Программа и методические указания по изучению курса — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Программа и методические указания по изучению курса



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

Юридический факультет

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ П Р А В О

Программа и методические указания по изучению курса

Составитель – ассистент И.В. Подгаева

К А Л И Н И Н Г Р А Д

 

Экологическое право: Программа и методические указания к изучению курса / Сост. И.В. Подгаева. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.

 

Данное методическое пособие включает программу курса, методические указания к изучению конкретных тем, перечень рекомендуемой специальной литературы и нормативных актов, контрольные вопросы по каждой теме, вопросы для семинарских занятий, примерные темы выпускных квалификационных (дипломных) работ. Обращается внимание на те изменения и новые положения, которые получили закрепление в экологическом законодательстве в последние годы. Приводятся рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению контрольных работ по экологическому праву.

 

Предназначены для студентов всех форм обучения и слушателей отделения ОСП юридического факультета РГУ им. И. Канта, обучающихся по специальности «юриспруденция».

 

 

Составитель – И.В. Подгаева, ассистент кафедры предпринимательского права.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экологическое право является учебной дисциплиной, предназначенной для изучения студентами высших учебных заведений России по специальности «юриспруденция» по дневной, вечерней и заочной системе обучения, а также студентами юридического отделения специальной подготовки по той же специальности. В Государственном образовательном стандарте «Экологическое право» включено в национально-региональный (вузовский) компонент.

Предметом экологического права являются правоотношения, складывающиеся в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, защиты человека и человечества от неблагоприятного воздействия природных факторов, рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Структуру учебной дисциплины составляют отдельные темы, охватывающие наиболее важные институты экологического права. Изучение материала идет от общего к частному: для лучшего усвоения тем, раскрываемых в особенной части дисциплины, первоначально рассматриваются вопросы, включенные в общую часть отрасли права (понятие экологического права, его специфические черты, структура, место и роль экологического права в правовой системе, методы правового регулирования, принципы экологического права, как российского, так и международного; при изучении специфических особенностей экологического законодательства проводится сравнительный анализ источников российского экологического права, экологического права ЕС, некоторых зарубежных государств, изучается опыт кодификации экологического законодательства за рубежом, а также основные тенденции развития российского экологического законодательства на современном этапе. После получения необходимого объема знаний, закрепления полученных навыков на семинарских занятиях, студентам предлагается перейти к изучению особенной части учебной дисциплины, включающей в себя темы, связанные с изучением специфики правовой охраны и использования отдельных природных объектов (земель, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий, а также изучить особенности правового обеспечения экологической безопасности населения при регулировании обращения с опасными веществами, отходами производства и потребления, а также при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Экологическое право как отрасль права тесно связано со многими другими отраслями российского и международного права, поэтому ряд тем может быть предметом изучения Особенной части уголовного, административного, конституционного права и криминологии.

Процесс обучения в рамках дисциплины «Экологическое право» включает лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов со специальной литературой, нормативными актами, материалами судебной практики, выполнение письменных и контрольных работ (для студентов заочного отделения и слушателей отделения ОСП). Лекции в основном носят проблемный характер или обзорно-консультативный характер Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа правовых явлений в области экологии. В целях определения уровня индивидуальных знаний студентов и группы в целом по результатам изучения ими отдельных тем или в целом учебного курса проводится тестирование. Одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном освоении учебного материала являются регулярные, преимущественно индивидуальные, консультации. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами. Завершается изучение курса сдачей экзамена для студентов дневного отделения, заочного отделения и слушателей отделения ОСП.

Изучение экологического права предполагает усвоение необходимого объема знаний о законодательстве, регулирующем многообразие отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Значительное место отводится самостоятельной работе студентов, в ходе которой студент подготавливается к профессиональной деятельности в условиях динамично меняющегося законодательства. Для более глубокой проработки вопросов учебного курса рекомендуется использовать названные после каждой темы учебные пособия, монографические исследования, нормативные акты, а также следить за изменениями законодательства и анализировать судебную практику, связанную с деятельностью субъектов экологических правоотношений.

 

Цели изучения дисциплины

Преподавание учебной дисциплины «Экологическое право» осуществляется на основе комплексного подхода и имеет следующие цели:

1) образовательная (учебная) - прочное усвоение студентами теоретических положений науки экологического права и норм экологического законодательства, их роли в достижении оптимального режима природопользования, обеспечения экологической безопасности, поддержания благоприятной окружающей природной среды;

2) практическая - формирование у студентов умения правильно понимать нормы экологического права и приобретение ими прочных навыков правильного применения этих норм при выполнении служебных обязанностей, в том числе приобретение навыков подготовки соответствующих правовых документов;

3) воспитательная - привитие студентам любви к природе, бережного отношения к природным ресурсам, нетерпимости к нарушениям экологического законодательства.

Ставится также цель научить студентов самостоятельно работать с учебной литературой и нормативными материалом, проявлять инициативу в приобретении знаний, привить им интерес к своей профессии.

Задачи изучения дисциплины

В процессе обучения решаются следующие задачи:

-изучение принципов, приоритетов, экономико-правовых и организационно-правовых механизмов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности, конечным результатом осуществления которых является достижение экономических целей при обеспечении техногенно безопасной и благоприятной окружающей среды и необходимых условий жизнедеятельности человека;

- раскрытиесодержания эколого-правовых проблем природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и их связи с проблемами устойчивого развития России, безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и развития экологического законодательства в условиях рыночных отношений в РФ;

- осознаниетого, что защита экологических прав граждан неотделима от обязанностей каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (именно с позиции диалектического единства прав и обязанностей субъектов в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности рассматриваются вопросы взаимодействия общества и природы);

- анализвзаимосвязи таких категорий, как природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности личности, общества, хозяйствующего субъекта, защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с категориями национальная безопасность России в экологической сфере, в экономической, политической, оборонной и информационной сферах.

После окончания курса студент должен:

-знатьосновы российского экологического законодательства, принципы, важнейшие категории и институты экологического права; международные организационно-правовые механизмы охраны окружающей среды;

-уметьправильно применять экологическое законодательство, совершенствовать практические навыки применения эколого-правовых норм при осуществлении деятельности в самых различных областях, включая экологическое предпринимательство.

Список рекомендуемой учебной литературы по всему курсу:

Анисимов А.П. Экологическое право России. Учебник. Волгоград: Альянс, 2005.

Гейт Н.А. Экологическое право. Учебное пособие. М.: Проспект, 2007.

Гусев Р.К. Экологическое право. Учебное пособие. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебное пособие. М.: Проспект, 2009.

Исмаилова Э.Ю. Практикум по курсу «Экологическое право». М.: Юр Инфор-Пресс, 2006.

Маринченко А.В. Экологическое право. Учебник. М. :Дашков и «К», 2007.

Экологическое право России: Курс лекций/ Под ред. В.Г. Федцова. М.: Издат. Дашков и «К», 2005.

Экологическое право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Высшее образование, 2008.

Прищеп Н.И. Экология: Практикум. М.: Аспект Пресс, 2007.

Толкачев А.Н. Коммерческое право: Практикум, тесты. М.: Перспектива, 2005.

Список используемых сокращений:

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

Ведомости РФ – Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ

Вестник ВАС – Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ФЗ – Федеральный закон

 

ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

 

Тема 1.Социальная обусловленность необходимости правовой охраны окружающей природной среды

Экология как термин. Экологические проблемы: их сущность и причины возникновения, глобальный характер, наиболее злободневные из них (загрязнение Мирового океана, сохранение лесов, контроль за трансграничным перемещением особо опасных веществ и отходов, сохранение биологического разнообразия, сохранение озонового слоя атмосферы). Общая характеристика состояния окружающей природной среды в РФ и в Калининградской области.

Обусловленность экологического права процессами взаимодействия общества и природы. Роль права в регулировании общественных отношений в сфере экологии. Понятие «устойчивого развития» как ключевой составляющей экологической доктрины любого цивилизованного государства. Основные положения Государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития. Экологическая доктрина РФ.

Понятие экологической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации об экологических угрозах национальной безопасности. Пути разрешения экологических проблем.

Методические рекомендации

Начать изучение темы следует с терминов «экология», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность», поскольку в юридической литературе нет единства мнений по вопросу об объеме этих понятий. Практически во всех учебных пособиях по экологическому праву уделено особое внимание злободневным экологическим проблемам, носящим как глобальный характер, так и характерным для Российской Федерации, что подтверждает социальную обусловленность необходимости правовой охраны окружающей природной среды.

В обязательном порядке следует изучить основные положения таких документов, как УП РФ от 04.02.1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 01.04.1996 года № 440 «О Концепции перехода Российской федерации к устойчивому развитию» и от 10.01.2000 года «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 года № 1125-р «Об экологической доктрине Российской Федерации», так как указанные нормативно-правовые акты отражают содержание государственной экологической политики

Рекомендуется также ознакомиться с докладами о состоянии окружающей природной среды, которые ежегодно публикуются как по РФ в целом, так и на уровне субъектов РФ. При этом составление сходных экологических показателей за нескольких следующих друг за другом периодов позволит выявить тенденции (позитивные, негативные, стабильность) в динамике тех или иных явлений в конкретном регионе (Калининградская область в том числе) и в целом по стране. (Возможно использование сведений о состоянии экологической обстановки, полученной из средств массовой информации).

Необходимо исследовать мероприятия, проводимые РФ по реализации Концепции устойчивого развития в стране, проанализировав экологические угрозы национальной безопасности (низкая экологическая культура населения, слабый уровень экологического контроля со стороны государства, чрезмерное развитие сырьевых отраслей промышленности в ущерб наукоемким). Анализируя современное экологическое состояние РФ, следует выявить факторы его обуславливающие (ошибки в проектировании крупных промышленных объектов; последствия испытания оружия массового уничтожения и крупных аварий; недостаточное финансирование экологических программ и мероприятий; отсутствие у предпринимателей мотивации вкладывать средства в ресурсосберегающие и природоохранные технологии; природные факторы).

В ходе изучения специальной литературы следует выделить основные пути разрешения экологических проблем: улучшение финансирования экологических мероприятий; усиление государственного экологического контроля; внедрение новых технологий и экологическое перевооружение действующих предприятий; повышение экологической культуры населения и т.д.

Дополнительная литература

Бобылев С.Н. Цели развития тысячелетия ООН и обеспечения экологической устойчивости России//Экологическое право. 2006. № 1.

Бринчук М.М. Национальные проекты и экологическое право//Экологическое право. 2008. № 3.

Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды//Экологическое право. 2007. № 2.

Выпханова Г.В. Понятие «правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы»//Экологическое право. 2007. № 5.

Дубовик О.А. Формирование экологической политики: история, достижения, тенденции и задачи (анализ теоретического наследия О.С. Колбасова)// Экологическое право. 2007. № 6.

Краснов Е.В., Блажчишин А.И, Шкицкий В.А.Экология Калининградской области. Калининград, 1999.

Миркин Б.М., Наумова А.Г. Устойчивое развитие. М., Унив. КН. 2006.

Нормативные акты

 

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»/ СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 133.

УП РФ от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП. 1994. № 6. Ст. 436.

УПРФ от 1 апреля 1996 года № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //СЗ РФ . 1996. № 15. Ст. 1572.

УП РФ от 10 января 2000 года № 24 «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Дайте характеристику понятию «устойчивое развитие».

2. Какие экологические проблемы создают угрозу национальной безопасности РФ?

3. Перечислите факторы, обуславливающие современное экологическое состояние Российской Федерации, Калининградской области.

4. Дайте правовую характеристику понятия «информационное обеспечение охраны окружающей среды».

5. Какие ключевые вопросы обсуждались на Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.? 6. Чем знаменательна конференция в Йоханнесбурге, прошедшая в 2002 году?

7. В чем выразились главные итоги Стокгольмской конференции 1972 года?

Вопросы к семинару

1. Понятие экологического права как а) отрасли науки; б) отрасли права; в) учебной дисциплины.

2. Принципы экологического права.

3. Методы экологического права.

4. Система экологического права.

Дополнительная литература

 

Винтер Г. Окружающая среда, ресурсы, биосфера. Представления о природе в праве//Экологическое право. 2001.№ 3.

Выпханова Г.В. Развитие понятийного аппарата экологического права под влиянием информационных процессов//Черные дыры в Российском законодательстве. 2007. № 6.

Ефимова Е.И. Развитие эколого-правовой терминологии в эколого-правовых исследованиях// Экологическое право. 2003. № 4.

Игнатьева И.А. Принципы экологического законодательства//Государство и право. 2003. № 9.

Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. Под ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. М.: Ин-т Государства и права РАН, 2005.

Современное экологическое право в России и за рубежом. Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2001.

Шерстюк А.С.Экологическое право. Вопросы теории и методологии анализа. Спб, 2000.

Контрольные вопросы по теме

1. Докажите, что экологическое право – комплексная отрасль российского права.

2. Раскройте содержательную сторону императивного метода. Приведите пример практического применения диспозитивного метода в указанной сфере.

3. Перечислите основные принципы экологического права.

4. Найдите схожие черты у экологического права и конституционного права.

5. Укажите взаимосвязь между экологическим и административным правом.

6. Назовите наиболее известные научные школы, разрабатывающие теоретические основы экологического права.

7. Как вы понимаете принципы: а) приоритета охраны жизни и здоровья человека; б) рационального использования природных ресурсов?

Вопросы к семинару

1. Понятие экологических правоотношений.

2. Нормы экологического права и экологические правоотношения

3. Источники экологического права.

4. Конституция РФ как базовый источник экологического права.

5. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» как головной источник экологического права. Другие законодательные и иные акты РФ в сфере экологии.

6. Соотношение федерального и регионального (Калининградской области) экологического законодательства.

7. Правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.

8. Роль международно-правовых актов в регулировании экологических правоотношений.

Методические рекомендации

При изучении указанной темы необходимо вспомнить теоретические выводы о том, что экологические правоотношения складываются в трех ипостасях: 1) в процессе природопользования; 2) при осуществлении охраны окружающей среды; 3) в целях обеспечения экологической безопасности. В связи с вышесказанным, при усвоении такого элемента как эколого-правовые нормы необходимо классифицировать их исходя из указанных направлений и значимости в регулировании общественных отношений (особенности применения норм-деклараций, норм-дефиниций, норм-принципов, норм-регуляторов).

Существующая классификация отраслей российского законодательства не содержит понятия «экологическое законодательство», но указанный термин широко применяется в науке. Вместе с тем, в Классификаторе правовых актов, одобренном УП РФ от 15 марта 2000 года за № 511 содержится раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды», в котором объединены ключевые правовые институты экологического законодательства. Следует отметить, что ст. 72 Конституции РФ относит вопросы правового регулирования экологических отношений к предметам совместного ведения России и ее субъектов. Как специфические источники экологического права следует рассматривать ратифицированные РФ и СССР правовые акты международного права, которые в силу ст. 15 Конституции РФ обязательны для исполнения и имеют приоритет над федеральными законами. Т.к. в науке отсутствует единый подход к классификации источников экологического права, при ответе необходимо четко мотивировать свою позицию (особенно по проблеме кодификации экологического законодательства).

Дополнительная литература

 

Голиченков А.К. Основные подходы к разработке концепции проекта экологического кодекса РФ// Право и политика. 2000. № 10.

Злотникова Т.В. Экологическое законодательство субъектов Российской Федерации// М., 1999.

Игнатьева И.А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения// Экологическое право. 2008. № 1.

Колбасов О.С. За дальнейшее совершенствование законодательства об охране природы// Экологическое право. 2007. № 3.

Кремер Л. Экологическая политика Европейского Союза/ В кн.: Современное экологическое право в России и за рубежом. Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2001.

Лаврусевич Д.С. Конституция РФ как правовая основа экологического права//Закон и право. 2007. № 10.

Хаустов Д.В. Публично-правовые договоры в природопользовании//Экология и право. 2003. № 4.

 

Нормативные акты

 

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 133.

Вопросы к семинару

1. Что понимается под экологическими правоотношениями?

2. Сформулируйте понятие эколого-правовой нормы.

3. Из каких элементов складывается система экологического законодательства?

4. Каково соотношение федеральных правовых актов и правовых актов субъектов РФ в сфере экологии?

5. Что понимается под «экологизированным» нормативным правовым актом?

6. Какие виды правовых актов охватываются понятием «экологическое законодательство»? Перечислите иные, не относящиеся к законодательству источники экологического права.

7. Назовите ФЗ, регламентирующие общественные отношения в сфере природопользования. Перечислите ФЗ, относящиеся к сфере обеспечения экологической безопасности.

8. Определите роль Конституции РФ в формировании экологического законодательства.

9. Когда международно-правовые акты могут быть реализованы на территории РФ?

10. Определите роль УП РФ и постановлений Правительства РФ в системе экологического законодательства на конкретных примерах. В каких случаях правовые акты федеральных органов исполнительной власти становятся общеобязательными источниками? Приведите конкретные примеры.

11. Как влияют постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ на формирование правоприменительной практики? Какую роль играют решения Конституционного суда РФ применительно к источникам экологического права?

Вопросы к семинару

1. Понятие и виды экологических правоотношений.

2. Субъекты экологических правоотношений.

3.Объекты экологических правоотношений.

4. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

Методические рекомендации

Несмотря па то, что настоящая тема относится к числу теоретических, ее раскрытие возможно только посредством приведения практических примеров, характеризующих содержание экологических правоотношений. Необходимо проанализировать понятие «экологическое правоотношение», установить его основные элементы. Для понимания темы необходимо освоить сложившиеся классификации правоотношений: регулятивные - правоохранительные, материальные - процессуальные, правообязывающие - правоустанавливающие, природоохранные – природоресурсные, а также складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности.

Необходимо проанализировать правовой статус субъектов экологических правоотношений, выявить основные признаки для их деления на публичные и частные, а также рассмотреть классификацию субъектов по признаку объема прав в отношении природных объектов.

Изучая объекты экологических правоотношений, следует отметить особое место среди них объектов окружающей среды, вместе с тем важно научиться вычленять в конкретной ситуации объект экологических правоотношений, который может быть не материальным, а юридическим, не дифференцированным, а интегрированным.

Необходимо понимать значимость тех или иных юридических фактов как оснований возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений. Критерием усвоения темы может служить способность привести практические примеры, характеризующие экологические правоотношения как результат состоявшегося юридического факта того или иного вида.

Дополнительная литература

 

Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. М.: Юристъ. 2004

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 2004.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. М.: ТК Велби, Проспект. 2003.

Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник. М., 2004.

Енисейская Н.А. Субъекты и объекты государственного экологического контроля//Черные дыры в российском законодательстве. 2007. № 1.

Нарушение экологических прав граждан в России. Материал к Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Зеленый мир. 2003. № 3-4.

Тангиев Б.Б. Правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды// Гражданин и право. 2006. № 1.

Третьякова А. Понятие экологических прав граждан по законодательству стран- членов Европейского Союза//Экологическое право. 2002. № 1.

Контрольные вопросы по теме

1. Назовите элементы экологических правоотношений.

2. В чем заключается различие между: а) регулятивными и природоохранительными правоотношениями; б) материальными и процессуальными правоотношениями; в) правоустанавливающими и правообязывающими правоотношениями?

3. Назовите публичных субъектов экологических правоотношений (почему их так именуют?) Перечислите субъектов, относящихся к категории частных (объясните смысл такого наименования).

4. Назовите основные объекты охраны окружающей среды. Какие из них подлежат особой охране? Является ли перечень объектов экологических правоотношений закрытым? Приведите примеры объектов экологических правоотношений, не относящихся к объектам охраны окружающей среды.

5. Приведите пример, когда в качестве оснований возникновения, изменения либо прекращения экологических правоотношений выступает: а) событие; б) явление; в) бездействие; г) действие; д) решение государственного органа; е) судебное решение.

Вопросы к семинару

1.Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы.

2. Право собственности на природные объекты и ресурсы.

3. Понятие права природопользования.

4. Виды права природопользования.

5. Правовой статус природопользователей (специфика прав и обязанностей).

6. Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Методические рекомендации

Данная тема дополняет полученные студентами знания при изучении таких гражданско - правовых институтов, как право собственности и иные вещные права с учетом особенностей, присущих природным объектам и ресурсам. Общие требования к формам собственности на природные ресурсы закреплены в ст. 9 и ст. 36 Конституции РФ, специфика нашла отражение в федеральном природоресурсном законодательстве.

Правовая природа иных вещных прав на природные объекты и ресурсы (аренда, право пользования, сервитут и др.) также определена нормами ГК РФ, однако имеет свою специфику, которая также отражена в федеральных природоресурсных законодательных актах.

При исследовании особенностей осуществления различных видов природопользования необходимо учитывать цели его осуществления (так использование природных объектов при осуществлении производственной или иной хозяйственной деятельности, как правило, требует получения лицензии или иного разрешения специально уполномоченного органа.). При этом следует учитывать, что лицензированию (иному разрешительному порядку) в силу ст. 49 ГК РФ может подвергаться только та деятельность, которая прямо указана в ФЗ.

Кроме того, отдельные виды природопользования могут возникнуть только при наличии заключенного договора с уполномоченным на то органом.

Непосредственные права и обязанности природопользователей отражены в конкретных природоресурсных законах, условия права природопользования отражаются также в выдаваемых лицензиях (иных разрешениях) и заключаемых договорах на природопользование.

Дополнительная литература

 

Алиев О.К. Право собственности на природные ресурсы//Юрист. 2006. № 3

Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000.

Крассов О.И. Право собственности на леса// Экологическое право. 2006. № 2.

Крассов О.И. Право собственности на леса// Экологическое право. 2006. № 3.

Сиваков Д.О. Еще раз о праве собственности на природные ресурсы// Законодательство и экономика. 2006. № 6.

Устюкова В.В. Общая собственность граждан на земельные участки сельскохозяйственного назначения: миф или реальность?//Экологическое право. 2007. № 2.

 

Нормативные акты

Конституция РФ. Ст. 8, 9, 36, 42

Гражданский Кодекс РФ. Ч. I. Гл. 13, 17, Ч. II. Гл. 34, Ст. 606-616, Гл. 36

Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ.С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

Водный кодекс РФ от 03 июня 2006 года. С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381

Земельный кодекс РФ 25 октября 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.//СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1. С последующими изменениями и дополнениями.//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ.1995. № 17.Ст. 1462.

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1995. № 12

ФЗ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Что вам известно об исключительном праве государственной собственности на природные объекты и ресурсы? Какие природные объекты и ресурсы могут находиться в собственности субъектов РФ?

2. Назовите природные объекты и ресурсы, которые могут находиться в муниципальной собственности.

3. Назовите природные объекты и ресурсы, которые могут находиться в частной собственности. Дайте характеристику институту права собственности на продукцию природного происхождения как результат правомерного пользования природными объектами.

4. Назовите основные черты права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком? Кому может быть предоставлен земельный участок на указанном праве?

5. Назовите виды пользования недрами и сроки, на которые недра предоставляются в пользование.

6. Какие виды возмездного пользования водными объектами вам известны? Дайте правовую характеристику понятия «Специальное водопользование».

7. Какие природные объекты и ресурсы могут быть переданы в аренду?

8. Какие природные объекты могут быть переданы в безвозмездное срочное пользование?

 

 

Вопросы к семинару

1. Органы управления охраной окружающей среды и природопользования (понятие, структура, полномочия).

2. Экологический контроль (понятие, задачи, виды: государственный, общественный).

3. Мониторинг окружающей природной среды.

4. Экологическая экспертиза (понятие, принципы, объекты, государственная экологическая экспертиза, общественная экологическая экспертиза).

5 . Правовое регулирование экологического аудита.

6. Правовое регулирование ОВОС.

7. Государственный статистический учет в области охраны окружающей среды (государственные кадастры природных ресурсов, регистры, реестры)

Методические рекомендации

Государство обеспечивает свое участие в регулировании большинствавопросов, связанных с охраной окружающей среды, что обусловлено необходимостью обеспечения экологической безопасности граждан и потребностью не допустить истощение природных ресурсов.

Ключевые положения, устанавливающие зоны ответственности государственной власти на федеральном и на региональном уровнях, закреплены в ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ. Предметы ведения в рассматриваемой сфере между федеральной, региональной и местной властью распределены на законодательном уровне в ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ФЗ «Об отходах производства и потребления» и др.

Управление в экологической сфере осуществляется органами исполнительной власти, систему которых, исходя из объема выполняемых ими задач, составляют органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, ряд министерств РФ, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ) и органы специальной компетенции (система которых на федеральном уровне определяется указами Президента РФ и периодически подвергается изменениям.) Студентам необходимо четко ориентироваться в современном состоянии системы органов специальной компетенции и уметь охарактеризовать сферу деятельности каждого из них.

Ознакомление с нормами ст. 19-32, 63 ФЗ «Об охране окружающей среды» и изучение рекомендованной специальной литературы позволит изучить специфику осуществления отдельных функций государственного управления в отношении конкретных природных объектов и ресурсов и раскрыть содержание конкретной функции.

Изучение ст. 64-69 ФЗ «Об охране окружающей среды» позволит четко разграничить задачи и компетенцию субъектов, осуществляющих различные виды экологического контроля. При этом следует особое внимание уделить анализу полномочий государственных инспекторов, осуществляющих экологический контроль: а) т.к. функции государственного экологического контроля на федеральном уровне возложены на органы Росприроднадзора и Ростехнадзора, необходимо четко различать объекты, контролируемые указанными органами; б) так как государственный экологический контроль делится на федеральный и региональный, необходимо четко представлять себе объекты экологического контроля на каждом из уровней.

Дополнительная литература

 

Жочкина И.Н. Правовой механизм управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды//Право и образование.




Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.