Раздел I. Основные управления грузовой и коммерческой работой — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Раздел I. Основные управления грузовой и коммерческой работой

2017-06-03 643
Раздел I. Основные управления грузовой и коммерческой работой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая учебная программа ……………………………………….  
Конспект лекций ………………………………………………………  
Задание на контрольные работы …………………………………….  
Методические указания студентам ………………………………….  
Методические указания преподавателям ……………………………  
Экзаменационные вопросы …………………………………………  
Экзаменационные билеты …………………………………………..  

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель преподавания дисциплины – научить студентов давать грамотную экономическую оценку техническим, технологическим и организационным мероприятиям в области совершенствования грузовой и коммерческой работы.

 

1.2 Требования к уровню основания содержания дисциплины

 

Изучив дисциплину, студент должен:

Знать и уметь использовать основные положения организации грузовой и коммерческой работы, методики определения технико-экономического эффекта: маршрутизации, концентрации грузовой работы на меньшем числе станций, механизации и автоматизации грузовой и коммерческой работы, организации контейнерных и пакетных перевозок, улучшение использования грузоподъемности вагонов.

Владеть техникой выполнения технико-экономических расчетов по указанным выше методикам.

 

1.3 Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – заочная

Курс - 3

Вид учебной работы   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические занятия  
Самостоятельная работа:  
Контрольная работа (количество)  
Экзамен (количество)  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины Лекции, час Практические занятия, час
  Основы управления грузовой и коммерческой работой    
  Концентрация и технические средства грузовой работы    
  Технология грузовых и коммерческих операций    
  Технология перевозок массовых грузов. Грузовые и коммерческие операции на путях необщего пользования    
  Перевозки грузов на особых условиях    
  Перевозка грузов в прямых смешанных сообщениях    
  Технология перевозки грузов в международных сообщениях    
  Ответственность по перевозкам    

 

1.4.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Основные управления грузовой и коммерческой работой

1.1. Задачи железных дорог в области совершенствования грузовой и коммерческой работы и повышения качества перевозок. Сфера коммерческой эксплуатации железнодорожного транспорта. Виды сообщений и классификация грузовых перевозок. Организационная структура управления грузовой и коммерческой работой. Понятие о транспортной логистике: структурная схема логистической системы, основные принципы технологии логистической системы.

Центры фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Структура и основные функции ЦФТО.

1.2. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации – правовая основа грузовой и коммерческой работы. Устав железных дорог и история его развития. Основные положения действующего Устава. Нормативные документы и руководства, издаваемые в соответствии с Уставом.

1.3. Планирование и маршрутизация перевозок.

Основы организации планирования. Показатели планов перевозок. Порядок разработки оперативных планов. Изменение плана, временные ограничения и запрещения погрузки. Порядок обеспечения погрузки сверх плана, вне плана и по предъявлению. Учет выполнения плана перевозки.

Маршрутизация перевозок с мест погрузки, ее значение. Виды отправительских маршрутов и их организация. Основные показатели маршрутизации. Эффективность маршрутизации.

 

 

Раздел IV. Технология перевозок массовых грузов.

Раздел V. Перевозки грузов на особых условиях

 

5.1. Технология перевозки опасных грузов. Классификация опасных грузов.

5.2. Технология перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Железнодорожные габариты. Классификация негабаритных грузов. Расчетная негабаритность. Условия перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Обеспечение безопасности движения при перевозке негабаритных грузов.

5.3. Технология перевозки скоропортящихся грузов.

Номенклатура скоропортящихся грузов и особенности их перевозки. Подвижной состав. Устройства для обслуживания перевозок скоропортящихся грузов.

 

 

Лабораторный практикум

Не предусмотрен

 

Практические занятия

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий
    Определение суточных грузо- и вагонопотоков, перерабатываемых на грузовой станции. Составление балансовой таблицы
    Определение оптимального количества ПРМ и продолжительности выполнения грузовых операций с группой вагонов
    Построение суточного плана графика

 

 

Самостоятельная работа

 

а) Контрольные работы №1, 2. Организация работы грузовой станции и путей необщего пользования.

б) Курсовая работа – не предусмотрена.

в) Курсовой проект – не предусмотрен

 

1.6 Учебно - методическое обеспечение дисциплины

1.6.1. Обязательная литература

 

1. Голубкин Б.П. Управление грузовой и коммерческой работой, грузоведение.: Уч.пос.- М.: РГОТУПС, 2007.- 215 с.

 

1.6.2. Дополнительная литература

 

2. Голубкин Б.П. Грузоведение, сохранность и крепление грузов: Курс лекций.- М.: РГОТУПС, 2007.- 141 с.

3. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. – М.: «Юртранс», 2005.

4. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортном. Сборник – книга 1 – М.: «Юртранс», 2005 - 712 с.

5. Величко В.И., Сотников Е.А., Голубев Б.Л. Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) при перевозках грузов по железным дорогам России. – М.: Интекст, 2001. – 184 с.

6. Величко В.И., Сотников Е.А., Винокурова Т.А., Голубев Б.Л. Основы транспортного экспедирования на железнодорожном транспорте. – М.: Интекст, 2009-96 с.

7. Прейскурант №10 – 01. тарифы на перевозки грузов и услуги инфракструктуры, выполняемые Российскими железнодорожными дорогами. Тарифное руководство №1. Часть 1. 2005.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

В процессе изучения дисциплины «Организация грузовой и коммерческой работы» студент должен выполнить две контрольные работы. Решение задач в контрольных работах является проверкой степени усвоения студентом теоретического курса, а рецензии на работу помогают доработать и правильно освоить различные разделы курса. К выполнению контрольных работ необходимо приступить после изучения необходимого теоретического материала по учебной литературе, предусмотренной рабочей программой по данной дисциплине и указанной преподавателем. По указанию преподавателя к работе подшивается комплект перевозочных документов.

Контрольные работы оформляют на стандартных листах формата А4. Графическая часть включает суточный план-график работы грузовой станции, который необходимо выполнить на отдельном листе карандашом и вложить в контрольную работу № 2.

В контрольной работе № 1 требуется:

1. Определить размеры грузо- и вагонопотоков по прибытию и отправлению;

2. Установить рациональную организацию вагонопотоков на станции;

3. Рассчитать потребное количество погрузочно-разгрузочных машин на грузовых пунктах;

4. Рассчитать нормы времени на выполнение грузовых операций на грузовых пунктах

В контрольной работе № 2 требуется:

1. Разработать суточный план-график работы станции и примыкающих подъездных путей;

2. Рассчитать основные показатели работы станции;

3. Дать описание комплекта перевозочных документов, рассчитать срок доставки грузов.

Выбор типов грузов, с которыми работает станция, осуществляется из табл. 1 по последней цифре учебного шифра. В табл. 1 приведены данные о годовом грузопотоке по каждому типу груза (числитель – прибытие, знаменатель – отправление груза в тысячах тонн в год). Перечень грузов приведен в табл. 2. Номер тарно-штучного груза окончательно выбирается по табл. 3 по предпоследней цифре учебного шифра.

Суточный план-график работы станции выполняют на отдельном листе бумаги в масштабе: горизонтальном (временном) 1ч = 3 см, начиная с 18 часов, вертикальном – в соответствии с заданными условиями, удобном для построения плана-графика и его чтения. Прежде всего, подготавливают сетку графика. По вертикали в левой части указывают технические устройства и маневровые локомотивы, предназначенные для выполнения всех операций с поездами (передаточными и маршрутными), вагонами и грузами:

Отдельными полосами показывают операции по подаче и уборке вагонов на грузовой двор, перестановке вагонов по фронтам на грузовом дворе, а так же работу маневрового локомотива станции (занятость по выполнению всех операций).

Вверху показывают прилегающий к станции участок, где наносят линии хода прибывающих и отправляемых поездов. Над линией указывают номер поезда. Далее откладывают на линии одного из путей приемо-отправочного парка прямоугольник, соответствующий продолжительности операции технического и коммерческого осмотра (нормы времени на операции указаны в п.4 исходных данных, используются выполненные ранее расчеты). Затем последовательно наносятся операции обработки составов, вагонов и грузов в системах станции согласно типовой технологии.

Каждую операцию показывают в соответствии с принятыми условными обозначениями в заданном масштабе времени.

При оформлении графической части на лист должно быть нанесено:

название графика;

схема станции;

ФИО студента, учебный шифр;

условные обозначения.

В процессе выполнения работы следует использовать следующие материалы, разработанные кафедрой:

1. Голубкин Б.П. Управление грузовой и коммерческой работой, грузоведение: уч. пособие – М: РГОТУПС, 2007г. – 13,5 пл.

2. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник – книга 1. – М.: «Юртранс», 2005.

3. Апатцев В.И., Сухопяткин А.Н. и др. Грузовые станции общего пользования: уч. пособие - М: РГОТУПС, 2005г. - 163 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования. Вузовская лекция - ключевой компонент дидактического цикла обучения. Ее цель - организация ориентировочной базы для последующего изучения студентами учебного материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает информацию, акцентирует внимание слушателей, увлекает их излагаемой темой, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к предмету и стремление пополнять знания. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Она не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радиотрансляцией, поскольку главным фактором, воздействующим на слушателей и определяющим эффективность восприятия и формирования знаний, является живое общение преподавателя со слушателями.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключения. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим учебным материалом, обозначается теоретическая и практическая значимость темы. Цели основной части лекции направлены на раскрытие содержания темы, изложение и конкретизацию ключевых идей и положений, на анализ явлений, связей, отношений. В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы и даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Традиционно в заключение студентам предоставляется возможность задать вопросы, но временное пространство для вопросов может быть задано и в основной части лекции.

Преподавателю важно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав студентов, приемы активизации внимания, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

Лекция знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого может представлять для студентов трудность. Кроме этого, в установочной лекции даются основные направления самостоятельной работы, а также особенности выполнения контрольных заданий.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное содержание учебной дисциплины обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития той отрасли науки, которую данная дисциплина представляет. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в период подготовки к контрольному мероприятию (экзамену или зачету).

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:

· отбор материала для лекции;

· определение объема и содержания лекции;

· выбор последовательности и логики изложения;

· подбор иллюстративного материала;

· выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки.

Определение объема и содержания лекции - второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую характеристику лекции

Выбор последовательности и логики изложения материала - следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться: методом индукции, дедукции или аналогии.

Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции - исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для итогового контроля знаний студентов ниже приведен примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине.

 

Сроки и форма проведения контроля должны соответствовать нормам, установленным требованиями Государственного образовательного стандарта, распоряжениями Министерства образования России, а также – соответствующими приказами по Московскому государственному университету путей сообщения (МИИТ).

 

 

конспект лекций по дисциплине

«Организация грузовой и коммерческой работы»

Классификация грузов.

 

Транспортная характеристика груза.

 

Ежесуточно к перевозке по железным дорогам предъявляется большое количество грузов (сырья, топлива, полуфабрикатов, готовых изделий, продукции сельского хозяйства).

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками, степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства груза составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выбора типа подвижного состава, складских обустройств, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Даже частичное изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению одного или более технических или технологических элементов перевозочного процесса. Например, переход от перевозки насыпью к перевозке в таре таких грузов, как цемент или минеральные удобрения, требует использования других типов подвижного состава, складов, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и применения упаковочных материалов и средств пакетирования.

 

Классификация грузов.

 

Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность (рис. 1.1.). Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.

 

Насыпные грузы.

К ним относятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих (частиц, кусков), обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью).

К насыпным грузам относятся: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо, кукуруза в зерне и початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушеный, мучка, вика, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. Эти грузы перевозят в вагонах – зерновозах. Другие зерновые культуры, а также муку, крупу и семена калиброванной кукурузы перевозят в таре и относят к подгруппе тарно-упаковочных грузов. Перевозка этих грузов производится в крытых вагонах. Предъявляемая к перевозке мука насыпью перевозится в специализированных вагонах – муковозах, оснащенных системой аэрирования.

Пригодность вагонов под погрузку зерновых грузов, муки определяется с участием представителей Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.

Зерновые грузы должны предъявляться к перевозке грузоотправителем при наличии у него сертификата качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.


 

 
 

 

 


Рис. 1.1. Транспортная классификация грузов

 


Перевозка зерновых грузов влажностью до 16%, в том числе зернобобовых культур до 17%, проса до 15%, семян масличных культур до 10%, семян подсолнечника до 8% включительно, производится на общих условиях.

Если влажность превышает допустимые размеры, то перевозка допускается лишь при соблюдении условий, определенных Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации и согласованных с перевозчиком.

Грузы, подконтрольные Государственной службе по карантину растений Российской Федерации, перевозятся в соответствии с правилами перевозок подкарантийных грузов на железнодорожном транспорте.

Зараженное зерно может перевозиться в адреса организаций, определенных Государственной инспекцией по карантину растений Российской Федерации для обработки или переработки такого зерна. После выгрузки такого груза грузоотправитель должен промыть вагоны и представить справку о промывке или обеззараживании подвижного состава.

Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (цемент, известь, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перевозятся насыпью в вагонах-хопперах, цементовозах, минераловозах, апатитовозах и специализированных крытых вагонах.

Промывка, очистка вагонов осуществляется грузоотправителем

К навалочным грузам относятся: твердое топливо, руда, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Как правило, навалочные грузы принимают к перевозке без счета мест. Различают навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (твердое топливо, руда, кирпич, лес), и грузы, подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения).

Перевозка первой группы навалочных грузов допускается на открытом подвижном составе, а грузов второй группы – в универсальных крытых и специализированных вагонах и контейнерах.

Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленными грузоотправителем дверными заграждениями (щиты, доски, горбыли и пр.)

Перед погрузкой грузов, подлежащих к перевозке насыпью или навалом, грузоотправитель должен заделать конструктивные зазоры вагонов для исключения просыпания в пути следования грузов на железнодорожные пути и загрязнения окружающей природной среды.

Перечень навалочных грузов, которые могут перевозиться навалом с указанием рода вагонов для использования, приведен в

 

Тарно-упаковочные и штучные грузы включают множество наименований промышленной продукции и товаров народного потребления. Эти грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест.

В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-упаковочные и штучные грузы подразделяются на четыре группы.

Первая группа – это грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их перевозят, как правило, в крытых вагонах и универсальных контейнерах.

Вторая, третья и четвертая группы – это тарно-упаковочные грузы, называемые тяжеловесными. Такие грузы перевозят на открытом подвижном составе, а иногда в контейнерах-кассетах.

 

К наливным относятся жидкие газы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах.

 

К живности относятся: крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери, птица всякая, живая рыба и рыбопосадочный материал, раки и пчелы.

В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования, все грузы могут быть классифицированы на 11 групп.

Первая группа – скоропортящиеся грузы, т.е. грузы, требующие защиты от действия высоких или низких температур окружающей среды. К ним относятся продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ.

 

Вторая группа – гигроскопичные грузы, способные поглощать свободную влагу воздуха. Поглощение влаги некоторыми грузами приводит к изменению массы объема, физико-химических свойств, к прямым потерям или порче груза. К этим грузам относятся: соль, сахар, цемент и др.

 

Третья группа – грузы, аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продукта.

 

Четвертая группа – грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении, перевозке могут привести к порче других грузов. К этим грузам относятся: рыбопродукты, кожсырье, табачные изделия, нефтепродукты.

 

Пятая группа – грузы, устойчиво сохраняющие свои физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие заметных изменений: минерально-строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы и т.д.

 

Шестая группа – навалочные грузы, теряющие при транспортировке свойство сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц: колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль и т.д.

 

Седьмая группа – слёживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозке происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоев груза. К ним относятся: цемент, глина, фосфоритная мука, торф и т.д.

 

Восьмая группа – опасные грузы, которые могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания, отравления или ожогов людей и животных, а также вызвать порчу или повреждение других грузов, подвижного состава, устройств и сооружений. К этим грузам относятся вещества, способные к образованию взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; самовозгорающиеся вещества; вещества, воспламеняющиеся от действия воды; легковоспламеняющиеся; едкие; ядовитые; радиоактивные; сильнодействующие ядовитые; взрывчатые и предметы ими снаряженные.

 

Девятая группа – грузы, которые в процессе перевозки и хранения способны к значительным потерям массы – овощи, бахчевые культуры, мясные продукты и т.д.

 

Десятая группа – живность.

 

Одиннадцатая группа – продукция машиностроения.

 

Рис. 1.2. Специальные марки

Специальная маркировка наносится на груз отправителем. Она предупреждает об особых свойствах груза, информирует персонал о способах перегрузки, перевозки и режимах хранения данной продукции. На рис. 1.2. показаны специальные марки и расшифровано их значение. На грузовые места с опасными грузами наносится специальная маркировка, характеризующая категорию опасности. Если грузовое место содержит грузы разной категории опасности, на нем должно быть соответствующее число ярлыков опасности.

При перевозке опасных веществ в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг и объемом не более 1 л, упакованных в деревянные или фанерные ящики, на наружную тару наносят надписи «В мелкой расфасовке», «Верх», а при наличии стеклянной тары – «Осторожно», «Стекло».

 

Физико-химические свойства

 

Физико-химические свойства характеризуют состояние груза, его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, вредно воздействовать на подвижной состав, складские емкости, погрузочно-разгрузочные машины и устройства, другие грузы, а также на здоровье людей. От физико-химических свойств в большой степени зависят выбор условий перевозки, перегрузки и хранения груза и основные требования к его таре и упаковке.

Физические свойства. Гранулометрический состав характеризует количественное распределение частиц (кусков) насыпных и навалочных грузов по крупности. В зависимости от гранулометрического состава насыпные и навалочные грузы делятся на группы (табл. 1.1.) Т а б л и ц а 1.1.

Наименование группы Размер типичных частиц (кусков), мм Наименование группы Размер типичных частиц (кусков), мм
  Особо крупные Крупнокусковые Среднекусковые Мелкокусковые     Более 320 160 – 320 60 – 160 10 – 60     Крупнозернистые Мелкозернистые Порошкообразные Пылевидные   2 – 10 0,5 – 2 0,05 – 0,5 Менее 0,05

 

Гранулометрический состав оказывает значительное влияние на такие свойства груза, как сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию, уплотнению.

Сыпучесть – способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть груза характеризуется величиной угла естественного откоса и сопротивлением сдвигу.

Углом естественного откоса называется двугранный угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Величина угла естественного откоса зависит от рода груза, его гранулометрического состава и влажности.

Различают угол естественного откоса груза в покое и в движении. Величина угла естественного откоса в покое больше, чем в движении. В табл. 1.2. приведены значения угла естественного откоса в покое и движении для наиболее распространенных навалочных грузов.

 

 

  Наименование груза Угол естественного откоса α, град   Наименование груза Угол естественного откоса α, град
в покое в движении в покое в движении
  Каменный уголь Кокс Известняк Гравий Торф   27 – 45 30 – 35 37,5 – 51,5 30,5 – 45 45 – 50     20 – 40 27 – 31 35 – 40 28 – 39 39 – 45     Щебень Песок Глина Шлак Руда   40 – 45 34,5 – 40 40 – 45 37 – 50,5 35 – 37,5   35 – 40 37 – 41,5 35 – 38

 

При воздействии на груз динамических нагрузок, особенно вибрации, угол естественного откоса может снижаться до нуля.

Сопротивление сдвигу объясняется наличием сил трения частиц материала между собой и сил их сцепления.

Значительными силами сцепления частиц вещества обладают влажные и плохосыпучие грузы – вязкие материалы. С ростом влажности груза возрастают и силы сцепления. У некоторых грузов при увеличении влажности до критического значения вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта.

Скважистость определяет наличие и величину пустот между отдельными частичками груза и оценивается коэффициентом скважистости:

 

εс = (Vшт – Vгр) / Vшт,

 

где Vшт – геометрический объем штабеля груза, м3;

Vгр – объем груза без учета суммарного объема пустот между отдельными его частицами, м3.

Пористость характеризует наличие и суммарный объем внутренних пор и капилляров в массе груза и оценивается коэффициентом пористости:

 

εп = Vк / Vгр,

 

где Vк – суммарный объем внутренних пор и капилляров, м3.

 

Способность уплотняться характеризуется коэффициентом уплотнения (табл. 1.3.) [22]:

 

ку = V' гр / V''гр,

 

где V' гр, V''гр – объем груза соответственно до и после уплотнения, м3.

 

 

Наименование груза Коэффициент уплотнения Наименование груза Коэффициент уплотнения
  Апатит порошкообразный Гипс Глинозем Земля формовочная Зола Известняк мелкокусковой и порошкообразный Криолит порошкообразный Мука   1,2 1,14 – 1,52 1,13 – 1,2 1,13 – 1,34 1,05 – 1,08   1,09 – 1,18 1,17 – 1,23 1,08 – 1,13   Опилки древесные Отруби Песок Сода кальцинированная Соль поваренная Торф Уголь каменный Цемент Шлак   1,29 – 1,4 1,3 1,16 – 1,29 1,08 – 1,17 1,11 – 1,14 1,11 – 1,14 1,2 – 1,21 1,15 – 1,19 1,2 – 1,28

 

Уплотнение происходит под действием на груз статических или динамических нагрузок, за счет заполнения пустых пространств и более компактного расположения отдельных частиц груза относительно друг друга. Степень уплотнения в значительной степени зависит от гранулометрического состава, пористости и скважистости груза. Она является важным фактором повышения статической нагрузки вагона.

Хрупкость – способность некоторых грузов при механическом воздействии разрушаться, минуя состояние заметных пластических деформаций. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций необходимо хрупкие грузы укладывать и закреплять в соответствии с требованиями [3], избегать бросков, ударов, падений отдельных грузовых мест и т. д. Тара и упаковка таких грузов должны быть исправными и обеспечивать их сохранность от разрушения. К хрупким относятся изделия из стекла и керамические, различная аппаратура, приборы, шифер т. д. Некоторые грузы могут приобретать свойство хрупкости при пониженной температуре. Так, олово становится хрупким при температуре ниже - 15°С, резина – 45÷50°С.

Пылеемкость – способность грузов легко поглощать пыль из окружающей атмосферы. Поглощение пыли приводит к порче материалов или вызывает необходимость очистки продукции от пыли перед употреблением ее в производстве. Повышенной пылеемкостью отличаются волокнистые материалы, ткани, меховые изделия, грузы повышенной влажности и т. д.

Распыляемость – способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния от места расположения груза. Яркий пример этого явления – пыление при перегрузочном и перевозочном процессах угля, цемента, муки, зерна, фрезерного торфа и других грузов.

Пыль обладает повышенной способностью адсорбировать из окружающей среды газы, пары и радиоактивные вещества. Это особенно вредно при наличии в воздухе отравляющих вещес


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.