I. Плоды самопожертвования Христа (ст. 23-24) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

I. Плоды самопожертвования Христа (ст. 23-24)

2017-06-02 342
I. Плоды самопожертвования Христа (ст. 23-24) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вхождение во славу (ст. 23)

Спасение грешников (ст. 24)

II. Плоды самопожертвования учеников (ст. 25-26)

Уверенность в спасении (ст. 25)

2. Подражание Христу (ст. 26(а))

3. Вечность с Христом (ст. 26(б))

4. Почтение Отца (ст. 26(в))



Жизнь в смерти, или плоды самопожертвования.

Ев. Ин. 12:23-26.

 

Вступление. Прежде чем читать сегодняшний отрывок Писания, нам необходимо несколько минут уделить ближайшему контексту.

 

К середине 12-ой главы тучи над головой Иисуса сгущаются: до крестной смерти остается всего несколько дней, идет последняя неделя Его земной жизни.

Спасителю предстоит отметить последний праздник Пасхи в своей жизни.

Ученики уже понимают, что Иисус может быть арестован.

Когда Господь собирался идти в Вифанию для того, чтобы воскресить Лазаря, ученики еще тогда видели в этом смертельную опасность для Него.

«Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?»» (Ин. 11:8).

Более того, ученики понимали, что опасность угрожает не только Иисусу, но и Его последователям.

«Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним»» (Ин. 11:16).

Вы видите, Фома понимает, что опасность ареста и казни угрожает двенадцати ученикам? Фома готов идти в окрестности Иерусалима, что, по его мнению, неизбежно должно привести к смерти Иисуса и Его учеников.

Такие размышления Фомы нельзя назвать безосновательными.

Чудо исцеления парализованного (5-ая глава), чудо исцеления слепорожденного (9-ая глава) уже и так достаточно разозлили фарисеев, которые предприняли несколько попыток схватить Иисуса. Но добавьте к этому еще и воскресение Лазаря (11-ая глава), и последующий за ним торжественный въезд в Иерусалим (начало 12-ой главы).

 

Вообще у учеников Господа была проблема: они хотели быть с Иисусом, хотели служить Ему, но не понимали необходимости самопожертвования, как для Самого Спасителя, так и для них, Его последователей.

 

Итак, конфликт с фарисеями обострился в связи с растущей популярностью Иисуса:

«Фарисеи же говорили между собой: «Видите ли, что не успеваете ничего?

Весь мир идет за Ним»» (Ин. 12:19).

Популярность Иисуса была столь великой, что даже некоторые еллины (то есть язычники, прозелиты, обращенные в иудаизм) ищут встречи с Ним:

«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые еллины.

Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды галилейской, и просили его, говоря: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса»» (Ин. 12:20-21).

 

Чем более Иисус становился популярным, тем более очевидной становилась Его будущая смерть. Но как уже было отмечено, ученики еще не понимали необходимости Его крестной смерти, самопожертвования. Они ожидали славы, но не ждали позора креста.

И в связи с тем, что ученики не понимали, что путь к славе лежит через крест (Бог являет жизнь через смерть), Спаситель разъясняет важность самопожертвования при помощи следующих слов.

 

Будем читать стихи с 23-го по 26-ой:

 


«Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире этом сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой»».

 

В последующих стихах Иисус продолжает развивать эту тему, тему страданий, тему близкой крестной смерти, но сегодня мы остановимся только на прочитанном отрывке.

 

Для каждого из нас должно быть очевидным следующее: невозможно эффективно служить Господу без самоотречения, самопожертвования.

 

Ученики Господа хотели служить, хотели занимать высокое положение в Царстве Христа без страданий, без самопожертвования. Ученики порой спорили о том, кто из них будет считаться большим. Мать сыновей Зеведеевых требовала, чтобы ее дети, двое из двенадцати учеников, сидели по левую и по правую сторону от Сына Божьего в Его Царстве.

Вы видите, желание служить (в смысле занимать почетное, высокое, особо близкое к Христу положение) у учеников было, а понимания необходимости самопожертвования не было.

 

Очень печально, но эта ошибка повторяется и в наши дни.

Нетрудно встретить людей в церкви говорящих: «Я хочу служить!»

Но под служением они понимают не совсем то, о чем мы будем говорить сегодня.

Многие хотят особого положения, успеха, признания, хотят быть на виду, выглядеть активным, но при этом совершенно не хотят жертвовать собой:

жертвовать своим имуществом,

жертвовать своими средствами,

жертвовать своим временем,

жертвовать своим комфортом,

жертвовать своими желаниями,

жертвовать своими привычками.

Короче говоря, не хотят жертвовать всей своей жизнью.

Они не собираются отдавать всего себя в служении.

Они довольствуются частичной, половинчатой самоотдачей.

 

Знаете, что это такое?

Это попытка служить Богу в «белых перчатках», не очень-то напрягаясь, не слишком перегружая себя.

 

Но такое служение невозможно.

 

· Пасторское служение без самопожертвования невозможно.

Люди иногда говорят: «Что ты так переживаешь о том или об этом? Тебя так надолго не хватит». Но задача не в том, чтобы заниматься самосохранением, а, скорее, в обратном – в том, чтобы сгореть (в разумном смысле этого слова) для Христа.

 

· Душепопечение, работа с людьми, с детьми, с молодежью, невозможно без самопожертвования. Вы не можете просто читать лекции, проводить занятия, не жертвуя собой. Вам нужно брать на себя боль ближних. Вам нужно брать на себя их радости и скорби. Вам нужно проявлять максимальную жертвенность и посвященность.

 

По Божьему замыслу эффективное служение возможно лишь в результате самоотречения и самопожертвования.

Но сатана рисует иной образ служения.

Он предлагает иной путь, путь без самопожертвования, без самоотдачи.

Согласно Божьему замыслу Иисус должен править миром в тысячелетнем царстве и обладать, как Царь, всеми богатствами земли, но путь к этому должен проходить через Голгофу.

Искушая Господа в пустыне, сатана предложил Ему славу без креста.

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне»» (Мф. 4:8,9).

 

Как вы видите, ложный путь к благословениям служения обходит самопожертвование.

 

Самопожертвование – ключ к эффективному, угодному Богу служению.

 

Это применимо везде, даже в семье.

Вы не сможете построить семью, угодную Богу, без самопожертвования.

 

Хотите иметь правильные отношения с женой/мужем, тогда постоянно жертвуйте собой, своими желаниями ради служения ближнему. Откажитесь от своих прав, желаний.

Умрите для себя! Люди, которые постоянно конфликтуют в своих семьях, – это люди, которые не умерли для себя, они не хотят пожертвовать своими правами и желаниями ради ближних.

Хотите прославлять Бога через воспитание детей?

Тогда жертвуйте собой, своим отдыхом, своим временем, комфортом, вкладывайте в них всего себя, все свое сердце.

 

 

Жизнь в смерти!

Хотя это словосочетание и кажется противоречивым, тем не менее, одновременно с этим оно истинно.

Жизнь в смерти – только самопожертвование приносит плоды.

Жизнь в смерти – великий принцип, задуманный Богом.

 

Давайте посмотрим, как этот принцип действовал в жизни Христа, и как он должен действовать в жизни Его последователей.

Или, говоря иначе, отметим плоды самопожертвования Христа и Его учеников.

 

Прежде всего, необходимо обратить наше внимание на 23-ий и 24-ый стихи.

 

«Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»».

 

Эти стихи раскрывают перед нами:

 

I. Плоды самопожертвования Христа.

 

Несколько раз ученики просили Иисуса не подвергать Себя смертельной опасности.

Мы уже обращали внимание на то, как в 11-ой главе Евангелия от Иоанна ученики просили Его не рисковать жизнью, приближаясь к Иерусалиму.

В 16-ой главе Евангелия от Матфея после того, как Иисус рассказал о Своей будущей смерти, Петр произнес:

«Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой!» (Мф. 16:22).

Ученики не понимали, как действует принцип «жизнь в смерти».

Они ждали земного царства Христа.

Позорная смерть Господа не вписывалась в их планы, не совпадала с их ожиданиями.

Они думали, что смерть Иисуса приведет к провалу Его служения, сделает Его бесплодным, бесполезным.

Но они ошибались!

 

В 23-ем и 24-ом стихах перед нами раскрываются два замечательных, прекрасных вечных плода, проявившихся в результате самопожертвования Христа: 1-ый плод – вхождение во славу, 2-ой плод – спасение грешников.

 

Начнем с первого.

 

1. Вхождение во славу (стих 23).

«Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому»».

 

В глазах этого мира и даже в глазах недопонимающих учеников приближающаяся смерть Господа выглядела как поражение и позор.

Но на самом деле она была путем вхождения во славу.

 

Словами «пришел час прославиться Сыну Человеческому» Спаситель описывает Свою крестную смерть, воскресение и прославление.

То же самое о Своей крестной смерти Иисус говорит в 1-ом стихе 17-ой главы:

«Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя»

 

Благодаря Своей крестной смерти Иисус Христос завоевал поклонение множества людей, которые любят Его и воздают Ему почести.

Таким образом, после позора и унижения креста Иисус приобрел великую славу:

во-первых, к Нему была возвращена та слава, которую Он оставил ради воплощения,

во-вторых, Он приобрел прославление спасенных Им народов, одержав победу над дьяволом и смертью и разрушив силы ада.

 

Для человека смерть – событие унижающее, подчеркивающее слабость и бессилие.

Смерть же Иисуса Христа была демонстрацией Его силы, добровольного самопожертвования и путем к вечной славе.

 

 

Итак, вхождение во славу – первый плод самопожертвования Христа.

 

 

Второй плод самопожертвования Христа:

 

2. Спасение грешников (стих 24).

 

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

 

Здесь Спаситель использует иллюстрацию из растительного мира.

После посева в землю пшеничное зерно приносит урожай, в десять раз превышающий посеянное. Одно зерно умирает – десяток новых зерен благодаря этому рождается.

Я уверен в том, что Бог как архитектор вселенной специально так устроил растительный мир, чтобы на его примере проиллюстрировать великий принцип «жизнь в смерти».

Данный принцип применим и в отношении преобразования нашего тела от тленного к нетленному.

Растительный мир – это великая иллюстрация бесконечно великого замысла искупления. Один Иисус умрет – миллионы людей спасутся.

«… праведное деяние одного избавляет от вины всех людей и дарует им жизнь» (Рим. 5:18(б) в современном переводе «Радостная весть»).

 

Если бы Иисус не умер, не пожертвовал Своей жизнью добровольно, тогда бы никто никогда не спасся.

«… если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно…»

 

Без смерти Христа не было бы жизни христиан.

Все люди навечно бы оказались в аду, а затем в озере огненном.

В раю не было бы ни одного человека. Небо было бы пустым.

Таков он, великий замысел искупления.

Наша жизнь, наше спасение и радость небес – все это приходит к нам через крестные муки Господа.

 

Наша жизнь происходит из Его смерти, подобно тому, как в растительном мире смерть одного семени дает жизнь множеству других!!!

 

 

Вхождение во славу – первый плод, спасение грешников – второй.

Вот, каковы плоды самопожертвования Христа.

Вот, как работает принцип «жизнь в смерти».

Вы видите, как жизнь проявляется через смерть.

 

 

А теперь рассмотрим плоды самопожертвования Его последователей.

Прочитаем все вместе стихи 25-ый и 26-ой:

«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире этом сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».

 

Перейдем ко второму пункту проповеди.

 

II. Плоды самопожертвования учеников.

 

Под «учениками» здесь следует понимать не узкий круг, состоящий из Двенадцати, а всех истинно верующих.

 

Путь самопожертвования – это не только путь Христа, но и путь Его последователей, значит, это и наш путь!

 

После триумфального входа в Иерусалим под крики ликующей толпы ученики могли думать о славе, но Иисус вдруг говорит о страданиях.

 

Самопожертвование учеников приносит несколько прекрасных плодов.

В 25-ом и 26-ом стихах можно заметить четыре прекрасных плода.

 

1-ый плод самопожертвования учеников:

1. Уверенность в спасении (стих 25).

 

«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире этом сохранит ее в жизнь вечную».

 

Слово «душа» в данном случае означает жизнь.

«Любящий душу свою погубит ее…» – тот, кто любит эту жизнь больше будущей, тот, кто привязан к материальному более, чем к небесному, духовному, тот, кто живет лишь земным (деньгами, домами, одеждой, внешностью и т.д.), не является истинно верующим. «Погубит душу», то есть попадет в ад.

 

Хотя спасение и является даром Божьим, тем не менее, сейчас мы говорим о человеческом уровне ответственности.

 

В Лк. 9:23 Иисус говорит:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя…»

 

Спасение невозможно без самоотвержения.

Отвергнуть себя – это значит отказаться от своих прав распоряжаться этой жизнью и отдать ее в руки Христа.

Отвергнуть себя – это значит не думать о своем благополучии, престиже, репутации.

Отвергнуть себя – это значит похоронить свои плотские, эгоистичные стремления (стремления побеждать, быстро получать то, что хочется иметь, стремления к почету, уважению).

Для того чтобы стать христианином, получить вечное спасение, вам необходимо отложить все, что престижно, высоко ценно в глазах мира, и вместо этого необходимо взять то, что позорно, неуважаемо.

Необходимо отвергнуть наивысшую ценность этого мира, потакание своему «Я» и вместо этого взять наивысший позор этого мира, крест.

 

Самопожертвование означает в первую очередь отказ распоряжаться своей жизнью.

 

«… а ненавидящий душу свою в мире этом сохранит ее в жизнь вечную».

 

Мартин Лютер писал:

«Покаянное сердце – это сердце, наполненное ненавистью к самому себе».

 

Психологи спрашивают: «Насколько вы любите себя?»

Евангелие задает другой вопрос: «Насколько вы ненавидите себя?»

 

Ненавидеть себя – это значит, осознавая ужас грехопадения, признавать, что в себе самом я ничего не имею, ничего доброго, и по справедливости не заслуживаю ничего, кроме вечного наказания.

 

Вечное спасение невозможно без самоотречения, без плача о грехах, без отказа распоряжаться собственной жизнью и без передачи этой власти Христу, без подчинения себя Ему.

 

Самопожертвование далеко не всегда означает мученическую смерть, гораздо чаще это – посвященная Богу жизнь.

Но самопожертвование никогда не означает самоубийство или стремление к скоропостижной смерти.

Самоубийство – грех, об этом не может быть и речи!

 

Только когда вы отвергаете себя, только когда вы передаете право распоряжаться своей жизнью, работой, отдыхом, имуществом в руки Христа, только когда вы становитесь христианином, истинно верующим, тогда вы получаете вечную жизнь, жизнь во Христе, которая никогда не заканчивается.

Жертвенное служение приносит уверенность в спасении.

 

 

Вечное спасение – это первый плод самопожертвования учеников.

Если вы не умерли для самого себя, этого мира и греха, вы не получили вечную жизнь, а значит, не имеете вечного спасения.

 

 

Второй плод самопожертвования верующего:

2. Подражание Христу (стих 26(а)).

 

«Кто Мне служит, Мне да последует».

 

Быть последователем Господа – это значит уподобляться Ему в страданиях.

Речь идет о следовании за Христом в страданиях.

 

Для того чтобы принести нам вечную жизнь, Иисус пожертвовал Собой.

Этот же принцип распространяется и на Его учеников.

Конечно, ученики своим самоотречением, самопожертвованием не совершают дело искупления и не добавляют ничего к совершенной жертве Христа.

Но сообщение об искупительном подвиге Господа, по Божьему замыслу, распространяется через жертву детей Божьих.

 

Невозможно принести кому-то спасающую весть, невозможно помогать развиваться кому-то по-библейски без личной посвященности, жертвы, самоотдачи.

 

Апостол Павел прекрасно понимал эти истины.

Давайте на несколько минут откроем 4-ую главу Второго послания к Коринфянам.

«Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь – в вас» (2Кор. 4:11,12).

 

Для того чтобы привести коринфян к принятию Евангелия и затем помочь им развиваться духовно, Павел пожертвовал собой.

Он умирал под тяготами служения, чтобы коринфяне радовались спасению:

«… так что смерть действует в нас, а жизнь – в вас».

 

Что это значит?

«Смерть действует в нас» – хотя на тот момент Павел еще не умер мученической смертью, тем не менее, в своих эмоциональных переживаниях о церквах (2Кор. 11:28) и физических страданиях за Христа святой апостол, по сути, стал живым мертвецом.

Павел умер для спокойной, тихой, безмятежной и комфортной жизни в этом мире.

Павел похоронил все свои стремления к безопасности, стабильной работе, тихому дому, человеческой уверенности в завтрашнем дне – ко всему тому, что сегодня считают нормальной человеческой жизнью.

И теперь благодаря этому «жизнь действует в вас».

Ради спасения и освящения коринфян Павел умирал под гнетом огромных трудностей своего служения, но коринфяне не ценили этого.

 

 

Друзья! Мы не знаем, почему, но так уж устроил Бог, что Его жизнь передается только через напряженные страдания и умирание для всего земного.

 

Искупление – через страдания Христа.

Распространение искупительной вести – через страдания Его последователей.

 

Если вы хотите принести спасение кому-либо, если вы хотите помочь кому-либо возрастать духовно, если вы хотите принести библейские перемены в жизнь христианина или целой церкви, вы не сможете этого сделать без боли личного сопереживания, без боли отвержения или даже гонений.

Жизнь святого Слова Божьего может эффективно передаваться через вас только тогда, когда вы полностью похороните все свои эгоистичные желания, стремления, все свои амбициозные планы.

Отрекаясь от себя, жертвуя своей жизнью ради Бога в служении, этим мы следуем за Христом, подражаем Христу, принесшему жизнь грешникам через Свою смерть.

 

 

Подражание Христу – это второй плод самопожертвования верующего.

 

 

Третий плод самопожертвования верующего:

3. Вечность с Христом (стих 26(б)).

 

«… и где Я, там и слуга Мой будет».

 

Человек, который следует за Христом в самоотвержении здесь на земле, обязательно будет с Ним в вечности.

 

Жизнь, наполненная потаканием своей плоти, своим эгоистичным желаниям, ведет в погибель, так как является отличительной чертой невозрожденного человека.

 

Жизнь, наполненная самоотверженным служением, – признак истинно верующего, и заканчивается такая жизнь блаженством небес, вечностью с Христом.

 

 

В заключение отметим четвертый плод самопожертвования последователей Господа.

 

4. Почтение Отца (стих 26(в)).

 

«И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».

 

Человек, который, жертвуя собой, сгорает для Христа, не будет почитаем в этом мире, он будет отвержен так же, как был отвержен Христос.

Однако у Бога такие люди на особом счету.

Бог Отец почтит того, кто почитает Его Сына жертвенным служением.

Речь идет о небесной награде.

Жизнь, отданная в искреннем жертвенном служении Христу, не будет забыта Богом.

 

Заключение.

Служение и смерть Ульриха Цвингли, швейцарского реформатора начала XVI века, является прекрасной иллюстрацией того, каким образом действует принцип «жизнь в смерти».

 

Начиная с 1518г. Цвингли проповедует в великом соборе швейцарского города Цюрих. Огромные реформы происходят под его руководством.

К 1525г. Реформация в Цюрихе была в основном закончена, а ее влияние распространилось и на другие города, что привело к появлению альянса евангельских кантонов (кантон – это округ, территориальная единица Швейцарии).

Но католические кантоны объединились против реформаторских, в результате чего произошло вооруженное противостояние, война. В 1529г. она началась, затем после небольшого затишья разгорелась вновь в 1531г. Сам Цвингли не принимал участия в сражении. Он лишь стоял в первых рядах, укрепляя своих близких и помогая раненым.

Как-то в разгар сражения он наклонился к одному из умирающих, и в этот момент камень попал ему в шлем. Реформатор упал на землю. Несколько раз он безуспешно пытался встать до тех пор, пока копье противника не поразило его.

Цвингли умер не сразу. Он продолжал лежать на том самом месте, где упал, беззвучно шепча слова молитвы. Неприятельский солдат, приняв его за обычного жителя Цюриха, предложил призвать Матерь Божью или святых! После того как Цвингли не согласился, солдат добил умирающего со словами: «Так умри же, проклятый еретик!»

Только на другой день католики узнали, кем был этот человек.

Не довольствуясь смертью главного, по их мнению, виновника своих несчастий, солдаты устроили сначала суд над мертвым телом, затем четвертовали его и сожгли, а пепел, смешав с пеплом свиней, развеяли по ветру.

 

В 1838г. на месте смерти реформатора был воздвигнут скромный гранитный памятник.

С обеих сторон этого памятника на металлических пластинах высечены надписи.

Одна из них латинская, другая немецкая гласят:

««Они могут умертвить лишь тело, но не душу». Так говорил на этом месте Ульрих Цвингли, умирая геройской смертью за правду и свободу христианской церкви 11 октября 1531г».

 

Проповедуя истину в католическом мире XVI века, Цвингли затеял смертельно опасное дело, поэтому неудивительно, что все это закончилось противостоянием и смертью на 48-ом году его жизни. Но через жизнь, полную самоотречения, и смерть, в которой он сохранил верность Господу, Бог произвел много плода. Идеи Цвингли стали далее проповедоваться в Цюрихе, Базеле и проникли в Женеву. В Женеве благодаря трудам Кальвина они распространились во Францию, Голландию, Шотландию, Польшу и другие страны.

Жизнь распространяется через смерть.

 

 

Несколько недель назад я был в Москве в христианском книжном магазине и на одной из полок обнаружил книгу огромного размера, это были труды Ульриха Цвингли.

Удивительное дело!

Со дня его смерти прошло около пятисот лет, а его труды продолжают нести жизнь евангельского учения. Бог продолжает распространять жизнь через смерть Своих святых!

 

 

Умираете ли вы каждый день для себя, для эгоистичных, плотских желаний?

Если нет, тогда не будет доброго плода.

Невозможно принести добрый плод для Бога без посвященности, без самоотречения, без умирания для своего «Я».

 

Подражайте Христу: пожертвуйте всем в своей жизни ради славы Божьей, ради добрых плодов.

 

Зачем нужна эта жизнь, если мы не бросим все ее ценности к ногам Христа?


Слава Христа в 25


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.