По курсу «безопасность жизнедеятельности» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

По курсу «безопасность жизнедеятельности»

2017-06-02 242
По курсу «безопасность жизнедеятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Место самостоятельной работы в образовательной программе.

Самостоятельная работа студентов и слушателей по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрена учебным планом специальностей «государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций» и «Финансы и кредит». Объем в часах также определен учебным планом (44 часа на дневном отделении и от 42 до 88 часов на заочном). Выделение столь значительного бюджета времени на самостоятельную работу говорит о ее месте в образовательной программе специальности. Это, в свою очередь, требует целостной системы организации самостоятельной работы, включающей четко сформулированные задания, разнообразные формы контроля, методические рекомендации по выполнению разных видов работ.

Роль самостоятельной работы значительно возрастает при заочной форме обучения. С учетом этого, аудиторные формы работы должны быть ориентированы на создание условий для последующей самостоятельной работы студентов. Лекции при этом носят обзорно- консультационный характер. Преподаватели могут творчески распределять учебное время между темами и видами занятий, дополнять содержание дисциплины, объединять темы, изменять последовательность их изучения, строить методически практические занятия таким образом, чтобы аудиторная работа логически развивалась и находила продолжение в самостоятельной работе студентов.

 

  1. Задания для самостоятельной работы.

1. Работа над теоретическим материалом (учебники, учебные пособия, первоисточники, научная литература, периодическая печать). При этом более эффективной эта работа будет в том случае, если студентам будут предложены специальные вопросы, сформулированные таким образом, что они требуют более активной мыслительной деятельности.

2.Закрепление теоретического материала осуществляется посредством изучения дополнительной литературы по различным темам учебной дисциплины, ответами на вышеуказанные вопросы, а также через выполнение контрольных работ.

3. Умение применять полученные знания и практические навыки через подготовку конспектов к семинарам и практическим занятиям, докладов и рефератов к научным конференциям, выступлений к групповым дискуссиям.

График самостоятельной работы студентов дневного отделения определяется в начале каждого семестра и включает следующие виды заданий:

  • изучение теоретического материала по учебникам и учебным пособиям;
  • анализ специальной литературы по дисциплине;
  • подготовка к семинарам;
  • работа над докладом;
  • выполнение реферата;
  • выполнение письменных работ:
  • подготовка к коллоквиумам и экспресс-опросам;
  • выполнение творческих заданий научно-исследовательского характера для последующего участия на научных студенческих конференциях.

Студенты заочного отделения выполняют следующие виды самостоятельной работы:

  • изучение теоретического материала курса по учебникам, учебным пособиям, первоисточникам;
  • проработка и закрепление учебного материала по специальным вопросам;
  • подготовка к семинарским заданиям последующей сессии по предложенным преподавателем вопросам;
  • выполнение письменной работы;
  • подготовка к зачету.
  1. Формы контроля за самостоятельной работой.

 

Самостоятельная работа будет результативной при условии контроля ее результатов со стороны преподавателя. При этом для ее стимулирования преподаватель должен учитывать ее результаты в ходе итоговой аттестации по данной дисциплине.

При этом для ее стимулирования преподаватель должен учитывать ее результаты в ходе итоговой аттестации по данной дисциплине.

При этом формы контроля должны быть разнообразными:

· проверка контрольных письменных работ с анализом проделанной студентом работы;

· организация публичной защиты рефератов;

· заслушивание докладов, сообщений как индивидуальных, так и групповых на семинарских занятиях;

· тестирование;

· экспресс – опросы и другие формы.

Целью самостоятельной работы студентов является изучение теоретических основ безопасности в системе «человек – среда обитания», законодательных и правовых актов по БЖД. В процессе самостоятельной работы ставятся задачи по закреплению и развитию у студентов представлений о найденных обществом путях обеспечения безопасности в новых условиях, выработке навыков и методов, позволяющих эффективно и качественно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, умению анализировать состояние безопасности своей личной и профессиональной деятельности.

В общем перечне тем для самостоятельной работы присутствует значительное количество творческих заданий, способствующих вооружению студентов не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, необходимыми для активного участия в обеспечении безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества при осуществлении своих профессиональных и социальных функций в условиях новой эпохи.

 

4. Вопросы для самостоятельной работы.

  1. Понятие безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности человека – основная проблема XXI в.
  2. Объект и субъект безопасности. Принципы и основные элементы безопасности.
  3. Признаки наступления новой эпохи. Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
  4. Теории ноосферы и волн цивилизации, их взаимосвязь с жизнедеятельностью человека.
  5. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности и пути их решения в рамках мирового сообщества.
  6. Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития – основные идеи.
  7. Биосфера и техносфера. Теория устойчивости биосферы.
  8. Понятие о чрезвычайных ситуациях. Источники и классификация ЧС.
  9. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.
  10. Современные средства массового поражения и их воздействие на человека.
  11. права и обязанности граждан Российской Федерации при ЧС.
  12. Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Ее уровни и подсистемы, задачи и режимы работы
  13. Охрана труда: цели, задачи и мероприятия по охране труда.
  14. Гражданская оборона, ее специфика в современных условиях.
  15. Психологические аспекты чрезвычайной ситуации.
  16. Взаимосвязь безопасности индивида и безопасности общества в современных условиях.
  17. Сущность и содержание информационной безопасности.
  18. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них.
  19. Экономическая безопасность социально-экономических систем.
  20. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе.
  21. Правовые и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности.
  22. Основные принципы управления процессом предупреждения ЧС и ликвидации их последствий.
  23. Сущность комплексного характера защиты населения и территорий от ЧС.
  24. Основные принципы и мероприятия по защите населения от ЧС.
  25. Модель устойчивой мировой системы – основные принципы.
  26. Принципы оказания первой медицинской помощи в условиях ЧС.
  27. Правила поведения в ЧС природного характера.
  28. Правила поведение в ЧС техногенного характера.
  29. Стратегия поведения во время объявления чрезвычайного положения (ЧП) или военного положения (ВП).
  30. Предельно допустимые значения поражающих факторов при воздействии на человека.
  31. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) и проблемы его формирования.
  32. Понятие национальной безопасности. Сфера национальных интересов России. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России.
  33. Государственная система обеспечения национальной безопасности России.
  34. Концепция устойчивого развития. Переход России к устойчивому развитию
  35. Ключевые компетенции дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

 

5. Образец тестовых заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

1. Систему, созданную в России для предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, называют:

а) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;

б) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды:

в) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

2. РСЧС создана в целях:

а) объединения усилий органов власти, организаций и предпри­ятии, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

б) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ;

в) обеспечения первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

3. РСЧС состоит:

а) из территориальных и функциональных подсистем,

б) из областных и районных подсистем;

в) из ведомственных и подведомственных подсистем.

4.Какие пять уровней имеет РСЧС.

а) объектовый, местный, территориальный, региональный, федеральный;

б) производственный, поселковый, территориальный, региональный, федеральный;

в) объектовый, местный, районный, региональный, республиканский.

5.Федеральный закон в России, определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, называется:

а) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

б) «О безопасности»;

в) «Об обороне».

6. Федеральным органом, решающим в России задачи безопас­ности жизнедеятельности населения, является:

а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

б) Министерство обороны Российской Федерации;
в) Федеральная служба безопасности;

г) Министерство труда и занятости Российской Федерации.

7.В зависимости от обстановки и масштаба ЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

а) повседневной деятельности;

б) прогнозирования обстановки;

в) оперативного реагирования.

8. Координирующим органом РСЧС на территориальном уров­не, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации. является комиссия по чрезвычайным ситуациям:

а) органа исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции;
б) межведомственная;

в) ведомственная.

9. Рабочими органами комиссий но чрезвычайным ситуациям соответствующих органов государственной власти и местного само­управления являются:

а) органы управления по делам ГОЧС;

б) специально создаваемые штабы;

в) эвакуационные комиссии.

10. Назовите закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС:

а) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

б) Закон Российской Федерации «О безопасности».

в) Федеральный закон «О гражданской обороне».

Гражданская оборона - это

а) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории ­Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

б) система обеспечения постоянной готовности органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории Российской Федерации;

в) система мероприятий но прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время.

12. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территориальном уровне создаются:

а) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

б) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации;
в) при военных округах на территории Российской Федерации.

13. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:

а) с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федера­ции военного положения на территории РФ или в отдельных ее мест­ностях;

б) с момента объявления или введения Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения па территории РФ или в от­дельных ее местностях;

в) с началом объявления о мобилизации взрослого населения.

14. Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны:

а) при ведении военных действий;

б) в мирное время;

в) по решению органов местного самоуправления.

15. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:

а) в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычай­ным ситуациям;

б) в милиции;

в) в санитарно-экологическом надзоре.

16. Производственные аварии и катастрофы относятся:

а) к ЧС техногенного характера;

б) к ЧС экологического характера;

в) к ЧС природного характера;

г) стихийным бедствиям.

17. Ядерное оружие - это:

а) оружие массового поражения взрывного действия, основан­ное на использовании внутриядерной энергии;

б) оружие массового поражения взрывного действия, основан­ное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого поiока лучистой энергии, включающей ультрафи­олетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в) высокоточное наступательное оружие, основанное на исполь­зовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой).

18.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное 5аражение и электромагнитный импульс;

б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направле­нию ветра, изменение состава атмосферного воздуха;

в) резкое понижение температуры окружающей среды, пониже­ние концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электро­приборах и электрооборудовании.

19. Радиоактивные вещества:

а) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть унич­тожены химическим или каким-либо другим способом, могут выз­вать поражение на расстоянии от источника;

б) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте и могут распространяться на несколько десятков километ­ров;

в) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность их воздействия не зависит от внешних факторов, а определяется перио­дом полураспада.

20. В состав ионизирующего излучения входят:

а) альфа-, бета-, гамма-излучение;

б) тепловое излучение и ультрафиолетовые лучи;

г) электромагнитное и рентгеновское излучение.

21. Наиболее сильной проникающей способностью обладает:

а) альфа-излучение;

б) бета-излучение;

в) гамма-излучение.

22. Проникающая радиация - это:

а) поток гамма-лучей и нейтронов;

б) поток невидимых нейтронов;

в) поток радиоактивных протонов.

23. Цель йодной профилактики - не допустить:

а) поражения щитовидной железы;

б) возникновения лучевой болезни;

в) внутреннего облучения.

24. Химическое оружие - это:

а) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;

б) оружие массового поражения, действие которого основано изменении состава воздушной среды в зоне заражения;

в) оружие массового поражения, действие которого основано на применении биологических средств.

25. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ - это:

а) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кож­ные покровы в организм человека;

б) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

в) лучистый поток энергии;

г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных час­тиц, вызывающих ожоги.

26. Дегазация — это:

а) удаление радиоактивных веществ;

б) удаление или химическое разрушение сильнодействующих ядовитых и отрав­ляющих веществ;

в) уничтожение бактериальных средств и химических разрушений токсинов.

27. Дезинфекция — это:

а) удаление радиоактивных веществ;

б) удаление или химическое разрушение сильнодействующих ядовитых и отрав­ляющих веществ;

в) уничтожение бактериальных средств и химическое разрушение токсинов.

28. Дезактивация — это:

а) удаление радиоактивных веществ;

б) удаление или химическое разрушение сильнодействующих ядовитых и отрав­ляющих веществ;

в) уничтожение бактериальных средств и химических разрушений токсинов.

29. Наибольшую опасность при аварии на АЭС представляет:

а) проникающая радиация;

б) внешнее облучение;

в) радиоактивное заражение атмосферы;

г) внутреннее облучение;

д) радиоактивное заражение продуктов питания.

30. Однократная доза облучения - это доза, полученная:

а) за одни сутки;

б) один час;

в) первые трое суток;

г) первые четверо суток;

д) за месяц.

31. Признаками приближающеюся землетрясения могут быть сле­дующие явления:

а) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искре­ние близко расположенных (но несоприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;

б) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов, выпадение обиль­ных осадков в виде дождя или снега;

в) короткое замыкание электросети непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол на окнах.

32. Наиболее подходящие места в здании для укрытия при зем­летрясении:

а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватя­ми, у колонн, проемы в капитальных внутренних стенах, углы, обра­зованные капитальными внутренними стенами, дверные проемы;

б) места под подоконником, внутри шкафов, комодов, гардеро­бов, углы, образованные внутренними перегородками;

в) вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и встроенных шкафов.

33. При землетрясении необходимо попытаться:

а) отключить электричество, эвакуироваться из здания, занять место вдали от строений и линий электропередачи;

б) забить окна, попытаться быстро покинуть здание и поехать (пойти) домой;

в) успокоить домашних животных, быстро занять место на балконе или подальше от капитальных стен.

34. Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:

а) возвышенности, расположенные с противоположной стропы селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не рас­положенные к оползневому процессу;

б) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны, ущелья и выемки между горами;

в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно укрыться.

35. Лучшая защита от смерча:

а) подвальные помещения, подземные сооружения;

б) мосты, большие деревья;

в) будки на автобусных остановках.

36. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:

а) овраг;

б) большое дерево;

в) крупный камень.

37. при заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) перенести на нижние этажи ценные вещи;

б) открыть окна и двери нижних этажей;

в) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации.

38. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы;

б) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотенце, чтобы вас обнаружили.

в) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить.

39. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:

а) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;

б) оставаться на месте до приезда пожарных;

в)определить направление ветра и распространения огня и выхо­дить в подветренную сторону.

40. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы:

а) растирать ее снегом;

б) согреваться около костра;

в) согревать ее собственным теплом.

41. Вам необходимо перебраться вброд че­рез реку с быстрым течением. Каким из пред­ложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:

а) вниз по течению;

б) перпендикулярно течению реки;

в) против течения;

г) под углом в 45° к нему.

42. Рядом с вашей палаткой ручей сом­нительной чистоты и болотце. Воду для при­готовления пищи вы будете брать:

а) из ручья;

б) из болотца;

в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

43. Непрямой массаж сердца следует проводить:

а) 40-80 раз в минуту;

б) 40-80 раз в зависимости от пола;

в) 40-80 раз в соответствии с ритмом своего дыхания и физическими возможностями;

г) 40-80 раз в соответствии с особенностями упругости грудной клетки пострадавшего.

44. Оптимальное соотношение вдохов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и ритма надавливаний на грудину при реанимации одним спасателем:

а) на 1 вдох – 5 надавливаний;

б) на 2 вдоха – 15 надавливаний;

в) на 1 вдох – 10 надавливаний;

г) на 2 вдоха – 5 надавливаний.

45. Во время экзамена студентка внезапно потеряла сознание. Выбери правильные ответы и расположи их в порядке выполнения.

I. С чего необходимо начинать оказывать помощь:

а) поднести к носу ватку с нашатырным спиртом;

б) открыть окна;

в) расстегнуть тугой воротничок и ослабить пояс;

г) проверить реакцию зрачков и наличие пульса на сонной артерии;

д) повернуть девушку на бок;

е) положить на спину и подложить под голову подушку;

ё) приступить к сердечно-легочной реанимации;

ж) уточнить обстоятельства, предшествовавшие потере сознания.

II. Если пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет нет, то нужно:

а) повернуть девушку на бок;

б) дать вдохнуть нашатырного спирта, немедленно вызвать «скорую помощь»;

в) приступить к сердечно-легочной реанимации;

г) вызвать милицию.

III. Если пульс на сонной артерии есть, то следует:

а) нанести прекардиальный удар;

б) повернуть на бок или живот;

в) поднести к носу ватку с нашатырным спиртом;

г) расстегнуть стягивающую одежду;

д) приподнять ноги.

IV. Если после принятых мер сознание по иссечении 3-4 мин. Не возвращается, то надо:

а) поднять ноги выше головы;

б) натереть виски нашатырным спиртом;

в) распахнуть окна;

г) похлопать по щекам;

д) брызнуть в лицо холодной водой;

е) вынести на свежий воздух;

ё) повернуть больную на живот;

ж) положить холод на голову;

з) повернуть на спину и подложить под голову подушку.

V. После восстановления сознания и при хорошем самочувствии следует:

а) продолжить экзамен;

б) отправить девушку в сопровождении подруги домой;

в) предоставить возможность полежать;

г) вызвать врача и настоять на госпитализации.

 

VII. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.