В Г. Чебоксары Чувашской Республики — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В Г. Чебоксары Чувашской Республики

2017-06-02 213
В Г. Чебоксары Чувашской Республики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО ВОЛГО-ВЯТСКой АКАДЕМИи ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В Г.ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Утверждаю:

Зам. директора Филиала

__________А.П. Данилова

«___»____________2008 г.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебно-методический комплекс

 

Специальность: 061100 «Менеджмент организации»

Специальность: 060400 «Финансы и кредит»

Специальность: 061000 «Государственное и муниципальное управление»

 

Ст. преподаватель _________________________________ А.И. Арыченков

 

 

Рассмотрен и одобрен

на заседании кафедры

протокол

№_____ от____________

Зав. кафедрой

__________Н.Г. Семедова-Полупан

 

 

Чебоксары 2008

 

 

Арыченков А.И..

Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Чебоксары:. 2008.- 28 с.

 

 

© Филиал Волго-Вятской академии

Государственной службы в г.Чебоксары

Чувашской Республики, 2008

 

© Арыченков А.И., 2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Пояснительная записка 4

 

II. Содержание программы 7

 

III. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины 11

 

IV. Тематическое планирование учебных занятий по формам и 12

уровням обучения

 

V. Тематика и планы семинарских и практических занятий 15

 

VI. Организация самостоятельной работы студентов 19

 

VII. Тематика контрольных работ и методические рекомендации

по их выполнению 26

 

VIII. Материалы для итогового контроля знаний студентов 27

 

 

Тема 2. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи

Предпосылки новой эпохи. Учение о «ноосфере». Демографический взрыв. Третья «волна» мировой цивилизации.

Первые признаки новой эпохи. Понятие глобализации. Классификация глобальных проблем. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности: мировая динамика, пределы роста, устойчивость биосферы.

Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи. Пагуошское движение. Конференции ООН – 1972 (Стокгольм), 1992 (Рио-де-Жанейро), 2002 (Йоханнесбург).

Пути решения глобальных проблем современности: концепция устойчивого развития; Хартия Земли. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе.

 

Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне

Жизнедеятельность общества в контексте национальной безопасности: законы развития культурно-исторических типов; сила национального единства; понятие национальной безопасности.

Россия в мировом сообществе: тенденции развития современного мира, система для анализа национальной безопасности. Концепция национальной безопасности России. Государственная система обеспечения национальной безопасности. Переход России к устойчивому развитию.

 

Тема 4. Чрезвычайные ситуации и их классификация. Виды возможных ЧС на административной территории г. Чебоксары

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Признаки классификации ЧС: сфера возникновения, отраслевая принадлежность, масштаб возможных последствий, степень внезапности, скорость распространения, продолжительность действия. Понятие о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций

Химически-опасные объекты (ХОО) и радиационно-опасные объекты (РОО) Нижегородского региона и Чувашской Республики. Профилактика и возможные последствия аварий на ХОО и РОО.

Краткая характеристика современных средств поражения. Поражающие факторы ядерного и химического оружия, классификация и поражающее действие современных средств поражения.

Опасность гидродинамических аварий в регионе. Краткая характеристика зон катастрофического затопления Чебоксарской ГЭС.

Опасные природные явления региона. Ураганные ветры, смерчи, оползни, сезонные наводнения и паводки, снежные заносы. Природные очаги инфекционных болезней, лесные и торфяные пожары.

Оценка возможных ЧС на территории России и Чувашской Республики на 2000 – 2010 годы.

 

Тема 6. Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

 

Основная цель создания РСЧС и задачи возлагаемые на данную систему. Постулаты базирования РСЧС. Принципы организационной структуры РСЧС, ее уровни и подсистемы.

Режимы функционирования РСЧС, ее силы и средства, органы управления.

Роль и место гражданской обороны (ГО) в решении задач РСЧС. Организация управления в РСЧС и ГО, основные принципы управления.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основная

1.Конституция РФ.- М.: Юридич.лит., 1993 г.

2. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1995 г.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г.

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 19 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000г.)

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред.проф. Э.А.Арустамова- 5-е издание, перераб.и доп.- М.: Изд.дом «Дашков и К».- 2003.

7. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов./ Л.А.Муравей. 2-е изд. Перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

8. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов/ под ред. Профессора К.В. Холопова.- М.: Издательство «Экзамен».- 2006.

 

Дополнительная

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г.

2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.

3. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279.

4. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304.

5. Постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 3 апреля 1996г. № 386 «О законе Чувашской Республики «О защите населения и территории Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2005 г. № 17 «О территориальной подсистеме Чувашской Республики Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 г. № 94 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».

8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М., 2002

9. Алексеев Н.Н. Стихийные явления в природе.- М.: Мысль, 1998.

10. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М.: Медгиз, 1988.

11. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.- М.: Мир,1997.

12. Безопасность человека/ Л.И.Шершнев.- М., Фонд национальной и международной безопасности, 1994.

13. Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев П.И. Современный комплекс проблем безопасности.- М.: Изд-во «Русский журнал», 2004.

14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- М., 1994.

15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М., 2002.

16. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы/ Под.ред.акад. РАЕН В.В. Тарасова.- М.: Акад. Проект, 2003.

17. Зайцев О.С. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Учебное пособие. Библиотека журнала «Военные знания».- М.: ИЦ-Ред. «Военные знания».- 2000.

18. Ильин А.А. Школа выживания.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

19. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М., 2000.

20. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество.- М., 2001.

21. Паршев А.П. Почему Россия не Америка.- М., 2000.

22. Рябочкина В.М. Медицина катостроф.- М.: Ини Лтд., 1996.

23. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории.- М.,2002.

24. Форрестер Дж. Мировая динамика.- М., 1978.

25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.- М., 2003.

26. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя / Под ред. Ю.Л. Воробьева.- М.: МЧС РФ, 1997.

27. Кармазинов Ф., Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности: Словарь- справочник. СПб.: «Лань.- 2001.

28. Кирин Б.Ф., Каледина Н.О., Слепцов В.И. Защита в чрезвычайных ситуациях:: учебное пособие для вузов.- М.: Издательство Московского Государственного горного университета.- 2004

29. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник для студентов вузов.- М.: Изд.центр «Академия».- 2003.

30. Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности для гуманитариев. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону, «Феникс».- 2003.

31. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Т. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие, 7-е изд./ под ред. Русака О.Н.- СПб.: Изд-во «Лань», М.: Изд-во «Омега-Л».- 2004.

32. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов/ Под редакцией Л.А. Муравье.- М., 2000.

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При преподавании курса рекомендуется обратить внимание на следующие основные аспекты:

1. Достигнув пределов роста преобразований окружающей среды, человечество вступило в постиндустриальную эпоху своего развития. Ее сущность заключается в возникновении угрозы глобальной катастрофы от жизнедеятельности человека, ее главная проблема – в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

2. Судьба каждого индивида в конечном итоге тесно связана с судьбой общества. При этом в условиях новой эпохи безопасность индивида зависит не только от безопасности общества на национальном уровне (как это было на протяжении предшествующей истории), но и в значительной степени от безопасности всего человечества в целом. Сформировался новый неразрывный комплекс проблем безопасности личности, общества и государства, решение которых, наряду с привычными мерами реагирования должно предусматривать меры предотвращения чрезвычайных ситуаций от жизнедеятельности человека.

3. Общий путь обеспечения безопасности в современных условиях, найденный учеными и подтвержденный конференцией Организации Объединенных наций в 1992 году, заключается в переходе к устойчивому развитию. Этот переход от общества потребления, нацеленного на удовлетворение постоянно возрастающих материальных потребностей за счет природных ресурсов, к информационному обществу, материальные потребности которого ограничены возможностями биосферы. Такой переход связан с изменением общественного сознания, требует пересмотра жизненных целей и ценностей индивидов.

4. Безопасность жизнедеятельности не может быть обеспечена без участия государства. Государство сосредотачивает в своих руках основные ресурсы общества и предназначено прежде всего для обеспечения безопасности своих граждан – национальной безопасности. Главный принцип любого цивилизованного государства – безусловность приоритетов безопасности человека при решении любых задач развития общества. В XXI веке в сферу национальной безопасности входит весь современный комплекс проблем безопасности личности, общества и государства, включая проблемы безопасности жизнедеятельности глобального уровня. При этом состав и характер проблем безопасности самого государства с наступлением новой эпохи существенно изменился за счет появления новых угроз информационного, экономического, социокультурного и экологического плана.

5. Для обеспечения национальной безопасности России недостаточно формальных мер: указов, законов, постановлений, инструкций, работы государственных ведомств и т.п. Результативность таких мер зависит от поддержки обществом, что, в свою очередь, определяется тем, насколько люди осознают новые условия своей жизни. В основе обеспечения национальной безопасности должно быть образование с мировоззренческим содержанием, соответствующая современным условиям. Исключительную важность представляет также своевременное становление действенного механизма влияния общества на принятие и реализацию государственных решений.

 

 

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Литература

  1. Конституция Российской Федерации.- М.: Юридическая литература, 1993
  2. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.
  3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие/ Под.ред.проф. П.Э. Шлендера.- М.: Вузовский учебник, 2004
  4. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов/ В.М. Стрелец.- изд. 2-е – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005
  5. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб.пособие для студентов гуманитарных вузов/ В.Д. Зазулинский.- М.: Издательство «Экзамен», 2006
  6. Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ// Основы безопасности жизнедеятельности. 2006

 

Литература

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ 10 января 2000 г.)

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник под.ред.проф. Э.А.Арустамова.- 5-е издание. Перераб.. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие/ Под.ред.проф. П.Э. Шлендера.- М.: Вузовский учебник, 2004

5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М., 2002

6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М., 1994

7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М., 2002

8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М., 2000

9. Моисеев Н.Н. Универеум, информация, общество.- М.,2001

10. Тоффлер Э. Третья волна.- М., 1999

11. Форрестер Дж. Мировая динамика.- М., 1978

12. Шершнев Л.И. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие. Фонд национальной и международной безопасности.- 1994

 

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник под.ред.проф. Э.А.Арустамова.- 5-е издание. Перераб.. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие/ Под.ред.проф. П.Э. Шлендера.- М.: Вузовский учебник, 2004

4. Зайцев О.С. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Учебное пособие. Библиотечка жур. «Военные знания».- М.: ИЦ- Ред. «Военные знания».- 2000

5. Лисин А.Ф., Лисин С.А. Классификация чрезвычайных ситуаций для учебного процесса// ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2005.- №6

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации.- М.: Юридическая литература, 1993

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник Под.ред.проф. Э.А.Арустамова.- 5-е издание. перераб.. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

4. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов/ В.Д.Зазулинский.- М.: Изд-во «Экзамен», 2006

5. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Л.А. Муравья.- М., 2000

 

Литература

1. Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г.

2. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник Под.ред.проф. Э.А.Арустамова.- 5-е издание. перераб.. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

4. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов/ В.Д.Зазулинский.- М.: Изд-во «Экзамен», 2006

5. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Т. Безопасность жизнедеятельности: Уч.пособие, 7-е изд., стер./ Под ред. О.Н. Русака.- СПб.: Изд-во «Лань», М.: изд-во «Омега-П».- 2004

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации. -М.: Юрид.лит., 1993 г.

2. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г.

4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации

6. Постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 3 апреля 1996 г. №386 «О законе Чувашской Республики «О защите населения Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 января 1999 г. №2 «Об организации подготовки населения Чувашской Республики к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях».

8. Безопасность жизнедеятельности: Учебник Под.ред.проф. Э.А.Арустамова.- 5-е издание. Перераб.. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

9. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие/ Под.ред.проф. П.Э. Шлендера.- М.: Вузовский учебник, 2004

 

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации. -М.: Юрид.лит., 1993 г.

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.

3. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г.

4. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 г. №94 «Об утверждении Положения о государственном комитете Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник Под.ред.проф. Э.А.Арустамова.- 5-е издание. Перераб.. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

6. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов/ В.Д.Зазулинский.- М.: Изд-во «Экзамен», 2006

 

Литература

1. Баленко С.В. Школа выживания.- М.: 1994 г.

2. Волович В.Г. Академия выживания.- М.: 1996 г.

3. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения.- М.: Вече, 1997 г.

4. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.- М.: Изд-во Эксмо, 2003г.

5. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на энергоустановках и опасных производственных объектах.- 2-е изд.- М.: МИЭЭ.- 2006 г.

6. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях/ Н.А. Крючек, М.М. Кузнецов, В.Н. Патчук, С.В. Петров; Под.ред.зам.министра МЧС России Г.Н.Кириллова.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001г.

Литература

1. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 г.

2. Власова М.М., Сапронов В.В. и др. Современный комплекс проблем безопасности., М.: Изд-во «Русский журнал», 2004 г.

3. Безопасность человека / Л.И. Шершнев.- М., Фонд национальной и международной безопасности, 1994

4. Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности, выпуски с 1994 г.

5. Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего.- М., 2003 г.

6. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество.- М., 2001 г.

7. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (курс лекций).- М.,1999 г.


VI. организация самостоятельной работы студентов

Гражданская оборона - это

а) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории ­Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

б) система обеспечения постоянной готовности органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории Российской Федерации;

в) система мероприятий но прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время.

12. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территориальном уровне создаются:

а) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

б) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации;
в) при военных округах на территории Российской Федерации.

13. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:

а) с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федера­ции военного положения на территории РФ или в отдельных ее мест­ностях;

б) с момента объявления или введения Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения па территории РФ или в от­дельных ее местностях;

в) с началом объявления о мобилизации взрослого населения.

14. Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны:

а) при ведении военных действий;

б) в мирное время;

в) по решению органов местного самоуправления.

15. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:

а) в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычай­ным ситуациям;

б) в милиции;

в) в санитарно-экологическом надзоре.

16. Производственные аварии и катастрофы относятся:

а) к ЧС техногенного характера;

б) к ЧС экологического характера;

в) к ЧС природного характера;

г) стихийным бедствиям.

17. Ядерное оружие - это:

а) оружие массового поражения взрывного действия, основан­ное на использовании внутриядерной энергии;

б) оружие массового поражения взрывного действия, основан­ное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого поiока лучистой энергии, включающей ультрафи­олетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в) высокоточное наступательное оружие, основанное на исполь­зовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой).

18.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное 5аражение и электромагнитный импульс;

б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направле­нию ветра, изменение состава атмосферного воздуха;

в) резкое понижение температуры окружающей среды, пониже­ние концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электро­приборах и электрооборудовании.

19. Радиоактивные вещества:

а) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть унич­тожены химическим или каким-либо другим способом, могут выз­вать поражение на расстоянии от источника;

б) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте и могут распространяться на несколько десятков километ­ров;

в) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность их воздействия не зависит от внешних факторов, а определяется перио­дом полураспада.

20. В состав ионизирующего излучения входят:

а) альфа-, бета-, гамма-излучение;

б) тепловое излучение и ультрафиолетовые лучи;

г) электромагнитное и рентгеновское излучение.

21. Наиболее сильной проникающей способностью обладает:

а) альфа-излучение;

б) бета-излучение;

в) гамма-излучение.

22. Проникающая радиация - это:

а) поток гамма-лучей и нейтронов;

б) поток невидимых нейтронов;

в) поток радиоактивных протонов.

23. Цель йодной профилактики - не допустить:

а) поражения щитовидной железы;

б) возникновения лучевой болезни;

в) внутреннего облучения.

24. Химическое оружие - это:

а) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;

б) оружие массового поражения, действие которого основано изменении состава воздушной среды в зоне заражения;

в) оружие массового поражения, действие которого основано на применении биологических средств.

25. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ - это:

а) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кож­ные покровы в организм человека;

б) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

в) лучистый поток энергии;

г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных час­тиц, вызывающих ожоги.

26. Дегазация — это:

а) удаление радиоактивных веществ;

б) удаление или химическое разрушение сильнодействующих ядовитых и отрав­ляющих веществ;

в) уничтожение бактериальных средств и химических разрушений токсинов.

27. Дезинфекция — это:

а) удаление радиоактивных веществ;

б) удаление или химическое разрушение сильнодействующих ядовитых и отрав­ляющих веществ;

в) уничтожение бактериальных средств и химическое разрушение токсинов.

28. Дезактивация — это:

а) удаление радиоактивных веществ;

б) удаление или химическое разрушение сильнодействующих ядовитых и отрав­ляющих веществ;

в) уничтожение бактериальных средств и химических разрушений токсинов.

29. Наибольшую опасность при аварии на АЭС представляет:

а) проникающая радиация;

б) внешнее облучение;

в) радиоактивное заражение атмосферы;

г) внутреннее облучение;

д) радиоактивное заражение продуктов питания.

30. Однократная доза облучения - это доза, полученная:

а) за одни сутки;

б) один час;

в) первые трое суток;

г) первые четверо суток;

д) за месяц.

31. Признаками приближающеюся землетрясения могут быть сле­дующие явления:

а) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искре­ние близко расположенных (но несоприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;

б) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов, выпадение обиль­ных осадков в виде дождя или снега;

в) короткое замыкание электросети непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол на окнах.

32. Наиболее подходящие места в здании для укрытия при зем­летрясении:

а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватя­ми, у колонн, проемы в капитальных внутренних стенах, углы, обра­зованные капитальными внутренними стенами, дверные проемы;

б) места под подоконником, внутри шкафов, комодов, гардеро­бов, углы, образованные внутренними перегородками;

в) вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и встроенных шкафов.

33. При землетрясении необходимо попытаться:

а) отключить электричество, эвакуироваться из здания, занять место вдали от строений и линий электропередачи;

б) забить окна, попытаться быстро покинуть здание и поехать (пойти) домой;

в) успокоить домашних животных, быстро занять место на балконе или подальше от капитальных стен.

34. Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:

а) возвышенности, расположенные с противоположной стропы селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не рас­положенные к оползневому процессу;

б) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны, ущелья и выемки между горами;

в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно укрыться.

35. Лучшая защита от смерча:

а) подвальные помещения, подземные сооружения;

б) мосты, большие деревья;

в) будки на автобусных остановках.

36. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:

а) овраг;

б) большое дерево;

в) крупный камень.

37. при заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) перенести на нижние этажи ценные вещи;

б) открыть окна и двери нижних этажей;

в) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации.

38. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы;

б) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотенце, чтобы вас обнаружили.

в) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить.

39. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:

а) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;

б) оставаться на месте до приезда пожарных;

в)определить направление ветра и распространения огня и выхо­дить в подветренную сторону.

40. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы:

а) растирать ее снегом;

б) согреваться около костра;

в) согревать ее собственным теплом.

41. Вам необходимо перебраться вброд че­рез реку с быстрым течением. Каким из пред­ложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:

а) вниз по течению;

б) перпендикулярно течению реки;

в) против течения;

г) под углом в 45° к нему.

42. Рядом с вашей палаткой ручей сом­нительной чистоты и болотце. Воду для при­готовления пищи вы будете брать:

а) из ручья;

б) из болотца;

в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

43. Непрямой массаж сердца следует проводить:

а) 40-80 раз в минуту;

б) 40-80 раз в зависимости от пола;

в) 40-80 раз в соответствии с ритмом своего дыхания и физическими возможностями;

г) 40-80 раз в соответствии с особенностями упругости грудной клетки пострадавшего.

44. Оптимальное соотношение вдохов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и ритма надавливаний на грудину при реанимации одним спасателем:

а) на 1 вдох – 5 надавливаний;

б) на 2 вдоха – 15 надавливаний;

в) на 1 вдох – 10 надавливаний;

г) на 2 вдоха – 5 надавливаний.

45. Во время экзамена студентка внезапно потеряла сознание. Выбери правильные ответы и расположи их в порядке выполнения.

I. С чего необходимо начинать оказывать помощь:

а) поднести к носу ватку с нашатырным спиртом;

б) открыть окна;

в) расстегнуть тугой воротничок и ослабить пояс;

г) проверить реакцию зрачков и наличие пульса на сонной артерии;

д) повернуть девушку на бок;

е) положить на спину и подложить под голову подушку;

ё) приступить к сердечно-легочной реанимации;

ж) уточнить обстоятельства, предшествовавшие потере сознания.

II. Если пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет нет, то нужно:

а) повернуть девушку на бок;

б) дать вдохнуть нашатырного спирта, немедленно вызвать «скорую помощь»;

в) приступить к сердечно-легочной реанимации;

г) вызвать милицию.

III. Если пульс на сонной артерии есть, то следует:

а) нанести прекардиальный удар;

б) повернуть на бок или живот;

в) поднести к носу ватку с нашатырным спиртом;

г) расстегнуть стягивающую одежду;

д) приподнять ноги.

IV. Если после принятых мер сознание по иссечении 3-4 мин. Не возвращается, то надо:

а) поднять ноги выше головы;

б) натереть виски нашатырным спиртом;

в) распахнуть окна;

г) похлопать по щекам;

д) брызнуть в лицо холодной водой;

е) вынести на свежий воздух;

ё) повернуть больную на живот;

ж) положить холод на голову;

з) повернуть на спину и подложить под голову подушку.

V. После восстановления сознания и при хорошем самочувствии следует:

а) продолжить экзамен;

б) отправить девушку в сопровождении подруги домой;

в) предоставить возможность полежать;

г) вызвать врача и настоять на госпитализации.

 

VII. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению

Тематика контрольных работ

 

  1. Безопасность жизнедеятельности человека - основная проблема 21 века.
  2. Назначение, предмет изучения и место дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательной области.
  3. Признаки наступления новой эпохи. Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
  4. Правовые основы безопасности жизнедеятельности, принципы обеспечения безопасности.
  5. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности и пути их решения в рамках мирового сообщества.
  6. Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития - основные идеи.
  7. Модель устойчивой мировой системы - основные принципы.
  8. Теории ноосферы и волн цивилизации, их взаимосвязь с жизнедеятельностью человека
  9. Теория устойчивости биосферы.
  10. Экологические проблемы России и пути их решения
  11. Уровни проблем безопасности. Анализ взаимосвязей между различными уровнями.
  12. Условия обеспечения безопасности жизнедеятельности: новая культура безопасности, гармония веры и знания в мировоззрении; компромисс интересов.
  13. Понятие национальной безопасности. Сферы национальных интересов России.
  14. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России. Государственная система обеспечения национальной безопасности России.
  15. Концепция устойчивого развития. переход России к устойчивому развитию.
  16. Понятие «Чрезвычайная ситуация». Признаки ЧС и их классификация.
  17. ЧС природного характера, их поражающие факторы и защита от них.
  18. ЧС военного времени. Возможные последствия ядерной войны.
  19. ЧС биологического характера, их поражающие факторы и защита от них.
  20. ЧС техногенного характера, их поражающие факторы и защита от них.
  21. Современные средства поражения, их характеристика и защита от них.
  22. Способы защиты и комплекс мероприятий защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
  23. Безопасность жизнедеятельности на производстве, задачи, правовое обеспечение.
  24. Предназначение, задачи и принципы построения единой российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
  25. Органы управления РСЧС, ее силы и средства, режимы функционирования.
  26. Гражданская оборона, ее специфика в современных условиях.
  27. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС.
  28. Цели и содержание комплексной защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
  29. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них.

30. Морально-психологический фактор в проблеме обеспечения безопасности населения.

 

VIII. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Вопросы для зачета по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

 

  1. Понятие безопасности и ее объекты. Субъекты обеспечения безопасности.
  2. Понятие жизнедеятельности. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.
  3. Основные системы и направления безопасности. Принципы обеспечения безопасности.
  4. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности человека в 21 веке.
  5. Понятие национальной безопасности. Основные сферы национальной безопасности России в новой эпохе.
  6. Признаки наступления новой эпохи и роль мирового сообщества в дальнейшем развитии миропонимания, обеспечении внедрения понятия устойчивого развития и современной культуры безопасности.
  7. Предмет и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности», его ключевые компетенции.
  8. Понятие «Ситуация» в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Виды ситуаций.

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.248 с.