Для специальности «5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Для специальности «5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине «ІКS 3304 – Интерфейсы компьютерных системы»

Для специальности «5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение»

 

Алматы, 2013


 

Обсуждено и рекомендовано на заседании АСОП по специальности «5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение», протокол № 1 от 18 марта 2013г.

 

Председатель АСОП по специальности «5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение» _________________ Байтенова Л.М.

 

 

Заведующий кафедрой «Прикладная информатика»

__________________________ Байтенова Л.М.

 

 

Обсуждено и рекомендовано на заседании УМБ кафедры «Прикладная информатика», протокол № 7 от 6 марта 2013г.

 

Председатель УМБ кафедры «Прикладная информатика»

_________________________ Сагитова Г.К.

Разработаластарший преподаватель кафедры «Прикладная информатика» Салимбетова Ж.Х.

 

 

 


Содержание

Стр.

 

1. Типовая учебная программа дисциплины
2. Рабочая учебная программа дисциплины
3. Силлабус (учебная программа дисциплины)  
4. Лекционный комплекс
5. Методические указания по выполнению практических (семинарских) занятий    
6. Методические указания по выполнению лабораторных занятий
7. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студента под руководством преподавателя  
8. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студента
9. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины  

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

По дисциплине«Интерфейсы компьютерных систем»

 

специальности5B070400 – Вычислительная техника и программное обеспечение

(«шифр-название»)

 

 

  Форма обучения
Очное обучение
Всего кредитов
Курс
Семестр
Экзамен (семестр)
Всего часов, из них:
Лекции (часов)
Лабораторные занятия (часов)
СРСП (часов)
СРС (часов)

 

 

Алматы, 2013 г.

1. Сведение о преподавателе Старший преподаватель Салимбетова Жанна Хайдаровна Кафедра «Прикладная информатика» ауд. 334, тел. раб. 277-18-91, тел. сот. 87074161806
2. Пререквизиты дисциплины Для изучения курса «Интерфейсы информационных систем» студентам необходимы знания дисциплины «Информатика»
3. Постреквизиты дисциплины Знания и навыки, полученные студентами по дисциплине «Интерфейсы взаимодействия компьютерных систем» могут быть использованы в следующих смежных дисциплинах: «Интернет-технологии», «Инструментальные средства разработки программ», «Компьютерные сети» а также в дисциплинах специализаций и дипломном проектировании.
4. Описание дисциплины Данный курс изучает современную архитектуру, технические характеристики и направления развития компьютерной техники и ее программных средств, а также методов и средств обработки данных при помощи компьютерной техники как фундаментальной науке об информации и информационных процессах.
5. Цель изучения дисциплины Цельюдисциплины «Интерфейсы взаимодействия компьютерных систем» является обучение методам проектирования пользовательских интерфейсов, освоение принципов организации и функционирования программно-аппаратных интерфейсов в современных компьютерных системах.
6. Задачи изучения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: § знать методы инженерно-психологического и эргономического проектирования человеко-машинных систем; методы общесистемного проектирования интерфейсов взаимодействия человек-вычислительная среда.. § иметь представление о современных перспективах и тенденциях развития интерфейсов компьютерных систем.
7. Компетенции дисциплины Уметь формулировать требования к аппаратно-программным средствам, обеспечивающим взаимодействие оператора с вычислительной средой, производить выбор и обоснование проектных решений по организации интерфейсов компьютерных систем

 



8. Календарно-тематический план дисциплины

  № п/п   Название темы  
Очное отделение
Всего Лекции Прак. зан. Лаб. зан. СРСП СРС
  Глава 1. Инженерно - психологическое проектирование интерфейса взаимодействия оператора с вычислительной системой.            
Вопросы проектирования и выбора пользовательских, программно-аппаратных интерфейсов, реализующих взаимодействие человека-оператора с компьютерной системой.  
Цели и задачи инженерно-психологического проектирования интерфейса взаимодействия человека с вычислительной средой.  
Характеристики интерфейса взаимодействия.  
  Глава 2. Характеристики человека-оператора.            
Психофизиологические характеристики операторов.*  
Временные характеристики деятельности операторов.  
Основные характеристики анализаторов человека.  
  Глава 3. Структура пользовательского интерфейса.            
Категории пользователей.*  
Структуры и типы диалога.  
  Глава 4. Интерфейсы информационного взаимодействия.            
Анализ и синтез естественного языка взаимодействия.  
Классификация пользовательских интерфейсов.  
Интерфейсы информационного взаимодействия компьютерных иерархических систем.  
  Глава 5. Разработка интерфейсов информационного взаимодействия компьютерных систем.            
Программно-аппаратные интерфейсы.  
Интерфейс информационного взаимодействия программных приложений.  
Реализация интерфейса информационного взаимодействия программных приложений.  
Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса.  
  ИТОГО  

 



План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий

№ темы План лекций План лабораторных занятий
  Глава 1. Инженерно - психологическое проектирование интерфейса взаимодействия оператора с вычислительной системой.  
Вопросы проектирования и выбора пользовательских, программно-аппаратных интерфейсов, реализующих взаимодействие человека-оператора с компьютерной системой. Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой.
Цели и задачи инженерно-психологического проектирования интерфейса взаимодействия человека с вычислительной средой. Создание "дружественного" пользовательского интерфейса.
Характеристики интерфейса взаимодействия. Пользовательский интерфейс "Hand User Interface".
  Глава 2. Характеристики человека-оператора.  
Психофизиологические характеристики операторов. Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI (Web user interface)
Временные характеристики деятельности операторов. Применение CLI при организации диалогового взаимодействия.
Основные характеристики анализаторов человека. Применение GUI при организации диалогового взаимодействия.
  Глава 3. Структура пользовательского интерфейса.  
Категории пользователей. Применение WUI при организации диалогового взаимодействия.
Структуры и типы диалога. Выбор компонентов WUI в зависимости от решаемых задач
  Глава 4. Интерфейсы информационного взаимодействия.  
Анализ и синтез естественного языка взаимодействия. Программные интерфейсы. Передача данных на HTTP-сервер на основе WUI.
Классификация пользовательских интерфейсов. Программные интерфейсы. Передача данных между различными компьютерами
Интерфейсы информационного взаимодействия компьютерных иерархических систем. Программные интерфейсы. Использование переменных окружения сервера.
  Глава 5. Разработка интерфейсов информационного взаимодействия компьютерных систем.  
Программно-аппаратные интерфейсы. Программные интерфейсы. Использование данных полученных HTTP-сервером внешней программой
Интерфейс информационного взаимодействия программных приложений. Программные интерфейсы. Передача ответов и запросов от внешней программы клиенту, на другой сервер.
Реализация интерфейса информационного взаимодействия программных приложений. Разработка "дружественного" интерфейса на основе WUI и GUI.
Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Интерфейс взаимодействия пользователя с сервером на основе HTTP.

 

План проведения СРСП

№ п/п Задание СРСП Форма проведения СРСП
Очное обучение
Определение уровня знаний студентов в начале академического периода Тест
Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой. отчет
Пользовательский интерфейс "Hand User Interface". отчет
Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI (Web user interface)" отчет
Дружественный пользовательский интерфейс отчет
Комплексное решение вопросов создания интерфейсов на основе WUI-CGI. отчет
Определение уровня знаний студентов в середине академического периода Тест
Пользовательский интерфейс на основе GUI(Graphic User Interface). отчет
Классификация средств отображения и приема информации. Тренинг
Дисплеи как средства отображения информации оператору Устный опрос
Мониторы с электронно-лучевой трубкой (тип CRT -Cathode Ray ube). Устный опрос
Формирование цветного изображения в CRT-мониторах Устный опрос
Определение уровня знаний студентов в конце академического периода Тест
     

 

Тематика курсовых работ

1. Разработка сайта в Microsoft FrontPage (тематика по выбору студента)

2. Сравнительный анализ интерфейса ОС Windows и Linux

3. Применение CLI при организации диалогового взаимодействия.

4. Применение GUI при организации диалогового взаимодействия.

5. Применение WUI при организации диалогового взаимодействия.

6. Выбор компонентов WUI в зависимости от решаемых задач

7. Программные интерфейсы. Передача данных на HTTP-сервер на основе WUI.

8. Программные интерфейсы. Передача данных между различными компьютерами

9. Программные интерфейсы. Использование переменных окружения сервера.

10. Программные интерфейсы. Использование данных полученных HTTP-сервером внешней программой

11. Программные интерфейсы. Передача ответов и запросов от внешней программы клиенту, на другой сервер.

12. Разработка "дружественного" интерфейса на основе WUI и GUI.

13. Освоить методику создания интерактивных компонент, обеспечивающих взаимодействие пользователя с сервером на основе HTTP.

14. Описание структуры диалогового взаимодействия на основе WUI.

15. Аппаратные средства организации взаимодействия человека-оператора с компьютерной системой. Устройства вывода информации.

16. Аппаратные средства организации взаимодействия человека-оператора с компьютерной системой. Сканеры.

17. Аппаратные средства организации взаимодействия человека-оператора с компьютерной системой. Принтеры. Методы формирования изображения на твердом носителе.

Примечание:Студент, не сдавший и не защитивший курсовую работу (проект) до 2 рубежного контроля семестра не допускается к экзамену по соответствующей дисциплине.

Факультет «ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ»

СИЛЛАБУС

(УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ)

По дисциплине«Интерфейсы компьютерных систем»

 

специальности5B070400 – Вычислительная техника и программное обеспечение

(«шифр-название»)

 

  Форма обучения
Очное обучение
Всего кредитов
Курс
Семестр
Экзамен (семестр)
Всего часов, из них:
Лекции (часов)
Лабораторные занятия (часов)
СРСП (часов)
СРС (часов)

 

Алматы, 2013 г.


 

8. Сведение о преподавателе Старший преподаватель Салимбетова Жанна Хайдаровна Кафедра «Прикладная информатика» ауд. 334, тел. раб. 277-18-91, тел. сот. 87074161806
9. Пререквизиты дисциплины Для изучения курса «Интерфейсы информационных систем» студентам необходимы знания дисциплины «Информатика»
10. Постреквизиты дисциплины Знания и навыки, полученные студентами по дисциплине «Интерфейсы взаимодействия компьютерных систем» могут быть использованы в следующих смежных дисциплинах: «Интернет-технологии», «Инструментальные средства разработки программ», «Компьютерные сети» а также в дисциплинах специализаций и дипломном проектировании.
11. Описание дисциплины Данный курс изучает современную архитектуру, технические характеристики и направления развития компьютерной техники и ее программных средств, а также методов и средств обработки данных при помощи компьютерной техники как фундаментальной науке об информации и информационных процессах.
12. Цель изучения дисциплины Цельюдисциплины «Интерфейсы взаимодействия компьютерных систем» является обучение методам проектирования пользовательских интерфейсов, освоение принципов организации и функционирования программно-аппаратных интерфейсов в современных компьютерных системах.
13. Задачи изучения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: § знать методы инженерно-психологического и эргономического проектирования человеко-машинных систем; методы общесистемного проектирования интерфейсов взаимодействия человек-вычислительная среда.. § иметь представление о современных перспективах и тенденциях развития интерфейсов компьютерных систем.
14. Компетенции дисциплины Уметь формулировать требования к аппаратно-программным средствам, обеспечивающим взаимодействие оператора с вычислительной средой, производить выбор и обоснование проектных решений по организации интерфейсов компьютерных систем

 

8. Календарно-тематический план дисциплины

  № п/п   Название темы  
Очное отделение
Всего Лекции Прак. зан. Лаб. зан. СРСП СРС
  Глава 1. Инженерно - психологическое проектирование интерфейса взаимодействия оператора с вычислительной системой.            
Вопросы проектирования и выбора пользовательских, программно-аппаратных интерфейсов, реализующих взаимодействие человека-оператора с компьютерной системой.  
Цели и задачи инженерно-психологического проектирования интерфейса взаимодействия человека с вычислительной средой.  
Характеристики интерфейса взаимодействия.  
  Глава 2. Характеристики человека-оператора.            
Психофизиологические характеристики операторов.*  
Временные характеристики деятельности операторов.  
Основные характеристики анализаторов человека.  
  Глава 3. Структура пользовательского интерфейса.            
Категории пользователей.*  
Структуры и типы диалога.  
  Глава 4. Интерфейсы информационного взаимодействия.            
Анализ и синтез естественного языка взаимодействия.  
Классификация пользовательских интерфейсов.  
Интерфейсы информационного взаимодействия компьютерных иерархических систем.  
  Глава 5. Разработка интерфейсов информационного взаимодействия компьютерных систем.            
Программно-аппаратные интерфейсы.  
Интерфейс информационного взаимодействия программных приложений.  
Реализация интерфейса информационного взаимодействия программных приложений.  
Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса.  
  ИТОГО  

 

План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий

№ темы План лекций План лабораторных занятий
  Глава 1. Инженерно - психологическое проектирование интерфейса взаимодействия оператора с вычислительной системой.  
Вопросы проектирования и выбора пользовательских, программно-аппаратных интерфейсов, реализующих взаимодействие человека-оператора с компьютерной системой. Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой.
Цели и задачи инженерно-психологического проектирования интерфейса взаимодействия человека с вычислительной средой. Создание "дружественного" пользовательского интерфейса.
Характеристики интерфейса взаимодействия. Пользовательский интерфейс "Hand User Interface".
  Глава 2. Характеристики человека-оператора.  
Психофизиологические характеристики операторов. Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI (Web user interface)
Временные характеристики деятельности операторов. Применение CLI при организации диалогового взаимодействия.
Основные характеристики анализаторов человека. Применение GUI при организации диалогового взаимодействия.
  Глава 3. Структура пользовательского интерфейса.  
Категории пользователей. Применение WUI при организации диалогового взаимодействия.
Структуры и типы диалога. Выбор компонентов WUI в зависимости от решаемых задач
  Глава 4. Интерфейсы информационного взаимодействия.  
Анализ и синтез естественного языка взаимодействия. Программные интерфейсы. Передача данных на HTTP-сервер на основе WUI.
Классификация пользовательских интерфейсов. Программные интерфейсы. Передача данных между различными компьютерами
Интерфейсы информационного взаимодействия компьютерных иерархических систем. Программные интерфейсы. Использование переменных окружения сервера.
  Глава 5. Разработка интерфейсов информационного взаимодействия компьютерных систем.  
Программно-аппаратные интерфейсы. Программные интерфейсы. Использование данных полученных HTTP-сервером внешней программой
Интерфейс информационного взаимодействия программных приложений. Программные интерфейсы. Передача ответов и запросов от внешней программы клиенту, на другой сервер.
Реализация интерфейса информационного взаимодействия программных приложений. Разработка "дружественного" интерфейса на основе WUI и GUI.
Комплексный подход к разработке пользовательского интерфейса. Интерфейс взаимодействия пользователя с сервером на основе HTTP.

 

План проведения СРСП

№ п/п Задание СРСП Форма проведения СРСП
Очное обучение
Определение уровня знаний студентов в начале академического периода Тест
Директивно-диалоговая форма взаимодействия с программной системой. отчет
Пользовательский интерфейс "Hand User Interface". отчет
Компоненты пользовательского интерфейса на основе WUI (Web user interface)" отчет
Дружественный пользовательский интерфейс отчет
Комплексное решение вопросов создания интерфейсов на основе WUI-CGI. отчет
Определение уровня знаний студентов в середине академического периода Тест
Пользовательский интерфейс на основе GUI(Graphic User Interface). отчет
Классификация средств отображения и приема информации. Тренинг
Дисплеи как средства отображения информации оператору Устный опрос
Мониторы с электронно-лучевой трубкой (тип CRT -Cathode Ray ube). Устный опрос
Формирование цветного изображения в CRT-мониторах Устный опрос
Определение уровня знаний студентов в конце академического периода Тест
     

 

Тематика курсовых работ

18. Разработка сайта в Microsoft FrontPage (тематика по выбору студента)

19. Сравнительный анализ интерфейса ОС Windows и Linux

20. Применение CLI при организации диалогового взаимодействия.

21. Применение GUI при организации диалогового взаимодействия.

22. Применение WUI при организации диалогового взаимодействия.

23. Выбор компонентов WUI в зависимости от решаемых задач

24. Программные интерфейсы. Передача данных на HTTP-сервер на основе WUI.

25. Программные интерфейсы. Передача данных между различными компьютерами

26. Программные интерфейсы. Использование переменных окружения сервера.

27. Программные интерфейсы. Использование данных полученных HTTP-сервером внешней программой

28. Программные интерфейсы. Передача ответов и запросов от внешней программы клиенту, на другой сервер.

29. Разработка "дружественного" интерфейса на основе WUI и GUI.

30. Освоить методику создания интерактивных компонент, обеспечивающих взаимодействие пользователя с сервером на основе HTTP.

31. Описание структуры диалогового взаимодействия на основе WUI.

32. Аппаратные средства организации взаимодействия человека-оператора с компьютерной системой. Устройства вывода информации.

33. Аппаратные средства организации взаимодействия человека-оператора с компьютерной системой. Сканеры.

34. Аппаратные средства организации взаимодействия человека-оператора с компьютерной системой. Принтеры. Методы формирования изображения на твердом носителе.

Примечание:Студент, не сдавший и не защитивший курсовую работу (проект) до 2 рубежного контроля семестра не допускается к экзамену по соответствующей дисциплине.

Расчет итоговой оценки

Итоговая оценка по дисциплинев процентном содержании определяется по следующей формуле:

И% = Р1+Р2 х 0,6 + Э х 0,4

2

где:

Р1 – процентное содержание оценки 1-го рейтинга;

Р2 – процентное содержание оценки 2-го рейтинга;

Э – процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен).

 

15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов %-е содержание усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе
A 4,0 95-100 отлично
A- 3,67 90-94  
B+ 3,33 85-89 хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49 неудовлетворительно

15.4 Политика академического поведения

 

Критерии оценки поведения Кол-во баллов*
1. Опоздание на занятие -0,5
2. Пользование сотовыми телефонами во время занятий -0,5
3. Активное участие на лекционных занятиях +1
4. Несвоевременное предоставление задания без уважительной причины снимаются баллы ( до 50 %).

 

*Примечание:баллы понижающие рейтинг студента проставляются с минусом, повышающие - с плюсом.

 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

По дисциплине«ИНТЕРФЕЙС КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»

 

специальности«5В070400-Вычислительная техника и программное обеспечение»

 

Алматы, 2013г.

 

Тема 1. Вопросы проектирования и выбора пользовательских, программно-аппаратных интерфейсов, реализующих взаимодействие человека-оператора с компьютерной системой. Комплекс интерфейсов компьютерных систем. Взаимосвязь интерфейсов компьютерных систем. Определения интерфейсов. Актуальность интерфейсов.

 

В последние годы успехи использования компьютерных систем в возрастающей степени стали определяться ролью, которую играют интерфейсы взаимодействия пользователя с программным приложением. В общем случае понятие интерфейса достаточно широкое понятие и применимо к различным областям компьютерных технологий.

 

Предметом изучения в данном курсе являются пользовательские интерфейсы в их взаимосвязи с программно-аппаратными интерфейсами уровня приложений. Интерес к этой области проявился со стороны не только специалистов в области вычислительной техники, но и эргономистов, психологов, социологов и разработчиков графических систем, что свидетельствует о многоплановом характере этой проблемы. Как часто показывала практика, для успешного решения многих прикладных задач в компьютерных системах необходимо комплексное рассмотрение проблем, связанных с разработкой и (или) выбором интерфейсов.

 

Технологии создания пользовательских и программно-аппаратных интерфейсов должны рассматриваться комплексно. За последние годы методы организации интерфейса в системе человек-компьютер получили значительное развитие и приобрели определенную логическую завершенность. Интерфейс можно разделить на несколько уровней, функции которых можно представить в виде обобщенных структур. Такая интерпретация помогает объяснить свойства каждой структуры, а также обосновать принятые принципы их использования. Например, при проектировании интерактивного WEB-приложения разработчики сталкиваются с выбором ряда интерфейсов:

 

- интерфейса на уровне взаимодействия пользователя с клиентской программой;

 

- интерфейса на уровне взаимодействия клиентской машины с машиной сервером;

 

интерфейса на уровне взаимодействия сервера со сторонней программой или c другим сервером.

 

К примеру, при разработке WEB-приложения, первый интерфейс реализуется выбором и обоснованием компонент WUI (Web user interface), второй выбором методов посылки запросов на сервер, третий использованием CGI (Common Gateway interface) или с применением SQL-запросов (рис 1).

 

 

Существует несколько определений понятия интерфейса компьютерных систем, назовем некоторые из них. Одно из них так определяет пользовательский интерфейс как правила взаимодействия пользователя с приложением (или операционной средой), а также средства и методы, с помощью которых эти правила реализуются. Также интерфейс взаимодействия определяется как совокупность аппаратно-программных средств, средств отображения информации и протоколов обмена информацией, обеспечивающих достоверное и надежное взаимодействие человека с ЭВМ для решения определенных задач. Под аппаратным интерфейсом компьютера (Interface - сопряжение) понимают совокупность различных характеристик какого либо переферийного устройства РС, определяющих организацию обмена информацией между ним и центральным процессором. Это электрические и временные параметры, набор управляющих сигналов, протокол обмена данными и конструктивные особенности подключения.

 

Таким образом, первое, с чем сталкивается пользователь, начиная работать с приложением, это его интерфейс. Непродуманный, неудачный интерфейс может свести на нет все его достоинства. Сказанное относится, как к локальным приложениям, так и к приложениям, обеспечивающим работу пользователей в сети. О важности проблем интерфейса, можно отметить следующий факт. Американский национальный институт стандартов (ANSI) имеет по данному направлению специальную консультативную группу - Комитет по стандартам интерфейса Человек-Компьютер (The Human-Computer Interface Standard Committee). Существуют подобные организации не только в США, но и в других странах, более того, имеются также международные исследовательские группы, работающие в этом направлении, например Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (International Telegraph and Telephone Consultation Committee), который изучает особенности интерактивных элементов интерфейса.

Многими этими организациями или рабочими группами в свое время были подготовлены проекты документов по стандартизации пользовательских интерфейсов, содержащие принципы их проектирования и реализации.

 

Литература:1осн. [20-26], 2осн.[17-41], 3осн. [10-29], 7 доп.[67-112]

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие интерфейсы изучаются в данном курсе?

 

2. Чем отличаются интерфейсы различных уровней?

 

3. Каковы различные определения интерфейсов компьютерных систем?

 

4. Какие организации занимаются вопросами пользовательских интерфейсов?

 

Тема 6. Основные характеристики анализаторов человека. Пороги чувствительности анализаторов. Временные характеристики анализаторов. Способы количественной оценки психофизиологических характеристик оператора.

 

Наибольшее значение для деятельности оператора имеют зрительный анализатор, за ним следуют слуховой и тактильный (осязательный) анализаторы. Участие других анализаторов в деятельности оператора невелико.

 

Основными характеристиками любого анализатора являются пороги - абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный. Понятие каждого из этих порогов может быть введено по отношению к энергетическим (интенсивность), пространственным (размер) и временным (продолжительность воздействия) характеристикам сигнала.

 

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, носит название нижнего абсолютного порога чувствительности, а максимально допустимая величина - название верхнего порога чувствительности (это понятие вводится по отношению лишь к энергетическим характеристикам). Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, человеком не воспринимаются. Увеличение же интенсивности сигнала сверх верхнего порога вызывает у человека болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость и т. д.). Интервал между нижним и верхним порогами носит название диапазона чувствительности анализатора.

 

С помощь






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.046 с.