Ориентировочная основа действия. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ориентировочная основа действия.

2017-06-02 234
Ориентировочная основа действия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания к изучению гистологических препаратов

6.1.1. Клетка животная (печень аксолотля). Окраска гематоксилином и эозином.

Препарат установить на большое увеличение. Найти крупные полигональные печёночные клетки – гепатоциты (1). Рассмотреть оболочку клетки – цитолемму (2), ядро (3) и цитоплазму (4). В бледно- розовой (оксифильной) цитоплазме встречаются разной величины, формы и окраски образования - органеллы и включения (5). При просмотре препарата обратить внимание на наличие двухъядерных клеток (6) и безъядерных сечений гепатоцитов(7). Зарисовать несколько сечений гепатоцитов и сделать обозначения.

6.1.2. Симпласт (мышечные волокна). Окраска гематоксилином и эозином.

Найти при малом и рассмотреть при большом увеличении мышечные волокна (1), представляющие собой удлиненной формы образования с большим количеством ядер(2). Ядра имеют вытянутую форму и расположены по периферии волокна, под оболочкой – сарколеммой (3). Их саркоплазма (аналог цитоплазмы) (4) резко оксифильна и имеет слабо заметную продольную и поперечную исчерченность (5). Внутри волокна разделение на клеточные территории отсутствует, что и определяет понятие симпласт.

Зарисовать фрагмент симпласта и сделать обозначения

6.1.3. Межклеточное вещество (эластический хрящ ушной раковины). Окраска орсеином.

При большом увеличении микроскопа найти светлые, овальной формы, хрящевые клетки – хондроциты (1), расположенные группами. Они окружены межклеточным веществом (2), в котором различаются окрашенные в бордовый цвет эластические волокна (2а), образующие густую сеть, и бесструктурное аморфное вещество (2б), окрашенное светлее.

Зарисовать и сделать обозначения.

Методические указания к изучению электронограмм.

Электронограмма – это фотография гистологического препарата, сделанная при помощи электронного микроскопа с большой разрешающей способностью. Только на электронограммах мы можем видеть структуры, имеющие размеры, исчисляемые нанометрами.

6.2.1. Фагоцитоз. На электронограмме видны:

А. Ранняя стадия фагоцитоза.

Б. Более поздняя стадия фагоцитоза.

1. Ядро нейтрофила.

2. Цитоплазма нейтрофила.

3. Ложноножки (псевдоподии) нейтрофила.

4. Бактерия.

6.2.2. Пиноцитоз. На электронограмме видны:

1. Ядро эндотелиальной клетки

2. Рибосомы

3. Контакты соседних эндотелиальных клеток

4. Пиноцитозные пузырьки

5. Базальная мембрана

6. Просвет кровеносного капилляра

Контрольно-обучающие и профессиональные задачки.

7.1. Каковы отличия симпласта от многоядерной клетки?

7.2. Какой процесс приводит к появлении различий в строении кле-

ток?

7.3. Какие преимущества получает ткань, клетки которой

приобрели способность образовывать межклеточное вещест-

во?

7.4. При исследовании клетки под электронным микроскопом на

одной ее поверхности были обнаружены микроворсинки, на

другой – десмосомы. Какая из них свободная, а какая –

контактирующая?

8.Тестовые задания

8.1. Микроскоп был изобретён

1) Р. Гуком;

2) Г. Галилеем;

3) М. Мальпиги;

4) А. Левенгуком;

5) Я. Пуркинье.

8.2. Элементарной живой системой является

1) клетка;

2) ядро;

3) плазмолемма;

4) цитоплазма;

5) ткань.

8.3. Межклеточное вещество – это:

1) синцитий;

2) продукт жизнедеятельности клеток;

3) симпласт;

4) нексус;

5) гликокаликс.

8.4. Примером симпласта является

1) эластическое волокно;

2) скелетное мышечное волокно;

3) крупная клетка;

4) нервное волокно.

8.5. Для выявления эластических волокон межклеточного вещества используют

1) осмий;

2) гематоксилин;

3) эозин;

4) азур;

5) орсеин.

 

Тема занятия №3: Цитоплазма. Органеллы и включения

Клетки

Мотивация

Знания, полученные на данном занятии, при изучении органелл и включений, послужат в дальнейшем базой для детального изучения микроскопического строения клеток, тканей и органов в курсе общей и частной гистологии, а также при анализе изменений строения клеток в процессе онтогенеза, регенерации, развитии патологического процесса.

Детальное изучение органелл осуществляется на электронно-микроскопическом уровне (при микроскопировании и по электронограммам – фотографиям, сделанным с электронного микроскопа). Хотя органеллы общего назначения являются обязательной частью цитоплазмы всех клеток, для облегчения их изучения используют клетки, где тот или иной вид органелл представлен наилучшим образом.

Органеллы – постоянные структурные компоненты цитоплазмы, имеющие определённое строение и выполняющие в клетке жизненно важные функции. При светооптической микроскопии выявляются лишь некоторые органеллы.

Включения – непостоянные структурные компоненты цитоплазмы, которые могут синтезироваться клеткой, или поступать в клетку извне. Плазматическая мембрана (цитолемма) отграничивает клетку, регулируя поступление в нее различных веществ, и выведение их наружу: обеспечивает рецепцию состояния внешней среды, антигенные свойства клетки.

Гиалоплазма – это матрикс цитоплазмы, внутренняя среда клетки,

в которую погружены и функционируют органеллы и включения.

Органеллы, включения и гиалоплазма метаболически связаны между собой, а также с ядром, образуя единую систему – клетку.

Приведем несколько примеров тесной взаимосвязи оставляющих этой системы:

2.1. При многих поражениях клетки, митохондрии утрачивают

способность окислять жиры, которые накапливаются в цитоплазме в избытке, вызывая жировую дистрофию.

2.2. Нарушение баланса между поступлением и выведением железа в организме может быть одной из причин обеднения эритроцитов гемоглобином (железодефицитная анемия).

2.3. Снижение способности клеток к соединению (адгезии) – одна из характерных черт опухолевого роста (при раке).

2.4. Повреждение механизма переноса ионов калия, натрия, кальция через цитолемму клеток сердца может привести к нарушению сердечного ритма.

2.5. Фагоцитарная способность макрофагов повышается при иммунизации. Иммунные тела встраиваются в цитолемму, что облегчает клеткам рецепцию антигенов.

Цели занятия

3.1. Общая цель

В результате изучения теоретического материала, гистологических препаратов, электронограмм, схем студент должен определять органеллы на светооптическом и ультрамикроскопическом уровнях, дифференцировать внутриклеточные включения.

3.2. Конкретные цели

 

Знать Уметь
3.2.1. Определение понятий органелл и включений.   3.2.4. находить на светооптическом уровне основные компоненты клетки, различать органеллы цитоплазмы.
3.2. Классификации органелл и включений (морфологическую и функциональную), значение для жизнедеятельности клетки и организма. 3.2.5. Находить и определять вид внутриклеточных включений на гистологических препаратах.
3.2.2. Методы выявления различных органелл и включений на светооптическом и электронномикроскопическом уровнях. 3.2.6. Находить и различать субмикроскопические элементы цитоплазмы на электронограммах.
3.2.3. Химический состав и значение гиалоплазмы. 3.2.7. Определять на электронограммах вид органелл и детали их строения.

Необходимый уровень знаний

4.1. Из курса биологии: строение биологической мембраны, понятие об органеллах, включениях - раздел: «Цитология»

Новый материал

5.1.Учебник Гистология / Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др. Гл. 4.

5.2. Конспект лекций.

5.3. Дополнительная литература: по списку кафедры.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.