Проектная деятельность в миграционной педагогике — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Проектная деятельность в миграционной педагогике

2017-06-09 192
Проектная деятельность в миграционной педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.Н. Сидорова-Шпилкер

Проекты разного значения и масштаба определяют и наполняют нашу современную динамичную жизнь. Переход к Единому государственному экзамену в масштабах страны, создание школьного клуба или кафе в конкретной школе и открытие виртуального дискуссионного клуба в Интернете тоже является результатом проектной деятельности.

Проектная деятельность ведется в различных областях жизни – существуют мировые экономические проекты, проекты в области искусства, научные проекты. В последнее время и в образовательной сфере быстро увеличивается число осуществляемых и планируемых проектов. Многие инициативы, в том числе на уровне школы, финансируются именно за счет проектной деятельности. Таким образом, сфера образования отреагировала на изменения в жизни общества, связанные прежде всего с появлением компьютерной техники. Общение с компьютером, с одной стороны, дает возможность быстро находить и получать нужную информацию, с другой стороны, снижается возможность и потребность в приобретении конкретного опыта поиска решений – и в области общения с людьми, и в области прикладной деятельности.

Проектная деятельность направлена на приобретение социального и практического опыта в совместной целенаправленной деятельности взрослых и подростков. В зависимости от сферы применения изменяются характер, направление и цели проектной деятельности. В образовательной сфере особенно важно понимать, в каком контексте – учебном, воспитательном, информационном – осуществляется проектная деятельность.

Само слово «проект» имеет латинский корень и означает буквально план, предприятие, эскиз, идея.

Проектная деятельность, или проектная работа, определяется немецким словарем по социальной работе как деятельность, в результате которой сумма приобретенных знаний и информация интенсивно изучается, обрабатывается – индивидуально или в группе – и по результатам её формируются конкретные указания к действию.

Специалисты Санкт-Петербургской региональной общественной благотворительной организации «Центр профилактики наркомании» определяют проект как «ограниченную по времени инициативу, предпринимаемую для создания специфической службы». Основными отличительными признаками проекта они считают ограничение во времени, и появление в результате проекта измеримых и социально-значимых изменений.

В педагогической литературе встречается описание метода проектов, применяемого в рамках обучения и социально-полезной деятельности.

Метод проектов был разработан в начале 20-го века в США американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Как пишет в своей статье «Метод проектов» И.С. Полат, Дьюи, придерживаясь гуманистических убеждений в философии и педагогике, предлагал использовать в школьном обучении заинтересованность ученика в конкретном знании. Предлагая ученикам найти решение конкретной проблемы, Дьюи создавал условия для целесообразной деятельности учеников – они должны были использовать уже полученные знания на практике, выяснить в процессе деятельности, какие знания им необходимы дополнительно, получить их и найти решение проблемы. Первоначально развившись из идеи свободной педагогики, метод проектов все чаще стал использоваться в повседневной школьной практике.

В России под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году, т. е. практически одновременно с работой Д. Дьюи, была организована группа сотрудников, которые пытались использовать метод проектов в преподавании. При советской власти началось активное внедрение метода проектов в образовательной сфере, однако это происходило недостаточно продуманно. Позже П. Блонский организовал в 1921году в Москве «Рабочие школы», в которых культура и труд должны были гармонично объединяться в условиях нового бесклассового общества. Обучение проводилось на основе его собственной концепции проектной деятельности. В начале 30-х годов этот метод был официально осужден партийным руководством и перестал применяться на практике в России.

Основной педагогической целью проектной деятельности является развитие критического и творческого мышления, а также умения рефлектировать и анализировать. Суть рефлексии – это поиск фактов, подтверждающих или опровергающих предположение, поиск, формулировка и подбор аргументов, умение аргументировать, логически обосновывать свою точку зрения, необходимое для развития мышления, и свободно, самостоятельно мыслящей личности в целом.

Эта глобальная цель достигается через достижение конкретных задач:

· стимулирование интереса ребят к решению проблемных ситуаций;

· умение практически применить теоретические знания на практике.

Проектная деятельность в рамках учебной деятельности отличается от проектной деятельности в рамках социально-педагогической работы. Образовательные проекты и проекты в рамках урока призваны в первую очередь развивать и совершенствовать интеллект и логическое мышление. В рамках социально-педагогической деятельности наряду с этой целью на первый план выходит задача: воспитать эмоционально позитивное отношение к жизни, способность личности к индивидуальной и коллективной самостоятельной деятельности.

Проектная деятельность должна быть продуктивной и созидательной.

Не менее важной задачей проектной деятельности является наиболее полное и правильное использование и дальнейшее развитие ресурсов и способностей школьников. Поэтому в проектной деятельности в рамках социально-педагогической работы особенно важен сам процесс создания проекта, жизнь внутри проекта. Качество результата должно удовлетворять прежде всего самих участников, внешняя оценка играет в социально-педагогических проектах не первую роль.

Эти вышеназванные цели, преследуемые в проектах, проводимых социальными педагогами в работе с подростками, достигаются за счет достижения задач по развитию у участников проекта способности к:

· проявлению собственной инициативы и активной жизненной позиции;

· общению, поиску и поддержке новых контактов;

· обретению социальной компетенции и способности работать в группе;

· планированию и организаторской деятельности;

· самокритике и принятию критики со стороны коллег по проекту;

· разрешению конфликтных ситуаций.

Одной из основных задач является освоение компьютерной грамотности или обучение иностранному языку, если проект международный.

Последнее особенно важно, если участвующие в проекте школьники – и местные, и мигранты – живут в стесненных материальных условиях, когда семья не может обеспечить ребенку дополнительные занятия в компьютерном клубе или организовать для него поездку для изучения языка за границей.

В таких случаях проектная деятельность часто преследует также профилактические цели:снижение риска низко квалифицированной или неквалифицированной занятости подростков и снижение риска вытеснения его в более низкий социальный слой населения.

И учитель в классе, и социальный педагог в проектной целевой группе, выбирая формы и методы работы, ориентируются на их социальную эффективность и педагогическую целесообразность, а также на возможности «энергозатрат» при подготовке. Проектная деятельность требует интенсивной подготовки и разнообразных форм работы. Организацией проектной деятельности занимаются в большинстве случаев те педагоги, которым эта деятельность представляется особенно педагогически продуктивной и которые стремятся экспериментировать в профессиональной деятельности.

Какими качествами должен обладать педагог, руководитель и организатор проекта для его удачного осуществления и достижения педагогического эффекта? Перечисленные ниже качества и характеристики могут служить ориентиром для создания личностного профиля руководителя проекта.Это означает, что:

1. Исходя из опыта проектной деятельности, руководитель проекта должен уметь находить, создавать, интересные идеи и темы проекта и облекать их в понятную, привлекательную для участников форму. В идеальном варианте руководитель знает, какие потребности и нужды существуют у целевой группы, и опирается при разработке проекта на эти данные. В противном случае интересно и грамотно подготовленный проект может оказаться невостребованным, если он не отвечает интересам целевой группы. Это должен быть визионер, умеющий представить свою идею. В данном случае желательно совпадение профессиональных и личных интересов педагога, чтобы идея проекта по-настоящему интересовала и захватывала его самого. Поэтому при выборе темы или направления необходимо учитывать собственную заинтересованность, которая является гарантией мотивированного руководства и качественного осуществления проекта.

 

2. Способность мотивировать участников, заражать идеями, исполнять определенные лидерские функции. В данном случае во главе проектной деятельности должен стоять человек, который способен завоевать авторитет среди участников проектной деятельности, умеющий вести за собой или

делегировать лидерские функции в отдельных формах деятельности более авторитетным, хотя даже не более способным участникам проекта.

3. Руководитель проекта должен уметь структурировать, планировать, организовывать деятельность людей и ресурсные потоки, адекватно ориентироваться во времени и пространстве. Если идея наполняет проект содержанием, а цель придает работе определенное направление и смысл, то план и структура проекта необходимы для последовательного движения от прошлого состояния дел через настоящее к будущему результату, обеспечивает условия для осуществления отдельных этапов проекта. Кроме этого, четкое планирование и разумная организация экономят время и силы, позволяют легче ориентироваться в пределах проекта и создают определенную «дисциплину» во взаимодействии участников проекта.

4. Руководитель проекта организует, собирает и ведет проектную группу или команду, членами которой могут быть как коллеги-педагоги, так и сами участники проекта: подростки и их родители. Проектная группа, состоящая только из участников проекта, требует предварительной специальной подготовки их к выполнению предстоящей деятельности.

5. Проектная деятельность практически всегда выходит за рамки обычной рабочей нагрузки педагога. Она требует от руководителя готовности делать больше, чем требуется в рамках его повседневных обязанностейи затратить на проект часть своего свободного времени. Проектная деятельность требует, прежде всего от руководителя проекта, больших затрат энергии. В долгосрочных и объемных проектах особенно необходима целеустремленность и вера в успех.

6. В проектной деятельности часто или практически всегда присутствует элемент творчества. В творческом процессе наряду с рациональной составляющей важную роль играют эмоции. С другой стороны, формальные и технические вопросы осуществления проекта требуют координированной работы участников. В активном взаимодействии могут возникать конфликты и проблемы, руководитель проекта должен быть готов к возникновению проблем, иметь способность выдерживать и разрешать конфликты без паники, конструктивно, не ставя под сомнение возможности участника проекта.

7. Руководителю проекта приходится быть педагогом, финансистом, организатором, специалистом по связям с общественностью, т. е. выполнять различные функции. Частично эти виды деятельности знакомы социальному педагогу по его повседневной педагогической работе. Некоторые из них руководитель проекта осваивает параллельно с развитием и осуществлением проекта, поэтому готовность учиться новомуи совершенствоваться, расширять свой профессиональный кругозор, как правило, должны быть свойственны потенциальным руководителям проектов.

Как пишет И.С. Полат, «...реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера».

В рамках проектной деятельности изменяется и роль социального педагога. В процессе подготовки и осуществления проекта социальный педагог, с одной стороны, занимает позицию ведущего, с другой стороны, возникшая атмосфера сотрудничества и совместной деятельности ведет к созданию более доверительных отношений с участниками. Этот эффект проектной деятельности особенно важен для последующей работы в школе – при возникновении потребности в консультировании или другой помощи в проблемных ситуациях и социальный педагог, и сам подросток могут опираться на уже существующий положительный опыт в совместной работе. Кроме того, проектные команды или группы часто сохраняются и после окончания проекта, поддерживают в идеальном варианте контакт с социальным педагогом, что дает ему возможность быть в курсе изменений, состояний и их настроений, вовремя заметить перемену и потребность в помощи или поддержке.

Выбирая определенную форму работы, педагог прежде всего сообразуется с целями, которые он ставит перед собой. Ориентируясь на успешное и экономичное достижение цели, педагог выбирает методику работы, в результате которой эта цель может быть достигнута. Таким образом, проектная деятельность как метод наиболее интенсивного педагогического воздействия и взаимодействия ставит перед социальным педагогом сложную задачу: с одной стороны, для успешной работы в рамках проекта необходимо найти тему и форму, интересную и «посильную» для участников, с другой стороны, нужно создать атмосферу творческого сотрудничества в проектной группе или в рамках индивидуальной работы для успешного проведения проекта.

Можно выделить два аспекта проектной деятельности – педагогический и собственно проектный аспекты. Педагогический аспект заключается в формировании и руководстве проектной группы, и, образно говоря, отвечает на вопрос «как?» – в какой форме, с учетом каких педагогических принципов и установок, с какими участниками будет проводиться проект и какие он даст психологические, педагогические результаты, какие личностные изменения могут произойти в условиях данного проекта. Собственно проектный аспект подразумевает организацию и проведение самой проектной деятельности, то есть отвечает на вопрос «что?» – что нужно сделать, чтобы осуществить проект, что можно считать предметным результатом этой деятельности, что необходимо обеспечить как условия достижения целей.

Эти два аспекта тесно взаимосвязаны и образуют замкнутую цепь причин и следствий. Для успешного проведения проекта нужна активная и слаженно работающая проектная группа; проектная группа тем быстрее образуется и тем лучше работает, чем интереснее тема проекта и чем лучше его промежуточные результаты. Результаты тем выше, чем большими способностями обладают члены группы, а возможности группы тем выше, чем богаче ресурсное обеспечение условий для выполнения предметной деятельности.

В рамках проектной деятельности образуются две сферы деятельности социального педагога. Это непосредственная работа с группой и проведение проектных мероприятий. И это работа «за кадром», которую должен осуществлять педагог для обеспечения условий и организации деятельности по осуществлению проекта:

· в организации материальных условий для работы проектной группы – помещение, средства связи, и другие ресурсы;

· в организации и подготовке встреч самой проектной группы; работы с их родителями;

· в организации делопроизводства, создании проектной документации, определении функций участников проекта, ответственных за отдельные его участки.

На первом этапе подготовки проекта, когда группа еще не сформирована, наиболее важной является организация окружающей среды, благоприятной для работы. На этапе непосредственного осуществления на первый план выходит проектная деятельность и активная работа с проектной группой. На заключительном этапе роль этих функций уравнивается – участники группы уже могут работать и завершать проект более самостоятельно, так что у руководителя появляется возможность сконцентрироваться на оформлении результатов, например составлении финансового и рабочего отчетов, подведении и анализе итогов проекта.

Основные признаки (характеристики) содержания и структуры проекта. Немецкий ученый и педагог Херберт Гудйонс (Herbert Gudjons), занимающийся вопросами воспитания, разработал концепцию проектного обучения и использования метода проектов в преподавании. Он определил набор признаков (характеристик), которые определяют проект с точки зрения содержания. В то же время эти признаки можно назвать педагогическими требованиями или стандартами, которым должен отвечать проект.

1. Привязка к ситуации, к жизненной реальности.

Проблема, тема проекта должна быть понятна и знакома участникам проекта из реальной жизни.

2. Учет интересов участников проекта.

С одной стороны, интерес к теме проекта существует у участников изначально, если они хотят участвовать в проекте. С другой стороны, некоторые темы требуют подготовки участников к их восприятию, в процессе этой подготовки и рассмотрения темы у участников появляется более предметное представление о теме, и, как следствие, осознанная заинтересованность в проекте. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие разносторонних интересов; сам процесс возникновения интереса к какой-либо теме и последующая практическая деятельность по исследованию, раскрытию темы и представление результатов работы образуют основную суть проектного цикла.

3. Учет общественных тем и интересов, актуальность проекта.

Эта характеристика проекта является некоторым уравновешивающим моментом для предыдущей характеристики: для того, чтобы проектная деятельность не превращалась в только досуговое времяпрепровождение с легким и приятным содержанием, интересы участников проекта должны быть сбалансированы интересами общества. Один из основоположников проектной работы Джон Дьюи подчеркивал, что в процессе работы над проектом участники, «изменяя жизнь к лучшему», изменяются сами. Проектная деятельность всегда подразумевает элемент альтруизмаи направлена на положительные изменения в ближайшем окружении участников, которые сохранятся и разовьются после завершения проекта. Например, в случае создания школьного кафе, участники проекта не только собираются вместе сами и объединены определенной созидательной целью, но и хотят другим предоставить такую возможность, создав необходимую для этого структуру и наладив ее функционирование.

У проектов, как правило, есть конкретный «получатель» – это сами школьники или другие люди. Кроме этого, также важна и определенная общественная актуальность проекта. Учитывая современную тенденцию развития правого экстремизма и неонацизма в России и Европе, многие проекты направлены на воспитание толерантности и демократии.

4. План проекта, самоорганизация и ответственность участников.

План проекта, необходимый для последовательной и успешной реализации проекта, создается совместно руководителем и участниками группы.

Руководитель проекта разрабатывает эскиз и предварительный план проекта. Лучше, если вместе с детьми, которые, если не готовы еще, будут выступать либо в качестве наблюдателей, либо в качестве фокус-группы или другого объекта исследования, на основе которого можно писать проект. В результате работы проектной группы план приобретает конкретные очертания, формируется комплекс целей и методов их достижения. Самоорганизованность членов группы, способность их работать творчески и подходить ответственно к решению проектных задач зависит от искусства руководителя группы: руководитель учит участников проекта самостоятельно мыслить и осуществлять задуманное. С ресурсной точки зрения проектная деятельность является энергоемкой, прежде всего для руководителя проекта. Сопровождая и поддерживая проектную группу в ее самостоятельной деятельности, руководитель тратит больше времени и сил на достижение проектной цели и мотивацию участников, чем если бы вся организационная часть лежала только на нем. В последнем случае было бы трудно говорить о проектной деятельности, поскольку участники проекта становятся только исполнителями.

Образно говоря, эскиз руководителя должен представлять собой не прямую дорогу к цели проекта, а скорее карту местности со многими возможными путями, из которых участникам группы предстоит выбрать наиболее приемлемые.

5. Интенсивное включение эмоциональных и рациональных элементов.

Поскольку целью проектной деятельности в рамках социально-педагогической деятельности является воспитание творческой и гармонически развитой личности, в процессе реализации проекта участники должны иметь возможность максимально применить и использовать эмоциональные и рациональные элементы: интеллект, пространственное мышление, чувства, сноровку и другие качества.

В процессе работы над проектом многие участники впервые выполняют различные действия и операции – планируют мероприятия, оформляют сцену, готовят к выпуску брошюру, собирают информацию, организуют выставку и т. д. Эта деятельность положительно отличается от привычных школьных занятий своей комплексностью и прямой связью между теорией и практикой, живым действием.

6. Деятельность в группе.

Проектная деятельность – это преимущественно работа в группе. В процессе групповой работы участники проекта учатся:

· слушать друг друга и считаться с интересами и мнениями других участников;

· при необходимости решения совместной проектной задачи общаться в группе, получать и передавать информацию;

· действовать совместно и самостоятельно, без присутствия или прямого участия руководителя проекта;

· демократическому (в противоположность иерархическому, авторитарному) стилю общения с руководителем и партнерами проекта, значительно отличающимися по возрасту;

· разрешать конфликты и выдерживать напряженные ситуации.

7. Ориентация на конечный продукт (результат).

Результатом школьной деятельности часто являются знания учащегося. Эти знания необходимы ему для сдачи экзамена, но впоследствии многое из школьной информации забывается, так как не находит применения в повседневной жизни.

В результате проектной деятельности происходит развитие участников, их ближайшего окружения и социальной среды. Результаты проекта – продукты проектной деятельности, можно разделить на следующие группы:

· Акции, мероприятия, дискуссии.

· Кино (видео) – и театральные премьеры – спектакли, слайдовые или видеошоу.

· Печатные издания – брошюра, описание (отчет), книга.

· Выставки – передвижные и постоянные.

· Устройство, основание или открытие школьного кафе, детской площадки, молодежного центра.

8. Использование знаний из разных областей.

В противоположность обычному школьному разделению предметов в проектной деятельности используются знания из многих областей. Поэтому каждый участник имеет, с одной стороны, возможность применить свои знания и умения, с другой стороны, научиться чему-то новому. Успех проектной деятельности основан на взаимном дополнении участников проекта: благодаря разнице интересов и знаний в группе найдется «специалист» практически для любого вида проектной деятельности.

9.Эффективность проектной деятельности и ее границы.

Проектная форма работы является наиболее оправданной, если:

· существует конкретная проблема, которая должна быть решена в определенный срок;

· есть необходимость в решении этой проблемы или задачи творческим путем;

· создается новая структура или организация;

· существует педагогическая необходимость создания группы и работы в группе;

· существует необходимость в создании поля реальной деятельности для уже существующей группы.

Эффективность проектной деятельности определяется руководителем, участниками и внешней средой, в которой организуется проект. Большое значение для успеха проекта, особенно если речь идет о создании социальной структуры, существование которой должно продолжиться и после окончания проектной фазы, имеет поддержка общественности и властных структур. Руководитель должен хорошо владеть методикой, с одной стороны, и быть готовым к непредвиденным поворотам в развитии проекта, т. е. быть одновременно и целенаправленным, и гибким в решении педагогом – с другой.

В проектной группе должны быть, как минимум, несколько участников, умеющих работать самостоятельно и проявлять инициативу. Эти участники образуют на первой стадии «опору» для руководителя и могут поддерживать других участников. Проектная деятельность нуждается в положительно настроенной внешней среде, как минимум не противостоящей идее проекта. Создание сети организаций-партнеров расширяет возможности проекта и охват его деятельности.

В рамках социально-педагогической деятельности проектная работа является нужной, если существует ясная потребность в сборе, обработке и передаче конкретной информации, например в рамках профориентационной работы. Вольфганг Антэс (Wolfgang Antes), консультант по проектам и руководитель благотворительного молодежного фонда земли Баден-Вюртемберг, сформулировал в своей книге «Проектная деятельность для профессионалов» следующие внешние признаки проекта, которые также можно назвать структурными (формальными) требованиями:

1. Проект – это некий комплексный план, «задумка».

2. Проект имеет четко определенные и сформулированные цели.

3. В проекте существуют четко определенные начало и конец проектной работы, т. е. проектная деятельность по своей природе ограничена по времени.

4. Проектная деятельность всегда должна содержать какую-то новую идею или инновацию.

5. Как правило, проекты не повторяются, их невозможно скопировать, повторить в другое время и в другой организации с одним и тем же результатом.

6. Проектная деятельность предполагает открытый результат, поскольку является часто пробной, пилотной: в работе над проектом всегда существует поправка на ситуацию, доля риска, что результат получится не тот, которого ожидали.

7. Для осуществления проекта собирается проектная группа, участники которой работают совместно, как правило, только в рамках определенного проекта; в процессе обычной, повседневной работы эти люди обычно не являются коллегами и приглашаются организатором проекта в группу только на время проведения проекта.

8. Проектная деятельность осуществляется с использованием ограниченных финансовых средств и персонала: под проект обычно выделяется конкретная сумма, которая может быть полностью использована. Дальнейшее финансирование проекта не предполагается, если только проектная деятельность не становится повседневной – тогда она финансируется так же, как и остальная деятельность организации.

9. Для осуществления проекта создается проектная организация – назначается или появляется по собственной инициативе руководитель проекта, набираются люди, определяются партнеры проектной деятельности, т. е. создается проектное пространство.

Далее для наглядности представлены некоторые фрагменты концепции проекта молодежного обмена. Этот проект был разработан и осуществлен в рамках открытого конкурса проектов «Пути молодежи в Европе», проводимого ежегодно немецким благотворительным Фондом Роберта Боша.

1. О названии проекта.

Проект молодежного обмена между Россией (Санкт-Петербург) и Германией (Альтдорф) был назван так: «Завтрашняя Европа и вчерашняя история. Мир после второй мировой войны: размышления на тему в свете современного развития правого экстремизма и национальной нетерпимости в Германии и России».

2. Состав проектной группы.

Проектная группа состояла из 2 частей. Одна группа из 15 школьников средней школы в возрасте от 15 до 19 лет и два руководителя готовили проект в Петербурге. Работавшая на базе подросткового клуба немецкая группа состояла тоже из 15 участников и двух руководителей, посещавших различные по профилю школы и училища. 11 из 15 немецких участников составляли так называемые немцы Поволжья, эмигрировавшие в Германию с родителями в течение последних 8 лет.

Размеры группы и возраст участников были продиктованы условиями конкурса, проводимого фондом Р. Боша.

3. Идеи проекта.

Идея проекта заключалась в постепенном и конкретном налаживании связей и отношений между школьниками обеих стран на основе совместной проектной деятельности.

Кроме этого, проект был направлен на улучшение имиджа эмигрантов, в частности поволжских немцев, в Германии. Создаваемое и поддерживаемое средствами массовой информации, представление о них как о криминальной, наркозависимой, агрессивной группе вырабатывает у коренного населения заведомо негативное и опасливое отношение к ней.

Позитивные статьи в газетах и телевизионные репортажи, освещающие развитие проекта, были направлены на возникновение положительных ассоциаций у коренного населения по отношению к эмигрантам вообще, и в частности к российским немцам.

Для этого были проведены 2 встречи по 12 дней в Германии и России.

Результатом этих встреч стали конкретные акции, подготовка к которым велась в течение полугода.

В рамках первой встречи в Германии участники проекта организовали и провели выставку на тему «Альтдорф и Санкт-Петербург. Портреты городов и судьбы людей. 1939–1945–2002».

Во время посещения России участники проекта совершили поездку по Дороге жизни и разбили палаточный лагерь в местах, где шли бои во время Второй мировой войны. По результатам этих поездок была подготовлена видеодокументация.

Кроме этого, в программе встреч были различные коллективно-творческие дела и осмотр достопримечательностей. Участники обмена жили в семьях.

4. Характеристика исходной ситуации.

Не приводя подробного описания ситуации к началу проекта, остановлюсь на некоторых наиболее значимых моментах.

1. Прежде всего, на момент начала проекта обе стороны не проявляли особенного интереса к жизни другой стороны. Представление об образе жизни своих ровесников у молодежи России и Германии существовали довольно размытые, основанные по большей части на информации из уроков истории или телевизионных передач. Российские школьники представляли себе немецких подростков скучными, пунктуальными, обеспеченными (или просто богатыми), с непривлекательным внешним видом. Немецкие участники проекта видели своих будущих партнеров отсталыми в техническом плане, необеспеченными, замкнутыми. Интерес к участию в проекте со стороны российских школьников был значительно больше, чем с немецкой стороны, потому что возможность поездки в Германию в составе молодежной группы на некоммерческой основе (взнос участников составлял символическую сумму в 60 долларов на 12 дней), представлялась очень заманчивой. На первом месте у российских участников стояли осмотр достопримечательностей и знакомство с культурой и архитектурой Германии, а потом уже интерес к совместной проектной работе. Немецкие участники не испытывали большого интереса к культуре России и подчеркивали, что не рассматривали Россию как возможную цель для путешествия и отдыха на каникулах. Для формирования их группы потребовалось значительно больше времени, чем российским коллегам.

2.У молодежи из семей российских немцев сложная ситуация: не имея ориентира и представлений о жизни в Германии, часто без знания немецкого языка, многие из них начинают чувствовать свою слабость, никчемность, с трудом и без особого желания знакомятся и общаются со своими немецкими ровесниками. Многие навыки и умения, которыми владеют подростки из семей российских немцев, не находят применения в повседневной жизни в Германии, в некоторых случаях они воспринимаются как опасные или вредные в рамках немецкой действительности. Коренное немецкое население не располагает достаточнойинформацией о причинах и трудностях эмиграции. Поэтому возникает недоумение и недоверие: зачем люди приехали в чужую страну и что они здесь будут делать? Группы молодежи, состоящие из российских немцев, держатся обособленно и редко принимают своих немецких ровесников. В повседневной жизни нечасто возникают ситуации возможного контакта и общения этих двух групп. Кроме этого, в рамках проекта важно было создать атмосферу творчества, в которой российские немцы и немецкая молодежь могли бы познакомиться и общаться друг с другом.

3. Вторая мировая война как наиболее близкое с исторической точки зрения событие – это момент интенсивного взаимодействия, конфликта и противостояния Германии и России. В обеих странах существует свой подход к обсуждению этой темы. Для коренного немецкого населения эта тема по-прежнему остается эмоционально окрашенной, болезненной, сложной. Организация совместной дискуссии между российскими школьниками и коренными немцами остается сложной задачей и требует большой чуткости и педагогического мастерства.

5. Система целей проекта.

Система целей состоит из 3 уровней. Цели каждого последующего уровня раскрывают и конкретизируют цели предыдущего уровня.

Глобальные цели:

· Формирование всесторонне развитой гармоничной личности, развитие всех возможных талантов и способностей участников проекта.

· Формирование демократической, активной гражданской позиции участников проекта.

· Расширение представлений о культуре и жизни России и Германии.

· Направление общественного внимания на темы «история» и «эмиграция».

· Создание положительного имиджа молодежи с опытом миграции.

· Формирование сознательной позиции толерантности и открытости у участников проекта.

· Выработка положительной самооценки и уверенности в своих силах.

Частные цели:

· Инициация и осуществление проекта молодежного обмена.

· Пробуждение интереса к культуре своей страны и страны партнеров по проекту.

· Анализ существующих стереотипов и предрассудков, создание наиболее приближенного к реальности представления о жизни в России и Германии.

· «Обучение» демократии на практике.

· Возбуждение интереса к политическим и историческим событиям.

· Проведение различных общественных акций и мероприятий на тему «история второй мировой войны» и «эмиграция».

· Сопоставление истории своей семьи с мировой историей.

· Использование существующих ресурсов и способностей участников.

Оперативные цели:

· Разработка проектного плана и концепции проекта.

· Организация проектной группы.

· Поиск организаций – потенциальных партнеров для проектной работы.

· Проведение рекламной кампании в Альтдорфе (Германия) и в Санкт-Петербурге с представлением целей.

· Освещение работы проекта в СМИ.

· Приглашение ветеранов, очевидцев событий, политиков для участия в проекте.

· Поиск и организация финансового, административного, технического, визового обеспечения проекта.

6. Характеристика целевой группы проекта.

Целевой группой проекта являлась сама проектная группа, т. е. непосредственные участники проекта. «Получателями» проекта были:

· семьи и друзья участников проектной группы;

· посетители молодежного клуба в Альтдорфе и школьники петербургской школы, которая участвовала в проекте;

· общественность Альтдорфа и Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

7. Методы и мероприятия, используемые для достижения проектных целей.

Проектную деятельность можно разделить на 3 этапа: подготовка проекта, проведение обмена, анализ проведенной работы и создание отчета.

Подготовка


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.