Метод оценки общей емкости рынка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Метод оценки общей емкости рынка

2017-06-02 270
Метод оценки общей емкости рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод оценки общей емкости рынка используется при оценке текущего cпроса при внедрении нового или снятии с производства устаревшего товара.

С помощью этого метода устанавливается, например, максимальный объем потенциального спроса на новый товар. Для расчетов:

  1. На первом этапе берутся данные об общей численности населения и среднем уровне доходов на душу населения. Рассчитанный таким образом общий объем доходов далее сокращается: из него выделяют долю средств на группу товаров (напр., продукты питания). Из нее выделяют расходы на вид товара (полуфабрикаты). Затем следует выделение из них расходов на подвид товаров (овощные полуфабрикаты) и, отсюда — расходы на картофельные полуфабрикаты. Таким образом, устанавливается общая емкость рынка на планируемый к производству новый товар — картофельные полуфабрикаты.
  2. На втором этапе исследуется — какая максимальная доля этого потенциального рынка может быть освоена фирмой. Здесь уже используются данные о сегментах рынка — количество потребителей овощных полуфабрикатов, количество продукции производимой конкурентом. На основании расчетов делается вывод о максимально возможном объеме реализации товара, превышение которого грозит фирме убытками от нереализованной продукции.

Эту же процедуру можно изобразить в виде формулы:

ОЕ = Н × ПП × Х × СП × ПБ × СЦ

где:

ОЕ — Общая емкость рынка пельменей без сои

Н — Население в возрасте 5 лет и старше
ПП — Процент жителей, потребляющих пельмени
Х — Среднее число потребления одним потребителем в год
СП — Среднее потребление пельменей одним потребителем за 1 раз
ПБ — Процент потребителей, предпочитающих пельмени без сои
СЦ — Средняя цена средней порции пельменей без сои

14.Анализ конкурентов

Раздел «Конкуренция на рынках сбыта».

На рынке господствуют конкурентные отношения между предпринимателями, каждый из которых стремится к собственной выгоде. Конкурент может раньше вас выпустить аналогичный вашему продукту товар, притом более высокого качества, по более низкой цене. Ясно, что, берясь за производство того или иного товара, вы рискуете.

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по указанным в таблице позициям:

  Рынок А Рынок Б
Область Вы Конкуренты Вы Конкуренты
сравнения   1 2 3   1 2 3
Реклама                
Размещение                
Продукция                
Услуги                
Цены                
Имидж                


Ранг фирмы и главных конкурентов указывается по 5- или 10-балльной системе.

Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

Массовое производство, характерное для нашей эпохи, провоцирует схожесть предлагаемых товаров и услуг, и, как следствие, рост конкуренции. Задача маркетинга, как эффективного инструмента продвижения компании, состоит в поиске методов позиционирования компании таким образом, чтобы она могла максимально отстроиться от конкурентов. Добиться поставленной цели позволяют маркетинговые исследования и анализ конкурентов в заданном сегменте рынка.

Цель анализа конкурентов

Проводя мониторинг конкурентов в Вашей сфере бизнеса, Вы получаете развернутый анализ слабых и сильных сторон представителей отрасли, их особенности и перспективы. Такая полная картина ситуации на рынке дает преимущество тому, кто владеет данной информацией: на ее основании можно разработать наиболее эффективную стратегию ведения бизнеса, продумать каждый шаг для снижения любых рисков. Очевидно, что анализ конкурентов – важная составляющая маркетинговой политики компании.

Ключевые параметры

Не существует «рецепта» правильной аналитической работы в сфере маркетинга. Выбор алгоритма действий при анализе подбирается индивидуально, под особенности компании и рынка, который она представляет. Однако есть ряд обязательных пунктов, составляющих основу маркетингового анализа конкурентов и конкурентоспособности компании, которые необходимо учитывать при проведении исследования.

  1. Выявление главных игроков рынка.
  2. Обозначение экономических особенностей рынка и факторов, стимулирующих его развитие. К таким факторам, как правило, относятся размер и темпы роста рынка, прибыльность, уровень сложности выхода на данный рынок, масштабы целевой аудитории и конкурентная ситуация.
  3. Выявление инструментов конкурентоспособности. В данном случае можно говорить об инновациях и усовершенствованных технологиях производства, открытие в ходе конкурентного анализа новых путей сбыта товаров/услуг. Огромное влияние на ситуацию конкурентоспособности играют социальные, экономические и политические факторы.
  4. Сценарий развития рынка, перспектив компании на данном рынке.

15. План маркетинга разрабатывается для каждой СХЕ (стратегическая хозяйственная единица) организации и охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков; он может быть ориентирован на отдельные группы потребителей.
Как стратегический, так и тактический планы маркетинговой деятельности могут включать следующие разделы:
- продуктовый план (что и в какое время будет выпускаться);
- исследования и разработка новых продуктов;
- план сбыта – повышение эффективности сбыта (численность, оснащенность новой современной техникой, обучение сотрудников сбытовых служб, стимулирование их работы, выбор их территориальной структуры);
- план рекламной работы и стимулирования продаж;
- план функционирования каналов распределения (тип и число каналов, управление этими каналами);
- план цен, включая изменение цен в будущем;
- план маркетинговых исследований;
- план функционирования физической системы распределения (хранение и доставка товаров потребителям);
- план организации маркетинга (совершенствование работы отдела маркетинга, его информационной системы, связь с другими подразделениями организации).
С точки зрения формальной структуры планы маркетинга обычно состоят из следующих разделов:
1. Аннотация для руководства (резюме) – начальный раздел плана маркетинга, в котором представлена краткая аннотация главных целей и рекомендаций, включенных в план. Данный раздел помогает руководству быстро понять основную направленность плана. За ним обычно следует оглавление плана.
2. Текущая маркетинговая ситуация – раздел плана маркетинга, который описывает целевой рынок и положение организации на нем. Включает следующие подразделы: описание рынка (до уровня главных рыночных сегментов), обзор продуктов (объем продаж, цены, уровень прибыльности), конкуренция (для главных конкурентов содержится информация относительно их стратегий в области продуктов, рыночной доли, цен, распределения и продвижения), распределение (тенденции изменения сбыта и развитие главных каналов распределения). В приложении 2 приводится вопросник по проведению ситуационного анализа.
3. Опасности и возможности – раздел плана маркетинга, в котором указываются главные опасности и возможности, с которыми продукт может столкнуться на рынке. Оценивается потенциальный вред каждой опасности, т.е. осложнения, возникающего в связи с неблагоприятными тенденциями и событиями, которые при отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий могут привести к подрыву живучести продукта или даже к его гибели. Каждая возможность, т.е. привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором организация может получить преимущества над конкурентами, должно быть оценено с точки зрения ее перспективности и возможности успешно ее использовать.
4. Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности на конкретных рынках. Цели в области продуктовой политики, ценообразования, доведения продуктов до потребителей, рекламы и т.п. являются целями более низкого уровня. Они появляются в результате проработки исходных маркетинговых целей относительно отдельных элементов комплекса маркетинга.
5. Маркетинговые стратегии – главные направления маркетинговой деятельности, следуя которым СХЕ организации стремятся достигнуть своих маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. В стратегиях, разработанных для каждого рыночного сегмента, должны быть рассмотрены новые и выпускаемые продукты, цены, продвижение продуктов, доведение продукта до потребителей, должно быть указано, как стратегия реагирует на опасности и возможности рынка.
6. Программа действий (оперативно-календарный план), иногда называемая просто программой, – детальная программа, в которой показано, что должно быть сделано, кто и когда должен выполнять принятые задания, сколько это будет стоить, какие решения и действия должны быть скоординированы в целях выполнения плана маркетинга.
Обычно в программе кратко охарактеризованы также цели, на достижение которых направлены мероприятия программы. Другими словами, программа – это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана. (Однако при планировании маркетинга применяются и специальные целевые программы, направленные на решение особо важных проблем маркетинга, о которых речь пойдет ниже.)
7. Бюджет маркетинга – раздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли. Величина дохода обосновывается с точки зрения прогнозных значений объема продаж и цен. Затраты определяются как сумма издержек производства, товародвижения и маркетинга, последние в данном бюджете расписываются детально.
8. Раздел «Контроль» характеризует процедуры и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана. Для этого устанавливаются стандарты (критерии), по которым измеряется прогресс в реализации планов маркетинга. Это еще раз подчеркивает важность количественной и временной определенности целей, стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности. Измерение успешности выполнения плана может осуществляться и для годового интервала времени, и в квартальном разрезе, и для каждого месяца или недели.
Все указанные выше разделы характеризуют как стратегические, так и тактические планы, главное же различие между ними заключается в степени детальности проработки отдельных разделов плана маркетинга.
Этапы разработки плана маркетинга:
1) Определения исходных целей развития и деятельности компании.
2) Анализ маркетинговой деятельности подразделяется на три части:
I. Анализ внешней среды маркетинга:
- Деловая и экономическая внешняя среда: состояние экономики, финансовая политика, социально-культурные условия, технологические условия, социально-экономические условия внутри компании.
- Рыночная среда: общее состояние рынка; развитие рынка (продукт, цена, товародвижение); каналы распределения; коммуникации (реклама, выставки, сбытовые службы, связи с общественностью); состояние отрасли.
- Среда конкурентов (экономическое, финансовое, технологическое состояние, маркетинговая деятельность).
II. Детальный анализ маркетинговой деятельности: объем продаж; рыночная доля; прибыль; маркетинговые процедуры; организация маркетинга; контроль маркетинговой деятельности; анализ всех элементов комплекса маркетинга.
III. Анализ системы маркетинга: цели маркетинга; стратегия маркетинга; права и обязанности руководителей в области маркетинга; информационная система; система планирования; система контроля; взаимодействие с другими функциями управления; анализ прибыльности; анализ по критерию «стоимость–эффективность».
3) Формулирование предположений, гипотез, относительно некоторых внешних по отношению к компании факторов, которые могут воздействовать на ее деятельность. Предположения следует классифицировать и представить в явном виде. Классификация предположений может быть проведена в следующих направлениях: страна в целом, конкретная отрасль, данная организация.
4) Постановка маркетинговых целей.

16 Раздел «План маркетинга».

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.

Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать” бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.

Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая была бы понятна широкому кругу людей — от менеджеров до членов совета директоров.

История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.

В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке с точки зрения состояния спроса, различают несколько типов маркетинга:

 


  • Конверсионный маркетинг. Связан с наличием негативного спроса, т.е. с ситуацией, когда большинство потребителей отвергают данный товар или услугу. Задача в этом случае состоит в разработке такого плана маркетинга, который бы способствовал зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).

  • Стимулирующий маркетинг. Связан с наличием товаров, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности покупателей. План маркетинга должен определить причины безразличия и наметить пути по его преодолению.

  • Развивающий маркетинг. Связан с формирующимся спросом на новые товары. Используется в ситуациях, когда есть потенциальный спрос. Задача маркетинга состоит в превращении потенциального спроса в реальный.

  • Поддерживающий маркетинг. Используется при соответствии уровня спроса уровню предложения. В этом случае необходимо проводить продуманную политику цен, целенаправленно осуществлять рекламную работу и т.п.

  • Демаркетинг. Применяется при чрезмерном превышении спроса над предложением. Чтобы у потребителей не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы покупателей, проводится повышение цен, свертывание рекламной деятельности и т.п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции пользующейся чрезмерно высоким спросом.

  • Противодействующий маркетинг. Используется для снижения спроса, который с точки зрения общества расценивается как иррациональный (e. g. на спиртные напитки, табачные изделия и т.п.)


Некоторые виды бизнеса требуют маркетинга, а потому ясного и убедительного плана маркетинга. Для других маркетинг менее важен и нет необходимости в столь тщательной проработке посвященного ему раздела.

Вообще, маркетинг применяется при следующих условиях:

 


  • Насыщении рынка товарами, т.е. при превышении предложения над спросом (рынок покупателя);

  • Острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;

  • Свободных рыночных отношений, т.е. возможности безадминистративных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.;

  • Полной самостоятельности предприятий в выборе целей фирмы, управленческих структур, окладов, в распределении средств по статьям бюджета и т.д.


Однако при любом бизнесе требуется поддержание объема продаж на уровне, способном обеспечить его выживание. Поэтому разумная программа маркетинга играет критически важную роль и изучается весьма скрупулезно. Вот основные проблемы, которые должны быть рассмотрены в этом разделе:

Определение спроса и возможности рынка. В этой части раздела следует обосновать спрос на товар (услугу). Часто полезно начинать анализ рынка с представления общей картины, сложившейся в отрасли.

Как нередко бывает при составлении бизнес-плана, качество соответствующей информации зависит от затраченной на ее сбор энергии. К числу хороших источников подобных данных относятся торговые ассоциации, литература по торговле, отраслевые исследования, мнения экспертов.

Степень детальности и доводы, которые следует привести, зависят от доли рынка, которую требуется завоевать для достижения успеха После определения общих параметров рынка следует установить объекты рынка, их характеристики и значения. Можно описать рынок с точки зрения желательных атрибутов изделия, демографии, географии, особенностей психологии.

Аналогичным образом в плане будут последовательно рассматриваться и все остальные объекты рынка. В дополнение к описанию в плане следует дать оценку сравнительной привлекательности каждого из объектов. Какие рынки имеют первостепенное значение? Почему? Будет ли это относительное значение меняться с течением времени.

Конкуренция и другие внешние факторы. Почти наверняка на деятельность фирмы будут оказывать влияние внешние факторы, которые оно способно контролировать лишь в незначительной мере либо вообще не способно делать это. Наиболее значительным из них является конкуренция.

 


  1. Степень конкуренции. Целью в данном случае является рассмотрение того, что может составить подлинную конкуренцию и ответную реакцию на нее. Возможно, удастся конкретные фирмы, продукцию или услуги, которые составят конкуренцию. В таких случаях целесообразно указать профиль каждого конкурента, его сильные и слабые стороны и возможное воздействие, которое все это может оказать на становление бизнеса.

  2. Будущие источники конкуренции. В то время как некоторые (обычно старые) производства пребывают в состоянии стабильности и развиваются постепенно, имеется множество динамичных рынков, которые находятся в состоянии быстрого и непрерывного изменения. Порой можно предсказать такие изменения в структуре рынка. Озабоченность по поводу будущей конкуренции особенно важна при разработке нового продукта или услуги, когда велика вероятность появления “подражателей” в новой отрасли.


Стратегия маркетинга. Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности. Должна быть представлена стратегия маркетинга, объясняющая как бизнес организует проведение своих планов в жизнь для достижения желаемого объема продаж. Для этого необходимо уделить внимание каждому из важнейших инструментов маркетинга, имеющихся в распоряжении компании.

Стратегия сбыта и распределения. Необходимо определить как бизнес намерен довести свои товары и услуги до потребителя. Прибегнет ли к собственной службе сбыта или же будут использованы дилеры, дистрибьюторы, посредники?

В некоторых случаях организация сети по продаже и распространению товара является сравнительно несложным делом и требуется осветить лишь основные моменты. В других же дать более подробное описание.

При собственной службе сбыта следует указать, требуется ли специальная подготовка для ее работников. Например, для продажи технической продукции персонал должен обладать соответствующими знаниями.

Стратегия ценообразования. Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование. Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и образ товара и фирмы и др. Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы, который она хочет создать для своей продукции.

При анализе используемых на фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующих положений. Возможная цена товара может определяться, исходя из:

 


  • себестоимости продукции;

  • цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители;

  • уникальных достоинств товара;

  • цены, определяемой спросом на товар.


На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена товара (услуги), которая соответствует наименьшим издержкам.

На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен Максимально возможная цена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.

Следует также рассмотреть политику скидок и изменения цен, а также влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.

Если разработан детальный прейскурант и он может помочь рецензенту разобраться в сути, следует привести его в сокращенном виде. Можно поместить его полностью в приложении.

Реклама, связи с общественностью, продвижение товара. Многие начинающие или находящиеся на ранней стадии развития фирмы не обладают значительными средствами для рекламы, если вообще их имеют. Предприниматели, например, могут устанавливать контакты с местными средствами информации, которые часто пишут о новом бизнесе в округе. Таким образом можно получить бесплатную рекламу.

При наличии службы связей с общественностью (public relations) ее задачами являются:

 


  • Систематическое создание благоприятного отношения к фирме широких масс населения;

  • Осуществление торговых презентаций;

  • Проведение институциональной рекламы;

  • Оказание консультационных услуг.

17 6. Раздел «План производства».

Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые готовятся заняться производством товаров. При написании следует ответить на следующие вопросы:

 


  1. Где будут изготавливаться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?

  2. Насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т.д.?

  3. Какие производственные мощности потребуются и как они будут вводиться год от года?

  4. Какие основные средства потребуются для организации производства? Какова динамика их изменения на перспективу? Данную информацию целесообразно представить в виде следующей таблицы:
  Физическое состояние Существующие возможности Недостатки или дополнительные потребности и меры по их удовлетворению
Земля      
Здания и сооружения      
Оборудование      
       


Какие возможны затруднения при организации производства? Где, у кого и на каких условиях закупается сырье? Схема производственных потоков. Предусмотрена ли охрана окружающей среды? Каковы будут издержки производства? Динамика их изменения?

18. Описание производственного процесса

 

Описание существующего производственного и трудового процесса.

Успех последующей работы по анализу и проектирования более совершенной организации труда зависит от точности и полноты описания.

Описание производится в различных формах. Это может быть «Г рафик операций», представляющего собой графическое изображение очередности операций или действий, которые составляют данный метод или способ труда. Каждая из операций, в зависимости от вида обозначается соответствующим символом (обычно выделяют операции, связанные с изменением формы, свойств, состояния предмета, т.е. носящие производственный характер, операции контроля, транспортировки, ожидания, складирования, комбинированные операции, состоящие из нескольких, выполнение которых совмещено во времени. Такой подход позволяет взглянуть на производственный процесс в целом и его составную часть – трудовой процесс – как бы с «птичьего полета».

 

«Карта производственного процесса» представляет собой лист, на котором отражаются все выполняемые рабочими операции с отражением последовательности выполнения, вида операций, времени их выполнения, расстояния перемещения рабочих или детали (материала), других особенностей. Данные сведения могут быть использованы при выборе более рационального варианта построения производственного процесса.

Производственный процесс изготовления всего изделия состоит из совокупности частных карт, отражающих изготовление одной детали.

При исследовании трудового процесса в широком смысле этого понятия часто желательно знать путь, который проделывают рабочие и материалы на территории предприятия, цеха, участка. Известно, что плохая планировка значительно увеличивает трудоемкость производственного процесса, ненужный поток материалов, потери времени и энергии рабочими. Перемещения рабочих на должны быть долгими и извилистыми.

 

Для этого строится «График потока», представляющий собой выполненный в масштабе план площади, на которой происходит производственный процесс или другая операция, показывается размещение производственных подразделений, рабочих мест в границах цеха или участка и путь между ними. Такого рода график может охватывать несколько этажей производственного здания. В последующем данная форма регистрации действующего производственного процесса позволит использовать такой метод проектирования как макетирование на плоскости и объемное и достичь надлежащей планировки расположения оборудования, исключить ненужные операции, сократить простои, снизить объем перемещений и транспортировки.

 

На практике в организации производственного процесса имеет место много других ситуаций, требующих особой техники их регистрации. Например:

- работы, выполняемые группой рабочих или бригадой;

- операции, выполняемые с помощью машин;

- операции, на которых люди работают в одиночку и др.

Когда люди работают вместе, их действия должны быть скоординированы таким образом, чтобы они функционировали как единое целое. Неправильная последовательность выполнения работы или неудачное распределение оборудования может снизить производительность группы, а один неорганизованный рабочий может снизить эффективность работы других участников группы.

 

Работа бригады должна быть согласованной и ее действия должны быть по возможности наиболее простыми. Чтобы проанализировать деятельность такой бригады и определить возможность достижения большей согласованности в работе бригады, а также ее упрощения, применяется «Схема совместной работы». Для каждого рабочего в схеме отведена отдельная колонка, а с левой стороны помещена шкала времени. Перечисляя действия каждого члена бригады в отдельности и «привязывая» их к текущему времени можно получить графическую запись, свидетельствую о взаимосвязанности в работе членов бригады, загруженности их работой, наличие простоев, степень взаимопомощи и взаимодействия друг с другом. Такого рода сведения. Будучи подвергнуты анализу, позволят скомбинировать, упразднить и перегруппировать отдельные частичные трудовые процессы.

Похожая форма описания производственного процесса используется и для рационализации функционирования комплекса «человек – машина». В этом случае в привязке к текущему времени регистрируется действия и состояние оператора и каждого их обслуживаемых им станков (агрегатов, аппаратов).

 

«Шнуровой (или ленточный) график» строится для изучения рациональности планировки рабочего места или зоны обслуживания вспомогательным рабочим. График, выполненный в соответствующем масштабе, показывает путь рабочего в пределах площади (рабочего места), как часто он проходит между единицами обслуживаемого оборудования или оргоснастки, установить расстояние, которое он проходит при выполнении операции или на протяжении смены.

Построение начинается с регистрации всех имевших место переходов. Фотография состоит в том, что регистратор просто записывает в каким рабочим местам или единицам обслуживаемого оборудования подходит рабочий, а при больших переходах – время ухода и прихода. Далее в масштабе выполняется планировка рабочего места (зоны обслуживания), накалываются кнопки или иголки возле каждого из объектов, к исходной точке привязывается нитка (или шнурок) и далее она наматывается на кнопки по пути следования рабочего. Таким образом можно выявить наиболее часто посещаемые объекты, вычислить общую длину пройденного пути, что в последующем важной информацией для совершенствования пространственного построения производственного и трудового процесса.

 

В процессе изучения и описания действующей организации труда большую помощь оказывает непосредственное наблюдение, интервью с рабочими, анкетирование.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.