Смерть (аджаль) и жизнь после погребения(сура, аят и хадис). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Смерть (аджаль) и жизнь после погребения(сура, аят и хадис).

2017-06-03 2981
Смерть (аджаль) и жизнь после погребения(сура, аят и хадис). 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Смерть в Исламе – это не конец, а начало. Смерть считается событием завершающим мирской этап в жизни человека, вехой, с которой начинается другой мир, другая форма бытия. По этому поводу богословы сказали: «Для того, кто умер, Судный день уже наступил». Коран, подтверждая неизбежность человеческой смерти, говорит: «Всякая душа вкушает смерть » (3:3);

«Всякий живущий на земле – смертен. Вечен лишь лик Господа твоего, Преславного и Достохвального (Рахман:26,27). Ислам акцентирует внимание человека не на самой смерти, а на том, с каким багажом человек пришел к этому моменту. После смерти человека ждет настоящая жизнь, жизнь в могиле и жизнь Судного дня. Более того, смерть рассматривается как пробуждение от иллюзий мирской жизни. В связи с этим мусульманские богословы сказали: «Люди спят, и просыпаются лишь со смертью». И чтобы верующие проснулись еще при жизни, Пророк (с.а.в.) дал совет: «Чаще вспоминайте уничтожительницу наслаждений (т.е. смерть)».

По исламскому вероучению человеческая сущность представляет собой две субстанции: тело и душу. Тело – это тленная субстанция материального мира, состоящая из определенных химических элементов. Душа – это бессмертная субстанция духовного мира, и неизвестно, что она из себя представляет.

Считается, что Аллах точно определил для каждого человека продолжительность жизни и срок смерти, и никто не в состоянии прожить менее или более предписанного. Однако, этот срок известен только Аллаху. В Коране сказано: «Воистину, только Аллах знает, когда наступит Судный час. Он ниспосылает дождь, знает, (каков плод) в утробах. Ни один человек не знает, что с ним случится завтра; и ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах –Знающий, Ведающий».

Могила – это место в загробном мире, где душа человека уже начинает получать либо награду, либо наказание. Согласно исламской догматике, когда наступает смертный миг человека, Аллах посылает к нему ангелов. В Коране сказано: «Он – владыка над своими рабами и посылает (ангелов), чтобы они оберегали вас, пока к кому-нибудь из вас не придет смерть. (И тогда) упокоят его наши посланцы, - а они ничего не упускают» (Ангам:61). Ислам учит, что к верующим и праведникам эти ангелы приходят в прекрасном облике, а к неверным и грешникам в устрашающем и пугающем. О первых в хадисе Пророка (с.а.в.) сообщается: «…они белолицые, солнцеликие и приносят с собой райский саван…», о вторых, в этом же хадисе сказано: «…они могучие черноликие и приносят с собой грубую материю из Ада…».

После этого приходит ангел смерти, садится у изголовья человека и говорит верующему: «О прекрасная душа выйди (чтобы приблизиться) к божьему прощению и довольству». Что же касается неверных и грешников, то ангел смерти им говорит: «О гадкая душа выйди (чтобы постичь) гнев божий». Тело первого душа покидает с легкостью, а тело второго – очень тяжело, доставляя страдания.

Коран сообщает о том, что душа, покинувшая тело изъявляет желание вернуться в него, чтобы исправить ошибки, допущенные при жизни. «Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: «Господи! Верни меня (в этот мир): быть может, я совершу праведное дело в том, чем я пренебрег». Так нет же! То, что он говорит, всего лишь (пустые) слова. Позади тех, кто из мира, (будет) преграда до того, как их воскресят» (23:99-100).

Согласно преданиям в предсмертные мгновения к человеку приходит сатана. Некоторые богословы считают, что он приходит в образе родителей умирающего, чтобы совратить его и лишить веры. А согласно некоторым преданиям умирающий ощущает сильную жажду, и в этот момент сатана приходит к нему и приносит сосуд с водой, предлагая воду в обмен на веру.

Душа, покинувшая тело, устремляется в небеса. Как сказано в одном из хадисов, душа верующего достигает седьмого неба, а душу неверного не допускают даже за границы первого. После этого души возвращаются на землю, к своим телам, которые к тому времени уже бывают захоронены в могилах.

Далее в хадисах сообщается, что к душе приходят два ангела Мункар и Накир. Мусульманское вероучение рисует их страшными, черно-синими. Они заставляют покойного сесть и задают три вопроса: «Кто твой Господь?», «Какова твоя религия?», «Кто твой пророк?» или «Что ты говорил об этом человеке? (имея в виду Пророка Мухаммада (с.а.в.))». Верующий удачно отвечает на эти вопросы, а неверный затрудняется ответить на них.

После этого покойные в зависимости от ответов на упомянутые вопросы, и в зависимости от деяний, совершенных при жизни, начинают получать либо награду, либо наказание. Один из хадисов по этому поводу сообщает: «Могила – это один из садов Рая или одна из ям Ада». Кроме этого, человек, лежащий в могиле, будет видеть свое будущее место в Раю или Аду.

Также мусульманские предания сообщают о том, что человек, лежащий в могиле, может знать о событиях, происходящих в мире живых. На это указывает хадис о том, что покойный слышит шаги людей, уходящих от его могилы после похорон, а также хадис, где рассказывается, что Пророк Мухаммад (с.а.в.) после битвы при Бадре разговаривал с погибшими язычниками и на вопрос Умара ибн аль-Хаттаба ответил: «Они слышат меня лучше, чем ты, но только ответить не могут».

Мусульманские богословы разошлись в мнения относительно вопроса о возможности помочь покойным каким-либо праведными деяниями. Однако, в ханафитской среде считается, что праведные деяния живых, адресованные покойным, могут облегчить участь или улучшить состояние последних.

Согласно исламскому вероучению в таком состоянии все усопшие будут находиться вплоть до воскрешения в Судный день.

Аджаль (смерть).

Слово «аджаль» означает определенное и назначенное чему-то вре­мя. В терминологии «аджалем» называют определенное время, конец срока жизни человека и других одушевленных созданий. Множественное число от слова «аджаль» - «аджааиль».

У каждого человека, у каждой нации есть свой аджаль. Он один и предопределен Всевышним Аллахом. Так как Оживляющим, Дающим пропитание и Умертвляющим является Сам Аллах, то и Предопределяю­щий аджаль тоже Он. Сказано в Священном Коране:

«Мы предопределили вам смерть». (Сура «Аль-Вакыга», 60 аят)

Аджаль не приходит ни раньше, ни позже положенного времени. Сказано в Священном Коране:

«И у каждой общины - свой срок. Когда наступает их срок, они не могут ни задержать [его, хотя бы] на час, ни опередить». (Суры «Аль-Араф», 34аят; «Юнус», 49 аят)

«Но никогда Аллах не даст отсрочки человеку, чей смертный час настал». (Сура «Аль-Мунафикун», 11 аят)

Аджаль не меняется ни по какой причине. Хадис, сообщающий, что бла­гие деяния и пожертвования продлевают срок жизни человека, толкуется учеными Ахли Сунна следующим образом: Пророк (С.Г.В.) сказал это для того, чтобы призвать людей к совершению благих дел; «продление срока жизни» означает «иметь жизнь, далекую от бед, в счастье, в спокойствии, полным сил». Или же это понимается так: Аллах дал этим лю­дям долгую жизнь, вечно зная, что они будут совершать благие дела.

Все Исламские течения пришли к единогласию, что умерший нена­сильственной смертью человек умер согласно своему аджалю. Но есть раз­ногласия об убитом человеке: умер он согласно своему аджалю или нет.

По мнению ученых Ахли Сунна, убитый умер согласно своему аджа­лю. Потому что аджаль - это смерть человека. Если человек не был бы убит, то он в это время мог как умереть, так и не умереть. Причиной того, что убийца заслуживает наказание, несмотря на то, что он никак не повлиял на аджаль, является приказ Всевышнего Аллаха: «Не убивайте человека». («Ан-Ниса»: 29 аят; «Аль-Ангам»: 151 аят)

Убив человека, он нарушил закон Аллаха и совершил своей свобод­ной волей действие, не одобряемое Аллахом.

Поэтому мы должны беречь наше здоровье, избегать того, что опасно для нашей жизни, не расходовать понапрасну время, трудиться для этой жизни так, как будто не умрем никогда, и трудиться для Ахира так, как будто умрем завтра.

Человек должен выполнять свои обязательства вовремя и не остав­лять их на потом, потому что он не знает, когда закончится его жизнь и придет смертный час.

Жизнь после погребения.

Существует два явления, называемые Концом Света. События, начинающиеся со звучания Сура Ангела Исрафиля, называются Большим Концом Света. А смерть человека носит название Малый Конец Света.

Смерть и начинающийся с нее второй период в последующей вечной жизни, который длится до воскрешения из мертвых, называется «Барзах» или «жизнь после погребения». Каждый человек будь то, захороненный в земле, или утонувший и оставшийся на морском дне, или находящийся в желудке какого-нибудь хищного животного или птицы, сгоревший дотла, чей пепел рассеялся ветром, все равно переживает период «Барзах» и непременно будет воскрешен в Судный день.

После того, как человека захоронят, к нему придут два ангела Мункар и Накир и начнут задавать вопросы усопшему. Они спросят у него: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк?» Люди верующие и совершавшие благие дела дадут верные ответы. Неверующие и лицемеры же не смогут правильно ответить. Для них откроются врата Ада, где они увидят все его муки. Неверующие испытают мучения, а верующие люди будут жить без печали и ограничений среди благ и милостей. Есть ряд аятов и хадисов, которые рассказывают о том, что в Барзахе есть и блаженства, и страдания.

В одном из священных аятов говорится следующее: «Фараона и его людей бросают в огонь утром и вечером. А в день Конца Света будет сказано: «Бросьте род фараона в самый сильный огонь». (Сура «Аль-Гафир», 46 аят)

То есть еще до наступления Судного дня, находясь в Барзахе можно испытать муки.

«Аллах (проявляя свою милость и благоволение) укрепляет сло­вом истины верующих мусульман в бренном мире и в последующем вечном» .(Сура «Ибрахим», 27 аят)

11 аят из Суры «Аль-Гафир» свидетельствует о муках Барзаха:

«Они (неверующие) скажут: «Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали наши грехи. Есть ли какой-нибудь путь к выходу (из этого мучительного наказания)?»

Первая смерть, о которой говорится в аяте - это конец земной жизни Вторая смерть, последовавшая после первого воскрешения в могиле, в Барзахе, а второе возвращение к жизни - это воскрешение из мертвых.

Ибн Аббас (Р.Г.) передает: «Однажды Посланник Аллаха (С.Г.В.) проходя мимо двух могил, сказал об их обитателях: «Они сейчас испытывают большие мучения, но не из-за больших грехов: один из них сплетничал, а другой не совершал должным образом очищения от мочи». Затем он сорвал свежую пальмовую ветвь и, разделив ее пополам, воткнул обе части в изголовья могил и сказал: Они будут облегчать их мучения, пока не засохнут». Бухари

Наш Пророк (С.Г.В.) уже в другом хадисе сказал следующее: «Могила - это или один из садов Рая, или же одна из ям Ада». Тирмизи

Еще в одном хадисе Посланник Аллаха (С.Г.В.) сказал следующее:

«Когда покойника положат в могилу, придут два черно-синих ангела по имени Мункар и Накир. И они спросят у него: «Что ты можешь сказать о человеке, которого звали Мухаммад?» Покойник же ответит: «Он - Посланник Аллаха и раб Его. Я свидетельствую о том, что нет другого Бога, кроме Аллаха. Мухаммад - Его раб и Посланник». На это ангелы ему ответят: «Мы знали, что ты ответишь именно так». Затем они расширят пространство его могилы на 70 аршин и осветят ее. Затем ангелы скажут ему: «Ложись и спи». А он им скажет: «Сообщите моей семье о моем положении». Ангелы же, в ответ на это скажут: «Ты продолжай спать так, как и брачную ночь, зная, что тебя разбудит очень любимый тобой человек. Спи так до самого Судного дня». Если мертвец окажется неверующим или лицемером, то он скажет ангелам так: «Я слышал, что люди говорили о Мухаммаде, и поэтому повторял их слова. Больше я ничего не знаю». Ангелы ответят ему: «Мы знали, что ты нам скажешь эти слова». Потом Раздастся голос, который скажет: «Сожми земля этого человека, как мож­но сильнее». И начнет тогда земля сжимать умершего, как в тисках... До тех пор, пока не сотрет его в порошок. И до самого Судного дня он будет продолжать испытывать эти муки» Тирмизи

В «Муснаде» имама Ахмада и других сборниках приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара бин Азиба, (Р.Г.), сообщившего, что посланник Аллаха, (С.Г.В.), сказал:

«Когда верующий раб отправляется в мир иной, покидая мир этот, к нему спускаются с небес ангелы, лица которых сияют как солнце. С собой они приносят саваны и благовония из рая и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, который усаживается у его изголовья и говорит: "О душа добрая, изыди к прощению и благоволению Аллаха!" И, душа, начинает выте­кать из его тела, подобно воде, вытекающей из меха, и ангел смерти принимает её, другие же ангелы не оставляют эту душу в его руках ни на миг, но забирают её и заворачивают в саван из рая и умащают её благовониями из рая, после чего от неё начинает исходить благоухание, подобное благоуханию лучше­го мускуса, и они возносятся вместе с ней вверх».

Далее пророк (С.Г.В.)сказал:

«Что же касается раба неверного, то когда он покидает мир этот, спускаются к нему с небес ангелы с чёрными лицами, кото­рые приносят с собой грубые власяницы и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, садится у его изголовья и говорит: "О душа скверная, изыди ко гневу и ярости, Аллаха!"—, после чего он выхватывает её из тела, подобно тому, как выдирают зазубренное железо из мокрой шерсти, а другие ангелы сразу же забирают её, чтобы завернуть в одну из этих власяниц, йот неё начинает исходить самое отвратительное зловоние,которое только бывает на земле, а потом они возносятся с ней».

Итак, после смерти происходят великие и важные события, часть которых имеет место в могиле, а часть произойдёт после воскресения из мёртвых.

После того, как покойного укладывают в могилу, он подвер­гается испытанию, так как к нему являются двое ангелов, кото­рые спрашивают его: «Кто Господь твой? Каково твоя религия? Кто тот человек, который был послан к вам!» Что касается ве­рующего, то он ответит: «Мой Господь - Аллах, а моя религия – Ислам»,– в ответ же на третий вопрос скажет: «Он - раб Аллаха и посланник Его». Что же касается неверного, то он на все вопросы будет отвечать: «Ха! Ха! Не знаю», – а лицемер или сомневаю­щийся скажет так: «Не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и повторял то же самое»

После испытания, которому покойный подвергается в моги­ле, он останется там до самого Дня воскресения, испытывая бла­женство или подвергаясь мучениям, что касается и тела, и духа, или же одного только духа.

Об испытании, которое ждет каждого в могиле и которое связано с вопросами двух ангелов, говорится во многих аятах и хадисах, где сообщается также о блаженстве или мучениях, во что необходимо верить в целом и в частностях, но мы не будем говорить о том, как именно это будет происходить.

Указания, свидетельствующие об этом: Аллах Всевышний сказал: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином...» (Сура «Ибрахим», 27 аят)

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара бин Азиба, (Р.Г.), сообщившего, что пророк, (С.Г.В.) сказал:

«После того, как верующего усадят в могиле его, к нему при­дут, и он принесёт свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, на что и указыва­ют слова Всевышнего (Сура «Ибрахим», 27 аят):

«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином...»

В хадисе, приводимом в «Муснаде» имама Ахмада, со слов аль-Бара бин Азиба, (Р.Г.), начало которого было приведено нами выше, сообщается также, что сначала ангелы воз­носятся с духом покойного, а потом возвращают его на землю.

Посланник Аллаха, (С.Г.В.), сказал:

«И его дух возвратят в тело, после чего к нему придут два ангела, усадят его и скажут ему: «Кто Господь твой?» Он отве­тит: «Господь мой – Аллах». Потом они спросят: «Какова твоя религия?» Он ответит: «Моя религия – ислам». Потом они спро­сят его: «Кто тот человек, который был послан к вам?» Он отве­тит: «Он - посланник Аллаха». Тогда они спросят его: «Откуда ты знаешь это?» Он ответит: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё». И тогда с небес раздастся голос: «Раб Мой сказал прав­ду, постелите же ему постель из рая и откройте перед ним врата рая»-, после чего его охватит радость и он станет испытывать райское блаженство, а могила его станет просторной, насколь­ко хватает глаз»

Что же касается неверного, то о нём посланник Аллаха, (С.Г.В.) сказал так:

«И дух его возвратят в тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: «Кто Господь твой?» Он ответит: «Ха! Ха! Не знаю». Тогда они спросят: «Кто тот человек, кото­рый был направлен к вам?» Он снова ответит: «Ха! Ха! Не знаю», – и тогда с неба раздастся голос: «Лгал он, постелите же ему ложе из огня и откройте перед ним врата ада!» – после чего его охватит жар ада, и могила его станет узкой и перемешаются меж­ду собой его ребра».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Анаса бин Малика,(Р.Г.), сообщившего о том,что посланник Аллаха (С.Г.В.)сказал:

«После того как раба Аллаха положат в могилу его, а хоро­нившие его уйдут, и он услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: «Что скажешь ты об этом чело­веке?» И верующий ответит: «Свидетельствую, что он - раб Алла­ха и посланник Его»-, после чего ему скажут: «Посмотри на место своё в огне, которое Аллах заменил тебе на место в раю!»-, и он увидит и то, и другое. Что же касается лицемера, то когда его спросят: «Что скажешь ты об этом человеке?»-, он ответит: «Не знаю, я говорил то же, что и другие люди». Тогда они ска­жут: «Ты не знал и не читал»-, и нанесут ему удар железными молотками, а он закричит так, что крик этот услышат все находящиеся вокруг него, кроме людей и джиннов».

Сообщается также, что пророк, (С.Г.В.), обращался к Аллаху с мольбами защитить его от мучений могилы и повелевал дру­гим делать то же самое, о чем свидетельствуют многие хадисы.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.