Тема Организационные основы деятельности адвокатуры. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема Организационные основы деятельности адвокатуры.

2017-06-02 167
Тема Организационные основы деятельности адвокатуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема Организационные основы деятельности адвокатуры.

Задачи деятельности адвокатуры. Принципы деятельности адвокатуры.

В любом демократическом обществе адвокаты призваны осуществлять важнейшую роль:

в деле отправления правосудия,

в предотвращении и разрешении споров,

а также в защите прав человека и основных свобод.

Адвокатура как институт гражданского общества призвана содействовать совершенствованию работы судебной системы, путем обеспечения доступа к правосудию.

Обратимся к истории становления адвокатуры в России

Адвокатское сословие в России (как и институт адвокатуры) - явление достаточно молодое, ведущее свое начало с Великой Судебной реформы 1864 г. Правовая же практика государства до этой реформы обходилась, как ни странно, без адвокатуры, что свидетельствовало о достаточно низком уровне государственной и судебной культуры России по сравнению с другими европейскими государствами, где этот институт существовал с незапамятных времен и был достаточно хорошо развит.

Известный российский юрист Л.Е. Владимиров, ссылаясь на средневековых юристов, считал адвокатов воинами права. Данное положение соответствует настоящему времени. Адвокатская деятельность в России относится к правовому институту и может осуществляться только в соответствии с законом. В силу закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, сейчас Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Л.Е. Владимиров справедливо отмечал, что "Адвокат стоит на страже частных интересов. Личная жизнь людей есть атом жизни и государственной, и общественной. Только полная ее обеспеченность от физических зол и человеческого произвола во всех его проявлениях дает твердую основу общежитию. Давнишняя традиция нашей интеллигенции предписывала всегда гнушаться произвола административного..."

До принятия закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, до 2002 года адвокатура в Российской Федерации не являлось независимой организацией.

Положение об адвокатуре в Российской Федерации, действовавшее до 2002 г., до принятия Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, закрепляло полномочия Министерства юстиции РФ в образовании коллегии адвокатов и деятельности адвокатов.

В частности Министерство Юстиции давало согласие на образование коллегий адвокатов; осуществляло ведение реестра коллегий адвокатов; осуществляла контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры;

Также Министерство Юстиции утверждала формы отчетности коллегиями адвокатов и устанавливала сроки их представления в органы юстиции Российской Федерации; Министерство Юстиции была уполномочена вносить в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов.

С таким контролем адвокатура не могла содействовать основополагающим принципам судопроизводства: равенства и состязательности сторон.

В судебном процессе адвокат, своей деятельностью обеспечивает реализацию принципа состязательности судебного процесса. Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, вследствие чего, представители этих органов не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит закону.

По словам С.В. Степашина: "Большинство проблем во взаимодействии адвокатуры и государства уходят корнями в соотношение частного и публичного интересов, соотношение прав и свобод человека с полномочиями государства"

Невмешательство государства в адвокатскую деятельность, независимость адвокатуры, как института гражданского общества от государственного контроля, является необходимым условием становления и развития правозащитной адвокатуры.

Международный опыт развитых стран подтверждает, что только независимая от государственного надзора адвокатура, способна обеспечить гражданам и юридическим лицам эффективную защиту их прав и свобод.

В новейшей истории России, становление подлинной свободной адвокатуры, началось после 2002 г., с принятием Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Согласно ст. 3 закона, а двокатура является профессиональным сообществом адвокатов, и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Любой институт общества, осуществляет свою деятельность на основании принципов, которые на законодательном уровне обеспечивают, правильное толкование и правоприменение норм в своей области.

Адвокатура, представляет собой профессиональное объединение адвокатов, как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Принцип независимости адвокатской деятельности характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокат при осуществлении адвокатской деятельности не может быть связан никакими приказами, указаниями из вне со стороны лиц, не входящих в адвокатское сообщество. Адвокат, осуществляет свою деятельность без постороннего вмешательства, самостоятельно определяет выбор форм и методы защиты. При оказании юридической помощи в интересах доверителя, адвокат руководствуется только законом и общими рекомендациями адвокатской палаты по вопросам адвокатской деятельности.

Адвокат самостоятельно оценивает возникшие правоотношение с участием доверителя, самостоятельно определяет вид юридической помощи, основываясь только на интересах доверителя и его одобрении на свои действия.

Принцип независимости адвокатуры не является декларативным, его реализация на законодательном уровне обеспечивается установленными законодательством обязанностями на исполнительные органы и суд.

Например, органы государственной власти в целях обеспечения доступности населению юридической помощи, а также в целях содействия адвокатской деятельности,

Можно сделать вывод: Закон об адвокатуре связывает право территориального органа юстиции, на обращение в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката, при наличии юридического факта нарушения установленного законом срока, на рассмотрение адвокатской палатой соответствующего представления.

Независимость адвоката также предписана ст.18 Закона об адвокатуре, где установлен прямой запрет, на любое вмешательство либо препятствование каким бы то ни было образом адвокатской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом.

Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Но интересы доверителя, обратившегося к адвокату за юридической помощью, обеспечены Конституции РФ, устанавливающей гарантию право каждому на получение квалифицированной юридической помощи. Поэтому, не ограничены какими-либо условиями абсолютное право доверителя на привлечение к гражданско-правовую ответственность адвоката, в порядке, предусмотренном законом об адвокатуре.

Любая информация, полученная адвокатом при выполнении им адвокатской деятельности, является адвокатской тайной. Не допускается истребование с адвокатских формирований сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи по конкретным делам.

Уголовное преследование адвоката может осуществляется только с соблюдения всех гарантий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Подозрение в ограничении прав членов семьи адвоката, может помешать адвокату на оказание доверителю квалифицированной помощи. Гарантии независимости адвоката обеспечены правовым механизмом. Законом прямо установлено, что под защитой государства находятся адвокат, члены его семьи и их имущество.

 

Принцип законности.

Принцип законности применительно к адвокатской деятельности выражен в ст. 4 Закона об адвокатуре, которая устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из самого Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Под квалифицированной юридической помощью понимается, обеспеченная законодательством правовая возможность, совершение адвокатом в интересах доверителя, необходимых и всех возможных в силу закона действий правового характера, в том числе, оказание доверителю содействия по защите его прав и свобод, представление его интересов перед третьими лицами и в суде.

Адвокат вправе оказывать любую юридическую помощь, если она не запрещена федеральным законом. Это могут быть "юридические заключения адвоката по результатам правового анализа ситуации или представленных адвокату для изучения документов", участие (с согласия клиента и при соблюдении адвокатской тайны) в публичном освещении правовых вопросов по конкретному делу, любая другая деятельность, не запрещенная законом.

Основными признаками адвокатской деятельности являются:

а) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (доверителям);

б) оказание такой помощи лицами, работающими на профессиональной основе;

в) лица, оказывающие юридическую помощь, должны иметь статус адвоката, который получается в порядке, установленном Федеральном законом об адвокатской деятельности и адвокатуре;

г) целями этой деятельности должны быть:

Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Это значит, что ее целью не может быть извлечение прибыли. Все доходы адвокатского объединения или отдельного адвоката являются по своей правовой природе не результатом коммерческой или иной предпринимательской деятельности, а вознаграждением, выплачиваемым клиентом. В структуре бухгалтерского баланса адвоката должно отсутствовать указание на прибыль.

Представительские функции адвоката в общей форме перечислены в Федеральном законе об адвокатуре. Конкретные права и обязанности адвоката как представителя юридического или физического лица достаточно полно регулируются соответствующими отраслями законодательства. При этом следует учитывать, что институт представительства и полномочия представителей детализированы в каждой отрасли и требуют конкретизации в зависимости от возникших правоотношений.

Адвокат может быть таким представителем на основании ст. 49 ГПК РФ. Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Статья 45 УПК РФ предусматривает, что представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты. Статья 49 УПК РФ также предусматривает допуск адвоката в качестве защитника. Защитник - лицо, осуществляющее в установленном УПК РФ порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Необходимая составляющая в получении квалифицированной юридической помощи адвоката (защитника), является обеспеченная законом тайна конфиденциальных сведений, сообщаемых адвокату его доверителем.

Адвокатская тайна гарантирует законные интересы доверителя.

. Согласно Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура действует на основе принципа законности (пункт 2 статьи 3); защитник обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами (подпункт 1 пункта 1 статьи 7). Соответственно, гарантии конфиденциальности должны распространяться на те отношения подозреваемых, обвиняемых со своими адвокатами (защитниками), которые не выходят за рамки оказания собственно профессиональной юридической помощи доверителю в порядке, установленном законом.

Обязанность хранить адвокатскую тайну возложена на все адвокатские образования, а также на помощников и стажеров адвоката.

Конституционные положения и корреспондирующие им нормы международного права, исключают произвольное вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности, обязывают государство обеспечивать в законодательстве и правоприменении такие условия для реализации гражданами права на квалифицированную юридическую помощь.

Для эффективного осуществления адвокатами деятельности по оказанию юридической помощи гражданин имеет возможность свободно сообщать адвокату сведения, которые он не сообщил бы другим лицам, а адвокату - возможность сохранить конфиденциальность полученной информации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 20-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 года N 128-О, от 8 ноября 2005 года N 439-О и от 29 мая 2007 года N 516-О-О).

Адвокатской тайной, согласно статье 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", признаются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (пункт 1), адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (пункт 2). Положения статьи 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" гарантируют, таким образом, сохранение адвокатской тайны, закрепляют общий запрет на ее нарушение, исключающий ее раскрытие и распространение любым способом, будь то допрос адвоката о составляющих адвокатскую тайну сведениях или получение их каким-либо иным способом.

При этом Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года) к сведениям, составляющим профессиональную адвокатскую тайну, относит, в частности, факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей, все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу, св едения, полученные адвокатом от доверителей, информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи, содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных, условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем (пункт 5 статьи 6).

Иными словами, не все сведения, которым адвокат и его доверитель желали бы придать конфиденциальный характер и которые вследствие этого включены адвокатом в его производство, являются адвокатской тайной. Так, хотя согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий в отношении адвоката (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей.

У казанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации не могут быть защищены режимом адвокатской тайны также сведения, свидетельствующие о совершении правонарушений, имеющих уголовно противоправный характер, в частности о злоупотреблениях правом на юридическую помощь и защиту от подозрения и обвинения, допускаемых как адвокатом, так и лицом, которому оказывается юридическая помощь, а также третьим лицом (например, оплачивающим услуги адвоката).

Соответственно, под режим адвокатской тайны могут подпадать только те предметы и документы, которые получены или созданы адвокатом без нарушений уголовно противоправного характера в рамках отношений по оказанию квалифицированной юридической помощи; адвокатская тайна не распространяется на материалы, которые могут свидетельствовать о наличии в отношениях между адвокатом и его доверителем (или в связи с этими отношениями) признаков преступления, в том числе преступлений против правосудия, на орудия и предметы преступления, поскольку иначе ставился бы под сомнение правомерный характер действий адвоката и (или) его доверителя, создавались бы дополнительные предпосылки для ограничений, обусловленных необходимостью защиты конституционно значимых ценностей в соответствии с требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

 

РЕЕСТР АДВОКАТА.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" полномочия по ведению реестра адвокатов субъектов Российской Федерации возложены на территориальные органы Минюста России.

С момента принятия присяги гражданин приобретает статус Адвоката. Возможность осуществления адвокатской деятельности, представление интересов третьим лицам, связано с удостоверением личности адвоката.

Министерство юстиции, в лице территориальных подразделений, уполномочено на осуществление проверки данных адвоката, с целью оформления удостоверения адвоката, с последующей его выдачи адвокату, а также внесение соответствующих сведений в реестр адвокатов. Реестр адвокатов, формируется в каждом территориальном органе субъекта Российской Федерации. Сведения Реестра, размещены на сайте территориального органа юстиции и на сайте адвокатских палат субъектов российской федерации.

Адвокатская деятельность носит публичный характер и сведения реестра об адвокате открыты для ознакомления.

Оформление и выдача удостоверения не относится к лицензированию адвокатской деятельности, а является государственной услугой.

Территориальный орган юстиции субъекта Российской Федерации, на основании сведений, полученных от Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, вносит данные об адвокате в реестр адвокатов.

Территориальный орган юстиции субъекта Российской Федерации выдает адвокату удостоверения адвоката, в срок 10 дней, по факту получения Уведомления Квалификационной комиссии адвокатской палаты о присвоении претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен и принявшему присягу, статуса адвоката.

Для адвокатов иностранных государств соответствующий реестр ведется Министерством юстиции.

Сфера деятельности Министерства Юстиции, связанная с внесением данных об адвокате в реестр адвокатов основана на положении Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также на Приказе Минюста РФ от 31 июля 2012 г. N 151 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации".

Внесение сведений об адвокате иностранного государства в специальный реестр адвокатов иностранных государств, является основанием для осуществления адвокатской деятельности на территории Российской Федерации. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Адвокат является независимым советником по правовым вопросам, поэтому на территории Российской Федерации иностранный адвокат вправе оказывать юридическую помощь по только вопросам иностранного права. Такое ограничение является логичным, оно направлено на оказание квалифицированной, а не формальной юридической помощи.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации, исключительно только по вопросам иностранного права.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Право адвоката на осуществление адвокатской деятельности возникает при получении адвокатского удостоверения в территориальном органе юстиции.

 

 

 

Тема Организационные основы деятельности адвокатуры.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.