ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом и семинарскими занятиями, является неотъемлемой частью изучения курса конфликтологии.
Для организации самостоятельной работы студентов по изучению курса конфликтологии кафедрой подготовлены два пособия:
КОНФЛИКТОЛОГИЯ:
1. Качалова, Н. Г. Конфликтология : учеб. пособие / Н. Г. Качалова ; М-во образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т, Ин-т практ. психологии и социологии. - Екатеринбург : [Издательство УрГЭУ], 2008. - 142с.
2. Конфликтология: Методическое пособие по организации самостоятельной работы для студентов дневного отделения. Екатеринбург, 2015 .
[Электр. ресурс] // http: www.usue.ru. Портал электронных образовательных ресурсов. Открытый сайт кафедры социологии и психологии.
Методическое пособие (далее – МПОСР) составлено с учетом требований ФГОС 3-го поколения. Темы самостоятельной работы, представленные в нем, не повторяют тем лекционного курса и семинарских занятий. Проблемы конфликтологии изучаются на основе психологических и социологических подходов. Каждую тему предваряют цели и задачи, соотнесенные с компетенциями, которые требуется сформировать у студентов, а также подробные методические рекомендации.
Обоснование затрат времени на самостоятельную работу студентов (СРС) Суммарный объем часов на СРС (дневное отделение) составляет 12 часов.
| № п/п
| Виды самостоятельной работы
|
|
| Расчетная трудоемкость СРС по
|
|
|
|
|
|
|
| нормам, час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повторение и изучение материала лекций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка
| домашнего
| задания
| с
| 0, 25 х 8= 2
|
|
|
| упражнениями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к текущему контролю
|
| 0,1 х 10=1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к зачёту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарный объем часов на СРС (заочное отделение) составляет 62 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| № п/п
| Виды самостоятельной работы
|
|
| Расчетная трудоемкость СРС по
|
|
|
|
|
|
|
| нормам, час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повторение и изучение материала лекций
|
| 0,25 х 2= 0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическим занятиям
|
| 0, 7х 6 = 4,2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполнение
| упражнений с
| домашними
| 9,0 х 5=45
|
|
|
|
| заданиями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Написание эссе (реферата)
|
|
| 1, 0 х 4= 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к зачёту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1 Содержание самостоятельной работы студентов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ссылка на
|
|
Тема
|
|
| Виды работ
|
|
|
| методические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| рекомендации
|
|
Тема1.
|
|
|
| 1.изучение
| понятийного
| аппарата
| темы,
| МПОСР:
|
|
Конфликтология
| лекционного материала, глав рекомендованных
| 1.Задание 1-3
|
|
как наука
|
| учебников и дополнительных источников;
|
|
|
|
| 2.Приложение
|
|
|
|
|
| 2.выполнение заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема
|
|
| 1.изучение
| понятийного
| аппарата
| темы,
| МПОСР:
|
|
Конфликт
| как
| лекционного материала, глав рекомендованных
| 1.Задание 1-3
|
|
социально-
|
| учебников и дополнительных источников;
|
|
|
|
| 2.Приложение
|
|
психологическое
| 2.выполнение заданий
|
|
|
|
|
явление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема
|
|
| 1.изучение
| понятийного
| аппарата
| темы,
| МПОСР:
|
|
Этапы
|
| развития
| лекционного материала, глав рекомендованных
| 1.Задание 1-5
|
|
конфликта
|
| учебников и дополнительных источников;
|
|
|
|
| 2.Приложение
|
|
|
|
|
| 2.выполнение заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6
|
| 1.изучение
| понятийного
| аппарата
| темы,
| МПОСР:
|
|
Этнические
|
| лекционного материала, глав рекомендованных
| 1.Задание 1-4
|
|
конфликты
|
| учебников и дополнительных источников;
|
|
|
|
| 2.Приложение
|
|
|
|
|
| 2.выполнение заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8
|
| 1.изучение
| понятийного
| аппарата
| темы,
| МПОСР:
|
|
Конфликты
| в
| лекционного материала, глав рекомендованных
| 1.Задание 1-3
|
|
сфере
|
|
|
| учебников и дополнительных источников;
|
|
|
|
|
|
| 2.Приложение
|
|
управления
|
| 2.выполнение заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Данная дисциплина участвует в формировании компетенций на 3 уровне
Критерии оценивания формирования компетенций
|
| Уровни формирования
|
|
|
|
|
| компетенций
|
|
|
Применение, начальное продуктивное действие – решает
| Третий (базовый)
|
типовые
| задачи,
| принимать
| профессиональные
| и
|
|
управленческие решения по известным алгоритмам,
|
|
правилам и методикам поиск и использование информации
|
|
для самостоятельного выполнения нового действия. Этот
|
|
уровень предполагает комбинирование студентом известных
|
|
алгоритмов и приемов деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине«Конфликтология»
Шифр
|
| Результаты обучения
| Оценочные
| Оценочные
|
|
компетенци
|
| (знать, уметь, владеть)
| средства
| средства
|
|
и
|
| текущего
| промежуточн
|
|
|
|
|
|
|
| контроля
| ого контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
ОК-5
| знать
| основные правила поведения в
|
| Вопросы к
|
|
|
| коллективе, методы анализа
|
| зачету № 1, 2
|
|
|
| конфликтных ситуаций
|
| 3, 4.
|
|
Уровень 3
|
|
| Собеседовани
|
|
|
|
|
| е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| уметь
| урегулировать напряжённую
| Индивидуаль
| задачи
|
|
|
| ситуацию в коллективе,
| ное задание
| -
|
|
|
| использовать методики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| бесконфликтного общения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачёта.
7.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования (представлен в разделе 2 рабочей программы дисциплины)
7.3 Формы и критерии оценки в ходе текущего контроля для студентов дневного отделения ( по видам оценочных средств)
№
| Формы контроля
| Критерии оценки
| Кол-во
|
|
баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Тестирование по темам
| Количество вопросов - 10. По 0,5 балла
| По 5 баллов
|
|
| № 1,3
| за каждый правильный ответ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Индивидуальная работа
| Четкость и логичность формулировок,
| до 5 баллов
|
|
|
| выделение главного, доказательность
|
|
|
| (max 5)
|
|
|
| суждений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Деловая игра
| Активность, наличие личной позиции,
| до 5 баллов
|
|
|
| логичность доказательств
| (max 5)
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Кейс-задание
| Правильность решения предложенных
| до 5 баллов
|
|
|
| заданий
| (max 5)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Опрос (участие в
| Содержательность, лаконичность,
| до 5 баллов
|
|
| коллоквиуме)
| достоверность ответа
| (max 25)
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Доклады по заданной
| Работа оценивается по следующим
|
|
|
| тематике
| критериям:
| до 10 баллов
|
|
|
| - логика изложения (5 баллов)
|
|
|
|
|
|
|
| - презентация и раздаточный материал
|
|
|
|
| (5 баллов)
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Зачёт
| Полнота ответов, самостоятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее количество баллов
| До 50
|
|
|
|
|
|
|
Процедуры и критерии оценивания по оценочным средствам текущего контроля (ответа студента на зачете) (в соответствии с 7.1)
|
|
|
|
|
|
| Максимальное
|
Процедуры
|
| Критерии оценивания
| количество
|
|
|
|
|
|
|
| баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Вопрос
|
| Теоретические знания: Понимание сущности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вопроса, умение изложить теоретическое
|
|
|
|
| содержание. Способность привести примеры.
|
|
|
|
| Представление о конфликтной ситуации, этапах её
|
|
|
|
| формирования.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Вопрос
|
| Теоретические знания: Понимание сущности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вопроса, умение изложить теоретическое
|
|
|
|
| содержание. Способность привести примеры.
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Задача
|
| Решение задачи:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Задание 1. правильное понимание и грамотное
|
|
|
|
| формулирование проблемы, применение
|
|
|
|
| понятийного аппарата в обоснование выбора метода
|
|
|
|
| и собственно решения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее количество баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аттестация студента по дисциплине производится по уровню достигнутого результата в формировании соответствующих компетенций. Оценка осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы в соответствии с «Положением обакадемическом рейтинге». Оценка выставляется с учетом всех контрольно-обучающих мероприятий (текущие и промежуточные).
Критерии оценивания общих результатов обучения по дисциплине
№
| Критерии оценивания
| Балл
| Зачет
|
|
|
|
| экзамена
|
|
|
|
|
|
1.
| Оценка "отлично" заслуживает обучающийся, обнаруживший
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного
|
|
|
| материала, умение свободно выполнять практические задания,
|
|
|
| предусмотренные программой, усвоивший основную
|
|
|
| литературу и знакомый с дополнительной литературой,
|
|
|
| рекомендованной программой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Оценки "хорошо" заслуживает обучающийся, обнаруживший
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| полное знание учебного материала, успешно выполняющий
|
|
|
| предусмотренные в программе практические задания,
|
|
|
| усвоивший основную литературу, рекомендованную в
|
| Зачтено
|
| программе. Оценка "хорошо" выставляется обучающимся,
|
|
|
| показавшим систематический характер знаний по дисциплине
|
|
|
| и способным к их самостоятельному пополнению и
|
|
|
| обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и
|
|
|
| профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Оценки "удовлетворительно" заслуживает обучающийся,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обнаруживший знания основного учебного материала в
|
|
|
| объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей
|
|
|
| работы по профессии, справляющийся с выполнением
|
|
|
| практических заданий, предусмотренных программой,
|
|
|
| знакомых с основной литературой, рекомендованной
|
|
|
| программой. Оценка "удовлетворительно" выставляется
|
|
|
| обучающимся, допустившим погрешности в ответе и при
|
|
|
| выполнении заданий, но обладающим необходимыми
|
|
|
| знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного
|
| Не
|
| материала, допустившему принципиальные ошибки в
|
| зачтено
|
| выполнении предусмотренных программой практических
|
|
|
| заданий. Оценка "неудовлетворительно" ставится
|
|
|
| обучающимся, которые не могут продолжить обучение или
|
|
|
| приступить к профессиональной деятельности по окончании
|
|
|
| образовательного учреждения без дополнительных занятий по
|
|
|
| соответствующей дисциплине.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.4 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений навыков и (или) опыта деятельности Методическое обеспечение текущей аттестации
Примерный перечень вопросов к зачёту
1. Предмет и значение конфликтологии как учебной дисциплины.
2. Основные теории социального конфликта.
3. Теоретические предпосылки появления конфликтологии.
4. Социальное взаимодействие и конфликт.
5. Причины социальных конфликтов.
6. Динамика протекания социального конфликта.
7. Психологические основания конфликта.
8. Стратегии поведения конфликтующих сторон.
9. Принципы и критерии типологизации конфликтов.
10. Функции социального конфликта.
11. Способы предотвращения конфликтов.
12. Модели разрешения конфликтных ситуаций. Картография конфликта.
13. Этнический конфликт как вид социального конфликта.
14. Конфликты в организациях.
15. Конфликты в сфере управления.
16. Особенности политических конфликтов.
17. Трансактный анализ о технологии бесконфликтного общения.
18. Прогнозирование конфликтной ситуации.
19. Семейно-бытовые конфликты и их виды.
20. Основные правила ведения переговоров.
Примерный перечень практических заданий для зачёта:
1. Подумайте, какие правила деловой этики нарушил руководитель в данной ситуации:
В самом начале рабочего дня в офисе фирмы молодой по возрасту начальник одного из отделов вместо приветствия встретил свою пожилую сотрудницу ошарашивающим вопросом-утверждением: «Сегодня вы выглядите как-то странно — небось, встали не с той ноги?» Та вспыхнула от неожиданного выпада и не нашла ничего другого, как выпалить в ответ: «Вы сами странный, с какими-то причудами субъект». «Это что — оскорбление?» — вопросил начальник; сотрудница ответила новой дерзостью. Дальше — больше, эмоции накалились до предела, стрессового состояния. В итоге женщина оказалась в слезах, а незадачливый начальник скрылся за дверью своего кабинета мрачнее тучи...
2.Определите составляющие конфликт элементы:
На участок прибыл выпускник колледжа. Знания хорошие, но практики нет. Проработав год, подходит к начальнику цеха (во время посещения им участка) и говорит: « Я проработал год, изучил всё оборудование, прошу разрешить мне сдать на более высокий разряд». Мастер поддержал молодого человека, отметив его добросовестную работу и одобрив повышение. Начальник цеха согласился и велел готовить документы. Узнав об этом, двое других работников, проработавших дольше, идут к начальнику с аналогичной просьбой, но получают отказ. Тогда вся бригада пошла ходатайствовать за них, но положительного ответа не услышала. Бригада после этого написала жалобу, в которой утверждалось, что молодой сотрудник сдружился с мастером, и тот содействует ему в незаслуженном повышении. Считаем необходимым в первую очередь повысить разряд тем, кто имеет стаж 3 года.
3. Вспомните конфликтную ситуацию на работе, на улице, в быту, свидетелем или участником которой вы являлись. Проанализируйте её по плану, сделав вывод, к какому типу конфликта она может быть отнесена.
1.Опишите субъектов конфликтной ситуации (между кем возникли противоречия, кто выступил в роли консультанта, примирителя, провокатора, невинной жертвы).
2.По какой формуле шло развитие конфликта?
3. Какие конфликтогены (слова, действия) применялись конфликтующими сторонами?
4. Подумайте, какой тип эскалации преобладал в данном конфликте? (непрерывная,
вялая, крутая, волнообразная).
5.Можно ли было избежать столкновения и каким образом?
6. Какой формой завершился конфликт (примирение, насилие, разъединение)
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная литература
| Дейнека, А. В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс] : учебник /
|
|
|
| А.
| В.
| Дейнека.
| -
| Москва:
|
| Дашков
| и
| К°,
| 2015.
| -
|
|
|
| 1 наим.
|
|
| с. http://znanium.com/go.php?id=512044
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / А. Я. Кибанов [и др.] ; ред. А. Я.
|
|
|
| Кибанов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т упр. - 2 изд-е, перераб.
| 1 наим.
|
|
| и доп. - Москва : ИНФРА-М", 2014. - 301 с.http://znanium.com/go.php?id=405091
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Козырев, Г. И. Конфликтология[Электронный ресурс] : учебник / Г. И. Козырев. -
| 1 наим.
|
|
Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.http://znanium.com/go.php?id=420956
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Руденко,
| А. М. Конфликтология [Текст] :
| учебное пособие для бакалавров /
| А.
| М.
| 2 экз.
|
|
Руденко, С. И. Самыгин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 316 с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шарков,
| Ф. И. Общая конфликтология[Электронный
| ресурс] :
| учебник
| /
| Ф.
| И.
|
|
|
| Шарков,
| В. И. Сперанский ; под общ. ред. Ф. И. Шаркова. - Москва : Дашков и К°,
| 1 наим.
|
|
| 2015. - 240 с. http://znanium.com/go.php?id=512837
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительная литература
| Асмолова, М. Л. Деловые комплименты: управление людьми при внедрении
|
|
|
| инноваций [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Л. Асмолова. - 2-е изд. -
| 1 наим.
|
|
| Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 161 с.http://znanium.com/go.php?id=536769
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Асмолова, М. Л. Деловые комплименты: управление людьми при внедрении
|
|
|
| инноваций [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Л. Асмолова. - Москва :
| 1 наим.
|
|
| РИОР: ИНФРА-М, 2014. - 155 с.http://znanium.com/go.php?id=423219
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гунибский, М. Ш. Юридическая конфликтология [Электронный ресурс] : учебное
|
|
|
| пособие / М. Ш. Гунибский. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2015. - 176
| 1 наим.
|
|
| с.http://znanium.com/go.php?id=505657
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дорофеев, В. П. Менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. П.
|
|
|
| Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 440
|
|
|
| с.http://znanium.com/go.php?id=330278
| 1 наим.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Карташова, Л. В. Организационное поведение [Текст] : учеб. для слушателей образов.
|
|
|
| учреждений, обучающихся по программе МВА и др. программам подгот. упр. кадров /
| 1 экз.
|
|
Л. В. Карташова ; Ин-т экономики и финансов "Синергия". - Москва : ИНФРА-М,
|
|
|
|
|
| 2010. - 156 с.
|
|
|
| Качалова, Н. Г. Конфликтология: межличностные конфликты [Текст] : учебное
|
|
|
| пособие / Н. Г. Качалова ; Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ,
| 42 экз.
|
|
| 2001. - 40 с.
|
|
|
| Качалова, Н. Г. Конфликтология [Текст] : учеб. пособие / Н. Г. Качалова ; М-во
|
|
|
| образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т, Ин-т практ. психологии и
| 1 экз.
|
|
| социологии. - Екатеринбург : [Издательство УрГЭУ], 2008. - 142 с.
|
|
|
| Козырев, Г. И. Политическая конфликтология [Текст] : учебное пособие для студентов
|
|
|
| вузов, обучающихся по направлениям подготовки ВПО 030200 "Политология" / Г. И.
| 10 экз.
|
|
| Козырев. - Москва : Форум: ИНФРА-М, 2008. - 430 с.
|
|
|
| | | | | | | | | |
| Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе [Электронный ресурс] : учебник
|
|
| для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. Д. Вдовина. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 284
| 1 наим.
|
| с. http://znanium.com/go.php?id=415182
|
|
|
|
|
|
|
| Регнет, Э. Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодоления
|
|
| [Текст] : научное издание / Эрика Регнет ; [пер. с нем. С. С. Димитрова; науч. ред. А.
| 3 экз.
|
| А. Киселева]. - Харьков : Гуманитарный центр, 2014. - 406 с.
|
|
| | | | |