Распространение близорукости и ее связь с природно-географическими факторами — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Распространение близорукости и ее связь с природно-географическими факторами

2017-06-02 286
Распространение близорукости и ее связь с природно-географическими факторами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неодинаковая частота распространения миопии в разных странах и в разных областях одной страны -- факт давно и хорошо известный. Высказано мнение [Малиновский А.А., 1965] о связи миопии с характером почв и содержанием в почвах и водах тех или иных веществ, в частности калия, фосфора и различных микроэлементов. Их недостатком в пище и объясня­ют большую распространенность близорукости в данной мест­ности. Полагают, что при дефиците этих веществ в организме уменьшается сопротивляемость соединительной ткани и, следо­вательно, склеральной оболочки глаза.

Указанная гипотеза уже a priori не выдерживает критики. Хорошо известно, что в наше время продукты питания, при­обретаемые населением, перевозят на большие расстояния от тех районов, где их производят. Если следовать логике этой гипо­тезы, то большая частота близорукости должна отмечаться в сельской местности, где удельный вес местных продуктов питания существенно больше, чем в городе. Между тем большинство авторов подчеркивают обратную закономерность — близоруких в городе больше, чем на селе. Приведенная концепция не подтверждается и результатами специальных исследований.

На протяжении ряда лет сотрудники Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца изучают распространенность близорукости среди школьников различных климатических зон РФ. С этой целью были исполь­зованы материалы массовых углубленных обследований органа зрения школьников, проведенных по единой методике, разра­ботанной в отделе охраны зрения детей и подростков этого института. Эта методика предусматривает объективное определе­ние рефракции после обязательного применения циклоплеги-ческих средств.

Проанализированы [Михалева М.Г., 1971] результаты об­следований, проведенных в 264 школах (152 городские и 112 сельские) 33 районов РФ. Общее число обследованных уча­щихся в городских школах составило 127 272, в сельских — 52 357. Частота распространения миопии среди учащихся в городских школах оказалась равной в среднем 8,4 %, в сель­ских — 7,7 %.

В разных районах РФ число близоруких школьников значи­тельно варьирует. Самый высокий уровень близорукости среди учащихся выявлен в Якутии — 19,1 %, Санкт-Петербурге — 18,8 %, Камчатской области — 16,5 %, Томской области — 12,7 %. Значительно реже (от 3,3 до 5,4 %) — в центральных и южных


районах РФ — Ставропольском крае, Саратовской и Оренбур­гской областях.

Подтвердилась известная закономерность: число близоруких увеличивается по мере увеличения школьного стажа. В 1-х клас­сах школьники с миопией составили в среднем 2,1 %, к 4-му классу их число увеличилось более чем вдвое (4,7 %), в 8-м классе достигло 12,3 % и в 10-м — 16,2 %.

В основном выявлялась миопия слабой и средней степени: до 3,0 дптр — у 73,9 % учащихся, 3,0—6,0 дптр - - у 18,6 %, 6,0 дптр и более — у 6,5 %. С переходом из класса в класс уве­личивалась и степень миопии. Если в 1-х классах число учащихся с миопией средней и высокой степени составляло 0,2 % ко всем обследованным, то к 10-му классу оно увеличилось до 6,8 %.

Зависимость развития миопии от геохимических факторов среды прослежена М.Г.Михалевой (1971) на примере сельских школ. Для сопоставления данных о распространении миопии с характером почв и содержанием в них микроэлементов была использована схема биогеохимических провинций СССР [Ко­вальский В.В., 1962]. Для того чтобы исключить влияние са­нитарно-гигиенических условий на частоту миопии, были об­следованы учащиеся сельских школ с одинаковым уровнем освещенности в учебных помещениях.

Проанализированы результаты обследования учащихся сель­ских школ в районах Тюменской, Кировской, Вологодской областей. Все эти области расположены в таежно-лесной нечер­ноземной зоне, совпадающей с зоной подзолистых кислых почв, характеризующихся недостатком кальция, фосфора, калия, натрия, кобальта, меди и избытком марганца, цинка, строн­ция.

Несмотря на одинаковые биогеохимические условия, частота миопии в указанных районах колебалась в широких пределах: в Тюменской области — 8,7 %, Вологодской области — 9,6 % и Кировской области — 5,0 %.

Аналогичные данные получены для лесостепной и степной черноземной зоны, почвы которой содержат достаточное или даже избыточное количество кальция, кобальта и меди. На этих почвах расположены Краснодарский край, Саратовская область, Омская область, Алтайский край. Частота миопии среди обсле­дованных учащихся школ, расположенных на этих территориях, составила соответственно 3,4; 3,6; 5,9 и 8,3 %. Как видно из приведенных данных, нет оснований связывать происхождение миопии с биогеохимическими условиями среды.

Можно считать установленными два факта: 1) частота ми­опии в общем увеличивается по мере продвижения с Юга на Север; 2) среди учащихся городских школ близорукость, как


 


правило, встречается чаще, чем у сельских школьников. Оче­видно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка у них. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует оздоровлению организма и повышению его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Увеличение частоты близорукости у школьников, живущих на Севере, отмечалось еще в начале столетия [Калита И.Т., 1903]. На это указывается и в ряде современных работ [Михалева М.Г., 1971; Жилов Ю.Д., 1972; Рожкова А.И., 1978; Макаров П.Г. и др., 1979; Базарный В.Ф., 1981].

В отдельных работах, посвященных массовому исследованию рефракции у северных народностей Канады и Аляски [Young F.A. et al., 1970; Young F.A., Leary G.A., 1972; Morgan P.W., Munro M., 1973; Cass E., 1973; Bonik V., 1973; Richler A., Bear J.C., 1980], также сообщается о быстром увеличении частоты близорукости у молодежи этого региона.

Большую частоту близорукости у детей и подростков, жи­вущих на Севере, связывают с особенностями светового режима [Жилов Ю.Д., 1972], со спецификой питания, в частности недостатком витаминов [Cass E., 1973; Woodruff M.E., Samek M.J., 1977], с влиянием урбанизации на образ жизни (гипо­динамия, преимущественное пребывание детей в закрытых помещениях) [Базарный В.Ф., 1981; Базарный В.Ф. и др., 1981], более часто наблюдающимся патологическим течением беремен­ности и родов и обусловленной этим «дисгармонией рефракто-генеза» [Горячева Т.В., 1981].

Для углубленного исследования рефракции и выявления причин увеличения частоты близорукости у школьников на Севере в 1978—1982 гг. были организованы четыре научные экспедиции [Розенблюм Ю.З., 1984], в которых, помимо офтальмологов — сотрудников Московского научно-исследова­тельского института глазных болезней им. Гельмгольца, приня­ли участие и антропологи.

Обследованию подлежали учащиеся 1—10-х классов четырех территорий: Мурманской области (обжитая территория с отно­сительно мягким климатом), Ямало-Ненецкого автономного округа (осваиваемая территория с очень суровым климатом), Чукотского автономного округа (территория с разным уровнем освоения и очень суровым климатом), Краснодарского края (территория с высокой плотностью населения и мягким кли­матом). Последний был выбран для сравнения.

По общей программе обследовано 4863 школьника (в том числе в Заполярье — 3158) и по специальной — 1058 школь­ников. Общая программа включала определение остроты зрения


и объективное исследование рефракции (в случаях понижения зрения) в условиях циклоплегии (1 % раствор циклоборина); специальная программа, помимо того, предусматривала иссле­дование абсолютной и относительной аккомодации, измерение с помощью ультразвука длины переднезадней оси глаза, оф­тальмометрию и антропометрические изменения.

На Севере близорукость выявлена у 11—39 % школьников, на Юге — у 5—8 %. Она была основной причиной понижения некорригированной остроты зрения. Высокая частота близоруко­сти наблюдалась как в благоустроенных городских школах, особенно в Мурманске (38,6 %), так и в недостаточно приспо­собленных школах осваиваемых районов (школа-интернат пос. Тазовского Ямало-Ненецкого автономного округа - - 29 %). Отмечено лишь небольшое уменьшение частоты близорукости у школьников в поселках сельского типа по сравнению с учащи­мися школ в городах или поселках городского типа, находя­щихся в тех же климатических зонах. У большинства школьни­ков выявлена близорукость слабой и средней степени.

Частота близорукости среди школьников коренного и неко­ренного населения мало различалась, причем на одних терри­ториях (Мурманская область) она была выше у некоренного населения, на других (Ямало-Ненецкий и Чукотский автоном­ные округа) — либо одинакова, либо выше у коренного на­селения. Однако среди учащихся коренных народностей Севера был выше процент врожденных изменений органа зрения -астигматизма, косоглазия, другой патологии — и соответствен­но выше процент понижения остроты зрения с коррекцией (у 15—33 % школьников коренных народностей и у 6—10 % школьников европейских национальностей).

Астигматизм более 1,0 дптр выявлен у 2,2—3,2 % школьни­ков европейских национальностей как на Севере, так и на Юге, и у 3,5—7,3 % школьников коренных народностей. Особенно часто он наблюдался у ненцев (7,0—7,3 %).

Результаты обследования школьников, проведенного по специальной программе, подтвердили ранее известный факт: рефракции глаза постепенно усиливаются по мере роста школь­ников. Средняя рефракция у учащихся 1-х классов на Юге колебалась от +1,12 до +1,22 дптр, на Севере — от +0,81 до +0,90 дптр, 10-х классов — соответственно от +0,18 до +0,23 дптр и от —0,08 до —0,95 дптр. Длина оси глаза у школьников, жи­вущих на Севере, также была больше, однако это отличие было незначительным: в среднем на 0,3 мм в 1-м классе и на 0,2 мм в 10-м.

Показатели общего физического развития были более высо­кими у школьников, живущих на Юге, несколько ниже — у


живущих в освоенных и еще ниже — в неосвоенных районах Севера. Так, в Краснодаре длина и масса тела юношей-деся­тиклассников составили 173,1 см и 65,1 кг, в Мурманске — 170,2см и 59,6 кг, в пос. Тазовском — 167,6 см и 56,4 кг соответственно.

Выявлены также различия в показателях динамической реф­ракции у школьников 8—10-х классов, живущих на Севере и Юге. Средний объем абсолютной аккомодации учащихся школ Мурманска составил 6,95 дптр, Краснодара — 7,23 дптр, поло­жительная часть (запас) относительной аккомодации у школь­ников, живущих в северных районах, — 3,10 дптр, в южных — 5,04 дптр, привычный тонус аккомодации на Севере — 0,85 дптр, на Юге — 0,46 дптр.

Из приведенных данных видно, что все показатели аккомо­дации у школьников на Севере были хуже, чем на Юге. Осо­бенно выражено уменьшение запаса относительной аккомода­ции. Некоторое повышение привычного тонуса аккомодации указывает на тенденцию к псевдомиопии.

Таким образом, можно считать, что более частому сдвигу рефракции в сторону миопии у школьников, живущих на Севере, способствуют, с одной стороны, ослабление аккомодации, обусловленное гиподинамией и неблагоприятным световым ре­жимом, с другой — повышенная зрительная нагрузка, связан­ная с урбанизацией образа жизни.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.