Эффективность системы работы по повышению правовой культуры работников ДОУ — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эффективность системы работы по повышению правовой культуры работников ДОУ

2017-06-02 618
Эффективность системы работы по повышению правовой культуры работников ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы оценить уровень повышения правовой культуры в ДОУ и эффективность программы по повышению правовой культуры педагогических сотрудников, оценивали уровень правовой культуры у детей. Это связано с тем, что уровень культуры работников напрямую отражается на уровне правовой культуры детей. При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.

При обработке данных нами были учтены результаты выполнения всех трех серий заданий.

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного на первом этапе исследования до занятий по формированию правового сознания детей, представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4. Результаты констатирующего эксперимента на I этапе исследования

Ф и о ребенка Уровень успешности 1 серии заданий Уровень успешности 2 серии заданий Уровень успешности 3 серии заданий Общий уровень правовой грамотности
  низкий средний средний средний
  низкий высокий средний средний
  низкий средний средний средний
  низкий низкий средний низкий
  низкий средний низкий низкий
  низкий средний средний средний
  низкий средний высокий средний
  низкий средний низкий низкий
  низкий средний средний средний
  низкий средний средний средний
  низкий высокий средний средний
  низкий средний средний средний
  низкий низкий средний низкий
  низкий высокий средний средний
  низкий средний низкий низкий
  низкий средний средний средний
  низкий средний низкий низкий
  низкий высокий высокий средний
  средний высокий средний средний
  средний средний высокий средний

 

Вывод: в результате проведения исследования было выявлено, что большинство (70% - 14 человек) дошкольников данной группы на первом этапе исследования имеют средний уровень развития правовой грамотности. С высокий уровнем правового воспитания- нет. Низкий уровень правовой грамотности выявлен у 6 человек группы, что составляет 30 % от всех участников исследования

В результате проведения исследования было выявлено, что большинство (70% - 14 человек) дошкольников данной группы на первом этапе исследования имеют средний уровень развития правовой грамотности. Высокого уровня правового воспитания нет. Низкий уровень правовой грамотности выявлен у шести человек группы, что составляет 30% от всех участников исследования.

Наглядно преобладание того или иного уровня развития знаний о правах у дошкольников отражены на рисунке 1 и 2.

□-средний уровень

□-низкий уровень

 

Рис. 5. Распределение испытуемых на группы по уровню сформированности правовой грамотности (%)

Результаты первой серии заданий:

Наиболее низкие показатели были получены в первой серии заданий, при проведении опроса, направленного на выявление правовых знаний детей: 90% (18 человек) на низком уровне, 10% (2 человека) на среднем, высокого уровня знаний о правах ребенка не показал ни один участник исследования.

 

□-средний уровень

□-низкий уровень

Рис.6. Первая серия заданий

Наиболее низкие показатели были получены в первой серии заданий, при проведении опроса, направленного на выявление правовых знаний детей: 90% (18 человек) на низком уровне, 10% (2 человека) на среднем, высокого уровня знаний о правах ребенка не показал ни один участник исследования.

Наибольшие затруднения вызвали вопросы на определение тех прав, которые имеет ребенок, никто из испытуемых не смог ответить на вопрос: «Какие права есть у тебя и других детей?».

Именно на этот вопрос мы старались дать ответ во время проведения специализированных занятий по формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Занятия были направлены на ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), о том, что всем людям предоставляются права, а также об обязанностях, которые возникают у человека. В основе большинства занятий лежало ознакомление детей с понятиями: «правило», «право» и с отдельными правами (защита прав ребенка, право на жилье, право на тайну переписки и почтовых отправлений и т.д. в доступной для детей форме) и обязанностями (правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и т.д.).

После проведенных занятий был организован контрольный срез знаний, который показал следующие результаты.

В результате проведения контрольного среза на II этапе было выявлено, что 25% (5 человек) смогли достичь высокого уровня правовой грамотности, 70% (14 человек) оказались на среднем уровне, и только 5% (1 человек) остались на низком уровне развития правовой грамотности (см. таблицу 5).

Таблица 5. Результаты контрольного среза уровня правовой грамотности дошкольников на II этапе исследования

Ф и о ребенка Уровень успешности 1 серии заданий Уровень успешности 2 серии заданий Уровень успешности 3 серии заданий Общий уровень правовой грамотности
  средний средний средний средний
  средний высокий средний средний
  средний средний средний средний
  низкий низкий средний низкий
  низкий средний низкий высокий
  средний средний средний средний
  средний средний высокий средний
  средний средний средний средний
  высокий средний средний средний
  средний средний средний высокий
  средний высокий средний средний
  высокий средний средний средний
  средний высокий средний средний
  средний высокий средний средний
  средний средний средний средний
  высокий средний средний высокий
  средний средний высокий средний
  средний высокий средний средний
  высокий высокий средний высокий
  высокий средний высокий высокий

 

Вывод: в результате проведения контрольного исследования было выявлено, что большинство 70% (14 человек) дошкольников данной группы на втором этапе исследования имеют средний уровень развития правовой грамотности. С высокий уровнем правового воспитания- 25% (5 человек). Низкий уровень правовой грамотности выявлен у 1 человека группы, что составляет 5 % от всех участников исследования

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий уровень

 

 

Рис.7. Распределение испытуемых на группы по уровню сформированности правовой грамотности(%)

Результаты первой серии заданий II этапа:

20% (4 человека) на высоком уровне, 70% (14 человека) на среднем уровне, 10% (2человека) низкий уровень развития правовых знаний.

 

□ –высокий уровень □-средний уровень □-низкий уровень

Рис.8. Результаты 2-й серии

Сравнительный анализ показателей первого и второго этапа исследования наглядно демонстрирует, что уровень правовой грамотности детей напрямую зависит от проводимых с ними занятий и формирования у них правовой культуры в условиях образовательного учреждения. Наглядно преобладание того или иного уровня развития знаний о правах у дошкольников до и после проведения занятий отражены на рисунке.

Таким образом, можно придти к выводу о том, что после проведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права.

Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

Педагогам на этом этапе также предложили заполнить анкету (приложение 1). На основании анкеты получили результаты, представленные на рис.9.

Рис.9. Уровень правовой культуры педагогов ДОУ

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают другие результаты: большинство педагогов имеет высокий уровень правовой культуры (43%), средний уровень правовой культуры имеет 39% педагогов. Низкий уровень правовой культуры сохраняется у 18% педагогов. Это свидетельствует о об эффективности внедрения программы, направленной на повышение правовой культуры среди сотрудников, родителей и детей.

2.5 Методические рекомендации по повышению правовой культуры педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

- возможность посещения образовательного учреждения;

- создание условий для образовательной деятельности;

- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами;

- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития.

В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей

ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения

России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные

свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управления дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

- охрана жизни и здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Правовой статус работников учреждений дошкольного образования

Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в

обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной

деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения

профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа

педагогического труда.

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Права работников образовательных учреждений дошкольного

образования. Социальные гарантии для работников образования

Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской

Федерации, уставом и трудовым договором. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право: на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом; на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой

репутации.

Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

заработную плату работников в зависимости от квалификации работника,

сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой

работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда; структуру управления деятельностью дошкольного образовательного

учреждения; штатное расписание и должностные обязанности работников.

Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, такие как:

- право на сокращенную рабочую неделю,

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы,

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

- на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма,

- право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда,

- иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Должностные обязанности работников образовательных

учреждений дошкольного образования.

Воспитатель:

1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми.

2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе.

3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения.

4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей.

5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.

6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.

7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей.

8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом.

9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.

11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.

12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.

13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.

15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.

16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

17. Участвует в педсоветах учреждения.

18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.

20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.

21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.

Ответственность работников образовательных учреждений

дошкольного образования

Исполняя свои должностные обязанности, работники должны помнить об ответственности перед работодателем, установленной законодательством. Такая ответственность может быть:

- дисциплинарной (за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей);

- материальной (за причинение имущественного ущерба работодателю).

Кроме того, законодательство устанавливает уголовную ответственность работников образовательного учреждения за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с несовершеннолетним, а также за другие нарушения прав личности воспитанников и иных граждан. Гражданским законодательством

устанавливается ответственность граждан и юридических лиц по возмещению вреда имуществу воспитанников и иных лиц, а также морального вреда, причиненного действиями, порочащими честь и достоинство личности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.