Особенности употребления детьми — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности употребления детьми

2017-06-09 236
Особенности употребления детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Старшего дошкольного возраста

Образных средств языка

 

Изучение особенностей употребления детьми образных средств языка проводилось в дошкольных учреждениях № 10 и № 35 г. Орла. Экспериментом было охвачено 65 детей шестого года жизни.

Остановимся на наиболее значимых особенностях речи детей, выявленных в процессе диагностики.

По итогам выполнения задания на выявление степени сформированности у детей умений элементарного анализа содержания и фор­мы литературных произведений (I серия заданий) были получены следующие результаты. Большинство дошкольников (85,6%) пра­вильно определили жанр сказки, 64,3% — стихотворения, 64,3% — рассказа.

Дети выделяли, как правило, только одну особенность предлагае­мого жанра. Часто для выполнения этого задания была необходима помощь взрослого. Дошкольники указывали, что в сказках — «слова сказочные», «звери разговаривают», «есть волшебство, неправда», «та­кого не может быть в жизни», «случаются разные чудеса», «в конце есть слова «жить-поживать», а в начале «жили-были», «нет автора сказки, она русская народная», «в сказках герои превращаются, а в рас­сказах нет», «блин не живой, он ходить не может». В рассказах — «все — правда», «все по-настоящему», «нет чудес», «нет слов «жили-были». В стихотворениях — «есть рифма», «слова похожи», «как песня», «стихотворение молено выучить», «слова складно, красиво говорятся»;

Средства образной выразительности языка дошкольники вычле­няли в текстах редко. Чаше всего дети указывали на сравнения и мета­фору. В сказках отмечали следующие выразительные средства: «горева­ли», «масленый бок», «Лиса Патрикеевна». В рассказе — «коток», «шубка шелковая», «лапки стальные», «ушки чутки, зубки-то кривые», «лапки бархатные», «Васька — серенький лобок», «ласков Вася». В стихотворе­нии — «звезда кристальная», «сильная, смелая», «снежинка чистая», «сне­жинка смелая, лучистая», «смелая снежинка, светло-пушистая».

С целью выявления умений использовать выразительные средства языка в связных высказываниях, дошкольникам было предложено придумать рассказ или сказку.

25% детей самостоятельно определяли жанр своего высказыва­ния и строили монолог в соответствии с ним. 41,7% — не учитывали особенности выбранного жанра. В 33,5% случаев дети лишь переска­зывали уже известные произведения («Репка», «Колобок»).

Самостоятельно выбирали тему высказывания и давали ему название 16,7% испытуемых. Остальным была необходима помощь взрос­лого.

Дети сочиняли монологи описательного и сюжетного характера. В описаниях прослеживалась определенная последовательность: осо­бенности внешнего вида героя, его привычек, отношение автора к нему. Например,

 

Попугай Кеша

Кеша голубого цвета, черные точки на крыльях. Он поет песни. Он вылетает из клетки, летает по комнате, хлопает крыльями, чирика­ет. Мне Кеша очень нравится.

Савва К.

Мой Рекс

Мой Рекс черного цвета. Он очень большой, но умный. Он как поли­цейский, все находит. Рекс очень добрый. Я его люблю.

Артем 3.

Сюжетные монологи чаще всего имели вид волшебных сказок или сказок о животных. Например,

 

Баба-Яга

Жила-была Машенька, бабушка и дедушка. Жила-была Баба Яга. А у Машеньки был братец. Они не слушались родителей, и они их отпра­вили в лес, сказали: «Идите куда хотите». Шли они, шли и увидели по дороге избушку на курьих ножках. Машенька попросила избушку повер­нуться. Избушка повернулась. Из нее выглянула баба-Яга и сказала: «Заходите ко мне». Дети зашли. Баба-Яга сказала: «Яуже сыта, ло­житесь спать». Легли дети спать. И чуть-чуть когда посветлело, дети открыли избушку и убежали. Баба-Яга проснулась, детей нет. Полетела за ними. Но дети успели добежать до дома.

Саша К.

Кот

Однажды кот пошел в лес собирать грибы. И встретил ежика и не понял, что ежик собирает. Кот спросил: «Что ты ежик тут собираешь?»

А ежик сказал: «Я собираю яблоки. Хочешь, угощу тебя яблоком, а ты меня грибом». Они угостили друг друга и пошли дальше по своим делам.

Рома К.

Куколка

Жила-была куколка, и пошла она на улицу. На улице она стала ка­чаться на качелях, а потом куколка пошла домой. А когда настал ве­чер, она опять вышла на улицу, но уже с конфетами, поделилась с другими куколками, а потом она ушла опять домой, приготовила ужин и легла спать.

Аня И.

 

В ряде высказываний прослеживалось влияние знакомых детям произведений. Например, сказка, придуманная Сережей К., похожа на рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным».

 

Машенька

Жила-была Машенька. Она не любила есть кашу. Однажды мама отвернулась, а Маша выкинула кашу в окошко и попала на тетю, а тетя пришла и очень ругалась, что у них такая плохая дочка и не любит кашу.

Сережа К.

 

Некоторые рассказы характеризовались перечислением действий, без подробного описания происходящих событий. Они состояли из нескольких предложений, поэтому не имели выраженной структу­ры (начала, середины, конца). Например,

 

Про Ивана

Он скакал на лошади, он упал, потом встал и опять поехал на ло­шади в замок за царевной. Он ее из замка не освободил, потому что там был богатырь, и он не разрешил ей выходить,

Саша К.

Лиса и волк

Лиса пошла на охоту, а волк охотился за лисой. Волк хотел лису поймать в мешок, а она поймала его за хвост.

Настя Г.

Про человека-паука

Человек-паук пускает паутину, может ползать и всех спасает от злодеев, бандитов. Он может всю свою силу использовать на других.

Виталий П.

 

В 41,7% монологов наблюдалось нарушение логической после­довательности, причинно-следственных связей и зависимостей. На­пример,

 

Ехал в садик на самокате

Когда все дети гуляли, я ехал на самокате в садик. Потом я затор­мозил и остановился возле своей группы. Отдал маме самокат, ее имя — Жанна Алексеевна, а я — Александр Сергеевич, а папу зовут Сережа. Мама поехала на самокате, мне ее очень жалко было, когда она ногу поранила. Мама приехала домой, поставила самокат в кладовку, оде­лась, накрасилась и пошла на работу. Я пошел на участок, поздоровал­ся с ребятами, я был в джинсовом пиджаке и в джинсах. Мы играли-играли, бегали-бегали и пошли в группу, там поели и легли отдыхать.

Саша Ж.

Некоторые дети только перечисляли факты, которые могли бы быть в придуманном монологе. Например, «Как он ходил к людоеду, людоед превратился в лягушку, и Леопольд его съел».

В целом, для высказываний дошкольников характерно использо­вание простых распространенных предложений, реже сложносочи­ненных и сложноподчиненных, употребление однотипных синтак­сических конструкций. В ряде случаев встречались предложения с инверсией. Например, «Жила-была Машенька», «Шли они, шли», «Легли дети спать...». Другие синтаксические фигуры не употребля­лись. Основное средство соединения предложений в тексте — место­именная цепная связь (Мой Рекс черного цвета. Он очень большой, по умный).

Иногда дошкольники допускали ошибки (как семантические, так и структурные) в построении предложений: «Он может всю свою силу использовать на других», «Он, когда скакал на лошади, он упал, потом встал и опять поехал на лошади в замок за царевной».

Речь детей в 83,3% случаев интонационно не выразительна. Не­смотря на то, что 71,7% дошкольников использовали в высказыва­ниях некоторые лексические средства выразительности («мы играли-играли», «бегали-бегали»), в целом, их высказывания бедны образными средствами.

Дошкольники испытывают затруднения в самостоятельном пост­роении высказываний. В 75% случаев воспитатель помогал придумать монолог, корректировал ошибки и устранял затруднения, возника­ющие у детей (наводящими вопросами, подсказыванием и т.д.).

Объясняя значение фразеологизмов, предложенных в изолирован­ном виде, дошкольники либо молчали, либо ориентировались на их прямое значение, буквальный смысл. Например,

Сломя голову — «голова поломалась», «голова оторвана».

Не разлить водой — «вода будет плескаться из ведра», «не надо бежать, чтоб воду не разлить», «вода везде течет».

Поминай как звали - «не помнит как звали», «зовут мальчика», «зовут, а он не идет».

Как воды в рот набрал — «напиться воды», «хочет пить».

Заваривать кашу — «кашу варит», «чтобы было, что поесть».

Клевать носом — «когда птица ест клювом», «.нос как клюв».

 

Наибольшие трудности вызвали фразеологизмы заваривать кашу, поминай как звали: в их толковании допускалось больше всего ошибок.

Однако, если объяснить изолированный фразеологизм дети не могли, то текст часто помогал им выполнить задание. Например, встречались такие объяснения фразеологизмов, предъявляемых в тексте.

След простыл — «значит, мальчик уже ушел», «мальчика уже нет».

За тридевять земель — «далеко», «где-то далеко в лесах».

Сломя голову — «куда-то нужно быстро бежать», «бежать быст­ро, задрав голову», «бежит, спешит».

Как воды в рот набрал — «когда молчать надо», «ничего не говорит».

Тише едешь — дальше будешь — «нельзя торопиться. Вот Саша торопился и цифры написал неправильно, а Вика раньше всех одевает­ся, но плохо».

 

Самостоятельно включить фразеологический оборот в текст смогли в разных группах от 5% до 20% детей. Приведем примеры таких выс­казываний.

— Чебурашка играл с Геной и бегал сломя голову (Саша Г.).

— Девочка шла из сада, потом побежала сломя голову (Полина К.).

— Когда со мной пытаются заговаривать посторонние, я как воды в рот набрала (Даша А.).

— Мальчики дружили, их водой не разольешь (Илья А.).

— Гуляли две девочки. Они были вместе. Мама сказала: «Их водой не разольешь» (Настя Р.).

— Мама готовила ужин, а я ушла гулять и поминай как звали (Настя Р.).

— Папа ушел в парикмахерскую и поминай как звали (Коля В.).

Не все дети правильно называли антонимы к словам, изолирован­ным и предъявляемым в тексте. Наблюдались следующие особенно­сти:

1) смешение параметрических шкал. Например,

длинный — узкий, низкий

радуется — злится

умный — злой

Принцесса красивая, а Баба-Яга — старая, грязная, злая.

 

2) употребление слов с частицей не. Например,

радуется — не радуется

светло — не светло

грустит — не грустит.

Когда ученик получает «5», он радуется, а когда «2» — не радуется.

Принцесса красивая, а Баба-Яга — некрасивая.

Доктор Айболит добрый, а Бармалей — недобрый.

 

3) использование общеоценочной лексики. Например,

умный — хороший

Принцесса красивая, а Баба-Яга — плохая.

 

4) объяснение противоположного значение слова без употребле­ния необходимой семантической единицы. Например,

умный — не думает.

 

Контекст не всегда помогал верно выполнить задание, хотя ко­личество неправильно названных антонимов в этом случае значи­тельно сократилось. Наименьшие трудности вызвали слова тихо (гром­ко), сидеть (стоять) и словосочетания «Ночью темно, а днем светло», «Доктор Айболит добрый, а Бармалей злой», «Черепаха движется мед­ленно, а кенгуру быстро».

Часть дошкольников показала умения подбирать синонимы к сло­вам и словосочетаниям. Например,

радуется — веселится, смеется, улыбается, хохочет

плачет —ревет, рыдает, грустит, хнычет, ноет, горюет, голосит, страдает

красивый — нарядный, прекрасный, ненаглядный

дети — ребята, мальчики и девочки, малыши

искусный мастер — умелый, умелец, мастер на все руки, умелые ручки

верный друг — настоящий

ветхая избушка —старая, дырявая, сломанная.

 

Вместе с тем, дети часто:

1) использовали общеоценочную лексику. Например, верный друг —хороший

искусный мастер —хороший красивый —хороший ветхая избушка — плохая;

2) употребляли превосходную степень сравнения имен прилага­тельных. Например, красивый — очень красивый;

3) подменяли одно понятие другим. Например, красивый —ласковый

искусный мастер —уважаемый, сильный

верный друг — смелый, заботливый, умный

ветхая избушка —ужасная, некрасивая, страшная;

4) подбирали слова по ассоциации. Например, верный друг — собака, брат, помощник;

5) использовали словообразовательные варианты. Например, дети — детишки, детки.

Изучение особенностей понимания переносного значения и много­значности слов проводилось в игре «Дополни предложение». Напри­мер, «Ручей мелкий, а речка Ягоды смородины мелкие, а клубни­ки». Было обнаружено, что дети смешивали некоторые понятия, например, вместо слова глубокий употребляли широкий, узкий, боль­шой, вместо сухая — теплая, солнечная и т.п.

Выявление особенностей понимания многозначности осуществ­лялось в игре «О чем можно сказать: бежит, растет, плывет, тяже­лый, золотой». Чаще всего дети подбирали такие слова:

Бежит - человек, животное, автобус, ручей, вода, облако, время, туча;

Растет — дерево, трава, цветы, человек;

Плывет —рыба, человек, корабль, лебедь;

Тяжелый — (-ое,-ая) — сумка, камень;

Золотой (-ая, -ое) — кольцо, цепочка.

 

Очевидно, что дошкольники чаще всего называли слова, ориен­тируясь только на одно его смысловое значение. Например, к прила­гательному «золотой» подбирали слова «руки», «характер» лишь в единичных случаях. На вопрос экспериментатора «Золотые руки — это какие?» отвечали «Сделаны из золота». Наиболее разнообразные ответы были получены на слово «бежит».

В задании на различение смысловых оттенков слов, образованных с помощью суффиксов, детей спрашивали и предлагали образец: «Как можно сказать о руке, если это рука ребенка (рученька)? Если великана (ручища)?». Дошкольники лучше справились с подбором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например,

-еньк —рученька

-к —ручка

-очк — горочка

-ок — ветерок

-ик — усики, домик.

 

Образование слов с увеличительным суффиксом -ищ вызвало затруднения: дошкольники либо отказывались от ответа, либо пред­лагали такие, которые не соответствовали предлагаемому заданию, но по лексическому значению могли бы быть правильными. На­пример,

ветер — вьюга, сильный ветер, ураган

дом — огромный дом.

 

Объясняя смысл пословиц, 44,7% детей ориентировались на по­верхностный, единичный смысл. Например,

Тише едешь - дальше будешь — «когда быстро едешь, можно раз­биться», «когда человеку тяжело, он тихо едет», «когда быстро едешь, то может случиться авария, и много времени уйдет на ГАИ».

Любишь кататься — люби и саночки возить — «сам катаешься, а другим не даешь», «любит санки», «надо санки возить».

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь — «не надо бегать за двумя зайцами, они убегут», «бегать за двумя не надо, надо за одним», «кто не любит бегать, тот никого не поймает».

 

Лишь 5,3% старших дошкольников смогли объяснить обобщен­ный смысл пословиц. Например,

Тише едешь — дальше будешь — «не надо спешить».

Любишь кататься — люби и саночки возить — «не надо лениться», «когда человек ленится, ему так говорят».

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь — «надо браться за одно дело, а то, если за много, то вообще ничего не получится», «надо делать одно дело», «не надо делать сразу много всего».

 

50 % детей совсем не справились с заданием: они отказывались отвечать или молчали.

Выделенные особенности не сопоставлялись с характеристиками речи детей, описанными в различных экспериментальных работах. Они присущи детям старшего дошкольного возраста указанных дош­кольных образовательных учреждений и являются основой для опреде­ления направлений и этапов работы над образностью речи именно с этими детьми, для обоснования условий и средств формирования образности речи в этих ДОУ, определения содержания работы в каж­дой из экспериментальных групп.

В дальнейшем проводилась систематическая работа по анализу особенностей развития образности речи у детей дошкольного возра­ста и выявлению условий для совершенствования этой важной со­ставляющей процесса усвоения родного языка на базе эксперимен­тальных дошкольных учреждений.

 

Тексты произведений художественной литературы, используемые при обследовании образной речи у детей

 

 

Васька

К.Д. Ушинский

 

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то боль­шие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

 

Заяц-Хвастун

Русская народная сказка

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой го­лодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воро­вать, видит — там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвас­тать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке воро­не, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает — надо бы вороне помочь.

А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выби­лись из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну,— говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец.

 

 

Летят снежные пушинки

В. Архангельский

Пришла зима. С Севера подул студеный ветер, и с неба посы­пались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

 

 

Крылатый, мохнатый и масленый

Русская народная сказка

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три брат­ца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со ско­вороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою ра­боту делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зе­рен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся.

Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны! А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Аи, каша, ну и каша — горазд горяча! А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю - хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, ната­щу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, кры­лышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок повернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжелой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить. Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет: Прыг-скок, Прыг-скок, Я - масленый бок, На сметане мешен, На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я - масленый бок!

На сметане мешен, На маслице жарен!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

- Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

- На охоту.

- А какую ты, блинок, песенку поешь? Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметане мешен,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

На сметане мешен,

На маслице жарен!

Побежал дальше, а навстречу ему опять Лиса Патрикеевна. Ты куда,-блинок, бежишь-спешишь?

- На охоту.

- А какую ты, блинок, песенку поешь? Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметане мешен,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

На сметане мешен,

На маслице жарен!

- Хорошо поешь, - говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. - Так, говоришь, на сметане мешен?

А блин ей:

- На сметане да с сахаром! А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем, тебя, проглочу, тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался — бок в зубах оставил, домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!

Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей, на завалинке.— клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у нее по­вылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей от стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносит, мышь дрова рубит, а блин щи да кашу'варит. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

 

 

Снежинка

К. Бальмонт

 

Светло-пушистая, Лазурь чудесную

Снежинка белая, Она покинула,

Какая чистая, Себя в безвестную

Какая смелая! Страну низринула.

Дорогой бурною В лучах блистающих

Легко проносится, Скользит, умелая,

Не в высь лазурную, Средь хлопьев тающих

На небо просится. Сохранно-белая.

 

 

Прощальная игра

Дж. Чиарди

 

А вот прощальная игра... А ты ответишь:

Нам книгу НИЗКО.

Закрывать пора; Скажу я слово

Мы все надеемся, ДАЛЕКО,

Что с ней А ты ответишь:

Ты стал …!

Немножечко умней, Скажу я слово

Узнал ты много ПОТОЛОК,

Слов смешных А ты ответишь:

И много …!

Всяких всячин, Скажу я слово

И, если ты ПОТЕРЯЛ,

Запомнил их, И скажешь ты;

Не зря …!

Твой день потрачен. Скажу тебе я слово

И нам с тобой ТРУС,

Пришел черед Ответишь ты:

Сыграть в игру ХРАБРЕЦ.

«НАОБОРОТ»" Теперь НАЧАЛО я скажу, -

Скажу я слово Ну, отвечай:

ВЫСОКО,...!

 

 

Лиса Патрикеевна

К.Д. Ушинский

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на групп жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кла­довые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.

Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

 

 

У страха глаза велики

Русская народная сказка

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра боль­шие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца.

Назад идут — у бабушки вода тре-е-х, пл-е-ех! У внучки — трех! плех! У курочки — трех-трех! Плех — плех! У мышки — трех-трех-трех! плех-плех-плех!

Вот раз наши водоносы за водой пошли. Воды набрали, идут до­мой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку кач­нул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка да нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк-то какой страшный на меня на­скочил!»

Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкра­лась, чуть не сцапала!»

А мышка из под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет и то видят».

 

 

Белая Береза

С. Есенин

 

Белая береза И стоит береза

Под моим окном В сонной тишине,

Принакрылась снегом, И горят снежинки

Точно серебром. В золотом огне.

На пушистых ветках А заря, лениво

Снежною каймой Обходя кругом,

Распустились кисти Обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.

 

 

Про овощи

Н. Кончаловская

 

Жил один садовод, Но когда садовод

Он развел огород, Нас позвал в огород,

Подготовил старательно грядки. Мы взглянули, и все закричали:

Он принес чемодан, - Никогда и нигде,

Полный разных семян, Ни в земле, пи в воде

Но смешались они в беспорядке. Мы таких овощей не встречали!

Наступила весна, Сельдерошек поспел,

И взошли семена - И моркофель дозрел,

Садовод любовался на всходы. Стал уже осыпаться спаржовник.

Утром их поливал, А таких баклачков

На ночь их укрывал Да мохнатых стручков

И берег от холодной погоды. Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли, Показал садовод

Но решить не могли, Нам такой огород,

Как же быть с овощами такими? Где на грядках, засеянных густо,

То ли жарить их нам, Огурбузы росли,

То ли парить их нам?.. Помидыни росли,

Ну и съели их просто сырыми! Редисвекла, чеслук и репуста.

 

 

Смеянцы

Г. Сапгир

 

В стране Хохотании Пусть слово не ново

Жили смеянцы. И шутка стара -

Любили смеянцы Смеяться готовы

Веселье и танцы, Они до утра.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.