Основные тенденции в развитии культуры западноевропейского средневековья — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основные тенденции в развитии культуры западноевропейского средневековья



 

Римская культура II–IV вв. Иудео-христианские секты и формирование христианской кулььтуры катакомбного периода. Христианство и язычество. Раннехристианское искусство и его особенности. Никейский собор 325 г. и образование государственной церкви. Изменения в культуре римского общества. Традиции и новации. Формирование христианского храмового комплекса: базилика, мартирий, баптистерий. Икос и икона. Жития и житийные циклы в живописи. Прикладное искусство.

Рим и варвары. Культура германских народов накануне завоевания Римской империи. Вестготское королевство в Испании и его культура. Королевство Теодориха в Италии. Равенна и ее памятники. Франкская культура эпохи Меровингов. Империя Карла Великого. «Каролингское Возрождение» и его особенности. Памятники Аахена и Лорша.

Культура Западной Европы IX–XI в. Германия и «Оттоновское возрождение». Роль церкви в формировании культуры Романского периода. Романская базилика и ее особенности. Средневековый скрипторий. Феодальный замок и его культура. Трубадуры. Рыцарский роман. Скульптура и прикладное искусство.

Западноевропейская культура XII–XV вв. Формирование средневекового города. Город и его структура. Цех и цеховое ремесло. Шедевр. Городская культура средневековья. Понятие «готика». Роль Франции в формирование готической архитектуры. Сен Дени. Эпоха Великих соборов: Шартр, Реймс, Руан, Нотр-Дам. Национальное интернациональное в культуре XIV–XV вв. Интернациональная готика. Формирование национальных государств и особенности их культуры. Истоки Проторенессанса в Европе XIV в. Готика и Ренессанс в XV в.

 

Тема 3

Школа в средние века

 

Школьное образование в раннем средневековье. Влияние каролингского и оттоновского Возрождения на расширение школьного образования. Античная традиция как основа характера образования.

Особенности византийской начальной (пропедиа) и средней (энкиклиос педиа) школы. Тривиум и квадривиум как основа средневековой образованности. Содержание и назначение каждого из семи свободных искусств. Диалог как метод преподавания. Учебники, компендиумы, вопросники.

Два этапа в развитии школы в средневековой Западной Европе. Нецерковные школы в системе городской культуры. Роль школы в подготовке процесса возникновения университетов в Западной и Центральной Европе.

 

Тема 4

Книга и библиотека в средние века

 

Рукописная книга как памятник материальный, идейный и художественный. Материал письма, чернила. Свиток и кодекс. Унциал и минускул. Декор книги. Монастырский этап в истории западноевропейской средневековой книги. Эволюция в изготовлении книг в Византии. Монастырские и дворцовые скриптории. Университетские и городские скриптории в Западной Европе. Регламент работы скрипториев. Общее и различное в изготовлении рукописной книги в Западной Европе и Византии.



Средневековые монастырские, дворцовые, университетские и частные библиотеки. Связь книгохранилищ со скрипториями. Библиотеки монастырей Нотр-Дам, Сан-Виктор. «Библиономия» Ришара де Фурневилля, «Филиобиблион» Ричарда де Бери.

Ранние византийские библиотеки (Синайская библиотека монастыря св. Екатерины, императорская, Александрийская). Древнейшие рукописные кодексы. Библиотека Фотия (IX в.). «Мириобиблион». Византийские монастырские библиотеки.

 

Тема 5

Средневековые университеты

 

Высшее образование в раннесредневековый период. Византийский аудиториум. Европейские средневековые университеты как явление. Значение нецерковных школ XI–XII вв. для возникновения университетов. Французские, итальянские и испанские университеты. Университет как корпорация. Университеты XIV–XV вв.

Организационные основы деятельности университетов. Выборы ректора и его обязанности. Факультеты и нации как корпоративные единицы. Функции декана. Педели.

Ученые степени и их получение: бакалавры, лиценциаты, магистры (доктора).

Учебный процесс. Лекции ординарные и субординарные. Практикумы: репетиции и диспутации. Роль диспута в университетской жизни. Диспутацио де кволибет. Схоластика как норма университетского образования.

Быт студентов. Бурсы и коллегии. Депозицио корнуум. Нравы студентов. Отношения университетов и городов. Поэзия вагантов.

 

Тема 6






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.