Библия о Священном Писании и Предании — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Библия о Священном Писании и Предании

2017-06-02 314
Библия о Священном Писании и Предании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все то, во что верит Истинная Церковь, открыто ей Самим Богом. Это Божественное Откровение передается в Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания (Библия).

Первым и древнейшим способом передачи Божественного Откровения является Священное Предание. Под Священным Преданием понимается все то, что истинно верующие словом и примером передают один другому: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды. Именно благодаря Священному Преданию знание о Боге было передаваемо от времен Адама и до Моисея, который первым записал часть Предания (Пятикнижие). У первых ветхозаветных праведников не было Писания, но они имели точное знание о Боге и о том, как нужно совершать жертву: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:4). Несколько тысячелетий спустя Моисей запишет: «Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу…» (Втор. 15:19). Также и Апостолы передавали учение Христово изначально в устном виде: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Апостол Павел хвалит признающих и держащих Предания: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2). Не признающих же Предания назвал бесчинниками и повелел удаляться от них: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3:6).

 

Принятое от апостолов Священное Предание хранится: в Священном Писании; в символах веры Церкви; в правилах апостолов, Вселенских и Поместных соборов; в Святых Таинствах; в чине литургии и истории Церкви; в творениях святых отцов и учителей Церкви; в Богослужебном порядке и уставе.

 

Священное Предание не могло повредиться или исказиться при передаче, так как гарантом точности передачи Священного Предания является Святой Дух, живущий в Истинной Церкви и наставляющий на всякую истину: «чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15); «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16). «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Поэтому голос Духа Святого в Церкви являет изначальное Откровение Божие тогда, когда одну и ту же истину проповедуют все праведные христиане всегда, везде и повсеместно. Преданием являются не просто некие слова, а сама жизнь со Христом в Святом Духе, то есть в Таинствах: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был…» (1Кор. 11:23). Апостолы дали прямое повеление хранить и держать Предания: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим. 6:20). Итак, по словам апостола Павла, кто отвергает Священное Предание, тот впал в негодное пустословие и имеет не истинное, а ложное знание. Священное Предание необходимо, иначе оно заменится преданием человеческим: «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк. 7:7). Особенно важно свидетельство мучеников, казненных за имя Христа, в которых говорил Святой Дух — «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20).

 

Одной из важнейших частей Священного Предания является Библия (Священное Писание). Православная Церковь признает Библию непогрешимым Откровением Божиим, данным Господом Своему народу — всем истинно верующим и правильно славящим Бога (православным). Библия — это Книга Завета между Богом и Его народом, а потому принадлежит она не всему человечеству, а только тем, кто вступил в Божий Завет через Крещение. Святая Православная Церковь, руководимая Святым Духом, написала и отобрала подлинные библейские книги и создала библейский Канон на своих соборах IV–VII веков. В определении канона Ветхого Завета Православная Церковь опирается на перевод 70 толковников, называемый «Септуагинта», созданный в III веке до Р.Х. Именно им пользовались апостолы и их преемники. Собрание священных книг «Септуагинты» вошло в Александрийский канон, с которого был сделан первый перевод Ветхого Завета на церковнославянский язык. Разделение на канонические и неканонические книги было установлено не христианами, а иудейскими раввинами в городе Иамнии на границе I и II века после отвержения ими Христа Спасителя. Такой канон не может быть авторитетным для Церкви. Поэтому книги, называемые неканоническими, также являются боговдохновенными и вместе с каноническими составляют Библию.

 

Священное Писание и Предание неотделимы друг от друга, без Священного Предания невозможно правильно понять Библию. Истинная Церковь со времен апостолов отвергала принципы «только Писание» и «Писание толкует Писание», т.к. Бог дал не только само Слово, но и залог правильного Его понимания — Духа Святого. Сам Господь Иисус Христос устно открыл апостолам, как правильно понимать Священное Писание — «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). В дальнейшем сами апостолы передавали учение Христово в устном виде: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить » (2Тим 2:2). Фарисеи и книжники отлично знали Моисея и пророков, но не имели верного толкования их слов, так как, отвергнув Священное Предание, держались предания человеческого. Так же и евнух, имея Писания, не мог их правильно понять — «Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян. 8:31). Тем более опасно толковать Писание своими усилиями — « невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания » (2Пет. 3:16). Писание дано Церкви Духом Святым, Духом же Святым нужно и толковать его — «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым » (2Пет. 1:20). Только Истинная Церковь обладает истинным толкованием Священного Писания.

Согласно самой Библии, ее нельзя правильно понять тому, кто не слушается голоса Святого Духа, живущего в Церкви. Чтобы правильно понимать Библию, необходимо опираться на апостольское Предание, непрерывно сохраняемое в Церкви, иначе читающий Библию станет еретиком, искажающим Священное Писание, а ересь, как дело плоти, не наследует Царствие Божие (Гал. 5:20). Апостол Павел учит: «бабьих басней отвращайся» (1Тим. 4:7). А чтобы от них отвращаться, он призывает: «стойте и держите предания, которым вы научены» (2Фес. 2:15); «помнить и держать предания» (1 Кор. 11:2). Неоспоримым свидетельством того, что догматическое учение Православной Церкви неизменно со дня Пятидесятницы, является полное согласие отцов Церкви на протяжении всей ее истории. Апостолы, рукоположенные ими епископы и их преемники учили и понимали Писание одинаково православно, от первого века до сего дня. Свидетельством этого являются произведения написанные в первом веке: «Учение 12 апостолов»; «Послание апостола Варнавы»; Книга «Пастырь» Ермы; Послания ученика апостола Павла священномученика Климента, епископа Римского; Послания ученика апостолов Петра и Павла священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохии, написанные в 107 году. Множество произведений II века, написанных Поликарпом, любимым учеником апостола Иоанна, епископом Смирны; мучеником Иустином Философом; священномучеником Иринеем, епископом Лионским; священномучеником Ипполитом, епископом Римским. Нигде в письменных памятниках Древней Церкви мы не найдем ничего похожего на современные протестантские вероучения.

Ириней, епископ Лионский (II век): «Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать Предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят» (Обличение и опровержение лжеименного знания. Кн. 3, Гл. 3, 1).

Библия о Крещении

 

Действие спасительной благодати Божией через веру (Рим. 5:1–2) на человека в Церкви называется Таинствами, потому что это происходит непостижимым для нас образом. Таинства даны Церкви самим Спасителем, сам Бог через них действует на человека, очищая, освящая, преображая, соединяя с Собой. Главных Таинств семь: 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Причащение. 4. Покаяние. 5. Священство. 6. Брак. 7. Елеосвящение. Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу.

 

Таинство Крещения это святое Таинство, в котором человек рождается Богом в жизнь духовную (Ин. 3:5), облекается в Иисуса Христа: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27; ср. Еф. 5:25–26), переживая Его смерть и Воскресение: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни » (Рим. 6:3), весь передается Христу и принимает всецелого Христа, становясь причастником Христовым (2Пет. 1:4), а через Него — соединяется со Святой Троицей, переставая быть чадом гнева Господа (Еф. 2:3) и становясь чадом Бога Отца. Только через Крещение человек входит в полноту Богообщения, делаясь членом Тела Христова: «все мы одним Духом крестились в одно тело, которое есть Церковь» (Кол. 1:24); «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч… Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви » (Деян. 2:41–47). Крестившемуся даруется все потребное для жизни и благочестия (2Пет. 1: 3). Крещением мы становимся храмом Пресвятой Троицы, и вся жизнь наша происходит от Отца через Сына в Духе Святом (1Кор. 3:16). При этом человек очищается и освобождается от греха «…ибо умерший освободился от греха » (Рим. 6:7); «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). Господь обещал Крещение и указал его важность в деле спасения: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). После Своего Воскресения Христос заповедывает Крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

О спасительной силе Крещения говорил и апостол Петр — « крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3:21). Поэтому неверующий в спасительность Таинства Крещения находится вне спасения. О святом Крещении и прощении грехов в нем пророчествовалось еще в Ветхом Завете: «И возьму вас из народов... и окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой» (Иез. 36:24–27); «откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1); «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19). Крещению предшествует правильная вера и покаяние в греховной жизни. Вся последующая жизнь христианина — это умножение талантов, полученных во Святом Крещении. Крещение согласно апостольскому Преданию совершается через троекратное погружение в воду с призыванием имени: «Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Людей крестившихся в протестантских общинах можно сравнить с людьми принявшими крещение Иоанново, таковым необходимо родиться от воды и Духа приняв Святое Крещение в Единой Святой Апостольской Церкви.

Согласно Правилу святых апостолов №50 Крещение совершается в 3 погружения: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

О благодатности Таинства Крещения и прощение в нем грехов говорится в Послании Апостола Варнавы (I в.) «Крещение преподаётся во оставление грехов… мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением — со страхом в сердце, и с надеждою на Иисуса в духе».

Иустин Философ (II в.): «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно» (Беседа с Трифоном Иудеем).

Библия о Крещении детей

Согласно вере апостолов все люди, в том числе и дети, подвержены первородному греху — «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Первородный грех является следствием греха Адама — «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [ потому что] в нем все согрешили » (Рим. 5:12). Еще ветхозаветные праведники о первородном грехе говорили так — «Кто родился чистым от нечистого? ни один» (Иов 14:4); «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Слово Божие говорит: «рожденное от плоти есть плоть» (Ин. 3:6). Человек до Крещения «по природе — чадо гнева» (Еф. 2:3), «находится во власти тьмы» (Кол. 1:13), «во тьме» (1Пет. 2:9), «во власти сатаны» (Деян. 26:18). Первородный грех смывается только Крещением (Рим. 6:7). Так как ничто нечистое в Царство Небесное не войдет (Откр. 21:27), то все без исключения нуждаются в Крещении, не только взрослые, но и дети. Детей необходимо приводить ко Христу Крещением, иначе они не войдут в Царствие Божие — «Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).

 

При Крещении и детям и взрослым подается дар Духа Святого, и они очищаются от греха, зная это, апостол Петр призывал креститься и взрослых и детей — «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог» (Деян. 2:38). Апостолы крестили детей: «Крестилась Лидия и домашние ее » (ό оίκoς — дом, семья, род); «Спасешься ты и весь дом (ό оίκoς) твой... Крестился сам и все домашние его» (Деян. 16:15, 31:33). «Крестил я также Стефанов дом» (τoνоικον) — (1Кор. 1:16). Под словами: « домашние ее, его, дом твой, Стефанов дом » разумеются, очевидно, дети, составляющие с родителями дом, семью, которые и были крещены апостолом. Апостол Павел повелевает, чтобы в пресвитеры поставлялись лица, между прочим, имеющие «детей верных» (πιστα от πιστός — верный, верующий) — (Тит. 1:6). Πιστός в Новозаветных Писаниях означает принявших Святое Крещение, христиан: «когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною (πιστήν ) Господу, то войдите в дом мой» (Деян. 16:15; ср. Еф.1:1; Деян. 10:45; 1 Кор.7:14; 1Тим. 4:10). Как показывает практика, если детей не крестить, они будут беззащитны перед «духами злобы поднебесной». Так бесноватый, которого исцелил Спаситель, был одержим с детства (Мк. 9:20–21). Как известно, Господь повелел обрезывать восьмидневных детей — « Восьми дней от рожденияда будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Быт. 17:12). А те младенцы, которых не обрезывали их родители, т.е. не позволяли им вступить в Завет, истреблялись Богом — «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17:14). Неужели после пришествия Спасителя младенцам стало невозможно войти в Завет с Богом? Никак! Ибо Истинная Церковь продолжает исполнять это повеление Господа. По слову апостола Павла, Крещение — это нерукотворное обрезание: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–14). Прообразом Крещения был переход иудеев через море, о чем говорит Павел — «все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор. 10:1). Дети также прошли сквозь море. Хотя младенцы не совершают осознанных поступков, они способны воспринимать благодать Божию и дар Святого Духа — « Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (Мк. 10:13). К тому же благодать может быть дарована одним по вере других. Так Иисус исцелил расслабленного по вере других людей: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Так же, по вере матери-хананеянки исцелил ее больную дочь (Мк.7:25), а по вере Иаира, начальника синагоги, воскресил его дочь (Мк. 5:41). Матери Саула и Самсона посвятили их Богу, когда они были еще детьми и за них дали обет служить Ему (Суд. 13:1–7; 1Цар. 1:11). Поэтому Православная Церковь крестит детей по вере приносящих восприемников, которые обязуются, что ребенок будет воспитываться в христианском благочестии.

 

Церковь никогда не подвергала сомнению действительность и спасительное значение Крещения христианами детей. Епископ Лионской Церкви Ириней Лионский (II век): «Христос пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев» (Против ересей, 2, 22, 4; см. также 5, 15, 3). Также можно упомянуть Ипполита Римского (170–236 гг.) — ученика Иринея: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». В 252 г. Карфагенский Собор определил: «Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, во всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление». То, что всегда христиане крестили младенцев, доказывают надписи над гробницами детей в римских катакомбах в первые века христианства. В музее Рима хранится фрагмент надписи, выполненной на могильном камне ребенка, умершего в очень раннем возрасте. Эта надпись свидетельствует о том, что ребенок был крещен. О нем говорится, как о «dulcissimenate» (ILCV 1:1520), что буквально переводится как «блаженно омытый». Кроме того, были найдены датируемые этой же эпохой надгробные камни с могил, в которых похоронены дети различного возраста — от одиннадцати месяцев до двенадцати лет, принявшие «экстренное крещение».

Библия о Миропомазании

В Таинстве Миропомазании православный христианин получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую его. Во времена апостолов дары Святого Духа передавали через возложение рук (Деян. 8:17), и сейчас эти дары могут передаваться таким же образом руками преемников апостолов — епископами. Но чтобы как можно больше детей Божиих могли получить дары Духа, возложение рук было заменено на помазание освященным миром. Уже при апостолах это Таинство совершалось через миропомазание: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1Ин. 2:20); «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21–22). Право совершать это Таинство имели только апостолы и их преемники: епископы и пресвитеры, имеющие апостольское преемство. Когда диакон Филипп, не являвшийся пресвитером или епископом, крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого были посланы апостолы Петр и Иоанн (Деян. 8:5–12). Дар Духа Святого, преподаваемый в Миропомазании, является для верующего залогом его искупления (Еф. 1:13–14; 4:30) и воскресения (Рим. 8:11, 23).

Помазание в Православной Церкви совершается миром, которое было сварено еще апостолами. В дальнейшем их преемники — епископы регулярно варят миро, добавляя его к апостольскому остатку. Православная Церковь до сих пор переполнена дарами Святого Духа: дарами исцеления и различения духов, пророчества и утешения. Дар языков, упоминаемый в Писании,— это чудесная способность осмысленно, без подготовки говорить на реально существующем языке. В Книге Деяний описывается, как апостолы говорили на иностранных языках: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). Но слышавшие апостолов люди прекрасно понимали, что они говорят: «собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6). Дар иных языков был дан для миссионерских целей, то есть для неверующих (1Кор. 14:22), чтобы весть о Христе могла распространяться в других народах. Так, апостол Павел, посланный на проповедь язычникам, говорил: «я более всех вас говорю языками » (1Кор. 14:18). Таких случаев в истории Церкви множество, когда православные миссионеры проповедовали и служили литургию на ранее не знакомых им иностранных языках. Самопроизвольное выкрикивание непонятных звуков на собраниях людей вне Церкви, говорящих на одном наречии, не является даром Духа Святого. Все виды глоссолалии Православная Церковь отвергает как порождение темной силы.

Библия о Евхаристии

Тот великий дар спасения, который христианин получил во Святом Крещении, наиболее совершенным образом осуществляется в святом Таинстве Евхаристии: в нем происходит полное соединение с Богочеловеком Христом. Причастник переживает великое благовестие неба и земли, делается «причастником Божеского естества» (2Пет. 1:4), исполняется «всякой полнотой Божией» (Еф. 3:1; ср. Кол. 3:10). Спаситель обещал дать особое небесное питание: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27). В дальнейшем Христос открывает, что эта обещанная пища — есть Он Сам: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6:51). Господь исполнил Свое обещание, дав апостолам на Тайной вечере Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28; Лк. 22:17–20). Причастие — это чудо из чудес, ибо силой Святого Духа хлеб превращается в истинное Тело Христово, а вино — в истинную Кровь Христову. Мы верим, что Тело и Кровь Господа, приносимые Им Самим (через епископа или, по его поручению, через пресвитера) в Жертву Животворящей Троице, есть по сущности, по природе, в реальности — Те же Самые, которые Он взял от Пречистой Девы Марии, пригвожденные ко Кресту, воскресшие и вознесшиеся, одушевленные разумной душой и неотделимые от Его Божества. Как апостол Фома, осязая Иисуса как Человека, исповедовал Его Богом, так и христиане, ощущая вкус хлеба и вина, вкушают реальное Его Тело и Кровь. Через это мы делаемся сотелесниками и единокровными Христу. Господь на Тайной вечере говорит апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), тем самым уча, что предложенные Им дары — это не просто хлеб и вино.

Церковь с апостольского времени верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова (1Кор. 10:16). Еще в апостольские времена были те, кто причащался недостойно, т.е. не осознавая хлеб и вино Кровью и Телом Христовым. Тех апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:27–30). Если бы апостол не придавал евхаристическим Хлебу и Чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более, как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова: «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы неуместными. Христос указал, что без причащения Тела и Крови нет спасения, поэтому отрицание чуда Евхаристии есть отторжение самого дара спасения — «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:53–57). Подобно некоторым современным лжеучителям «многие из учеников Христа, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6:60). Они не могли вместить Его слов. Но Христос не только не говорит им, что Он не то имел в виду или говорил символически, а ставит вопрос еще острее, говоря, что это не могут вместить неверующие, а только те, кому дано от Отца (Ин. 6:61–65). Окончательная реакция учеников была такова: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Христос же не только не стал их удерживать, но еще и оставшихся спросил: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Безгрешная Плоть и Кровь Господня не переваривается нами, но очищает от греха нашу природу, меняет нас, делая нас членами истинного Тела Христа т.е. созидая таким образом Церковь, — «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1,7). Не случайно Священное Писание называет и Церковь, и Евхаристию — Телом Христовым, вкушая Тело Христа в Евхаристии верные становятся частью Тела Христа (Церкви). Тождество в существе: Церковь в Евхаристии, Евхаристия в Церкви. Где нет Христа, нет и Церкви, а где нет Церкви — нет и Евхаристии. Все, что вне этого единства, является ересью и не является Церковью. Граница Евхаристии — это граница Церкви, а граница Церкви — это граница Евхаристии. Будучи Телом Христовым, Церковь есть соборное единство, а также единство соборности. Это касается и Евхаристии как Тела Христова: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10,17). Да, мы — одно Тело под одной Главой — Богочеловеком Христом. Если бы протестантские общины существовали во времена апостолов, то их бы не допустили до Святого Причастия до тех пор, пока они не отвергли бы своих еретических суждений и не присоединились к созданной апостолами евхаристической общине. И ныне члены Единой Апостольской Церкви не могут причащаться с инославными, пока между нами не будет единства в Апостольской Церкви. К этому спасительному богочеловеческому единству Господь Иисус Христос, управляющий всеми обстоятельствами жизни каждого из нас, призывает всех читающих эти строки.


Через всю святоотеческую письменность, начиная с апостолов и их учеников, красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет ученик апостола Иоанна, рукоположенный апостолами Петром и Павлом в епископы Антиохийской Церкви, —
Игнатий Богоносец (I век): «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю — Крови Его, которая есть любовь нетленная», — писал он к римским христианам. Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости». А также, что «только та евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно».

 

Святитель Иустин Философ, ученик и сотрудника апостола Павла, рукоположенный апостолом Петром в епископы Рима с 92 по 101 г. писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса».

 

Святитель Ириней Лионский, объясняя слова апостола Павла «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30), говорит: «И эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его».

 

Кирилл Иерусалимский: «Хлеб в Евхаристии, по призывании Святаго Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово». Так же верили Климент Александрийский, Тертуллиан, Киприан, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Епифаний, Макарий Великий, Амвросий, Кирилл Александрийский, Феодорит и все остальные древние учителя и отцы Церкви.

Библия о Священстве

В ветхозаветные времена на священническое служение избирались отдельные лица. Среди сынов Израиля только законное священство имело право: а) учить: (Лев. 10:8–11), (Втор. 33:9–10), (Иез. 44:23), (Мал. 2:7); б) священнодействовать: (Вт. 10:8–9), (Чис. 18:1–7 и 20–23; 3:10); в) благословлять народ: (Лев. 9:22–23), (Чис. 6:23–27), (1Цар. 9:13), (2Пар. 30:27). Незаконно присваивавшие себе права священства жестоко наказывались Богом: (Чис. 3:10), (2Пар. 26:16–21). С приходом Мессии и созданием Церкви произошла смена ветхозаветного священства новозаветным — «с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12). Первосвященником Церкви Христовой является сам Христос (Евр. 8:1). Однако Спаситель еще во время земного служения избрал апостолов для созидания Своего Тела (Церкви) — «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11; Лк. 6:13). Апостолы имели власть священства: власть давать Духа Святого, а также власть прощать и удерживать грехи (Ин. 20:23, Мф. 18:18). Имея эту власть, после Вознесения Спасителя апостолы сами рукополагали служителей Церкви. Истинная власть священства дается через возложение рук апостольских: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:18). Эту власть нельзя ни купить, ни присвоить — «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Поэтому и в новозаветные времена священнодействовать может не каждый (1Кор. 12:29).

 

Первые служители Церкви, рукоположенные апостолами получали от них дар священства. Так были рукоположены 7 мужей: «их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6). Даже апостол Павел после своего призвания Господом был рукоположен апостолами: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки» (Деян. 13:2–3). С этого момента началось его полноценное апостольское служение. Впоследствии Павлом был рукоположен Тимофей: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе... с возложением рук священства» (1Тим. 4,14), «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение » (2Тим. 1:6). Павлом были рукоположены и многие другие священники — « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23). Преемники апостолов, которые получили от них власть священства, также могли рукополагать служителей: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » (Тит. 1:5); « Рук ни на кого не возлагай поспешно…» (1Тим. 5:22). Таким образом, в Священном Писании нет ни одного примера, когда кто-либо становился священником, не имея апостольского преемства. Поэтому только апостолы, получившие Святого Духа в день Пятидесятницы, и пастыри Церкви, принявшие преемственное от них рукоположение, имеют право: а) учить истинам веры: (Мк. 3:13), (Мф. 10:6–7; 28:19–20), (1Тим. 5:17), (2Тим 4:2), (2Тит 1:9), (1Кор 12:28–30); б) священнодействовать, оставлять или отпускать людям грехи: (Лк. 22:9), (Мф. 28:19), (1Кор. 4:1), (Иак. 5:14), (Еф. 4:11–12), (Мф. 16:18–19; 18:18), (Ин. 20:21–23), (Деян. 19:18); в) управлять людьми в деле веры: (Лк. 10:16), (Деян. 5:1–10), (1Пет. 5:1–2), (1Тим. 5:17), (Втор. 4:2), (Тит. 2:15), (Евр. 13:17); г) благословлять людей: (Лк. 10:16; 24:50), (Евр. 7:7).

В Новом Завете есть слова апостола Петра, обращенные христианам: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет. 2:9), но они отнюдь не означают, что каждый христианин может священнодействовать (учить, благословлять, рукополагать священников и отпускать грехи). Подобное было сказано еще израильскому народу — «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5–6). Однако нечестивые Корей, Дафан и Авирон извратили эти слова Господа и выступили против Моисея и Аарона: «и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3), за что были наказаны (Чис. 16:32).

В настоящее время все епископы и пресвитеры Вселенской Православной Церкви, в отличие от всех протестантских пастырей, имеют апостольскую преемственность рукоположения, благодаря которой в Церкви с апостольских времен сохраняется дар священства, о чем свидетельствует непрерывная цепочка преемственности рукоположений на протяжении более чем 20 столетий. К примеру, в 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.