Участие прокурора в рассмотрении административных дел судами. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Участие прокурора в рассмотрении административных дел судами.

2017-06-02 894
Участие прокурора в рассмотрении административных дел судами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно п. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Современное законодательство не предусматривает участие прокурора лишь в конституционном судопроизводстве.

КоАП РФ значительно расширил диапазон деятельности прокуроров в сфере преследования лиц, совершивших административные проступки. Так, ст. 28.4 КоАП РФ прямо допускает вынесение прокурором соответствующих постановлений при выявлении проступков, наказуемых в соответствии с восемнадцатью статьями КоАП РФ, причем субъектами правонарушений в некоторых из них выступают не только должностные лица, но и граждане с юридическими лицами. Более того, ст. 28.4 КоАП РФ предусматривает, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений для любой из названных категорий правонарушителей.

Вместе с тем не следует упускать из виду норму п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы, т.е. вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в обычных условиях является мерой исключительной, когда уполномоченное на то должностное лицо органа. государственной власти не в состоянии по тем или иным причинам инициировать процедуру привлечения к административной ответственности соответствующего правонарушителя.

Одна из ключевых новелл КоАП РФ — включение прокурора в число участников производства по делам об административных правонарушениях. Более того, в ст. 24.6 КоАП РФ закреплено, что прокурор не осуществляет функции надзора при рассмотрении дел, находящихся в производстве суда.

Пункт 2 ст. 25.11 КоАП РФ, определяющий круг полномочий прокурора как участника рассматриваемого производства, предусматривает, что прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетними, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Поскольку дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними не относятся к подведомственности судов, то участие прокуроров в судах при рассмотрении дел об административных правонарушениях ограничивается фактом возбуждения ими соответствующих производств, отнесенных к подведомственности судов.

Полномочия прокурора при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях закреплены в общем виде в ст. 25.11 КоАП РФ и предусматривают его право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающими во время рассмотрения дела. При этом участие прокурора в деле обусловлено направлением соответствующего постановления в суд.

Статья 25.11 КоАП РФ предусматривает право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия его в деле.

Статья 30.11 КоАП РФ предусматривает право прокурора опротестовывать вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов. При этом полномочиями по принесению таких протестов обладают прокуроры субъектов РФ и их заместители, а также Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Прокурор вправе оспаривать постановление по делу об административном правонарушении. Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
При таких обстоятельствах доводы о том, что действующим законодательством не предусмотрено право прокурора на обжалование постановлений административных органов в отношении юридических лиц, являются необоснованными. Процессуальные действия судов по принятию к производству и рассмотрению заявления прокурора об оспаривании постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности являются правильными.

Прокурор не может быть привлечен к участию в деле по заявлению об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности в качестве третьего лица.

53. Концепция судебной реформы в РФ и концепция развития прокурорского надзора. Их содержание и соотношение.

Анализ текущей ситуации в судебной и правоохранительной системах позволяет сформулировать ряд предложений, касающихся назревших основных мероприятий нового этапа судебной реформы.

В области кадровой работы предлагается:

-создать при Администрации Президента РФ кадровый резерв для замещения руководящих должностей в судебной и правоохранительной системах; периодически проводить учебные сборы лиц, зачисленных в кадровый резерв; данное предложение особенно актуально в преддверии окончания шестилетних сроков полномочий ныне действующих председателей судов и их заместителей;

-создать при Администрации Президента РФ учебное заведение по подготовке судейских кадров демократического правового государства.

В области судебного строительства предлагается:-применительно к судам обшей юрисдикции и впервые образуемым специализированным судам изменить границы судебных округов таким образом, чтобы они не совпадали с административно-территориальным делением страны;-выделить мировые судебные учреждения в системе судов обшей юрисдикции; передать апелляционное производство по делам, рассмотренным мировыми судьями, съездам мировых судей;-реорганизовать Судебный Департамент, возложив на него функцию организационного обеспечения деятельности судов, принадлежащих ко всем ветвям и уровням судебной системы; генеральный директор Судебного Департамента должен назначался Верховной судебной палатой по согласованию с Советом судей РФ.В области общественного контроля предлагается:-обеспечить гражданам право предстать перед судом с участием присяжных заседателей по всем уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях; ввести суд с участием присяжных заседателей по гражданским делам, в первоочередном порядке - по делам о возмещении вреда, причиненного гражданам государственными органами и хозяйствующими субъектами;

-отказаться от необоснованного ограничения гласности судебных заседаний, во всех случаях оглашать публично полный текст приговора;

-обеспечить с привлечением частных инвесторов перенос всех судебных актов на магнитные носители и распространение соответствующих баз данных; предоставить всем желающим возможность получить копию любого судебного решения и протокола всякого открытого судебного заседания за цену, не превышающую стоимости расходных материалов.

Концепция развития прокурорского надзора:

1.Реформирование прокуратуры должно происходить в соответствии с задачами и параметрами строительства в России правового демократического государства. Однако правовое государство трудно представить без сильной многофункциональной прокуратуры. Это означает:

-дальнейшее совершенствование законодательства о прокуратуре - конституционное и отраслевое;

-усиление на этой основе влияния прокуратуры на состояние законности и правопорядка;

-активную защиту прав личности, интересов общества и государства.

2.Обеспечение реальной независимости прокуроров от местной власти.

3.Учет правовых традиций России и ее исторического опыта.

4.Широкое обобщение зарубежного опыта правоохранительной дея-тельности.

5.Ориентация на эволюционное, постепенное преобразование прокурорской системы.

6.Усиление правозащитной функции прокуратуры.

7.Расширение правовых и организационных возможностей воздействия прокуратуры на законность в сфере экономических отношений и обеспечения экономической безопасности страны.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

-взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

-использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

-совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

-проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

-направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

-участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции РФ и федеральным законам.

54. Понятие законности, содержание и значение.

Законность — это сложное социальное явление, нераз­рывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни.

В п. 2 ст. 15 Конс­титуции РФ сказано: «Органы государственной власти, орга­ны местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Законность можно определить и как особый режим, со­стояние общественной жизни, выражающееся в строгом, ре­альном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права. Данное определение делает акцент не столько на тре­бование блюсти закон, сколько на реальное исполнение за­конов, на совершение действий, связанных с реализацией за­конов. Как бы законность ни определялась, главное в ней — соблюдение и исполнение законов.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений:

-Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

-Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

-Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

-Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

-Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

-Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

-Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

-Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:

-Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами. Безработица также является «резервом» преступности.

-Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.

-Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.

-Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления.

Специальные гарантии законности — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии – закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту.

Формы законности:

-Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.

-Верховенство основного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).

-Неукоснительное соблюдение законов, других нормативно-правовых актов и судебных решений всеми членами общества, государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь (принцип верховенства закона в правовом государстве).

-Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.

55. Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних: задачи, значение, предмет надзора, организация надзора, полномочия прокурора.Конституция РФ провозгласила основные права и свободы чел-ка и граж-на неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения и гарантирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детстве, о несовершеннолетних, обеспечение их прав и свобод, установленных главой второй Конституция РФ - это приоритетное направление деятельности государства.
Задачи прок-го надзора за соблюдением законов о несов-их:1)обеспечить гарантии прав и законных интересов несовер-их;2)активизировать работу по борьбе с преступностью и правонарушениями несоверш-их;3)выявить и устранить причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению преступлений и правонарушений несоверш-ми;4)добиваться возвращения к нормальной жизни каждого оступившегося подростка.Предмет прок-го надзора за соблюд-ем законов о несоверш-их:-соблюдение прав и законных интересов несовер-их в различных областях гос-ой, экономической культурной и семейной жизни со стороны соотв-х органов, учреждений, орг-ций и предприятий;-соблюдение прав и интересов со стороны родителей, осуществляющих воспитание детей;соблюдение их прав пи расследовании и судебном рассмотрении дел о совершении ими преступлений, правонарушений или дел о защите их интересов;-выявление причин и условий, которые, являясь нарушением закона, способствуют совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений – либо преступления и правонарушения, направленные на нарушения законных прав и интересов несовершеннолетних-Несовершеннолетние не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РФ органы опеки и попечительства и прокуратура.Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи — самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, но, безусловно, это часть надзора за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др.Прокурорские проверки проводятся в связи с сигналами о нарушениях законов, это: заявления; жалобы; материалы уголовных дел; статистические данные о росте преступности; отчеты районных организаций; сигналы СМИ; материалы совещаний.К проверке прокурор подходит с точки зрения законности, не вмешиваясь в оперативную и организационно-методическую, педагогическую деятельность. Проверки должны быть и полными, и объективными. Прокурор использует имеющуюся информацию о нарушениях законов, основывает выводы на обобщенных показателях, на доказанных фактах, выявляет причины и условия, способствующие нарушениям законов, особенно при установлении повторных фактов. Лицам, деятельность которых проверяется, необходимо разъяснить требования действующего законодательства, затем проинформировать их о результатах проверки. За устранением вскрытых нарушений должен быть установлен контроль, в том числе путем проведения контрольной проверки.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.