Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-03 | 326 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Управленческие решения – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации.
УР могут быть классифицированы, например, по следующим признакам:
- по степени формализации (см. выше);
- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и неточной информации);
- по длительности последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
- по уровням планирования (стратегические, тактические и оперативные);
- по частоте или повторяемости (одноразовые или повторяющиеся, рутинные);
- по степени охвата (общие для всего предприятия и узкоспециализированные);
- по виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно);
- по числу ЛПР (единоличные, индивидуальные или групповые, коллективные);
- по организационному распределению (централизованные и децентрализованные);
- по господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные);
- по учету изменения данных (жесткие и гибкие);
- по степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга);
- по сложности (простые и сложные) и т.д.
Необходимость введения различных классификаций УР вызвана тем, что выделяемые в их результате решения требуют принципиально разных методов, а иногда даже принципов анализа. Построение классификаций УР может быть полезно менеджеру для формирования своеобразных метарешений, т.е. решений относительно самих решений, относительно того, к какому классу их отнести и какие подходы применить.
Процесс принятия решения
|
Процесс принятия решений в менеджменте играет ключевую роль, так как они являются главными управленческими воздействиями на трудовой коллектив, партнёров, внутреннее производство, ценовую политику и прочие основные вопросы функционирования предприятия. В каждой компании или некоммерческом предприятии имеется своя система принятия решений, основанная на коллегиальном или индивидуальном подходе; от взвешенности или спонтанности принятия решений во многом зависит корпоративная культура, доверие и уважение к руководству.
Рассмотрение сущности процессов принятия решений начнём с формулировки определений.
Решение — это выбор альтернативы, одного варианта из двух или нескольких. В управлении принятие решения более систематизированный процесс по сравнению с личной жизнью. Менеджер делает выбор не только для себя, но и для организации и других работников. В верхних эшелонах власти порой принимают решения, связанные с миллиардами и миллионами рублей, многими тысячами людей. Ответственность за принятие важных организационных решений — тяжелое моральное бремя. Поэтому руководители не могут принимать необоснованные решения.
Организационные решения. В области принятия решений можно выделить четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия в характере решений, принимаемых на разных уровнях. В современном сложном, быстро меняющемся мире многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многие вопросы.
Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к целям, поставленным перед организацией. Поэтому наиболее эффективный организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
|
Алгоритмические решения — это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математических задач. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Например, если от начальника финансового отдела потребовали вложить избыточную наличность в депозитные сертификаты или облигации города (в зависимости от того, что именно в данное время обеспечивает наибольшую прибыль на инвестированный капитал), то выбор определяется результатами простого расчета по каждому варианту и выявлением более выгодного.
В организациях алгоритмируют решения для часто повторяющихся ситуаций. При этом необходимо сообщать об основах методологии принятия алгоритмических решений тем, кто этой методологией пользуется. Неясность в связи с процедурой принятия решений порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру.
Неалгоритмические решения требуются в ситуациях, которые в той или иной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Эти решения опираются на теоретические знания и опыт. Руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу таких решений часто можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать систему управления, как усилить мотивацию подчиненных. В каждом подобном случае руководитель может выбирать решения из множества вариантов.
На практике немногие управленческие решения оказываются чисто алгоритмическими или неалгоритмическими. В большинстве случаев решения сочетают элементы того и другого.
Компромиссы. Практически во всех случаях затруднительно, если вообще возможно, принятие решения, не имеющего отрицательных последствий. Каждое решение или выбор, затрагивающие предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей. Вот почему следует рассматривать организацию с позиций системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.
|
Эффективно работающий руководитель понимает, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки и даже значительные. Он принимает решение, которое с учетом всех факторов наиболее желательно с точки зрения конечного эффекта. Эффективные менеджеры не позволяют недостаткам решений парализовать их волю и отказаться от принятия решений. Не следует забывать, что отказ от выбора тоже может быть хорошим решением.
Подходы к принятию решения.
Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. Это то, что можно назвать озарением или шестым чувством. Менеджерам часто приходится опираться на интуитивные суждения. Юридические нормы допускают, а до 80% руководителей заявляют, что им случалось решать серьезные проблемы лишь благодаря неформальному диалогу в узком кругу и интуиции, которой обладают талантливые менеджеры.
Решение, основанное на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями, накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы прогнозировать результат выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях часто повторяются. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде. Вот почему наниматели, как правило, придают большое значение опыту при найме на работу.
Поскольку решения на основе суждения принимаются в голове управляющего, они быстры и дешевы, опираются на здравый смысл, однако истинный здравый смысл встречается редко. Одно лишь суждение будет недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна. Суждение невозможно в подлинно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основывать логический выбор.
Рациональные решения, в отличие от основанных на суждении, зависят от прошлого опыта.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!