Создание и основные этапы развития органов прокуратуры — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Создание и основные этапы развития органов прокуратуры

2017-06-02 1024
Создание и основные этапы развития органов прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журомский С.И.

 

 

СОЗДАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ развития оРГАНОВ прокуратуры

 

 

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, предварительного следствия и дознания

 

 

Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении

 

 

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Гродно 2007

Контролируемая самостоятельная работа студентов по «Прокурорскому надзору» состоит в выполнении студентами заданий с последующим контролем качества их выполнения и защитой выполненной работы.

Форма контроля заданий КСР по «Прокурорскому надзору»:

а) письменная, предполагает подготовку студентами рефератов, контрольных работ;

б) устная: в виде проведения семинарских занятий с последующим зачетом тем КСР; обсуждения дискуссионных вопросов о месте прокуратуры в системе государственной власти; совершенствовании полномочий прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законодательства.

 

СОЗДАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ развития оРГАНОВ прокуратуры

ТематическиЙ план

 

1. Необходимость образования прокуратуры.

2. Основные этапы развития прокуратуры.

 

1. Необходимость образования прокуратуры.

После Октябрьской революции 1917 г. Как в РСФСР, так и в БССР единого органа по надзору за соблюдением законов образовано не было. К тому были объективные причины. Вся территория бывшей царской России, после завоевания власти Советами депутатов трудящихся была охвачена гражданской войной, оккупирована иностранными интервентами. С оружием в руках нужно было защищать завоевания советской власти. Надзор за соблюдением законодательства осуществляли различные государственные органы в рамках своей компетенции: Наркомат юстиции, надзорные суды, РКИ, местные Советы.

Недостатком этого надзора было то, что:

1. Каждое ведомство выполняло свои функции по надзору за соблюдением законодательства в узко ведомственных рамках.

2. Надзор, как правило, не распространялся на законность деятельности Советов и их исполкомах.

Но после окончания гражданской войны, когда РСФСР, БССР и другие республики стали на мирный путь развития, все большего упрочения гражданского оборота, развития экономики возникла необходимость создания и упрочения единой законности не только в РСФСР но, по мнению В.И. Ленина, и в союзе советских республик.

Для создания и упрочения единой законности необходимо было:

1. Создать законодательную базу.

2. Учредить орган по надзору за соблюдением законности.

Таким органом, мыслил В.И. Ленин, должна стать советская прокуратура – единый, централизованный орган по надзору за законностью независимый от местных органов власти и управления.

Третьей сессией ВЦИК 9-го созыва было принято «Положение о прокурорском надзоре» РСФСР 26 мая 1922 г., а 26 июня 1922 г. Третьей сессией ЦИК БССР было утверждено «Положение о прокурорском надзоре в БССР в целях:

1. осуществления надзора за соблюдением законов;

2. в интересах правильной постановки борьбы с преступностью.

Прокуратура в БССР, как и в других советских республиках, была создана как отдел «Государственная прокуратура». Тому были две причины:

1. не было материальной базы для создания прокуратуры как отдельного ведомства.

2. не было кадров для работы в прокуратуре.

А в Наркомюсте БССР был уже 5-ти летний опыт надзора за законностью, т.к. он был образован в 1917 г.

 

Основные этапы развития прокуратуры.

Первый этап (1922-1924 гг.)

1. Это организационный период становления прокурорского надзора, завоевание прокурорами доверия населения, как представителей центральной власти, независимой от местных органов.

2. Период установления правильных отношений между прокуратурой и местными советскими и партийными органами.

3. В этот период в советских республиках были приняты законодательные акты, направленные на организационное укрепление прокуратуры, повышение авторитета неприкосновенности прокурорских работников, расширении функции прокурорского надзора. Так, сначала в РСФСР 1 февраля 1923 г., а затем м во всех республиках были приняты Положения о НКЮ, которыми на прокуратуру были дополнительно возложены дополнительные полномочия:

– наблюдение за ведением за границей уголовных и гражданских дел «в коих заинтересовано Правительство РСФСР»;

– наблюдение за деятельностью мест лишения свободы и ИТУ: совместно с НКВД разработка правил об исправительно-трудовой системе;

– осуществление функций и прокурорского надзора в Верховном Суде СССР и его коллегиях согласно Положению о судоустройстве и процессуальным законам.

Второй этап (1924-1933 г.г.)

Этот этап

1. Проводились мероприятия по обеспечению единства законности для всей федерации советских республик в связи с образованием СССР. Поскольку прокуроры союзных республик не были уполномочены осуществлять надзор за соблюдением законов в союзных наркоматах и ведомствах, то первым шагом на этом пути было образование прокуратуры Верховного Суда СССР в 1924 году. Положение в Верховном Суде СССР было утверждено 23.11.1923 г. Им были определены функции, полномочия, структура и штаты Прокуратуры Верховного Суда СССР, а именно:

1.1. осуществлять законодательную инициативу;

1.2. право приостанавливать приговоры и другие судебные акты коллегии и специальных присутствий Верховного Суда СССР и судебных учреждений союзных республик по истребованным делам;

1.3. право приостанавливать постановления, распоряжения и действия ОГПУ. Прокурор Верховного Суда в союзном масштабе возглавлял надзор за законностью деятельности ОГПУ и его органов, через своих старших помощников руководил деятельностью военных прокуроров.

1.4. с 1930 г. Прокурор Верховного Суда СССР руководил непосредственно деятельностью прокуроров ж/д транспорта.

1.5. важнейшим событием в деле укрепления законности и повышении роли прокурорского надзора, явилось принятие Постановления ЦИК и СНК СССР «О революционной законности» от 25 июня 1932 г.

Третий этап (1933-1936 г.г.)

1. «В целях укрепления соцзаконности и должной охраны общественной собственности по Союзу СССР от покушения со стороны противоправных элементов» 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР во главе с Прокурором СССР, назначаемым Президиумом ЦИК СССР, который осуществлял общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

2. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена.

3. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции СССР», все органы прокуратуры в союзных республиках выделялись из состава НКЮ и поступали в подчинение только прокурору СССР.

Четвёртый этап (1936-1953 г.г.)

Характерен тем, что:

1. 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР, которая повысила роль и значение прокурорского надзора в стране.

2. Конституция СССР возложила на Прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, должностными лицами и гражданами.

3. Конституция законодательно закрепила такие ленинские принципы организации и деятельности прокуратуры, как:

3.1. централизация органов прокуратуры;

3.2. независимость от местных органов власти и подчинение их только Прокурору СССР.

4. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. для прокурорско-следственных работников были введены классные чины.

5. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1946 г. Прокурору СССР было присвоено наименование Генерального прокурора СССР.

Пятый этап (1954-1976 г.г.)

Характеризуется полным восстановлением прокурорского надзора в его правах, четким законодательным определением его полномочий.

1. В 1955 г. принято Положение о прокурорском надзоре в СССР.

2. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. была определена структура центрального аппарата Прокуратуры СССР.

3. В 1959 г. в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик были образованы коллегии.

4. Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 декабря 1966 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре.

Шестой этап (1977-1992 г.г.)

1. Конституция СССР, принятая 7 декабря 1977 г. расширила сферу воздействия прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов:

1.1. возложили осуществление высшего надзора не только Генеральным прокурором, но и подчиненными ему прокурорами.

1.2. расширила круг объектов прокурорского надзора (госкомитеты и колхозы).

2. В сентябре 1979 г. была введена доплата прокурорским работникам за классные чины и выслугу лет.

3. Вторая сессия Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 г. приняла Закон о прокуратуре СССР.

4. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1980 г. было утверждено Положение о классных чинах работников прокуратуры СССР.

5. В 1922 г. произошел распад СССР. Союзные республики стали независимыми самостоятельными государствами.

Седьмой этап (1992-2006 г.г.)

После распада СССР в 1992 г. в Республике Беларусь стала создаваться своя законодательная база.

В апреле 1992 г. Верховным Советом Республики Беларусь была принята Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, в т.ч. реформы прокурорского надзора.

Было подчеркнуто, что проведение судебно-правовой реформы является необходимым условием и важнейшей предпосылкой построения в Республике Беларусь правового государства.

Основные положения реформы прокурорского надзора были учтены в последующих законодательных актах о его организации.

1. 29 января 1993 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»:

1.1. который подтвердил, что прокурорский надзор – это «высший надзор за исполнением законов»;

1.2. расширил круг объектов прокурорского надзора ст. 2 Закона о прокуратуре предусматривали осуществление надзора за исполнением надзора органами госбезопасности, внутренних дел, воинскими формированиями, а также политическими партиями.

2. В 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь.

3. После принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. неоднократно вносились изменения и дополнения в Закон о прокуратуре Республики Беларусь 1993 г. Так, Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 6 октября 1994 г. со статьи 1 Закона было исключено слово «высший». Отныне прокурор осуществляет не высший надзор за исполнением законов», а от имени государства осуществляет надзор за исполнением закона.

Восьмой этап (с 2007 г.)

Национальным Собранием Республики Беларусь 8 мая 2007 г. принят Новый Закон о прокуратуре Республики Беларусь, который:

1. Устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

2. Регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнением иных функций возложенных на прокуратуру Республики Беларусь.

3. Устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.

4. Устанавливая одним из основных направлений деятельности прокуратуры – координацию правоохранительной деятельности государственных органов осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

5. В качестве одного из направлений деятельности прокуратуры выделил надзор за исполнением за законодательства при производстве оперативно-розыскной деятельности.

 

Реферат

Вопросы на которые должны быть даны ответы на предлагаемую тему:

 

1. Почему органы прокуратуры были образованы не сразу после Октябрьской революции 1917 года, а спустя 5 лет – в 1922 году?

2. Почему оппозиция во главе с Каменевым, Рыковым и Зиновьевым выступили против идеи В.И. Ленина о создании прокуратуры в советском государстве?

3. Почему органы прокуратуры были созданы в составе Наркомата юстиции БССР, а не как отдельное ведомство?

4. Когда закончилась централизация органов прокуратуры в общесоюзном масштабе?

5. Охарактеризуйте основные этапы развития органов прокуратуры и законодательства о ней.

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

 

Досудебное производство, производство предварительного следствия и дознания изучается в курсе «Уголовный процесс», в т.ч. и полномочия прокурора по надзору за исполнением закона в этой отрасли знания позволяют студентам 4-го курса более полно по «Прокурорскому надзору» изучить особенности надзора за законностью расследования преступлений, совершенных лицами до 18 лет, надзор за законностью окончания производства по делу.

Тем более в курсе «Уголовный процесс» почти не затрагиваются вопросы нравственных начал в осуществлении надзора за расследование дел.

 

ТематическиЙ план

 

1. Надзор за исполнением закона по уголовным делам о преступлениях совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

2. Надзор за законностью ускоренного производства по уголовным делам.

3. Надзор за законностью окончания расследования по делу.

4. Нравственные начала в осуществлении надзора за исполнением закона при расследовании дел.

 

Реферат

Вопросы на которые должны быть даны ответы на предлагаемую тему:

 

1. Надзор за исполнением закона по уголовным делам о преступлениях совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

1.1. Надзор за законностью применения задержания и мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого.

1.2. Надзор за соблюдением закона о порядке вызова несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого.

1.3. Изложить особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых. Кто должен принять участие в их допросе?

1.4. В чем заключается надзор в судебном разбирательстве дел данной категории?

2. Надзор за законностью ускоренного производства по уголовным делам.

2.1. Надзор за порядком ускоренного производства, соблюдении сроков ускоренного производства и его окончание.

2.2. Охарактеризовать действия прокурора по уголовным делам ускоренного производства.

3. Надзор за законностью окончания расследования уголовных дел.

3.1. Какие вопросы подлежат разрешению прокурором по уголовному делу поступившему для направления в суд?

3.2. Какое решение и в какой срок должен принять прокурор или его заместитель по уголовному делу поступившему для направления в суд?

4. Нравственные начала в осуществлении надзора за исполнением закона при расследовании дел.

4.1. Показать сочетание принципа законности в деятельности прокуратуры и нравственных принципов этой деятельности.

4.2. В чем должны проявляться нравственные принципы надзора в данной отрасли?

 

Реферат

 

1. Участие прокурора в кассационной инстанции. Основания принесения кассационного протеста прокурором:

1.1. Сроки принесения кассационного протеста. Последствия пропуска этого срока.

2. Участие прокурора в разрешении судом вопросов, возникающих при исполнении приговора или решения.

3. Участие прокурора в надзорном производстве:

3.1. Кто может приносить протест в порядке надзора на приговоры и решения, вступившие в законную силу.

3.2. Приостановление исполнения судебного постановления прокурорами, если они принесли протест в порядке надзора.

3.3. Изложить полномочия прокурора в надзорном производстве.

4. Участие прокурора в пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

4.1. Возбуждение прокурором производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

4.2. Действия прокурора по окончанию проверки или расследовании вновь открывшихся обстоятельств.

Журомский С.И.

 

 

СОЗДАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ развития оРГАНОВ прокуратуры

 

 

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, предварительного следствия и дознания

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.