Историческое развитие литературы (архаический, традиционалистский, индивидуально-авторский периоды) — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историческое развитие литературы (архаический, традиционалистский, индивидуально-авторский периоды)



Понятие художественности. Литература как искусство.

Художественность — в широком смысле слова основная особенность искусства, отличающая его от других форм отражения и познания жизни (например, научного). Основой художественности, художественного отражения жизни является отражение жизни в образах. Художественность в этом смысле совпадает с понятием образности.

В более узком смысле слова художественностью называют высокое качество произведения искусства и литературы, определяющее его общественное значение.

Художественность произведения определяется жизненной правдой и типичностью характеров произведения, его идейностью, значительностью общественного идеала, который отстаивает художник, его народностью, мастерством писателя, которым он добивается единства формы и содержания.

Литература как искусство

Когда человек слышит любое слово, в его сознании моментально возникают определенные образы, картины и ощущения, которые он когда-либо видел или чувствовал на протяжении своей жизни. Эти образы, следуя научной терминологии, называются ассоциациями. Так, например, при слове лимон возникает ассоциация с желтым цветом, кислым вкусом, в то время как мышцы лица уже вполне готовы изобразить гримасу. Когда мы говорим об искусстве, а в данном случае, о литературе, совершенно ничего не изменяется. При самом слове «литература» у кого-то возникнет образ огромной, запыленной или, наоборот, ухоженной библиотеки, кто-то почувствует запах старой книги. Как нам повествует энциклопедия, литература – это совокупность письменных текстов различной направленности. Латинский язык, как всегда, точно и несомненно утверждает, что данный термин являет собой «написанное», ведь, собственно, litera – это не что иное, как «буква».
В основном, под термином литература понимается текст художественной направленности, то есть она становится видом искусства. Но это, к сожалению или, может быть, к счастью, всего лишь современное понимание. Если возвратиться к предыдущим эпохам, которые темпорально удалены от нашей на сотни и сотни веков, то обнаружится тот факт, что такие научные произведения как, скажем, «Аналитики» Аристотеля или «Диалоги» Платона, совершенно не противопоставлялись современниками таким поэмам как «Илиада» Гомера и, к примеру, «Энеида», написанная Вергилием. Хотя теперь данные жанры люди сочли бы антагонистическими друг другу, ведь первые можно отнести к нехудожественной, а последние – к художественной литературе. Двигаясь вверх по линии прохождения эпох, современный литератор или исследователь может заметить, что для определенного периода свойственно собственное понимание и определение границ термина «литература». Когда человек собственноручно отделяет художественную литературу от литературы публицистической, религиозной, научной и философской, этот человек направляет свой взгляд в прошлое, а такая процедура требует величайшей осторожности.
Но все же, литература как искусство имеет определенное количество особенностей, при помощи которых вполне реально определить границы данного понятия. Например, одна из специфических особенностей литературы – это наличие авторства. Когда у текста есть собственный автор, текст становится обособленным произведением, то есть существует вне зависимости от существования автора. Творец текста ставит финальную точку, чем дает право на жизнь, возможно, великому творению, обреченному на бессмертную славу и память множества поколений. Вопрос авторства дает жизнь такому жанру как фольклор, то есть народное творчество. Как бы ни говорили, что фольклор имеет своего автора – народ, но все же окончательной формы его тексты не имеют. Вы ведь помните сказки? А знаете ли вы насколько изменился их финал, их герои, да и вообще их сценарий за многие сотни лет? И никто не знает.
Следующей особенностью, вытекающей из предыдущей, является форма текста. К литературе относятся письменные тексты, а вот устные, к сожалению, нет. Также важнейшим аспектом литературы является ее социальность. К понятию «литература» относят тексты, которые имеют социальное значение или хотя бы претендуют на таковое. Именно поэтому, дневники, сочинения, частная и служебная переписка не могут быть отнесены к литературе, да и к искусству вообще. Вспомните Ф.М.Достоевского и его «Преступление и наказание», вспомните, какое значение это произведение имело для тогдашнего общества, и сравните его с влиянием на общество школьного сочинения.



 



Формы художественной речи.

Художественная речь – это языковая форма выражения образного содержания произведения словесного искусства, т.е. применение языка в его эстетической функции для создания художественных произведений. Она отличается от всех других типов речи тем, что выражает именно образное, а не бытовое, научное и пр. содержание, и удовлетворяет прежде всего эстетические запросы, т.е. тягу к прекрасному.

Художественная речь бывает прозаическая и стихотворная.

Основной критерий для разделения на прозу и поэзию: отсутствие или наличие ритмической организации.

Прозаическая речь членится на несоизмеримые отрезки (словосочетания, предложения, абзацы, периоды) в соответствии с синтаксическими правилами. Графически прозаический текст выглядит «сплошным», с абзацными отступами. Длина строк регулируется шириной страницы.

Прозаическая речь:

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе, и вышел в отставку премьер-маиором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревни, где и женился на девице Авдотьи Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве (А. С. Пушкин).

Стихотворная речь графически и ритмически (благодаря повторяющемуся рисунку ударений) членится на соизмеримые отрезки, которые не совпадают с синтаксическими членением и не определяются шириной страницы.

Стихотворная рифмованная речь:

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво… (А. С. Пушкин)

Наличие рифмы (созвучия в окончании слов) не является определяющим параметром: есть стихи без рифм, однако ритмически правильные.

Стихотворная речь без рифм:

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..» (А. С. Пушкин)

Промежуточное положение между прозаической и стихотворной формой занимает ритмизованная (метризованная) проза - прозаический текст делится на однородные стопы в соответствии с нормами какого-либо стихотворного силлабо-тонического размера.

Метризованная проза:

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы,/ с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. (М. Ю. Лермонтов)

«Случайными метрами» называют фразы, которые в сплошном потоке прозы вдруг оказываются ритмически организованными: «Герман немец: он расчетлив, вот и все!» - заметил Томский (А. С. Пушкин). Автор не имел намерения сделать эту фразу ритмически правильной, это получилось случайно.

 

РАЗНИЦА МЕЖДУ

Основные жанры поэзии.

Ода Торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.
Баллада Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.
Элегия Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского ).
Послание Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский).
Эклога (от греч. ekloge — отбор), жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. — стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки.
Песня Род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом.
Сонет (итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».
Басня Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.
Эпиграмма (греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики.
СТИХОТВОРЕНИЕ написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественная форма лирики.
акростих стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу
рондо твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
анациклический стих стихотворение, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу
аполог разновидность нравоучительной поэзии в России 18 – начала 19 века
белый стих стихотворение без рифмы
идиллия поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически).
буколика общее название двух часто смешиваемых жанров античной «пастушеской поэзии» — эклоги и идиллии; в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название от заглавия цикла стихов Вергилия.
пастораль жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев.
буриме стихотворение на заданные ранее рифмы
бурлеска жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного
дифирамб античная торжественная лирика
дума размышление поэта на философско-социальные темы
кантата жанр торжественной лирики, бытовавшей в России в 18-нач.19вв.Писалась на определенные торжественные случаи
канты жанр старой одической поэзии, стихотворное произведение, сочиненное по поводу какого-либо торжества; также полудуховные-полусветские стихи, распевавшиеся паломниками для получения подаяния
мадригал вначале -жанр идиллической лирики, порой фривольного характера; теперь- небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено(чаще всего- к женщине)
медитативная лирика философское стихотворение
марш лирический жанр гражданской поэзии
месостих стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что отдельные буквы, расположенные в определенном порядке, составляют слово, выражение или имя адресата стихотворения
миниатюра небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием
надпись малый стихотворный жанр
ноэль французская народная сатирическая песенка; стихотворение из 8 строчек
палиндром стихотворение, читающееся справа налево и слева направо
панторим стихотворение, в котором почти все слова рифмуются между собой((Кошечка в окошечке, кошурка в печурке)
плач жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии
подражание стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизованное в духе поэзии данного поэта
романс небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви
рондель стихотворение из 13 строк, в котором повторяются две рифмы
рондо стихотворение из 8, или13, или15 строк с двумя рифмами
сицилиана стихотворение из восьми строк с двумя перекрестными рифмами
октава стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс
стансы небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли
тавтограмма игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы
ритурнель Трехстрочная строфа. Стихотворный размер свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой 1 и 3 строки, средний стих остается без рифмы (холостым).
триолет Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены.
центон Стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов.
экспромт Небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства.
эпистола Стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
ямбы Жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написан ямбическими стихами.

 

Основные жанры прозы.

Роман – крупное эпическое произведение со сложным конфликтом, в к-ом отражен обширный круг жизненных явлений и основное внимание уделяется человеку в его взаимоотношениях с другими людьми.

Роман в стихах; роман-эпопея (доминирование общественного над индивидуальным и предполагает героическую тематику.

Повесть

Очерк (публицистичность и документальность, влияет на общественное мнение; «Записки охотника» Тургенев).

Новелла – остросюжетный рассказ (динамичный сюжет, отсутствие описательности, мин-но средств выразительности).

Эссе – жанр ф-фской, лит-критич-ой, историко-биографической, публицистической прозы (мин объем, свободная композиция).

Рассказ – это короткое произведение с одной сюжетной линией и несколькими действующими лицами. Обратить внимание на единство формы и содержания, оригинальность авторской манеры (лаконичность и емкость), актуальность, соразмерность частей.

Рассказ — жанр эпической литературы, относящийся к малой эпической форме. В отличие от повести имеет более простую композицию, основывающуюся обычно на одном эпизоде, отдельном событии или случае из жизни героя. На нескольких станицах труднее сказать многое, т.к. для этого необходимо найти емкую форму.

Редактор анализирует рассказ в двух аспектах:

1) может ли данная форма прозы вместить замысел анализатора;

2) сумел ли анализатор свойствами жанру средствами осуществить свой замысел полностью.

Таким образом, редактор, прежде всего, определяет значимость, актуальность. Главное требование: «в малом — многое». В рассказе представлены события, которые дают возможность вскрыть важные, небезразличные для человека нравственные или социальные конфликты. Интересный замысел должен быть передан в яркой образной форме. Необходимо также учитывать характеристики рассказа: одноплановость; органическое единство персонажей, сюжета, композиции; динамизм повествования.

Рассказ может строиться на сопоставлении ряда эпизодов, охватывать более продолжительные время, но введение большого числа персонажей и сюжетных линий противоречат специфике жанра. Затянутая экспозиция, неоправданные подробности — недочеты. Редактор должен выявить ненужное, побочные мотивы, случайный бытовой мат-л, исключить его. Чрезмерная лаконичность может вызвать неоправданные пропуски в развитии действия, схематичность характера, лишить героя индивидуальности, как следствие — нарушение целостности повествования. Рассказ должен обладать художественной лаконичностью.

В редакционном анализе рассказа главенствует:

1) психологическая мотивировка поступков героев (жизненная достоверность);

2) использование автором художественной детали придает необходимую эмоциональность, подключает ассоциативность, дает простор размышлениям и обобщениям.

 

Основные жанры драмы.

Драматический род литературы имеет три основных жанра: трагедию, комедию и драму в узком смысле этого слова, но в нем есть и такие жанры, как водевиль, мелодрама, трагикомедия.

Трагедия (греч. tragoidia, букв. — козлиная песнь) — «драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики...».

В трагедии изображается действительность как сгусток внутренних противоречий, в ней вскрываются конфликты реальности в предельно напряженной форме. Это драматическое произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя. Так, в столкновении с миром преступлений, лжи и лицемерия трагически гибнет носитель передовых гуманистических идеалов датский принц Гамлет, герой одноименной трагедии У. Шекспира.

В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера.

Жанр трагедии имеет длинную историю. Он возник из религиозных культовых обрядов, являлся сценическим разыгрыванием мифа. С появлением театра трагедия сформировалась как самостоятельный жанр драматического искусства. Создателями трагедий были древнегреческие драматурги V в. до н. э. Софокл, Еврипид, Эсхил, оставившие ее совершенные образцы. Они отразили трагическое столкновение традиций родового строя с новым общественным порядком. Эти конфликты воспринимались и изображались драматургами преимущественно на мифологическом материале. Герой античной трагедии оказывался втянутым в неразрешимый конфликт или по воле властного рока (судьбы), или по воле богов. Так, герой трагедии Эсхила «Прометей прикованный» страдает потому, что нарушил волю Зевса, когда подарил огонь людям и научил их ремеслам. В трагедии Софокла «Царь Эдип» герой обречен быть отцеубийцей, жениться на собственной матери. Античная трагедия обычно включала пять актов и строилась с соблюдением «трех единств» — места, времени, действия. Трагедии писались стихами и отличались возвышенностью речи, ее героем был «высокий герой».

Основоположником современной трагедии по праву считается великий английский драматург Уильям Шекспир. В основе его трагедий «Ромео и .Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» лежат острейшие конфликты. Персонажи Шекспира — это уже не герои мифов, а реальные люди, борющиеся с реальными, а не мифическими силами и обстоятельствами. Стремясь к максимальной правдивости и полноте воспроизведения жизни, Шекспир развил все лучшие стороны античной трагедии, в то же время освободив этот жанр от тех условностей, которые в его эпоху утратили свое значение (мифологический сюжет, соблюдение правила «трех единств»). Персонажи трагедий Шекспира поражают своей жизненной убедительностью. Формально шекспировская трагедия далека от античности. Трагизм Шекспира охватывает все стороны реальной действительности. Личность героя его трагедий открыта, не определена до конца, способна на изменения.

Следующий этап в развитии жанра трагедии связан с творчеством французских драматургов П. Корнеля («Медея», «Гораций», «Смерть Помпея», «Эдип» и др.) и Ж. Расина («Андромаха», «Ифигения», «Фед- ра» др.)* Они создали блестящие образцы трагедии классицизма — трагедии «высокого стиля» с обязательным соблюдением правила «трех единств».

На рубеже XVIII —XIX вв. Ф. Шиллер обновил «классический» стиль трагедии, создав трагедии «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева».

В эпоху романтизма содержанием трагедии становится жизнь человека с его душевными исканиями. Трагические драмы создавали В. Гюго («Эрнани», «Лукреция Борджиа», «Рюи Блаз», «Король забавляется» и др.), Дж. Байрон («Двое Фаскари»), М. Лермонтов («Маскарад»).

В России первые трагедии в рамках поэтики классицизма были созданы в XVIII в. А. Сумароковым («Хо- рев»), М. Херасковым («Пламена»), В. Озеровым («Поликсена»), Я. Княжниным («Дидона»).

В XIX в. русский реализм тоже дал убедительные образцы трагедии. Создателем трагедии нового типа стал A.

C. Пушкин. Главным героем его трагедии «Борис Годунов», в которой были нарушены все требования классицизма, стал народ, показанный как движущая сила истории. Осмысление трагических конфликтов действительности продолжили А.Н. Островский («Без вины виноватые» и др.) и Л.Н. Толстой («Власть тьмы»).

В конце XIX — начале XX в. возрождается трагедия «в высоком стиле»: в России — в творчестве Л. Андреева («Жизньчеловека», «Царь-голод»), Вяч. Иванова («Прометей»), на Западе — в творчестве Т.-С. Эллиота («Убийство в соборе»), П. Клоделя («Благовещение»), Г. Гауптмана («Крысы»). Позже, в XX в., — в творчестве Ж.-П. Сартра («Мухи»), Ж. Ануя («Антигона»).

Трагические конфликты в русской литературе XX в. нашли отражение в драматургии М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег»). В литературе социалистического реализма они приобрели своеобразную трактовку, так как господствующим в них стал конфликт, основанный на непримиримом столкновении классовых врагов, а главный герой погибал во имя идеи («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Шторм» B.

Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Сельвинского и др.). На современном этапе развития русской драматургии жанр трагедии почти забыт, но трагические конфликты осмысляются во многих пьесах.

Комедия (лат. сотоесИа, греч. котосИа, от котоэ — веселая процессия и 6с1ё — песня) — вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим1.

Комедия, как и трагедия, зародилась еще в Древней Греции. «Отцом» комедии считается древнегреческий драматург Аристофан (V—IV вв. до н. э.). В своих произведениях он высмеивал алчность, кровожадность и безнравственность афинской аристократии, ратовал за мирную патриархальную жизнь («Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки»).

В европейской литературе Нового времени комедия продолжала традиции античной литературы, обогащая их. В европейской литературе выделяются устойчивые типы комедий. Например, комедия масок, комедия дель арте (соттесИа (1е1Гаг1е), которая появилась в Италии в XVI в. Ее персонажами были типовые маски (Арлекин, Пульчинелла и др.). Этот жанр оказал влияние на творчество Ж.-Б. Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци.

В Испании была популярна комедия «плаща и шпаги» в творчестве Лопе де Вега («Овечий источник»), Тирсо де Молина («Дон Хиль Зеленые Штаны»), Кальдерона («С любовью не шутят»).

Теоретики искусства по-разному решали вопрос об общественном назначении комедии. В эпоху Возрождения ее роль ограничивалась исправлением нравов. В XIX в. В. Белинский отмечал, что комедия не только отрицает, но и утверждает: «Истинное негодование на противоречия и пошлость общества есть недуг глубокой и благородной души, которая стоит выше своего общества и носит в себе идеал другой, лучшей общественности». Прежде всего комедия должна была быть направлена на осмеяние безобразного. Но, наряду со смехом, незримым «честным лицом» комедии (по замечанию Н.В. Гоголя, единственно честным лицом его комедии «Ревизор» был смех), в ней мог быть «благородный комизм», символизирующий положительное начало, представленное, например, в образе Чацкого у Грибоедова, Фигаро у Бомарше, Фальстафа у Шекспира.

Значительных успехов искусство комедии достигло в творчестве У. Шекспира («Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой» и др.). Драматург выражал в них ренессансную идею о неодолимой власти природы над человеческим сердцем. Уродство в его комедиях было смешным, в них царило веселье, в них были цельные характеры сильных людей, умеющих любить. Комедии Шекспира до сих пор не сходят со сцен театров мира.

Блестящих успехов добился французский комедиограф XVII в. Мольер — автор всемирно известных «Тартюфа», «Мещанина во дворянстве», «Скупого». Прославленным комедиографом стал Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»).

В России народная комедия существовала издавна. Выдающимся комедиографом русского Просвещения был Д.Н. Фонвизин. Его комедия «Недоросль» беспощадно осмеяла «барство дикое», царящее в семье Простаковых. Писал комедии И.А. Крылов («Урок дочкам», «Модная лавка»), высмеивая преклонение перед иностранцами.

В XIX в. образцы сатирической, социальной реалистической комедии создают А.С. Грибоедов («Горе от ума»), Н.В. Гоголь («Ревизор»), А.Н. Островский («Доходное место», «Свои люди — сочтемся» и др.). Продолжая традиции Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылин в своей трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») показал, как чиновничество «облегло» всю Россию, принося ей беды, сравнимые с ущербом, нанесенным татаро-монгольским игом и нашествием Наполеона. Известны комедии М.Е. Салтыкова-Щедри- на («Смерть Пазухина») и А.Н. Толстого («Плоды просвещения»), которые в чем-то приближались к трагедии (в них есть элементы трагикомедии).

Комедия породила разные жанровые разновидности. Различают комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, комедию нравов (бытовую комедию), комедию-буффонаду. Четкой границы между этими жанрами нет. В большинстве комедий сочетаются элементы разных жанров, что углубляет комедийные характеры, разнообразит и расширяет саму палитру комического изображения. Это наглядно демонстрирует Гоголь в «Ревизоре». С одной стороны, он создал «комедию положений», основанную на цепи смешных недоразумений, из которых главная — нелепая ошибка шести уездных чиновников, принявших за могущественного ревизора «елистратишку», «пустельгу» Хлестакова, что послужило источником множества комических ситуаций. С другой стороны, комический эффект, возбуждаемый различными нелепыми жизненными положениями, далеко не исчерпывает содержания «Ревизора». Ведь причина ошибки уездных чиновников кроется в их личных качествах ?— в их трусости, душевной грубости, умственной ограниченности — ив сущности характера Хлестакова, который, живя в Петербурге, усвоил манеру поведения чиновников. Перед нами яркая «комедия характеров», точнее, комедия реалистически выписанных социальных типов, представленных в типических обстоятельствах.

В жанровом отношении различают также комедии сатирические («Недоросль»Фонвизина, «Ревизор» Гоголя) и высокие, близкие к драме. Действие этих комедий не содержит смешных ситуаций. В русской драматургии это прежде всего «Горе от ума» А. Грибоедова. В неразделенной любви Чацкого к Софье нет ничего комического, но ситуация, в которую поставил себя романтичный молодой человек, комична. Положение образованного и прогрессивно мыслящего Чацкого в обществе Фамусовых и молчалиных драматично. Различают и лирические комедии, примером которой является «Вишневый сад» А.П. Чехова.

В конце XIX — начале XX в. появляются комедии, характеризующиеся повышенным психологизмом, установкой на изображение усложненных характеров. К ним относятся «комедии идей» Б.

Шоу («Пигмалион», «Миллионерша» и др.), «комедии настроений» А.П.Чехова («Вишневый сад»), трагикомедии Л. Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора»), Ж. Ануя («Дикарка»).

В XX в. заявляет о себе русский авангардизм, в том числе в области драматургии, корни которого, несомненно, уходят в фольклор. Впрочем, фольклорное начало обнаруживается уже в пьесах В. Капниста, Д. Фонвизина, в сатире И. Крылова, Н. Гоголя, М. Сал- тыкова-Щедрина, традиции которых в XX в. продолжили М. Булгаков («Багровый остров», «Зойкина квартира», «Адам и Ева»), Н. Эрдман («Самоубийца», «Мандат»), А. Платонов («Шарманка»).

В русском авангардизме XX в. условно выделяют три этапа: футуристический («Зангези» В. Хлебникова, «Победа над солнцем» А. Крученых, «Мисте- рия-буфф» В. Маяковского), постфутуристически й (театр абсурда обэриутов: «Елизавета Вам» Д. Хармса, «Елка у Ивановых» А. Введенского) и драматургия авангардизма современности (А. Арто,Н. Са- дур, А. Шипенко, А. Слаповский, А. Железцов, И. Савельев, Л. Петрушевская, Е. Гремина и др.).

Авангардные тенденции в современной драматургии являются предметом литературоведческих исследований. Например, М.И. Громова, видит истоки этого явления в том, что в 20-е годы XX в. были пресечены попытки создания «альтернативного» искусства (театр обэриутов), которое на долгие годы ушло в подполье, породив «самиздат» и «диссидентство», а в 70-е годы (годы застоя) формировалось на сценах многочисленных студий «андерграунда», получивших право легально работать в 90-е годы (годы перестройки), когда появилась возможность ознакомиться с западноевропейской авангардной драматургией всех типов: «театром абсурда», «театром жестокости», «театром парадокса», «хэппенинга» и т. д. На сцене студии «Лаборатория» была поставлена пьеса В. Денисова «Шесть призраков на рояле» (ее содержание навеяно картиной Сальвадора Дали). Критиков поразила жестокая абсурдная реальность пьес А. Галина («Звезды на утреннем небе», «Sorry», «Титул»), А. Дударева («Свалка»), Э. Радзинско- го («Спортивные игры 1981 года», «Наш Декамерон», «Я стою у ресторана»), Н. Садур («Лунные волки»),

А. Казанцева («Сны Евгении»), А. Железцова («Аскольдова могилка», «Гвоздь»), А. Буравского («Учитель русского»). Такого рода пьесы дали повод критику Е. Соко- лянскому заключить: «Кажется, единственное, что драматический писатель может передать в нынешних условиях, это определенное безумие момента. То есть ощущение переломного момента истории с торжеством хаоса»267. Во всех этих пьесах есть элементы трагикомедии. Трагикомедия — вид драматических произведений (драмы как рода), обладающий признаками как трагедии, так и комедии, что отличает трагикомедию от промежуточных между трагедией и комедией форм, т. е. от драмы как вида.

Трагикомедия отказывается от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Мироощущение, лежащее в ее основе, связано с чувством относительности существующих критериев жизни. Переоценка моральных устоев ведет к неуверенности и даже отказу от них; субъективное и объективное начала размыты; неясное понимание реальности может вызывать интерес к ней или полное безразличие и даже признание алогичности мира. Трагикомическое мироощущение в них доминирует в переломные моменты истории, хотя трагикомическое начало присутствовало уже в драматургии Еврипида («Алкестида», «Ион»).

«Чистый» тип трагикомедии стал характерен для драмы барокко и маньеризма (Ф. Бомонт, Дж. Флетчер). Его признаки — сочетание смешных и серьезных эпизодов, смешение возвышенных и комических характеров, наличие пасторальных мотивов, идеализация дружбы и любви, запутанное действие с неожиданными ситуациями, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц, герои не наделены постоянством характера, но в их образах часто подчеркивается одна черта, превращающая персонаж в тип.

В драматургии конца XIX в. в творчестве Г. Ибсена, Ю.А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. Чехова, Л. Пиранделло, в XX в. — Г. Лорки, Ж. Жироду, Ж. Ануя, Э. Ионеско, С. Беккета усиливается трагикомический элемент, как и в русской авангардной драматургии XX в.

Современная трагикомедия не обладает четкими жанровыми признаками и характеризуется «трагикомическим эффектом», который создается показом действительности одновременно и в трагическом, и в комическом освещении, несоответствием героя и ситуации (трагическая ситуация — комический герой, или наоборот, как в грибоедовской комедии «Горе от ума»); неразрешимостью внутреннего конфликта (сюжет предполагает продолжение действия; автор же воздерживается от окончательной оценки), ощущением абсурдности бытия.

Особым видом развлекательной комедии является водевиль (фр. vaudeville от Vau de Vire — название долины в Нормандии, где в начале XV в. появился этот жанр театрального искусства) —пьеса бытового содержания с занимательным развитием действия, в которой остроумный диалог чередуется с танцами и пе- сенками-куплетами.

Во Франции водевили писали Э. Лабиш, О. Скриб. В России водевиль появился в начале XIX в. Он унаследовал от комической оперы XVIII в. интерес к национальным сюжетам. Водевили писали А.С. Грибоедов («Притворная неверность»), Д.Т. Ленский («Лев Гурыч Синичкин»), В.А. Соллогуб («Ямщик, или Шалость гусарского офицера»), П.А. Каратыгин («Заемные жены», «Чудак-покойник»), Н.А. Некрасов («Петербургский ростовщик»), А.П. Чехов («Медведь», «Предложение», «Свадьба», «О вреде табака»). Во второй половине XIX в. водевиль был вытеснен опереттой. Интерес к нему вернулся в конце XX в.

В театральном искусстве XIX —XX вв. комедии-во- девилй легкого содержания с внешними комическими приемами стали называть фарсами.Фарс (фр. farce, от лат. farcio — начиняю: ср.-век. мистерии «начинялись» комедийными вставками) — вид народного театра и литературы западноевропейских стран XIV—XVI вв., прежде всего Франции. Отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством; насыщен буффонадой. Его героями были горожане. Образы-маски фарса были лишены индивидуального начала (фарс близок комедии масок), хотя и были первой попыткой создания социальных типов268.

Средствами создания комического (сатирического) эффекта являются речевая комика — алогизм, несообразность ситуаций, пародия, игра парадоксами, ирония, в новейшей комедии — юмор, ирония, сарказм, гротеск, остроумие, острота, каламбур.

Остроумие основано на чувстве юмора (фактически это одно и то же) — особая ассоциативная способность, умение критически подойти к предмету, подметить нелепость, быстро отреагировать на нее269. Парадокс «выражает мысль на первый взгляд абсурдную, но, как потом выясняется, в известной мере справедливую»1. Например, в гоголевской «Женитьбе» после позорного бегства Подколесина Арина Пантеле<






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.021 с.