Европейская средневековая цивилизация — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Европейская средневековая цивилизация



СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Программа факультативной дисциплины

(Стандарт ПД-СД)

 

Екатеринбург


УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

____________ С.А. Рогожин

(подпись)

__________

(дата)

 

 

Программа дисциплины «Средневековая цивилизация» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности «История» (020700) по циклу дисциплин специализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

 

Семестр IV

Общая трудоемкость дисциплины 80 часов, в том числе:

лекций 46

семинаров –

практических работ –

самостоятельная работа 34

Контрольные мероприятия:

рефераты –

коллоквиумы –

контрольные работы –

другие –

 

Составители:

ПОЛЯКОВСКАЯ МАРГАРИТА АДОЛЬФОВНА,

д. и. н., профессор кафедры истории древнего мира и средних веков,

СТЕПАНЕНКО ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ,

д. и. н., профессор, зав. кафедры истории древнего мира и средних веков,

КУЩ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА,

к. и. н., доцент кафедры истории древнего мира и средних веков,

МОХОВ АНТОН СЕРГЕЕВИЧ,

к. и. н., доцент кафедры истории древнего мира и средних веков,

Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

 

 

Рекомендовано к печати Ученым советом исторического факультета

Протокол заседания №6 от 25 марта 2010 г.

 

© Уральский государственный университет, 2010.

© Поляковская М. А., составлено 2010.

© Степаненко В. П., составлено 2010.

© Кущ Т. В., составлено 2010.

© Мохов А. С., составлено 2010.


I. ВВЕДЕНИЕ

 

1. Цель курса: расширить границы формируемого в рамках общего лекционного курса «Истории средних веков» понятия «средневековая цивилизация» за счет пласта общекультурных и психолого-социальных (ментальных) проявлений эпохи.

2. Задачи курса: определить – в соответствии с презентуемым материалом – параметры характеристики средневековой цивилизации; сформировать понятие «homo medievalis» и принципы его идентичности средневековой эпохе в конкретном пространственно-временном континууме; выявить уровень корреспондирования общекультурных процессов в рамках средневековой цивилизации с соответствующими социальными явлениями эпохи; выявить в резюмированном виде общее и различное в восточном и европейском вариантах средневековой цивилизации.

3. Место курса в системе гуманитарного знаний. Курс включается в цикл гуманитарных дисциплин.



4. Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты владеть общегуманитарной эрудицией; уметь соединять звенья цикла «человек – власть – общество».


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Европейская средневековая цивилизация

 

Европейская средневековая цивилизация как пространственно-временная структура, имеющая устойчивые структурообразующие признаки. Феодальная система (или её элементы) и христианство как индикаторы средневековой цивилизации. Восток и Запад в рамках средневековой европейской цивилизации: конфессиональное, социальное, политическое наполнение этого диалога. Общее и различное в менталитете различных культур средневекового мира. Истоки византийской цивилизации. Городская основа византийской цивилизации.

 

Тема 2

Тема 3

Школа в средние века

 

Школьное образование в раннем средневековье. Влияние каролингского и оттоновского Возрождения на расширение школьного образования. Античная традиция как основа характера образования.

Особенности византийской начальной (пропедиа) и средней (энкиклиос педиа) школы. Тривиум и квадривиум как основа средневековой образованности. Содержание и назначение каждого из семи свободных искусств. Диалог как метод преподавания. Учебники, компендиумы, вопросники.

Два этапа в развитии школы в средневековой Западной Европе. Нецерковные школы в системе городской культуры. Роль школы в подготовке процесса возникновения университетов в Западной и Центральной Европе.

 

Тема 4

Тема 5

Средневековые университеты

 

Высшее образование в раннесредневековый период. Византийский аудиториум. Европейские средневековые университеты как явление. Значение нецерковных школ XI–XII вв. для возникновения университетов. Французские, итальянские и испанские университеты. Университет как корпорация. Университеты XIV–XV вв.



Организационные основы деятельности университетов. Выборы ректора и его обязанности. Факультеты и нации как корпоративные единицы. Функции декана. Педели.

Ученые степени и их получение: бакалавры, лиценциаты, магистры (доктора).

Учебный процесс. Лекции ординарные и субординарные. Практикумы: репетиции и диспутации. Роль диспута в университетской жизни. Диспутацио де кволибет. Схоластика как норма университетского образования.

Быт студентов. Бурсы и коллегии. Депозицио корнуум. Нравы студентов. Отношения университетов и городов. Поэзия вагантов.

 

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Болезни в средние века

 

Демографические процессы в средневековом обществе: продолжительность жизни, половозрастная стратификация, детская смертность. Факторы, определявшие продолжительность и качество жизни.

Христианское учение о болезни как следствие греха или испытания. Социальная ценность страждущих с точки зрения церкви. «Медицинская» теория Галена. Обыденное восприятие причин болезни и его архаические корни (колдовство, сглаз).

Факторы, влиявшие на распространение болезней: специфика средневекового город как благоприятный фактор; личная гигиена; зависимость человека от природно-климатических изменений; недоедание и голод. История средневековых болезней: время и причины появления, их клиника, средства лечения (дизентерия, чума, холера, проказа, сифилис и др.). Эпидемии и панэпидемии. «Черная смерть» сер. XIV в. и ее социальные последствия.

Гигиена и врачебная помощь. Бани как центры оказания медицинской помощи и средство гигиены. Лекарь-практик, «бадешуле». Врачевание как ремесло и отношение общества к врачевателям. Больницы и лепрозории. Заступничество святых, амулеты, «лекарства». Научная медицина.

 

Тема 9

Тема 10

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Рекомендуемая литература

  1. Основная

1.Мигранян З.А. История западной культуры. Античность, Средние века, Возрождение. М., 2008.

2. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3: от Средних веков к новому времени. М., 2008.

3. История средних веков. Под ред. С.П.Карпова. Т. 1 и 2. М., 2010.

 

  1. Дополнительная к темам

 

 

К теме 1

1. История Европы. Средневековая Европа. – М., 1992. – Т. 2.

2. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». – М., 1993.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

4. Поляковская М. А. Византия в контексте европейской средневековой государственности // АДСВ. – 1999. – Вып. 30.

5. Хвостова К. В. Византийская цивилизация // Вопросы истории. – 1998. – № 9.

 

К теме 2

6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

7. Гуревич А. Я. Средневековый мир. Культура безмолствующего большинства. – М., 1990.

8. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1981.

9. Даркевич В. М. Путями средневековых мастеров. – М., 1972.

10. История искусства зарубежных стран. – Т. 2. – М., 1982.

11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

12. Лясковская О. А. Французская готика. – М., 1973.

13. Муратова К. Мастера французской готики. – М., 1988.

14. М. Нессельштраус Ц. Искусство Западной Европы в средние века. – М., 1964.

15. Нессельштраус Ц. Искусство раннего средневековья. – СПб., 2000.

16. Тяжелов В. Н. Искусство средних веков. – М., 1968.

17. Ювалова Е. П. Сложение готики во Франции. – СПб., 2000.

18. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI–XIII вв. – М., 1978.

 

К теме 3

19. Преображенский В. Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношения между собою, к классическим и древнехристианским, и постановка в них богословия. – СПб., 1881.

20. Лависс Е. и Рамбо А. Культура и цивилизация Западной Европы в эпоху крестовых походов. 1095–1270. – М., 1895.

21. Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе (Возникновение народной школы. Строй западноевропейского образования в средние века). – М., 1896.

22. Книга для чтения по истории средних веков / Под ред. П. Г. Виноградова. – М., 1897. – Вып. 2.

23. Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. – М., 1953.

24. Культура Византии. – М., 1984–1991. – Т. 1–3.

 

К теме 4

25. Романова В. Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII–XIV вв. – М., 1975.

26. Лихачёва В. Д. Искусство книги: Константинополь XI в. – М., 1976.

27. Лихачёва В. Д. Византийская миниатюра: Памятники византийской миниатюры IX–XV вв. в собраниях Советского Союза. – М., 1977.

28. Мокрецова И. П., Романова В. Л. Французская книжная миниатюра XIII в. – М., 1983.

 

К теме 5

29. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI–XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. – М., 1978.

30. Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.

 

К теме 6

31. Панченко А. М. Юродство как зрелище // ТОДРЛ. – М., 1974. – Т. XXIX.

32. Виноградов И. Г. книга для чтения по истории средних веков. – М., 1897. – Вып. 2.

33. Гуковский М. А. Турниры в Италии на исходе средних веков // Средневековый быт. – Л., 1925.

34. Мокульский С. С. История заподноевропейского театра. – М., 1956.

35. Даркевич В. И. Народная культура средневековья. – М., 1988.

36. Богодарова Н. А. Театр мистерии и город в Англии в XIV – первой половине XV в. // СВ. – М., 1975. – Вып. 39.

37. Михальчич Д. Е. Фарсы об адвокате Пателене // Три фарса об адвокате Пателене. – М., 1951.

38. Грубер Г. И. История музыкальной культуры. – М., 1941. – Т. 1. – Ч. 1.

39. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. – Л., 1979.

40. Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.

41. Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. – СПб., 1997.

 

К теме 7

42. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., 1988.

43. Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Екатеринбург, 1989.

44. Социальность, рожденная за пиршественным столом // Одиссей. Человек в истории. 1999. – М., 1999.

45. Виоле-ле Дюк Э. Жизнь и развлечения в средние века. – СПб., 1997.

46. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

47. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI–XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. – М., 1978.

 

К теме 8

48. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986. – Т. 1.

49. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – М., 1999. – Т. 2.

50. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

51. Демография западноевропейского средневековья в современной зарубежной историографии // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. – М., 1984.

52. Ковнер С. История средневековой медицины.– Киев, 1893. – Вып. 1.

53. История медицины – М., 1981.

54. Женщина. Брак. Семья до начала Нового времени (демографические социокультурные аспекты) / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. – М., 1993.

55. 8. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI–XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. – М., 1978.

 

К теме 9

56. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992.

57. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. М. 1991.

58. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. – СПб., 1999.

59. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей: человек в истории. – М., 1989.

60. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

61. Нессельштраус Ц. Г. «Пляски смерти» в западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа Средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и средние века. – М., 1993.

62. Смерть как феномен культуры // Межвуз. сборник научных трудов. Сыктывкар. 1994.

63. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

64. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI–XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. – М., 1978.

 

К теме 10

65. Военный энциклопедический словарь. – М., 1983.

66. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. – СПб., 1996. – Т. 3.

67. Дюпюи Р. Э., Дюпюи Т. Н. Всемирная история войн. – СПб., 2000. – Т. 1.

68. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. – М., 2000.

69. Контамин Ф. Война в Средние века. – СПб., 2001.

70. Разин Е. А. История военного искусства. VI–XVI вв. – М., 1999.

71. Строков А. А. История военного искусства – М., 1951.

72. Винклер П. Оружие. – М., 1992.

73. Голицын Н. С. Всеобщая военная история. – СПб., 1872. – Т. 1–2.

74. Кин М. Рыцарство. – М., 2000.

75. Кучма В. В. Военная организация Византийской империи. – СПб., 2001.

76. Рюстов Ф. И. История пехоты. – СПб., 1876. – Т. 1.

77. Скабаланович Н. Византийское государство и церковь в XI в. – СПб., 2004. – Кн. 1–2.

78. Строков А. А. Военное искусство Древнего мира (Греция и Рим). – М., 1946.

79. Тараторин В. В. История боевого фехтования. – Минск, 1998.

80. Тараторин В. В. Конница на войне. История кавалерии с древнейших времен до эпохи наполеоновских войн. Минск, 1999.

81. Успенский Ф. И. Военное устройство Византийской империи // Известия Русского археологического института в Константинополе. – 1900. – Т. VI. – Вып. 1.

82. Яковлев В. В. История крепостей. – СПб., 1995.

 

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Мультимедийный проектор, компьютер.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Программа факультативной дисциплины

(Стандарт ПД-СД)

 

Екатеринбург


УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

____________ С.А. Рогожин

(подпись)

__________

(дата)

 

 

Программа дисциплины «Средневековая цивилизация» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности «История» (020700) по циклу дисциплин специализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

 

Семестр IV

Общая трудоемкость дисциплины 80 часов, в том числе:

лекций 46

семинаров –

практических работ –

самостоятельная работа 34

Контрольные мероприятия:

рефераты –

коллоквиумы –

контрольные работы –

другие –

 

Составители:

ПОЛЯКОВСКАЯ МАРГАРИТА АДОЛЬФОВНА,

д. и. н., профессор кафедры истории древнего мира и средних веков,

СТЕПАНЕНКО ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ,

д. и. н., профессор, зав. кафедры истории древнего мира и средних веков,

КУЩ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА,

к. и. н., доцент кафедры истории древнего мира и средних веков,

МОХОВ АНТОН СЕРГЕЕВИЧ,

к. и. н., доцент кафедры истории древнего мира и средних веков,

Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

 

 

Рекомендовано к печати Ученым советом исторического факультета

Протокол заседания №6 от 25 марта 2010 г.

 

© Уральский государственный университет, 2010.

© Поляковская М. А., составлено 2010.

© Степаненко В. П., составлено 2010.

© Кущ Т. В., составлено 2010.

© Мохов А. С., составлено 2010.


I. ВВЕДЕНИЕ

 

1. Цель курса: расширить границы формируемого в рамках общего лекционного курса «Истории средних веков» понятия «средневековая цивилизация» за счет пласта общекультурных и психолого-социальных (ментальных) проявлений эпохи.

2. Задачи курса: определить – в соответствии с презентуемым материалом – параметры характеристики средневековой цивилизации; сформировать понятие «homo medievalis» и принципы его идентичности средневековой эпохе в конкретном пространственно-временном континууме; выявить уровень корреспондирования общекультурных процессов в рамках средневековой цивилизации с соответствующими социальными явлениями эпохи; выявить в резюмированном виде общее и различное в восточном и европейском вариантах средневековой цивилизации.

3. Место курса в системе гуманитарного знаний. Курс включается в цикл гуманитарных дисциплин.

4. Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты владеть общегуманитарной эрудицией; уметь соединять звенья цикла «человек – власть – общество».


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Европейская средневековая цивилизация

 

Европейская средневековая цивилизация как пространственно-временная структура, имеющая устойчивые структурообразующие признаки. Феодальная система (или её элементы) и христианство как индикаторы средневековой цивилизации. Восток и Запад в рамках средневековой европейской цивилизации: конфессиональное, социальное, политическое наполнение этого диалога. Общее и различное в менталитете различных культур средневекового мира. Истоки византийской цивилизации. Городская основа византийской цивилизации.

 

Тема 2






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.019 с.