Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля.

2017-06-03 336
Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИЛЛАБУС

Дисциплина: «Фармацевтическая биотехнология»
Специальность: 5В074800- «Технология фармацевтического производства»
Курс  
Семестр  
Объем часов 90часов (2 кредит)
Форма контроля Экзамен

Алматы, 2017 г.

Общие сведения

Наименование вуза: Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

Кафедра технологии лекарств с курсом технологических дисциплин, с курсом инженерных дисциплин

Дисциплина: «Фармацевтическая биотехнология»

Специальность: 5В074800- «Технология фармацевтического производства»

Объем учебных часов (кредитов): 90 (2)

Курс и семестр изучения: 4, семестр 8

Лекции -5

Практические занятия - 25 ч.

Самостоятельная работа студента под

руководством преподавателя (СРСП) – 14 ч.

Самостоятельная работа студента (СРС) – 46 ч.

Сведения о преподавателях кафедры:

№ п/п ФИО должность степень Приоритетные научные интересы, достижения и др.
  Кадырбаева Гульнара Мухамедовна Преподаватель    
  Калыкова Асем Сериковна Старший преподаватель PhD Разработка новых лекарственных препаратов и их стандартизация

Контактная информация

Адрес: ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус № 2, первый этаж.

Телефоны: 380-70-90 (7291)

Политика дисциплины:

Главной задачей фармацевтической биотехнологии является реализация типовой учебной программы по данной дисциплине путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление специалиста на основе достижений науки, инновационных образовательных технологий и практики.

Для непрерывного улучшения качества предоставляемых образовательных услуг курс фармацевтической биотехнологии руководствуется следующими принципами: ориентация на потребителя; системный подход к обучению; постоянное улучшение материально-технической базы; вовлечение в учебный процесс практических работников, внедрение активных методов обучения и т.д.

С целью увеличения степени удовлетворённости потребителей и всех заинтересованных сторон ППС курса фармацевтической биотехнологии будет проводить политику, направленную на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:

  • подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров в условиях динамично изменяющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;
  • повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала университета посредством обучения, мотивации;
  • непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса;
  • внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов фундаментальных и прикладных исследований;
  • расширение сферы научно-исследовательской и инновационной деятельности курса технологии лекарственных форм;
  • развитие корпоративной культуры качества за счет повышения компетентности персонала в области качества и обеспечения ответственности каждого сотрудника за качество предоставляемых услуг;
  • не опаздывать на занятия;
  • не пропускать занятия без уважительной причины, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине, например, по болезни, предоставить разрешение с деканата на отработку пропущенных занятий;
  • пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем;
  • активно участвовать в учебном процессе;
  • все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям.
  • выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки;
  • студенты, не сдавшие рубежные контроли, к экзамену не допускаются;
  • студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах.

ПРОГРАММА

Введение.

В связи с динамическим развитием фармацевтической промышленности вопрос подготовки специалистов в сфере образования изучение биотехнологии как научной и учебной дисциплины является актуальным.

Вместе с другими специальными дисциплинами фармацевтическая биотехнология играет важную роль в формировании профессии фармацевта и обеспечении выпускников специальной биотехнологической подготовкой. Как наука о теоретических основах и производственных процессах биотехнологического производства лечебных, профилактических и диагностических средств фармацевтическая биотехнология опирается на теоретические положения базисных дисциплин: физики, химии, математики, ботаники, анатомии и физиологии человека, микробиологии, физической и коллоидной химии, фармакологии, а также технологии лекарств, фармакогнозии, фармацевтической химии, организации и экономики фармации

Для изучения биотехнологии учащимся необходимо знать вклад фундаментальных наук (молекулярной биологии, генетики, биоорганической химии, промышленной микробиологии и др.) в совершенствование биотехнологических процессов, целенаправленное получение новых высокоэффективных лекарственных средств и достижение биотехнологии в медицине, фармации. В учебной программе отражены основные направления развития биотехнологии в медицине и фармации.

Учитывая специфику данной дисциплины, рассмотрена связь фармацевтической биотехнологии с базисными и профильными дисциплинами. В программе прослеживается связь между совершенствованием биотехнологического производства, повышением качества получаемой продукции с официальной нормативной документацией (государственной и международной фармакопей, правилами GМР, GLР, GСР), гарантирующей качество выпускаемой продукции, объективность результатов лабораторной и клинической оценки новых, внедряемых в медицинскую практику препаратов. В рабочей программе отражены вопросы экологических аспектов биотехнологического производства.

 

2.2 Цель дисциплины: формирование у обучающихся ключевых профессиональных компетенций: знаний, практических навыков, коммуникативных навыков, нормативно-правовых вопросов и самообразования по биотехнологическому производству лекарственных средств.

 

2.3 Задачи обучения:

· сформировать знания по теоретическим основам биотехнологии;

· сформировать знания по путям совершенствования и создания новых продуцентов,

· сформировать знания по основам генной и клеточной инженерии фармацевтического производства;

· сформировать у обучающихся коммуникативные навыки при общении друг с другом, с преподавателями в дискуссиях, обсуждениях актуальных вопросов фармацевтической биотехнологии;

· ознакомить обучающихся с нормативно-правовой документацией в биопромышленном производстве лекарственных средств;

· способствовать самообразованию обучающихся, совершенствованию знаний и навыков специалистов по вопросам биотехнологии.

2.4 Конечные результаты обучения:

Сформировать у обучающихся знания по:

· номенклатуре лекарственных форм и лекарственных препаратов, получаемых на основе биотехнологического синтеза;

· основным биообъектам, применяемых в биотехнологическом производстве целевых продуктов с заданными свойствами;

· основным методам получения чистых культур штаммов-продуцентов целевых продуктов с заданными свойствами;

· основным методам культивирования продуцентов;

· основным принципам организации биотехнологического производства;

· разработке и внедрению инновационных технологий в биопромышленном производстве лекарственных средств;

· учету влияния физиологических, внутренних и внешних факторов на процесс биосинтеза целевых продуктов с помощью микроорганизмов;

· методам постадийного контроля и стандартизации лекарственных средств биотехнологического промышленного производства;

· фармацевтической биотехнологии оценки качества лекарственных средств;

· методам установления стабильности и срокам годности биопрепаратов.

Сформировать у обучающихся практические навыки по:

· приготовлению агаризованных и жидких питательных сред для культивирования продуцентов-микроорганизмов;

· выделению чистых культур штаммов-продуцентов;

· составлению технологических и аппаратурных схем производства фармацевтических препаратов биотехнологического синтеза;

· осуществлению постадийного контроля в технологическом процессе биотехнологического производства лекарственных средств;

· соблюдению правил охраны труда и техники безопасности в биотехнологическом производстве.

Сформировать у обучающихся правовые навыки по изучению:

· основных нормативных документов, касающихся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения биопрепаратов;

· отечественных и международных стандартов (GМP), фармакопеи, методических указаний и инструкций, утвержденных МЗ РК.

Сформировать у обучающихся коммуникативные навыки:

· коммуникативной компетентности специалиста

· профессиональной адаптации, профессионального имиджа и коммуникативной толерантности

· подхода к построению взаимоотношений между специалистом и пациентом

· роли и ответственности специалиста в обществе.

Сформировать у обучающихся навыки по саморазвитию:

· самостоятельно работать со специальной литературой, нормативно-правовыми документами в области фармации, вести поиск для решения профессиональных задач;

· пользоваться для расчетов специализированными компьютерными программами.

· подготовки и оформления документации к государственной регистрации лекарственных средств.

2.5 Пререквизиты дисциплины:

Технология лекарственных форм, молекулярная биология, биохимия, микробиология.

2.6 Постреквизиты дисциплины:

Промышленная технология, биофармация

2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических занятий, самостоятельных работ под руководством преподавателя, самостоятельной работы)

Тематический план лекций

№ п/п   Т е м а Форма проведения Продолж занятий
  Предмет и содержание направления фармацевтическая биотехнология лекция  
  Биообъекты как средство производства лекарственных препаратов лекция  
  Общая схема биотехнологического производства лекарственных препаратов лекция  
  Клеточные технологии в медицине лекция  
  Постгеномные технологии лекция  
Итого  

Тематический план практических занятий

№ п/п   Т е м а Форма проведения Продолж. учебных часов
  Введение в биотехнологию. Предмет, история развития, цели и задачи. Семинар, дискуссия  
  Биологические объекты. Классификация биообъектов. Условия, необходимые для работы биообъектов в биотехнологических системах производства. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Этапы биотехнологического производства. Основное технологическое оборудование. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Выделение, концентрирование и очистка биотехнологических продуктов. Получение готовой продукции. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Особенности требований GМР к биотехнологическому производству. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Клеточная инженерия. Использование методов клеточной инженерии в создании биообъектов. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Культивирование клеток и тканей растений и животных. Методы сохранения клеточных культур. Получение лекарственных веществ на основе растительных культур тканей. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Генная инженерия. Основные принципы технологии рекомбинантной ДНК. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Инженерная энзимология. Иммобилизация ферментов. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Биотехнология первичных метаболитов. Получение аминокислот, витаминов биотехнологическими методами. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Биотехнология первичных метаболитов. Получение ферментов, коферментов биотехнологическими методами. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Биотехнология вторичных метаболитов. Получение антибиотиков биотехнологическими методами. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Получение иммунобиологических препаратов. Биотехнология препаратов нормофлоры. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
Итого  

Тематический план самастоятельной работы

студента под руководством преподавателя

№ п/п   Т е м а Форма проведения Продолж. занятий
  Биотехнология как направление научно-технического прогресса. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
2-3 Биообъекты и методы их совершенствования. Иммобилизация как метод повышения эффективности биообъектов. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Слагаемые биотехнологического процесса производства лекарственных средств. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Ферментеры. Технологические параметры биосинтеза. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Классификация метаболитов: первичные и вторичные. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Индукция и репрессия синтеза ферментов. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
8-9 Антибиотики и их продуценты. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Антибиотикорезистентность. Биохимические механизмы устойчивости микроорганизмов к антибиотикам. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Биотехнология рекомбинантных белков и полипептидов. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Современные раневые покрытия. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Генная терапия комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Биобезопасность и государственный контроль. Единая система GLP-GCP и GMP для производства и контроля качества лекарственных средств, полученных биотехнологическими методами. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Биотехнология в решении проблем экологии    
Итого  

Тематический план самостоятельной работы студентов

№ п/п   Т е м а Форма проведения Продолж занятий
  Регуляция биосинтеза БАВ в условиях производства. Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).  
  Использование достижений биотехнологии в решении медицинских проблем. Геномика и протеомика. Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).  
  Биотехнология стероидных гормонов. Традиционные источники получения стероидных гормонов. Проблемы трансформации стероидных структур. Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).  
  Лекарственные препараты, получаемые из культур клеток женьшеня, родиолы розовой, воробейника, стевии, наперстянки, табака и др. комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).  
  Правила GMP и меры безопасности для биотехнологических производств. Международная законодательная база по биобезопасности и ее реализация. семинар, дискуссия  
Итого  

2.8 Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: комбинированная (работа в малых группах, дискуссия),совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с информационным материалом, устный опрос, письменный опрос, выполнение призентационных работ, решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП): самостоятельное изучение студентами тем дисциплины при активной консультации преподавателя, решение ситуационных задач, выполнение лабораторных работ.

Самостоятельная работа студента (СРС): выполнение индивидуальных заданий, реферирование рекомендованной литературы, решение ситуационных задач, работа с раздаточным материалом, учебно-исследовательская работа обучающихся, составление глоссариев, подготовка тестов.

2.9. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Текущий контроль:

Практических занятий

- устный опрос (студент обязан быть подготовленным к занятиям по вопросам методических рекомендаций);

- тестирование проводиться в письменной форме по вариантам;

- проверка решений ситуационных задач проводится в письменной форме и сдается преподавателю на проверку.

- оценка практических, коммуникативных и правовых компетенций.

СРСП

- проверка выполнения домашних заданий, контрольных и курсовых работ, прохождение текущего контроля; демонстрация презентаций.

СРС

- прием рефератов, докладов презентаций, технологических и аппаратурных схем.

Итоговый контроль: тестовый и устный экзамен по билетам.

№ п/п Темы практических занятий знание практические навыки коммуникат.навыки правовые навыки самообр.
  Введение в биотехнологию. Предмет, история развития, цели и задачи. +   +    
  Биологические объекты. Классификация биообъектов. Условия, необходимые для работы биообъектов в биотехнологических системах производства. +       +
  Этапы биотехнологического производства. Основное технологическое оборудование. + +      
  Выделение, концентрирование и очистка биотехнологических продуктов. Получение готовой продукции. + +      
  Особенности требований GМР к биотехнологическому производству. +     +  
  Клеточная инженерия. Использование методов клеточной инженерии в создании биообъектов. +       +
  Культивирование клеток и тканей растений и животных. Методы сохранения клеточных культур. Получение лекарственных веществ на основе растительных культур тканей. + +      
  Генная инженерия. Основные принципы технологии рекомбинантной ДНК. + +      
  Инженерная энзимология. Иммобилизация ферментов. + +      
  Биотехнология первичных метаболитов. Получение аминокислот, витаминов биотехнологическими методами. + +      
  Биотехнология первичных метаболитов. Получение ферментов, коферментов биотехнологическими методами. + +      
  Биотехнология вторичных метаболитов. Получение антибиотиков биотехнологическими методами. + +      
  Получение иммунобиологических препаратов. Биотехнология препаратов нормофлоры. + +      
  Итого          

2.8 Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: комбинированная (работа в малых группах, дискуссия),совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с информационным материалом, устный опрос, письменный опрос, выполнение призентационных работ, решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП): самостоятельное изучение студентами тем дисциплины при активной консультации преподавателя, решение ситуационных задач, выполнение лабораторных работ.

Самостоятельная работа студента (СРС): выполнение индивидуальных заданий, реферирование рекомендованной литературы, решение ситуационных задач, работа с раздаточным материалом, учебно-исследовательская работа обучающихся, составление глоссариев, подготовка тестов.

2.9. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Текущий контроль:

Практических занятий

- устный опрос (студент обязан быть подготовленным к занятиям по вопросам методических рекомендаций);

- тестирование проводиться в письменной форме по вариантам;

- проверка решений ситуационных задач проводится в письменной форме и сдается преподавателю на проверку.

- оценка практических, коммуникативных и правовых компетенций.

СРСП

- проверка выполнения домашних заданий, контрольных и курсовых работ, прохождение текущего контроля; демонстрация презентаций.

СРС

- прием рефератов, докладов презентаций, технологических и аппаратурных схем.

Итоговый контроль: тестовый и устный экзамен по билетам.

 

Технология проведения контроля знаний студентов

I = R х 0,6 + E х 0,4, где

I – итоговая оценка

R – оценка рейтинга допуска

E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)

Рейтинг составляет 60% от I,

экзамен -40% от I

Эх0,4

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.О. студента _______________________________________________

Курс _____________Группа_____________Подгруппа________________

ОЦЕНОЧНЫЙ-ЛИСТ

Ф.И.О. студента _____________________

Критерии оценки реферата

№ п/п Критерий Уровень, оценка в баллах  
Превос-ходно Приемлемо Требует коррекции Неприем-лемо  
  Соответствие содержания реферата теме, плану реферата и поставленным задачам   9,75 6,5    
  Полнота и логичность раскрытия темы   9,75 6,5    
  Умение обобщать материал, делать выводы   9,75 6,5    
  Умение работать с источниками информации   9,75 6,5    
  Умение отвечать на вопросы по реферату          
  Соответствие оформления реферата требованиям кафедры.          
  Качество и полнота иллюстраций.          
  Подбор литературы          
  Итого            

Итого максимальный балл – 100 Подпись преподавателя _____________

ОЦЕНОЧНЫЙ-ЛИСТ

Ф.И.О. студента _____________________

ОЦЕНОЧНЫЙ-ЛИСТ

Ф.И.О. студента _____________________

Критерии оценки коммуникативных навыков студентов

 

Критерий Уровень, оценка в баллах  
Превос-ходно Приемлемо Требует коррекции Неприем-лемо  
  Навыки самопрезентации   11,25 7,5    
  Навыки активного слушания   11,25 7,5    
  Навыки точной и конкретной передачи информации   11,25 7,5    
  Навыки выражения своей точки зрения, своей позиции   11,25 7,5    
  Навыки аргументированной речи   11,25 7,5    
  Навыки проявления соучастия и интереса к партнеру   7,5      
  Навыки понимания эмоционального состояния партнера по общению. 7,5 5,62 3,75    
  Формирование навыков убеждения партнера 7,5 5,62 3,75    

Итого максимальный балл – 100 Подпись преподавателя ____________________

 

Рекомендуемая литература:

а) Основная:

 

1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.

2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.

3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.

б) Дополнительная:

5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.

6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.

7. Березов Т.Т., Коровкина Б.Ф. – Биологическая химия (Под ред. И.М. Ивановой) – М., Медицина – 1981 г.

8. Елинов Н.П. Химическая микробиология. - Учебник. - М.: Высшая школа. - 1989, 448 с.

9. Воробьева Л.И. Промышленная микробиология. - Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ. - 1989, 294 с.

10.Варфоломеев С.Д., Калюжный С.В. Биотехнология: Кинетические основы микробиологических процессов. - Учебное пособие. - М.: Высшая школа. - 1990, 296 с.

11. Биотехнология. /Отв. редактор А.А. Баев. - М.: Наука. - 1984, 310 с.

12. Вакула В.В. Биотехнология: Что это такое? - М.: Молодая гвардия. - 1989, 304 с.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.

2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.

3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.

5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.

6. Фармацевтическая биотехнология: рук. к практ. занятиям: учеб. пособие / С.Н. орехов; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.

 

б) Дополнительная:

5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.

6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.

Вопросы для самоконтроля.

1. Биотехнология как наука.

2. Основные периоды развития биотехнологии.

3. Перечислите ключевые научные открытия, послужившие толчком для развития биотехнологии.

4. Основные этапы развития микробной биотехнологии

5. Генетическая и клеточная инженерия как ключевой этап развития биотехнологии

 

Ответьте на вопросы (в рабочих тетрадях):

1. Какие этапы биотехнологического процесса вы знаете (процесса, в котором используются микроорганизмы)?

2. Какой вклад внес Луи Пастер в развитие микробиологии и биотехнологии?

3. В каком году и с помощью какого штамма м/о был получен человеческий инсулин (промышленное производство)?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.

2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.

3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.

5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. –

6. Фармацевтическая биотехнология: рук. к практ. занятиям: учеб. пособие / С.Н. Орехов; под ред. В.А. Быкова, А.В. Катлинского. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.

 

б) Дополнительная:

5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.

6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Биообъект, поставляющий материал для процесса производства лекарственного средства без ущерба для собственной жизнедеятельности – это:

1) донатор

2) донор

3) продуцент

4) биообъект

5) все выше перечисленные

2. Под культурой микроорганизмов понимают:

1) микроорганизмы, выращенные в искусственных условиях

2) микроорганизмы, используемые для засева питательной среды

3) чистая культура микроорганизма, выделенная из определенного источника, отличающаяся от других представителей вида и сохраняющая свою характеристику в течение длительного срока хранения

4) биотрансформированные микроорганизмы

5) все выше перечисленные

3. Продуцент, биосинтезирующий нужный продукт, либо катализатор, фермент, который катализирует присущую ему реакцию – это:

1) макроорганизм

2) биообъект

3) микроорганизм

4) донор

5) донатор

4. На основе штамма ЛВА-3 Bifidobacterium bifidum создан препарат:

1) бификол

2) лактобактерин

3) бифидумбактерин

4) колибактерин

5) аципол

5. Двухнитевую спиральную структуру ДНК открыли ученые:

1) Итакура и Бойер 2

) Сэнгер и Гилберт

3) Уотсон и Крик

4) Сэнгер и Крик

5) Уотсон и Бойер

6. Чистая культура микроорганизма, выделенная из определенного источника, отличающаяся от других представителей вида и сохраняющая свою характеристику в течение длительного срока хранения – это:

1) вакцина

2) посевной материал

3) штамм

4) клон

5) продуцент

7. Биообъект, у которого забор материала для производства лекарственного средства оказывается несовместимым с продолжением жизнедеятельности – это:

1) донатор

2) донор

3) продуцент

4) биообъект

5) все выше перечисленные

8. Аттестованный уполномоченным органом источник клеток-продуцентов, используемый для получения продукции – это:

1) посевной материал

2) стандартный образец

3) рабочий банк клеток

4) посевной банк клеток

5) стандартный банк клеток

9. Генно-инженерный инсулин человека впервые был синтезирован при использовании штамма этих микроорганизмов: 1) Saccharomyces cerevisiae

2) Escherichia coli

3) Bacillus subtitilis

4) Staphylococcus aureus

5) Candida albicans

10. При получении пепсина это животное является донатром слизистой желудка:

1) корова

2) як

3) свинья

4) кролик

5) коза

11. Попадание в исходное сырье, промежуточный продукт и в готовую продукцию микробиологических и биотехнологических производств посторонних микроорганизмов называется:

1) контаминация

2) сенсибилизация

3) валидация

4) пролиферация

5) сегементация

12. Лекарственные средства, предназначенные для иммунопрофилактики, иммунотерапии и иммунодиагностики инфекционных и неинфекционных болезней и аллергических состояний человека (животных) – это:

1) интерфероны

2) вакцины

3) медицинские (ветеринарные) иммунобиологические препараты

4) анатоксины

5) антибиотики

13. На основе штамма М-17 Escherichia coli создан препарат:

1) бификол

2) лактобактерин

3) бифидумбактерин

4) колибактерин

5) ацилакт

14. При модификационной изменчивости происходит изменение:

1) генотипа

2) фенотипа

3) ДНК

4) генотипа и фенотипа

5) всего выше перечисленного

15. Способность мутанта к обратному мутированию к исходному фенотипу называется:

1) реверсия

2) трансверсия

3) амплификация

4) транспозиция

5) мутация

 

2.Ответьте на вопросы (в рабочих тетрадях):

2.1. Какова роль биообъекта в биотехнологическом производстве?

2.2. Что может быть использовано в качестве биообъектов в биотехнологии?

2.3. Как реализуются мутагенез и селекция в получении более продуктивных биообъектов?

2.4. Проблемы генетической стабильности мутантов по признаку образования целевого биотехнологического продукта.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.

2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.

3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.

5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8;

14-24.

6. Фармацевтическая биотехнология: рук. к практ. занятиям: учеб. пособие / С.Н. Орехов; под ред. В.А. Быкова, А.В. Катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.

 

б) Дополнительная:

7. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.

8. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

  1. Каковы стадии биотехнологического процесса?
  2. Каковы функции питательных сред?
  3. Какие группы питательных сред вы знаете?
  4. Какие компоненты питательных сред вы знаете?
  5. Какие факторы определяют биотехнологический процесс?
  6. Какую воду используют для питательных сред? Как ее очищают?
  7. Из каких этапов складывается процесс промышленной ферментации?
  8. Какие биореакторы вы знает

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.