Контроль успешности познания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Контроль успешности познания

2017-06-10 211
Контроль успешности познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

┌─────┴────┐

традиционный ® программированный

┌─────┴────┐

обособленный ® элемент обучающих

программ, деловых игр

Алгоритмизация контроля, то есть составление тестовых заданий или программированных контрольных заданий, является исходным для тестирования и программированного обучения. Без алгоритмизации контроля не может быть тестирования, в том числе и компьютеризации. В связи с этим требуются большие затраты труда на овладение всеми формами контрольных алгоритмов.

В преподавании каждой науки не используют всех известных форм тестов. Наиболее широко используют десяток форм тестов. Следует, прежде всего, изучить те формы тестов, которые в той или иной мере практически опробованы в преподавании. Основные формы используемых тестов в преподавании относятся к трем группам.

Контрольные задания

┌──────────────┼───────────────┐

С готовыми ответами ® с готовыми элементами ответов ®без ответов

(выборочные тесты) (конструктивные тесты) (репродуктивные тесты)

А. Тесты с готовыми ответами. Их можно считать основной формой программированного контроля. У них имеется готовый ответ или имеются готовые элементы ответа. Их называют также «отборочными», «выборочными», «избирательными», «закрытыми». Эти тесты наиболее широко распространены и бывают нескольких форм. Их строят посредством формулирования вопроса и возможных ответов или элементов ответа (вопрос + ответ). Предложенные вопросы сопровождают подобранными заранее ответами, из которых следует выбрать один или несколько ответов в качестве свидетельства наличия, по крайней мере, пассивных знаний по данному вопросу. Возможны различные методы конструирования вопросов и ответов, разработки карточек, способов предъявления контрольных программ обучаемым.

Узловыми вопросами разработки данной группы тестов можно считать: формулировку заданий (вопросов), формулировку ответов, способы построения карточек, способы представления карточек, выбор структуры карточек, эталоны.

I. Формулировка заданий (вопросов) имеет определяющее значение при разработке тестов. Задания могут быть различными: утвердительными, вопросительными, отрицательными, вопросительно-негативными, утвердительными при наличии вопросительных слов и т.д. Типы вопросов могут быть различными по содержанию: определение основных категорий, содержание категорий, законов, формулировка и применение основных законов, задачи без сложных и со сложными вычи­слениями, графическое представление соотнесений категорий и законов, логические задачи, элементы выводов т.д.

Сфера применимости каждого типа вопросов еще не выявлена, а поэтому умение их задавать представляет скорее искусство, чем науку.

Вопросы не должны быть длинными: максимальным числом слов в вопросе считают 15. Вопрос должен удерживаться в голове обучаемого в течение всего времени анализа конструктивной единицы теста (вопрос + ответ). Вопросы обычно должны быть читабельными с одной, а не несколькими основами (однозначный). В отдельных случаях вопросы составляют с двумя основами (двузначные). Задания начинают обычно со слов: укажите, найдите, перечислите, определите, отберите и т.д. Задания (вопросы) могут быть только рациональными, хотя и "провокационными". Вопросы обычно бывают прямыми, а могут быть и "скрытыми". Систематика вопросов представлена схемой.

 

Задания

┌─────┴────┐

Указания® вопросы

┌─────┴────┐

Общего плана ® содержательные

┌─────┴────┐

Прямые ® скрытые

┌─────┴────┐

Однозначные®многозначные

 

2. Формулировка ответов происходит на основе тех же требований, что и вопросов: читабельность, лаконичность, краткость (5-6 слов). На каждый вопрос может быть от I до 7 ответов. Большое число ответов затрудняет их сопоставление, анализ. В отдельных тестах может быть один, а иногда и более 7 (при разделительных, аккордных типах тестов).

Вопросы и ответы формулируют для реализации следующих задач:

- идентификации ответа, удовлетворяющего или нет указанным в вопросе условиям;

- определение полноты (несколько правильных, но не полных ответов);

- выбора существенного свойства объекта;

- разделения причин и их следствий; разделения сходных понятий;

- выделения причин и их следствий;

- классификации,

- соотнесения к правилу;

- перестановка и пропуск после­довательных элементов;

- альтернативного выбора;

- комбинаторики; установления однозначного и многозначного соответствия.

Выборочный принцип построения опознавательных тестов имеет положительное значение при соблюдении ряда условий. Поэтому его критика часто не обоснована. В то же время необ­ходимо осознавать способы построения ответов и их значение по соотнесению с вопросами. Опыт использования выборочного метода показывает, что его ограничения могут быть в значительной степени сняты при методически правильном его применении.

При соотнесении вопроса и ответа можно выделить ряд ответов: балластные и целесообразные, ложные и истинные, неадекватные и адекватные, неправильные и правильные. Их системное соотнесение представлено гипотезой:

Ответы

┌─────┴────┐

Нелепые ® целесообразные

┌─────┴────┐

Ложные ®истинные

┌─────┴────┐

Неадекватные® адекватные

┌─────┴────┐

Неправильные® правильные

┌─────┴────┐

Слабые ® сильные

┌─────┴────┐

Неполные ® полные

 

Нелепыми следует считать такие ответы, которые не соответствуют действительности, не включены в учения каких-либо научных школ. Поскольку при чтении тестов имеет место непроизвольное запоминание, то следует свести к минимуму и, по возможности, к нулю "нелепые" ответы, которые не являются знанием вообще.

Целесообразными следует считать такие положения ответов, которые включены в учения каких-либо доктрин науки, даже если они и не соответствуют действительности. Скажем, поня­тие «Несси» является ложным отражением действительности, но оно существует в фантастике. Поэтому научное понима­ние мира предполагает знание этого понятия.

Ложная форма целесообразных ответов в преподавании имеет место в том случае, когда положения входят в состав противостоящих доктрин и, по существу, искажают представление об объекте. Современные программы ориентируют на знание различных парадигм. Непроизвольное запоминание концепций не имеет отрицательного значения, а является одной из целей обучения. Их применение служит для указания научного понимания мира. Поэтому включение всех положений в тесты целесообразно, но должно происходить в соответствии с определенной мерой. Необходимо минимизировать долю таких ответов в тестах.

Адекватные действительности положения также по-разному могут быть соотнесены с содержанием вопросов. Они могут быть не относящимися к вопросу и относящимися. Первые обычно считают неправильными, а вторые - правильными. Понятие правильные и неправильные ответы в опознавательных тестах соотносительно вопросу. Правильный ответ в тестах означает то, что ответ соответствует вопросу, а неправильный ответ - не соответствует вопросу. Правильным может быть по существу ложное положение, а неправильным может быть и истинное положение. Все это зависит от постановки вопроса. Несомненно, тесты следует так строить, чтобы правильным было обычно адекватное понимание мира с точки зрения автора. «Слово «правильный» не является удачным, поскольку в кадре может быть несколько правильных ответов, а выбрать требуется один из них или даже неправильный» [106]. Правильным ответом может быть и ложное знание. Например, задание "укажите неправильное определение религии" предполагает отбор ложного ответа. В таком случае не­правильным будет указание истинного положения. В заданиях следует различать ответы, "соответствующие" и не соответствующие" вопросу.

Истинность ответа зависит от многих обстоятельств, в том числе и от перечисленных ответов. Например, при задании "Укажите наиболее развитую форму монополий" можно указать разный набор форм монополий. Один набор - картели, синдикаты, тресты, концерны и в другой - добавить еще "конгломераты". В первом случае правильный ответ будет в указании "концернов", а во втором случае - "конгломератов".

Правомерно применение тестов с ответами в форме схем. При этом дают или только правильные схемы, или и неполные. В первом случае дают ряд правильных схем, и задание состоит в том, чтобы выбрать относящуюся к вопросу схему. Например, из приведенных схем 2,3,4-звенных структур управления фирмами следует выбрать преобладающую в данный момент времени, перспективную, наиболее распространенную в той или иной отрасли. Допустимо использование и неполных схем, т.е. с неправильным указанием связей объектов или с пропущенными линиями на схеме.

Ответы могут представлять также беспорядочную последовательность операций, положений. Задание состоит в том, чтобы восстановить их логическую и диалектическую последовательность или отобрать из указанных истинную последовательность.

В качестве одного из практических руководств по составлению ответов на вопросы можно использовать следующие рекомендации [153].

Способы варьирования правильности утверждений:

1. Включение в ответ лишних компонентов.

2. Пропуск отдельных компонентов утверждений.

3. Замена компонентов утверждений.

4. Включение правильных, но менее существенных утверждений.

5. Включение типичных ошибок.

6. Предложение ответов, не доведенных до конца.

7. Включение нетипичных малозаметных ошибок.

8. Выдача списком полного естественного состава условий.

9. Изменение соотнесений компонента ответа с компонентами вопросов.

10. Включение сходных понятий.

11. Изменение логического порядка элементов.
Основные принципы формирования ответов:

1. Идентификация (ответ удовлетворяет или не удовлетворяет условиям).

2. Полноты (несколько правильных, но неточных, найти

полный).

3. Выборы существенного.

4. Разделение причин и следствий.

5. Разделение сходных понятий.

6. Выделение частного из общего.

7. Классификация.

8. Соотнесение правилу.

9. Перестановки и пропуски последовательности элементов.

Методы предъявления ответов могут быть различными.

Способы предъявления ответов

┌─────┴────┐

Одновременно с вопросом ® отдельно от вопроса

┌─────┴────┐

Сразу ® постепенно

┌──┴──┐ ┌───┴──┐

Все ® один два ® три и т.п.

По гуманитарным наукам не рациональны тестовые задания с выбором ответов. Но это не означает невозможности их использования, особенно в форме терминологических тестов соответствия.

Альтернативные тесты. Альтернативные тесты являются простейшей формой тестов с готовыми ответами. В таком случае необходимо альтернативно оценить положение в качестве верного или ошибочного. Отсюда альтернативность их обозначения. Альтернативными тесами часто называют простую выборку с двумя ответами, из которых надо выбрать один. Альтернативные тесты строятся следующим образом. Составляют список положений, из которых надо указать верные. В таком случае ко всему списку задают вначале вопрос: "Верно ли, что...?" «Империализм есть фаза развития капитализма». Таких положений может быть на одну или две страницы.

Разновидностью альтернативных тестов можно считать такие, когда положения даны не в утвердительной, а в вопросительной форме таким образом, чтобы ответ мог быть односложным: «Да» или «Нет». Например, элементом простого альтернативного теста может быть положение "Труд имеет стоимость". Студент должен указать ошибочность этого положения. Это положение можно переформулировать в вопрос: «Имеет ли труд стоимость?» Ответом на него будет: "Нет". Аналогично: «Являются ли деньги превращенной формой товара?» Ответ: "Да". Такую конструкцию тестов используют некоторые философы, и легко построить аналогичные контрольные алгоритмы по любой науке.

"Выборка" ответов, как сущность данного типа тестов, не является однозначной и проявляется во многих формах.

Выборка

┌─────┴────┐

Одного ответа ® много ответов

┌─────┴────┐

В любой последовательности® в строго определенной

(«аккордная») последовательности

(последовательная)

Простая выборка. При простой выборке имеется вопрос и несколько ответов. При этом "правильный" (т.е. соответствующий вопросу) ответ один. В таком случае надо найти правильный ответ и указать его тем или иным образом. Это наиболее распространённые формы тестов по всем наукам.

Аккордная выборка. При аккордной выборке имеется много "правильных" ответов. При этом неизвестно, сколько правильных ответов: ни одного, или все, или определенная их доля. Это более трудная форма тестов по сравнению с простой выборкой. Аккордная выборка также многообразна.

Аккордная выборка

┌──────────┼───────────┐

Один вопрос и ® два вопрос и ® много вопросов

Много ответов много ответов и много ответов

В простом случае она представляет вопрос и ряд ответов, из которых несколько правильных. В более сложном случае дают два вопроса к одной совокупности ответов и надо последователь­но ответить на один и другой вопрос. В более сложном случае дают много, (например, 5) вопросов и много (например, 8) ответов. При этом некоторые положения являются элементами ответа на несколько вопросов [109. 37]. Данный тип "построения задания позволяет избегать употребления неточных или неверных ответов" [там же]. Это фактически тесты соответствия. Аккордные тесты следует применять при более глубоком познании предмета. По нашему мнению, они применимы, прежде всего, при обучении профессиональных, а не общеобразовательных дисциплин. Во всех остальных случаях они чрезмерно трудны. Предпочтение этих форм тестов некоторыми препода­вателями, по нашему мнению, необоснованно. Обычно указываемые недостатки простых выборочных ответов относятся в определенной мере и к ним. Этот тип тестов легко превращается в тесты простой выборки. В таком случае из предложенных элементов получают ответ посредством скобок, объединяющих отдельные группы предложенных ответов [212].

Вопрос:...

2

1 ответ 2 ответ 3 ответ 4 ответ

1 3

4

Простая и аккордная выборка взаимно превращаются и иным образом. Если надо отобрать много ответов, исключая один, то такая аккордная выборка может быть заменена простой (отрицательной) выборкой того ответа, который отбрасывают в случае аккордной выборки.

Разделительный тип их предполагает обособление комплекса положений по двум каким-либо свойствам (например, характеризующих производительные силы, и производственные отношения). Иной тип ответа предполагает отбор особенных свойств (или, наоборот, фундаментальных) из всей совокупности свойств явлений. В таком случае в вопросе вставляют слово "только". Допустимы наборы ответов, которые включают и инородные для данного объекта свойства, которые необходимо отделить от свойств данного объекта. Последовательная аккордная выборка состоит в последовательном отборе двух или более элементов [207].

В последовательной выборке, состоящей из двух частей, первая часть ответа показывает содержание ответа, а вторая - причину сущности данного явления. "В первой части учащийся выбирает непосредственный ответ на поставленный вопрос, а во второй обосновывает свой выбор: только при совпадении правильного ответа в обеих частях ему засчитывается ответ" [174. 81].

В тестах аккордной выборки уменьшается значение просто­го угадывания ответа на вопрос. В таком случае отпадает под­сказ "ищи только один правильный ответ". У обучаемого долж­ны быть более устойчивые и глубокие знания для того, чтобы выбрать правильный ответ.

Помимо содержательных ответов, в таких тестах обычно ис­пользуют ответы: не знаю, ни один ответ не соответству­ет вопросу, все верны, все неверны, да, нет, правильного отве­та нет, согласен, не согласен, ни один из указанных, правиль­ного решения не приведено, условий задачи недостаточно для ее решения, задача не имеет однозначного решения, задание сформулировано не конкретно и т.д.

Подбор вариантов ответов подчиняется также и следующим требованиям: ответы не должны быть логически контрастными, не иметь внешних информационных признаков.

При составлении аккордных тестов следует составлять их так, чтобы наборы ответов соответствовали вопросу от "0" до 100%. Например, "Укажите, что не относится к оценке империализма" и дать все положения триединой его оценки. В таком случае все 100% ответов будут соответствовать вопросу.

Оценка уровня знаний на основе аккордной выборки затруднительна и требует больших расчетов. Как подсчитывать правильность ответа? Если считать только число правильно указанных ответов, то тогда студенты укажут, не думая, все клеточки, в том числе 100% ответят на поставленные вопросы. Поэтому ошибками надо считать не только все не указанные, но и все ложно указанные ответы. Другим элементом оценки успешности является определение знаменателя - к чему относить число ошибок: к числу правильных ответов, ко всем возможным ответам, ко всем правильно указанным. Необходимы дополнительные исследования и апробации с тем, чтобы выбрать способ определения успешности ответа на аккордный тип выборки [109. 40].

Тесты соответствия - разновидность аккордной выборки. Они исключают употребление неточных, неполных и т.п. ответов. Все ответы полны, и необходимо вы­явить соответствие ответов вопросам. Число ответов должно быть больше числа вопросов.

На основе тестов соответствия можно построить "терминологические" тесты. С этой целью выделяют 3 группы категорий - обязательные, должен знать, может знать. Для категорий "обязательных" следует добиваться 100% контроля. По общеэкономической науке к категории "обязательных" относят примерно 1000 категорий. Категории "должен знать" можно задавать тем обучаемым, которые рассчитывают на повышенную оценку.

Терминологические тесты соответствия строят следующим образом. По теме составляют перечень категорий с дефинициями (определениями). Определение категорий должно быть кратким, не более двух строчек. Затем обосабливают категории и дефиниции. Дефиниции пишут в списке номер один на листе (вверху или слева), а внизу или справа список номер два составляют из категорий, расположенных в алфавитном порядке. К числу категорий следует добавить 5 иных категорий для того, чтобы и при ответе на последний воп­рос надо было выбирать ответ из нескольких категорий. На од­ном листе можно дать 20 конструкций. Тест состоит в том, чтобы студент указал правильное соотнесение дефиниций и категорий. Читая дефиницию в списке №I, студент подыскивает соответствующую ей категорию в №2 и номер последней указывает в контрольной карточке.

Увеличение числа карточек в таком случае достигается за счет перестановки местами дефиниции в первом списке: дать обратную их последовательность во втором варианте, начать с 11 номера дефиниции и затем дописать первый их десяток и т.д. В таком случае нужно быть весьма осторожным в подборе дополнительных категорий в списке номер два с тем, чтобы не поместить такую категорию, которая близка по содержанию к имеющимся в этом списке.

Две формы карточек таких тестов (далее).

Тема. КОММЕРЦИЯ

09.10.2003 шифр№ 018301654

На основе списка 2 укажите категории, соответствующие определениям списка 1

Список 1

1. продажа будущих товаров

2. организаторы торговли на биржах

3. специальные торговые учреждения для систематической торговли универсальными товарами

4. продажа при конкурсе продавцов, организуемая покупателем

5. обустроенные, легальные территории по продаже товаров

6. продажа товаров большими партиями

7. торговые центры с индустриализацией погрузочно-разгрузочных работ для продажи товаров в контейнерных упаковках

8. городские торговые центры, расположенные обычно за городом

9. стационарные киоски

10. система оптовых и розничных предприятий

11. строго регламентированная продажа оружия, ядов и др.

12. соотношение между стоимостью экспорта и импорта товаров за определенный период времени

13. сумма денег, полученная от продажи товаров

14 торговля, предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода

15. взаимное отчуждение продуктов труда на возмездной основе

16. гражданин или предприятие, приобретающее продукцию по договору купли и продажи

17. предприятие, отгружающее свою продукцию покупателю

18. денежное выражение стоимости товара

19. продажа населению предметов потребления

20. профессиональная коммерческая деятельность на основе использования последних достижений науки и техники при формировании рынка потребителей

Список 2

1. Выручка 2. Маркетинг 3. Поставщик 4. Покупатель 5. Обмен 6. Коммерция 7. Ларьки 8. Форвардные сделки 9. Фьючерсные сделки. 10. Цена 11. Потребительский рынок 12. Факторный рынок. 13. Внешнеторговый баланс 14. Биржи 15. Аукционы 16. Торги 17. Базары 18. Оптовая торговля 19. Гипермаркеты 20. Специальный рынок 21. Маклеры 22. Дистрибутивные сети 23. Супермаркеты 24. Ярмарки 25. Магазины

 

Тема. КОММЕРЦИЯ

09.10.2003 шифр № 018301654

На основе списка 2 укажите категории, соответствующие определениям списка 1

Список 1

1. продажа будущих товаров

2. организаторы торговли на биржах

3. специальные торговые учреждения для систематической торговли универсальными товарами

4. продажа при конкурсе продавцов, организуемая покупателем

5. обустроенные, легальные территории по продаже товаров

6. продажа товаров большими партиями

7. торговые центры с индустриализацией погрузочно-разгрузочных работ для продажи товаров в контейнерных упаковках

8. городские торговые центры, расположенные обычно за городом

9. стационарные киоски

10. система оптовых и розничных предприятий

11. строго регламентированная продажа оружия, ядов и др.

12. соотношение между стоимостью экспорта и импорта товаров за определенный период времени

13. сумма денег, полученная от продажи товаров

14 торговля, предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода

15. взаимное отчуждение продуктов труда на возмездной основе

16. гражданин или предприятие, приобретающее продукцию по договору купли и продажи

17. предприятие, отгружающее свою продукцию покупателю

18. денежное выражение стоимости товара

19. продажа населению предметов потребления

20. профессиональная коммерческая деятельность на основе использования последних достижений науки и техники при формировании рынка потребителей

 

 

 

Список 2

 

1. Выручка

2. Маркетинг

3. Поставщик

4. Покупатель

5. Обмен

6. Коммерция

7. Ларьки

8. Форвардные сделки

9. Фьючерсные сделки

10.Цена

11. Потребительский рынок

12. Факторный рынок

13. Внешнеторговый баланс

14. Биржи

15. Аукционы

16. Торги

17. Базары

18. Оптовая торговля

19. Гипермаркеты

20. Специальный рынок

21. Маклеры

22. Дистрибутивные сети

23. Супермаркеты

24. Ярмарки

25. Магазины

 

 

На печатной машинке легче готовить карточки с последовательным расположением списков определений и категорий. Компьютер облегчает разработку заданий с параллельным расположением этих элементов тестов соответствия.

Вторым элементом такого тестирования являются эталоны ответов. Образец приведен ниже. Первый ряд чисел – номера элементов задания. Он зачеркнут с тем, чтобы с ним не сравнивать по ошибке. В данном случае 10 вариантов тестовых заданий:

 

 

Третий элемент – контрольные карточки. Они могут быть печатными, штампованными. Доступнее - порезанные старые курсовые работы студентов, написанные на бумаге в клеточку. Эти листки раздают студентам и объясняют правило – пронумеровать клеточки, строго через одну. В ряд умещается 20 чисел – по числу заданий. Например:

Их сопоставляют с эталоном и отмечают ошибочные ответы чертой под числом, и пишут на карточке общее число ошибок.

Терминологические тесты соответствия дают в форме простой выборки – один правильный из нескольких написанных. Можно разработать такие тесты и множественной выборки, опираясь на синонимичность и омонимичность терминов. Но для этого нужна особая компьютерная СУБД.

Компьютер облегчает создание бумажных тестовых заданий. Для этого надо знать возможности ВОРДа. На основе словаря отобрать все его элементы для разрабатываемого теста, обособить отдельным файлов, разнести по числу тестовых заданий, разъединить категории и определения по спискам №1 и №2, дополнить список №2 пятью терминами, не являющимися синонимами по сравнению с основным составом списка. При недостаточности числа тестовых заданий удвоить их посредством «перемешивания» последовательности определений в списке №1 и категорий списка №2.

Разновидностью тестов соответствия может быть задание на подбор парных категорий: простое - сложное, исходное - производное и т.д.

Методологические тесты следует выделить в особую форму простой и аккордной выборки. В таких тестах нет ошибочных положений. В них следует давать только истинные положения и за­дание сводится к тому, чтобы указать методологическую значимость тех или иных названных в ответах свойств. Например, следует различать фундаментальные, общие и специфические (сущностные) свойства объектов. К перечню свойств объекта можно задать три вопроса на указание фундаментальных, общих и специфических свойств. Такие типы тестов могут быть многочисленны и могут довольно подробно отражать курс изучаемой науки.

Допустим, речь идет об изучении товарного производства. Его изучение предполагает выявление его фундаментальных, общих и специфических (сущностных) свойств по сравнению с натуральным и непосредственно-общественным производством. Можно дать много заданий:

1. Укажите сущностное свойство простого товарного производства (или товарно-денежных отношений, капиталистического производства и т.д.).

2. Укажите фундаментальное свойство товарного производства.

3. Укажите общие свойства натурального и товарного произ­водства.

4. Укажите особенности товарного производства по сравнению с натуральным производством.

5. Укажите исходные свойства товарного производства.

6. Укажите основные свойства товарного производства

Другой пример:

I. Что является исходным в последовательности категорий: деньги, капитал, товар?

II. Что является основным в последовательности категорий: деньги, капитал, товар?

Такие вопросы можно давать и в форме простой выборки, и в форме репродуктивных тестов.

Применение методологической формы тестов предполагает решение давно поставленной проблемы - овладения научной методологией в качестве прямого, непосредственного, сознательного и т.п. метода объяснения объектов. Только в таком случае обучаемым можно донести все эти свойства познаваемых объектов и соответственно использовать эти их знания при контроле.

методологизация тестов

       
 
   
 

 


доля ложных ответов в тестах

3. Построение карточек. Важное значение имеет выбор общей конструкции карточек тестов. Во многом он предопределен используемыми контролирующими устройствами. Можно выделить следующие основные методы построения карточек.

Число и последовательность вопросов программы может быть различными. В одном случае они могут быть постоянными, неизменными. Но они могут быть и изменяющимися. Число вопросов может изменяться случайно из заданного массива, разбитого на подмассивы, число которых равно количеству вопросов в программе. При такой методе может обеспечиваться также фиксированная последовательность вопросов.

В безмашинном контроле применяют только карточки с постоянной последовательностью вопросов. Программы таких тестов могут быть построены двумя методами: подчеркнуть правильное из напечатанного или указать его иным способом.

Широко распространены опознавательные тесты, в которых при ответе обучаемый подчеркивает правильное. Не отвергая правомерности таких тестов, следует иметь в виду их недостаток: необходимость печатания одноразовых карточек. Достоинство метода - отсутствие контрольных карточек.

В преподавании чаще всего используют карточки многоразового пользования с шифровкой ответа. Такие тесты требуют контрольных карточек. При ответе обучаемый записывает номер ответа или код ответа в специальный бланк - контрольную карточку. Подобные тесты позволяют экономить усилия на разработку карточек. В таком случае обучаемый может передать последовательность шифра другому обучаемому.

 

I тип карточки

№1 №2 №3 №4 №5

вопрос вопрос вопрос вопрос вопрос

……….. …………. ………… ………… ………….

Ответы: ответы: ответы: ответы: ответы:

1……. 1……. 1………. 1…….. 1……..

2…… 2…….. 2……… 2……… 2…….

3…… 3……… 3……… 3…….. 3……

 

 


2 тип карточки

Вопросы ответы

1 2 3

№1…………………………

№2…………………………

№3…………………………

И т.д.


Шифровка (кодировка) карточек. При построении карточек необходимо уделять внимание шифровке (кодировке) самих карточек. Число карточек в каждой программе обычно меньше числа студентов, а поэтому одну и ту же карточку (один и тот же вариант) выполняет несколько обучаемых. Поэтому важно обеспечить такую шифровку карточек, чтобы обучаемые не могли определить, кто из присутствующих выполняет тот же самый вариант. Для достижения этого необходимо специально зашифровать карточки каждой программы. Такая шифровка помогает преподавателю работать с ними.

Необходимо строго установить основные формы контроля и их символическое обозначение в карточках, например:

ВК - вступительный контроль;

ОК - оперативный контроль на каждом занятии (по частям темы);

ТК - текущий (темный) контроль;

ПК - повторный контроль (для отработок, при определенных системах);

РК - рубежный (аттестационный) контроль;

ЗК - зачетный контроль (при зачетах в семестре);

ИК - итоговый контроль (экзамены);

ГК - госэкзамены.

Необходимо каждый из них шифровать с указанием разделов. Поэтому буквенная часть шифра будет состоять из двух букв: ОК, ОК, ТК, ТК и т. д. В качестве третьей буквы может быть указана тема. В цифро­вой части шифра надо указывать номер соответствующего контроля. Для этого надо использовать первую одну или две цифры, например, РКСЗ (или РКСОЗ) - рубежный контроль по собственности третья программа. Соответственно, в каждой программе следует указать номер варианта. Разработанное число карточек по каждой теме, например 11 карточек по 3 теме следует таким образом за­шифровать, чтобы студенты, по крайней мере, быстро не осозна­ли номер своей карточки. Для этого выбирают произвольное чис­ло цифр шифра; например 10 цифр, и определяют место, на кото­ром должны стоять цифры вариантов программы. Эти места могут быть одинаковыми по всем темам или различаться у разных тем. Дополняемые же цифры будут условными и различными у разных карточек. В целом шифр карточек может быть построен так: ТКС3198209343. Из них первая цифра указывает номер темы, последующие четыре цифры условны, последующие две цифры - 09 указывают номер карточки (варианта) в программе, а последние три произвольны. Номер варианта написан на 6 и 7 месте. В своих рабочих материалах по каждой теме необходимо показывать структуру шифра и место в них номера карточек с тем, чтобы легко вспомнить его при последующем использовании программы.

При построении карточек необходимо шифровать ответы на вопросы при простой и аккордной выборке. Шифровка может быть различной. Самой простой является шифровка порядковым номером ответа - числом, стоящим перед ответом. В таком случае необходимо обеспечить случайность положения правильного ответа в их списке у всех карточек программы. Существует два метода шифровки ответов: обособленная шифровка ответов каждого вопроса и сквозная шифровка ответов на все вопросы в карточке.

1 вопросI вопрос

1 ответ I ответ

2 ответ 2 ответ

3 ответ 3 ответ

2 вопрос2 вопрос

1ответ 4 ответ

2ответ 5 ответ

……… ………

В технических средствах контроля обычно предусмотрены встроенные коды. К ним обычно даны инструкции, которые объясняют порядок шифровки ответов. Помимо номера вопроса у него име­ется и код, который тем или иным способом вводят в техническое средство контроля. И в таком случае необходимо выдерживать равновероятность расположения места правильного ответа во всех вопросах программы с тем, чтобы обучаемые не могли передать друг другу информацию о номере места правильного ответа.

На основе ряда контролирующих устройств ответ дают не вместе с вопросами и обычно не сразу, а отдельными частями. В таком случае конструкции тестов может быть следующей: вопрос: 1-й элемент ответа, 2-й элемент ответа и т.д. Превознесение некоторыми исследователями только такого способа предъявления тестов, по нашему мнению, не выдерживает критики. В таких тестах имеются не только достоинства.

По каждой теме составляют от I до числа обучаемых группы вариантов. Чем больше число карточек, тем легче гарантировать контрольную функцию программированных заданий и тем труднее реализовать контроль. Эффективный программированный контроль мо­жно обеспечить на основе 4-6 вариантов по теме.

В карточках по теме вопросы могут повторяться и не повто­ряться. Имеются попытки образования множества вариантов карто­чек на основе одного массива в 10 задач.

Недостатки опросных карточек бывают различными: кодирования, по существу вопросов и т.п. В литературе предлагают различные методы их преодоления,

4. Представление карточек обучаемым. Карточки предъявляют обучаемым различно: печатные на бумаге карточки, технические средства диапроекции, телевидение, дисплей и т.д. Печатные карточки также бывают различными: отдельные листки бумаги или брошюрки программ. При многократном испол


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.