Семинарское занятие 2. Семинар. Библиограф как специалист и как личность — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семинарское занятие 2. Семинар. Библиограф как специалист и как личность

2017-06-02 339
Семинарское занятие 2. Семинар. Библиограф как специалист и как личность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ

 

Ростов-на-Дону

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

Факультет культурологии

 

Кафедра библиотековедения и библиографии

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Библиографоведение»

 

ФГОС ВПО: 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»
Дата утверждения, № приказа 13 января 2010 г., № 3
Направление (шифр и название) 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) Бакалавр
ООП ВПО (учебный план): Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть
№ приказа, дата утверждения  
Профиль Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Индекс дисциплины по учебному плану ООП Б.3.1.6
Трудоемкость дисциплины
Семестр и количество недель в семестре Всего: 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем.
Зачетных единиц                  
Академических часов                  
Аудиторная работа:                  
Самостоятельная работа:                  
Формы итогового контроля:     К.р. Экз.            
                     

Ростов-на-Дону


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «2» апреля 2012г., протокол №8.

 

 

Учебно-методический комплекс подготовила: В. А. Кондрашова, канд. пед. наук, доцент

 

Рецензент: Э. И. Старовойтенко, зав. информационно-библиографического отделом ГБУК РО ДГПБ

 

Рабочая программа дисциплины «Библиографоведение», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литературы) по уровню подготовки бакалавра по циклу «Профессиональный цикл» (Б.3.1.6) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»

Аннотация содержания дисциплины: учебная дисциплина «Библиографоведение» является общепрофессиональной дисциплиной, входящей в блок 3. ОПП Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности».

Она изучается студентами – бакалаврами в течение двух семестров (1-2), завершается дисциплина экзаменом.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа дисциплины………………………………………………6

Учебно-тематический план………………………………………………………8

Содержание учебной программы дисциплины………………………………8

Задания для самостоятельной работы студента …………………………….11

Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины

по разделам Учебной программы…………………………………………….14

Образовательные технологии………………………………………………….14

Учебно-методическое и информационное обеспечение……………………..14

Материально-техническое обеспечение……………………………………….18

Показатели и критерии контроля по дисциплине……………………………18

Учебно-методический комплекс………………………………………………20

Вопросы для семинарских занятий…………………………………………..22

Темы контрольных работ……………………………………………………..23

Вопросы для текущего контроля успеваемости(экзамена)…………………27

Тестовые задания для итогового контроля успеваемости………………….29

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы………31

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям…..35

Руководство для преподавателя………………………………………………40

 

Министерство культуры Российской Федерации

Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012__год

 

Кафедра библиотековедения и библиографии

 

Рабочая программа дисциплины

 

«Библиографоведение»

 

для направления (ий) подготовки

071900 «Библиотечно-информационная деятельность»

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Ростов-на-Дону


1. Цели и задачи учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины являются: дать общее представление о сущности библиографии, библиографической информации и библиографической деятельности, их структуры содержания, истории.

Задачами освоения учебной дисциплины являются:

· участие в исследованиях по проблемам формирования, использования и оценки качества информационных ресурсов;

· формирование, обработка, классификация информационных ресурсов и документных фондов, обеспечение их сохранности

· участие в комплексных и локальных научных исследованиях, экспериментах, мониторинге;

· информационная диагностика предметной области и информационное моделирование;

· организация деятельности по воспитанию и культурному развитию личности, продвижению чтения и формирование информационной культуры;

· содействие образовательной деятельности

· формирование профессионального библиографического сознания.

 

2.Место учебной дисциплины в структуре ООП

2.1. Учебная дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (БЗ).

2.2. В связи с тем, что изучение данной учебной дисциплины предусмотрено учебным планом по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на первом курсе, не представляется возможным требовать от студента владеть общекультурными и профессиональными компетенциями, приступая к изучению учебной дисциплины.

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: «Отраслевые информационные ресурсы», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиотечные фонды», «Документоведение».

2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:

1. «Социальные коммуникации» в части определения места и роли библиографии в структуре социальных коммуникаций.

2. «Отраслевые информационные ресурсы» в части формирования представлений о первичных документах и первичном документальном потоке, характеристики особенностей вторичных документов, формы фиксации и их использования для создания информационных ресурсов.

3. «Библиотечно-информационное обслуживание» в части выработки представлений о типах литературы и видах документов, формах и методах библиографического обслуживания.

4. «Аналитико-синтетическая переработка документов» в части описания различий между первичными и вторичными документами, характеристики особенностей вторичных документов и их использования для проведения информационных исследований.

5. «Библиотечные фонды», в части комплектования и организации библиотечных фондов, создание и ведение СБА, СПА библиотеки

6. «Документоведение» в части формирования представлений о системе документальных коммуникаций, особенностях организации и библиографического отражения.

2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:

 

3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-8);

· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12);

· готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

· готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28);

· способностью к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);

· способностью к реализации образовательных и культурно-воспитательных программ для населения (ПК-39)

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

1. Знать: классификацию, функции и свойства библиографии

2. Уметь: классифицировать и организовывать работу с документами различных видов.

3. Владеть: методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации в области библиографии.

 

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 5 зачетных единиц и 180 академических часов.

 

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. Час./зач. Ед. № семестра В том числе, ак. Час./ зач. Ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. Работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. Зан. Инд. Зан.
Раздел 1. Документоведение общее
1. Введение. Библиографоведение как наука и учебная дисциплина.                  
2. Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX                 Участие в дискуссии на семинарском занятии
3. Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа.                 Участие в дискуссии на семинарском занятии
4. Экзамен                  
5. Итого                  
 

5.Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

 

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
Раздел 1. Документоведение общее
1. Введение. Библиографоведение как наука и учебная дисциплина. Предмет иструктура библиографоведения Библиографическая наука и практика. Их единство и раз­личия. Библиографическая практика как основной предмет библиографоведения. Место самой библиографической науки и других составных частей инфраструктуры библиографии (об­разование, управление, материально-техническая база) в со­ставе предмета библиографоведения. Общее определение биб­лиографоведения. Структура библиографоведения. «Аспектное» и «объектное» направления его внутренней дифференциации как основа фор­мирования дисциплин общего и частного библиографоведе­ния.
2. Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX Развитие культуры на Руси в IX—XVII вв. Истоки возник­новения славянской письменности и книги. Роль монастырей как очагов письменности и центров накопления рукописной книги. Возникновение книгопечатания (XVI в.) и его влияние на развитие библиографии. Первые элементы библиографиче­ской информации о книге внутри книги (аффинная библио­графия). Первые рукописные библиографические материалы. Инвен­тарные описи библиотек как начальная форма общей (каталож­ной) библиографии. Их эволюция и разновидности. «Оглавле­ние книг, кто их сложил» — первый отечественный репертуар славяно-русской книги. Списки «истинных» и «ложных» книг, их значение. Указцы как форма специального библиографиро­вания. Развитие светской культуры и усиление культурных контак­тов с Западной Европой. Реформы Петра I в сфере культуры. Их влияние на характер и развитие библиографии. Общий подъем науки и культуры во 2-й половине XVIII в. и формиро­вание русского просветительства как стимулы развития книж­ного дела и библиографии. Положение печати и развитие науки и культуры в первой половине XIX в. Реформы в области просвещения и рост куль­турных запросов общества. Реформы второй половины XIX в. Общественные движе­ния, демократизация культуры, народного образования, книж­ного дела как факторы формирования видовой структуры биб­лиографии. Библиографическая деятельность земских библио­тек. «Книжная летопись» Главного управления по делам печати. Роль А.Д. Торопова в ее создании. Создание Книжной палаты в Петрограде (1917 г.). Начальный этап (20—30-е гг.) Постановление СНК от 30 июня 1920 г. «О передаче библиографического дела в РСФСР Народному комиссариату просвещения» как осново­полагающий документ для организации библиографического дела в стране. Организация работы по созданию репертуара русских книг и периодических изданий начала XXв.Формирование библиографических служб в универсальных и специальных научных библиотеках Библиографическая ра­бота массовых библиотек. Совещания по справочно-библио-графической работе библиотек в 60—80-е гг. Их значение.Совершенствование каталогов, картотек и СБФ в библиоте­ках разных типов. Дискуссионные вопросы формирования СБА. Перестройка СБА в условиях централизации. Организация и методика СБО. Задачи дифференциации и координации СБО в библиотеках разных систем и ведомств. Развитие научных библиографических исследований в ус­ловиях научно-технической революции (с 50-х до начала 90-х гг.).Функции ГБЛ и ГПБ как центров координации научно-ис­следовательской работы в области библиографии.Пути совершенствования содержания подготовки библио­графов на библиотечных факультетах институтов культуры. Подготовка научно-исследовательских и педагогических кад­ров через аспирантуру.
3. Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа. Становление профессии библиографа.Функции библиографа в структуре библиографической деятельности.Современные требования к библиографу-профессионалу. Факторы, влияющие на формирование профессиональных и личностных качеств библиографа. Будущее профессии библиотекаря-библиографа и проблемы подготовки кадров.

 

5.2. Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Вид занятия Тема занятия Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.)
1. Бибдиографодение как наука и учебная дисциплина Лекция Введение. Библиографоведение как наука и учебная дисциплина. 2/0,054
2.   Семинарское занятие Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX 2/0,54
Семинарское занятие Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа. 2/0,54

5.3.Организация самостоятельной работы студента

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины для самостоятельного изучения Трудоемкость ак. час./зач. ед. Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) Вид контроля
1. Введение. Документоведение как наука и учебная дисциплина   Осн.КоршуновО.П. Библиографоведение. Общийкурс:Учеб­ ник для вузов. Ч. I. Основы теории библиографии.РазделI.— М., 2001. - 107 с. Разделы II, III. - М., 2001. - 150 с.Моргенштерн И. Г. Общее библиографлведение: учебное пособие. –СПб.: Профессия, 2005. -206 с.. Участие в дискуссии на семинарском занятии, тестирование
2. Методы библиографоведения   Осн.КоршуновО.П. Библиографоведение. Общийкурс:Учеб­ник для вузов. Ч. I. Основы теории библиографии.РазделI.— М., 2001. - 107 с. Разделы II, III. - М., 2001. - 150 с. Моргенштерн И. Г. Общее библиографлведение: учебное пособие. –СПб.: Профессия, 2005. -206с. Вохрышева, М. Г. Теория библиографии:: учебное пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с. Доп.Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедче­ских дисциплин. — М., 1975. — 206 с. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: струк­тура и эффективность. — М., 1989. — 200 с. Коршунов О.П. Проблемы общей теории библиогра­фии. - М., 1975. - 191 с.   Леонов В.П. Библиотечно-библиографические процес­сы в системе научных коммуникаций. — СПб., 1995. — 139 с. Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума че­ловеческой деятельности. — М., 1993. — 225 с. Участие в дискуссии на семинарском занятии, тестирование
3. Библиография и библиографоведение в системе смежных областей знания и практической деятельности   Осн.:КоршуновО.П. Библиографоведение. Общийкурс:Учеб­ник для вузов. Ч. I. Основы теории библиографии.РазделI.— М., 2001. - 107 с. Разделы II, III. - М., 2001. - 150 с. Моргенштерн И. Г. Общее библиографлведение: учебное пособие. –СПб.: Профессия, 2005. -206с. Вохрышева, М. Г. Теория библиографии:: учебное пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с. Доп.: Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедче­ских дисциплин. — М., 1975. — 206 с. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: струк­тура и эффективность. — М., 1989. — 200 с. Коршунов О.П. Проблемы общей теории библиогра­фии. - М., 1975. - 191 с.   Леонов В.П. Библиотечно-библиографические процес­сы в системе научных коммуникаций. — СПб., 1995. — 139 с. Тестирование
4. Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX   Осн.Библиография. Общий курс. Гл. 4—6: Учебник. — М.: 1981. - С. 131-237. Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века. - 3-е изд. - М., 1955. - 607 с. Машкова М.В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года). — М., 1969. — 492 с. Рейсер С.А. Хрестоматия по русской библиографии с XI в. по 1917 год. - М., 1956. - 448 с. Беспалова Э.К. Главный итог (Сов.библиографоведениеза 70 лет) //Сов. библиогр. - 1987. - № 6. - С. 3-11. Беспалова Э.К. Научная работа в области библиографии в годы Великой Отечественной войны: Лекция. — М., 1995. — 24 с. Беспалова Э.К. Библиография в России на рубеже XXIвека (80—90-е годы). Часть I. Историко-библиографические исследования: Учебное пособие. — М., 2002. — 103 с. Манежева М.С. Библиографическое обслуживание чита­телей в годы Великой Отечественной войны: Лекция. — М., 1994. - 24 с. Манежева М.С. Библиографическое обслуживание чита­телей в России до октября 1917 года: Лекция. — М., 1993. — 40 с. Участие в дискуссии на семинарском занятии, тестирование
5. Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа. 2/0,054 Осн.: Моргенштерн, И..Г. О профессии и личности библиографа. (К разработке профессиограммы): [Текст] / И. Г. Гордукалова, Г.Ф. Сохраним ли профессиональное сообщество?:[Текст] / Г. Ф. Гордукалова // Советская библиография. - 1991.-№4.-С. 13-21 Езова, С. А. Коммуникационная компетенция библиотечного специалиста: [Текст] / С. А. Езова // Библиография. – 2006. - №2. – С. 22-25 Ельмикеева, Н. И. Актуализация профессиональной компетенции библиографа: [Текст] // Библиография. – 2007. - №6. – С. 44-48 Леонов, В. П. Библиография как профессия: [Текст]: монография / В. П. Леонов. –М.: Наука, 2005. – 124 с. Леонов,. В. П. О личности и мастерстве библиографа: [Текст] / В. П. Леонов // Мир библиографии. – 2008. - №1. – С. 2-5 Нещерет, М.Ю. О поиске информации и таланте библиографа: [Текст] / М. Ю. Нещерет //Библиотековедение. – 2003. - № 2. – С. 49-53. Нэде лаРошель Ж. Ф. Рассуждение о библиографической науке и обязанностях библиографа: [Текст] // Библиография. – 2005. - №4. – С. 134-141 Справочник библиографа: [Текст] /Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – 2-е изд. перераб и доп..-СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.   Доп.Каптерев, А. От компьютерной грамотности к компьютерной культуре: [Текст] / А. Каптерева // Библиография. -1998. - № 5. - С. 3-8. Коршунов, О. П. Библиографоведение: общий курс: учебник для вузов. - М.: Книжная палата, 1990. - С. 76-81; 209-221. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение:[ Текст]: учебное пособие для студентов / ЧГАКИ; И. Г. Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2005. – 208 с. Моргенштерн // Советская библиография - 1983. - № 6 - С 13-22. Выступление на семинарском занятии, Тестирование

 

6.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин
                                     
1. Библиотечно-информационное обслуживание   + +   + +   + + +                 +
2. Отраслевые информационные ресурсы   + + + + +     + + +         + + + +
3. Библиотечные фонды   + + + +                           +
4. Документоведение   +   + + +         + + + + + + + + +

 

Образовательные технологии

 

В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

1. Лекция с использованием презентаций в среде MSPowerPoint

2. Дискуссии на семинарских занятиях

3. Мини-конференции

4. Презентация результатов научно-исследовательской работы студента

6. Практическое обучение с использованием поисковых систем Интернет

Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20 %.

 

 

8.Учебно-методическое и информационное обеспечение:

а) основная литература:

1. ГОСТ 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / Сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 14-39.

2. [Текст] / М. Г. Вохрышева.- М.: Кн. палата, 1989.-200с.

3. Вохрышева, М. Г. Библиография в системе культуры [Текст] / М. Г. Вохрышева. - Самара, 1993.- 124 с.

4. Вохрышева, М. Г. Медиатехнологии – путь в будущее современных библиотек [Текст]: учебно-практическое пособие / Е. В. Вохрышева, В. Н. Стрельников В. Н. – М.: Изд-во ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005. – 144 с.

5. Вохрышева, М. Г. Теория библиографии [Текст]: учебное пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.

6. Гендина, Н.И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования [Текст] / Н.И. Гендина // Науч. итехн. б-ки.-2000.-N 4.-С. 20-28.

7. Глотова, В. Н. Краеведческая библиография – ключ к раскрытию книжных фондов [Текст] / В. Н. Глотова // Мир библиографии. – 2006. - №4. – С. 21-24

8. Гордукалова, Г. Ф. Опыт прогнозирования развития библиосферы в XXI веке / Г. Ф. Гордукалова // Мир библиографии. – 2006. - №3. – С. 29-30

9. Гусева, Е. Н. Типология в библиографии: основные направления развития [Текст] / Е. Н. Гусева. – Библиография. – 2007. - №1

10. Евтюхина, Е. А. Классификация информационных потребностей в библиотеке [Текст] / Е. А. Евтюхина // Библиография. – 2008. - №1. – С. 42-47

11. Жабко, Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика [Текст]: Монография / Е. Д. Жабко. – СПб: Изд-во РНБ, 2006. – 388 с.

12. Коршунов, О. П. Библиографоведение. Общий курс [Текст]: учебное пособие для вузов / О.П. Коршунов.- М.: Кн. палата, 1990.-232 с.

13. Коршунов, О. П. Библиографоведение. Основы теории и методологии [Текст]: учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т. Ф. Лиховид, Т. А, Новоженова. – М.: Изд-во ФАИР, 2009. – 336 с.

14. Коршунов, О. П. Библиография: теория, методология, методика [Текст] / О.П. Коршунов. - М.: Книга, 1986.- 288 с.

15. Коршунов, О.П. Как создать общую теорию библиографии [Текст] / О.П. Коршунов // Библиография.- 2000.-N З.-С. 37-41.

16. Левин, Г. Л. Текущая и ретроспективная национальная библиография: различия в единстве [Текст] // Библиография. – 2005. - №6. – С. 28-37

17. Мазурицкий, А.М. Современные проблемы подготовки библиотечно-библиографических кадров в вузах культуры [Текст] / А.М. Мазурицкий // Науч. итехн. б-ки.-2000.-N 4.-С. 16-20.

18. Машкова, М. В. История русской библиографии с XI века по 1917 год [Текст]: монография / М.В. Машкова- М., 1956.-448 с.

19. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение [Текст]: учебное пособие для студентов / ЧГАКИ; И. Г. Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2005. – 208 с.

20. Нохрина, В. А. Использование электронных библиотек в справочно-библиографическом обслуживании [Текст] / В. А. Нохрина, Ю. В. Нохрин // Библиография. – 2008. - №1. – С. 11-17

21. Российское библиографоведение: итоги и перспективы = TheoryofbibliographyinRussia: сборник научных статей [Текст] / [сост., науч. ред.,предисл.: Т.Ф. Лиховид, к.п.н., доц.].- Москва: Гранд: Фаир-Пресс, 2006. -681 с.

22. Савина И. А. Библиографический язык в современном обществе [Текст] // Библиография. – 2008. - №2. С. 24-27

23. Сляднева, Н.А. Библиография в системе универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельностного анализа [Текст]: монография / Н.А. Сляднева.- М.: Изд-во МГИК, 1993.-225с.

24. Соколов, А.В. Законы, закономерности и заповеди библиографоведения / А. В. Соколов[Текст] // Мир библиографии. –2009. - №1. – С.2-19

25. Соколов, А.В. Метафизика библиографии [Текст] / А. В. Соколов // Мир библиографии. – 2003. - № 6. – С. 18-21.

26. Соколов, А.В. Теория библиографии в лабиринте концепций[Текст] / А. В. Соколов // Мир библиографии. –2009. -№3. – С. 2-19; №4. – С.9-20

27. Справочник библиографа [Текст] /Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – 2-е изд. перераб и доп..-СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.

28. Сухоруков, К. М. Национальная библиография в трактовке ИФЛА и РКП [Текст] / К. М. Сухоруков // Библиография. – 2007. - №1. – С. 11-18

29. Фокеев, В. А. Библиографическая наука и практика [Текст]: терминологический словарь / В. А. Фокеев; научн. ред. Г. В. Михеева. – СПб.: Профессия, 2008. – 272 с.

б) дополнительная литература

1. Айгистов, Р. А. Обязательный экземпляр и Книжная палата: история и современность [Текст] / Р. А. Айгистов, К. М. Сухоруков // Библиография. – 2006. - №6. – С. 3-11

2. Бадархан, И. Национальная библиография в теории и на практике [Текст] / И. Бадархан // Мир библиографии. – 2003.- № 2. – С. 206.

3. Барсук, А. И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин [Текст]: методологический очерк / А. И. Барсук.- М.: Книга, 1975.- 206 с

4. Берестова, Т. Ф. Законы формирования структуры информационного пространства и функции инфрмации [Текст]/ Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2009. - №5. – С. 32-47

5. Беспалова, Э.К. Избранное (статьи за 20 лет). Т.1. Методология и теория библиографии [Текст]: / Э.К. Беспалова.-М.: Изд-во МГУК, 1994.- 278 с.

6. Беспалова, Э.К. Формирование библиографической мысли в России (до 60-х гг. XIX в.) [Текст]: Монография. / Э.К. Беспалова. – СПб.: Профессия, 2007. – 320 с.уринская, Е. Н. Общетеоретические основы библиографоведения в начале XXI века [Текст] / Е. Н. Буринская, А. В. Соколов // Библиография. – 2005. - №4. – С. 34-42

7. Галеева, И. С. Интернет как инструмент библиографического поиска [Текст] / И. С. Галеева. – СПб.: Профессия, 2007. – 248 с.

8. Здобнов, Н.В. История русской библиографии до начала XX века[Текст] / Н.В. Здобнов.-3-е изд.- М., 1995.-607 с.

9. Керзум, А. П. Библиография – технология, наука и творчество [Текст] / А. П. Керзум // Библиография. – 2008. - №5. – С. 35-38

10. Кобленц, И.Н. Источники и деятели русской библиографии XV-XVIII в в. [Текст] / И.Н. Кобленц.- М.: Наука,1991.-136 с.

11. Моргенштерн, И. Г. Эволюция библиографической технологии [Текст] / И. Г. Моргенштерн // Библиография. – 2006. - №1. – С. 11-20

12. Позднякова, В. Г. Новое, в ретроспективной библиографии [Текст] / В. Г. Позднякова, И. В. Боровских, Л. Н. Каразанова // Мир библиографии. – 2007. - №4. – С. 21-23

13. Семеновкер, Б. А. Государственная библиография в историческом и современном аспекте[Текст] / Б. А. Семеновкер // Библиография. – 2010. – С. 41-43

14. Стахевич, А. М. У истоков зарождения стандартизации в библиотечном деле [Текст] / А. М. Стахевич // Библиотековедение.-1998.-N З.-С. 45-55.

15. Теплицкая, А. В. Организация общества знания средствами библиографии / А. В. Теплицкая // Библиография. – 2009. - №5. – С.14-20

16. Фокеев, В.А. Интеллектуальный доступ к источникам знания как библиографическая категория [Текст] // Мир библиографии. – 2007. - № 6. – С. 8-11.

17. Фокеев, В.А. Природа библиографического знания [Текст]: монография. / В. А. Фокеев.- М.: Изд-во Рос.гос. б-ки, 1995.-351 с.

18. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках [Текст]: справочник / научн. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб.: Профессия, 2007. – 664 с.

9.Материально-техническое обеспечение дисциплины

№ п/п Наименование Количество
1. Специализированные аудитории:  
  Компьютерные классы, оборудованные проектором и электронной доской 1 на 15 студентов
2. Специализированная мебель и оргсредства:  
  Проектор 1 на аудиторию
3. Специальное оборудование:  
  Компьютеры, объединенные в локальную сеть с предустановленными программами и БД По количеству студентов
  Принтеры  
  Сканер  
4. Информационные источники  
  Комплекты научно-технических журналов  
  Комплекты профессиональных журналов «Библиография», «Научно-техническая информация», «Научно-технические библиотеки», «В мире книг», «Университетская книга»  

 

10.Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине

Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются:

Знание функций и свойств документов, их видов и ценностных свойств, закономерностей развития документального потока, основных видов информационных исследований и методов их проведения в различных областях профессиональной деятельности. Студент должен знать основные периоды становления и развития руской библиографии, общее направление библиографической деятельности, деятельность ведущих научно-информационных центров, типы и виды библиографических изданий, основные каналы распространения информации, особенности свертывания и отражения информации.

Умение классифицировать документы, определять их ценностные свойства, проводить информационные исследования, самостоятельно выявлять особенности информации, осуществлять библиографирование документов и вести библиографическое обслуживание всех категорий потребителей информации на уровне современных требований.

 

Владение навыками определения видов и ценностных свойств документов, проведения информационных исследований, классификации изданий и издательств.

 

Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении итогового контроля являются:

Уровень сформированности следующих общекультурных и профессиональных компетенций

· осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-8);

· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12);

· готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

· готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28);

· способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);

· способность к реализации образовательных и культурно-воспитательных программ для населения (ПК-39)

Знание классификации, функций и свойств документов

Умение классифицировать и организовывать работу с документами различных видов.

Владение методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации в области библиографии.

Критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются:

1. Посещаемость

2. Выполнение практических аудиторных и домашних работ по всем заданиям без грубых ошибок и пропусков

3. Активное участие в семинарах

4. Успешное выполнение тестов и контрольных работ

5. Выполнение итогового теста с количеством правильных ответов более 70%

6. Уверенные ответы на зачете и экзамене на основные дополнительные вопросы

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012__год

 

 

Кафедра библиотековедения и библиографии

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Документоведение»

 

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Ростов на-Дону


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________2012__год

 

Кафедра библиотековедения и библиографии

 

 

Вопросы для семинарских занятий

 

«Библиографоведение»

 

для направления (ий) подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.