Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития Японии. Признаки и принципы японского менеджмента : внедрение горизонтальной модели управления; принципы поведения в организации, организация рынка труда, специфика общей мотивации к труду и отношения к лидерству, система оплаты труда; cистема контроля, система управления качеством. Особенности управления персоналом. TPS - преобразование предприятия на принципах бережливого производства. Система 5 S- упорядочение, кайдзен- философия постоянных улучшений. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. и кризис японской модели экономики и управления.
Тема 2.3 Менеджмент в Корее и Китае
Влияние японской управленческой практики на формирование корейской модели менеджмента. Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре. Современная модель менеджмента в Корее. Модель экономического развития в КНР. Особенности китайской деловой культуры. Семейное предпринимательство и семейный менеджмент. Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления. Тенденции в развитии китайской модели менеджмента.
Тема 2.4 Менеджмент в Европе
Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе. Группировка стран Европы по культурным параметрам: страновые кластеры. Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего звена управления. Профиль евроменеджера.
Тема 2.5 Шведская модель менеджмента
Скандинавская модель экономики. Основные социально- экономические показатели. Ценности шведской культуры. Особенности шведской деловой культуры. Стиль менеджмента в шведских организациях. Шведская модель менеджмента и международная практика.
Тема 2.6 Менеджмент в Великобритании
Особенности макроэкономической модели развития. Особенности британской деловой модели. Индивидуализм в британской деловой культуры. Система подготовки менеджеров в Великобритании. Деловая организация. Стиль принятия решений. Профиль британских менеджеров. Британские структуры управления и коммуникация.
Тема 2.7 Менеджмент во Франции
Особенности макроэкономической модели развития Франции. Особенности французской деловой культуры. Статус менеджера. Подготовка и повышение квалификации менеджера. Стиль управления и коммуникации во французской организации. Лидерство и принятие решений во французском менеджменте.
Тема 2.8 Немецкая модель менеджмента
Общая характеристика экономики Германии. Межкультурные особенности делового общения в Германии. Специфика корпоративной культуры на немецком предприятии. Принципы и тенденции в управлении немецким предприятием.
3.3 Тематический план изучения дисциплины
Наименование разделов, тем
| Аудиторная работа, час
| Самостоятельная
работа
| Общий объем часов
|
Л
| Сем.
| Всего
| Часы
| Виды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Культура в сравнительном менеджменте
| 4/2
| 4/0
| 8/2
| 12/24
| -
| 20/26
|
1 Сравнительный менеджмент как научная дисциплина
| 2/1
| 2/0
| 4/1
| 4/9
| ПЗ, СИ
| 8/10
|
1.2 Классификация деловых культур
| 2/1
| 2/0
| 4/1
| 8/15
| ПЗ,
СИ, Э
| 12/16
|
2 Менеджмент в разных регионах мира
| 12/2
| 14/4
| 26/6
| 50/64
| -
| 76/70
|
2.1 Менеджмент в США
| 2/2
| 2/0
| 4/2
| 6/8
| ПЗ, СИ
| 10/10
|
2.2 Японская модель менеджмента
| 4/0
| 4/2
| 8/2
| 4/8
| ПЗ,
СИ
| 12/10
|
2.3 Китайская и корейская модели менеджмента
| 0/0
| 2/0
| 2/0
| 8/8
| ПЗ
СИ
| 10/8
|
2.4 Менеджмент в Европе
| 0/0
| 2/2
| 2/2
| 8/8
| РТ, Э
| 10/10
|
2.5 Шведская модель менеджмента
| 2/0
| 0/0
| 2/0
| 6/8
| СИ
| 8/8
|
2.6 Менеджмент в Великобритании
| 0/0
| 2/0
| 2/0
| 6/8
| ПЗ
| 8/8
|
2.7 Менеджмент во Франции
| 2/0
| 0/0
| 2/0
| 6/8
| ПЗ
| 8/8
|
2.8 Немецкая модель менеджмента
| 2/0
| 2/0
| 4/0
| 6/8
| ПЗ
| 10/8
|
Всего часов:
| 18/4
| 18/4
| 34/8
| 62/88
| -
| 88/96
|
3.4 Самостоятельная работа студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:
· подготовка к семинарским занятиям;
· изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения;
· написание эссе;
· подготовка реферата по актуальным проблемам дисциплины;
· подготовка и сдача зачёта.
Темы эссе
1. Воздействие национальной культуры на организационную структуру и систему управления в компании.
2. Влияние параметра «отношение ко времени» на управленческую практику в разных странах.
3. Влияние религии на особенности менеджмента в разных регионах мира.
4. Значение межкультурной компетентности для современного менеджера.
5. Влияние православных ценностей на корпоративную культуру российских организаций.
6. Особенности подготовки менеджеров в США, Европе, Японии.
Темы рефератов
1. Национальные особенности межличностных коммуникаций в европейских странах.
2. Международные связи Оренбургской области с европейскими странами на современном этапе: экономика, культура.
3. Особенности мотивации в разных странах Европейского региона (не менее 3).
4. Причины, пути решения и предотвращения кросскультурных конфликтов (с использованием) материалов периодической печати.
5. Классификация европейских систем менеджмента по Лессему и Нойбауэру.
6. Особенности проявления ключевых функций менеджмента в Скандинавских странах.
7. Особенности проявления ключевых функций менеджмента в странах Германского кластера.
8. Особенности проявления ключевых функций менеджмента в странах англосаксонского кластера.
9. Особенности проявления ключевых функций менеджмента в странах Латино-европейского кластера.
10.Организационная культура немецких организаций как элемент национального стиля менеджмента.
11. Организационная культура организаций как элемент национального стиля менеджмента.
12.Основные понятия концепции евроменеджмента.
13.Модели экономического развития стран европейского Союза и их влияние на национальную специфику управления (по группам стран).
3.4.3 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного обучения
Наименование разделов, тем
| Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение
| Форма отчетности о результатах СР
|
6 семестр
|
1 Культура в сравнительном менеджменте
| | |
1.1 Сравнительный менеджмент как научная дисциплина
| Методы исследования культурных различий.
| Тематический контроль, зачёт
|
1.2 Классификация деловых культур
| Управление кросс-культурной коммуникацией.. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе. Культура проведения деловых переговоров и заключения контрактов.
| Эссе, зачёт
|
2 Менеджмент в разных регионах мира
| | |
2.1 Менеджмент в США
| Модель университета штата Огайо. Модель Мичиганского университета.
| Тематический контроль, зачёт
|
2.2 Японская модель менеджмента
| Система 5 S- упорядочение- инструмент системы бережливого производства.
| Тематический контроль,
зачёт
|
2.3 Китайская и корейская модели менеджмента
| Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления.
| Тематический контроль, зачёт
|
2.4 Менеджмент в Европе
| Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления.
| Реферат, эссе, зачёт
|
2.5 Шведская модель менеджмента
| Шведская модель менеджмента и международная практика.
| Тематический контроль, зачёт
|
2.6 Менеджмент в Великобритании
| Система подготовки менеджеров в Великобритании
| Тематический контроль, зачёт
|
2.7 Менеджмент во Франции
| Подготовка и повышение квалификации менеджера
| Тематический контроль, зачёт
|
2.8 Немецкая модель менеджмента
| Специфика корпоративной культуры на немецком предприятии.
| Тематический контроль, зачёт
|
Примерный перечень вопросов к зачёту
1. Актуальность изучения дисциплины «Сравнительный менеджмент».
2. Предмет и задачи дисциплины «Сравнительный менеджмент».
3. Национальная культура как источник ценностей и норм в организации.
4. Методы исследований культурных различий.
5. Причины и примеры кросскультурных конфликтов.
6. Классификация культур Р. Льюиса
7. Исследования Г. Хофстеда. Определение особенностей менеджмента в стране по параметрам Хофстеда
8. Взаимосвязь и взаимовлияние типов корпоративной и национальной культуры. Классификация Ф. Трампенаарса.
9. Национальные особенности межличностных коммуникаций.
10. Влияние фактора «отношение ко времени» на корпоративную культуру в разных регионах мира.
11. Влияние американского национального стереотипа на корпоративную культуру организации.
12. Управление в американской организации: общие принципы и особенности
13. Управление персоналом в японских организациях
14. Признаки и принципы японского менеджмента.
15. Сущность TPS-концепции бережливого производства.
16. Основные инструменты концепции бережливого производства.
17. Сущность философии Кайдзен.
18. Модель менеджмента в Северной Корее.
19. Особенности китайской деловой культуры и китайского менеджмента.
20. Профиль евроменеджера. Межкультурная компетентность современного европейского менеджера.
21. Менеджмент в Скандинавских странах.
22. Особенности французской деловой культуры и менеджмента во Франции.
23. Модель менеджмента в Великобритании
24. Особенности корпоративной культуры немецких организаций.
25. Влияние немецкого национального стереотипа на формирование немецкого менеджмента.
26. Классификация европейских систем менеджмента по Лессему и Нойбауэуру.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Основная литература
1. Пивоваров С. Э. Международный менеджмент : учебник для вузов / С. Э. Пивоваров, Л. С. Тарасевич, А. И. Майзель. - СПб. : Питер, 2006. – 647 с.
2. Пивоваров С. Э. Сравнительный менеджмент : учеб. пособие для вузов / под ред. С. Э. Пивоварова. - СПб. : Питер, 2006. - 368 с.
3. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг : учебно-методическое пособие для вузов / Ю. Рот, Г. Коптельцева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. - 223 с.
4.2 Дополнительная литература
1. Бондырева С. К. Коммуникация : от диалога межличностного к диалогу межкультурному : учеб. пособие / С. К. Бондырева, А. А. Мурашов. - М. : МПСИ, 2007 - 383 с.
2. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : учебник для вузов / Грушевицкая Т. Г., Попков В.Д., Садохин А.П. - М. :ЮНИТИ - ДАНА, 2003 - 352 с.
3. Долятовский В. А. Сравнительный менеджмент : учеб. пособие для вузов / В. А. Долятовский.- Ростов н/Д: ИУБиП, 2006 - 158 с.
4. Ключи к немецкому бизнесу : межкультурные аспекты: сборник учебных материалов по межкультурному менеджменту и межкультурным коммуникациям / под. ред. А. Н. Кобышева. - СПб. : Реноме, 2006. -150 с.
5. Льис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис. – М. : Дело,1999 -440 с.
6. Оренбуржье в контексте информационной политики, общественных и внешних связей: ежегодный доклад / под ред. С. Г. Горшенина, 2007 г. - Оренбург. : Издательский центр ОГАУ, 2008. - 252 с.
7. Холден,Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента : учеб. пособие / Н. Дж. Холден. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,2005. -384 с.