Методики по обследованию состояния просодической стороны речи — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методики по обследованию состояния просодической стороны речи

2017-06-09 826
Методики по обследованию состояния просодической стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ходе исследования мы применяли методику исследования восприятия устной речи. Нами были использованы методики Фотековой Т.А., Коненковой И.Д., Спировой Л.Ф. также применяли методику исследования звуко-слоговой системы. Данные методики были несколько модифицированы, были адаптированы под цели исследования. Применялся компьютеризированный вариант данных методик.

На основании анализа литературных данных, разработали задачи и методики исследования. В ходе констатирующего и контрольного этапа мы применяли методики:

- Изучение особенностей звукопроизношения

- Исследование восприятия и дифференциации звуков

-Исследование фонематического восприятия, возможностей проведения анализа, синтеза, фонематических представлений.

- Исследование состояния звукопроизношения на основании звуко-слоговой структуры слов и предложений.

Оценка состояния звукопроизношения проводилась по 5-ти бальной системе.

5 баллов – отличное произношение всех звуков. Произношение звуков в любых ситуациях правильное [17].

4 балла – 1-2 звука ребенок произносит правильно. Звуки, как правило, изолированы и отражены, но иногда подвергаются искажениям или заменам. Замены такие автоматизированы.

3 балла – нарушено произношение 3-5 звуков.

2 балла – искажается примерно 5-6 звуков. Искажение происходит во всех ситуациях речи.

1 балл – искажению подвергается более 10 звуков. Происходит это во всех речевых ситуациях.

Для исследования особенностей восприятия и дифференциации звуков ребенку было предложено выполнить следующие задания:

Задание 1. Ребенку зачитывается ряд слов. При этом логопед просит ответить на вопрос, есть ли в слове определенный звук?

Например, сначала ребенка просят назвать все слова, в которых он обнаружил звук а, б, р, з и другие.

Задание 2. Ребенку необходимо повторить слоги с заданными оппозиционными звуками слове. Логопед зачитывает слова, а ребенок должен их повторять. Например, ба-па-ба; са-ша-са.

Для исследования особенностей дифференциации оппозиционных звуков, предлагается выполнить задание 3. Также проводится работа над правильным звукопроизношением и обогащением словарного запаса ребенка проходит в несколько этапов.

Обогащение словарного запаса. С этой целью словарь ребенка пополняют новыми словами. Также даются новые значения ранее известных слов. Обогащению словаря способствует общеупотребительная лексика. Широко задействуют названия предметов, признаки качества, действия, процессы [18].

Уточнение словаря. Подразумевается проведение стилистической работы. При этом внимание акцентируется на овладении точностью и выразительностью слова, уместность употребления каждого конкретного слова в определенном контексте. Конечной целью является обеспечение устойчивой связи между словом и его значением, ситуацией применения.

Активизация словаря. Перенесение как можно большего объема слов из пассивного неупотребляемого в речи запаса в активный запас, который ребенок регулярно применяет в разговоре. Необходимо применять меры, направленные на включение слов в состав предложения текста.

Устранение нелитературных слов. Работа направлена на перевод нелитературных слов в пассивный словарный запас. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети как можно реже употребляли в разговоре просторечия, а также диалектные и жаргонные слова. Особенно важно это в том случае, если ребенок находится в неблагоприятной языковой среде.

Формирование связной речи. Необходимо следить за тем, чтобы речь была четкой, грамотной. При этом особенно эффективно применение сюжетных картинок, с помощью которых ребенок формирует описательный рассказ. Описательные рассказы не только развивают связную речь, но и способствуют активизации и расширению словарного запаса

Задание 3. Ребенку предлагают ряд картинок. Просят показать ту картинку, которую логопед называет. Материалом исследования служат предметные картинки. Используют квазеомонизмы, например: трава-дрова; сова-софа [19].

Для проведения фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений детям предлагается выполнить следующие задания.

Задание 4. Ребенка просят выделить звуки на фоне слова. Предлагают ряд слов, которые дают возможность выделить заданный звук. Если ребенок услышал нужный звук, следует хлопнуть в ладоши.

Задание 5. Ребенка просят выделить начальный звук в слове. Ребенка инструктируют. Логопед называет слово, затем ребенка просят назвать первый звук, с которого начинается слово.

Задание 6. Ребенка просят выделить конечный звук в слове. Ребенка инструктируют. Логопед называет слово, затем ребенка просят назвать последний звук, которым заканчивается слово.

Задание 7. Ребенка просят определить последовательность звуков в слове и назвать количество звуков в слове.

Задание 8. Ребенка просят составить из заданного количества звуков слово. Ребенок называет различные варианты образования слов из заданных звуков.

Задание 9. Ребенка просят подобрать слово на заданный звук и указать его место в слове.

Задание 10. Составление слова из слогов, связного рассказа из слов.

Результаты и обсуждения

Результаты диагностики детей представлены на рис 1,2,3.

Рис 1. Количество учащихся, получивших заключение городской ПМПК

 
 

 

 


Рис. 2. Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи

Таблица 1 – Количество детей с нарушениями речи.

Учебный год Нарушения дифференциации и восприятия звуков Нарушения фонематического восприятия Нарушения звукопроизношения
       
       
       

 

В настоящее время в ДОУ сформировано 5 специальных коррекционных групп. Количество учащихся с нарушениями речи представлено на рис. 3:

Рис. 3. Количество учащихся с нарушениями речи

Вывод. Анализ результатов диагностики показывает, что с заданиями на развитие фонематического восприятия справились 15 (75%) детей контрольной группы. Частично справились с заданием 7 (35%) детей экспериментальной группы и 4 (20%) детей контрольной группы [24].

С заданием на выполнение фонематического анализа полностью справилось 15 (75%) детей контрольной группы, и 5(25%) контрольной группы справились с фонематическим анализом частично. Трудности встречаются при определении последовательности и количества звуков в слове [25].

С заданием на выполнение фонематического синтеза полностью справились 17(85%) детей контрольной группы. Частично выполнили это задание 3(15%) детей контрольной группы. Эти дети допустили ошибки при составлении слова из звуков, данных в нарушенной последовательности [26].

С заданием, направленным на изучение фонематических представлений, полностью справились 17 (85%) детей контрольной группы. Частично справились с этим заданием 3 (15%) ребенка контрольной группы [23].

По результатам диагностики 35% детей имеют высокий уровень развития фонематических процессов. 60% детей контрольной группы показали средний уровень развития. У 5% детей контрольной группы низкий уровень развития.

 

Проводя количественный анализ результатов исследования, за выполнение каждого задания начисляли определенное количество баллов. Подобный способ оформления позволяет не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребенка [17].

Результаты количественного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 2 - Результаты эксперимента

  1 этап 2 этап (спустя 3 месяца)
Справились с заданием    
Справились частично    
Справились полностью    

 

 

Из представленной таблицы видно, что с заданиями на развитие фонематического восприятия справились 15 (75%) детей контрольной группы. Частично справились с заданием 5 (25%) детей контрольной группы. 7 (35%) не справились с этим заданием, им трудно было повторить за логопедом простую слоговую цепочку, они не слышали звука в слове. Дети не различают звуковые комплексы или слова, состоящие из одних и тех же звуков, поданных в разной последовательности или отличающихся одним звуком, наиболее часто дети неверно указывали на картинку, если в ее названии содержались звуки, отличающиеся по признаку звонкости – глухости.

С заданием, направленным на изучение фонематических представлений, полностью справились 16(80%) детей контрольной группы. Не смогли подобрать слово на заданный звук определенной тематики 4 (20%) ребенка контрольной группы. Полностью не справились с заданием 2(10%) ребенка [18].

Результаты обследования звукопроизношения у детей отражены в таблице 2.

Таблица 3 - Результаты обследования звукопроизношения

  Экспериментальная группа Контрольная группа
Нарушение 1 звука    
Нарушение 2х звуков    
Нарушение 3-х звуков    
Нарушение 4-х звуков    

 

У всех детей экспериментальной группы наблюдалось полиморфное нарушение звукопроизношения. У 1(5%) ребенка экспериментальной группы и 3(15%) детей контрольной группы нарушена одна группа звуков. У 2(10%) детей экспериментальной группы нарушено произношение двух групп звуков, у 15(75%) детей – произношение трех групп звуков, у 2(10%) детей – четырех групп звуков [24].

Заключение

Многие дети умеют абсолютно точно различать и использовать звуки, в совершенстве владеют звуковой стороной речи. Они используют в ходе общения полноценный словарный запас, способны к грамматически правильному построению предложения. Однако этот процесс проходит различные стадии становления и не у всех одинаков. В большинстве случаев этот процесс частично искажается. При подобных искажениях происходит отклонение в речи, при этом ее нормальный ход существенно меняется. Распространено такое явление, как фонетико – фонематическое недоразвитие. Под этим термином подразумевают нарушение в произносительной системе родного языка. При этом происходят измения и отклонения и в других областях речи. Чаще всего наблюдаются дефекты в восприятии и произношении фонем [14].

Полноценное развитие речи подразумевает умение четко различать и произносить звуки, различать их. При этом ребенок овладевает артикуляционным аппаратом, учится правильному построению предложения. Важно умение грамотно выражать свои мысли и строить предложение. Это основные проблемы, которые необходимо решить еще в дошкольном возрасте, до того, как ребенок поступит в школу. Основным показателем того, насколько ребенок готов к поступлению в школу, является именно формирование правильной речи.

Овладение правильным произношением формирует правильное восприятие и правильное понимание происходящей действительности. Является залогом освоения грамоты, формирует умение читать. Необходимо помнить о том, что на основе правильной устной речи формируется письменная речь, и от того, насколько развито фонематическое восприятие напрямую зависит правильность письменной речи. Основная угроза фонематического недоразвития речи заключается в том, что невылеченное своевременно нарушение влечет за собой риск дальнейшего недоразвития фонематического слуха и отставание в развитии. Может возникнуть такая патология, как дисграфия и дислексия. В основе понимания ребенком устной речи лежат условные рефлексы. В основном время формирования основных условных рефлексов приходится на первый год жизни ребенка. Постепенно у ребенка формируются основы понимания речи окружающих. В конце первого года жизни благодаря умению слышать определенные сочетания, различать их формируется навык звуковосприятия, который в дальнейшем осложняется. Некоторую роль в этом играет также зрительный анализатор. Между зрительной и слуховой зоной у ребенка формируется условная связь. Местом ее образования является кора головного мозга. Постепенно восприятие осложняется, в результате усложнения и укрепления условных рефлексов в коре головного мозга [19].

 

 

Список использованной литературы

 

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 272 с.

4. Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением.- СПб:КАРО, 2005. – 365с.

5. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.

6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с.

7. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 218с.

8. Брежнева Е. А., Брежнев Н. В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. М.: Владос, 2008. – 164с.

9. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Посуда: От 2 до 7 лет. - СПб.: Паритет, 2004. - 32с.

10.Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.

11.Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-45.

12.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 2001. 24с.

13.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение. - 1989. - с. 27-29.

14.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. – 528с.

15.Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 276с.

16.Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед - 2004. - № 1. - С. 41-47.

17.Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60.

18.Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1990. – С.49-52

19.Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1975. – 74с.

20.Левина Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. М.: 2007. – 162с.

21.Левина А. Развиваем речь 4-5 года: Тетрадь для занятий взрослых с детьми. – М.: Олма-пресс Экслибрис, 2003. – 125с.

22.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 128с.

23.Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.

24.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховско. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 538с.

25.Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 - №4. – С. 26.

26.Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. - М.: АРКТИ, 2003. - 48 с.

27.Немов Р.С. Психодиагностика. М.: Владос, 2001. - 640с.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.