Тема 10: Формирование социальной структуры Древнерусского государства. Повседневная культура отдельных социальных групп. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 10: Формирование социальной структуры Древнерусского государства. Повседневная культура отдельных социальных групп.

2017-06-03 351
Тема 10: Формирование социальной структуры Древнерусского государства. Повседневная культура отдельных социальных групп. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

План:

1. Древнерусское государство и общество: формирование социальной структуры.

2. Крестьяне: динамика социальной группы на пути к закрепощению и культура крестьян.

3. Военное сословие: от княжеской дружины до регулярной армии.

4. Духовенство: статус сословия в древнерусском обществе и особенности образа жизни духовенства.

5. Привилегированные сословия в древнерусском обществе: истоки формирования и функции.

6. Формирование чиновничьего аппарата и прочие сословия.

 

Литература:

Десять веков русской истории: Учеб. пособие / В. В. Бровкин, А. В. Дмитриев, В. А. Миндолин, М. В. Першина, Н. Ф. Шиляев. – Новосибирск, 2007. – 347 с.

Георгиев, В. А., Георгиева, Н. Г. История России с древнейших времён до наших дней [Текст]: учебное пособ. / В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиев, А. С. Орлов, Т. А. Сивохина. – М., 2001.

Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история: учебное пособ. – М., 2001. – С 424–454.

 

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо рассмотреть формирование у славян родовой и территориальной общин, выделить социальные группы, сформировавшиеся на раннем этапе государственности у славян и их функции, и, соответственно, усложнение этой структуры с появлением городов в течение существования Киевской Руси. Во втором вопросе необходимо проследить развитие крестьянского сословия: от общины до окончательного закрепощения крестьян. В третьем вопросе рассмотреть формирование военного сословия: от княжеской дружины до появления регулярной армии зарождение воинской культуры. В четвёртом вопросе нужно рассмотреть структуру духовенства, его положения в государстве и общественного статуса. В пятом вопросе необходимо рассмотреть систему отношений среди князей, формирование и функции боярства и их роль в управлении государством. В шестом вопросе рассмотреть появления дворянства как служилого сословия при Андрее Боголюбском и проследить трансформацию функций данной социальной группы в древнерусском обществе; проследить зарождения чиновничества на Руси.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: родовая община, территориальная, сельская, полюдье, смерды, вожди, дружинники, вече, вотчина, холопы, печенеги, язычники, Крещение Руси, княжество, служивые люди, дворяне, потомственные дворяне, местничество, дети боярские, Боярская Дума, поместная система, общерусский судебник, «Стоглав», казачество, опричнина, смута, патриарх, шляхта, «семибоярщина», церковный раскол и др.

 

Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):

Разработать таблицу: «Развитие технологий в Древней Руси». В таблице необходимо отразить, какие ремёсла, нововведения в сельском хозяйстве и других сферах производства были характерны для каждого из этапов Древнерусского государства.

 

Примерный вариант таблицы

Этап истории Древнерус. гос-ва Сфера деятельности Описание технологии
     
     

 

Тема 11: Древняя Русь и её завоеватели. Иноэтнические влияния в культуре

Древней Руси

 

План:

1. Иноэтнические влияния в период становления государственности у восточных славян: роль варягов и Византии в становлении древнерусской культуры.

2. Монгольское нашествие: историко-культурное взаимодействие древнерусских княжеств и Золотой Орды.

3. Натиск с Запада: германские рыцари.

4. Русь в XIII–XV вв.: противодействие Литовско-Польскому королевству и Золотой Орде.

5. Внешняя политика Ивана IV Грозного.

6. Смутное время в России: польские интересы в России.

7. «Бунташный» XVII век: противники и

 

Литература:

Введение в культурологию / под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

Культурология: Учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. – М., 1997.

История и культурология: Учеб. пособие / под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000.

Десять веков русской истории: Учеб. пособие / В. В. Бровкин, А. В. Дмитриев, В. А. Миндолин, М. В. Першина / Новосиб. Гос. Ун-т. – Новосибирск, 2007. 347 с.

Георгиев, В. А., Георгиева, Н. Г. История России с древнейших времён до наших дней [Текст]: учебное пособ. / В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиев, А. С. Орлов, Т. А. Сивохина. – М., 2001.

Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история: учебное пособ. – М., 2001. – С 424–454.

http://pkr.orthgymn.ru

http://thepoem.narod.ru

 

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо рассмотреть географию расселения восточнославянских племён и народы, участвующими в формировании карты Восточной Европы в период раннего средневековья: с какими народами, государствами и культурами взаимодействовали восточные славяне в период складывания государства: греки – на юге и скандинавы и шведы – на севере, на востоке – «степняки»; указать те связи, которые связывали восточных славян с ними: торговые, хозяйственные, военные и пр. с VI по X вв. Осветить характер связей с печенегами и поляками в XI–XII в. Во втором вопросе нужно рассмотреть процесс распада Киевской Руси на отдельные княжества и обозначить причину этого процесса; представить историю создания Монголии и Золотой Орды, начала монгольских завоеваний, описать порядок армейской организации и методы ведения боевых действий; рассмотреть причины битвы на Калке и указать её значение для последующих политических, культурных, экономических отношений с монголо-татарами; охарактеризовать отношения древнерусских князей с монголо-татарами и обозначить основные этапы борьбы с ними. В третьем вопросе нужно указать причины завоевательных походов германских рыцарей на Восток; рассмотреть историю формирования Ливонского ордена и историю освобождения Новгорода и Пскова дружиной Александра Невского; охарактеризовать отношения князя с католическим западом и с Золотой Ордой, проанализировать политические решения Александра Невского в пользу сотрудничества с захватчиками с востока. В четвёртом вопросе нужно дать общую историческую справку о формировании нового Московского царства: охарактеризовать политическое противоборство русских княжеств и рассмотреть их союзничество с различными внешними силами в отстаивании первенства и независимости от княжества московского; рассмотреть становление одного из военных противников Древней Руси этого периода Литовско-Польского королевства и его претензии на овладение Русью; обозначить те изменения, которые происходили внутри Золотой Орды и как они отразились на взаимоотношениях с русскими князьями; рассмотреть значение Куликовской битвы и стояние на Угре (1480 г.) как этапных событий в освободительной борьбе русских против монголо-татарского нашествия и войны Ивана III 1487–1494 и 1500–1503 гг. с Великим княжеством Литовским за русские земли. В пятом вопросе необходимо рассмотреть отношения с Крымским и Казанским ханствами; рассказать о Ливонской войне и её исходе. В шестом вопросе необходимо указать причины политического кризиса в древнерусском государстве и обозначить польские интересы в отношении России; рассмотреть положение в России в периоды правления Лжедмитриев I и II, войны с Речью Посполитой в 1609 г. и в период «семибоярщины». Седьмой вопрос требует освящения истории войн Руси с европейскими завоевателями: шведами, поляками (Столбовский мир со Швецией 1617 г., Денулинское перемирие 1618 г., война с Польшей 1654–1667 гг.) и рассмотрения их влияния на русскую культуру; обозначить итоги нападения на Россию турок и крымских татар в 1667 г.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: тюрки, Хазария, степные народы, анты, Болгарское царство, Хорватское государство, сербские княжества, авары (обры), печенеги, поляне, путь «из варяг в греки», половцы, христианизация, кириллица, летописание, иконописание, первые русские святые, двоеверие, удел, период «феодальной раздробленности», ассимиляция и др.

 

Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):

Подготовитьдоклад на пять минут по следующим темам:

Религиозные верования древних славян.

Социальная культура славянских государств в эпоху развитого феодализма.

Политическая культура Московского государства

Учение Владимира Мономаха.

Культурно-историческое значение монголо-татарского нашествия для развития Руси.

Феномен двоеверия в русской культуре.

Борьба Новгорода с западной интервенцией.

Культурные связи России с Западом.

Освоение восточных территорий русскими.

Особенности взаимоотношений церкви и государственной власти в древнерусском государстве.

«Москва – Третий Рим» и др.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.