день с утра.

Адвокат Васильева участвовал только при производстве неотложных следственных действий, а впо­следствии подзащитный Васильев отказался от его услуг и расследование уголовного дела было окончено без участия адвоката Васильева, в силу того, что Васильеву адвокат не предоставлялся в силу его отказа от его услуг.

Обосновано ли действия следователя?

Если да, то какие и чьи права были нарушены?

В чем конкретно проявились нарушения?

С какого момента защитник допускается к участию в деле?

В каких случаях законом предусмотрено обязательное уча­стие защитника?

Тема 4: Арбитражные суды.

Вопросы:

1. Арбитражные суды, система и основные задачи.

2. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образо­вания, структура, полномочия.

4. Арбитражные апелляционные суды.

5. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации, со­став и полномочия.

6. Иные арбитражные органы.

 

Методические указания:

При ответе на первый вопрос дайте понятие арбитражного судопроизводства и подведомственности арбитражных судов. Далее расскажите о системе арбитражных судов, их задачах и порядке фор­мирования.

Отвечая на второй вопрос, следует учитывать, что федераль­ные арбитражные суды округов образованы в соответствии с Законом об арбитражных судах 1995 года, однако, фактически начали действо­вать с 1996 года. Необходимо обратить внимание на название некото­рых из этих судов, далее показать их состав и полномочия.

По третьему вопросу необходимо полностью охарактеризовать деятельность арбитражных апелляционных судов.

По четвертому вопросу необходимо отметить, что формиро­вание системы арбитражных судов в основном звене связано с нацио­нально-государственным и административно-территориальным деле­нием России. Далее следует указать функции основного звена систе­мы арбитражных судов, а также определить полномочия судебных коллегий, Президиума и Председателя.

При рассмотрении пятого вопроса необходимо кратко остано­виться на характеристике иных арбитражных органов: Международно­го коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комис­сии при Торгово-промышленной палате РФ, а также третейских судах, создаваемых при местных Торгово-промышленных палатах. Следует показать специфику споров, которые они разрешают, порядок наделе­ния полномочиями и процедура исполнения принимаемых ими реше­ний. Кроме того, надлежит обратить внимание, осуществляют ли ука­занные иные арбитражные органы правосудие. Особым видом посто­янно действующего третейского суда может быть признан Экологиче­ский Суд Содружества Независимых государств, созданного на осно­вании Соглашения Совета глав СНГ от 6 июля 1992 года.

Задача 1

В рамках проверки сообщения о происшествии (в рамках сбора материалов проверки о происшествии), оперативно уполномоченный полиции прошел в квартиру Юрдина С.В., дверь которой была отрыта настежь. При этом сам Юрдин С.В., находился в нетрезвом состоянии в квартире и увидев сотрудника полиции притворился спящим, вошедший в его квартиру (в которой больше никого не было) работник полиции у него пощупал его пульс, проверил дыхание и отсутствия телесных повреждений, удалился прикрыв за собой дверь. Юрдин С.В., был возмущен тем, что сотрудника полиции не спросил у него разрешения войти в квартиру, прошел в комнату в обуви, а так же без его разрешения ощупывал его Юрдина С.В. Полицейский только через 4 дня и то, только после того, как узнал, что Юрдин С.В., собирается жаловаться составил рапорт о том, что он проходил в квартиру Юрдина С.В., и приобщил его к материалам проверки который у него находился в производстве.

Оцените правомерность всех действий работника полиции.

Куда имеет право (или не имеет право вообще) обратиться Юрдин С.В с жалобой на работника полиции?

Задача 2

Волков Н.С., известный в городе в прошлом мастер спорта по карате и боксу, был задержан работником полиции, с целью осуществления вынесенного следователем постановления о приводе его на следственное действия, в качестве свидетеля, т.к., Волков Н.С., не являлся по вызовам следователя. Волков Н.С., был в агрессивном состоянии вызванное длительным употреблением спиртных напитков («с похмелья»). И не скрывал от работника полиции агрессивных намерений в отношении него как только они будут идти по безлюдному месту. В ответ работник полиции молча и демонстративно, достал табельное оружие, привел его в боевую готовность и держа в одной руке пистолет а в другой удерживая Волкова Н.С., привел его к следователю и так же присутствовал в ходе допроса у следователя (женщины) демонстративно держа в руках готовое к стрельбе оружие, т.к., Волков Н.С., не скрывал своих агрессивных намерений в отношении и следователя. После окончания допроса Волков Н.С., был отпущен.

Волков Н.С., обратился к адвокату с просьбой за соответствующее вознаграждение оказать помощь;

  1. в составлении жалобы на действия работника полиции который демонстративно по мнению Волкова Н.С., все это время угрожал ему оружием и по его мнению совершил в отношении его преступление предусмотренное ст. 119 УК РФ.
  2. В составлении жалобы на действия следователя, которая по мнению Волкова Н.С., получила от него показания под угрозой оружия которое в ходе всего допроса демонстрировал ему работник полиции.
  1. Обязан ли адвокат составить жалобы, которые от него просит Волков Н.С.?
  2. При составлении жалобы на какие нормативные акты в каждом случае должен ссылаться адвокат?
  3. Правомерны ли были действия работника полиции при доставлении и при допросе Волкова Н.С.?

 

 

Задача 1

Во исполнения постановления следователя об освидетельствовании подозреваемого Шмелева Сергея Степановича, данному подозреваемому было объявлено данное постановление и разъяснена его обязанность подчиниться данному постановлению, для чего его попросили раздеться по пояс, что бы следователь имел возможность осмотреть его спину, в присутствии двух понятых мужского пола и его адвоката. Подозреваемый отказался, указав, что добровольно он это делать он не будет, а применить насилие в отношении его в ходе производства следственного действия следователю нельзя. Убедившись в отказе выполнять вынесенное им постановление, следователь пригласил еще работников милиции, которые преодолев отчаянное физическое сопротивление подозреваемого, сняли с него верхнюю одежду и обнажили его спину и позволили тем самым провести намеченное следственное действие.

Дайте обоснованный ответ на вопрос: имели ли право следователь и работники полиции поступить так, как это указано в задаче

Имеет ли право подозреваемый Шмелев С.С., пожаловаться на действия следователя и работников полиции, если да то какой нормативно-правовой акт это регламентирует.

Задача 2

При открытии судебного заседания по делу Л.. и др., обви­няемых в разбойном нападении, защитник подсудимого Л.. зая­вил, что его подзащитный по национальности литовец, плохо владеет русским языком, однако предварительное следствие велось без уча­стия переводчика, в силу чего он просит учесть данное обстоятельство при рассмотрении материалов уголовного дела. Вызванный в суд следователь, в производстве которого находилось данное уголовное дело пояснил, что сам он долгое время жил в Латвии и латышский язык знает хорошо, поэтому в ходе следствия он все переводил подозреваемому Л.. на понятный для него латышский язык с русского. При этом присутствовал адвокат Л.., который так же знал латышский язык в месте с которым подозреваемый делал необходимые выписки как в ходе следственных действий, так и при ознакомлении с уголовным делом на родном для него языке. Переводчик подозреваемому Л.. не был предоставлен в силу того, что это было очень дорого и у подозреваемого не было на это средств. Прокурор возражал против ходатайства защитника, указывая на то, что на пред­варительном следствии Л.. не просил обеспечить его помощью пе­реводчика: в настоящее же время для участия в судебном заседании переводчик вызван.

Какой принцип правосудия лежит в основе решения этого во­проса?

Как в российском и международном праве регламентируется участие переводчика в суде, на следствии? А так же на кого возлагается оплата за его работу?

Как должен поступить суд относительно материалов уголовного дела согласно ходатайству защитника?

 

 

Тема 6: Адвокатура

Вопросы:

1. Юридическая помощь: содержание и значение.

2. Адвокатура. Организационные формы оказания юридиче­ской помощи.

3. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельно­стью.

Методические указания:

По первому вопросу необходимо указать, что обеспечение квалифицированной юридической помощью физических и юридиче­ских лиц в настоящее время относится к числу важных конституцион­ных положений. В этой связи отметьте значение юридической помощи и круг действий, входящих в ее содержание.

При ответе на второй вопрос надо рассказать о формах оказания юридической помощи. Следует дать понятие и определить задачи адвокатуры. Обратите внимание, что адвокатура не относится к государственным органам, в отличие от других право­охранительных органов. Это - общественная самоуправляющаяся организация по оказанию юридической помощи юридическим лицам и гражданам. Далее необходимо раскрыть организацию адвокатуры; показать, что является высшим орга­ном коллегии адвокатов; каковы полномочия органов самоуправления адвокатов (собрании (конференция), президиум, совет адвокатской палаты, ревизионной ко­миссии, и пр.). Каков порядок приобретения статуса адвоката; особенности оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами; правила при­влечения адвокатов к дисциплинарной ответственности и прекращения их статуса.

Раскройте основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям, в чем выражается каждый вид помощи. Какими правами наделен адвокат при осуществлении право­вой помощи, каковы его обязанности.

По третьему вопросу следует объяснить, что такое нотариат, каково его значение среди других правоохранительных органов, в чем специфика решения нотариусами отнесенных к их компетенции во­просов в отличие от деятельности суда, рассматривающего граждан­ские дела.

Обратите внимание, что в состав нотариата входят: государст­венные нотариальные конторы и должностные лица, наделенные пра­вом выполнять нотариальные действия; нотариусы, занимающиеся частной практикой. Необходимо в работе осветить организационные начала, принципы деятельности, требования, предъявляемые к ли­цам, претендующим на занятие нотариальной деятельностью, их пол­номочия. Надо также подробно остановиться на различиях (в частно­сти, чем различаются полномочия государственных нотариальных контор, должностных лиц исполнительных органов, уполномоченных выполнять нотариальные действия, от полномочий лиц, занимающих­ся частной нотариальной практикой). Необходимо также очертить круг должностных лиц, имеющих право, кроме нотариусов, совершать но­тариальные действия.

Задача 1

Мировой суд, рассмотрев гражданское дело по иску гражданина Стахановой к Индивидуальному предпринимателю Семенову об экономическом споре и вынес решение, о частичном удовлетворении исковых требований Стахановой. Одновременно суд указал, что в случае не согласия с данным решением они могут обжаловать данное решение. Стаханова написала жалобу на решение данного суда в арбитражный суд субъекта РФ. Семенов, который счел, что решением суда были существенны ущемлены его конституционные права и свободы написал жалобу в Конституционный суд РФ.

Ссылаясь на закон, оцените действия граждан.

Укажите порядок обжалования решений мирового суда для указанных участников процесса.

В каких случаях и кто имеет право обращаться в указанные в задаче суды?

Задача 2

Раскройте содержание принципа независимости судей и под­чинения их только закону. Конституцией РФ и другими законами этот принцип обеспечен соответствующими гарантиями его осуществле­ния. Назовите их.

 

Тема 7: Прокуратура

Вопросы:

1. Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельно­сти. Отрасли прокурорского надзора. Формы реагирования прокурора на нарушения законодательсва.

2. Система органов прокуратуры, принципы ее организации и дея­тельности.

3. Кадры органов прокуратуры.

Методические указания:

По первому вопросу необходимо, во-первых, дать понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности, во-вторых, определить направления деятельности прокуратуры, в-третьих, показать соотношение отраслей прокурорского надзора с другими направлениями прокурорской деятельности, указав также, ка­кие цели она преследует. Следует иметь в виду, что прокурорский надзор и другие направления деятельности прокуратуры — явления сходные, но не идентичные. Подробнее необходимо остановиться на сущности отраслей прокурорского надзора и их специфике.

При ответе на второй вопрос следует раскрыть систему орга­нов прокуратуры, показать принципы организации и деятельности прокуратуры. Рассказать о Генеральной прокуратуре РФ, прокурату­рах субъектов РФ, прокуратурах городов, районов, округов. Отдельно охарактеризуйте особенности организации и деятельности военной прокуратуры и специализированных прокуратур.

Ответ на третий вопрос должен содержать изложение требо­ваний, предъявляемым к работникам прокуратуры и кандидатам на должность прокуроров. Далее раскройте права и обязанности прокурора как основного должностного лица прокуратуры. Наконец, пере­числите классные чины работников прокуратуры, материальные и со­циальные гарантии, предоставляемые работникам прокуратуры.

Задача 1

На заседании Квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ обсуждались жалобы в отношении адвокатов Шевченко и Смусенко. Работа Шевченко, как следовало из жалобы что нашло свое подверждение в ходе неоднократных проверках, характеризовалась низким уровнем квалификации. Смусенко неоднократно не являлся на судебные заседания и следсвенные действия несмотня на то, что о дне и часе их проведения он был уведомлен в установленном законодательсве продке, а так же, несмотря на то, что ранее подвергался мерам дисциплинарного взыскания за подобное поведение квалификационной комиссией.

Есть ли основания для исключения Шевченко и Смусенко из адвокатуры?

В чью компетенцию входит решение подобных вопросов?

В каком порядке и кем, может быть обжаловано принятое решение?

Задача 2

Обосновав свой ответ ссылками на статьи закона, укажите в приведенном перечне вопросы, решение которых относится к компе­тенции областного (краевого) суда:

- рассмотрение дел в кассационном порядке;

- рассмотрение дел по первой инстанции;

- толкование законов;

- анализ судебной практики;

- право законодательной инициативы;

- рассмотрение дел в порядке надзора;

- подбор кандидатур на должности районных судей;

- надзор за судебной деятельностью районных судов;

- организация проведения выборов районных судей.

Тема 8: Органы предварительного расследования

Вопросы:

1. Выявление, раскрытие и расследование преступлений: понятие и значение.

2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их права и обязанности.

3. Органы дознания: их права и обязанности.

4. Органы расследующие уголовные дела в форме предварительного следствия и дознания: их права и обязанности.

Методические указания:

При ответе на первый вопрос необходимо дать понятие и охарактеризовать выявление, раскрытие и расследование преступле­ний как виды правоохранительной деятельности, провести различия между ними. В составе этой одной из важнейших функций государства следует различать три направления деятельности: оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Отвечая на второй вопрос плана, требуется дать понятие
оперативно-розыскной деятельности, назвать ее правовые основы, круг субъектов, уполномоченных законом ее осуществлять, перечис­лить основные права и обязанности. Кроме того, покажите связь опе­ративно-розыскной деятельности с дознанием и предварительным следствием.

По третьему вопросу надо дать понятие дознания как одной из форм предварительного расследования, рассмотреть круг органов и должностных лиц, охватываемых понятием "органы дознания". Остановиться на одной из двух форм предварительного следствия: на форме дознания.

По четвертому вопросу необходимо дать понятие предвари­тельного следствия как основной формы предварительного расследо­вания уголовных дел и отличие ее от формы дознания; раскрыть компетенцию и систему предвари­тельного следствия и дознания. Назовите основные полномочия следователя. Охарактеризуйте принципиальную структуру следственных органов. Выскажите свою позицию по данной проблеме. Ответ обоснуйте.

Задача 1

Некрасов, являясь потерпевшим от преступления, обратился к адвокату с просьбой защитить его интересы в суде, указав, что оплатить услуги адвоката он не может. Адвокат, к которому он обратился, разъяснил Некрасову, что его интересы в суде будут защищать прокурор и суд, так как адвокат защищает обвиняе­мых, а не лиц, пострадавших от преступлений.

Имел ли право потерпевший Некрасов на получение квалифицированной юридической помощи в ходе судебного заседания бесплатно?

Оцените правильность разъяснения адвоката.

 

Задача 2

Ученики 11 класса Бойко, Саблин и др., находясь в нетрезвом состоянии, в подвале дома № 6 по ул. Красной изнасиловали несо­вершеннолетнюю Осипову. По ходатайству администрации школы № 23 районный суд, с целью воспитательного значения, рассмотрел данное уголовное дело в актовом зале, в кото­рой учились подсудимые. На процессе кроме подсудимых с законными представителями и защитниками, потерпевшей с законным представителем, присутствовали учащиеся шко­лы, представители родительского комитета, учителя. На следующий день после про­возглашения обвинительного приговора в городской радиопередаче "Человек и закон" освещался ход судебного заседания, в ходе которого не только анализировались причи­ны и условия, способствовавшие совершению преступления, но и обсуждалась степень виновности каждого в совершенном преступлении осужденных Бойко, Саблин, и будут ли они исправлены в ходе отбывания наказания. А при в ходе в школу была вывешена стен.газета изготовленная силами учащихся школы и администрацией школы, в которой были размещены портреты осужденных Бойко, Саблина, с надписью, «эти преступники позорят нашу школу», кроме того там был размещен приговор оглашенный и заметка о ходе судебного процесса и отзывы учащихся в которых они называли осужденных Бойко, Саблина, «преступниками которые позорят честь их любимой школы».

Соблюдены ли были принципы судопроизводства в данном судебном процессе?

Оцените действия отдельных представителей общества (школы и города) проявившие свою гражданскую позицию в выражении своего отношения к содеянному и осужденным.

Какими принципами правосудия следует руководствоваться при решении данной задачи?

Решите тестовые задания:

 

Тестовые задания

Методические указания:

 

Тестовые задания предназначены для текущего контроля знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Правоохранительные органы».

Решение тестовых заданий должно осуществляться студентами самостоятельно, в письменной форме, без использования литературы и нормативно-правовых актов. Студент должен отметить правильный ответ на вопрос, сформулированный в тестовом задании. В отдельных тестовых заданиях правильных ответов может быть более одного. При этом правильным ответом в таком тестовом задании считается точное указание всех верных ответов. Время, отведенное на решение тестовых заданий, не должно превышать 20 минут. После проверки тестовых заданий преподавателем, проводится работа над ошибками путем группового обсуждения отдельных тестовых заданий, вызвавших затруднения в процессе их решения.

Тесты:

  1. Укажите, к какому понятию относится следующее определение: «Властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе»:

А) правоприменительная деятельность;

Б) правоустанавливающая деятельность;

В) правоохранительная деятельность;

Г) профилактическая деятельность.

2. Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности характеризуется следующими существенными признаками:

А) осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия;

Б) она должна строго соответствовать предписаниям закона;

В) она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур;

Г) ее реализация возлагается прежде всего на предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собственности.

3. Укажите, какие две части включает учебная дисциплина «Правоохранительные органы»:

А) введение в курс;

Б) общая часть;

В) специальная часть;

Г) особенная часть.

4. Укажите функции правоохранительных органов:

А) конституционный контроль;

Б) правосудие;

В) обеспечение занятости населения;

Г) контроль над рождаемостью;

Д) прокурорский надзор.

5. Укажите виды судопроизводства, предусмотренные Конституцией РФ:

А) конституционное;

Б) третейское;

В) гражданское;

Г) административное;

Д) уголовное.

6. Судебная власть является:

А) одним из проявлений власти;

Б) одним из проявлений государственной власти;

В) разновидностью общественной власти;

Г) выражением воли политических партий.

7. Укажите принципы правосудия:

А) законность;

Б) стабильность судопроизводства;

В) осуществление правосудия только судом;

Г) независимость судий и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.

8. Укажите, к какому понятию относится следующее определение: «Суды, наделенные однородными полномочиями»:

А) звенья судебной системы;

Б) судебная инстанция;

В) элементы судебной системы;

Г) суды одного порядка.

9. Расставьте приведенные нормативные правовые акты о правоохранительных органах в последовательности, соответств


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.