Методическая разработка лекционных занятий — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методическая разработка лекционных занятий

2017-06-10 383
Методическая разработка лекционных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка лекционных занятий

дисциплина: «Здоровый человек и его окружение»

Раздел: «Здоровый ребенок»

Специальность 060101 «Лечебное дело»

Специальность 060501 «Сестринское дело»

Продолжительность одного теоретического занятия 90 мин.

Разработка на 12 лекций (всего на 24 часа)

Место проведения теоретического занятия –

Учебная комната

Преподаватель: Федотова Г.Е.

Каковкина И.Н.

Утверждено на заседании ЦМК_________

Протокол №__________________________

Председатель ЦМК педиатрии _________

Г.


Лекция № 1

Тема: «История развития педиатрии. Периоды детского возраста»

План лекции

 

1. Педиатрия как наука и основные этапы ее развития.

2. Периоды детского возраста:

· период внутриутробного развития;

· период новорожденности;

· период грудного возраста;

· период «молочных зубов»

а) преддошкольный возраст;

б) дошкольный возраст;

· младший школьный возраст;

· старший школьный возраст.

Краткая характеристика, основные потребности ребенка в каждый период и способы их удовлетворения.

 

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

1. Что изучает педиатрия?

2. Чем характеризуется период новорожденности?

3. Сколько длится период новорожденности?


Урок - лекция № 1

Тема: «История развития педиатрии. Периоды детского возраста»

История развития педиатрии

Педиатрия – это греческое слово, состоит из двух частей: paidos – ребенок, iatrea- врачевание. Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до подросткового возраста включительно.

В задачи педиатрии входит изучение анатомо-физиологических особенностей растущего организма, диагностики, особенностей течения, лечения и профилактики различных заболеваний у детей.

Педиатрия, как наука, имеет свою историю. Профессор-акушер С.Ф.Хотовицкий впервые выделил педиатрию как отдельную отрасль медицины. Ему принадлежат замечательные слова: «…ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого». С.Ф. Хотовицкому принадлежит первое руководство по детским болезням.

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г.- детская больница имени Н.Ф. Филатова, затем в Москве в 1842 г. Н.Ф. Филатов основатель отечественной педиатрии. Он впервые описал корь, краснуху, скарлатину и др. заболевания.

Н.П. Гундобин первым описал анатомо-физиологические особенности детского организма которые актуальны до настоящего времени. Поликлиническая помощь детям до революции оказывали в амбулаторных условиях при больницах и клиниках. После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей. Развернулась широкая сеть яслей, домов матери и ребенка, молочных кухонь, поликлиник. В 1998г. в России была 491 детская поликлиника. Большое значение предавалось профилактической работе, рациональному вскармливанию детей раннего возраста.

Периоды детского возраста

Ребенок находится в процессе постоянного роста и развития, совершенствования органов и систем. Поэтому нельзя рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре, а также говорить об анатомо-физиологических нормах для детей вообще или об особенностях течения той или иной болезни у ребенка без учета возрастного аспекта.

Условно все детство подразделяется на следующие периоды:внутриутроб-ный, новорожденного, грудного возраста, преддошкольный, дошкольный, младший школьный и старший школьный.

Внутриутробный период. Для развивающегося плода организм матери является внешней средой, и состояние здоровья, условия жизни матери во время беременности имеют важнейшее значение для нормального физиологического развития плода. Первые 8 нед беременности - это эмбриональный период, плаценты еще нет. В этот период заболевания женщины могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности или грубым порокам развития.

При благоприятном течении зародыш быстро развивается, происходит бурная дифференцировка тканей, формирование органов и систем. С 9-й недели зародыш превращается в плод, образуется плацента – это плацентарный период. Продолжаются интенсивные процессы созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни. При вредных воздействиях – менее грубые пороки развития или прерывание беременности.

Плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом, однако на фоне заболеваний ее проницаемость может увеличиться, и она становится проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков.


Поэтому вирусные заболевания матери грипп, краснуха и др.— являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться в последующем на физическом и психическом развитии новорожденного. Различные нарушения питания, эмоциональная и физическая перегрузка беременной и другие вредные факторы могут создавать задержку созревания плода, а также дистрофические и воспалительные изменения в его органах и тканях.

В связи с этим особенно важна так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей врачей, а также медицинских работников среднего звена. Фельдшер или медицинская сестра должны регулярно посещать будущих матерей, в первую очередь из групп риска, контролировать состояние их здоровья, проводить профилактику и лечение токсикозов. Необходимо также следить за комфортностью окружающей среды, психологическим настроем женщины, соблюдением ею правил личной гигиены, своевременным устранением профессиональных вредностей, переходом на легкую работу.

Период новорожденности или неонатальный период длится от момента пережатия пу­повины до 28-го дня жизни ребенка и является самым ответственным периодом детского возраста. Первые 7 дней жизни определяются как период ранней адаптации новорожденного. Меняются условия жизни: температура, влажность окружающей среды, ребенок переходит на внешнее дыхание. Все это заставляет его приспосабливаться к новым условиям жизни. Необходимо со­здать оптимальные условия для удовлетворения всех жизненных потребностей новорожденного, строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы, обучать мать правилам вскармливания и ухода за ребенком. Все это позволит облегчить период адаптации, сохранить здоровье малышу.

Возможные проблемы здорового ребенка: Беспокойство; срыгивание и аспирация молока; затруднения при кормлении грудью со стороны ребенка или матери; гипогалактия; отказ матери от кормления грудью; беспокойства из-за боли в животе в результате метеоризма; дефицит знаний матери правил вскармливания и ухода за ребенком.

Период грудного возраста условно начинается с 29-го дня жизни и заканчивается в 12 мес, В это время дети интенсивно растут, прибавляют в массе тела. Длина тела в среднем за первый год увеличивается на 25 см и достигает 75—80 см, масса тела утраивается, составляя около 10,5 кг. Развиваются статические функции, ребенок к 6 мес сидит, к 1 году — ходит. С 5—б мес начинают прорезываться молочные зубы; к году бывает обычно 8 зубов (передние — 4 верхних и 4 нижних). Ребенок рождается с безусловными врожденными рефлексами, к которым относятся сосание, глотание, мигание, чиханье, акт дефекации, мочеиспускания и др. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2 нед жизни, происходит развитие условных рефлексов. Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, на приготовление к кормлению, но уже с 3-го месяца рефлексы значительно усложняются: ребенок устойчиво фиксирует взгляд, следит за движением предмета, поворачивает голову к источнику звука, отвечает улыбкой, активными движениями рук и ног на разговор с ним. Начиная с 6 мес произносит отдельные слоги, громко смеется. К году дети обычно знают около десяти слов, и с этого момента начинается развитие речи. Интенсивный рост и дифференцировка мозга сопровождается быстрым увеличением объема головы Частота сердечных сокращений на первом году жизни составляет в среднем 130 в 1 мин, частота дыханий — 30—35 в 1 мин.

В связи с интенсивностью обменных процессов характерна большая потребность в пище, которая компенсируется правильно организованным вскармливанием. При любых погрешностях режима питания легко развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта, рахит, анемия, заболевания органов дыхания, масса тела ребенка может быстро снижаться, развивается гипотрофия, рахит.

У детей грудного возраста при заболеваниях, особенно инфекционных, отмечается склонность к диффузным, общим реакциям; при пневмониях, гриппе, дизентерии, диспепсии могут появиться судороги, легко развиваются токсикоз, обезвоживание.

В этом периоде очень важны профилактика указанных заболеваний и своевременная их диагностика. В связи с этим дети первого года жизни подлежат ежемесячному диспансерному наблюдению с измерением параметров тела, тщательным осмотром, проведением анализов крови и мочи. После этого оценивается состояние здоровья и развития ребенка.

При полном здоровье с трехмесячного возраста начинают комбинированные профилактические прививки согласно вакцинальному календарю. Диспансеризация здоровых детей и проведение прививок - обязанность фельдшера, работающего в кабинете здорового ребенка и прививочном кабинете.

Возможные проблемы здорового ребенка: Отставание в физическом развитии; отставание или задержка нервно-психического развития; трудности в организации рационального вскармливания проблемы в организации режима дня, вопросах воспитания; дефицит знаний родителей о развитии детей этого возраста и правилах рационального вскармливания.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжается активный, но замедляющийся рост. Прибавка массы тела за второй год жизни составляет 3—3,5 кг, за третий - около 2,5 кг. Длина тела увеличивается соответственно на 8—10 и 7—8 см. Частота сердечных сокращений составляет 110—120, частота дыхания — 25-—30 в 1 мин. К 2-м годам 8 молочных зубов. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой деятельности является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы, а к 2—3 годам предложения становятся многословными, он подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно. Начиная с 1,5 лет, дети спят днем около 3 ч, ночью -11 ч.

В связи с увеличивающимися контактами детей между собой в этом возрасте увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этот период несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. Среднегодовая прибавка массы тела в этом периоде детства составляет 2—2,5 кг, длины тела — 5—6 см. Частота сердечных сокращений 90— 100, частота дыханий—18—20 в 1 мин.

В 5—6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократным - 2—2,5 ч, ночной 10 - 11 ч. В этом возрасте развиваются тонкие навыки у детей: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы. В дошкольном периоде по-прежнему часты детские инфекции, но проявляются заболевания, в основе которых большую роль играют аллергия, измененная реактивность организма. В эти возрастные периоды продолжаются профилактические прививки, проводится диспансерное обследование детей специалистами. Дети готовятся к школе. Медицинские работники среднего звена организуют эту подготовку в детских учреждениях, следят за соблюдением индивидуального календаря прививок обеспечивают карантинные мероприятия в случае инфекции, отвечают за питание детей.

Возможные проблемы здорового ребенка: Дефицит или избыток массы тела; нарушение осанки; риск травматизма; повышенная эмоциональная лабильность; сложности адаптации при поступлении в ДДУ; дефицит знаний и умений ребенка по самоуходу; дефицит знаний родителей особенностей дошкольного возраста.


Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). Продолжается совершенствование функций организма ребенка. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система, скелет. Молоч­ные зубы полностью заменяются постоянными. Нарастание массы и длины тела происходит по тем же законам, что и в дошкольном периоде. Частота сердечных сокращений - 80—90, частота дыханий — 20—18 в 1 мин.

Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное сидение ребенка за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Изменение динамического стереотипа и характера питания с началом учебы в школе приводят к возникновению функциональных, а затем и органических заболеваний желудочно-кишечного тракта в этом периоде детства. Недостаточность гигиенических навыков обусловливает частоту гельминтозов, кишечных инфекций и острого вирусного гепатита.

Период старшего школьного возраста (12—10 лет) - это период полового созрева-ния. Характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, нервной системы, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой – неустойчи-востью вегетативно-эндокринной системы.

Частота сердечных сокращений и частота дыханий приближаются к нормам взрослого человека и составляют 70—80 и 16—18 в 1 мин, но очень часты различного рода аритмии.

Функции фельдшера или медицинской сестры в школе очень разнообразны: контроль за состоянием здоровья и физическим развитием школьников, их питанием, соблюдением календаря прививок, санитарным состоянием классов, гигиеническими навыками детей, оказание неотложной помощи При диспансерных осмотрах периодически определяется острота зрения и слуха, измеряется артериальное давление, подсчитывается частота пульса и дыхания.

Возможные проблемы: Нарушение осанки; снижение остроты зрения; нарушение физического развития; нарушение полового развития; наличие вредных привычек; затруднения в организации питания, режима дня, воспитания; дефицит знаний подростка и его родственников особенностей данного возрастного периода.

Примерный перечень возможных проблем у здорового ребенка

 

Новорожденный ребенок Грудной возраст Дошкольный возраст Школьный возраст
Беспокойство; срыгивание и аспирация молока; затруднения при кормлении грудью со стороны ребенка или матери; гипогалактия; отказ матери от кормления грудью; беспокойства из-за боли в животе в результате метеоризма; дефицит знаний матери правил вскармливания и ухода за ребенком Отставание в физическом развитии; отставание или задержка нервно-пси- хического развития; трудности в организации рационального вскармливания проблемы в организации режима дня, вопросах воспита- ния; дефицит знаний родителей о развитии детей этого возраста и правилах рационального вскармливания Дефицит или избы- ток массы тела; нарушение осанки; риск травматизма; повышенная эмо- циональная лабиль- ность; сложности адаптации при поступлении в ДДУ; дефицит знаний и умений ребенка по самоуходу; дефицит знаний родителей особенностей до- школьного возраста Нарушение осанки; снижение остроты зрения; нарушение физического разви- тия; нарушение по- лового развития; наличие вредных привычек; затруд- нения в организации питания, режима дня, воспитания; дефицит знаний подростка и его родственников особенностей данного возрастного периода

Примерный перечень возможных проблем у здорового ребенка

 

Новорожденный ребенок Грудной возраст Дошкольный возраст Школьный возраст
Беспокойство; срыгивание и аспирация молока; затруднения при кормлении грудью со стороны ребенка или матери; гипогалактия; отказ матери от кормления грудью; беспокойства из-за боли в животе в результате метеоризма; дефицит знаний матери правил вскармливания и ухода за ребенком Отставание в физическом развитии; отставание или задержка нервно-пси- хического развития; трудности в организации рационального вскармливания проблемы в организации режима дня, вопросах воспита- ния; дефицит знаний родителей о развитии детей этого возраста и правилах рационального вскармливания Дефицит или избы- ток массы тела; нарушение осанки; риск травматизма; повышенная эмо- циональная лабиль- ность; сложности адаптации при поступлении в ДДУ; дефицит знаний и умений ребенка по самоуходу; дефицит знаний родителей особенностей до- школьного возраста Нарушение осанки; снижение остроты зрения; нарушение физического разви- тия; нарушение по- лового развития; наличие вредных привычек; затруд- нения в организации питания, режима дня, воспитания; дефицит знаний подростка и его родственников особенностей данного возрастного периода

Лекция № 2

 

План лекции

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

Лекция № 2

Шкала Апгар

 

 

Признаки Оценка в баллах
     
1. Дыхание Крик Нерегулярное Отсутствует
2.Частота сердцебиений Более 1 00 в минуту Менее 100 в минуту Отсутствует
3.Окраска кожи Все тело розовое Акроцианоз Общий цианоз или бледность кожи
4. Движения Активные Вялые Отсутствуют
5. Рефлекторная возбудимость (реакция на пяточный рефлекс) Крик Хныканье или гримаса Отсутствует

Период новорожденности - это очень ответственный период в жизни ребенка. Заболеваемость и смертность новорожденного в основном зависят от правильной организацией родовспоможения и дальнейшего ухода за новорожденным. Основное правило ухода за новорожденными: «Все, что касается новорожденного, должно быть стерильным!»

Для нормального течения родов и профилактики гипотермии новорожденного температура в родильной комнате должна быть не ниже 24°С. При рождении ребенка необходимо зафиксировать время (включить часы на столике или посмотреть на настенные часы). Для каждого ребенка должен иметься индивидуальный стерильный набор, включающий комплект белья, зажимы, пинцет, скобу или шелковую лигатуру для перевязки пуповины, палочки с ватой для обработки пуповины, пипетки для профилактики гонобленореи, клеенчатые браслеты, на которых пишут паспортные данные матери и антропометрические данные новорожденного.

Прием родов чаще всего осуществляет акушерка. Ее работа после рождения ребенка включает следующие моменты:

• проведение первого туалета новорожденного;

• передача ребенка матери, организация первого кормления;

• проведение антропометрии;

• заполнение и оформление документации;

• пеленание.

Первый туалет новорожденного включает в себя:

отсасывание слизи из верхних дыхательных путей (ВДП) для профилактики аспирации. Производится электроотсосом или резиновой грушей (первоначально из ротовой полости, затем - из носовых ходов) сразу же после рождения головки малыша;

профилактику гонобленореи. В глаза закапывают по 2 капли 30% раствора сульфацила-натрия (альбуцида). Закапывание производят дважды: при рождении и через 2 часа. Девочкам одновременно раствор сульфацила-натрия закапывают и в половую щель для профилактики гонореи. Помните, что после закапывания глаз альбуцидом веки в течение 2-3 дней слегка припухают, и может быть гнойное отделяемое;

обработку и перевязку пуповины. Производят примерно через минуту после рождения (после прекращения пульсации пуповины);

снятие первородной смазки. Ребенка сразу после перевязки пуповины укладывают на подогретый сто лик под источник лучистого тепла, обтирают пеленкой от первородной смазки и обязательно набрасывают на него влажную пеленку для уменьшения тепловых потерь. Первородную смазку тщательно удаляют в местах естественных складок стерильным растительным маслом.

Передача ребенка матери, организация первого кормления для установления тесных уз между матерью и ребенком. После того, как ребенка вытерли, его следует завернуть в теплую пеленку и положить к матери.

Через несколько минут большинство здоровых детей начинают искать сосок матери. Она может приложить ребенка к груди, что даст ей возможность прикоснуться к нему, наблюдать за ним. Согласно Приказу МЗ РФ № 372, новорожденный может быть приложен к груди матери сразу же после рождения, если у него: нормальное дыхание; ЧСС более 100 в минуту, цвет кожных покровов розовый.

Противопоказаниями для раннего прикладывания новорожденного к груди являются:

1.Со стороны матери:

• нефропатия средней и тяжелой степени;

• оперативное родоразрешение;

• большая кровопотеря в родах; разрыв промежности 2-й степени;

• гнойно-воспалительные заболевания матери;

• RH — отрицательная кровь матери, особенно при наличии титра антител в крови;

• гипертоническая болезнь II степени; пороки сердца;

• сердечная недостаточность; сахарный диабет; тяжелая анемия;

• тяжелые заболевания печени, почек, легких;

• ВИЧ-инфицирование матери (либо молоко подвергать пастеризации);

• гепатит В (носительство или болезнь);

• психозы, тяжелые послеродовые депрессии.

Примечание: при явлениях гнойного мастита, абсцесса молочной железы — кормить ребенка можно из неинфицированной молочной железы. Молоко из пораженной железы должно сцежи­ваться до тех пор, пока ее сможет снова сосать малыш.

2. Со стороны ребенка:

• оценка по шкале Апгар при рождении ниже 7 баллов;

• родовая травма;

• гемолитическая болезнь новорожденного;

• пороки развития;

• недоношенность;

• врожденные и наследственные нарушения обмена веществ:

фенилкетонурия, галактоземия, и др.

Суточная потребность доношенного новорожденного ребенка в грудном молоке

в первые 10 дней жизни определяется по формуле

10 · n · 7 = суточному объему питания (где n – число дней жизни)

или Vсут. = 2% массы тела · n Vраз. = Vсут.: ЧК,

где n — число дней жизни, где ЧК — число кормлений.

Лекция № 3

План лекции

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

Лекция № 3

Урок № 3


Среди основных причин невынашивания:

• Социально-биологические факторы (слишком молодой или, наоборот, пожилой возраст матери и отца, низкий уровень образования и связанный с этим нездоровый образ жизни в период беременности и непонимание необходимости постоянного медицинского наблюдения, профессиональные вредности, тяжелый физический труд во время беременности, вредные привычки).

• Предшествующие аборты ведут к рождению, как правило,глубоко недоношенных детей.

• Инфекционные и неинфекционные заболевания матери.

• Патологическое течение беременности.

• Инфантилизм и аномалии развития женской половой сферы.

• Многоплодие.

При определении недоношенности новорожденного следует принимать во внимание: гестационный возраст (недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации менее 37 недель);

массу тела (менее 2 500 г);

длину тела (менее 45 см);

признаки незрелости новорожденного.

Различают четыре степени недоношенности:

I степень — срок беременности 36—37 нед, масса тела 2001—2500 г;

II степень — срок беременности 32—35 нед, масса тела 1501—2000 г;

III степень— срок беременности 31—28 нед, масса тела 1000—1500 г;

IV степень — срок беременности менее 28 нед, масса тела менее 1000 г.

Признаки незрелости

1. Морфологические признаки:

>• подкожно-жировой слой слабо развит или отсутствует;

>• низкое содержание бурого жира;

>• кожа морщинистая;

>- лануго - пушковые волосы на теле новорожденного;

>• открыты малый и нередко боковые роднички;

>• мягкие ушные раковины;

>• ногти не доходят до конца ногтевого ложа;

>• пупочное кольцо расположено ниже середины расстояния между мечевидным отростком и лонным сочленением;

>• склерема — отеки подкожной основы;

>- у девочек половая щель зияет, так как большие половые губы не прикрывают малые;

>• у мальчиков яички не опущены в мошонку.

2. Функциональные признаки:

>• несовершенство терморегуляции, ее лабильность;

>• несовершенство дыхания, следствием чего являются частые приступы апноэ — временные остановки дыхания. Особенно часто приступы апноэ возникают в периоды кормления малыша;

незрелость различных органов и систем, в первую очередь центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Недоношенного ребенка отличают вялость, сонливость, мышечная гипотония,

>• слабость рефлексов: сосательного, глотательного и др.


 

Физиологическая эритема у недоношенных более интенсивная и держится дольше. У них отсутствует взаимосвязь между интенсивностью желтухи и степенью транзиторной гипербилирубинемии, что нередко приводит к ее недооценке. Более медленное созревание ферментных систем печени и высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера создают угрозу билирубнновой энцефалопатии («ядерной желтухи») даже при относительно невысоких цифрах непрямого билирубина.

Дыхание учащено, неритмичное, возможны длительные остановки (апноэ) вплоть до развития асфиксии, что ведет к возникновению ателектазов и в дальнейшем пневмонии. Частота сердечных сокращений 140—160 в 1 мин, при плаче - до 200. Имеет ряд особенностей и пищеварительная система: активность ферментов желудочно-кишечного тракта и кисло­тообразующая функция снижены, что способствует более легкому возникновению диспепсии (срыгивания, метеоризм, частый жидкий стул или запор). Наблюдается повышенная проницаемость сосудистых стенок, что может привести к нарушению мозгового кровообращения, кровоизлиянию в мозг. Резко снижена общая сопротивляемость организма, иммунитет недостаточен, дети часто и тяжело болеют, особенно вирусными инфекциями. Предрасположены к анемии, рахиту, другим заболеваниям.

Уход за недоношенными. Сразу после рождения недоношенный ребенок должен быть принят в стерильные теплые пеленки и помещен в кувез с температурой 32—34° С при массе тела менее 1300—1400 г на 5—15 дней, иногда и дольше. Охлаждение недоношенного сразу после рождения, еще в родильном блоке, нередко обрекает на неудачу весь дальнейший уход за ним. Если температура тела недоношенного лишь однократно снизилась до 32° С и ниже, смертность достигает почти 100 % даже при правильном использовании в дальнейшем всех современных методов выхаживания и лечения. В палате для недоношенных должен быть обеспечен строгий температурный режим в пределах 25—26°С, обязательны ежедневная влажная уборка дезинфицирующими растворами, регулярное проветривание и кварцевание палаты. Если ребенок находится не в кувезе, то все манипуляции (пеленание, купание, инъекции и т. д,) нужно проводить при дополнительном обогреваний* места манипуляции. Для профилактики расстройств дыхания, приступов асфиксии и развития ателектазов следует систематически менять положение ребенка в кроватке, укладывать его с приподнятым изголовьем, туго не пеленать и периодически давать увлажненный кислород до и после кормления, при манипуляциях. Из кувеза недоношенного переводят в кроватку-грелку при массе 1500—1600 г и в открытую кроватку, когда масса достигнет 1800— 1900 г. Гигиенические ванны с температурой воды 38°С недоно­шенным проводят только после отпадения пуповинного остатка, обычно через 12—14 дней, у глубоко недоношенных—на 15—18-й день жизни. Противопоказаниями к купанию являются тяжелое состояние, нарушение терморегуляции. Длительность купания 4—5 мин.

Выписать недоношенного ребенка домой при отсутствии противопоказаний можно при массе тела 2100—2500 г. Дома нужно следить за прибавкой массы тела, для чего ребенка взвешивают вначале один раз в неделю, затем 2 раза в месяц. Недоношенные дети удваивают массу тела при рождении в 2—3,5 мес, утраивают в 4—6 мес. К 1 году их масса увеличивается в 4—8 раз. Масса тела у недоношенных нарастает неравномерно. Первый месяц жизни оказывается наиболее сложным периодом адаптации, особенно для глубоко недоношенных. Физиологическая убыль массы у этих детей составляет 8-10 %. и достигает первоначальных цифр только к концу первого месяца жизни.

Прогулки на свежем воздухе можно начинать с 1-го месяца летом при массе тела не менее 2000 г и зимой - не менее 2500 г только на руках, лучше на крытой веранде при температуре не ниже — 5—7° С в течение 10—15 мин 1—2 раза в день.


Вскармливание недоношенных. Недоношенного ребенка необходимо обеспечить материнским или донорским молоком. В случае отсутствия грудного молока для кормления недоношенных можно использовать адаптированные смеси (см. раздел «Вскармливание»). Первое кормление проводят через 6—24 ч после рождения в зависимости от степени недоношенности и тяжести состояния. При тяжелом состоянии ребенка возможно более позднее прикладывание его к груди — через 36—48 ч. До получения молока детям дают 5 % раствор глюкозы по 3—5 мл через каждые 2—3 ч (5% от массы тела). При массе тела более 2000 г можно приложить к груди, при массе тела от 2000 до 1500 г кормление осуществляют из бутылочки. Глубоко недоношенных (масса тела менее 1500 г) обычно кормят через зонд. В настоящее время используют постоянные полиэтиленовые катетеры, которые вводят через рот или носовые ходы на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного отростка грудины. Затем его фиксируют лейкопластырем на щеке и оставляют на несколько дней. Способ кормления зависит, конечно, не только от массы тела ребенка, но и от общего состояния.

Кормят недоношенных детей 7—10 раз без ночного перерыва, т. е. с интервалами 3,5—2,5 ч. Объем суточного количества молока в первые 7—10 дней определяют по формуле: количество молока на одно кормление равно:

Идеальной пищей для недоношенных детей является грудное молоко. Суточная потребность в нем определяется для недоношенных в возрасте до 10 дней по формуле Роммеля:

U сут. =(п+ 10) · m:100

где п — число дней; m — масса при рождении. U раз – разовый объем питания

U раз. = U сут.: ЧК;

U раз – разовый объем питания; U сут. – суточный объем питания,

где ЧК — число кормлений.

Или по формуле: 3 · день жизни · массу тела (кг).

В дальнейшем расчет питания объемным методом на сутки = 1/5 от массы тела ребенка. Вскармливание недоношенных детей должно быть индивидуализированным, зависеть от состояния и возможностей ребенка. Форсирование недопустимо.

Ближайшие и отдаленные последствия недоношенности. До 50 %, а по данным некоторых авторов до 70% детской смертности приходится на преждевременно родившихся детей (хотя они составляют только 5—8% от общего числа родившихся). Среди преждевременно родившихся детей, особенно среди глубоко недоношенных, процент умственно и физически неполноценных выше, чем среди рожденных в срок. 10—20% из них имеют органические повреждения мозга, у них в 10—12 раз чаще встречаются пороки развития. Многие из них в дальнейшем угрожаемы по «школьной дезадаптации». Однако при правильном уходе, рациональном питании недоношенные дети обычно растут здоровыми. По уровню физического и психического развития они обычно догоняют своих доношенных сверстников на 2—3-м году жизни. У 76% из них успеваемость в школе в пределах нормы. В дальнейшем они становятся полноценными членами общества. Известно, что преждевременно родились И. Ньютон, Ч. Дарвин, В. Гюго, Наполеон, Вольтер Анна Павлова.

 

Лекция № 4

План лекции

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

Прибавка массы.

Масса тела новорожденного 3300—3500 г удваивается к 4—5 мес и

утраивается к году.

В первое полугодие ежемесячная прибавка массы тела от 600 до 800 г,

Формула для первого полугодия: mp + 800 · n

(где mp –масса при рождении, n - число месяцев)

Пример: Ребенку 4 мес., масса при рождении (mp) =3000г

3000 + (800 · 4) = 6200 Масса ребенка 4-х месяцев = 6200 г

во второе полугодие прибавка составляет от 400 до 500 г. в месяц.

Формула для второго полугодия: mp + (800 · 6) + 400 · (n – 6)

Пример: Ребенку 8 мес., масса при рождении (mp) = 3000г,

n - число месяцев = 8 мес.

3000г. + (800г. · 6) + 400г. · (n – 6) = 3000г + 4800г + 400г · (8 – 6) = 8600г

Ответ: масса ребенка 8 мес. = 8600г.

Средняя масса ребенка 1-го года = 10,5кг

Масса тела ребенка в возрасте 2—5 лет равна 10,5кг + (n · 2)

(где n — возраст ребенка, 10,5кг - средняя масса тела ребенка 1 года.)

Пример: масса ребенка в 5 лет = 10,5кг +(5 · 2) =20,5кг ≈ 20кг

Прибавка массы тела после 5 лет в среднем составляет 3кг в год.

Формула: 20кг + 3· (n – 5), где n – число лет ребенка.

Пример: Ребенку 14 лет. Его масса = 20кг + 3· (14 – 5) = 47кг.

Масса ребенка 5 лет = 20кг

на каждый недостающий до этого возраста год минус 2кг

на каждый последующий год +3кг

Пример: ребенку 3 года. Его масса = 20 – (5 – 3) · 2 = 16кг

ответ: масса ребенка 3-х лет = 16кг

Пример: ребенка 13 года = 20 + (13 – 5) · 3 = 20 + (8· 3) = 44кг

Длина тела, новорожденного ребенка равна 50—53см.

За первый год она обычно увеличивается на 25см

Длина тела ребенка до года увеличивается:

в 1-м квартале (1-3 мес.) на 3 см в месяц (3 · 3 = 9см),

во 2-м квартале (4-6мес) на 2,5см в мес. (2,5 · 3 = 7,5см),

в 3-м квартале (7-9) на 2 см в мес. (2 · 3 = 6см),

в 4-м квартале (10-12 мес.)на 1см в мес. (1 · 3 = 3см).

Пример: рост ребенка при рождении = 50см ему 7 мес.

его длина в 7 мес. = 50 + (3см ·3) + (2,5см · 3) + (2см · 1) = 68,5см

ответ: рост ребенка в 7 мес.= 68,5см

В 5 лет рост ребенка в среднем = 110см.

На каждый недостающий год до 5 отнимаем 8см,

на каждый последующий год после 5 прибавляем 6см.

Пример: ребенку 3 года, его рост = 110 – (5 – 3) · 8 = 110 – 2· 8 = 94см

ответ: рост ребенка 3-х лет равен 94см.

Ребенку 7 лет, его рост = 110 + (7 – 5) · 6 = 110 + 12 = 122см.

ответ: рост ребенка 7 лет = 122см.

или к 4 годам рост удваивается, т. е. равен в среднем 100см.

Формула для детей до 4-х лет = 100см – 8см (4 - n), где n-число лет ребенка.


С 4-х лет еще + 6см в год т.е.= 100см + 6см (n - 4)

Выделяют два периода ускоренного роста, или вытяжения. Первое вытяжение

в 5-6 лет, второе – 10-12 лет, когда ребенок может вырасти за год до 10см

У мальчиков рост прекращается в среднем к 18 годам, а у дев


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.